Звезды на утреннем небе краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Вполне закономерно, что "Город Зеро" и "Асса", совершенно по-разному, но одинаково творчески препарирующие советскую действительность, порождающие новые смыслы, продолжают свою жизнь и по-прежнему интересны. Множество же других произведений того периода времени, затрагивавших внешне ту же проблематику и пользовавшихся вполне заслуженным успехом у зрителей, сегодня столь же заслуженно забыто. Потеряв актуальность, они потеряли с ней свое единственное достоинство.

Можно предположить, что вторая причина неослабевающего зрительского интереса к "Звездам" – это смутное ощущение прежней актуальности демонстрируемой действительности, ее сродстве действительности нынешней, возникающее в последней сцене. Герои – люмпены, люди с самого дна, увидев из окон своего дома спортсменов, несущих по, разумеется, оцепленной милицейскими патрулями дороге Олимпийский огонь в Москву, бурно и искренне ликуют совсем, как это описывает официальная пропаганда. Если Олимпийский огонь заменить, скажем, на очередные выборы Единой России или Путина, связь с сегодняшним днем будет очевидна, равно как и то, что поведение пусть тех же самых характеров, но в изменившихся обстоятельствах требует осмыслить ситуацию заново или, по крайней мере, просто описать эту новую ситуацию, но со всей ясностью, точностью, откровенностью и беспощадностью, как это необходимо в актуальных произведениях. Возможно, такое произведение и будет создано, когда пройдет срок давности у дел сегодняшних, и о них можно будет говорить без опаски, как о неприглядном, но невероятно далеком прошлом. Произведения же, отжившие свой век, должны уходить на заслуженный покой.

Александр Галин - Звезды на утреннем небе

Александр Галин - Звезды на утреннем небе краткое содержание

Звезды на утреннем небе - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Звезды на утреннем небе - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Александр Галин

Звезды на утреннем небе

Драматическая история в двух действиях

Мария,

Анна,

Лора,

Клара,

Александр,

Валентина,

Николай.

Крыша барака прохудилась, стены рассохлись. Сильный ветер медленно, со скрипом отводит дверь – на миг открывается на холмах далекая дорога. Возвращается мрак. Солнечная пыль сквозит сквозь щели, оживляя наглухо забитые досками окна и ряды старых, поржавевших коек. Вошла Валентина. Закрепила дверь, поставила на койку чемодан. Лора, с дорожной сумкой в руках, остановилась у входа, смотрит вдаль.

Лора. Что мне вам еще рассказать о себе? Жизнь полна неожиданностей… Не помните, у кого это? Кажется, у Вольтера. Далекие предки принадлежали когда-то к аристократическому роду. Мама из научной среды. Папа был очень красивый – смесь цыгана с югославом. Представьте маму: юная, светская, убегает из дома с жонглером.

Валентина. Опять забыла твое имя.

Лора. Мама нарекла меня Лоран.

Валентина. Лоран!

Лора. Дедушка звал Лариса… Близкие называют просто Лора.

Валентина. Близкие – это кто?

Лора. Те, кто недалеко.

Валентина. Остальные окликают тебя Лоран? Отчество хоть наше?

Лора. Папу звали Флориан.

Валентина. Лоран и Флориан! Так ты цветок душистых прерий… И запах от тебя… Не скажу как остальные, а пчелы на него полетят. Смотри, тут недалеко ульи стоят.

Лора. Диор. Возьмите несколько капель…

Валентина. Ну да! На меня уже только мухи летят. Вот явилась одна, как невеста золотая. (Отогнала муху.) С родителями живешь, Лоран?

Лора. Я же говорила. Вы не слушаете. Мама убежала из дома с жонглером. Родила меня в гастролях. Прислала бабушке.

Валентина (следя за полетом мухи). И что бабушка?

Лора. Бабушка жила с дедушкой – академиком медицины.

Валентина (поймала муху, поднесла кулак к уху). Стонет девушка – на волю просится! Артисткой была мать-то?

Лора. О-о! Она стала циркачкой! Сначала помогала жонглеру, потом дрессировщику. (Замолчала, борется со слезами.)

Валентина (улыбнулась). А потом?

Лора. Мамочку растерзала тигрица. Папа прыгнул вниз со скалы. Он очень любил маму.

Лора. Что? В чем, собственно, дело?

Лора. Я в постельке люблю затянуться натощак…

Валентина. Стели себе там, на воздухе, к бочке с песком поближе.

Лора. Суровые условия, хозяечка.

Валентина. Пожара мне здесь только не хватало. Стой у двери и кури.

Лора (закурила). Устала. Я ведь, тетенька, с дороги.

Валентина. Живешь где? Местожительство… какое?

Лора. Это забавная история. Профессорскую квартиру разделили родственники, когда дедушка умер. Мы с бабушкой поселились в Судаке… там я росла в мандариновом саду…

Валентина. Где цвели цветы запоздалые?

Лора. Бабушка умерла. Дачу оставили мне. Собственно, не дача, а вилла в два этажа, комната с видом на море. Приезжайте.

Валентина. Прописана в Судаке?

Лора. Да… Приехала погостить у подруги, у той самой… я вам говорила.

Валентина. Ясно.

Лора. Как сверху все хорошо видно! Красивый вид отсюда. Там что, река?

Валентина. Река.

Лора. Лес с грибами?

Валентина. И с ягодами… (Неожиданно громко.) Почему дверь была нараспашку?

Лора. Вы меня спрашиваете? (После паузы.) Необычная у вас манера общения…

Валентина. Работаешь, Лоран, или нет? Числишься где-нибудь?

Лора. Бабушка никогда не работала, поэтому дедушка сделал людям много хорошего.

Валентина. Что ты все про бабушку? Ты давай про себя. Специальность есть какая-нибудь?

Валентина. Как переходящее знамя?

Валентина. Значит, украшаешь землю? Озеленяешь?

Лора. Какой пытливый ум у вас, Валентина! Скоро час, как вы меня допрашиваете. Передохнем, ладно? Вот паспорт. Можете его на зуб попробовать.

Лора. Нехороший какой разговор…

Валентина. Ничего нет из женского?

Лора. Валюша, я приехала отдохнуть. Взяла книгу… немного шерсти.

Валентина. Вяжешь?

Лора. Так, чтобы успокоить нервы…

Валентина. У нас отдохнешь… Народа нет никакого. (Неожиданно громко.) Почему дверь была нараспашку, я спрашиваю?

Проходи, Лоран… пришли. Что ты там высматриваешь?

Лора. Кто этот мальчик? (Указывает в глубь двора.) Странный какой мальчик!

Валентина (подошла). Кто? Этот-то? Он дядя уже.

Лора. Местный ваш?

Валентина. Это так… никто… Сейчас мы его прогоним. Зайди-ка, хоть оглядись, где жить будешь.

Лора. Подруге обещали летний домик.

Валентина. А он летний, батареи сняли. Зимой здесь жить нельзя.

Лора (прошла). Большое помещение.

Валентина. Электричества нет: проводку отключили. Лампочку, так и быть, подвешу, чтобы вы тут свечами не увлекались.

Лора. А воду вскипятить – голову вымыть?

Валентина. Разжигать – не дай бог! Идите в лес… к реке. Не курить. Не разжигать. За этим буду следить – запомни это! И подруге передай, когда она подъедет. Она тоже из той же оранжереи цветок?

Лора. Не надо так разговаривать…

Валентина. Даю вам только ночлег – никаких условий. Кто вы и зачем приехали – не скажу. Но чтобы тихо! Праздников, карнавалов не устраивать… Двери здесь открыты… Ключи будут у меня. Что у тебя в сумке? Платья? У нас твоих размеров никто не носит. Ты же кукла! Я смотрю удивляюсь: ради каких они рискуют, мужчины. Чтобы разглядеть, какая ты, им надо на тебя в бинокль смотреть вплотную.

Театр

Company

трагикомедия о непростой жизни оступившихся людей по повести Александра Галина. Режиссер: Алексей Доронин.
В главной роли - Светлана Саягова.

Напоминаем, что мы работаем в формате COVID-free. На все спектакли допускаются зрители с паспортом и соответствующим QR-кодом (свидетельствующем либо о прививке от коронавируса, либо переболевшим им в последние 12 месяцев, либо отрицательным ПЦР-тестом, сданным не ранее, чем за 48 часов до начала мероприятия).

Если после покупки билета у вас появились симптомы недомогания, просьба оставаться дома. Мы готовы поменять ваш билет на другую дату. Берегите себя.


"Если можно признать, что что бы то ни было важнее чувства человеколюбия, хоть на один час и хоть в каком-нибудь одном, исключительном случае, то нет преступления, которое нельзя бы было совершать над людьми, не считая себя виноватыми…

…Если бы была задана психологическая задача: как сделать так, чтобы люди нашего времени, христиане, гуманные, просто добрые люди, совершали самые ужасные злодейства, не чувствуя себя виноватыми, то возможно только одно решение: надо, чтобы было то самое, что есть, надо, чтобы эти люди были губернаторами, смотрителями, офицерами, полицейскими, то есть, чтобы, во-первых, были уверены, что есть такое дело, называемое государственной службой, при котором можно обращаться с людьми, как с вещами, без человеческого, братского отношения к ним, а во-вторых, чтобы люди этой самой государственной службой были связаны так, чтобы ответственность за последствия их поступков не падала ни на кого отдельно."

Лев Толстой. Из романа "Воскресенье".

….В Москву Олимпийский огонь решили доставить самым древним, самым надёжным спортивным способом: пять тысяч бегунов понесут огонь, бережно передавая его из рук в руки….

Всюду флаги, лозунги, транспаранты. Тысячи празднично одетых людей. Музыка, песни, танцы у обочины дороги. Доносятся фанфары, и в воздух взмывают связки разноцветных шаров.

Огонь Олимпиады в пути. 18 июля его встретит Москва. Мы ждём тебя в Москве, огонь ХХII Олимпийских игр…

Журнал "Огонёк",№ 28, июль 1980г.

Спектакль "Звезды на утреннем небе" появился в Малом драматическом театре на волне Перестройки и произвел сенсацию в театральном мире страны.

После масштабного эпоса "Братья и сестры" театр выпустил остросоциальный спектакль, где впервые в советском театре было нарушено негласное табу на темы, связанные с маргинальными слоями советского общества. Спектакль практически сразу после премьеры в России прогремел за рубежом.

Время действия 1980 год. Место действия 101 километр, куда во время Олимпиады выселяли все, кто не вписывался в праздничную картину счастья советской столицы.

Долгое время считалось, что "Звезды на утреннем небе" существуют в первую очередь за счет сенсационности темы, затронутой А.Галиным в своей пьесе. Но это оказалось не так. Спектакль все эти годы в репертуаре театра, поскольку темы, затронутые в нем – общечеловеческие, они объединили в себе клубок социокультурных проблем современного человека: проблему этики, религии, терпимости, любви и ненависти, справедливости и добра.

В спектакле много любовных ситуаций, герои влюбляются, рассуждают о любви, ждут любви и понимания, страдают от любви. Зачастую они оборачиваются трагикомическими ситуациями, но в финале всех ждет драматическая развязка, тонущая на фоне всеобщего счастья: приезда олимпийского огня Московской Олимпиады 1980 года.

Спектакль снискал заслуженную любовь зрителей во всем мире благодаря проникновенной игре актеров, впитавшей в себя всю боль и беззаветную радость своих героев, мощной режиссуры Льва Додина, получившего за этот спектакль престижнейшую британскую театральную премию великого актера Лоуренса Оливье.

Татьяна Шестакова прекрасно ведет эту юмористическую линию роли, но главными в исполнении становятся совсем другие ноты. Маленькая побродяжка, прошедшая все этапы жизненного ада, никого, кроме себя, не винит в своем неустройстве, сохранив в душе ту доброту, которую обычно и называют истинно христианской. С легкостью она была готова поделиться с любым и своим куском пирога, и заветной бутылкой. Чтобы спасти юную дуреху Марию от унижений, идет (как само собой разумеющееся) предлагаться пьяной компании… Не забыть, как Анна – Татьяна Шестакова натягивает платье, старательно красит губы, поправляет волосы, аккуратно прыскает духами подмышки и, подумав, прыскает между ног… Подтягивает шерстяные чулки и, лихо зажав в губах сигаретку, отправляется навстречу неизвестному…

Звёздная история


Спектакль 1988 года про обратную сторону советского рая, которая нынче стала явью

Спектакль 1988 года про обратную сторону советского рая, которая нынче стала явью.

Участники

Самая пронзительная, захватывающая, цепляющая за живое театральная постановка, какую я когда-либо видела. Несмотря на то что идет она в МДТ уже не первый год, актеры в эту пятницу играли так, что дыхание останавливалось. Женщина сидевшая следом за мной просто рыдала в голос. Светлана Гайтан - игравшая Анну (даже не знаю как выразить словами) - она не играла, она жила на сцене реальной жизнью. Это не значит что остальные были хуже, ничуть нет, просто у Анны роль самая колоритная.
Я думаю что пяти баллов для этого спектакля недостаточно. Обязательно схожу еще.


Великолепные актерские работы, хорошая режиссура, но тема! Устарела безнадежно. И параллели с сегодняшним не просматриваются. Никак. Мне почти 60 лет и помню то время. А молодые и даже сорокалетние? Понятно ли им, о чем, собственно! Как не хватает в театрах современных пьес молодых драматургов о сегодняшней жизни!

"Спектакль давно утратил свою актуальность. Другая политика, другие нравы, свобода действий. Да и отбросов на улицах стало меньше: повысился уровень жизни и культура" - скажут москвичи и жители других крупных городов. И эта точка зрения будет субъективна, основана на узком видении действительности. Мне посчастливилось посмотреть этот спектакль в театре своего маленького городишки, где он произвел фурор. Не обращала особого внимания на игру актёров, так как знала, что не стоит ожидать чего-то большего, но, однако, картина прошла "на ура". Думаю,никто из зрителей не ожидал такой открытой, грязной и прямолинейной сатиры. "Эстеты" скривились бы от откровенно пошлого, неприкрытого цензурой описания ситуации того времени. Вообще, я уверена, что в небольших городах с по-прежнему низким уровнем нравственности оценили "Звезды" больше, чем в мегаполисах, где уже забыто понятие черты бедности, отсутствия возможностей и привилегий, что приводит к потере той самой нравственности, в результате - к алкоголизму, проституции и всего в этом духе. За пределами МКАДа все это разнообразие "практикуется", пусть и не с прежней лихвой. Можете считать меня моралофагом, но мне было больно смотреть на это, и еще больнее признавать, что это реальность.
Философия произведения берет верх над его злободневностью, надеюсь, это не мой синдром поиска глубинного смысла. Здесь не только демонстрируется все то, что оставалось за кадром во время олимпиады. Если проанализировать судьбы каждого из героев, то можно невооруженным глазом увидеть, что у каждого из них были высокие цели, которых они не достигли не по своей вине. "Звезды" немало схожи с горьковской пьесой "На дне": та же проблема отвергнутых обществом людей, когда то лишенных или утративших право выбора. Спектакль не мотивирует ни на что, скорее напоминает об ограниченности (во всех смыслах этого слова) человеческого рода.
"Звёзды на утреннем небе" - вряд ли это огни спортсменов-олимпиадистов. Это несложившиеся судьбы угасающих, но не потерявших надежду людей.


23 года в репертуаре, а спектакль живее всех живых. Зал полон. Зал неравнодушен. И уже через два часа оказывается, что на сцене МДТ вновь маленькие люди, вновь нас заставляют сопереживать, морщиться от жизненной грязи и молчать, когда актёры любуются на звёзды на утреннем небе. Мы в зале звёзды эти не видим, но на сцене так живут, так любят, что небо действительно утреннее. Только не понимаешь, как же нас всех перенесли во времени, как же так - сейчас московская олимпиада и ты случаешь пьяные крики проституток. Я верю этому театру. Я знаю, что всё так и было. Всё так и есть. Никакой актуальности этот спектакль не потерял и как всякий хороший спектакль, уже не потеряет. Потому что несчастные опустившиеся люди до сих пор готовы спорить с тем, кто назовёт их несчастными. До сих пор загнанные в тиски люди готовы радоваться из-за этих тисков окружающей красоте. До сих пор государство не уважает своих граждан. Мы с вами до сих пор уверены, что псих или проститутка - не достойны быть героями спектакля (а оказывается - наоборот). Но самое важное: до сих пор есть люди, готовые увидеть в предрассветном небе звёзды. Лора прощается с Александром, он уходит и только в финале, в сумбуре реплик, Лора спрашивает, куда он ушел. Я жду этого вопроса, мне хочется, чтобы Александр появился в окне над Лорой. И не знаю, что будет у Марии и Николая, но они в финале сидят в обнимку. Это главное. Режиссёр оставляет нам две пары. И оказывается, проститутка и псих достойны любви. Оказывается, маленький человек всё так же красив, а Малый драматический так же упорно ведёт линию великой русской литературы.

Что может быть красивее сцены, когда голый Александр, готовясь к ночи любви, засыпает, словно младенец, на руках у Лоры? Лора в момент превращается в Богоматерь и библейские мотивы вовсе не кажутся чуждыми. Любой кинорежиссер позавидовал бы такому кадру.

Любимый театр уже не удивляет. Здесь актёры, у которых по 2-3 роли в репертуаре, играют эти свои роли так, что позавидует любой ведущий актёр любого другого театра. Светлану Гайтан я видел только в эпизодической роли нянюшки в "Невесомой принцессе", а в "Звёздах" перед нами предстает актриса, ничуть не уступающая по своему мастерству Рассказовой и Акимовой. Тут, конечно, можно было бы отдельно говорить о том, что кто-то в труппе театра отсиживается, ждёт роли и не всегда дожидается. У замечательной Ирины Демич, например, всего лишь две роли - слишком мало для неё. Очевидно, что лучшие роли в МДТ у Татьяны Шестаковой, Татьяны Рассказовой, Натальи Акимовов, Анжелики Неволиной, а теперь, похоже, и у Дарьи Румянцевой. И увидеть работу Рассказовой и Неволиной в "Звёздах" - один из поводов пойти на этот спектакль. Но если в другом театре, как водится, второстепенные актеры не всегда достойны главных ролей, то в МДТ по сути второстепенных актеров нет. "Звезды" тому доказательство. Светлана Гайтан - тому бесспорное доказательство. Но главное: ансамблевость, которой недаром славится театр Додина. Из спектакля в спектакль я не перестаю удивляться, как актёры этого театра существуют на сцене: словно единый механизм, словно одна душа, без всяких натягиваний одеял и надрывов, на одном высоком сильном уровне. Похоже, Додину удалось сформировать ту труппу, о которой мечтает любой театр: чтобы в ней не было проходных актеров, чтобы каждый из них даже в эпизодической роли достигал уровня премьера театра; плюс ко всему, чтобы Пётр Семак или Татьяна Шестакова не затмевали бы своих коллег.

МДТ вновь делает зал сопричастным. Обнаженная Анжелика Неволина отчего-то смущает мужчин, но они смотрят. Обнаженный Владимир Селезнев вызывает оживление в зале. Мы до сих пор не привыкли к такому близкому, откровенному театру. Чтобы в зал летели брызги шампанского. С 87 года в этом спектакле в зал летит пробка из-под шампанского и, скорее всего, МДТ близок к тому, чтобы не только знать своего традиционного зрителя, но и воспитывать зрителя молодого. Меня - лично. Потому что мне хочется знать прошлое своей страны. Потому что я вижу в этом прошлом её настоящее. Потому что в театре, поверьте мне, на утреннем небе - звёзды.

Читайте также: