Аналитическая деятельность педагога в доу

Обновлено: 06.07.2024

Аналитическая деятельность. Мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов. Изучение и анализ состояния и результатов методической работы методических объединений. Создание базы данных. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Сбор и обработка информации о результатах работы в учреждении. Выявление затруднений дидактического и методического характера в коррекционно-образовательном процессе. Мониторинг состояния результатов и перспектив развития ДОУ.

Похожие презентации

Аналитическая деятельность – это вид деятельности, в основе которой лежит мыслительная операция (логический приём познания) – анализ.

Известно, что анализ представляет собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки.

Виды и уровни анализа (на примере анализа воспитательной работы)

По объекту (что анализируется) :

а) анализ воспитательной работы в ДОУ;

б) анализ работы специалистов, кружка, группы;

По субъекту (кто анализирует) :

а) анализ, проводимый заведующим, его заместителем;

б) анализ, проводимый специалистом, воспитателем;

г) анализ с участием педагогов, родителей.

По цели (для чего анализируется) :

а) объективная оценка педагогической деятельности;

б) подведение итогов работы и определение задач на будущее;

в) преодоление, ликвидация недостатков в работе;

г) выявление педагогических резервов;

д) регулирование хода воспитательного процесса на основе оперативной информации и данных внутрисадового контроля;

е) обобщение передового педагогического опыта;

ж) изучение результатов воспитательного процесса.

По содержанию (каков характер анализа) :

а) комплексный анализ, т. е. охватывающий различные стороны, виды воспитательной работы;

б) тематический или локальный;

в) параметрический, позволяющий ежедневно анализировать основные показатели воспитательной работы.

По повторяемости (как часто осуществляется анализ) :

а) периодически повторяющийся;

б) постоянный (оперативный или текущий);

Развитие аналитической деятельности педагога –повышение профессиональных компетентностей педагогов.

Оцените себя (по пятибалльной оценочной шкале) :

А) способность принимать и сохранять цели и задачи педагогической деятельности, поиска средств ее осуществления – от1 до 5б.

Б)владение способами решения проблем творческого и поискового характера - от1 до 5б.

В) умение планировать, контролировать и оценивать профессиональные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата – от 1 до 5б.

Г) умение понимать причины успеха/неуспеха своей профессиональной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха - от 1 до 5б.

Структура аналитической деятельности педагога :

Субъект деятельности - …

Объект деятельности -…

Мотивы деятельности (то, что побуждает деятельность) : потребности, убеждения, интересы - …

Цель – средства её достижения

Средства её достижения - …

Деятельность (действия, приёмы, операции) - …

Результаты (рефлексия, коррекция) - …

подготовлено старшим воспитателем

1 кв. категории М. А. Сергеевой

Важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в педагогической деятельности профессиональных трудностей и основным стимулом самосовершенствования является анализ собственной деятельности, как процесс осмысления педагогического опыта. Поэтому, основным условием определения наилучших аспектов собственной профессиональной деятельности и затруднений в ней, является развитие способности педагога дошкольной образовательной организации к самоанализу. Главной целью анализа практической деятельности педагогических работников является умение выявить связь между деятельностью и результатами своего труда, которые выражаются в умственном развитии воспитанников, их культуре, умении применять теорию на практике, эрудиции.

Аналитическая деятельность – это такой вид деятельности, в основу которого входят мыслительные операции, иными словами, логическим приёмом познания является анализ. Анализ представляет собой мысленное разложение предмета, а также явления или процесса на части, элементы или признаки.

Аналитическая деятельность в педагогике – это анализ результатов педагогической деятельности, целью которого является прогнозирование и внесение изменений в образовательно-воспитательный процесс.

Кравчук М.М. в своей работе пишет о том, что сформированность аналитических способностей педагога является одним из критериев педагогического мастерства, так как с помощью него извлекаются знания из практической деятельности. Именно с помощью аналитических умений проявляются обобщённые умения мыслить педагогически. Такое умение включает в себя ряд частных умений, заключающихся в:

- умении анализировать педагогические явления;

- умении понимать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимосвязи с другими;

- умении объяснить то или иное педагогическое явление с теоретической точки зрения;

- умении диагностировать педагогические явления;

- умении разрешать разнообразные педагогические задачи.

Ерофеева И.Ю. рассматривает умение анализировать педагогический процесс как простое исследовательское умение, включающие в себя: наблюдение и анализ педагогических явлений, формулировка гипотезы, разработка и проведение экспериментальной деятельности, обработка и систематизирование его результатов, обобщение материалов в виде доклада, изучение и анализ педагогического опыта.

П.Ф. Кравчук и Л.Г. Гондза считают работу по развитию исследовательских умений одним из значительных факторов формирования творческого мышления педагога. Т.Н. Лукьянченко писал, что аналитическая деятельность педагогического работника нацелена на:

1) анализ воспитательных мероприятий и образовательных занятий;

2) анализ итогов образовательно-воспитательного процесса;

3) анализ содержания документации ДОО;

4) анализ качества знаний, умений и навыков воспитанников;

5) анализ итоговой индивидуальной деятельности с воспитанниками;

6) анализ состояния образовательно-воспитательного процесса с необходимой точки зрения;

7) анализ результатов совместной деятельности ДОО, семьи и общественности.

Аналитическая деятельность играет в педагогической работе очень важную роль. Любой педагогический процесс не будет осуществляться эффективно без профессионального анализа и оценки конкретных условий его организации. Развитие аналитической деятельности педагога – это, прежде всего, повышение его профессиональных компетентностей.

Характеристика аналитической деятельности педагогов ДОО

Без анализа и оценки конкретных условий организации, педагогический процесс не может осуществляться эффективно, а также без качественного исследования особенностей поведения ребенка и развития детского коллектива в целом. Объективная оценка и анализ происходящей ситуации значительны на каждом из этапов педагогического процесса: целеопределение и постановка задач, планирование и выбор необходимых средств по их достижению, организация, подведение итогов и определение новых задач.

Педагогический анализ требует наличие профессиональной подготовленности, специфики разнообразных видов детской деятельности, знания методик дошкольного образования.




К исследовательским умениям педагога относятся:

ü умение наблюдать, анализировать и давать оценку деятельности дошкольников и педагогического работника;

ü умение диагностировать уровень развития, обучения и воспитания детей;

ü умение давать оценку методической оснащенности педагогического процесса;

ü формулировать выводы и вносить корректные предложения по его совершенствованию;

ü умение осуществлять анализ своей педагогической деятельности, т.е. выполнять самоанализ.

По мнению С.Ю. Мещеряковой, формирование аналитической деятельности педагога происходит в образовательном пространстве, а именно в:

- умении анализировать и осмысливать то или иное педагогическое явление во взаимосвязи с каждым из компонентов педагогического процесса;

- умении расчленять педагогическое явление на составляющие его элементы (условия – причины, стимулы, мотивы, формы проявления, средства);

- умении находить в психолого-педагогической теории выводы, идеи, разнообразные закономерности, которые соответствуют логике рассматриваемого явления;

- умении верно диагностировать педагогическое явление;

- умении выявлять педагогическую проблему (задачу) и находить способы её оптимального решения.

М.М. Поташник в своих работах подробно раскрыл процессный подход в аналитической деятельности педагога. Аналитическая деятельность педагогического работника представляет собой исследование. Исследование любой проблемы (вопроса) необходимо начинать с постановки целей и задач, которые определят направление и методы анализа. Существенное значение имеет выдвижение гипотезы (обоснованное предположение относительно причин, связей, причинно-следственной зависимости изучаемого явления). Далее составляется план или программа направленная на решение обнаруженных проблем. Обязательно осуществляется контроль, вносятся нужные коррективы, изменения, анализируется результат, проектируются новые проблемы, для решения которых выдвигаются новые цели и задачи.

Таким образом, аналитическая деятельность предполагает развитие педагогической логики, оказывает помощь в осуществлении целенаправленного выбора варианта построения педагогического процесса, позволяющего максимально результативно влиять на личность ребенка. Усвоение навыков аналитической деятельности является стимулом педагогического работника к постоянному самообразованию и самопознанию, что естественным образом готовит его к успешной профессиональной деятельности и становится инструментом поступательного совершенствования педагогического процесса.

Аналитические умения в структуре педагогической деятельности

Важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в педагогической деятельности профессиональных трудностей и основным стимулом самосовершенствования является анализ собственной деятельности, как процесс осмысления педагогического опыта. Поэтому, основным условием определения наилучших аспектов собственной профессиональной деятельности и затруднений в ней, является развитие способности педагога дошкольной образовательной организации к самоанализу. Главной целью анализа практической деятельности педагогических работников является умение выявить связь между деятельностью и результатами своего труда, которые выражаются в умственном развитии воспитанников, их культуре, умении применять теорию на практике, эрудиции.

Аналитическая деятельность – это такой вид деятельности, в основу которого входят мыслительные операции, иными словами, логическим приёмом познания является анализ. Анализ представляет собой мысленное разложение предмета, а также явления или процесса на части, элементы или признаки.

Аналитическая деятельность в педагогике – это анализ результатов педагогической деятельности, целью которого является прогнозирование и внесение изменений в образовательно-воспитательный процесс.

Кравчук М.М. в своей работе пишет о том, что сформированность аналитических способностей педагога является одним из критериев педагогического мастерства, так как с помощью него извлекаются знания из практической деятельности. Именно с помощью аналитических умений проявляются обобщённые умения мыслить педагогически. Такое умение включает в себя ряд частных умений, заключающихся в:

- умении анализировать педагогические явления;

- умении понимать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимосвязи с другими;

- умении объяснить то или иное педагогическое явление с теоретической точки зрения;

- умении диагностировать педагогические явления;

- умении разрешать разнообразные педагогические задачи.

Ерофеева И.Ю. рассматривает умение анализировать педагогический процесс как простое исследовательское умение, включающие в себя: наблюдение и анализ педагогических явлений, формулировка гипотезы, разработка и проведение экспериментальной деятельности, обработка и систематизирование его результатов, обобщение материалов в виде доклада, изучение и анализ педагогического опыта.

П.Ф. Кравчук и Л.Г. Гондза считают работу по развитию исследовательских умений одним из значительных факторов формирования творческого мышления педагога. Т.Н. Лукьянченко писал, что аналитическая деятельность педагогического работника нацелена на:

1) анализ воспитательных мероприятий и образовательных занятий;

2) анализ итогов образовательно-воспитательного процесса;

3) анализ содержания документации ДОО;

4) анализ качества знаний, умений и навыков воспитанников;

5) анализ итоговой индивидуальной деятельности с воспитанниками;

6) анализ состояния образовательно-воспитательного процесса с необходимой точки зрения;

7) анализ результатов совместной деятельности ДОО, семьи и общественности.

Аналитическая деятельность играет в педагогической работе очень важную роль. Любой педагогический процесс не будет осуществляться эффективно без профессионального анализа и оценки конкретных условий его организации. Развитие аналитической деятельности педагога – это, прежде всего, повышение его профессиональных компетентностей.

Характеристика аналитической деятельности педагогов ДОО

Без анализа и оценки конкретных условий организации, педагогический процесс не может осуществляться эффективно, а также без качественного исследования особенностей поведения ребенка и развития детского коллектива в целом. Объективная оценка и анализ происходящей ситуации значительны на каждом из этапов педагогического процесса: целеопределение и постановка задач, планирование и выбор необходимых средств по их достижению, организация, подведение итогов и определение новых задач.

Педагогический анализ требует наличие профессиональной подготовленности, специфики разнообразных видов детской деятельности, знания методик дошкольного образования.

К исследовательским умениям педагога относятся:

ü умение наблюдать, анализировать и давать оценку деятельности дошкольников и педагогического работника;

ü умение диагностировать уровень развития, обучения и воспитания детей;

ü умение давать оценку методической оснащенности педагогического процесса;

ü формулировать выводы и вносить корректные предложения по его совершенствованию;

ü умение осуществлять анализ своей педагогической деятельности, т.е. выполнять самоанализ.

По мнению С.Ю. Мещеряковой, формирование аналитической деятельности педагога происходит в образовательном пространстве, а именно в:

- умении анализировать и осмысливать то или иное педагогическое явление во взаимосвязи с каждым из компонентов педагогического процесса;

- умении расчленять педагогическое явление на составляющие его элементы (условия – причины, стимулы, мотивы, формы проявления, средства);

- умении находить в психолого-педагогической теории выводы, идеи, разнообразные закономерности, которые соответствуют логике рассматриваемого явления;

- умении верно диагностировать педагогическое явление;

- умении выявлять педагогическую проблему (задачу) и находить способы её оптимального решения.

М.М. Поташник в своих работах подробно раскрыл процессный подход в аналитической деятельности педагога. Аналитическая деятельность педагогического работника представляет собой исследование. Исследование любой проблемы (вопроса) необходимо начинать с постановки целей и задач, которые определят направление и методы анализа. Существенное значение имеет выдвижение гипотезы (обоснованное предположение относительно причин, связей, причинно-следственной зависимости изучаемого явления). Далее составляется план или программа направленная на решение обнаруженных проблем. Обязательно осуществляется контроль, вносятся нужные коррективы, изменения, анализируется результат, проектируются новые проблемы, для решения которых выдвигаются новые цели и задачи.

Таким образом, аналитическая деятельность предполагает развитие педагогической логики, оказывает помощь в осуществлении целенаправленного выбора варианта построения педагогического процесса, позволяющего максимально результативно влиять на личность ребенка. Усвоение навыков аналитической деятельности является стимулом педагогического работника к постоянному самообразованию и самопознанию, что естественным образом готовит его к успешной профессиональной деятельности и становится инструментом поступательного совершенствования педагогического процесса.

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением - это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста. Представленный материал отражает организацию аналитической деятельности в ДОУ.

Оценить 414 0

Организация аналитической деятельности в дошкольном образовательном учреждении

(из опыта работы старшего воспитателя)

Принимать участие и осуществлять педагогический контроль – это значит влиять на работу, преобразовывать ее. Контроль проводится не только с целью выявить недостатки, но и обнаружить что-то новое, интересное, что дает высокие результаты. Осуществляя контроль, старший воспитатель соблюдает его алгоритм: определяет цель и объект контроля, разрабатывает программу, собирает информацию, делает анализ, вырабатывает рекомендации и определяет пути исправления недостатков, назначает сроки проверки исполнения рекомендаций.

При проведении контроля, используются различные методы: наблюдение, анализ посещенных мероприятий, анализ продуктов детской деятельности, изучение и анализ документации, анкетирование воспитателей и родителей, беседы и т.д.

Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Примерный перечень вопросов:

Состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;

Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;

Календарные планы и документация педагогов;

Наличие и хранение детских работ;

Работа педагогов по повышению квалификации;

Работа педагогов по теме самообразования;

Работа педагогов по организации режимных моментов;

Работа педагогов по укреплению здоровья детей.

Старший воспитатель принимает участие в предупредительном контроле с целью оказания помощи педагогам, предупредить возможные ошибки. Данный вид контроля может пройти в форме:

- Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;

- Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;

- Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;

- Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей.

Предупредительный контроль старший воспитатель фиксирует в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.

Старший воспитатель проводит оперативный контроль с целью выявления недостатков в деятельности педагогов, а затем оперативно их устранить с помощью рекомендаций и советов.

Материалы оперативного оформляются в форме таблицы и заполняются ежемесячно, для того, чтобы зафиксировать результаты контроля, полученные в ходе наблюдений, и показать, какие недостатки нужно устранить.

Работа по оперативному контролю включает несколько этапов:

I этап - Разработка циклограммы оперативного контроля на учебный год (такой план наглядно покажет, сколько вопросов запланировано на год, и позволит равномерно распределить их по месяцам);

II этап - Разработка графика проведения оперативного контроля на текущий месяц (в таблицу-график вносятся конкретные даты посещения группы, по каждому вопросу, и сообщаются об этом воспитателям. Первое посещение групп - по запланированным вопросам (первичный контроль, обычно планируется в первые две недели месяца, в последующие две недели ведется работа по устранению недочетов);

III этап - Наблюдение за деятельностью педагогов и занесение результатов контроля в подробную, расширенную таблицу с критериями по каждому вопросу контроля, в соответствии с выбранной системой условных обозначений (напротив каждого пункта в этих таблицах проставляются баллы, согласно выявленному уровню, например: 3 - высокий уровень, 2 - допустимый уровень, 1 - низкий уровень).

Результаты оперативного контроля размещаю на информационном стенде в методическом кабинете.

Результаты тематического контроля оформляются в аналитических справок, с которыми коллектив знакомится на педагогическом совете.

Принимая участие во фронтальном контроле, который проводится с целью изучения состояния воспитательно-образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе или изучается и анализируется деятельность конкретного педагога.

Для проведения фронтального контроля в нашем учреждении руководитель издает приказ и утверждает состав комиссии, в которую входят сотрудники администрации и эффективно работающие педагоги ДОУ.

Члены комиссии четко определяют цели, задачи, разрабатывают план проверки, распределяют обязанности между собой.

Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения материалов фронтальной проверки.

Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения фронтальной проверки в соответствии с планом работы ДОУ, но не менее чем за месяц до ее начала.

По результатам фронтального контроля оформляю аналитические справки, с которыми педагоги знакомятся на педагогическом совете или на оперативном совещании.

Таким образом, контроль является одной из важнейших управленческих функций, он должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Читайте также: