Анализ действующих программ по естествознанию в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

3. Какие специфические естественно научные принципы обучения вы знаете? Перечислите.

4. Укажите функции и особенности учебника в системе средств обучения.

6. Назовите структурные компоненты учебника и охарактеризуйте их.

Задание 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа ФГОС второго поколения.

Задание 3. Сравнительный анализ рабочих программ по окружающему миру для начальной школы, разработанных по ФГОС второго поколения.

Таблица 1

Сопоставьтетребования к достижениям младших школьников по разным программам. Соотнесите их с требованиями ФГОС НОО 2-го поколения. Результаты работы отразите в таблице №2 и сделайте вывод.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: проанализировать программы окружающего мира с целью ознакомления со структурой программы, содержанием и соответствие требованиям ФГОС.

А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая

Цели: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

формирование уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели здоровье сберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

Принципы программы, фундаментальная идея

На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе, что осуществляется через раскрытие разнообразных связей между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Место курса в учебном плане

1. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (природа, вещество, звезды и планеты, погода, формы земной поверхности, водоемы, вода, полезные ископаемые, почва, растения, грибы, животные, лес, луг, водоем, круговорот веществ, природные зоны, человек, влияние деятельности человека на природу, заповедники, национальные парки, общее представление о тебе человека).

2. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (общество, человек, семья и семейные традиции, младший школьник и его поведение в школе, друзья, взаимоотношения между ними, значение труда в жизни человека и общества, важное значение транспорта в жизни общества, важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта; наша Родина - Россия, Российская Федерация, Президент Российской Федерации, Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно - нравственных связей между соотечественниками, Россия на карте, государственная граница, Москва - столица России, города России, Россия - многонациональная страна, Родной край - частица России, особенности труда людей родного края, и их профессии, История Отечества, Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей, страны и народы мира).

3. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ (Ценность здоровья и здорового образа жизни, режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена, личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья, дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года, правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой, правила безопасного поведения в природе, забота о здоровье и безопасности окружающих людей).

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (Окружающий мир, его многообразие. Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Звёзды и планеты. Глобус как модель Земли. Смена дня и ночи на Земле. Погода, её составляющие. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги. Водные богатства, их разнообразие. Воздух — смесь газов. Вода. Мир камней, его разнообразие и красота. Почва. Растения, их разнообразие. Грибы. Животные, их разнообразие.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы. Природные зоны России. Человек — часть природы. Всемирное природное наследие. Международная Красная книга. Общее представление о строении тела человека.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Семья — самое близкое окружение человека. Хозяйство семьи. Младший школьник. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Экономика, её составные части.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Наземный, воздушный и водный транспорт. Роль компьютера в современной жизни. Наша Родина — Россия, Российская Федерация.

Президент Российской Федерации — глава государства. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Россия на карте, государственная граница России. Россия на карте, государственная граница России. Россия — многонациональная страна. Родной край — частица России. Родной край — частица России. История Отечества. Страны и народы мира. Представления об эпохах в истории человечества. Всемирное культурное наследие.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ (Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека).

Характеристика видов деятельности

Рассказывать, ориентироваться, обсуждать, моделировать, изображать, запомнить, составлять, высказывать, различать, приводить, оценивать, выделять, отображать, называть, обнаруживать, определять, сравнивать, располагать, находить, систематизировать, узнавать, описывать, читать, изготавливать, подбирать, выявлять, перечислять, определять, называть, характеризовать, контролировать, работать в группе, фиксировать, отмечать, придумывать, делать, предлагать, оказывать, пересказывать, рассуждать, рисовать, фотографировать, применять, работать со взрослыми, участвовать, высаживать, проектировать, составить, сочинить, оформить, классифицировать, сопоставлять, взаимопроверка, стремиться, высказывать предположения, презентовать, передавать голосом, обосновывать, иллюстрировать, распределять обязанности, соотносить, извлекать, осуществлять, устанавливать связь, подкармливать, прослеживать, демонстрировать, стремиться, работать, актуализировать, работать в паре, работать индивидуально, перечислять, выписывать, показывать, формулировать, совершать, готовить, изучать, прослеживать, инсценировать, корректировать, вписывать, осваивать, доказывать.

Задавать, вступать, пользоваться, различать, оценивать, понимать, стремиться, работать, актуализировать, сравнивать, описывать, рассказывать, отвечать, рассматривать, работать в паре, обсуждать, работать со взрослыми, находить, узнавать, фотографировать, интервьюировать, составлять, выступать, наблюдать, моделировать, группировать, практическая работа, определять, использовать, самопроверку, извлекать, осуществлять, устанавливать связь, приводить примеры, выдвигать, анализировать, отбирать, проводить опыты, прослеживать, формулировать выводы, ухаживать, изготавливать, подбирать, определять, сочинять, выступать, оформлять, анализировать, фиксировать, классифицировать, сопоставлять, взаимопроверка, стремиться, высказывать предположения, отображать, участвовать, составлять рассказ, презентовать, передавать голосом, обосновывать, иллюстрировать, распределять обязанности, приводить, читать, работать в группе, подкармливать, соотносить, распределять, разыгрывать, предлагать, доказывать, актуализировать, прослеживать, рассматривать, перечислять, выписывать, показывать, формулировать, совершать, готовить, изучать, различать, демонстрировать, выяснять, знакомиться, развивать, описывать, осознавать, участвовать, выявлять, описывать.

Планируемые результаты освоения курса

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире.

1) в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) в формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) в овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и за дачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) овладение базовыми предметными и межпредетными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире.

2. Становление начального естествознания как учебного предмета и методики его преподавания. История науки. Взгляды К.Д. Ушинского, А.Я. Герда, Л.С. Севрука, Д.Н. Кайгородова, В.П. Вахтерова и др. на развитие естествознания и методики преподавания. Развитие науки в советский период и в настоящее время. (В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, Л.Ф. Мельчаков, К.П. Ягодовский, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и др.)

Методика организации и проведения практических работ при изучении полезных ископаемых.

26. Вода в природе.Значение воды в природе и народном хозяйстве. Свойства воды.

27. Мировой океан и его части.Изучение Мирового океана. Движение воды в Мировом океане. Рельеф дна. Использование богатств Мирового океана.

28. Подземные воды.Происхождение подземных вод. Минеральные источники, колодцы. Использование подземных вод человеком.

29. Река и её части.Работа воды в природе. Равнинные и горные реки. Питание и режим рек. Использование человеком.

30. Озёра, болота.Происхождение и классификация. Питание озёр и их развитие.

31.Происхождение болот. Болота верховые и низинные. Использование озёр и болот человеком.

32. Проблемы пресной воды на Земле.Охрана водных ресурсов.

33. Организация и методика проведения фронтальных и демонстрационных опытов по изучению свойств воды, круговорота воды в природе.Деятельность учителя и учащихся на уроках с применением опытов. Требования к показу опыта, техника безопасности.

34. Рисование и черчение схем (происхождение подземных вод, части реки, части Мирового океана), моделирование. Составление комплексной характеристики реки (по заданию преподавателя)

35. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.Состав и строение атмосферы. Значение и современные методы исследования. Методика проведения опытов по изучению свойств воздуха.

36. Солнце – источник света и тепла на Земле. Температура воздуха. Распределение тепла на земной поверхности.

37. Давление атмосферы.Измерение давления. Ветер. Воздушные массы. Циклоны и антициклоны. Общая циркуляция атмосферы.

38. Вода в атмосфере.Влажность воздуха. Явления природы, связанные с наличием воды в атмосфере. Облака. Типы облаков.

39. Осадки, их происхождение.Виды осадков. Закономерности распределения осадков на земной поверхности.

40. Понятие о погоде.Погода, как комплекс явлений: температура, давление, ветер, влажность, облачность, осадки, звуковые и электрические явления. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

41. Понятия о климате.Факторы климатообразования. Климаты Земли. Глобальное изменение климата.

Охрана воздушной среды.

Курс I семестр

1. Почва – среда обитания организмов.Значение почвы для живой природы. Состав, строение почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Типы почв. Охрана земельных ресурсов.

Курс II семестр

Природные зоны России.

2. Понятие о природных зонах. Умение Докучаева В.В. о природных зонах.

3. Арктическая пустыня.Географическое положение. Климатические условия. Растительный и животный мир. приспособленность к суровым условиям. Станции наблюдений за погодой, экологией северных морей.

4. Зона тундры. Природа. Географическое положение. Рельеф, полезные ископаемые, почвы. Адаптации растений и животных к суровым климатическим условиям.

5. Хозяйственное использование зоны тундры. Основные занятия коренного населения тундры: охота, оленеводство, рыболовство. Полярное земледелие. Разработка полезных ископаемых. Экологические проблемы, связанные с деятельностью человека.

6. Лесная зона. Тайга Лесотундра. Переход от тундры к тайге. Неоднородность климата, причины. Рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы. Растительный и животный мир таёжных лесов.

7. Смешанные и широколиственные леса европейской части России и Дальнего Востока.Условные границы, географическое положение. Водные ресурсы. Рельеф, полезные ископаемые. Закономерности в формировании почвенно-климатический условий. Особенности растительного и животного мира.

8. Хозяйственное использование лесной зоны. Экологические проблемы. Лесоразработки. Охота, пушной промысел, звероводство. Добыча полезных ископаемых. Земледелие и животноводство. Экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.

9. Зона степей. Природа. Лесостепь. Переход от лесов к степи. Географическое положение, условные границы. Климат, почвы. Особенности растительного и животного мира.

10. Хозяйственное использование степной зоны. Экологические проблемы. Выращивание с/х культур, животноводство. Искусственное лесоразведение. Добыча полезных ископаемых.

11. Своя область. Природа Воронежской области. Географическое положение, границы. Рельеф, полезные ископаемые. Климат. Почвы.

12. Реки. Искусственные водоёмы. Растительный и животный мир. Река Дон, основные притоки. Озёра и пруды. Воронежское водохранилище. Экологические проблемы.

Курс II семестр

2. Становление начального естествознания как учебного предмета и методики его преподавания. История науки. Взгляды К.Д. Ушинского, А.Я. Герда, Л.С. Севрука, Д.Н. Кайгородова, В.П. Вахтерова и др. на развитие естествознания и методики преподавания. Развитие науки в советский период и в настоящее время. (В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, Л.Ф. Мельчаков, К.П. Ягодовский, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и др.)

Анализ действующих программ и учебников по естествознанию в начальной школе

6. Общая характеристика методов и методических приемов обучения естествознанию.Общая характеристика, классификация. Выбор и оптимальное сочетание методов и методических приемов в обучении

7. Практические методы обучения естествознанию.Наблюдение – ведущий метод изучения природы в начальных классах. Значение, виды наблюдений, методика их организации. Практические опыты и опыты

9. Словесные методы.Беседы, рассказ, объяснение на уроках естествознания

10. Урок – основная форма организации учебного процесса по естествознанию.Функции современного урока ОМ. Требования к уроку.

11. Типология и структура уроков естествознания.Комбинированный, обобщающий, предметный уроки. Уроки-экскурсии.

12. Материальная база уроков естествознания.Дидактические средства. Система оборудования по естествознанию. Пришкольный учебно-опытный участок, географическая площадка, краеведческий уголок.

13. Виды дидактических средств используемых на уроках естествознания.Натуральные, изобразительные наглядные пособия. ТСО.

15. Суточное вращение Земли.Смена дня и ночи. Годовое движение Земли. Смена времён года. Тепловые пояса. Практические работы по теме в курсе ОМ.

16. Методика организации и проведения практических работ на местности.Цели и задачи проведения практических работ на местности. Оборудование и материалы, необходимые для проведения практических работ. Методика проведения практических работ при изучении горизонта, линии горизонта, ориентирования на местности по Солнцу, Полярной звезде, по компасу и местным признакам

17. Методика работы с картографическими пособиями.Понятие о плане, плане местности. Масштаб. Знакомство с условными знаками.

18. Географическая карта.Виды карт для начальной школы. Карта своего края. Значение карт в науке и практической деятельности.

19. Внутреннее строение Земли. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли.Понятие о земной коре, мантии, ядре. Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения.

20. Внешние процессы, происходящие на поверхности Земли.Выветривание. Работа воды, ветра, ледников.

21. Взаимодействие внутренних и внешних сил. Формирование рельефа.Равнины, типы равнин, горы, нагорья, горные цепи, горные хребты. Холмы, овраги, борьба с оврагами.

22. Методы и приёмы работы по развитию представлений и формированию понятий у младших школьников (на примере уроков о формах земной поверхности).Особенности поверхности своего края.

23. Минералы и горные породы.Физические свойства минералов. Полезные ископаемые и их использование человеком. Охрана недр

Курс II семестр

2. Становление начального естествознания как учебного предмета и методики его преподавания. История науки. Взгляды К.Д. Ушинского, А.Я. Герда, Л.С. Севрука, Д.Н. Кайгородова, В.П. Вахтерова и др. на развитие естествознания и методики преподавания. Развитие науки в советский период и в настоящее время. (В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, Л.Ф. Мельчаков, К.П. Ягодовский, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и др.)

Методика организации и проведения практических работ при изучении полезных ископаемых.

26. Вода в природе.Значение воды в природе и народном хозяйстве. Свойства воды.

27. Мировой океан и его части.Изучение Мирового океана. Движение воды в Мировом океане. Рельеф дна. Использование богатств Мирового океана.

28. Подземные воды.Происхождение подземных вод. Минеральные источники, колодцы. Использование подземных вод человеком.

29. Река и её части.Работа воды в природе. Равнинные и горные реки. Питание и режим рек. Использование человеком.

30. Озёра, болота.Происхождение и классификация. Питание озёр и их развитие.

31.Происхождение болот. Болота верховые и низинные. Использование озёр и болот человеком.

32. Проблемы пресной воды на Земле.Охрана водных ресурсов.

33. Организация и методика проведения фронтальных и демонстрационных опытов по изучению свойств воды, круговорота воды в природе.Деятельность учителя и учащихся на уроках с применением опытов. Требования к показу опыта, техника безопасности.

34. Рисование и черчение схем (происхождение подземных вод, части реки, части Мирового океана), моделирование. Составление комплексной характеристики реки (по заданию преподавателя)

35. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.Состав и строение атмосферы. Значение и современные методы исследования. Методика проведения опытов по изучению свойств воздуха.

36. Солнце – источник света и тепла на Земле. Температура воздуха. Распределение тепла на земной поверхности.

37. Давление атмосферы.Измерение давления. Ветер. Воздушные массы. Циклоны и антициклоны. Общая циркуляция атмосферы.

38. Вода в атмосфере.Влажность воздуха. Явления природы, связанные с наличием воды в атмосфере. Облака. Типы облаков.

39. Осадки, их происхождение.Виды осадков. Закономерности распределения осадков на земной поверхности.

40. Понятие о погоде.Погода, как комплекс явлений: температура, давление, ветер, влажность, облачность, осадки, звуковые и электрические явления. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

41. Понятия о климате.Факторы климатообразования. Климаты Земли. Глобальное изменение климата.

Охрана воздушной среды.

Курс I семестр

1. Почва – среда обитания организмов.Значение почвы для живой природы. Состав, строение почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Типы почв. Охрана земельных ресурсов.

Курс II семестр

Природные зоны России.

2. Понятие о природных зонах. Умение Докучаева В.В. о природных зонах.

3. Арктическая пустыня.Географическое положение. Климатические условия. Растительный и животный мир. приспособленность к суровым условиям. Станции наблюдений за погодой, экологией северных морей.

4. Зона тундры. Природа. Географическое положение. Рельеф, полезные ископаемые, почвы. Адаптации растений и животных к суровым климатическим условиям.

5. Хозяйственное использование зоны тундры. Основные занятия коренного населения тундры: охота, оленеводство, рыболовство. Полярное земледелие. Разработка полезных ископаемых. Экологические проблемы, связанные с деятельностью человека.

6. Лесная зона. Тайга Лесотундра. Переход от тундры к тайге. Неоднородность климата, причины. Рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы. Растительный и животный мир таёжных лесов.

7. Смешанные и широколиственные леса европейской части России и Дальнего Востока.Условные границы, географическое положение. Водные ресурсы. Рельеф, полезные ископаемые. Закономерности в формировании почвенно-климатический условий. Особенности растительного и животного мира.

8. Хозяйственное использование лесной зоны. Экологические проблемы. Лесоразработки. Охота, пушной промысел, звероводство. Добыча полезных ископаемых. Земледелие и животноводство. Экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.

9. Зона степей. Природа. Лесостепь. Переход от лесов к степи. Географическое положение, условные границы. Климат, почвы. Особенности растительного и животного мира.

10. Хозяйственное использование степной зоны. Экологические проблемы. Выращивание с/х культур, животноводство. Искусственное лесоразведение. Добыча полезных ископаемых.

11. Своя область. Природа Воронежской области. Географическое положение, границы. Рельеф, полезные ископаемые. Климат. Почвы.

12. Реки. Искусственные водоёмы. Растительный и животный мир. Река Дон, основные притоки. Озёра и пруды. Воронежское водохранилище. Экологические проблемы.

Курс II семестр

2. Становление начального естествознания как учебного предмета и методики его преподавания. История науки. Взгляды К.Д. Ушинского, А.Я. Герда, Л.С. Севрука, Д.Н. Кайгородова, В.П. Вахтерова и др. на развитие естествознания и методики преподавания. Развитие науки в советский период и в настоящее время. (В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, Л.Ф. Мельчаков, К.П. Ягодовский, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и др.)

Анализ действующих программ и учебников по естествознанию в начальной школе

6. Общая характеристика методов и методических приемов обучения естествознанию.Общая характеристика, классификация. Выбор и оптимальное сочетание методов и методических приемов в обучении

7. Практические методы обучения естествознанию.Наблюдение – ведущий метод изучения природы в начальных классах. Значение, виды наблюдений, методика их организации. Практические опыты и опыты

9. Словесные методы.Беседы, рассказ, объяснение на уроках естествознания

10. Урок – основная форма организации учебного процесса по естествознанию.Функции современного урока ОМ. Требования к уроку.

11. Типология и структура уроков естествознания.Комбинированный, обобщающий, предметный уроки. Уроки-экскурсии.

12. Материальная база уроков естествознания.Дидактические средства. Система оборудования по естествознанию. Пришкольный учебно-опытный участок, географическая площадка, краеведческий уголок.

13. Виды дидактических средств используемых на уроках естествознания.Натуральные, изобразительные наглядные пособия. ТСО.

15. Суточное вращение Земли.Смена дня и ночи. Годовое движение Земли. Смена времён года. Тепловые пояса. Практические работы по теме в курсе ОМ.

16. Методика организации и проведения практических работ на местности.Цели и задачи проведения практических работ на местности. Оборудование и материалы, необходимые для проведения практических работ. Методика проведения практических работ при изучении горизонта, линии горизонта, ориентирования на местности по Солнцу, Полярной звезде, по компасу и местным признакам

17. Методика работы с картографическими пособиями.Понятие о плане, плане местности. Масштаб. Знакомство с условными знаками.

18. Географическая карта.Виды карт для начальной школы. Карта своего края. Значение карт в науке и практической деятельности.

19. Внутреннее строение Земли. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли.Понятие о земной коре, мантии, ядре. Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения.

20. Внешние процессы, происходящие на поверхности Земли.Выветривание. Работа воды, ветра, ледников.

21. Взаимодействие внутренних и внешних сил. Формирование рельефа.Равнины, типы равнин, горы, нагорья, горные цепи, горные хребты. Холмы, овраги, борьба с оврагами.

22. Методы и приёмы работы по развитию представлений и формированию понятий у младших школьников (на примере уроков о формах земной поверхности).Особенности поверхности своего края.

23. Минералы и горные породы.Физические свойства минералов. Полезные ископаемые и их использование человеком. Охрана недр



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Содержание программы предоставляет широкие возможности для разработки и выполнения учебного проекта, т.к. каждый из разделов содержит очень увлекательный и полезный материал, по которому могут быть подобраны интересные факты.

В приведённой ниже таблице мы предлагаем вам несколько вариантов тематики учебных проектов, которые могут быть разработаны по содержанию данной программы.

Выводы по главе

В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Появляется необходимость ориентации образования не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. На наш взгляд, общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Эффективное применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе возможно только в том случае, когда соответствующие технологии не являются некоторой надстройкой к существующей системе обучения, а обоснованно и гармонично интегрируются в данный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям, и обучаемым.

Читайте также: