Адаптация пятиклассников в школе проект

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Положение.docx

Положение о проведении мероприятия

в рамках работы с учащимися 5 классов

I . Общие положения

Проект разрабатывали и проводили учащиеся 10 А класса под руководством учителя истории Подосельниковой В.И. для учащихся 5 классов.

Цель проекта : помочь пятиклассникам адаптироваться в новой среде в основной школе.

Задачи проекта :

1.Формировать у пятиклассников мотивацию и интерес к учёбе.

2.Адаптировать учеников к требованиям учителей -предметников.

3.Снизить психологическую нагрузку с учеников из-за резкого изменения условий обучения.

Домашнее задание:

• Проведение динамической паузы на уроках.(5 мин)

• Организация отдыха на переменах. .(5 мин)

• Правила школьного общежития. .(5 мин)

На мероприятии от вашего класса выступает команда в составе 6 человек.

Время проведения проекта 14 ноября в 16.00 в Актовом зале

Оргкомитет 10 А класса

Цель проекта : помочь пятиклассникам адаптироваться в новой среде в основной школе.

Задачи проекта :

1.Формировать у пятиклассников мотивацию и интерес к учёбе.

2.Адаптировать учеников к требованиям учителей -предметников.

3.Снизить психологическую нагрузку с учеников из-за резкого изменения условий обучения.

Представляем вашему вниманию план нашего мероприятия

Организация отдыха на переменах

Правила школьного общежития

Выступление школьного психолога Варзеговой Елены Анатольевны

Подведение итогов. (Общее время мероприятия – 1 час )

Выбранный для просмотра документ Статистический анализ проведенного анкетирования среди 5-ых классов.pptx

Статистический анализ проведенного анкетирования среди 5-ых классов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Статистический анализ проведенного анкетирования среди 5-ых классов.

Статистический анализ проведенного анкетирования среди 5-ых классов.

Цель: Определить проблемы адаптации 5-х классов в основной школе путем социо.

Цель: Определить проблемы адаптации 5-х классов в основной школе путем социологического опроса

С каким настроением вы идете в школу?

С каким настроением вы идете в школу?

Трудно ли вам учиться в 5-ом классе?

Трудно ли вам учиться в 5-ом классе?

Нравится ли вам учиться?

Нравится ли вам учиться?

Успеваете ли вы делать уроки?

Успеваете ли вы делать уроки?

Тяжело ли вам привыкнуть к новым учителям?

Тяжело ли вам привыкнуть к новым учителям?

Выводы: Третья часть всех учеников параллели 5-ых классов не успела привыкну.

Выводы: Третья часть всех учеников параллели 5-ых классов не успела привыкнуть к новому распорядку дня и новым учителям, поэтому этим учащимся трудно освоиться в среднем звене. Ученики не могут рационально распределить свое личное время и не успевают сделать домашние задания. Из-за трудностей в обучении учащиеся потеряли интерес к получению знаний, поэтому 28 человек отметили, что им не нравится учиться. Несмотря на все трудности большинство учеников с удовольствием идут в родную школу.

Выбранный для просмотра документ адаптация 5-х классов pre-realese edition.pptx

Адаптация пятиклассников в основной школе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Адаптация пятиклассников в основной школе

Адаптация пятиклассников в основной школе

помочь пятиклассникам адаптироваться в новой среде в основной школе. Цель про.

помочь пятиклассникам адаптироваться в новой среде в основной школе. Цель проекта

1.Формировать у пятиклассников мотивацию и интерес к учёбе 2.Адаптировать уче.

1.Формировать у пятиклассников мотивацию и интерес к учёбе 2.Адаптировать учеников к требованиям учителей -предметников 3.Снизить психологическую нагрузку с учеников из-за резкого изменения условий обучения Задачи проекта

В наше время люди убеждены, что если человек плохо учился в школе, то он ниче.

В наше время люди убеждены, что если человек плохо учился в школе, то он ничего не достигнет в жизни. Альберт Эйнштейн не смог пройти все школьные испытания. Но ему все-таки удалось стать всемирно известным ученым. У него в очередной раз получилось доказать, что неудачи в школе не имеют ничего общего с жизнью. Интересняшки про умняшек – Эйнштейн

Человек, сделавший очень многое для освоении человечеством космоса, в школе б.

Человек, сделавший очень многое для освоении человечеством космоса, в школе был троечником со склонностью скатываться в двойки. Интересняшки про умняшек - Сергей Королев

Гейтс был исключён из Гарвардского университета за неуспеваемость. Через мног.

Гейтс был исключён из Гарвардского университета за неуспеваемость. Через много лет (после того, как его состояние зашкалило за несколько миллиардов долларов) администрация Гарварда признала его своим выпускником и выдала диплом. Интересняшки про умняшек – Билл Гейтс

Цель анкетирования: определить проблемы адаптации 5-х классов в основной шко.

Цель анкетирования: определить проблемы адаптации 5-х классов в основной школе путем социологического опроса Статистический анализ проведенного анкетирования среди 5-ых классов

С каким настроением вы идете в школу?

С каким настроением вы идете в школу?

Трудно ли вам учиться в 5-ом классе?

Трудно ли вам учиться в 5-ом классе?

Нравится ли вам учиться? 27% 63%

Нравится ли вам учиться? 27% 63%

Успеваете ли вы делать уроки?

Успеваете ли вы делать уроки?

 Тяжело ли вам привыкнуть к новым учителям?

Тяжело ли вам привыкнуть к новым учителям?

Третья часть всех учеников параллели 5-ых классов не успела привыкнуть к нов.

Третья часть всех учеников параллели 5-ых классов не успела привыкнуть к новому распорядку дня и новым учителям, поэтому этим учащимся трудно освоиться в среднем звене. Ученики не могут рационально распределить свое личное время и не успевают сделать домашние задания. Из-за трудностей в обучении учащиеся потеряли интерес к получению знаний, поэтому 28 человек отметили, что им не нравится учиться. Несмотря на все трудности большинство учеников с удовольствием идут в родную школу. Выводы:

Проведение динамической паузы на уроках

Проведение динамической паузы на уроках

Организация отдыха на переменах

Организация отдыха на переменах

Правила школьного общежития Мы вас НЕНАВИДИМ.

Правила школьного общежития Мы вас НЕНАВИДИМ.

Итоги В связи с переходом к новой ступени обучения наших 5-х классов, мы сове.

Итоги В связи с переходом к новой ступени обучения наших 5-х классов, мы советуем учителям создавать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик может прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения, в обсуждении принять мнение одноклассника. В процессе этого они понимают ожидания друг друга на учебный процесс, учатся прислушиваться к своим и чужим чувствам, оценивать результаты своей деятельности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 

Выбранный для просмотра документ выступление психолога.ppt

МБОУ Курагинская СОШ №3 Адаптация к пятому классу педагог-психолог Варзегова.

Описание презентации по отдельным слайдам:

МБОУ Курагинская СОШ №3 Адаптация к пятому классу педагог-психолог Варзегова.

МБОУ Курагинская СОШ №3 Адаптация к пятому классу педагог-психолог Варзегова Елена Анатольевна

Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том.

Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новы.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе: они должны самос.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе: они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам. И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями: опоздания на урок, забывания какой-нибудь учебной принадлежности, не сделанное задание. Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни: они испытывают растерянность, всё время всё путают и забывают, не могут сосредоточиться на учёбе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Всё это, естественно, ведёт к снижению успеваемости!

Существенные психологические изменения 5-го класса: Занятия проходят в разных.

Существенные психологические изменения 5-го класса: Занятия проходят в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов И самое главное — каждый предмет ведёт новый учитель.

ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ— Период адаптации к новым правилам и требованиям может занима.

ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ— Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности .

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь.

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала: Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ИМЕННО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА: Физиологические.

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ИМЕННО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА: Физиологические изменения. Неуверенность в себе. Отсутствие способностей. Личные проблемы. происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Отсутствие интереса.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Выбранный для просмотра документ сценарий мероприятия.docx

Сценарий проведения мероприятия по проекту

14.11.17 года

Звучит музыка. Выходят ведущие.

Цель проекта : помочь пятиклассникам адаптироваться в новой среде в основной школе.

Задачи проекта :

1.Формировать у пятиклассников мотивацию и интерес к учёбе.

2.Адаптировать учеников к требованиям учителей -предметников.

3.Снизить психологическую нагрузку с учеников из-за резкого изменения условий обучения.

Представляем вашему вниманию план нашего мероприятия

Организация отдыха на переменах

Правила школьного общежития

Выступление школьного психолога Варзеговой Елены Анатольевны

Подведение итогов. (Общее время мероприятия – 1 час )

Его участниками стали учащиеся 5-х классов. Данное мероприятие было разработано учащимися 10 А класса( классный руководитель Берестова Наталья Ивановна) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе Подосельниковой Верой Ивановной.

Ведущий 1Конкурсы команд пятиклассников будет оценивать строгое, но справедливое жюри. Председатель жюри директор школы Андрусов Игорь Александрович. Бурные аплодисменты.

Члены жюри: руководитель районного методического кабинета Гурьева Наталья Николаевна

Заместитель директора по воспитательной работе Чурикова Валентина Анатольевна

Школьный психолог Варзегова Елена Анатольевна

Ребята окунулись в море знаний, испытали первые трудности, и самое главное не дрогнули – они уже настоящие пятиклассники.

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства-стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ученика ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя – предметники, преподающие новые дисциплины.

Одни гордятся тем,что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс. А другие переживают изменения в школьной жизни , и адаптация у них затягивается. Им приходится приспосабливаться к окружающей среде, к кабинетной системе, к установлению контактов с разными учителями, к усвоению новых предметов.

В чем же причины возникновения проблем при адаптации в основной школе?

Разные требования со стороны учителей предметников; необходимость их учитывать и выполнять.

Большой поток новой информации.

Появление новых предметов и педагогов

Нам стало любопытно, сложно ли учиться в 5ом классе?

С результатами социологического опроса нас познакомит Архипова Мария.

Показ презентации. (звучит музыкаи выходит Архипова)

Проходит конкурс .

Проходит конкурс.

Проходит конкурс.

Все конкурсы закончены и пора подвести итоги. А пока жюри подводит итоги,мы предлагаем вам отдохнуть вместе с нами.

Жюри подвели итоги конкурса. Слово предоставляется председателю жюри __________________________.

Особенности приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями, прокомментирует школьный психолог Варзегова Елена Анатольевна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

У 5-классников изменяется социальное окружение и система деятельности (учебная ситуация новой ступени образования, изменение режима и нагрузки).

Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.

Для успешной адаптации важно с первых дней учебы в новом коллективе создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения как между обучающимися, так и между обучающимися и педагогами, обучающимися и классным руководителем. Улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности класса, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для успешной учебной деятельности.

Эти задачи можно решать разными путями, один из них – специальные занятия, которые позволяют в очень короткие сроки активизировать процесс адаптации.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Педагогический проект

Программа адаптации пятиклассников

Авторы проекта:

Батурина Светлана Олеговна.

Участники проекта:

обучающиеся 5 кл.,

г. Солигалич, 2014 г.

Актуальность проекта.

Социальная адаптация - как приспособление человека к условиям социальной среды - предполагает:

1 . адекватную систему отношений и общения с окружающими

адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;

изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

У 5-классников изменяется социальное окружение и система деятельности (учебная ситуация новой ступени образования, изменение режима и нагрузки).

Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.

Для успешной адаптации важно с первых дней учебы в новом коллективе создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения как между обучающимися, так и между обучающимися и педагогами, обучающимися и классным руководителем. Улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности класса, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для успешной учебной деятельности.

Эти задачи можно решать разными путями, один из них – специальные занятия, которые позволяют в очень короткие сроки активизировать процесс адаптации.

Цель занятий: создание условий для активизации процесса успешной адаптации обучающихся 5-го класса к условиям средней школы.

обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;

способствование повышению самооценки участников группы;

способствование повышению общей коммуникативной культуры обучающихся;

формирование групповых норм партнерского общения;

формирование навыков взаимодействия в команде (группе);

способствование развитию благоприятного социально-психологического климата классного коллектива.

Важно также участие в упражнениях классного руководителя (для создания доверительных, неформальных отношений обучающихся с педагогом). Для этого во время занятий у педагога с обучающимися должны бать приняты правила партнерского (субъект-субъектного) общения.

Программа рассчитана на 5 занятий на классных часах.

1) Знакомство, ориентация участников в целях занятий.

1) Называть друг друга по имени.
2) Внимательно слушать друг друга.
3) Не перебивать говорящего
4) Уважать мнение друг друга

Все садятся в круг. Ведущий кидает мяч любому и задает какой-нибудь вопрос, например:

- если бы ты поймал золотую рыбку, какие три желания ты бы загадал?

- какие три вещи ты бы взял на необитаемый остров?

- куда бы ты хотел попасть, если бы у тебя были сапоги-скороходы?

1) Определение уровня развития личных контактов в группе.

2) Развитие навыков открытых, доверительных отношений, уверенности в себе.

Оборудование: бейджики, мячик, фломастеры, карточки с заданиями.
Ход занятия:

- что показалось обычным?

- что вас удивило?

- какие вопросы возникли?

Пусть каждый выберет ответ и встанет рядом с обозначенным цветом.

1. Мое настроение сегодня похоже на …

- занудную мыльную оперу;

- ситуацию, когда отменили последний урок;

- на поход в лес за грибами;

2. Больше всего мне нравится проводить свое свободное время …

- смотреть телевизор или работать на компьютере;

3. Мне нравится в других людях …

- смелость, желание рисковать;

- способность постоять за себя;

4. Я считаю, что учеба в средней школе мне нужна для того, чтобы …

- переждать тяжелое время;

- получить базу знаний;

- быть вместе с друзьями;

- чтобы не приставали родители;

После каждого вопроса дается некоторое время на перемещение и несколько минут для фиксации ситуации. При желании можно поинтересоваться, почему выбрали тот или иной ответ.

После последнего вопроса ребятам предлагается поработать в группах, которые сложились после ответа на последний вопрос.

Каждая группа садится в круг, всего пять кругов. У каждой группы есть ватман и фломастеры. На ватмане надо изобразить (нарисовать, начертить или написать) групповое понимание своего ответа:

- что значит для меня это понятие?

- что важнее всего (ранжирование в порядке значимости)?

- как возможно реализовать эти смыслы, не мешая другим?

В течение 20-30 минут группы работают с плакатами. Затем – перерыв, во время которого плакаты лежат на полу или висят на стене. Все ходят, смотрят и затем обсуждают.

Что вы почувствовали при выполнении этого упражнения?

Сложно было его выполнять?

Обучающиеся по кругу высказываются о проведённом вместе времени:
Что больше всего понравилось на занятии?
Что не понравилось?
Что нового для себя узнали?

1) Формирование открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу, сплочение группы.

1) Сформировать и закрепить норму общения в группе (по именам), установить равенство позиций

2) Развитие навыков самопрезентации, эмпатии, создание условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга.

3) Формирование открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу, сплочение группы, эмоциональная разрядка.

4) Развитие навыков установления невербального контакта, открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу.

Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?

Что было сложно?

1) Формирование умения работать в команде, находить себе место в групповой работе.

2) Развитие групповой сплоченности, умения координировать совместные действия.

3) Развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы, развитие навыков вербального и невербального общения, саморегуляции.

1. Адаптация и здоровье. Учебное пособие / Ответственный редактор Казин Э.М. – Кемерово, 2003.

2. Воронцов А. Особенности организации образовательного процесса при переходе с одной ступени образования на другую, или нужна ли нам возрастная школа? // Начальная школа, 2004, №35, 43.

3. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10): система работы с детьми, родителями, педагогами. – Волгоград: Учитель, 2011. – 23.

4. Методический журнал для педагогов и психологов Школьный психолог №4. Изд. Первое сентября 2012.

6. Щетинина С.В. Педагогическое сопровождение детей при переходе из начальной школы в среднюю. // Завуч начальной школы, 2010, №1.

7. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

Какие проблемы возникают при переходе из младшего в среднее звено?

На эти и другие вопросы в ходе работы над проектом дети самостоятельно найдут ответы.

Проект разработан для учеников 5 класса, как помощь в адаптации к школе. Работа в проекте помогает детям осознать, какие сложности они могут испытывать при переходе в пятый класс, научит их преодолевать возникающие трудности, развивает рефлексию.

Цель проекта - научить детей приспосабливаться к новым условиям, осознавать и находить в себе ресурсы для преодоления возникающих трудностей.

Продолжительность проекта - 6 уроков, в течение трех недель (из расчета 2 часа в неделю).

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос

О чем мечтает пятиклассник?

Проблемные вопросы

1.Хорошие знания - залог успешной учебы?

2.Что значит быть смелым?

3.Хорошо ли быть уверенным?

Учебные вопросы

1.Что означает "хорошие знания"?

2.Какие качества в себе нужно развивать, чтобы хорошо учиться?

3.Как помогает смелость в жизни?

3.Признаки смелого человека?

4.Как развивать в себе смелость?

5.Кто такой уверенный человек?

6.Как ему живется?

7.Как развивать в себе уверенность и как она влияет на отношения с окружающими?

План проведения проекта

1 урок - постановка целей проекта, формирование групп, планирование работы.

2 урок - поиск необходимой информации для исследований.

3-4 уроки - самостоятельная исследовательская работа в группах.

5 – оформление результатов исследования, подготовка творческих работ.

6 урок– представление результатов группы.

Визитная карточка проекта

Публикация учителя

Б1.jpg


Б2.jpg

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Примеры проектной деятельности учащихся

График оценивания

До начала работы над проектом

• Стартовая презентация учителя для выявления первоначального опыта и интересов учащихся и эмоционального настроя на проект.

В процессе выполнения проекта

• Критерии оценивания презентации.

• Критерии оценивания памятки.

• Критерии оценивания выступления

После завершения работы над проектом

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Беседа проводится до начала проекта для того, что бы ввести основную информацию о нашем проекте.

Анкета поможет определить основные проблемы по изучаемой теме.

Во время презентации учителя учащиеся рассказывают все, что им известно о сложностях адаптации в новых условиях.

План проекта помогает ученикам чувствовать ответственность за свое обучение. Ученики определяют цели, вырабатывают стратегии для их достижения, создают временной график работы, определяют критерии оценивания.

Самооценивание и рефлексия дают ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и учебу, и методы их улучшения.

Отзыв сверстников помогает ученику увидеть внутренние качественные характеристики своей работы, через оценивание работ других участников.

Дневники наблюдений позволяют оценить свою собственную работу, навыки совместной деятельности.

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Такие ученики могут помочь в работе со словарем, с оформлением материала, в проведении анкетирования.

Ученик, для которого язык преподавания не родной.

Ученик, для которого язык преподавания не родной, подобрать изображения для оформления памятки, презентации.

Одаренный ученик

Могут выполнять усложненные задания, выполнять групповые или самостоятельные исследования, распределять задания для участников группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему:

«Трудности адаптационного

периода в 5 классе и пути


подготовила учитель начальных классов Клёсова Е. В.

Трудности адаптационного периода в 5 классе

и пути их преодоления

Проблема адаптации учеников актуальна на всех этапах обучения. Но практика показывает, что снижение успеваемости и рост проблем – учебных, социально эмоциональных, проблем со здоровьем – особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс.

Сложность этого периода заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. И именно сейчас, как никогда им необходима помощь педагогов и родителей Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподросткового и раннего подросткового возрастного периода.

Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей:

создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий: создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря, запись ребенка в спортивную секцию. Во время выполнения домашнего задания следить за осанкой и освещением;

организация правильного питания: обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей;

воспитание самостоятельности и ответственности у ребенка за свое здоровье.

Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

повышение уровня тревожности самого ребенка;

зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

Степень адаптации ребенка зависит от:

его внутреннего состояния;

его успеваемости в начальной школе;

его физического здоровья;

от психологического климата в классном коллективе;

а также от его самооценки (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Рекомендации для родителей:

первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, не смотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

со стороны родителей обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

обязательное знакомство с его одноклассниками и предоставление возможности общения ребят после школы;

недопустимость физических наказаний, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

исключение такого наказания, как лишение удовольствий (например: запрет на пользование ПК).

необходимо учитывать темперамент ребенка (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее и дольше проходят период адаптации);

обязательное предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;

моральное стимулирование достижений ребенка и не только за учебные успехи;

развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости главного личностного новообразования младшего подростка. Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции.

Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.

Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков. Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

Возникающие проблемы:

очень много разных учителей;

много новых кабинетов;

новый классный руководитель;

проблемы со старшеклассниками;

возросший темп работы;

возросший объем работ в классе и д/з;

рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;

ослабление или отсутствие контроля;

необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; несамостоятельность в работе с текстами;

низкий уровень развития речи;

слабое развитие навыков самостоятельной работы;

своеобразие подросткового возраста.

Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками.

В ответ на подобные сложности, встречается несколько типов реакций со стороны родителей на сложившуюся в классе ситуацию:

Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками

Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением.

Иногда родители бывают правы - в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие.

Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом, классным руководителем и, при необходимости, обратиться за психотерапевтической помощью, т. е. всеми силами стараются помогать ребенку.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.

неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

возвращается из школы подавленным;

часто плачет без очевидной причины;

никогда не упоминает никого из одноклассников;

очень мало говорит о своей школьной жизни;

не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;

ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;

одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Как же помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе?

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям.

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними.

Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках.

Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы.

И самое главное – будьте готовы оказать поддержку своему ребенку, если он обратится к вам за помощью.

Спокойные, уверенные в себе родители, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, - вот залог развития у ребенка уверенности в своих силах и адекватной самооценки.

Как помочь своему ребенку стать увереннее?

Родительская любовь для ребенка вещь не очевидная; если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащищенности, а следовательно, и неуверенности в себе. Преодолеть это чувство помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять, посадить на колени. Это никогда не будет лишним.

Все сказанное не означает, что ребенка не следует критиковать. Но, следует дать ему понять, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется, вы по-прежнему любите его.

Как показывает практика, у активно отвергаемых одноклассниками детей обычно нет устойчивых дружеских отношений и вне школы. Однако если непопулярный в классе ребенок имеет возможность общаться со сверстниками помимо школы - во дворе или кружках, где его принимают и ценят, - то отсутствие признания в школе его не травмирует.

Ребенок должен учиться терпимости и уживчивости. В разговорах с ребенком, или в его присутствии, не следует давать оценки другим родителям, детям, учителям.

Признаки успешной адаптации:

удовлетворенность ребенка процессом обучения;

ребенок легко справляется с программой;

степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

Усталый, утомлённый вид ребёнка.

Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

Нежелания выполнять домашние задания.

Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

Трудности утреннего пробуждения, вялость.

Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Чем можно помочь?

Первое условие школьного успеха пятиклассника безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю.

Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Помогите ребенку выучить имена новых учителей. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно.

Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к новым условиям образования, быстро теряют к нему интерес. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания.

Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:

Слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что вы все сделали хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу?

Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов. Но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности.

Я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Рекомендации учителю, работающему с пятиклассниками:

Необходимо согласовать требования всех учителей – предметников.

Уделять особое внимание организации учебного процесса:

Готовность к уроку (наличие необходимых учебно–письменных принадлежностей, порядок на парте);

Правильность оформления тетрадей, различных видов работ;

Требования к ведению дневника.

Сделать нормой единые дисциплинарные требования:

Начинать урок со звонком;

Готовиться к уроку на перемене;

Прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;

Поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;

Отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.

Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.

Домашнее задание не оставляем на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.

Помните правила: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей объемом домашнего задания.

Учитель – предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физминутку.

На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникабельных умений.

Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.

Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.

Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать их в целесообразности.

Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записи, заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.

Введите правила среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.

Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.

Джинотт, Х. Дж. Между родителем и подростком. – М., 2000.

Сосова, Н. Л. В пятый раз – в первый раз: пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10–11 лет. – СПб., 2001.

Читайте также: