Актуальные психолого педагогические проблемы высшей военной школы на современном этапе

Обновлено: 25.06.2024

В ситуации новых реалий международной обстановки с одной стороны и реформирования системы образования с другой актуализируется задача адекватного развития военно-педагогического процесса. Соответственно активизируется научно-педагогическая деятельность. В статье сделан анализ публикационной активности вузовской педагогики в части самоанализа современных проблем.

Объектом исследования является военное образование. Предметом исследования – отношение научно-педагогического сообщества к современным проблемам образования. Основным методом исследования стал контент-анализ научной литературы по проблемам развития российского образования в целом и военного образования в частности.

В качестве предварительного вывода заметим, что проблемы развития российского образования в целом и военного – в частности обсуждаются последние 30 лет очень активно. При этом, наш контент-анализ выявил тот факт, что 65% публикаций являются действительно самостоятельными творческими научными исследованиями, проведёнными на основе личного педагогического опыта. 60% исследований обсуждают или демонстрируют читатель авторские методики преподавания конкретных учебных дисциплин. Другие 40% посвящены вопросам воспитания и решению организационных проблем. Около 15% авторов откровенно рассказывают о проблемах конкретного учебного заведения, приблизительно столько же работ, придерживаясь нормативных документов, предлагают отчёт с преобладанием положительных моментов. Около 70% работ – это теоретическое исследование того, как развивалось и как должно функционировать военное образование.

Вывод. Полагаем, что сущность армии неизменна во все времена – это способность и готовность к вооруженной защите интересов государства, выражающего интересы населения своей страны. Именно это онтологически обоснованное постоянство и должно определять цели и методологию всей системы военного образования. Забвение факта постоянства образовательных задач, вытекающего из общих признаков армии и войны, является одной из наиболее часто обсуждаемых проблем современного военного образования.

С 1991 г. начался новый этап в жизни страны, ее Вооруженных Сил.

Осуществлялись следующие мероприятия в военной области:

• разработка закона Российской Федерации об обороне;

• новая военная доктрина;

• проведение конверсии в военно-промышленном комплексе;

• доведение численности личного состава, техники, вооружения, материальных средств до необходимых пределов;

• пересмотр системы и содержания подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях;

• решение ряда других неотложных проблем, необходимых для функционирования российских Вооруженных Сил.

Кризисные явления 1990-х гг. негативно отразились и на системе военного обучения и воспитания. Приходилось искать новые подходы, соответствующие изменившимся социально-экономическим и политическим реалиям.

В условиях частичной утраты обществом традиционно российского патриотического сознания, отсутствия общенациональной идеи, противоречивости идеологических установок особое значение стала приобретать система государственной политики в области строительства Вооруженных Сил, системы военного образования, воинского обучения и воспитания.

В настоящее время отмечается активизация исследований проблем дидактики и воспитания военнослужащих. Уточняются методологические основы отечественной военной педагогики, происходит освобождение от идеологических приоритетов. Сегодня основная масса военно-педагогических исследований содержит специальные методологические разработки, основу которых составляют результаты фундаментальных исследований современной науки и практики, историко-педагогический анализ рассматриваемых явлений, человека в совокупности его многообразных отношений. Подобный подход к методологии военной педагогики позволил конструктивно оценить накопленный научный потенциал, с максимальной эффективностью использовать имеющиеся научные достижения.

В настоящее время ведется большая работа по обстоятельному и объективному осмыслению отечественного военно-педагогического опыта, зарубежных педагогических идей, современных педагогических технологий и тенденций развития образования с учетом их применения в обучении и воспитании военнослужащих. Ведутся разработки, направленные на создание и совершенствование системы многоуровневого военного образования, соотношения его с системой высшего образования в стране, изучение возможностей и путей реализации положений Болонского процесса.

Новые задачи встают перед военной педагогикой в связи с изменениями в системе комплектования Вооруженных Сил: сокращением сроков прохождения службы по призыву и увеличением доли военнослужащих-контрактников.

Обоснованы и получили развитие новые отрасли военно-педагогической науки: превентивная педагогика, социальная педагогика и др. Важное место занимают задачи развития других составных частей военно-педагогического знания: военно-педагогической диагностики, военно-педагогической инноватики, квалиметрии, прогностики, педагогической конфликтологии.

Динамичное развитие всех сфер жизни общества обусловливает необходимость высокой психолого-педагогической подготовки офицеров для эффективного руководства подчиненными военнослужащими и воинскими коллективами. В настоящее время актуальной задачей выступает повышение педагогической культуры военных кадров. Решение ее рассматривается как одно из важнейших средств совершенствования учебно-воспитательного процесса в войсках.

Осуществляется интеграция и расширение сотрудничества представителей военно-педагогической науки с военными политологами, социологами, психологами, историками, экономистами, специалистами военного дела, расширяется взаимодействие с профессионалами других отраслей педагогики. Все это позволяет военной педагогике комплексно и системно рассматривать проблемы обучения, воспитания, образования, профессионального и личностного развития военнослужащих.

Однако наличие потенциальных угроз военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, реформирование Вооруженных Сил и системы военного образования ставят перед военной педагогикой новые задачи. В их решении должны сыграть свою роль функциональная и содержательная переориентация военно-педагогической отрасли, поворот ее в сторону человека (военнослужащего) как активного субъекта педагогического процесса.

Необходимость совершенствования системы обучения и воспитания военнослужащих связана с уроками из опыта проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, выполнения миротворческих операций, с изменением военно-политической обстановки в мире и непосредственно у границ России, характером современных войн и вооруженных конфликтов.

В 2002 г. президентом Российской Федерации утверждена Программа перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воспитания.

В 2004 г. приказом министра обороны № 70 был принят основополагающий правовой акт Министерства обороны Российской Федерации в области воспитания – Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Она определяет сущность, цели, задачи, виды и направления воспитания военнослужащих.

В целом одним из путей для новых теоретических и практических обобщений, дальнейшего совершенствования воспитания и обучения военнослужащих в современных условиях становится изучение богатейшего опыта развития теории и практики воспитания военных кадров в различные периоды истории нашей страны.

Таким образом, система обучения и воспитания военнослужащих, военная педагогика, прошла сложный путь своего становления и развития. Она базируется на мощном фундаменте педагогической мысли и практики отечественного и мирового педагогического опыта. Все это служит основой для развития теории и практики обучения и воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.


Список литературы
1. Барабанщиков A.B., Муцинов С.С. Педагогическая культура офицеров. – М.: Воениздат, 1985. – 159 с.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2001. – 198 с.
3. Ершов Н.В., Башкирцев В.П., Дурнов И.В., Инюшева Е.А. и др. Психология и педагогика. Учебное пособие. – СПб.: ВКА имени А.Ф. Можайского, 2011. – 515 с.
4. Реан А.А. Психолого-педагогический анализ процесса выбора методов обучения в высшей школе: Дис….канд. психол. наук. Л., 1993.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. В 2-х томах. – М.: Наука, 1974.

ГОРОДА: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж, Владивосток, Ярославль, Обнинск, Калининград, Орел, Тюмень, Томск, Тамбов, Тверь, Улан-Удэ, Смоленск, Саранск, Сочи, Ставрополь, Сыктывкар, Рязань, Пенза, Оренбург, Набережные Челны, Новгород Великий, Новороссийск, Магадан, Магнитогорск, Липецк, Калуга, Кемерово, Краснодар, Ижевск, Иваново, Иркутск, Забайкальск, Владимир, Вологда, Белгород, Брянск

Инновационный Центр Развития Образования и Науки © 2013 - 2022 гг. Все права защищены
Использование материала сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.




С яркими и содержательными докладами выступили руководители научно-образовательной деятельности г. Санкт-Петербурга и военных образовательных организаций Российской Федерации.



В работе конференции приняли участие представители Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации - руководитель учебно-методического отдела полковник юстиции Серых М.А., заведующий кафедрой управления и психологии следственной деятельности Красикова Ю.Ю. и инспектор отделения факультета подготовки следователей юридического института старший лейтенант юстиции Самохина Е.Г.


Все участники конференции отметили, что изменение военно-политической обстановки в мире и реформы, происходящие в Вооруженных Силах, требуют выработки новых подходов в организации подготовки войск.

В связи с этим на должностных лиц – командиров, психологов, преподавателей военных вузов, других специалистов – возлагаются задачи по формированию у военнослужащих в готовности выполнить поставленные задачи.

Конференция стала важным этапом межведомственного взаимодействия и обмена опытом психологов, осуществляющих психологическое сопровождение образовательного процесса и служебной деятельности сотрудников.

Способствовала формированию межведомственных научных и практических подходов к формированию морального и психологического духа у военнослужащих, приемов и способов его повышения в армии и на флоте.

Читайте также: