Анализ анкет по зож в школе

Обновлено: 02.07.2024

Статья посвящена изучению отношения учащихся общеобразовательных школ г. Волгограда к здоровому образу жизни. Исследование предполагало выяснение отношения подростков к своему здоровью, сформированности их представлений о здоровом образе жизни, выявление распространения табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. Аддиктивное поведение при этом рассматривалось как альтернатива принципам здорового образа жизни. Представлены результаты анкетирования подростков, свидетельствующие о сформированности представлений у большинства подростков о здоровье и здоровом образе жизни. При этом отмечается недостаточная значимость для них ценности здоровья и недостаточная сформированность установок на ведение здорового образа жизни. Авторами выделены условия, обеспечивающие эффективность формирования основ здорового образа жизни подростков. Разработана и представлена программа, целью которой является ликвидация пробелов в знаниях о здоровом образе жизни, формирование у подростков ценностного отношения к собственному здоровью и профилактика аддиктивного поведения.


2. Алпатова Н.С., Понькина И.В. Формирование здорового образа жизни как средство профилактики отклоняющегося поведения учащихся // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия: материалы II Международной научно-практической конференции (27 апреля 2012 г.) / отв. ред. Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. – С. 7–8.

4. Варфоломеева Т.В. Здоровьесберегающая социализация детей с аллергопатологией в условиях дошкольных образовательных учреждений: автореф. дис. … канд. социол. наук / Т.В. Варфоломеева. – Волгоград, 2013. – 26 с.

5. Деларю В.В. Психология отклоняющегося поведения: учебно-методическое пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2004. – 53 с.

6. Социальное воспитание детей и молодежи с отклонениями в развитии и поведении: вопросы теории и практики: учебное пособие / авт. коллектив: Н.С. Алпатова (и др.); ФГБОУ ВПО ВГСПУ. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. – С. 52–61.

Здоровье подростков является одной из важнейших социальных задач общества и одной из актуальных проблем здравоохранения. Повышенный интерес ряда исследователей к этой проблеме обусловлен тем, что здоровье детей более чем здоровье взрослых подвержено влиянию всей совокупности социальных, экологических, экономических и других факторов окружающей среды [1, 4].

Здоровье подростка в значительной степени определяется условиями его жизни, прежде всего, в семье и школе [2, 5]. В период обучения в школе формирование навыков здорового образа жизни подростков имеет свои особенности и определяется психофизическими характеристиками школьников, а также нацеленностью педагогов и родителей на то, чтобы дети не только получили образование, но и одновременно смогли сохранить и укрепить свое здоровье [3].

Целью нашего исследования является изучение отношения подростков к своему здоровью, сформированности представлений о здоровом образе жизни.

Разработанная нами анкета состояла из двух блоков вопросов и была направлена на выяснение отношения подростков к своему здоровью, сформированности представлений о здоровом образе жизни и на выявление распространения табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. Аддиктивное поведение при этом рассматривалось как альтернатива принципам здорового образа жизни.

Результаты анкетирования были обработаны методами математической статистики.

Обобщив полученные результаты по первому блоку вопросов анкеты, мы сгруппировали подростков по трем уровням.

К низкому уровню были отнесены подростки, у которых отсутствовало осознание важности здоровья и отмечалось нежелание выполнять оздоровительные упражнения, заниматься спортом, правильно питаться. Представления о здоровье и здоровом образе жизни не сформированы.

У подростков среднего уровня отношение к здоровью как к ценности отличается недостаточной осознанностью. Имеют поверхностные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Периодически выполняют оздоровительные упражнения, стараются правильно питаться, гулять на свежем воздухе.

К высокому уровню были отнесены подростки, которые признают здоровье как ценность, осуществляют деятельность, направленную на оздоровление организма. Осознанно и регулярно занимаются спортом, правильно питаются, соблюдают режим труда и отдыха. Располагают достаточно полной и достоверной информацией о здоровье и здоровом образе жизни.

Второй блок вопросов анкеты был направлен на изучение отношения подростков к табакокурению, алкоголю, наркотикам, определение уровня их знаний о последствиях употребления психоактивных веществ для здоровья человека, выявление распространения вредных привычек в подростковой среде и возраста первой пробы употребления.

В ходе исследования было выявлено, что в возрасте 11-12 лет впервые попробовали закурить 59,5 % подростков, впервые попробовали алкогольные напитки - 26,2 %. В возрасте 13-15 лет впервые попробовали закурить 35,7 %, впервые попробовали алкогольные напитки - 71,4 %. В возрасте до 10 лет впервые попробовали закурить 4,7 % подростков, впервые попробовали алкогольные напитки - 2,4 % респондентов. Не выявлено подростков, имеющих опыт употребления наркотических веществ.

В ходе исследования нами было выявлено, что значительная доля систематически курящих подростков хотела бы прекратить курение или, по крайней мере, уменьшить его интенсивность. Почти треть опрошенных не желают отказываться от пагубной привычки. Обращает на себя внимание тот факт, что 35,7 % респондентов употребляют алкоголь от 1 до 3 раз в месяц и чаще, что вызывает определенную обеспокоенность и тревогу.

Обобщив результаты второго блока вопросов анкеты, мы распределили подростков по уровням.

Высокий уровень предполагал достаточную информированность подростков по проблеме; знания о вреде употребления наркотических веществ, алкоголя и табакокурения; наличие четких убеждений против употребления наркотиков, табака и алкоголя.

Средний уровень: подростки разбираются в основных понятиях, знают о вреде наркотиков, алкоголя и курения, но у них недостаточно сформированы антиалкогольные и антитабачные убеждения; периодически курят и употребляют алкоголь.

Низкий уровень характерен для подростков, которые мало информированы по проблеме, имеют поверхностное представление о негативном влиянии на организм человека психоактивных веществ; систематически курят, употребляют алкоголь; не имеют четких убеждений против употребления психоактивных веществ.

Полученные результаты исследования позволяют говорить о достаточной сформированности представлений у большинства подростков о здоровье и здоровом образе жизни. При этом отмечается недостаточная значимость для них ценности здоровья и недостаточная сформированность установок на ведение здорового образа жизни.

Опираясь на опыт исследований в области данной проблемы и собственный практический опыт работы по формированию представлений о здоровье и здоровом образе жизни среди подростков, мы выделяем условия, обеспечивающие эффективность данного процесса:

  • наличие мотивации и активной позиции у подростков в здоровьесберегающей деятельности;
  • осознание подростками ценностей здоровья и здорового образа жизни;
  • внедрение учебных и внеучебных занятий здоровьесберегающего направления;
  • обеспечение соответствия познавательного материала возрастным и индивидуальным особенностям подростков.

Определив условия, оптимизирующие процесс формирования здорового образа жизни подростков, мы разработали программу для подростков общеобразовательных учреждений.

Целью программы является ликвидация пробелов в знаниях о здоровом образе жизни, формирование у подростков ценностного отношения к собственному здоровью и профилактика аддиктивного поведения.

Программа включает в себя следующие тематические разделы:

Все перечисленные тематические разделы представляют собой этап реализации программы, но при необходимости, имея свою самостоятельную цель, реализовываться в отдельности, исходя из запроса целевой группы, могут быть скомбинированы в ином порядке.

Структура и содержание занятий имеют законченную самостоятельную форму, решают определенные задачи. Преемственность занятий состоит в том, что наибольший эффект воздействия на целую аудиторию будет производить их объединение в единый курс, так как в этом смысле все формы подчинены единой программной цели.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что данное социологическое исследование свидетельствует о необходимости совершенствования медико-социальной помощи в области сохранения и укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни подростков общеобразовательных учреждений через проведение мониторинга показателей здоровья обучающихся, предупреждение заболеваний, профилактику вредных привычек, повышение мотивации подростков к здоровому образу жизни и организацию здоровьеформирующей деятельности.

Рецензенты:

Волчанский М.Е., д.соц.н., профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы, ВолгГМУ, г. Волгоград.

Деларю В.В., д.соц.н., к.м.н., профессор, профессор кафедры общей и клинической психологии, ВолгГМУ, г. Волгоград.

Оценить 569 1

«Отношение учащихся

Аналитическая справка

по результатам исследования

Дата проведения: сентябрь-октябрь 2019 г.

Цель: в ходе исследования установить отношение учащихся к вредным привычкам и здоровому образу жизни.

Задачи исследования:

- провести анкетирование учащихся;

-провести анализ анкет.

Объект исследования: учащиеся физкультурно-спортивной , социально – педагогической, туристско-краеведческой направленностей

Всего: 164 респондентов.

Отношение учащихся к здоровому образу жизни

1. Как ты относишься к вредным привычкам (табакокурению, алкоголизму, наркомании)? Выбери один ответ.

Почему бы и не попробовать

2. Что ты прежде всего испытываешь при встрече с человеком, употребляющим наркотики, сигареты, алкоголь? Выбери один ответ.

Другое (что именно?)

3. Как ты думаешь, что сильнее всего побуждает человека курить, пить, употреблять наркотики?

Компания, чтобы поддержать разговор

Из-за скуки, потому что больше нечего делать

Чтобы расслабиться (снять напряжение)

Чтобы улучшить настроение

Из-за гнева или неудачи

Желание выглядеть более взрослым

Другое (что именно?)

4. Как ты думаешь, какие могут быть последствия того, что человек пьет, курит,употребляет наркотики?

Проблемы со здоровьем (рак легких, сердечные болезни, головные боли) и последующая смерть

Потеря семьи и друзей

Другое (что именно?)

5. Как ты думаешь, помогают ли тебе занятия краеведением и туризмом сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни? Если да, то как?

Да (возможно походы, экскурсии, занятия на свежем воздухе)

Да (затрудняюсь объяснить каким образом)

Нет (я и так веду здоровый образ жизни)

Нет (затрудняюсь объяснить почему)

(Педагогам проставить % напротив каждого варианта ответа).

1. Как ты относишься к вредным привычкам (табакокурению, алкоголизму, наркомании)? Выбери один ответ.

Почему бы и не попробовать

2. Что ты прежде всего

испытываешь при встрече с человеком, употребляющим наркотики, сигареты, алкоголь? Выбери один ответ.

Другое (что именно?)

3. Как ты думаешь, что сильнее всего побуждает человека курить, пить, употреблять наркотики?

Компания, чтобы поддержать разговор

Из-за скуки, потому что больше нечего делать

Чтобы расслабиться (снять напряжение)

Чтобы улучшить настроение

Из-за гнева или неудачи

Желание выглядеть более взрослым

Другое (что именно?)

4. Как ты думаешь, какие могут быть последствия того, что человек пьет, курит,употребляет наркотики?

Проблемы со здоровьем (рак легких, сердечные болезни, головные боли) и последующая смерть

Потеря семьи и друзей

Другое (что именно?)

5. Как ты думаешь, помогают ли тебе занятия краеведением и туризмом сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни? Если да, то как?

Да (возможно походы, экскурсии, занятия на свежем воздухе)

Да (затрудняюсь объяснить каким образом)

Нет (я и так веду здоровый образ жизни)

Нет (затрудняюсь объяснить почему)

85,3% респондентов отрицательно относятся к вредным привычкам, 9,1% респондентов, считают эти привычки вредными, 18,9% респондентов относятся к вредным привычкам равнодушно, а 3,6% считают, почему бы не попробовать.

При встрече с человеком, употребляющим наркотики, сигареты, алкоголь 9,1% респондентов испытывают к ним сочувствие, 24,2% опасение, 4,2% страх, 19,5% жалость, 21,3% презрение и 18,3% равнодушие, что то другое-4,2%.

На вопрос, какие могут быть последствия того, что человек пьет, курит, употребляет наркотики 79,2% респондентов считают, что проблемы со здоровьем, 14,0% - потеря семьи и друзей, 6,1% ДТП.

91,4 % респондентов согласны с тем, что занятия краеведением и туризмом помогают им сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, в частности походы, соревнования, занятия на свежем воздухе. 6,1% респондентов и так ведут здоровый образ жизни, да (затрудняюсь объяснить каким образом) 1,4%.

Педагогам дополнительного образования на занятиях, походах, экскурсиях и т.д. вести пропаганду здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью, способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья.

Организовывать мероприятия, приуроченные к международному дню Здоровья, борьбы со СПИДом ,День отказа от курения, и др..

Проводить родительские собрания для родителей (законных представителей) с участием специалистов здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.

Анкетирование проводилось с целью определения уровня осведомленности школьников о составляющих здорового образа жизни, в частности в области здорового питания.

- знания детей о принципах рационального питания, недопущению вредных привычек и осознанности этих знаний;

- активное отношение детей к сохранности своего здоровья, а также желание помогать себе и другим людям в его соблюдении;

- овладение навыками, приемами здорового образа жизни, информированности, готовности осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.

- стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здорового образа жизни и здорового питания, в частности, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно-популярной литературы для детей, радиол, телевидения, интернета;

- проявление потребности в выполнении рекомендаций.

Опрос респондентов проводился анонимно по предложенной унифицированной анкете. Общее количество респондентов составило 1300 человек. В анкетировании приняли участие учащиеся 5-х (650 человек) и 9-х (650 человек) классов.

Так, из опрошенных детей ежедневно завтракают, обедают и ужинают дома основное количество - 83% пятиклассников и 95% девятиклассников; 58% опрошенных ежедневно обедают в школе, а 25% - в школе питаются в полдник. Обращает на себя внимание тот факт, что значительная часть детей завтракают и обедают в школе лишь иногда, никогда не едят в школе до 8% опрошенных, никогда не завтракают дома 4%. Ежедневно в рацион питания основной части опрошенных школьников входят овощи, фрукты, мясо, молочные продукты 88% учащихся. Блюда из рыбы у 18% школьников входят в меню ежедневно, 78% иногда и 4% опрошенных ответили, что не едят рыбу. Ежедневно 68% опрошенных употребляют сладости.

В связи с вышеизложенным рекомендуется продолжить работу по пропаганде здорового питания, мотивации подрастающего поколения к приверженности здоровому образу жизни - как в стенах школы, так и в семье.

Образ жизни предполагает механизмы адаптации организма человека к условиям окружающей среды. Образ жизни является также плодом культурного творчества человека и результатом его выбора [5].

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это такой стиль жизни, который способствует сохранению и развитию здоровья, где нет факторов для его разрушения [7].

Школьный период учащихся 7-8 классов характеризуется теми анатомо–физиолого - психологические изменениями, при которых закладываются основы моральных и социальных установок личности, происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений, создающие задел на большую жизнь. Научная проблема заключается в необходимости разрешения противоречия между признанием приоритетности формирования здорового образа жизни подрастающего поколения и недостаточным учетом в данном процессе особенностей поведения детей, их самооценка здоровья, отношения к физической культуре, а также влияние социальных условий жизнедеятельности.

Цель проектной работы: выявить интерес к здоровому образу жизни у учащихся 7-8 классов.

Задачи исследования :

2.Выявить основные компоненты, составляющие культуру здоровья современных школьников.

3.Провести анкетирование, позволяющее выявить сформированность знаний у учащихся 7-8 классов о здоровом образе жизни

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию школьников 13-15 лет.

Предмет исследования : отношение к здоровому образу жизни младших подростков в общеобразовательных школах города Липецка.

Организация исследования: для выявления понимания здорового образа жизни и отношения к нему мной была разработана анкета, содержание которой приведено в приложении.

Всего в анкетировании приняло участие 250 человек, из них 125 девочек и 125 мальчиков. В анкетировании участвовали две школы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области "Кадетская школа имени майора милиции Коврижных А.П.", МБОУ гимназия № 19 имени Н.З. Поповичевой.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Здоровье как важнейшее свойство живого организма применительно к человеку является мерой духовной культуры, показателем качества жизни и в то же время результатом нравственных уложений социальной политики. Здоровье как социально-биологическая основа жизни всей нации. В конечном счете, результат политики государства, создающего у своих граждан духовую потребность относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, а к его сохранению - как к необходимой основе реализации своего предназначения к продлению здорового рода [9].

В настоящее время существуют десятки различных определений здоровья. Современное научное определение этого понятия должно основываться на том факте, что состояние здоровья выступает как процесс, материальное явление в человеческом организме [9].

Исходя из возможности использования понятий кибернетики в медицине, можно полагать, что здоровье - это исполнение нормальных физиологических программ жизни, а болезнь - состояние неустойчивого режима этих саморегулирующих систем, возникшее в результате чрезвычайных или необычных внешних воздействий или дефектов собственных программ [2].

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, обусловленная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во - первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во - вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психологическое здоровье - состояние психической сферы, основу которого составляет ощущение общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем обусловлена духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [6].

Важнейшим аспектом образа жизни является здоровый образ жизни – такая организация труда, отдыха, творческого самовыражения, отправления культурных и физиологических потребностей человека, которые обеспечивают ему выполнение биосоциальных функций, физическое и психическое здоровье, активное долголетие и, в конечном счете, гармоническое развитие личности во всех возрастных периодах. Все формы поведения отдельного человека, составляющие здоровый образ жизни, условно разделяют на две группы:

1. Личностное поведение, способствующее профилактике заболеваний и повышению защитных свойств организма: разумный режим труда (учебы) и отдыха, удовлетворительные личные жилищно-бытовые условия, рациональное питание, оптимальная двигательная активность, закаливание, культура межличностных отношений, соблюдений правил гигиены, должная медицинская активность.

2. Личностное поведение, направленная на борьбу с вредными пристрастиями: табакокурением, потреблением алкогольных напитков и психоактивных веществ, нарушением режима сна и питания [3].

Труд (учеба). Правильное развитие и совершенствование человека невозможно без трудовой (учебной) деятельности. Труд способствует расцвету его физических и нравственных сил [9].

Жилищные условия. Здоровье людей зависит от жилищно-бытовых условий. Плохое жилье, низкая его комфортность и другие неудовлетворительные условия быта не только не соответствуют представлениям о здоровом образе жизни, но и могут являться причинами ряда заболеваний.

Отдых. Правильно организованный отдых - необходимое условие здорового образа жизни и важнейшее средство укрепления здоровья. Каждому человеку нужен ежедневный, еженедельный и ежегодный отдых [9].

Рациональное питание. Для поддержания нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья на высоко уровне каждый человек не только должен получать необходимое количество различных питательных веществ, но и рационально питаться. Правильно организованное питание оказывает положительное влияние на устойчивость организма к воздействию внешней среды, обусловливает гармоническое развитие физических и духовных сил, укрепляет здоровье и предупреждает развитие многих желудочно - кишечных и других заболеваний [9].

Закаливание. Это не только обязательный компонент здорового образа жизни, но и одно из эффективных средств профилактики болезней, особенно простудных [9].

Факт того, что знания людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, говорит о несформированности мотивации к заботе о собственном здоровье [9].

2.2 Культура здоровья и составляющие её компоненты как основы здорового образа жизни

Здоровье следует рассматривать не в статике, а в динамике изменений внешней среды и в онтогенезе (процесс индивидуального развития организма от зарождения до смерти). В этом отношении заслуживает внимания мнение о том, что здоровье определяет процесс адаптации. Это не результат инстинкта, но автономия и реакция на социально созданную реальность. Процесс адаптации создает возможность человеку приспособиться к изменяющейся внешней среде, к росту и старению, к лечению при нарушениях здоровья [4].

Большинство исследователей уверены, что здоровье человека зависит от четырех основных факторов: образа жизни, питания, внутренней и внешней среды, а также от физической культуры. По их мнению, обязательным компонентом общей культуры является культура здорового образа жизни личности. Результаты многочисленных исследований показали прямую зависимость здоровья населения страны от образа жизни (50%), наследственности человека (20%), влияния окружающей среды (20%) и состояния здравоохранения (10%). Таким образом, резервы здоровья зависят от устройства человеческого общества, а также от самого человека [4].

Что касается современного взгляда на формирование культуры здоровья подрастающего поколения, то в своих исследованиях некоторые педагоги выделяют в качестве основополагающих такие подходы: валеологический, педагогический и социальный [4].

Суть валеологического подхода заключается в анализе основных причин появления многих болезней и способов их избегания через правильно организованный образ жизни. Педагогический подход раскрывает роль системы образования в формировании общей культуры и культуры здоровья, преподавания тех знаний, которые позволяют школьникам приобрести базовые представления о здоровом образе жизни, о тех опасностях, которые вызывают различные виды зависимости. Суть социологического подхода заключается в выявлении основных противоречий, характеризующих взаимоотношения между семьёй, школой, детским коллективом в приобщении подрастающего поколения к современной культуре [4].

Формирование культуры здоровья личности, как указывалось ранее, должно осуществляться через воспитание именно на начальном этапе становления человека. А вот базовый и отправной точкой для формирования потребностей в культуре здоровья, на наш взгляд, все-таки должна стать семья. Так как именно в семье закладываются основные взгляды и убеждения, которые со временем перерастают в умения и навыки: уметь красиво двигаться, быть в хорошей форме, уметь следить за своим поведением, образом жизни. Семья - это та социальная среда, в которой человек начинает формироваться как личность. Именно семья организует жизнедеятельность человека, определяя, как его материальное положение, так и социально-профессиональный статус [4].

Думаем, именно мнение, что сознание - производное от деятельности, и является тем феноменом, который характеризует формирование здорового образа жизни в процессе оздоровительной деятельности [8].

2.3 Результаты исследования

В исследовании приняли участие учащиеся 7 - 8 классов. Всего 250 человек. Среди них юношей - 125, девушек - 125.

Вопросы анкеты были направлены на выявление понимания сущности собственного отношения к здоровому образу жизни.

Читайте также: