Анализ басни ларчик кратко 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Басня рассказывает о мастере-механике, который, похваляясь своим искусством, пожелал публично открыть ларчик. Мастер первоначально представлен мудрым и умелым человеком. Однако он сразу же попадает в комичную ситуацию, взявшись искать способ открыть хитрый замок ларчика, который, однако, не был заперт.

Разумеется, вряд ли Крылов хотел высмеивать механику, как таковую. В век научных открытий и промышленной революции, которые дали обществу зримые плоды, подобная затея привела бы к насмешкам над самим автором басни. Об этом же свидетельствует тот факт, что Крылов не выставляет утрированно набор инструментов этого специалиста по замкам. Герой произведения, вообще, показан максимально обезличенным. В басне не фигурирует ни его имя, ни описание внешности, ни даже возраст. Исходя из этого, можно заключить, что автор желал создать максимально обобщенный образ, в котором можно увидеть многих людей разнообразных профессий.

В первых строках басни Крылов сам дает ее мораль. Здесь нет глубокого подтекста, подобные произведения предназначались для широкой публики, поэтому смысл следовало закладывать понятный большинству. Сам баснописец говорит, что он высмеивает людей, которые стремятся искать сложных путей разрешения проблем, в результате чего выбирают неправильный путь и делают выход достижимым с великим трудом. Крылов призывает читателей в любом деле сначала искать наиболее простое и экономичное решение задачи.

В подобных ситуациях, по мнению Крылова, окружающие скорее увидят глупость, скрываемую под напыщенными и глубокомысленными рассуждениями.

Басня Ларчик читать текст онлайн

Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться.

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Анализ басни Ларчик, главные герои басни

Если же разобрать произведение с обратной стороны, то мы видим что автор не дал конкретного ответа как именно открыли ларец. Тут не совсем понятно проблема в отсутствии или наличии замка или же в глупости мастера. Из этого выходит другая мораль: из любой проблемы нет единственного правильного выхода и решения нужно разбирать ситуацию и искать особенный, индивидуальный подход.

Мораль басни

Мораль басни заключается во всем. То есть она не концентрируется на чем-то одном, а захватывает все целиком. Вспомним рассказы известных писателей. Твердят одно: как же хорошо быть предупрежденным заранее. Узнав это, уберем из своей отличной жизни плохие качества: лень, делание одно и того же. У басни надобно учиться, даже очень часто прибегать к ее обдумыванию.

Только прочитав ее, ослепленные желанием не поверить концовке. Ну как такое может быть, если в реальности не снится никому? На это есть магическое свойство басни. И так уж повелось, народ в большинстве случаев сам создает их. Авторам же остается только собрать воедино и приукрасить.

Не осуждаю всех великих писателей. По праву считаются друзьями народа на все времена. Поэтому, басня так и блещет красками обыденными. Или положение страны, высмеивают, либо возвышают и возводят в культ. Естественно все обязано находить поддержку у людей. То подскажут, то раскритикуют басню.

Слушая песни некоторые, говорят, что морали вовсе не нужно. Что бы только смешно и весело было. Но ведь это не по настоящему, а значит, не может быть воспринято самым должным образом.

Сюжет произведения

В мастерскую принесли замечательный ларец ручной работы, который никто не мог открыть. Предмет был без замка, что придавало ситуации еще больше загадочности, поэтому разбираться в его недоступности взялся настоящий мудрец. Он крутил и

вертел необыкновенную шкатулку как только мог, но ничего не выходило. Даже тогда, когда в ход пошли различные инструменты, мудрецу не удалось открыть ларчик. Басня Крылова так и осталась бы незавершенной, если бы не конечные строчки произведения, которые и стали в итоге крылатой фразой.

Краткое содержание

Басня начинается с простой истории о механике, который приходит в мастерскую. Там он увидел красивый ларец. Ему стало интересно, что же внутри, но чтобы посмотреть, нужно его открыть. Механик долго рассматривал ларец, но не нашел в нем замка. Герой утверждал, что все же сможет его открыть и разгадать секрет механизма. Какими бы способами он ни пытался добиться своей цели, результата не было. Вокруг персонажа столпился народ и смеялся над ним. Через некоторое время механик устал и отступил от своей цели. Как потом оказалось, механизм ларца был очень простой и открывался легко.


Прежде чем в комнату зашел мудрец, никто даже не догадывался, что ларец можно открыть. Все любовались им как произведением искусства.

Героя не заинтересовали история создания и красота вещи, он не стал задумываться, каково ее предназначение. Ему хотелось продемонстрировать свое умение и глубокие познания в механике.

Отсутствие замка на сундучке только усиливало желание найти какой-нибудь секрет. Но, несмотря на знания и умения, герой не добился успеха. После длительных стараний он с горечью признал свое поражение.

В этой статье представлено краткое содержание и мораль басни "Ларчик" Крылова: краткий пересказ произведения, анализ, суть, смысл и т.д.

Полный текст басни можно прочитать здесь.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Краткое содержание и мораль басни "Ларчик" (краткий пересказ, анализ, суть, смысл)

Краткий пересказ басни "Ларчик"

Однажды механик оказывается в мастерской, где видит красивый, аккуратно отделанный ларчик. На этом ларчике не оказывается замка. Механик заявляет, что любой ценой откроет этот "ларец с секретом". Мужчина самыми разными способами пытается открыть ларец, но безуспешно. Собравшиеся вокруг люди смеются над ним. В конце концов механик устает и оставляет ларец в покое. На самом деле оказывается, что ларчик открывается просто.


"Ларчик".
Иллюстрация
А. П. Сапожникова


Мораль басни "Ларчик"


Мораль басни "Ларчик" заключается в том, что люди нередко ищут сложные решения там, где задача решается очень просто. Вот как сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:

Автор напоминает, что порой стоит взглянуть на проблему просто, потому что решение может лежать на поверхности. Нередко самым лучшим решением оказывается самое простое и элементарное. Кроме того, не стоит видеть сложности там, где их на самом деле нет:

Любопытно, что механик прекрасно видит, что у ларчика нет замка. Однако герой даже не пытается открыть ларец традиционным способом (потянув, например, за крышку). Вместо этого механик делает вывод, что "ларец с секретом":

Также из басни можно сделать следующий вывод: разумный человек должен расходовать свои силы и время наиболее рационально. Басня напоминает нам и о том, что гордость и тщеславие часто ослепляют человека и не позволяют ему трезво оценить ту или иную ситуацию, проблему и т.д.

Педагог В. И. Водовозов считает, что мораль басни "Ларчик" может быть неправильно понята детьми, поэтому взрослым стоит пояснять ее:

". Нельзя безусловно решить, чтобы каждая его басня. в одинаковой мере удовлетворяла требованиями детского возраста. Некоторые из них заключают сатиру, вовсе непонятную для детей.

Басня "Ларчик" служит пояснением русской пословицы: "Догадка лучше разума". Тут осмеяно пустое мудрование, которым только запутываешь дело. Но форма басни может ввести в заблуждение. Мудрец механик рвется, потеет посреди всеобщего смеха и шуток: видно уж очень пустая наука - механика, когда чем больше ее знаешь, тем более глупеешь! Правда, как бы высоко ни стояла наука, она не производительна без живого применения к делу. Да разве ребенок может это понять? Для него очень часто знание является чем-то отвлеченным от жизни; при самом лучшем преподавании вы не дадите тотчас почувствовать пользы всего, чему его учат. В этом случае вредна всякая шутка над наукою, в каком бы виде эта наука ни являлась. . Если читать. [эту басню] с детьми, то необходимо. [ее] объяснить как слелует. "
(В. И. Водовозов, "О педагогическом значении басен Крылова", 1862 г.)

". Надо помнить, что не все без исключения басни Крылова одинаково ценны и пригодны в педагогическом отношении. . Необходимо, чтобы та духовная пища, которая предлагается ребенку через доступную ему книгу, была. безупречной в своей нравственной основе. . При всех своих высоких художественных и иных достоинствах басни Крылова в целом своем виде не отвечают такому требованию.

Крылов не раз обращается в своих баснях к осуждению невежества. в числе. басен, касающихся вопроса о просвещении, знании, фигурируют. такие, как. "Огородник и Философ", "Ларчик", "Водолазы", "Крестьянин и Лисица".

. Насмешке подвергается от автора "механики мудрец" в басне "Ларчик". Не станем да и нельзя утверждать, чтобы у баснописца было намерение осмеять просвещение и безусловно выше его поставить грубый опыт; в мысли Крылова, скорее, было желание указать на смешные стороны педантства и выставить достоинства простого здравого ума и обыкновенной сметливости и догадки, но вместе с тем нельзя не опасаться за двусмысленность вывода из этих басен в педагогическом отношении. Было бы очень грустно, если бы ребенок увлекся такой критикой педантства и поверхностного просвещения в противоположную сторону поклонения тому, что уже привлекательно для детского или вообще неразвитого ума по той одной причине, что не требует от человека усилия и труда."

(Е. В. Петухов, "О некоторых баснях Крылова в педагогическом отношении", Киев, тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895 г.)

Такова мораль и краткое содержание басни "Ларчик" Крылова: краткий пересказ, анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец. Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался; Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался. Вот входит в комнату механики мудрец. Взглянув на Ларчик, он сказал: “Ларец с секретом, Так; он и без замка; А я берусь открыть; да, да, уверен в этом; Не смейтесь так исподтишка! Я отыщу секрет и Ларчик вам открою: В механике и я чего-нибудь да стою”. Вот за Ларец принялся он: Вертит его со всех сторон И голову свою ломает; То гвоздик, то другой, то скобку пожимает. Тут, глядя на него, иной Качает головой; Те шепчутся, а те смеются меж собой. В ушах лишь только отдается: “Не тут, не так, не там!” Механик пуще рвется. Потел, потел; но, наконец, устал, От Ларчика отстал И, как открыть его, никак не догадался: А Ларчик просто открывался.

Краткое содержание


Иллюстрация Е. Рачёва

Как-то раз механик оказался в мастерской. Там ему довелось увидеть красивый и искусно выполненный ларчик. На данном ларчике не было замка. Герой утверждал, что обязательно разгадает секрет механизма и откроет ларец. Механик старался различными методами открыть ларец. Однако все попытки остались безуспешными. Около него столпился народ и смеялся над ним. В итоге механик устал и отступился. А как оказалось, ларец открывался просто.

Мораль

Человек довольно часто пытается отыскать сложные способы решения проблемы, когда она на самом деле может быть решена достаточно легко.

Анализ басни

История создания

Басня “Ларчик” была впервые прочитана И. А. Крыловым у князя Шаховского в мае 1807 года. Произведение было опубликовано в журнале “Драматический вестник” за 1808 г.

Смысл названия

Ларчик (или ларец) – устаревшее название небольшой шкатулки, сундучка, нередко имевшего какой-нибудь хитроумный замок с секретом.

Основная тема

Основная тема произведения – насмешка над ненужными физическими и умственными усилиями в самом простом деле.

До появления мудреца никому и в голову не приходит, что Ларец может иметь какой-то секрет. Люди просто любуются чудным произведением мастера.

Мудрец далек от понимания прекрасного, ему не терпится продемонстрировать свои глубокие познания в Механике. Отсутствие замка у Ларца только усиливают его подозрения насчет секрета. Однако все знания и умения мудреца не приносят ему никакого успеха. Вспотевший герой никак не может открыть Ларец и признает свое поражение.

В финальной, вошедшей впоследствии в поговорку, фразе (“А Ларчик просто открывался”) содержится едкая ирония по поводу чрезмерно хвалящих свой ум людей, попадающих в тупик в повседневных ситуациях.

Проблематика

Главная проблема, заложенная в басне, – намеренное усложнение очевидных вещей и понятий. Автор дает самый наглядный пример, но эта проблема встречается практически во всех областях человеческой деятельности.

Проявляя свою “заумность”, люди стремятся возвыситься, искусственно поднять свой авторитет и добиться уважения со стороны окружающих. Вот только часто их умственные потуги оказываются не только бесполезными, но и откровенно глупыми.

Композиция

Произведение имеет традиционную для басен Крылова структуру: краткое авторское вступление и основная часть, завершающаяся нравоучительным выводом.

Чему учит автор

Басня призвана показать, что при решении какой-либо проблемы следует прежде всего искать самое простой и доступный путь, а не углубляться в размышления и поиск секретов. Мудрец превращается в глупца, потому что Ларчик может легко открыть любой ребенок.

Краткое содержание

Басня начинается с простой истории о механике, который приходит в мастерскую. Там он увидел красивый ларец. Ему стало интересно, что же внутри, но чтобы посмотреть, нужно его открыть. Механик долго рассматривал ларец, но не нашел в нем замка. Герой утверждал, что все же сможет его открыть и разгадать секрет механизма. Какими бы способами он ни пытался добиться своей цели, результата не было. Вокруг персонажа столпился народ и смеялся над ним. Через некоторое время механик устал и отступил от своей цели. Как потом оказалось, механизм ларца был очень простой и открывался легко.

Человек дарит ларчик

Прежде чем в комнату зашел мудрец, никто даже не догадывался, что ларец можно открыть. Все любовались им как произведением искусства.

Героя не заинтересовали история создания и красота вещи, он не стал задумываться, каково ее предназначение. Ему хотелось продемонстрировать свое умение и глубокие познания в механике.

Отсутствие замка на сундучке только усиливало желание найти какой-нибудь секрет. Но, несмотря на знания и умения, герой не добился успеха. После длительных стараний он с горечью признал свое поражение.

Структура и мораль

  1. Авторское вступительное описание.
  2. Основная часть.
  3. Нравоучительный вывод.

Дети изучают произведение в 4 классе на уроках русской литературы, пишут по его теме конспекты и сочинения.

Если делать разбор произведения более детально и по плану, можно увидеть, что автор даже читателям не дал до конца понять, как открывается ларчик. Мораль может заключаться не только в глупости мастера. Вероятно, в басне имеется другой скрытый смысл: из любой ситуации нет единственного правильного выхода. Нужно разбирать каждый случай в отдельности и подбирать индивидуальный подход.

Проблематика произведения

Писатель своими баснями пытался открыть глаза читателям на простые и нелепые ситуации, которые в повседневной жизни незаметны. Порой человек сам создает для себя сложности. Если бы герой произведения не считал себя слишком умным мудрецом и не преувеличивал свои способности, он бы с легкостью справился с поставленной задачей.

Главной проблемой в аллегорическом произведении Крылова является намерение усложнить, казалось бы, простые ситуации.

Нередко люди, преувеличивая собственные возможности, пытаются поднять свой авторитет и добиться уважения. Но только хваленые умственные способности часто заводят их в тупик и выставляют откровенными глупцами.

Басня рассказывает о мастере-механике, который, похваляясь своим искусством, пожелал публично открыть ларчик. Мастер первоначально представлен мудрым и умелым человеком. Однако он сразу же попадает в комичную ситуацию, взявшись искать способ открыть хитрый замок ларчика, который, однако, не был заперт.

Разумеется, вряд ли Крылов хотел высмеивать механику, как таковую. В век научных открытий и промышленной революции, которые дали обществу зримые плоды, подобная затея привела бы к насмешкам над самим автором басни. Об этом же свидетельствует тот факт, что Крылов не выставляет утрированно набор инструментов этого специалиста по замкам. Герой произведения, вообще, показан максимально обезличенным. В басне не фигурирует ни его имя, ни описание внешности, ни даже возраст. Исходя из этого, можно заключить, что автор желал создать максимально обобщенный образ, в котором можно увидеть многих людей разнообразных профессий.

В первых строках басни Крылов сам дает ее мораль. Здесь нет глубокого подтекста, подобные произведения предназначались для широкой публики, поэтому смысл следовало закладывать понятный большинству. Сам баснописец говорит, что он высмеивает людей, которые стремятся искать сложных путей разрешения проблем, в результате чего выбирают неправильный путь и делают выход достижимым с великим трудом. Крылов призывает читателей в любом деле сначала искать наиболее простое и экономичное решение задачи.

В подобных ситуациях, по мнению Крылова, окружающие скорее увидят глупость, скрываемую под напыщенными и глубокомысленными рассуждениями.

Анализ 2

Произведение представляет собой небольшую ироническую притчу, демонстрирующую ключевую тематику басни в виде намеренного усложнения простой проблемы.

Композиционная структура басни является традиционной в виде последовательного изложения краткого авторского вступления, основной части и финала, заключающегося в нравоучительном выводе.

Сюжетная линия произведения представляет собой историю о механике, который оказавшись в мастерской, обнаруживает небольшую красивую шкатулку в виде аккуратно отделанного ларчика, не имеющего замка. Мужчина решает любыми способами отгадать загадку ларчика с секретом, открыто заявив об этом всем присутствующим, представляя себя в качестве великого профессионала. Все длительные усилия механика оказываются безуспешными, вызвав лишь веселье среди окружающих людей и их помощь в виде нелепых подсказок. Уставший от потуг мужчина оставляет ларчик в сторону и вдруг оказывается, что способ его открывания достаточно простой и традиционный, потягивая вверх крышку.

Применяя едкую и острую иронию, поэт подчеркивает негативные человеческие качества в виде глупого и чрезмерного хвастовства, тщеславия, гордыни, стремления возвыситься в глазах окружающих. Тем самым автор иллюстрирует достоинства людей в виде проявления обыкновенной смекалки и здравого ума, указывая на недостатки педантского поведения, неспособного грамотно и разумно оценивать происходящее.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ и мораль басни Ларчик

Популярные сегодня темы

Сказка Царевна-лягушка является народной, поэтому определенного автора у нее нет. Предположительно, она создавалась на протяжении десятилетий и веков. Переходя из уст в уста

Ирония судьбы простого человека: ему были необходима была гайка. Он привык с ней рыбачить, использовать как груз. Слова судьи, пытавшемуся объяснить ему, что отсутствие на рельсах закрепляющих гаек могло

Мою старшую сестру зовут Катя. Ей уже целых 16 лет. Несмотря на это, папа и мама до сих пор считают, что она не вполне самостоятельная. Это ее очень огорчает. Катя невысокого роста, у нее длинные рыжие волосы (почти до пояса) и веснушки.

Читайте также: