Золотое стремя краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Бояном назывался певец в Древней Руси и автор песен. Некоторые исследователи литературы думают, что Боян жил примерно во втором пятидесятилетии 11-го века, потому как именно об истории той эпохи поется в его творчестве.

Вероятно, певец был довольно известен при жизни, так как народ сохранил память о нем и его песнях.

Боян пел о подвигах, походах, битвах, также восхвалял мужество, решительность и храбрость князей. Многие предполагают, что этот песнотворец теснейшим образом знаком с Ярославом Мудрым, а также с его сыновьями и внуками.

Святослав Ярославич и его сын Олег уважали и любили Бояна.

Считается, что Боян был отличным певцом, но никак не всенародным поэтом. Возможно, он был певцом при дворе кого-то из князей. Благодаря его песням, слава о князьях киевских разнеслась по дальним краям…

Также автор, по сравнению с певцом, оценивает князей с точки зрения простого жителя Древнерусского государства. А именно, говорит не только об их удали, силе, но еще и о том, какую пользу (или вред) принесла народу их деятельность.

Кем был?

Другие произведения Бояна и служение при княжеском дворе

События после похода

Половецкие отряды захватили русские земли возле Посемья и Переяславля, который оказался в осаде вместе с Владимиром Глебовичем. Сыновья Святослава Всеволодовича Владимир и Олег успели раньше половцев добраться до Путивля и Курска и предупредить о надвигающейся опасности.

У Заруба Рюрик присоединился к Святославу перед форсированием Днепра. Они хотели прорвать осаду Переяславля, но половецкие отряды решили с ними не сталкиваться и сами покинули эти земли, по пути устроив пожар в Римове.

Он рассказывает о походе русских князей против половцев в 1185 году, о разгроме русского войска. Автор стремится объяснить соотечественникам его причины и рассказать о воинской доблести русских воинов.

Основные персонажи поэмы

  • Игорь – Новгород-Северский князь. Выступил в поход против половцев, его войско было разбито врагом.
  • Всеволод – брат Игоря, участвовавший в походе.
  • Святослав – великий князь Киевский, двоюродный брат Игоря и Всеволода, их феодальный глава, опытный полководец, государственный деятель.
  • Ярославна – жена князя Игоря. Просит силы природы уберечь мужа от гибели.
  • Овлур – половец, помогающий Игорю сбежать из плена. Мать Овлура была русской. Затаив по какой-то причине обиду на половцев, Овлур помагает бежать из плена Игорю.

Во вступлении автор говорит, что в этом произведении речь пойдет о походе князя Игоря Святославича на половцев.

Князь Игорь и его брат Всеволод собираются в поход на половцев. В пути Игорь видит солнечное затмение. В Древней Руси это считалось дурным знаком и предвестником беды. Но Игорь не меняет своего решения. Он отправляется в поход. Добравшись до цели, войска Игоря нападают на половцев и разбивают их. Уставшее войско Игоря ночует в поле. Тем временем половцы собирают войско и утром внезапно нападают на войско Игоря. Страшная битва продолжается больше двух дней. На третий день русские терпят поражение. Игорь получает ранение и попадает в плен. По Руси разносится весть о поражении Игоря.

Тем временем князь Святослав Киевский видит вещий сон (эпизод “Сон Святослава”). Бояре объясняют ему, что значит его плохой сон. Святослав понимает, что Игорь и Всеволод разбиты половцами. Он осуждает их необдуманный поход. Князь Святослав Киевский правит Киевом. Он — двоюродный брат Игоря и Всеволода. Он недавно дал отпор половцам. Но теперь половцы снова захотят напасть на Русь. Поэтому Святослав призывает других князей объединиться против половцев.

На родине князя Игоря, в Путивле, его жена Ярославна тоскует по нему (эпизод “Плач Ярославны”). Тем временем князь Игорь бежит из половецкого плена и возвращается на родину. Он приезжает в Киев и посещает храм Пирогощей Богоматери. Вся Русь радуется спасению Игоря.

Ярославна, жена Игоря, плачет в Путивле на одной из башен кремля, она обращается к Днепру, к солнцу, просит охранять ее мужа и привести к ней невредимым.

Заканчивает автор повесть здравицей в честь Игоря и других князей.

Вступление

Часть 1

Князь Игорь со своей дружиной ждет брата Всеволода, чтобы идти вместе с ним против половцев.

Много сражений видела тогда земля русская, говорит автор, но такого, как это, еще не было.

Сама природа сочувствовала поражению русского войска: печально поникла степь, опустили ветви деревья.

Часть 2

Автор продолжает обращение Святослава и призывает князей защитить свою землю.

Выступить за землю Русскую зовет автор и князя Галицкого Ярослава, ведь есть у него для этого силы, ум, и власть его велика.

Он с горечью возвращается в мыслях к поражению Игоря:

«Но уж прежней славы больше с нами нет.

Поганое войско грады поделило.

Вспоминая былое и прежних князей, в качестве образца защитника родины автор называет старого Владимира, противопоставляя его своим современникам Рюрику и Давыду, между которыми нет согласия.

Часть 3

В Путивле Ярославна плачет на городской стене, и голос ее слышен даже на границах земли Русской, долетает он до берегов Дуная.

Галки, вороны, сороки не кричали в полях и лесах, только вдалеке пели, радуясь, соловьи, и дятлы стуком своим указывали Игорю нужное направление.

Автор рассказывает о беседе Игоря с рекой Донец. Он называл князя великим и говорил, что своим возвращением из плена Игорь принес земле Русской много радости. Игорь же в ответ благодарил реку за то, что дала ему приют на своих берегах и предупреждала об опасности, пока он отдыхал.

Автор славит князей, принявших участие в походе, и дружину Игоря.

Заключение

Начало похода

Главный герой произведения — князь Игорь Святославич новгород-северский. В 1185 году князь Игорь отправляется в поход на половцев. Этим походом Игорь надеется добиться воинской славы.

В пути

Игорь видит солнечное затмение. На Руси затмение считалось дурным знаком и предвещало беду. Но Игорь все равно отправляется в поход.

Нападение на половцев

Вместе с Игорем против половцев идут: брат Игоря — Всеволод Святославич, племянник Игоря — Святослав Рыльский, а также сын Игоря — Владимир. Войско Игоря добирается до половцев и атакует их. Половцы бегут. Русские выигрывают сражение.

Поражение Игоря

Русское войско остается на ночлег. Тем временем за одну ночь половцы собирают войско. Утром половцы нападают на русских. Сражение длится более двух дней. В конце концов русские терпят поражение. Половцы берут Игоря в плен.

Сон Святослава

В это время в Киеве князь Святослав Киевский видит вещий сон (эпизод “Сон Святослава”). Он понимает, что Игорь и Всеволод, его двоюродные братья, проиграли сражение половцами. Святослав недавно воевал с половцами и дал им отпор. Но теперь его труды сведены на нет. Игорь “разбудил зверя”, и теперь половцы нападут на Русь. Тогда Святослав призывает других русских князей объединиться против половцев.

Возвращение Игоря

Супруга князя Игоря, Ярославна, ждет мужа в Путивле. Она плачет и страдает без любимого мужа (эпизод “Плач Ярославны”). Наконец князь Игорь бежит из половецкого плена. Он приезжает в Киев и идет в храм Пирогощей Богоматери, чтобы поблагодарить Всевышнего за спасение. Народ по всей Руси радуется возвращению Игоря.

Что происходит после возвращения князя Игоря?

В конце “Слова о полку Игореве” князь Игорь Святославович возвращается на родину. Но что происходит потом? Как известно из “Слова”, князь Игорь бежит из плена. Вслед за ним на Русь двигаются войска половцев. Они нападают на Русь. Князь Святослав Киевский и князь Рюрик Ростиславич объединяются и прогоняют половцев. Отступая, половцы громят русский город Римов. Спустя несколько лет князь Игорь и его брат Всеволод снова идут на половцев. Их поход поддерживают другие князья.

Видео краткое содержание Слово о полку Игореве

“Слово о полку Игореве” имеет традиционную для древнерусской литературы композицию (построение): зачин, основная часть, здравица в честь правителей.

В развернутом зачине “Слова…” автор излагает свою точку зрения на описываемые им события. Он намерен рассказать о походе Игоря все как было, без прикрас, “по былинам своего времени”. Боян (народный певец) же, если хотел кому песню сложить, то не следовал былинам, а “растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”, вел свое повествование очень поэтически, образно.

Он рассказывает о походе русских князей против половцев в 1185 году, о разгроме русского войска. Автор стремится объяснить соотечественникам его причины и рассказать о воинской доблести русских воинов.

Основные персонажи поэмы

  • Игорь – Новгород-Северский князь. Выступил в поход против половцев, его войско было разбито врагом.
  • Всеволод – брат Игоря, участвовавший в походе.
  • Святослав – великий князь Киевский, двоюродный брат Игоря и Всеволода, их феодальный глава, опытный полководец, государственный деятель.
  • Ярославна – жена князя Игоря. Просит силы природы уберечь мужа от гибели.
  • Овлур – половец, помогающий Игорю сбежать из плена. Мать Овлура была русской. Затаив по какой-то причине обиду на половцев, Овлур помагает бежать из плена Игорю.

Во вступлении автор говорит, что в этом произведении речь пойдет о походе князя Игоря Святославича на половцев.

Князь Игорь и его брат Всеволод собираются в поход на половцев. В пути Игорь видит солнечное затмение. В Древней Руси это считалось дурным знаком и предвестником беды. Но Игорь не меняет своего решения. Он отправляется в поход. Добравшись до цели, войска Игоря нападают на половцев и разбивают их. Уставшее войско Игоря ночует в поле. Тем временем половцы собирают войско и утром внезапно нападают на войско Игоря. Страшная битва продолжается больше двух дней. На третий день русские терпят поражение. Игорь получает ранение и попадает в плен. По Руси разносится весть о поражении Игоря.

Тем временем князь Святослав Киевский видит вещий сон (эпизод “Сон Святослава”). Бояре объясняют ему, что значит его плохой сон. Святослав понимает, что Игорь и Всеволод разбиты половцами. Он осуждает их необдуманный поход. Князь Святослав Киевский правит Киевом. Он — двоюродный брат Игоря и Всеволода. Он недавно дал отпор половцам. Но теперь половцы снова захотят напасть на Русь. Поэтому Святослав призывает других князей объединиться против половцев.

На родине князя Игоря, в Путивле, его жена Ярославна тоскует по нему (эпизод “Плач Ярославны”). Тем временем князь Игорь бежит из половецкого плена и возвращается на родину. Он приезжает в Киев и посещает храм Пирогощей Богоматери. Вся Русь радуется спасению Игоря.

Ярославна, жена Игоря, плачет в Путивле на одной из башен кремля, она обращается к Днепру, к солнцу, просит охранять ее мужа и привести к ней невредимым.

Заканчивает автор повесть здравицей в честь Игоря и других князей.

Вступление

Часть 1

Князь Игорь со своей дружиной ждет брата Всеволода, чтобы идти вместе с ним против половцев.

Много сражений видела тогда земля русская, говорит автор, но такого, как это, еще не было.

Сама природа сочувствовала поражению русского войска: печально поникла степь, опустили ветви деревья.

Часть 2

Автор продолжает обращение Святослава и призывает князей защитить свою землю.

Выступить за землю Русскую зовет автор и князя Галицкого Ярослава, ведь есть у него для этого силы, ум, и власть его велика.

Он с горечью возвращается в мыслях к поражению Игоря:

«Но уж прежней славы больше с нами нет.

Поганое войско грады поделило.

Вспоминая былое и прежних князей, в качестве образца защитника родины автор называет старого Владимира, противопоставляя его своим современникам Рюрику и Давыду, между которыми нет согласия.

Часть 3

В Путивле Ярославна плачет на городской стене, и голос ее слышен даже на границах земли Русской, долетает он до берегов Дуная.

Галки, вороны, сороки не кричали в полях и лесах, только вдалеке пели, радуясь, соловьи, и дятлы стуком своим указывали Игорю нужное направление.

Автор рассказывает о беседе Игоря с рекой Донец. Он называл князя великим и говорил, что своим возвращением из плена Игорь принес земле Русской много радости. Игорь же в ответ благодарил реку за то, что дала ему приют на своих берегах и предупреждала об опасности, пока он отдыхал.

Автор славит князей, принявших участие в походе, и дружину Игоря.

Заключение

Начало похода

Главный герой произведения — князь Игорь Святославич новгород-северский. В 1185 году князь Игорь отправляется в поход на половцев. Этим походом Игорь надеется добиться воинской славы.

В пути

Игорь видит солнечное затмение. На Руси затмение считалось дурным знаком и предвещало беду. Но Игорь все равно отправляется в поход.

Нападение на половцев

Вместе с Игорем против половцев идут: брат Игоря — Всеволод Святославич, племянник Игоря — Святослав Рыльский, а также сын Игоря — Владимир. Войско Игоря добирается до половцев и атакует их. Половцы бегут. Русские выигрывают сражение.

Поражение Игоря

Русское войско остается на ночлег. Тем временем за одну ночь половцы собирают войско. Утром половцы нападают на русских. Сражение длится более двух дней. В конце концов русские терпят поражение. Половцы берут Игоря в плен.

Сон Святослава

В это время в Киеве князь Святослав Киевский видит вещий сон (эпизод “Сон Святослава”). Он понимает, что Игорь и Всеволод, его двоюродные братья, проиграли сражение половцами. Святослав недавно воевал с половцами и дал им отпор. Но теперь его труды сведены на нет. Игорь “разбудил зверя”, и теперь половцы нападут на Русь. Тогда Святослав призывает других русских князей объединиться против половцев.

Возвращение Игоря

Супруга князя Игоря, Ярославна, ждет мужа в Путивле. Она плачет и страдает без любимого мужа (эпизод “Плач Ярославны”). Наконец князь Игорь бежит из половецкого плена. Он приезжает в Киев и идет в храм Пирогощей Богоматери, чтобы поблагодарить Всевышнего за спасение. Народ по всей Руси радуется возвращению Игоря.

Что происходит после возвращения князя Игоря?

В конце “Слова о полку Игореве” князь Игорь Святославович возвращается на родину. Но что происходит потом? Как известно из “Слова”, князь Игорь бежит из плена. Вслед за ним на Русь двигаются войска половцев. Они нападают на Русь. Князь Святослав Киевский и князь Рюрик Ростиславич объединяются и прогоняют половцев. Отступая, половцы громят русский город Римов. Спустя несколько лет князь Игорь и его брат Всеволод снова идут на половцев. Их поход поддерживают другие князья.

Видео краткое содержание Слово о полку Игореве

“Слово о полку Игореве” имеет традиционную для древнерусской литературы композицию (построение): зачин, основная часть, здравица в честь правителей.

В развернутом зачине “Слова…” автор излагает свою точку зрения на описываемые им события. Он намерен рассказать о походе Игоря все как было, без прикрас, “по былинам своего времени”. Боян (народный певец) же, если хотел кому песню сложить, то не следовал былинам, а “растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”, вел свое повествование очень поэтически, образно.


К снаряжению конницы относится также конское убранство, и поэтому мы остановимся сейчас на нём. Поскольку в некоторых славянских областях коневодство получило значительное развитие, а славянская конница упоминается в описаниях войн с VI века, то естественно, что у славян получило развитие конское снаряжение и что они сумели быстро воспринять в этой области всё то полезное, что видели у соседних кочевнических племён, которые издавна как бы срослись с конём.




Восточные и славянские стремена: А – Сент Ендре; В – Касса; С – Жирак; D – М. Добра;


Е – Чорна; F – Перещепино; J – Драчи; Н – Уппланд — стремя викинга.


Гораздо более распространены среди славянских находок шпоры. Пути развития их различны начиная с конца Латенской эпохи, — кельтской археологической культуры железного века (V—I вв. до н. э.), распространённой по всей Центральной и Западной Европе (Франция, Швейцария, Испания), на Балканах, в Малой Азии, Британии и Ирландии. В I в. до н. э. шпоры впервые встречаются в Центральной Европе (86). Славянские шпоры берут своё начало от полудужных римских шпор, в славянских погребениях шпоры появляются начиная с VIII века, например в погребении у Гогенберга в Штирии; наиболее интересные экземпляры шпор найдены в хорватских погребениях, открытых недалеко от Бискупина, Врлики и Скрадина в Далмации.

Шпоры имеют большую параболическую дугу с крупным шипом. По своей форме они полностью совпадают с одновременными им каролингскими шпорами, от которых и произошли славянские, хотя для их обозначения у славян существовал опять-таки свой специальный термин – острога (87). Термин общеславянский, но древние письменные доказательства мне не известны. Наряду с этим в древне-болгарском языке мы встречаем pętno. Славяне не могли заимствовать шпоры у соседних кочевников, потому что ни у мадьяр, ни у аваров шпор не было; в древних кочевнических погребениях нет также и русских шпор. Интересные экземпляры славянских шпор известны как из вышеуказанных далматских погребений, так и из погребений близ Колина в Чехии. Шпоры украшены зернью и позолочены.

Основные типы древних шпор: 1-9 – латенская и римская эпохи. 1 – Страдонницы; 2 – Чешский Брод; 3, 5 – Добржихов-Тшебицка; 4 – Злив; 6 – Райхерсдорф; 6-14 -значительно уменьшены

7 – Могуч; 8 – Саальбург; 9 – Керско; 10 – Гогенберг; И – Пересопница; 12 – Старый Рупии (Alt-Rupin);


13 – Мартыновка; 14 – Вариводы около Скрадина; 15 – Гнёздово.

Изображение восточного воина с остроконечным шлемом и панцирем. Серебряное блюдо из Березова (по Смирнову)

Носили ли славяне шпоры на одной или обеих ногах, определить пока еще нельзя. Если и были случаи находок обеих шпор, то условия этих находок не ясны. В хорватских погребениях, правда, обычно шпор бывало две.


Узда и удила.

Узда и удила представляют собой очень древнее приспособление для управления лошадью, известное в Центральной Европе уже с неолитической эпохи (88). О древнейшей узде праславян мы ничего не знаем. Первые достоверные доказательства мы встречаем только в погребениях конца языческого периода, а в первых письменных памятниках уже известен термин узда, наряду с которым Асбот предполагает специально для удил ещё и термин zobalo (89). В летописи конь с уздою упоминается впервые под 968 годом. В этот период мы различаем два вида удил, оба они существовали ещё в эпоху римской цивилизации, а также встречаются в погребениях восточных кочевников: 1) простой вид, состоящий из двух сочлененных друг с другом частей, с кольцами на концах для продевания ремня; 2) вид, снабженный двумя неподвижными или подвижными псалиями, которые предотвращали выскальзывание удил изо рта лошади; 3) вид с неподвижным мундштуком очень редок.

В славянских погребениях встречается, как правило, простой вид, состоящий из двух сочлененных друг с другом частей, с кольцами на концах для продевания ремня. Соседние погребения венгерских всадников также обычно сопровождаются этой формой удил, в то время как другая является более редкой, хотя у древних кочевнических народов, например скифов и сарматов, именно она была обычной и очень нарядной (90).


Удила из славянских и венгерских погребений, сверху вниз: Гнёздово, Пилин, М. Флисс;


Удила из славянских и венгерских погребений, сверху вниз: Мощино, Каррас, Цико.

К славянам проникла и эта форма, но в находках она встречается реже. Следовали ли славяне в формах своей узды римско-германским или восточным образцам, я сказать пока не могу. Термины узда и удила, однако, славянского происхождения; кроме того, в X веке славяне изготовляли узду сами, о чем свидетельствует Ибрагим (91).

Славянский крестьянин управлял, конечно, лошадью просто с помощью вожжей, вложенных в рот лошади (92).


Подкова.

Что касается подковы, то тут я скажу кратко, что к славянам проникли её римские образцы через посредничество германцев, у которых существование подковы твёрдо доказано ныне, например, раскопками в Заальбурге на германском лимесе (93). В славянских погребениях подковы встречаются очень редко, а в культурных слоях древних славянских городищ X и XI веков чаще. Подкова (94) – древнее славянское название.

Читайте также: