Анализ духовно нравственного воспитания в школе

Обновлено: 02.07.2024

В последнее время в современном мире наметилась тенденция потери духовных ценностей и традиций. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Происходит трансформация института семьи, меняется её социокультурное основание, социальные роли в семье. На территории городского посёлка Боровуха до распада СССР располагались воинские части, во время дислокации которых идеи чести, добра, справедливости были основой повседневной жизни каждой семьи. Во главе угла стояла полноценная здоровая семья. Сегодня общество изменилось. Данные постулаты утрачиваются, и намечается негативная тенденция, которая ведёт к потере духовных ценностей и традиций. В нашей школе насчитывается 21% неполных семей, в нашей школе - 21% детей из неблагополучных семей.

На сегодняшний день Боровухская средняя школа №15 г. Новополоцка является духовно-просветительским и культурно-образовательным центром посёлка. В учреждении образования проходят все массовые мероприятия, проводимые в поселке для местных жителей. И мы считаем, что школа может способствовать повышению духовной культуры местного сообщества. В своей деятельности в этом направлении мы опираемся на нормативные документы.

На основе Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью разработана программа сотрудничества между отделом образования, спорта и туризма Новополоцкого городского исполнительного комитета и Полоцкой епархией Белорусской Православной Церкви на 2015 – 2020 годы.

Перед педагогами нашей школы поставлена цель : создание условий для воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу страны, в которой живешь, и своего народа.

Работа по достижению цели ведется системно и целенаправленно с 2013 года и охватывает все стороны образовательного процесса.

Сегодня в школе создан духовно-просветительский кабинет православной культуры, на базе которого проходят все значимые мероприятия этого направления с учащимися, педагогами, родителями. Кабинет комплектуется соответствующей литературой и видеоматериалами, наработками педагогов.

Учащиеся школы, занимающиеся в военно-патриотическом клубе городского посёлка Боровуха под руководством В.И. Кострова, дважды принимали участие в военно-патриотическом слёте православной молодёжи. Проводится также исследовательская работа по данному направлению:

Следует отметить, что проводимые мероприятия в учреждении образования по духовно-нравственному воспитанию находят отклик у учащихся, педагогов и родителей. А по итогам проводимой диагностики среди учащихся 5-11 класса духовно-нравственные ценности занимают приоритетные места.

Школа является тем звеном, которое содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Работа по духовно-нравственному воспитанию позволяет сформировать отношение к православным канонам и традициям как к культурным ценностям, воспитать основы нравственного поведения.

Целенаправленная работа по сохранению духовно-нравственного здоровья детей привела к снижению уровня совершения учащимися правонарушений в учреждении образования и удерживает положительную динамику с 2015 года.

Системная работа всего педагогического коллектива позволила наладить партнёрство и тесное сотрудничество школы с представителями поселкового совета, дошкольными учреждениями посёлка, представителями Полоцкой епархии по духовно-нравственному просвещению местного сообщества. Проводимые мероприятия помогают учащимся проявить себя, заявить о себе, приняв участие в творческих конкурсах и мероприятиях; сформировать уважение к культурным ценностям, ответственное отношение к браку и семье.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


ШЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МУНИЦИПАЛЬНИ БЮДЖЕТАН ЮКЪАРАДЕШАРАН УЧРЕЖДЕНИ

ШЕЛКОВСКИ МУНИЦИПАЛЬНИ К I ОШТАН НОХЧИЙН РЕСПУБЛИКАН

366118, ЧР, Шелковской муниципальный район, с. Воскресеновское, ул. Школьная, 15,

о проделанной работе по реализации Единой концепции

духовно - нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики

за 2020-2021 учебный год





2020-2021 учебный год

В своей деятельности по обеспечению духовно- нравственного воспитания руководствуемся положениями Федеральных законов, приказом Министерства образования ЧР, единой концепцией духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики.

§ Педагогический коллектив нашей школы стремится к формированию у обучающихся школы следующих качеств:
нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);

§ нравственного облика (милосердия, толерантности);

§ нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);

§ нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
Духовно-нравственное воспитание в школе осуществляется через уроки литературы (чеченской, русской), истории религий, обществознания, кружки, внеклассные мероприятия, классные часы.

В планы работы вошли мероприятия, способствующие развитию у обучающихся чувства отзывчивости, ответственности, вежливости, умение уважать и соблюдать обычаи и традиции своего народа, Республики, профилактика терроризма и экстремизма, а также работа с родителями.

23 августа 2020 году чеченский народ отмечал 69-ю годовщину со дня рождения своего национального героя, первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Абдулхамидовича Кадырова. Человека, сумевшего остановить войну, спасти народ от уничтожения и дать ему надежду на будущее.

В связи с этим в школе был составлен план работы по празднованию 69-ой годовщины со дня рождения Первого Президента Чеченской Республики А-Х.А. Кадырова.

Согласно составленному плану проведены следующие мероприятия:

1. Проведены субботники по очистке и благоустройству территории школьного двора. В субботнике приняли участие, как учителя школы, так и ученики старших классов. Каждый внес в это дело частичку своего тепла, чистая, ухоженная территория школы радует глаз всех окружающихся;

3. Прошло религиозное мероприятие, посвященное дню рождения Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова. В школе собрались работники и приглашенные богословы. Богослов, выступая перед собравшимися, подчеркнул роль и вклад Ахмат - Хаджи Кадырова в установлении мира и стабильности на чеченской земле и отметил, что Ахмат-Хаджи Кадыров, как истинно верующий мусульманин уделял огромное внимание духовному возрождению республики. Дала гIазот къобал дойла цуьн! После чтения мовлида верующие прочитали дуа, в котором они просили благословения Аллаха, Его милости и благодати для Первого Президента Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырова, а также благословения и добра для его родных и близких. В своей молитве они просили Всевышнего о сохранении мира на чеченской земле и помощи нынешнему Главе республики Рамзану Кадырову во всех его благих намерениях.

5 октября в нашей стране отмечают свой профессиональный праздник педагоги. Этот праздник объединяет людей, которые ежедневно отдают себя нужному для общества и страны делу – воспитанию и обучению детей, подготовке их к жизни в современном обществе. В нашей школе был организованы следующие мероприятия, посвященные Дню учителя:

1. Во всех классах прошли классные часы, посвященные Дню учителя;

за 2018 – 2019 учебный год. Воспитатель : Казначеева О. А.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей школьной возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы. Вся деятельность педагогов Центра направлена на обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого инициативного, компетентного гражданина России.

Реализация деятельности по данному направлению осуществляется в соответствии с поставленными задачами:

- сохранение и укрепление духовно нравственного здоровья воспитанников;

-формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей: любви к России, своему краю и народу;

-формирование культуры личности воспитанников, основ общения и межличностных отношений, нравственных понятий, чувств и убеждений духовной народной культуры;

-воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, уважительного отношения к государственной символике, любви к Родине;

- воспитание потребности здорового образа жизни и трудолюбия.

Основной целью реализации программы является формирование социально интегрированной личности воспитанников в системе ценностных установок Центра.

В нашей группе осуществляется система совместной деятельности воспитателя, логопеда, психолога, музыкального руководителя, методиста по сохранению духовно-нравственного здоровья детей.

Формы работы : познавательные часы, беседы, целевые прогулки и экскурсии, диспуты, игровые программы, видеоматериалы, игры нравственного и духовного содержания, проведение праздников и мероприятий, тематические и творческие вечера, участие в конкурсах.

Все мероприятия духовно-нравственной направленности отражены в планах воспитательной работы. В рамках программы духовно-нравственного воспитания в группе планируются и проводятся мероприятия по направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное. физкультурно-оздоровительное, трудовое, экологическое, художественно-эстетическое.

Данные учреждения обладают всем необходимым оборудованием, техническими средствами, информационными технологиями, необходимыми для эффективной подачи информации воспитанникам Центра.

Посещение Воскресной школой при Свято-Троицком соборе осуществляется системно в форме занятий с преподавателями Воскресной школы и прямого контакта с духовными наставниками. Доверительные беседы с настоятелями Свято-Троицкого собора способствуют формированию и воспитанию личности, благотворно влияя на все стороны взаимоотношений воспитанников с миром : на их этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентации, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.

С целью обеспечения реализации по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников в группе функционирует уголок православной культуры, где проводятся индивидуальные и групповые беседы, чтение православных книг. Оформлены тематические уголки для детей. в оформлении использованы: символика страны, края, города, рисунки и фотографии по данной теме.

В Центре систематически проходят совместные мероприятия и праздники духовного и нравственного возрождения (Рождество Христово, Масленица, Пасха и др.).

18 апреля в Центре прошел праздник Светлой Пасхи! Все с большим интересом и радостью готовились к Пасхе. Дети познакомились с историей праздника, с его символами. С большим удовольствием учили стихи, посвященные Светлому Христову Воскресению, готовили пасхальные поделки.

Воспитанники принимали активное участие в плановых мероприятиях и праздниках Воскресной школы.

С целью знакомства с православной культурой нашей страны, приобщения детей к духовно-нравственным ценностям стало хорошей традицией организация экскурсионных поездок. Это экскурсии по памятным местам родного края (Свято-Троицкий собор, Храм Николая Чудотворца, Мамонтова пустынь и др.).

Духовно-нравственное мировосприятие неразрывно связано с гражданско-патриотической деятельностью. Работая с детьми в данном направлении, используем различные формы работы : экскурсии, целевые прогулки, организовываем народные праздники, вечера встреч с сотрудниками музея, ветеранами, рассказываем своим воспитанникам о событиях в истории страны, родного города, культурных, научных, спортивных и трудовых достижений россиян, победах русского народа. Внеурочные мероприятия проводятся в соответствии с календарем памятных дат истории и культуры нашего отечества.

Одним из возможных путей духовного - нравственного возрождения детей в Центре является трудовое воспитание. Мы приобщаем воспитанников в доступных формах к труду и подводим их к осознанию того, что в обществе любой труд не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека нравственными и духовно-эстетическими ценностями.

Работая с детьми в данном направлении, были организованны экскурсии

по городу с целью знакомства с различными видами труда; на производственные предприятия с целью ознакомления с различными профессиями, встречи с представителями разных профессий; трудовые акции.

Включение детей в совместную социально-значимую деятельность способствует сохранению и укреплению духовно нравственного здоровья воспитанников.

Результатом эффективности духовно нравственного воспитания детей являются :

- рост числа воспитанников Центра с позитивной духовно – нравственной направленностью;

- рост общей активности детей при проведении коллективных дел и мероприятий по данному направлению в Центре и за его пределами ;

- повышение уровня воспитанности и духовно – нравственного здоровья.

Поставленные задачи по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей выполнены. Учебно-тематический план реализован полностью.

Данные задачи являются актуальными на следующий год, так как контингент воспитанников ежегодно меняется.

за 2018 – 2019 учебный год. Воспитатель : Казначеева О. А.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей школьной возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы. Вся деятельность педагогов Центра направлена на обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого инициативного, компетентного гражданина России.

Реализация деятельности по данному направлению осуществляется в соответствии с поставленными задачами:

- сохранение и укрепление духовно нравственного здоровья воспитанников;

-формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей: любви к России, своему краю и народу;

-формирование культуры личности воспитанников, основ общения и межличностных отношений, нравственных понятий, чувств и убеждений духовной народной культуры;

-воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, уважительного отношения к государственной символике, любви к Родине;

- воспитание потребности здорового образа жизни и трудолюбия.

Основной целью реализации программы является формирование социально интегрированной личности воспитанников в системе ценностных установок Центра.

В нашей группе осуществляется система совместной деятельности воспитателя, логопеда, психолога, музыкального руководителя, методиста по сохранению духовно-нравственного здоровья детей.

Формы работы : познавательные часы, беседы, целевые прогулки и экскурсии, диспуты, игровые программы, видеоматериалы, игры нравственного и духовного содержания, проведение праздников и мероприятий, тематические и творческие вечера, участие в конкурсах.

Все мероприятия духовно-нравственной направленности отражены в планах воспитательной работы. В рамках программы духовно-нравственного воспитания в группе планируются и проводятся мероприятия по направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное. физкультурно-оздоровительное, трудовое, экологическое, художественно-эстетическое.

Данные учреждения обладают всем необходимым оборудованием, техническими средствами, информационными технологиями, необходимыми для эффективной подачи информации воспитанникам Центра.

Посещение Воскресной школой при Свято-Троицком соборе осуществляется системно в форме занятий с преподавателями Воскресной школы и прямого контакта с духовными наставниками. Доверительные беседы с настоятелями Свято-Троицкого собора способствуют формированию и воспитанию личности, благотворно влияя на все стороны взаимоотношений воспитанников с миром : на их этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентации, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.

С целью обеспечения реализации по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников в группе функционирует уголок православной культуры, где проводятся индивидуальные и групповые беседы, чтение православных книг. Оформлены тематические уголки для детей. в оформлении использованы: символика страны, края, города, рисунки и фотографии по данной теме.

В Центре систематически проходят совместные мероприятия и праздники духовного и нравственного возрождения (Рождество Христово, Масленица, Пасха и др.).

18 апреля в Центре прошел праздник Светлой Пасхи! Все с большим интересом и радостью готовились к Пасхе. Дети познакомились с историей праздника, с его символами. С большим удовольствием учили стихи, посвященные Светлому Христову Воскресению, готовили пасхальные поделки.

Воспитанники принимали активное участие в плановых мероприятиях и праздниках Воскресной школы.

С целью знакомства с православной культурой нашей страны, приобщения детей к духовно-нравственным ценностям стало хорошей традицией организация экскурсионных поездок. Это экскурсии по памятным местам родного края (Свято-Троицкий собор, Храм Николая Чудотворца, Мамонтова пустынь и др.).

Духовно-нравственное мировосприятие неразрывно связано с гражданско-патриотической деятельностью. Работая с детьми в данном направлении, используем различные формы работы : экскурсии, целевые прогулки, организовываем народные праздники, вечера встреч с сотрудниками музея, ветеранами, рассказываем своим воспитанникам о событиях в истории страны, родного города, культурных, научных, спортивных и трудовых достижений россиян, победах русского народа. Внеурочные мероприятия проводятся в соответствии с календарем памятных дат истории и культуры нашего отечества.

Одним из возможных путей духовного - нравственного возрождения детей в Центре является трудовое воспитание. Мы приобщаем воспитанников в доступных формах к труду и подводим их к осознанию того, что в обществе любой труд не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека нравственными и духовно-эстетическими ценностями.

Работая с детьми в данном направлении, были организованны экскурсии

по городу с целью знакомства с различными видами труда; на производственные предприятия с целью ознакомления с различными профессиями, встречи с представителями разных профессий; трудовые акции.

Включение детей в совместную социально-значимую деятельность способствует сохранению и укреплению духовно нравственного здоровья воспитанников.

Результатом эффективности духовно нравственного воспитания детей являются :

- рост числа воспитанников Центра с позитивной духовно – нравственной направленностью;

- рост общей активности детей при проведении коллективных дел и мероприятий по данному направлению в Центре и за его пределами ;

- повышение уровня воспитанности и духовно – нравственного здоровья.

Поставленные задачи по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей выполнены. Учебно-тематический план реализован полностью.

Данные задачи являются актуальными на следующий год, так как контингент воспитанников ежегодно меняется.

Читайте также: