Знакомство детей с лекарственными растениями в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Воспитатель: Чикуленко М. Н.

Конспект НОД

Цель: ознакомление с лекарственными растениями нашего края

- Расширять представление детей о многообразии и значении растений лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях;

- Обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них;

- Формировать у детей представления о лекарственных растениях;

- Выяснить, какие растения являются лекарственными.

- Закреплять знания детей о строении растений;

- Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, творческое воображение.

- Развивать познавательный интерес; речь, расширять словарь за счет новой информации

- Воспитывать уважительное отношение к природе родного края;

- Формировать бережное отношение к природе.

• Рассматривание картинок с лекарственными растениями, дидактические игры по ознакомлению с лекарственными растениями, их виду, части растений. Рассказ воспитателя о лекарственных растениях, полезных свойствах, технологии их сбора.

• Целевые прогулки, экскурсии, походы.

• Чтение художественной литературы о лекарственных растениях (рассказы, стихи, загадки)

• Рассматривание альбомов, атласов, энциклопедий с фотографиями лекарственных растений.

• Продуктивная деятельность (рисование, аппликация).

Оборудование и материалы:

Слайды на осеннюю тематику слайды с изображением трав, сбора трав. стаканчики с вареньем из лекарственных ягод, стеклянный чайник для заварки трав, кипяток, чайные чашки для чаепития детей. лукошко с лекарственными растениями.

Листья, плоды, цветы, семена, корни, температура, ангина, кашель,почки, рана.

Ход ОД.

Воспитатель: «Ребята, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Дети: «Сейчас поздняя осень.

-Деревья почти голые, на них нет листьев.

-Птицы, которые были на нашем участке улетели, а прилетели синички.

-Часто идут дожди.

-На дворе стало холодно.

Воспитатель: «Давайте подберем определения к осенней погоде.

- Одеваться нужно теплее, чтобы не простудиться.

-Надо надевать шапку, может замерзнуть голова.

-Во время дождя надевать сапоги, могут промокнуть ноги и можно простудиться.

ВХОДИТ ДЕВОЧКА ХАДИЖАТ В ДАГЕСТАНСКОМ НАРЯДЕ. Она приехала из далекого горного аула Хосрек.

Девочка: «Здравствуйте, ребята. Я приехала из очень далекого аула Хосрек. Я очень спешила. Заболела моя бабушка. Нам сказали, что моей бабушке Муслимат помогут только лекарственные травы. А я совсем не знаю, какие и где их взять. Мне сказали, что в вашем детском саду ребята знают об этих травах. Помогите, пожалуйста, вылечить мою бабушку Муслимат.

Дети садятся на стульчики.

«Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками,

Пригласи своих друзей

С зелеными ветками.

Они, может, красивей, но все-таки лечебные,

Воспитатель: «Правильно, лечиться можно не только таблетками, но и растениями. Мы с вами уже знакомы с некоторыми лекарственными растениями. Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадаете, о каком растении идет речь.

Стоит в поле сестричка,

жёлтый глазок белые реснички (ромашка) СЛАЙД

Воспитатель: «Правильно, это ромашка. Вспомните, что можно лечить с помощью ромашки? (полоскать горлышко, когда болит живот)

Его называют в народе сестрой милосердия. Есть такая примета. Если встретить в дороге ромашку, поклонись ей и скажи: “Здравствуй, доктор!”

Воспитатель: «А сейчас я хочу обратить ваше внимание вот на это растение (ДУШИЦА) и понюхайте его. (Дает понюхать цветок. На экране СЛАЙД.)

Что вы можете сказать о его запахе? Вспоминайте.

Воспитатель: «Да, запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение свое название за душистый запах, чаем из душицы можно лечить простуду.

Воспитатель: «А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

Как вы думаете, а что лечит подорожник?

Воспитатель: «Хадижат, послушай, что наши дети расскажут вот об этом лекарственном растении. Показ СЛАЙДА с изображением крапивы.

Расту в оврагах, на лугу,

Если тронешь - обожгу

Зеленая …. (крапива)

Почему крапиву назвали крапивой?

Дети: «Она обжигает, оставляя на коже красные крапины. Ее называют еще жгучка.

«В ее листьях содержится много витаминов.

Крапивой лечат простуду, боли в суставах.

Ее используют в уходе за волосами. Волосы блестят, лучше растут.

Воспитатель: «Да, людям есть за что благодарить крапиву.

Из нее можно приготовить щи и салат, чуду.

В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов.

Наши чудные цветки (дети сидят на корточках)

Распускают лепестки (начинают постепенно вставать)

Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)

Лепестки колышит (раскачиваются)

Наши чудные цветки

Головой качают (раскачиваются)

Тихо засыпают (на корточках)

Воспитатель: «А сейчас, ребята, я хочу познакомить вас и нашу гостью с уникальными свойствами растения зверобой.

Я на луг с утра пошёл,

Травку нужную нашё л:

Мелкий, жёлтенький цветок

Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой.

Что же это? – (зверобой). СЛАЙД

Отвар используют при заболеваниях кожи, в нем купают малышей. Настойкой удаляют бородавки на коже, пьют для очистки организма.

Используют для приготовления шампуней, мыла.

Посмотрите на эти цветы.

Желтый цвет, дыряв листок,

он, как доктор Айболит

всех излечит, исцелит.

Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя).

- Что такое лекарственное растение? (Растения, которые лечат разные болезни)

- Растение, которое жжет? …. (крапива)

- В какую погоду собирают лекарственные растения? (В сухую, солнечную погоду)

- Где растет подорожник?, (у дорог)

- Желтый цвет, дыряв листок, лечит сто недуг (зверобой)

- Он заметный, золотой

Постарел и стал седой.

И как только поседел,

Вместе с ветром улетел …. (одуванчик)

- Что делают из лекарственных трав? (Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло)

Воспитатель: "Да, ребята не надо забывать, что травы, как и таблетки могут приносить вред, если их употреблять без надобности и в больших количествах.

Самая лучшая аптека-это Природа! Но необходимо знать, что лекарственные растения собирают только взрослые, а дети могут только помочь.

Ребята, давайте вспомним и расскажем Хадижат, как нужно собирать лекарственные травы.

-Нельзя рвать много растений.

-Хорошо знать растения и отличать от ядовитых.

-Нельзя рвать растения которые занесены в Красную книгу.

-Сушить в тени, а не на солнце.

-Нельзя собирать вблизи дорог.

-После сбора лекарственных трав, надо тщательно вымыть руки.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Теперь вы знаете, что наша природа не только красива, но и играет огромную роль в жизни человека.

«Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Природу друг мой охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты!

Воспитатель: «Я рада видеть всех вас здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! А сейчас я приглашаю вас, ребята, и наших гостей отведать ароматный чай из мяты и душицы, наслаждаться его ароматом.

Лучше доктора любого,

Лечит скуку и тоску.

Чашка вкусного, парного,

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах;
Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
Формировать умение ухаживать за растениями;
Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.

ВложениеРазмер
znakomstvo_s_lekarstvennymi_rasteniyami.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с лекарственными растениями.

Конспект занятия по экологии

в средней группе

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах;

Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

Формировать умение ухаживать за растениями;

Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.

Гербарий, засушенные цветы липы, мёд, фотографии лекарственных растений.

-Посмотрите внимательно, дети, что у меня в руках?

-Правильно. Сегодня мы поговорим о растениях. Давайте вспомним, что мы относим к растениям?

-Деревья, цветы и кустарники.

-Людям нужны растения?

- Молодцы. Без растений жизни на планете Земля не существовало бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают, лечится от болезней. Поэтому мы сегодня поговорим именно о лекарственных растениях.

-Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров- лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Многие люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может и ваши родители или бабушки тоже собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку. Прежде чем идти их собирать, необходимо всё о них знать.

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями. -- -Может мне кто назовёт уже знакомое лекарственное растение.

-Я буду загадывать загадки, а вы глазами на стенде найдите отгадку. Кто найдёт поднимет руку.

-Стоят в поле сестрички,

белые реснички (ромашка).

-Кто нашёл это растение?

-Это цветок ромашка, его белые лепестки обвивают ярко-жёлтый глазок.

-Правильно, это многолетний цветок, цветёт он в июле-августе. Все лекарственные свойства находятся в цветке. Ромашки растут на солнечных лесных опушках, полянках.

-Посмотрите дети на фотографию и на гербарий этого цветка. Вам нравится его красота? И людям оно очень нравится. Многие разводят ромашку у себя на клумбах, чтобы она лечила не только их кашель, но и радовала их душу своей красотой. Своей красотой ромашка привлекает и насекомых. Пчёлы, бабочки, шмели видят ромашку из далека и летят к ней за мёдом. О ромашке всегда хочется говорить стихами.

Как ромашка ты мила!

Твоя кофточка бела

На нас смотрит с добротой!

Послушайте следующую загадку.

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми.(мать- и- мачеха)

-Кто нашёл эту картинку?

-Это растение называется Мать и мачеха. А вы знаете почему оно так называется? У него с одной стороны листочек тёплый- мать, а с другой холодый-мачеха. Ещё лежит на земле снег, а цветы мать-и-мачехи покрывают проталинки. С конца марта до мая улыбаются они солнышку. Прячась лишь вечером или в пасмурный день. Также это растение дружит с насекомыми и очень полезно для людей. Полезно пить чай - для очищения лёгких. Если положить лист тёплой стороной на ранку, то она вытягивает из неё боль, красноту. Вот такое полезное это растение.

-Я буду вам по очереди кидать мяч и называть растение, а вы его ловить

и рассказывать полезные свойства.

1- одуванчик- используется для восстановления аппетита;

2-крапива- останавливает кровотечение;

3- ромашка – успокаивает сердце и душу;

4 – подорожник – листик используется для заживления ран;

5 – липа – липовый чай пьют при простуде;

6 – календула – свежий сок применяют для ушибов и ожогов;

7 – черёмуха – отвар черёмухи пьют при расстройстве желудка;

8 – рябина – хорошо используется в косметике;

9 – шиповник – вкусный чай, маслом шиповника лечат ожоги;

10 – мать -и- мачеха – полезно пить чай для очищения лёгких.

Молодцы, дети, мы вспомнили свойства знакомых нам лекарственных растений и закрепили новые знания.

А кто мне скажет на территории нашего детского сада деревья с лекарственными растениями? (Липа).

Правильно это липа – стройное, высокое дерево с густой пышной кроной. Зацветает липа в середине лета, в июле.

У меня на столе в тарелочке лежат цветы липы. Давайте возьмём по одному цветочку на ладошку и рассмотрим их. Это красивые жёлтые цветы собранные как бы в небольшой букетик. В цветах липы много сладкого сока – поэтому липа считается медоносным деревом.

3. Заключительная часть.

Вот сколько много интересного мы сегодня узнали. У меня для вас есть сюрприз. Сегодня мы тоже о себе позаботимся. Мы будем пить липовый чай.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация"Какие ядовитые лекарственные растения применяются в народной медицине?"

В России в лесах и на лугах растет не мало ядовитых растений, некоторые из них применяются в народной медицине, причем, являются эффективным средством при лечении ряда заболеваний. Естественно, ч.


Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.


ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –08.02 2016-12.02.2016) Группа средняя Тема: Сказки бабушки Агафьи (лекарственные травы) Цель Пополнить знания детей о лекарственных растениях (внешний вид, для чего используется, место произр

планирование работы на неделю.


ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –08.02 2016-12.02.2016) Группа средняя Тема: Сказки бабушки Агафьи (лекарственные травы) Цель Пополнить знания детей о лекарственных растениях (внешний вид, для чего используется, место произр

Планирование работы на неделю.


Сценарий совместного досуга для детей коррекционной группы и их родителей на тему "Путешествие за лекарственными растениями", в рамках проекта "Лекарственные растения"

Формирование у детей знаний об окружающем мире, умение выделять знакомые лекарственные растения среди других.


Картотека подвижных игр на тему "Лекарственные растения" в рамках проекта "Лекарственные растения"

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях.


Автор: Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №8 "Аистенок" г.Мичуринск.

Цель: знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям.

Задачи:
• Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.
• Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.
• Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В.Рождественский


Крапива двудомная.


Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей.
У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок.
Известна она как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжёлые годы испытаний:
Я цветы обходил стороной.
Их считал за ненужное диво,
И искал те места, где крапива
Неприступной стояла стеной.
Обжигаясь зелёным огнём,
Обрезал я колючие ножки,
Необычного цвета лепёшки,
Обжигаясь мы ели потом.
А сейчас я любитель цветов,
Улыбаюсь любому счастливо,
На задворках стоит крапива,
Словно память тех грозных годов
. (В.Сергин)

Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангине, а так же для укрепления волос.
Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Эта особенность отражена в пословицах, поговорках, загадках.
С ним водиться, что в крапиву садиться.
Хоть не огонь, а жжется.
Сама холодна, а людей жжёт.
Какую траву и слепой узнает?

В листьях крапивы содержится значительное количество аскорбиновой кислоты, глюкозы.

Ромашка аптечная.


У лесной сторожки
Стоит солнышко на ножке.
Середка желтая,
Юбка белая (ромашка)

Лепестки белы, как снег,
Серединка желтый мех!
Что за глупые замашки,
Не гадайте на (Ромашке)

Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.


Подорожник большой.
(семижильник, порезник, попутник, ранник)



Есть множество цветов
Красивых, осторожных,
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути. ( С.Баруздин)

Не однажды, не дважды поранивши ноги
Ты целебною силой своею помог.
Подорожник, всегда ты растёшь по дороге,
Рос ли ты, когда не было в мире дорог? (М.Владимиров)
Подорожник приспособился к вытаптыванию. Люди придумали загадку на этот случай:

Лёг пластом у дороги, разметав руки, ноги.
Его бьют сапогом, его бьют каблуком,
Всё ему нипочём, хоть ударь кирпичом.

Любите и берегите природу!



Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полёте.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюквы на болоте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Предполагаемый результат:  дети будут знать больше лекарственных растений и.

 Для выполнения поставленных задач, для становления экологической воспитаннос.

Затем на участке детского сада было выбрано место для организации «Уголка лек.

 Для расширения, обобщения и закрепления знаний детей читали художественные п.

Автор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет полезен широкому кругу читателей, как взрослым, так и детям разного возраста. Его можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.



Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями
Задачи: - Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
- Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
- Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Предварительная работа:
- Беседы о целебных свойствах растений, и их многообразии.
- Составление рассказов, сказок о лекарственных растениях, заучивание стихотворений, загадок о лекарственных растениях.



Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
Воспитатель: Все травы – лекари - душица,
И зверобой, и медуница,
И земляника, и черника,
И брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие,
Знают жители лесные.
Вот о чем они для нас,
Поведут сейчас рассказ.



Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения.
Ответы детей.




Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку.
А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д.
Ребенок: - На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,

Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? – (иван-чай).
Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.



Ребенок: Белый горошек,
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается!(ландыш)
Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют при болезнях сердца. Ландыш занесен в Красную книгу.




Ребенок: Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках.(календула)
Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.



Ребенок: Жёлтый глаз из-под земли,
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.




.
Берегите природу и здоровье.

Читайте также: