Анализ букварей и прописей к различным умк начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

2. Принципы или основные идеи построения учебной книги.

3. Периодизация процесса обучения грамоте:

1) порядок и особенности введения теоретических понятий;

2) звуковой и звуко-буквенный анализ,

3) специфика использования приёма учебного моделирования;

4) особенности языкового материала для фонетического разбора и развития фонематического слуха, артикуляции, дыхания;

5) последовательность введения букв, характер заданий, способствующих их усвоению;

6) особенности организации усвоения слогового принципа русской графики;

7) игровой и занимательный материал;

8) принципы построения столбиков слов, возможности языковых наблюдений и обобщений;

9) виды иллюстраций, их назначение;

10) особенности текстового материала.

4. Развивающие, воспитательные и образовательные возможности учебника.

Литература

Особенности комплектов учебников, рекомендованных общеобразовательными учреждениями // Начальная школа. 2002. №5. С.3.

Русская азбука / Сост. В.Г. Горецкий и др. М., 1999.

2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М., 1996.

Эльконин Д.Б. и др. Букварь М., 1992.

1. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Книга для учителя. М., 1993.

2. Цукерман Г.А. Азбучные истины развивающего обучения // Начальная школа. 1991. №4.

3. О букваре, авт. Д.Б. Эльконин и др. // Начальная школа. 1994. №7 (или: Вестник образования. 1994. №5-6).

4. Проблемы школьного учебника. Вып.18. М., 1988. С.50-82.

Нечаева Н.В. и др. Букварь (Азбука). В 3-х частях. Самара, 1994 (2003).

1. Нечаева Н.В. Учебно-методический комплект для обучения грамоте по системе Л.В. Занкова // Начальная школа. 1994. №7. С.19 (или: Вестник образования. 1994. №5-6).

2. Нечаева Н.В. Обучение грамоте в четырёхлетней начальной школе // Начальная школа. 200. №9. С.3.

3. Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и нечитающих детей. М., 1998.

Л.Е. Журова и др. Грамота. М., 2000.

1. Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы / Под ред Н.Ф. Виноградовой. М., 1998.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Моя любимая азбука. М., 1998.

1. Информационно-методическое письмо о новом учебнике по обучению грамоте для трёхлетней и четырёхлетней начальной школы / Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина // Начальная школа. 1997. №8. С.3.

Полякова Э.И. Букварь. В 2-х ч. Сыктывкар.

1. Полякова Э.И. Уроки обучения грамоте: Пособие для учителя. Сыктывкар, 2001.

Лабораторное занятие №1

Урок чтения на подготовительном этапе обучения грамоте

Задания: 1. Проанализируйте содержание подготовительного этапа обучения грамоте по учебным пособиям для первоклассников.

2. Познакомьтесь с разработками уроков к данному этапу обучения по методическим пособиям для учителя.

3. Посетите урок чтения, оформите стенограмму урока по следующей схеме:

Этапы урока, задачи Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся Замечания

Проанализируйте урок по плану:

1) Тема, цели и задачи урока.

2) Структура урока, основные этапы, их соответствие программе, типу урока, цели.

3) Анализ каждого этапа урока с точки зрения:

· содержания (первоначальные лингвистические понятия, фонетические умения);

· применяемых методов, методических приёмов;

· организации деятельности учащихся;

· грамотности употребления терминологии, формулирования вопросов и заданий, отбора дидактического материала;

· реализации задач развития, в том числе формирования компонентов учебной, речевой деятельности и воспитания;

· учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся:

- в распределении времени,

- в чередовании приёмов работы,

- в дозировке заданий.

4) Оборудование урока.

5) Результаты урока, реальное выполнение его целей и задач.

6) Оценивание учителем работы учащихся на уроке.

7) Особенности педагогического мастерства учителя.

Лабораторное занятие №2

Урок чтения (письма) на основном этапе обучения грамоте

1. Изучение учебно-методической литературы.

2. Посещение урока чтения (письма) и его протоколирование.

3. Методический анализ урока.

Схема анализа урока

1. Тема, цель и задачи урока.

2. Тип урока. Последовательность, логичность, взаимообусловленность структурных элементов урока.

3. Организация учителем работы, направленной на развитие фонематического слуха, усвоение детьми звуков и букв, соотношение звуков и букв.

4. Содержание работы по формированию навыка чтения:

– приёмы обучения позиционному чтению;

– приёмы организации чтения слов в столбиках и их эффективность;

– подготовка учащихся к чтению текста;

– эффективность приёмов работы с текстом;

– место и содержание работы над отдельными компонентами навыка чтения;

– обучение учащихся чтению про себя.

5. Содержание работы по формированию графических навыков и усвоению элементов каллиграфии:

– приёмы показа образца;

– предупреждение возможных ошибок;

– работа над элементами каллиграфии;

– организация самооценки и самоконтроля.

6. Подготовка учащихся к усвоению грамматики и орфографии

7. Место работы по развитию речи.

8. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и уровня их подготовленности к обучению грамоте:

- в распределении времени;

- в чередовании приёмов работы;

- в дозировке заданий;

- в соблюдении гигиенических норм.

9. Приёмы организации учебной деятельности.

10. Лингвистическая грамотность отбора языкового материала, употребления терминологии, формулировки вопросов и заданий.

11. Оборудование урока.

12. Результаты урока, реальное выполнение его целей и задач.

13. Оценивание учителем работы учащихся на уроке.

14. Особенности педагогического мастерства учителя.

Методическая копилка

1. Упражнения на развитие фонематического слуха.

2. Приемы усвоения букв.

3. Игровые приемы обучения чтению слогов, слов.

4. Тесты на определение ведущей руки.

5. Тесты на выявление уровня подготовленности детей к обучению чтению и письму.

7. Карточки с комментированием последовательности начертания букв.

8. Элементы-шаблоны букв.

9. Таблица тактирования букв.

10. Абак, высотный домик (для чтения слогов).

11. Наборное полотно (схема-чертеж).

12. Сигнальные карточки (синий, зеленый, красный цвет).

13. Опорные схемы для обобщения сведений о работе букв.

14. Материал для физминуток.

15. Задания для коррекции трудностей звукопроизношения, чтения и письма.

16. Библиографическая картотека (по желанию).

17. Скороговорки, загадки.

Примечание: дидактический материал №14-17 пополняется постепенно – до 7-8 семестров.

Вопросы и задания к зачёту
по разделу “Методика обучения грамоте”

1. Знакомство с первыми лингвистическими понятиями.

2. Особенности проведения слого-звукового анализа в альтернативных системах обучения.

3. Принципы расположения букв в альтернативных букварях. Лингвистический смысл решения вопроса.

4. Место, задачи и методика проведения звуко-буквенного анализа на уроках письма.

5. Аналитико-синтетические упражнения.

6. Развитие дикции и артикуляции.

7. Обобщение знаний учащихся о знакомых буквах.

9. Задачи обучения на уроках чтения и письма в подготовительный период.

10. Гигиенические условия письма.

11. Подготовка к обучению письму.

12. Задачи обучения на уроках чтения и письма в основной период.

13. Знакомство детей с правилом, регулирующим обозначение мягкости (твёрдости) согласных при чтении и письме.

14. Специфика обучения чтению и письму слов с буквами Е, Ё, Ю, Я, Й.

15. Приёмы обучения чтению слов в столбиках.

16. Методика организации чтения текста букваря.

17. Диагностика подготовленности детей к обучению грамоте.

18. Реализация дифференцированного подхода к учащимся при обучении грамоте.

19. Дидактические игры, целесообразные при обучении грамоте.

20. Виды букварных иллюстраций, их назначение. Приёмы работы с ними.

21. Направления орфографической работы в период обучения грамоте.

22. Технология выполнения орфографических упражнений.

23. Знакомство с элементами лексической системы языка.

24. Знакомство со словообразованием, формообразованием.

25. Знакомство с признаками предложения.

26. Методика использования материалов “Прописей”.

27. Приёмы обучения учащихся взаимодействию в парах и группах.

28. Задания для упражнения учащихся в инициативном учебном сотрудничестве с учителем.

29. Обучение культуре речевого поведения в период обучения грамоте.

30. Виды речевых заданий на основе текстов и иллюстраций букварей (или прописей).

Контрольная работа: Проектирование урока по литературному чтению.

II. Методика литературного чтения и работы
с детской книгой

Практическое занятие №1-2

Характеристика программ и учебных книг
по литературному чтению

1. Цели и задачи программы, ее отличительные особенности.

2. Принципы отбора текстового материала и построения курса литературного чтения.

3. Программное содержание.

4. Критерии литературного развития учащихся.

5. Учебные пособия для учащихся и методические материалы для учителя.

5.1. Методическая концепция оформления учебных книг.

5.2. Особенности отбора теоретического материала.

5.3. Методический аппарат учебников, характер вопросов и заданий.

5.4. Виды иллюстраций и их назначение.

Литература

1. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. М.: Дрофа, 2001.

2. Сосновская О.В. Литературное чтение в начальной школе // Начальная школа. 2003. №9. С.15.

1. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.

2. Методика обучения чтению / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001.

3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение в начальных классах// Начальная школа. 1993. №7. С.4.

4. Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. О новом цикле учебников по чтению для начальной школы // Начальная школа. 1993. №7. С.15.

2. Программа по чтению / Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Начальная школа. 1995 №12. С.4.

2. Беседы с учителем: Первый (второй класс) четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана Граф, 1999.

IV. В.А. Свиридова, Н.А. Чуракова. Литературное чтение
(система Л.В. Занкова)

1. Программы общеобразовательных учреждений по системе Л.В. Занкова. Начальные классы. М., последнее издание.

Методические рекомендации

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АЗБУК И БУКВАРЕЙ СЛЕДУЮЩИХ АВТОРОВ: В.Г. ГОРЕЦКИЙ, Р.Н. БУНЕЕВ И Е.В. БУНЕЕВА, Н.В. НЕЧАЕВА, В.В. РЕПКИН, Т.М. АНДРИАНОВА, Л.Е. ЖУРОВА, Н.Г. АГАРКОВА, Л.А. ЕФРОСИНИНА, О.В. ДЖЕЖЕЛЕЙ

АЗБУКА В.Г. ГОРЕЦКОГО

Азбука предназначена для использования в период обучения грамоте, который занимает три четверти. В данном учебнике на это отводится 92 часа.

Методический аппарат представлен огромным многообразием различных моделей (звуковые и слоговые модели слов, предложений), слоговых таблиц; предлагается большой материал для отработки способов чтения – слова и небольшие тексты (слова при этом распределены по столбикам по признаку схожести слоговой структуры по мере её усложнения). Ведь материал, представленный страницами учебника, сопровождается иллюстрациями, что соответствует принципу наглядности и развивает образное мышление школьников.

На одном уроке изучается одна буква.

Стоит отметить, что в целом в азбуке широко представлен материал фольклора: пословицы, поговорки, загадки; а темы текстов касаются самых разных сторон жизни – рассказы о космосе, море, природе, жизни животных, составленные в основном самим автором. Всё это способствует развитию словарного запаса школьника и его культуры речи.

Предметные картинки используются для подбора слова, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звук, а также для проведения лексических (наблюдение над многозначностью слов, антонимами, синонимами, омонимами, словоизменением м словообразованием) и логических упражнений (обобщение и классификация). Сюжетные картинки содействуют прояснению смысла прочитанного, позволяют организовать работу по составлению предложений и связных рассказов. Для упражнений в связном рассказывании на отдельных страницах специально помещены серии рисунков.

В данном учебнике впервые вводятся тексты для учеников, уже имеющих читать и знающих все буквы алфавита.

Построение моделей слова сопровождает весь процесс обучения грамоте и имеет место в каждой теме данной учебной книги. Это позволяет более наглядно представить себе то, что обычно ребенок может только слышать, - звуки.

Вывод: особенности этого учебника в том, что буквы даются с учётом принципа частотности в языке, парные по твердости и мягкости согласные изучаются одновременно, дети непременно усваивают слоги-слияния и овладевают плавным слоговым чтением. Учебник рассчитан на учащихся с разным уровнем подготовки – как на читающих учеников, так и на совсем не читающих. Весь материал представлен наглядно и способствует развитию образного мышления, речи, обогащению лексикона и отработке техники чтения.

БУКВАРЬ Р.Н. И Е.В. БУНЕЕВЫХ

Букварь является часть УМК по русскому языку по системе традиционного обучения с элементами альтернативного. Предназначен также для первых классов четырехлетней общеобразовательной школы. Главной целью обучения в данном случае заключается в том, чтобы заложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

На изучение курса в данном случае отводится 207 часов. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы и так далее).

Материал здесь усложняется: знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

Здесь же дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.

При работе с текстами Букваря и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

Тем не менее, стоит отметить, что учебник не адаптирован для учащихся, которые не умеют читать и не знают всех букв алфавита, так как предложения и тексты вводятся сразу параллельно с изучением букв.

С точки зрения развития речи учебник составлен прекрасно: огромное множество текстов (как русских авторов, так и зарубежных), обилие стихотворений, реальных фактов о природе, искусстве и истории, загадки, скороговорки и пр., а также вопросов для устного рассуждения, построения диалога, устных зарисовок.

Моделирование представлено только моделями целых предложений и текстов, и то довольно редко. Звуковые и слоговые модели отсутствуют.

Вывод: букварь дает широкий спектр возможностей для развития речи, активного словарного запаса и техники чтения учащихся, предлагает большой выбор текстового материала и значительное количество материала из синтаксиса. Однако такой учебник не подходит учащимся, изначально не умеющим читать. Моделирование представлено слабо, текст преобладает над иллюстрациями и другим наглядным материалом.

Анализ букваря

Данный учебник и три рабочие тетради составляют полный комплект учебных материалов для обучения первоклассников грамоте, чтению и письму

Данный учебник и три рабочие тетради составляют полный комплект учебных материалов для обучения первоклассников грамоте, чтению и письму

Данный учебник и три рабочие тетради составляют полный комплект учебных материалов для обучения первоклассников грамоте, чтению и письму. В основе курса лежат идеи Д.Б. Эльконина. Особенностью учебника является специальная направленность на формирование учебной деятельности. Значительно увеличенный подготовительный период обеспечивает адаптацию шестилетнего школьника к обучению, введение его в языковую действительность, подготовку руки ребенка к письму.

Исследуемый Букварь ориентирован на первоклассников, которые учатся читать

Исследуемый Букварь ориентирован на первоклассников, которые учатся читать

Исследуемый Букварь ориентирован на первоклассников, которые учатся читать. Но при этом, в нем сосредоточены методические условия для объемного обучения чтению детей, у которых разный уровень дошкольной читательской подготовки. Например, начинающие учиться читать в большинстве случаев знакомятся с одной новой буквой, и в центре внимания находится усваивание главного принципа русской графики и базирующегося на нем инструмента чтения. Работа над этим инструментом необходима и для улучшения техники чтения уже читающих детей.

Одновременно с обучением чтению, букварь реализовывает целенаправленное изучение учащимися курса русского языка

Одновременно с обучением чтению, букварь реализовывает целенаправленное изучение учащимися курса русского языка

Одновременно с обучением чтению, букварь реализовывает целенаправленное изучение учащимися курса русского языка. Помогает ребенку войти в мир наблюдений за языком, за лексическим значением слов, за их структурой и изменением, за сходностью между лексическим значением слова и его звуковым составом, ударением и т.д. Именно на этой почве, строится работа над культурой применения языка и культурой речи; создаются основы фонетических навыков первоклассников, что требуется для успешного овладения, как русской графикой, так и орфографией, а, соответственно, для будущего понимания грамотного письма.

Рассматривая материал букваря, можно обратить внимание на многогранность содержания, яркое оформление и логичное построение материала

Рассматривая материал букваря, можно обратить внимание на многогранность содержания, яркое оформление и логичное построение материала

Рассматривая материал букваря, можно обратить внимание на многогранность содержания, яркое оформление и логичное построение материала. Весь содержательный материал учебника направлен на личностно-ориентированное обучение. Два вида шрифта удобны для детского восприятия. Дети сами могут выделить слова, которые можно без труда прочитать. На примере отдельных предложений и стихотворений дети обучаются правильному произношению слов, ударению, интонированию.

Не менее важная роль отведена в

Не менее важная роль отведена в

Не менее важная роль отведена в Букваре звукам. С их помощью у учащихся развиваются фонематический слух и умение анализировать звуки. Важное место на страницах Букваря отводится слогозвуковому и звукобуквенному анализу слов. Значение этого упражнения трудно переоценить: оно способствует лучшему пониманию прочитанного, развитию фонематического слуха и умению правильно писать.

В Букваре много материала для упражнений в технике чтения: 1) столбики слогов для чтения, составленные по принципу от простого к сложному; 2) столбики слов; 3)…

В Букваре много материала для упражнений в технике чтения: 1) столбики слогов для чтения, составленные по принципу от простого к сложному; 2) столбики слов; 3)…

В Букваре много материала для упражнений в технике чтения: 1) столбики слогов для чтения, составленные по принципу от простого к сложному; 2) столбики слов; 3) столбик с парами слов, имеющих отличительный признак; 4) предложения; 5) стихотворение, включающее в себя слова, анализируемые на данном уроке. Можно использовать различные виды упражнений в технике чтения: прочитать слог; добавить к слогу одну букву, чтобы получилось слово; добавить к слогу другой слог, чтобы получилось слово; найти в словах определенные слоги; из нескольких слогов составить новое слово; прочитать вслух; работа со слоговой таблицей – составление из букв слогов и слов и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В моей работе описаны и даны характеристики популярным школьным программам. Сравнительный анализ проходит по следующим характеристикам:

1. Принцип построения

2.Последовательность изучения букв и звуков

3.Характеристика литературного материала для чтения

4.Как решаются задачи развития речи

5.Виды иллюстрационного материала,назначение иллюстрационного материала

В современном начальном образовании важную роль играет период обучения грамоте, так как именно в этот период у детей формируется представление об устной речи, они воспринимают большинство информации на слух, много работают с устными упражнениями. Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью литературного образования учащихся. На доступном учебном материале, который, как правило, воспринимается на слух, дети учатся: понимать содержание и главную мысль произведения; понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним; извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию. Работа ведется по опорным словам и схемам, ученики дополняют предложения, составляют рассказы по картинкам героев. Анализ потенциального пространства современных букварей для начальной школы показал, что специальная система занятий по формированию и совершенствованию умений слушания отсутствует, упражнения для развития слушания не представлены. Основная работа ведется над развитием текстовых умений, связанных с письменным текстом.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.

Принцип построения

Содержание букваря позволяет организовать работу по развитию всех видов речевой деятельности учащихся: слушания – восприятие и понимание звучащей речи; говорения – использование средств языка устной речи в соответствии с условиями общения; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой; чтения – чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, нахождение необходимого учебного материала. В течение всего периода обучения грамоте объектом внимания детей выступает слово. Наблюдение за словом проводится с разных позиций и на разных уровнях: фонематическом, морфемном, морфологическом и лексическом. Учащимся предоставляется возможность проводить наблюдения за различными языковыми явлениями: словообразованием и словоизменением, различием произношения и написания слов. Эти наблюдения помогают развитию у детей языкового чутья и орфографической зоркости, способствует началу формирования у учащихся ведущих приемов анализа фактов языка, таких, как изменение и сравнение.

Последовательность изучения звуков и букв

Последователь­ность изучения звуков и букв основыва­ется на принципе частотности употребления звуков(букв) в русском языке: сначала используются наиболее употребительные (исключение сделано для гласных Ы и У), затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребите-

льных. Это позволяет значитель­но обогатить лексику ученика и ускорить процесс становления техники чтения. Появляется возможность проводить работу по развитию речи и мышления в связи с чтением и анализом содержания текстов, выполнением специальных упражнений над словом (логические упражнения, обобще­ния и классификация, наблюдения над омонимией, многозначностью слов, антонимами, словоизменением и словообразованием),над предложением(составление предложений по вопросам, картинкам, схемам, и др.), над связной речью (составле­ние рассказов по серии картинок, по аналогии с прочитан­ным, на основе наблюдений, пересказ прочитанного по воп­росам и др.) Материалы каждой страницы учебника объединены од­ной темой, что направлено на систематизацию представле­ний детей об окружающей действительности.

Сочетание традиционного-линейного предъявления букв (последовательно, чаще по одной) с появившимся в

современной методике парным их изучением, помогают открывать детям особенности русской фонетики и графики. Сочетание этих двух способов позволяет сделать так, что большая часть букв

проходит перед первоклассниками дважды. Первыми, как основные ориентиры при чтении, осваиваются буквы гласных. Далее изучаются буквы непарных звонких согласных звуков (сонорных). Третий блок – те буквы парных по глухости-звонкости согласных, которые обозначают глухие звуки. Следующий шаг (четвёртый) связан с изучением на уроках чтения и письма всего блока букв, обозначающих мягкость согласных. Новый этап работы-продолжение освоения букв парных по глухости-звонкости согласных. Далее происходит освоение тех букв, которыми

обозначаются непарные по глухости-звонкости глухие согласные. Последними изучаются разделительные знаки – ь и ъ.

Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частотности использования букв в русской речи. Чередование букв гласных звуков с буквами сонорных согласных помогает уже в самом начале процесса обучения чтению значительно расширить объем доступного для чтения материала..

Характеристика литературного материала для чтения

Постепенно осваивая систему условных обозначений,

ребёнок начинает приобретать первый опыт самостоятельной ра

как учебник, в котором интегрированно решаются задачи как разностороннего развития и воспитания ребёнка, так и формирования у него не только читательских, но и языковых умений. Уже в букваре ученик подводится к мысли о том, что в разных случаях мы говорим по- разному. Он учится создавать изобразительную речь (рисовать словами) и научно-деловую (говорить как учёный) – соответствующие рисунки-подсказки даются на полях букварных страниц

Большую воспитательную направленность имеют пословицы и поговорки, введенные внизу страницы букваря в связи с изучением новой буквы. Они учат ценить доброжелательные отношения, дружбу, трудолюбие

Как решаются задачи развития речи

Совершенствование умения говорить и

слушать, соблюдение правила поведения при общении в различ-

Обучение пониманию читаемых текстов, их озаглавлива-

нию после уточнения темы и главной мысли (без терминов),

участие в беседе по прочитанному. Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают жанры: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо.

Одним из основных средств формирования речевых умений выступает диалог (учителя и ученика; учащихся при работе в паре, диалоги, заключенные в букварных текстах). Представленные тексты являются образцами литературной речи и дают возможность для совершенствования диалогической и формирования монологической речи учащихся.

Виды иллюстрационного материала,

назначение иллюстрационного материала

учёный) – соответствующие рисунки-подсказки даются на полях букварных страниц. Сначала он будет

учиться понимать задания, предъявленные условными значками,

торых сформулированы результаты совместных наблюдений, орфографические правила.

Авторы курса, реализуя дифференцированный подход к процессу обучения грамоте, предусмотрели систему упражнений. Среди них особый интерес представляют многофункциональные тренинговые листы для отработки навыков чтения разного уровня. Тренинговый лист в конце рабочей тетради "…" обращение к нему может быть многократным. Вызывает интерес алфавитная лента, введенная на страницах букваря и прописи с целью пропедевтического знакомства со всеми буквами, с порядком следования букв в алфавите, постепенного запоминания "соседей" изучаемой буквы.
Каждая тема в букваре завершается разворотом по проектной деятельности, расширяющей кругозор учащихся по изучаемым темам и осуществляемой во внеурочное время. Предварительной знакомство с разворотом учебника поддерживает учебную мотивацию учащихся, развивает их творческие способности, умение организовать целенаправленную деятельность для достижения цели.

Букварь ориентирован на детей, только начинающих учиться читать, что проявляется в отборе и расположении материала, в том числе в порядке изучения букв. Одновременно букварь создаёт условия, во-первых, для успешного продвижения учащихся, имеющих разный уровень дошкольной читательской подготовки, а во-вторых, для организации на уроке дифференцированной работы с разными группами учеников.

Наблюдение за словом проводится с разных позиций и на разных уровнях: фонематическом, морфемном,морфологическом и лексическом. Учащимся предоставляется возможность проводить наблюдения за различными языковыми явлениями:словообразованием и словоизменением, различием произношения и написания слов. Эти наблюдения помогают развитию у детей языкового чутья и орфографической зоркости, способствует началу формирования у учащихся ведущих приемов анализа фактов языка, таких, как изменение и сравнение. В учебнике представлены упражнения на развития текстовых умений (выделять основную мысль в тексте и др.). Учащиеся работают с письменными текстами, то есть они имеют возможность прочитать текст, видеть его в процессе анализа, тогда как развитие аудирования предполагает работу с услышанным однократно текстом.В данном учебнике по обучению грамоте ведется работа по развитию всех видов речевой деятельности, однако целенаправленной и систематической работы по развитию слушания не происходит. Большинство упражнений и заданий направлены на развитие говорения и чтения.

В современном начальном образовании важную роль играет период обучения грамоте, так как именно в этот период у детей формируется представление об устной речи, они воспринимают большинство информации на слух, много работают с устными упражнениями. Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью литературного образования учащихся. На доступном учебном материале, который, как правило, воспринимается на слух, дети учатся: понимать содержание и главную мысль произведения; понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним; извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию. Работа ведется по опорным словам и схемам, ученики дополняют предложения, составляют рассказы по картинкам героев. Анализ потенциального пространства современных букварей для начальной школы показал, что специальная система занятий по формированию и совершенствованию умений слушания отсутствует, упражнения для развития слушания не представлены. Основная работа ведется над развитием текстовых умений, связанных с письменным текстом.

Читайте также: