Ак орда основа казахского ханства план урока

Обновлено: 05.07.2024

Ак-Орда – основа Казахского ханства. Ханство Абулхаира
Внутренняя и внешняя политика.
Внутренняя политика Абулхаира полна
противоречий. Придя к власти при
поддержке кочевой знати, хан стал вести
политику централизации и ограничения
привилегий правителей кочевых родов.
Внешнее положение. В конце XV и начале
XVI веков в политической жизни народов
Средней Азии и Казахстана произошли
значительные исторические события.
Династия Тимуридов потерпела
поражение от Шайбанидов, которые
пришли к власти в Средней Азии.
Могулистан распался на несколько
мелких владений.
Полотно с изображение Шайбанидов

Ак-Орда – основа Казахского ханства. Ханство Абулхаира
Укрепление ханства Абулхаира.
Несмотря на то, что при поддержке многих родов и племен
Абулхаир был избран ханом,
внутри созданного им ханства
все еще сильны были распри за
земли и власть.
Поэтому первым шагом
Абулхаира являлось усмирение
своих противников, в том числе
хана Махмуд-Ходжи и
мангытского эмира Уакас-бия.
В 40-х годах XV века Абулхаир
присоединил к своим владениям
северо-запад Прибалхашья.
Абул Хайр-хан (1412−1468) — хан
Узбекского улуса с 1428 по 1468 годы, из
династии Шибанидов — относящихся
джучидской ветви чингизидов, потомок
пятого сына Джучи Шибана, сын Давлатшейх-оглана.

Ак-Орда – основа Казахского ханства. Ханство Абулхаира
Укрепление ханства Абулхаира.
Наибольших усилий и времени
потребовало от хана Абулхаира
покорение южных районов Белой Орды,
присырдарьинских земель и Каратау.
Этими землями правили Урус хан и
потомки хана Барака - султаны Жаныбек и
Керей.
Султанов поддерживали и улусы, в которых правили потомки хана Тока-Тимура.
Поэтому для борьбы с ними Абулхаир
хану потребовались значительные силы.
К его войскам присоединились эмиры
свыше 15 крупных родов и племен.
Среди них были представители таких
племен, как конраты, уйгуры, уйсуны,
украш-найманы.

Ак-Орда – основа Казахского ханства. Ханство Абулхаира
Ослабление ханства.
Около 1456—1457 годов Абулхаир,
потерпев сокрушительное
поражение от правителя ойратов
Уз-Темира близ города Сыгнака,
вынужден был покинуть свои
владения и уйти в Дешт-и-Кыпчак.
Причины поражения Абулхаира
заключались во внутренней
слабости его государства, в
постоянных династийных распрях
и междоусобицах, происходивших
между представителями знати в
его государстве.

Ак-Орда – основа Казахского ханства. Ханство Абулхаира
Ослабление ханства.
Абулхаир установил в своем
ханстве жесткое военное
правление. Всех, в ком он
сомневался, Абулхаир
беспощадно преследовал,
уничтожал.
Так, он решил покарать и султанов
Керея и Жаныбека, которые, не
желая подчиняться ему,
переселились в Жетысу, в
Могульское ханство.
С этой полью в 1468 году он
отправился в поход. Однако во
время похода а местности
Аккыстау близ Алматы он умер.

Ак-Орда – основа Казахского ханства. Могулистан
Основатель Могулистана –
чагатаид Тоглук Тимур (13471362 гг.)
Территория – Семиречье,
Восточный Туркестан и северовосточная часть Средней Азии.
Столица – Алмалык.
Население Тюрские и
тюркизированные
монгольские племена: дулаты,
канглы, уйсуни, кереиты и др.

Ак-Орда – основа Казахского ханства. Могулистан
Этнический состав населения.
Правителями - ханами в Могулистане
были в основном представители
династии чингизидов и монгольской
знати. Конечно, в первое время в
период монгольского нашествия такие
монгольские племена, как арлат,
чорас и калучи имели преимущество
среди местных тюркоязычных племен.
Однако со временем они смешались с
ними.
Другие монгольские племена,
переселившиеся в Восточный
Туркестан к уйгурам, также слились с
ними, утратив почти все монгольские
этнические корни.

Ак-Орда – основа Казахского ханства. Могулистан
Этнический состав населения.
Жетысу занимало северо-восток
Могулистана.
Местные тюркоязычные племена уйсунов
и канлы были известны по письменным
источникам с III-II веков до нашей эры.
Затем позднее, в V-VI веках, в эти края
пришли другие тюркоязычные племена.
Поэтому в средние века в Жетысу жили
дулаты, канлы, уйсуны, аргыны, жалаиры,
баари, барласы и многие другие,
составившие этнический состав населения
Могулистана, который таким образом был
в основном из местных тюркоязычных и
тюркизированных монгольских племен.

Ак-Орда – основа Казахского ханства. Могулистан
Внутреннее положение Могулистана.
Тоглук-Тимур хан, придя к власти, в
некоторой степени сумел улучшить внутреннее положение в государстве, став
основоположником правящей династии,
находившейся во главе ханской власти
до начала XVI века.
Подчинив всю территорию ханства
единому центру, столицей государства
он сделал город Алмалык.

Ак-Орда – основа Казахского ханства. Могулистан
Внутреннее положение Могулистана.
Свою власть Тогулук Тимур осуществлял по
прежде установившейся улусной системе
управления.
Наследственный титул верховного улусного
бека - улусбеги был закреплен им за главой
дулатов.
При нем была упорядочена система налогов.
Исламская религия была объявлена
государственной.
Тоглук-Тимур насильственно обращал в ислам
население Могулистана. Как писал Мухаммед
Хайдар, только за один день было обращено в
ислам 160 тысяч человек.
По приказу хана лиц, отказавшихся от
принятия исламской религии, приговаривали
к смертной казни. Таким образом хан установил в стране жесткий порядок.

Ак-Орда – основа Казахского ханства. Могулистан
Внешнее политическое положение
Могулистана
В своей внешней политике Тоглук-Тимур
пытался восстановить на территории
Средней Азии свою власть на всех землях
бывшего Чагатайского улуса.
В 1360-1361 годах он дважды совершил
походы в Мавераннахр. Одержав в них
победы, на ханский трон Мавераннахра
он возвел своего сына Ильяса-Ходжу.
Вернувшись в Могулистан, Тоглук-Тимур
умер.
Смерть Тоглук-Тимура заставила ИльясаХоджу покинуть Мавераннахр, чтобы
заняться делами престолонаследия. В это
время политическая обстановка в
Средней Азии резко изменилась.

Ак-Орда – основа Казахского ханства. Могулистан
Ослабление ханства.
Распад Могульского ханства. Когда
Могульское ханство было крайне ослаблено
внутренними междоусобицами, захвативший
в 1370 году власть в Мавераннахре эмир
Тимур начал завоевательную войну против
Могулистана.
В конце XIV века эмир Тимур неоднократно
совершал походы против Могулистана.
Первый из них был совершен в 1371-1372
годах. Во время этого похода он дошел до
города Алмалык. Но, не сумев взять город,
он разграбил по пути все поселения и
захватил много пленников. Очередной
завоевательный поход он совершил в
1375-1377 годах. В ходе этого похода через юг
Казахстана он дошел до жетысуйской реки
Чарын. В сражении с могульским военачальником Камар ад-дином он одержал
победу. Камар ад-дин бежал в Восточный
Туркестан, в Турфан.
Эмир Тимур

Ак-Орда – основа Казахского ханства. Могулистан
Ослабление ханства.
Распад Могульского ханства.
В 1380-1390 годах эмир Тимур несколько раз
совершал набеги на Могулистан. Они были
катастрофически опустошительными для
государства, так как общее количество
войск Тимура с отрядами его сыновей
составляло 120 тысяч человек.
Таким образом, в результате
неоднократных нашествий войск эмира
Тимура Могульское ханство было
обескровлено.
Оно распалось на несколько независимых
владений.
Хан Хизр-Ходжа признал свою вассальную
зависимость от эмира Тимура. Территория
Жетысу в будущем отошла от Могулистана к
Казахскому ханству.

Ак-Орда – основа Казахского ханства. Образование Казахского ханства
Образование ханства
На территории современного Казахстана
после распада Золотой Орды образовалось
ханство Абулхаир-хана.
Жёсткая политика Абулхаира привела к
тому, что в 1460 году часть племён
вынуждены были откочевать в Могулистан.
Эти племена возглавляли султан Жанибек и
Керей.
Племена расположились в Семиречье и
создали самостоятельное государственное
образование – Орду.
За этой Ордой закрепилось название
Казахское ханство.
Керей и Жанибек

Ак-Орда – основа Казахского ханства. Образование Казахского ханства
Образование ханства
Несмотря на то, что первым ханом
Казахского ханства становится
Керей, фактическое управление
ханством лежало в руках султана
Жанибека.
Именно он начал войну против
Абулхаира. И после смерти
Абулхаира во время его похода в
1468 году, вся территория Узбекской
Орды без боёв переходит
Жанибеку.
Территория Казахского ханства к
1500 году заметно расширилась и
распространилась на весь
восточный Дешт-и-Кипчак.

Ак-Орда – основа Казахского ханства. Образование Казахского ханства
Т.И. Султанов отмечает “Керей и Жаныбек с
улусными людьми прибыли в Могулистан при жизни
могульского хана Есен-Буги, который радушно
принял беглецов и назначил им для обитания
долины Чу и Козы-Баши. Время прихода Керея и
Жаныбека с улусными людьми во владения
могульского хан Есен-Буки нужно датировать 145960 гг.”.
Приход Керея и Жаныбека был осуществлён по
приглашению Есен-Буги, который стремился
обезопасить с их помощью свою территорию от
Юнус-хана. Керей и Жаныбек стали оказывать
помощь и поддержку Есен-Буга-хану, а сама
перекочевка Керея и Жаныбека в Жетысу
состоялась не раньше 1459 г.
Таким образом, главной причиной откочёвки
явилось авторитарное правление хана Абулхаира
Шибанида, который стремился не допустить
усиления потомков другой ветви Джучидов,
потомков Тука-Тимура и Орда-Еджена,
непосредственно связанных по генеалогической
линии с ханом Ак-Орды Урус-ханом, правнуками
которого являлись Керей и Жаныбек.

Учебное задание № 2
Задание 2. Соотнеси правителей с фактами из их биографии
1.
Абулхаир
2.
Тоглук-Тимур
3.
Есен-Буга
4.
Керей
5.
Эмир Пуладчи
А. В конце 50-х годов ХV в. вступил в союз с Жанибеком и Кереем, предоставив им долины рек Шу
и Талас.
Б. Объявил ислам государственной религией
В. Единолично правил ханством в течение 40 лет
Г. Первый правитель Казахского ханства
Д. Фактический правитель Могулистана
Каждый правильный ответ дает 2 балла, всего 10.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дата: __________ Класс: 10 ИК Урок: ____

Тема: Ак Орда (13- начало 15 в.)

Цель: Знакомство с образованием Белой Орды

Задачи: Образовательная: Ознакомить со структурой гос-ва, с усилением и общественным строем Орды

Развивающая: Формировать навыки к изучению культуры, творческого поиска и мышления

Воспитательная: Воспитывать любовь к культурным достижениям казахстанцев, воспитывать ребят в человеколюбии.

Тип урока: традиционный

Наглядные пособия:

Время: 45 мин.

I . Организационный момент

II . Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях.

1. Кто является основателем Золотой Орды?

2. Назовите территорию Орды.

3. При каком правителе происходит расцвет орды?

4. Какой хан организовал торговые связи с Ираном и странами Кавказа?

5. Назовите столицу Золотой Орды.

6. Как называли местных правителей?

1. На какой территории создано государство Золотая Орда?

2. Куда совершал походы Батый?

3. При каком правителе Золотая Орда усилилась как в экономическом, так и политическом положении?

4. При ком ислам был объявлен государственной религией?

5. Кто совершал походы со стороны Маверанахра на территорию Орды?

6. Как называли сборщиков налогов?

-Когда стала создаваться З.о.?

-Почему гос-во названо Золотой Ордой?

-Что вы знаете о походах Бату?

-В период каких ханов Орда усилилась?

-Что послужило причиной ослабления гос-ва?

-Что вы знаете об общественном строе?

III . ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

История возникновения Белой Орды. Ее территория

Внутреннее и внешнее положение Орды

В середине 13 века образовалось государство Белая Орда, которое существовало в Восточном Дешт-и Кипчаке до начала 15 столетия . Эта страна была восточной частью улуса.

Фактически Белую Орду организовал старший сын Джучи - Орда-Еджен. Первоначально в Белую Орду входили территории северо-восточного Семиречья, земли вокруг Улытау и Кентау (Улытау - современная Джезказганская область, Кентау - район Шымкента - современный Южный Казахстан) и долина реки Иртыш. Политическим центром Белой Орды продолжительное время были районы у р. Иртыш и оз. Алаколь. То есть там чаще всего стояла ханская ставка, позднее ставка переместилась на юг Казахстана, к городу Сыгнаку.

Независимой, суверенной страной Белая Орда стала после распада центра - Золотой Орды, и после того как возросла роль казахских (тюркских) родов и племен, а также вследствие того, что правители-монголы, знать - белая кость "торе" - ассимилировались в казахской (тюркской) массе, перестав от них отличаться. Но прежде чем Белая Орда отделилась от Золотой, между правителями происходили стычки, смыслом которых было стремление Белой Орды к политической свободе.

В начале 14 века начинается борьба Орда-Еджена с Чагатаидами за присырдарьинские города и пастбища Жетысу. Постепенно подчинив себе, своей власти районы Южного Казахстана, хан Белой Орды предпринял шаги к восстановлению хозяйственно-культурной жизни в районе Сырдарьи.

В 14 столетии ханы Белой Орды чеканили монеты уже только от своего имени. Однако правители Золотой Орды препятствовали этому.

Во второй половине того же 14 века усилились противоречия среди правителей Золотой Орды, приведшие к смутам и нескольким дворцовым переворотам, в которых ханы Белой Орды приняли непосредственное участие. Наконец в 1361 году к власти пришел Урус-хан, который стал бороться за золотоордынский престол, предприняв в 1368 поход в Поволжье. В 1374-75 годах он захватил столицу Золотой Орды город Сарай. Однако успехи Урус-хана были кратковременными, он оказался не

|в силах устранить временного правителя Золотой Орды Мамая, к тому же в 1376 году на южных границах Белой Орды начал свои агрессивные действия правитель Средней Азии эмир Тимур (знаменитый своей жестокостью Тамерлан), и Урус-хану пришлось уйти из Поволжья обратно в степь.

Правители Белой Орды ставили своей целью объединение территорий Улуса Джучи восточные и западные земли под одним знаменем. Продолжил это дело хан Тохтамыш, посаженный на трон при непосредственной помощи эмира Тимура. Борясь с Мамаем за западные земли Улуса Джучи, Тохтамыш столкнулся с ним на Куликовом поле (1380 г.), с помощью Дмитрия Донского разбил его. Но Золотая Орда была восстановлена ненадолго. Тот же эмир Тимур, - начал борьбу со своим ставленником Тохтамышем, который хотел захватить Золотую и Белую Орды. В 1395 году, проиграв сражение, Тохтамыш бежал в Сибирь.

В начале 15 века внутренние распри и изнурительная борьба с эмиром Тимуром привели к тому, что Белая Орда ослабла.

Лишь в 1423/24 годах внук Урус-хана султан Барак несколько улучшил положение. Он уничтожил своих соперников, и власть единолично стала принадлежать ему. Но к тому времени эмир Тимур уже захватил побережье СырДарьи и с ним вместе город Сыгнак, столицу Белой Орды.

Время правления хана Барака совпало со временем правления узбекским улусом Улугбека(внук Тимура) который наследовал власть после неожиданной смерти эмира Тимура. В 1405 году эмир Тимур умер в городе Отраре перед походом в Китай. Сильный и честолюбивый Барак разбил в сражении войска Улугбека и возвратил владения своих дедов на берегах Сырдарьи. После смерти хана Барака в 1428 году власть в Дешт-и Кипчаке перешла к шайбанидам, и власть в свои руки взял Абулхаир хан из этой династии. Он завоевал многие земли Белой Орды и создал свое ханство.

Самостоятельная работа с учебником: прочесть на стр 116 Экономическое положение и дополнить предложения:

Занятие населения (оседлое земледелие)

Развитие …городской. культуры в период правления хана……(Ерзена)

Главный торговый центр

Какие возвышенности использовались как летние пастбища (Алтай, Улытау, Уральские)

Места зимовок (Приаралье, теч Сырдарьи и Чу)

Т.о. Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что роды и племена Белой Орды образовали казахский народ и Казахское ханство в середине 15 века.

IV . Рефлексия :

когда начала создаваться Белая Орда?

Расскажите о походах Эмира Тимура и хана Тохтамыша на Белую Орду.

Каким был этнический состав Белой Орды?

Расскажите об экономическом положении Белой Орды.

V . Итог урока . Д/ з § 23 стр 114 – 116 пересказ. Оценки за урок


Данный урок проведен с учетом особенностей класса. При планировании урока учитывались реальные учебные возможности, возрастные и индивидуальные особенности и средний темп деятельности учащихся.

В соответствии с этим уровень сложности был подобран таким образом, чтобы обеспечивалось максимальное усвоение материала.

Для продуктивного и качественного проведения урока были подготовлены раздаточный и дидактический материал, использовано мультимедийное сопровождение.

Содержимое разработки

«Образование государства Ак Орда .

Урок прошел 7 февраля 2018 года на областном семинаре в сш.Ломоносова с ДМЦ.

Подготовил Урок : Наталья Анатольевна Гладышко

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Были поставлены следующие цели урока:

Понимать политическую историю, общественный строй, экономику Ак Орды

Формирование образованной личности, воспитанной на общечеловеческих и национальных ценностях, обладающей лидерскими качествами и способной к социальному и личностному самоопределению и самореализации.

Воспитание личности на общечеловеческих и национальных ценностях, уважения к родному языку и культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан

Развиваеть навык работы с материалом и с картой.

Дает оценку значимости Ак Орды в формировании Казахского ханства

Данный урок проведен с учетом особенностей класса. При планировании урока учитывались реальные учебные возможности, возрастные и индивидуальные особенности и средний темп деятельности учащихся.

В соответствии с этим уровень сложности был подобран таким образом, чтобы обеспечивалось максимальное усвоение материала.

Для продуктивного и качественного проведения урока были подготовлены раздаточный и дидактический материал, использовано мультимедийное сопровождение.

Урок начат с орг. Момента , был проведен эмоциональный настрой через психологическую установку, пожелание доброго дня, успехов. Учитель узнал настроение учащихся и цель, с которой они пришли на урок.

На втором этапе урока (стадии вызова) предполагалась проверка знаний ранее изученного материала путем выполнения заданий: Работа с предложениями.Каждой группе был дан вопрос с прошлых тем.

Учащиеся успешно справились с заданием, что свидетельствует о высоком уровне их подготовки, тем более по пройденным темам учащиеся сдали зачет.

Усвоение новых знаний (Осмысление). Объяснение по карте границ, столицы Белой Орды и соседних государств. Краткое объяснение истории Белой Орды.

Работа с терминами.

Деление на группы через повторение пройденного материала :

После завоевания территории Казахстана Чингисхан разделил его на улусы между сыновьями и она вошла в состав трех объединений :

Завоеванные земли Чингисхан поделил между сыновьями, в улус Жоши входила территория

от Иртыша и до Восточной Европы.

Завоеванные земли Чингисхан поделил между сыновьями, в улус Чагатая входила территория

Южного и Юго-восточного Казахстана и Средняя Азия.

Завоеванные земли Чингисхан поделил между сыновьями, улус Угэдэя входила территория

Тарбагатая и верхнее течение Иртыша

Завоеванные земли Чингисхан поделил между сыновьями, улус Тулуя входила территория

Монголия

На этапе закрепления знаний :

Задание 1

Работа в группах (10 минут):

Изучает причины создания, этнический сотав и опеделяет столицу Ак Орды. Делает постер.

Определяет этапы политической истории Ак Орды и раскрывает их. Делает постер.

Изучает экономической развитие, определяет виды хозяйства. Делает постер.

Работа с источниками. Анализ и разбор в группе, постановка вопросов.



Задание 2

Определите и дайте намного больше информации по карте с какими государствами граничит Ак Орда:

Задание 3

Работа в парах: один ученик читает второй слушает и записывает вопросы, затем задает их первому ученику.

Со второй четверти XIV в. Белая Орда отделяется от

Золотой Орды.

Белая Орда отделяется от Золотой Орды в

Политическим центром Ак Орды и ее столицей стал город

На территории Восточного Дешт-и Кыпчака в XIII- начале XV вв. существовало государство

Задание 4

На диаграммах Венна можно с помощью перекрывающихся кругов продемонстрировать сходство, различия и связи между понятиями, идеями, категориями или группами. Сходство между группами представлено перекрывающимися частями кругов, а различия — неперекрывающимся.

Сравнение двух государств Ак Орда и Алтын Орда с помощью диаграммы Венна. Ученики сравнивают в терадях и объясняют различия и сходства.




Задание 5

Группы отвечают на вопрос урока:

Какую роль сыграла Ак Орда в сложении казахской государственности ? Выражают собственное мнение, делают выводы.

Задание 6

Закрепление новой темы ученики в парах берут карточки, определяют и записывают территорию.

Этнический состав.

Для оценивания использованы оценочные листы, в которые учащиеся сами после каждого выполненного задания по 13-й балльной шкале ставили себе столько баллов, сколько они, на их взгляд, заслужили. В конце урока высчитали оценку.Дополнительно два ученика седьмого класса был наблюдателями , у них имелись оценочные листы с дискрипторами и критериями оценивания,в конце урока они также сказали оценки учащимся , которых выбрали.



1группа : Основатель Орда-Ежен

2 группа: Урус Хан

3 группа:Тохтамыш

4 группа: Ерзен хан

Проведена рефлексия.

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

Общая оценка: урок соответствует содержанию требованиям учебной программы. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основных идей урока (темы, курса). Подведение учащихся к восприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний. Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности класса .Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным произошла в осмыслении урока на примере диаграммы Венна.

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Разделение на группы ; этап осмысления при работы в группе и в парах.

Что я узнала за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

Ребята очень хорошо восприняли новую информацию, при этом кругозор седьмого класса желал бы лучшего. Критерии на уроке обязательно надо огласить для класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Образовательная: Продолжить изучение о периоде становления страны как суверенного государства, раскрыть условия его образования. Показать его значение для решения исторической судьбы казахского народа.

2.Развивающая:

Развивать память, мышление, воображение, умение анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение, интеллект учащихся

3.Воспитательная:

Воспитывать у учащихся интерес к прошлому страны, патриотизм, национальное самосознание. Показать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, завоеваний, а на основе местных исторических, экономических и этнических предпосылок.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия, ТСО, дидактические материалы: раздаточные материалы, тексты,карта, слайды.

1.Орг. момент (2 мин)

2.Опрос домашнего задания (10 мин)

3.Изучение новой темы (20 мин)

4.Закрепление темы (10 мин)

5.Подведение итогов урока, задание на дом. (3 мин)

I.Опрос домашнего задания.

Учащиеся делятся на три группы по цветам. (Стикеры: зеленый, розовый, оранжевый).

1 группа –2 группа

2 группа – 3 группа

3 группа – 1 группа

Задание 2. Составить синквейн, по историческим личностям: Абулхаир хан, Керей, Жаныбек. Презентация.

а) работа по карточкам: слабоуспевающим учащимся.

1.Найди-лишнее
Казахские племена входили в состав населения государств:
А. Белая Орда В. Циньская империя С.Ногайская Орда Д.Могулистан Е. ханство Абулхаира.

2.Продолжи-перечень.
Политическому объединению способствовало укрепление экономических, культурных, _____________ и ________________ связей между кочевым и оседлым населением.
Образовались тесные взаимосвязи этнических групп, близких по языку, _____________ и ______________ культуре.

Куб какая цифра, столько и баллов.

Сценка встреча Керея и Жанибека.

Жанибек: ученик

- Что будем делать, Керей? Из-за междоусобиц в ханстве Абильхаира опять страдают шаруа. Феодальные набеги разорят наш народ, разрушат аулы, надо уходит на Восток, в сторону Моголистана, там спокойнее.

Керей: ученик

- Правильно, Жанибек. Надо объединить разрозненные казахские племена и перекочевать в долину рек Чу и Талас. Там земли наших отцов, там наша Родина. И создать свое ханство. Казахское ханство. Так мы преодолеем раздробленность и казахский народ будет единым.

II. Изучение новой темы:

Вступительное слово учителя: (3 мин) произносит слова: Астана, 9 место по площади, 14 областей, Президент, суверенный. С чем ассоциируются эти слова? (Республика Казахстан)

Действительно, вы правы. Истоки образования нашего государства уходят в средние века. Сегодня на уроке мы узнаем , как происходил процесс становления государственности казахского народа. В мире живет более тысячи народов. У каждого из них свой исторический путь формирования как народа. Формирование народа - процесс длительный, продолжающийся столетия, на это уходят тысячи лет. Такой процесс своего формирования пережил и казахский народ. На территории Казахстана в эпоху бронзы (II тыс. до н.э.- I тыс. до н.э.) жили андроновские племена европеоидного типа. Позже на территорию Казахстана вторгаются с востока племена гуннов, и происходит процесс ассимиляции с местными племенами саки, сарматы, уйсуни и другими племенами, среди населения появляются монголоидные признаки. Эти признаки усиливаются в раннем средневековье (VI – IX вв.). таким образом, с древнейших времен стала закладываться этническая и антропологическая основа предков казахского народа. Как местное население, так и пришлое являлись тюркоязычными народами.

Борьба султанов Керея и Жаныбека за создание Казахского ханства.

Территория Казахского ханства.

Этнический состав населения.

Взаимоотношения с соседними странами.

Схема - опора.

Ханство Абулхаира

Керей и Жаныбек

Хан Есен- Буга

Использование султанов против хана Абулхаира.

1465 г создание казахского ханства

Весной 1458 г султан Керей избран ханом.

Борьба султанов Керея и Жаныбека за создание Казахского ханства. В начале XV века Белая Орда прекратила свое существование как независимое государство. Вместо нее было создано ханство Абулхаира, являвшегося выходцем из династии Шайбанидов. Ханство Абулхаира состояло в основном из тюркских и племен. Внутреннее и внешнее положение ханства Абулхаира не было стабильным. Внутри его хану приходилось вести беспрерывную и жестокую борьбу за верховную власть с потомками Жошы. Беспрерывные войны и распри ослабляли ханство. Из-за междоусобиц нарушились порядок и традиционные маршруты кочевок. Это имело тяжелые последствия для кочевого скотоводства. Под бременем тяжелого положения народ искал пути освобождения от тиранического правления хана Абулхаира. К тому же ханство Абулхаира постигло великое бедствие. В целях захвата богатых пастбищ, легкой добычи и выхода на торговые центры и караванные пути в начале XV века ойратские племена напали на ханство Абулхаира. В борьбе с ойратами Абулхаир потерпел поражение, а хозяйству ханства был нанесен небывалый урон.

Поражение хана Абулхаира от ойратов явилось одной из причин откочевки многих казахских племен во главе с султанами Ке- реем и Жаныбеком за пределы ханства. В такой обстановке на юге Казахстана хан Абулхаир стал расправляться с теми, кто не хотел повиноваться его власти. Силой устанавливая в стране строгий порядок, хан пытался укрепить свои позиции. Эти действия Абулхаира по подавлению сопротивления недовольных его правлением еще больше усиливали отчуждение султанов и народных масс от своего правителя.

Султаны Керей и Жаныбек также стремились уйти из-под власти Абулхаира, воспользовавшись сложным политико-экономическим положением в ханстве. Объединив под своим началом казахские племена, поднявшиеся на борьбу с Абулхаиром, они фактически стали их вождями и откочевали в Жетысу, которое входило в состав Могулистана. Откочевка казахских племен не была переселением каких-либо их частей, а была всеобщей. Это был своего рода массовый протест против тяжелых налогов и повинностей, а также феодальных междоусобиц и непрекращающихся войн.

Султаны Керей и Жаныбек не только политически объединили казахов, но и заложили основы для создания Казахского ханства.

Правивший в это время в Жетысу хан Могулистана Есен-Буга (1434-1462 гг.) благосклонно принял султанов Керея и Жаныбе- ка и выделил земли для их поселения на берегах реки Чу. У хана Есен-Буги были свои планы: он хотел использовать Керея и Жа- ныбека в борьбе против хана Абулхаира. Поселившись в Западном Жетысу, султаны Керей и Жаныбек создали здесь в 1465- 1466 годах Казахское ханство.

Султаны Керей и Жаныбек являлись потомками Чингисхана, поэтому оба имели право занять ханский трон в создаваемом ими ханстве. По установившейся традиции, чтобы занять ханский трон, вместе с наследственным правом принималось во внимание и старшинство претендента по возрасту. Поэтому ханский трон занял старший из них - Керей. Его советником стал Жаныбек. Жаныбек был сыном хана Барака, а Керей - сыном его старшего брата Болата. Основание Кереем и Жаныбеком ставки Казахского ханства в Козыбасы, на реке Чу, осуществило многовековую мечту кочевых казахов о создании своего независимого государства. На севере простиралась удобная для кочевья степь Сарыарка, на юге - камышовые равнины и богатые сочными травами жайляу, защищенные от холодных ветров предгорные зимовки.

Кроме того, хан Могулистана Есен-Буга, приняв и поселив на своих землях султанов Керея и Жаныбека, хотел создать прочный союз с ними в целях борьбы с притязаниями на власть в ханстве своего брата Йунуса, которого поддерживали Абулхаир и династия Тимуридов. От них исходила угроза для западных границ Могулистана. Хан Есен-Буга хотел также использовать силы казахов для отпора ойратам, которые в начале XV века не раз нападали на Жетысу и другие районы Могулистана.

Откочевав из ханства Абулхаира в 50-70-х годах XV века, около 200 тысяч человек собрались на единой территории под власть Керея и Жаныбека.

Читайте также: