Значение устного народного творчества для специалиста доу

Обновлено: 07.07.2024

Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника.

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, что радовало и тревожило русских людей, чем они занимались,как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам?

Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа,человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народного прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культурой народа, с объективными законами красоты. Задача эта, на года.

Большинство песенок, потешек,прибауток создавались в процессе повседневного труда, отсюда их краткость, чёткость,ритмичность и выразительность. Веками сохранял народ в памяти лучшие миниатюры, в которых его опыт и мудрость передаются с такой доходчивостью и простотой, с такой богатой мелодикой звучания, что дети,играя словами,звуками, постигают и радостно делятся друг с другом своими мыслями. Они учатся слушать друг друга. Потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей. Особую значимость приобретает оно в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

Детей необходимо учить слушать не только рифмующийся текст,но и прозу. Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое заинтересованное уважительное отношение к культуре родной страны, любви к Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны,выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора., уточнению представления об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка дошкольника.

Для удобства можно условно разделить народные игры на несколько типов:

• игры, отражающие отношения человека и природы

• игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков

• игры по религиозно-культовым мотивам

• игры на находчивость, быстроту и координацию

• игры на силу и ловкость

Ниже мы рассмотрим наиболее типичные народные игры, а так же некоторые пред- игровые моменты, без которых рассказ о самих играх был бы не полон. В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего.

Игры, отражающие отношения человека и природы

Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать. Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр – игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники: медведь, волк, лисица – главные действующие лица.

Для игр можно изготовить и маски зверей.

Игры по религиозно-культовым мотивам

Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков

Игры на находчивость, быстроту и координацию

Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования – вот главные составляющие славянских народных игр.

Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра – то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества.

Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде. В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.

На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек.

Работая с детьми, нам надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно – полезной и творческой деятельности.

Развитие речи у детей первой младшей группы посредством устного народного творчества Цель проекта:•разработать систему работы по развитию речи у детей двух-трёх лет. Задачи проекта:•использовать методы и средства побуждающие.

Использование устного народного творчества в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста Экологическое образование детей дошкольного возраста всегда было важным направлением работы дошкольных учреждений. Это одно из главных средств.

Развитие речи детей средствами устного народного творчества Речь - это один из важных источников познания окружающего мира, необходимый компонент общения. Для ребенка хорошая речь – залог успешного.

Роль устного народного творчества в воспитании детей

Роль устного народного творчества в воспитании детей Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной народностью. В народном творчестве существуют.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста Актуальность выбранной темы Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Значение произведений устного народного творчества в процессе воспитания и развития ребенка дошкольного возраста велико. Народный фольклор является источником педагогического воздействия на дошкольника, базовой основой для воспитания нравственности, эстетических чувств, патриотизма. В процессе его освоения оказывается огромное влияние на эмоциональную и нравственную сферы ребёнка [1, с.4].

Функции воспитания устного народного творчества состоят в том, что оно способствует пониманию таких категорий, как добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и др. Русский фольклор сравним с чистым родником, напившись из которого, ребёнок познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком [1, с.7].

Уже в раннем возрасте ребёнок сталкивается с потешками, которые представляют одну из малых форм фольклорных произведений. Для ребёнка становится важным смысловое содержание, ритм слов, возможность совершать различные действия при произношении текста. Он испытывает эмоциональный всплеск, а также это помогает изменить его поведение особенно в период привыкания к условиям пребывания в детском саду. С помощью потешки, народной песенки можно переключить внимание ребёнка на какую- либо игрушку, вызвать положительные эмоции по отношению к воспитателю, развивать чувство необходимости выполнять такие режимные моменты, как сон, умывание, причёсывание, приём пищи и т. д.

Кроме того, на основе сюжета сказки можно обучать основам безопасности жизнедеятельности, знакомить с опасными сторонами, которые могут подстерегать ребёнка в реальной жизни, а также проводить параллели с действительностью [5, с.124].

В произведениях устного народного творчества, влияющих на экологическое воспитание, очень чётко прослеживается связь человека с природой. Так в многочисленных пословицах отражаются наблюдения за природными явлениями, за их силой. Хоровод – это действо, которое полностью связано с природой. Таким образом, воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику [4, с.42-44].

Кроме произведений русского фольклора в круг чтения дошкольника должны органично вписываться и произведения фольклора народов мира, которые знакомят ребёнка с национальными культурами, прививая его к общечеловеческим ценностям. Сравнивая произведения разных народов, ребёнок получает возможность первоначального анализа национальных особенностей, что способствует пониманию единых моральных позиций, общих целей фольклора каждого народа [7, с.16].

В заключении акцентируем внимание ещё раз на то, что роль фольклора в воспитании ребёнка безгранична. Устное народное творчество оказывает воспитательное воздействие на развитие личности, чувств, черт характера, связывающих ребенка со своим народом через песни, игры, танцы, сказки и т.д. Это источник педагогического материала, основа речевого, нравственного, эстетического, патриотического, экологического воспитания. Использование в работе наследия народа оживляет педагогический процесс.


Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности.

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи [6, стр.26].

Важным периодом в развитие ребенка является дошкольный возраст. Трудно переоценить роль устного народного творчества в воспитании и становлении личности ребенка раннего возраста. Одними из первых художественных произведении которые способен воспринимать ребенок, являются малые формы фольклора. Благодаря им взрослые легко могут установить эмоциональный контакт с ребенком, расширить кругозор, сформировать отношение к окружающему миру, обогатить речь. Народное творчество также является важным источником нравственного, эстетического, патриотического воспитания дошкольников.

Произведения устного народного творчества это первое что слышит и воспроизводит ребенок в жизни. Это колыбельные, потешки, пестушки. В ходе приобщения к этому виду народного творчества решаются такие воспитательные задачи, как:

‒ развивать интерес ребенка к устному народному творчеству;

‒ развить выразительность в языке ребенка, интонацию, силу голоса, разговорную речь, а также посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений;

‒ открыть детям смысл пословиц и поговорок, заключающих в себе правила поведения и моральные нормы;

‒ при помощи русского фольклора, а также фольклора других народов обогащать знания детей об окружающем мире;

‒ приучить разыгрывать сказки по ролям;

‒ заинтересовать детей народными играми, приучать использовать фольклор для самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Сказки, поговорки, загадки способствуют развитию мышления, воображения, сообразительности, развитию эмоциональной сферы. Русские народные произведения сами по себе богаты по форме и содержанию и изначально содержат в себе нравственные ценности.

Сказки — это один из компонентов используемый во взаимодействии с детьми, они играют особую роль в воспитании детей, а также они наиболее интересны для детей дошкольного возраста. Простота и непосредственность изложения данного жанра народного творчества больше всего привлекательно и понятно для восприятия и понимания ребенком. На примере персонажей сказок ребенок легко знакомится с такими понятиями как добро и зло, жадность и щедрость, смелость и трусость и т. п. Давая оценку, героям сказок, дети анализируют какие поступки, совершённые персонажами, положительные, а какие отрицательны. Переживают вместе с ними широкий спектр чувств, и став на ту или иную сторону, стараются вместе с героями произведения решать все поставленные перед ним задачи, что также способствует увеличению творческой активности ребенка и дает возможность сделать правильный вывод в данной ситуации.

В дошкольном возрасте дети очень ранимы и именно сказки русского народного творчества являются тем уникальным средством, позволяющим легко рассказать детям об отрицательном в жизни, провести аналогию и сравнить это с реальным миром. Но нельзя забывать о том, что воспитателям и родителям необходимо тщательно и грамотно подходить к выбору произведений в соответствии с возрастными особенностями детей и теми целями, которые необходимо достичь.

Воспитательная ценность, заключенная в произведениях народного творчества, оказывает особое влияние на формирование патриотических чувств. Неся в себе конкретные образы, краски доступные и привлекательные для детей дошкольного возраста, произведения служат средством положительного отношения ребенка к различным сторонам общественной жизни. Немало важным является приобщение дошкольников к волшебным и героическим сказкам. Содержащаяся в них идея о подвиге героев во имя освобождения родной земли от врагов способствует раскрытию идей патриотизма.

Для формирования моральных ценностей у малышей прекрасно подходят пословицы и поговорки, так как они эмоционально насыщенны порой несут в себе моральные постулаты. Эти короткие изречения легко запоминаются детям, их воздействие на ребенка сильнее, чем обычные уговоры и нравоучения. Скороговорки помогают ребенку научиться правильно и быстро говорить и одновременно остаются простой игрой для них.

В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи — в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности [2, стр.4].

В круг детского чтения входит русский фольклор, а также фольклор народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе [6, стр.27].

В детском саду наиболее создается благоприятная почва для прослушивания, повторения и обыгрывания потешек, что способствует развитию речи и памяти ребенка. Для обогащения словарного запаса детей очень целесообразно использовать работу с потешками. Эти короткие стишки часто дополняются определенными действиями, которые способствуют воспитанию доброжелательности, сочувствию. Со временем дети переносят их в самостоятельные игры. Благодаря потешкам дети учатся воспринимать коротенький сюжет, выраженный в художественном слове.

С раннего возраста дети с удовольствием могут рассматривать картинки, иллюстрации книжек или дидактических игр по мотивам фольклорных произведений и пересказывать их.

Использование различных видов устного народного творчества совместно с другими воспитательными средствами помогут успешному обогащению словаря ребенка, развитию его речевой активности, помогут в формировании гармонически развитой личности. То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая устное народное творчество в свои занятия, родители и педагоги, воспитатели могут уже с ранних лет вложить в них основные нравственные качества, которые в дальнейшей его жизни будут только развиваться.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, особое влияние, развитие ребенка, ранний возраст, речевая активность, русский фольклор.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

2.Состав детского фольклора; особенности восприятия, освоения детьми произведений малых фольклорных форм.

3.Методика использования в работе с детьми малых форм фольклора (загадок, пословиц, поговорок, потешек и др.)

4.Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей.

5.Задание: Отобрать несколько произведений одного из жанров фольклора (потешка, пословица, загадка, небылица) и продумать методику использования произведений этого жанра в работе с детьми.

Подготовила:

учитель-логопед

ГАВРИЛАШ Е.А.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

Состав детского фольклора; особенности восприятия, освоения детьми произведений малых фольклорных форм.

Методика использования в работе с детьми малых форм фольклора (загадок, пословиц, поговорок, потешек и др.)

Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей.

Задание: Отобрать несколько произведений одного из жанров фольклора (потешка, пословица, загадка, небылица) и продумать методику использования произведений этого жанра в работе с детьми.

1. РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества.

Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей. Особую значимость приобретает оно в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:

Вот проснулся петушок,

Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:

Наши уточки с утра:

Наши гуси у пруда:

Наши курочки в окно:

Ко – ко – ко, ко – ко – ко.

На дубочке, на дубочке

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

2. СОСТАВ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА ; ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ.

ПРИГОВОРКИ, ПРИПЕВКИ

ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ

Это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка.

Загадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.

СКОРОГОВОРКИ

Заучивание и произношение скороговорок является интересным занятием для детей. Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению удовлетворяется использованием скороговорок.

ДОКУЧНЫЕ СКАЗОЧКИ И ПРИСКАЗКИ

Простота малых фольклорных форм не имеет ни чего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста. Эти крохотные произведения философичны в своей основе.

Отмечаемая в раннем детстве способность быстро улавливать и копировать интонации взрослых благоприятствует тому, что в дальнейшем, когда речь становится для детей средством общения, у них легко и непроизвольно возникают интонации, выражающие чувства, которые они испытывают: радость, огорчение, удовлетворение, раздражение.

В малых жанрах устного народного творчества отражается тонкая наблюдательность, прекрасное понимание возрастных особенностей детей. Эти произведения отличаются богатством и разнообразием содержания. Малый фольклор привлекает детей его яркими образами, постоянным обращением к игровому началу, особенно словесному и звуковому. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Образцы – пословицы, загадки, потешки дошкольники не только слышат, они повторяют и усваивают их. Они входят в язык детей, разумеется, в доступном содержании. Но сильнее их влияние там, где произведения малого фольклора органично вплетены в живой разговорный язык. Окружающие ребенка люди употребляют и пословицу, и прибаутку, и загадку; ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять.

Знакомство с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда взрослый ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая куклу:

Баю, баю, баю - бай,

Ты собаченька не лай.

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди.

После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.

Положительное влияние малых фольклорных текстов сказывается на развитии собственной речи ребенка: обогащая его словарь, формируя чувство ритма, элементарное умение изменять голос (повышать, понижать, протяжно и отрывисто произносит звуки), что является основой для возникновения интонации.

Малые фольклорные формы (песенки, потешки, стишки, поговорки и пр.) – прекрасный речевой материал, на основе которого у детей начинает отрабатываться понимание текста. Прежде всего, возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием отражающим его. Именно конкретное, ситуативное действие приобретено через практический опыт, сочетающийся неоднократно со словом (в данном случае с потешкой, песенкой), смысловое содержание.

Ранним – рано по утру – у – у –у

Пастушок ту – ру – ру –ру!

А коровы в лад ему – у – у

Затянули му – му – му!

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Вот он, оказывается, кто: Ванечка!

Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, выражает уважение к нему. Святое отношение к детству звучит в подтексте маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет ни каких назиданий, однако, между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения являются народной дидактикой.

Восприятие малых фольклорных форм обусловлено возрастными интересами и уже имеющимся жизненным опытом детей. Дети способны испытывать определенные чувства, если речь идет о близких и понятных им явлениях отражающихся в поговорках, присказках и др.

3. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА (ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ПЕСЕНКИ И ДР.)

Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. В. М. Фидяевская описала целую группу игр основанных на устном народном творчестве.

В младшем дошкольном возрасте дети не могут воспринимать быстрой речи (как, например скороговорки). По этой причине потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание, и чтобы оно отложилось в его памяти.

К чтению детям фольклорных произведений следует тщательно готовиться, заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать.

4. НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, ИХ РОЛЬ В ОБЩЕМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.

Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики.

Сказки пользуются большой популярностью у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они прочно вошли в детский быт. По своему содержанию, народная сказка, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению.

Сказка вызывает у дошкольников любовь и интерес своей яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазии, выдумки, игры ума. Познавательные сказки о труде, о вещах, о технике, о природе интересны дошкольникам. В образной форме показывают детям сущность явлений, формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.

В сказках жизненная правда народа раскрывается в развернутом повествовании. Яркая наглядность художественных образов, совершенство и простота композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребенком идей народа, отразившихся в них, его представлений о добре и зле, о правде и несправедливости, о человеческой красоте. Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать.

По мнению В. А. Сухомлинского, «сказка, игра фантазии – животворный источник детского мышления…Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится средством выражения мыслей и чувств. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, - невозможно представить детского мышления и детской речи. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Несколько раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному…Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны – лягушки, на Кащея Бессмертного, но он воплощает эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и туже сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а и откликается.

Особенностям восприятия сказок дошкольниками отвечает широкое использование диалогов, всякого рода песенок, юмора, а также устойчивых характеристик, которые почти не меняются при переходе из сказки в сказку. Они на всю жизнь сохраняются и служат опорой для многообразных ассоциаций при оценке личностных и социальных качеств людей. Эти особенности облегчают ребенку восприятие и запоминание текстов. В сказках дети умеют оценить и интересные словесные приемы, используемые в рассматриваемом жанре, и удивительную изобретательность, которая сказалась в многочисленных именах и прозвищах персонажей.

Через художественные образы народных сказок у детей вырабатывается умение осмысливать содержание произведений. Через сказку взрослый может научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать речь образными выражениями, оборотами; наряду с этим развивать у детей понимание красоты родного языка, его выразительности, меткости. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, думать.

Освоение в детстве этого художественного материала поможет в дальнейшем от народных сказок легко перейти к замечательным сказкам А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова и многих других авторов.

Богатейшая сокровищница языка – народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой народной речи.

Отобрать произведения одного из жанров фольклора (потешка, пословица, загадка, небылица) и продумать методику использования произведений этого жанра в работе с детьми.

Как я использую русские народные потешки в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на петешки, приговорки, попевки. Они забавляют, радуют, организуют поведение малыша. Это первые художественные произведения которые слышит ребенок.

Я решила как можно шире применить фольклорный материал в повседневной работе. Потешка помогает установить первоначальный контакт в период адоптации. Помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к чужому человеку, наладить контакт. Так играя с пальчиками ребенка, приговариваю:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папенька

Этот пальчик – маменька

А вот этот – наш малыш,

А зовут тебя – (имя ребенка)

Зашагали ножки топ, топ, топ.

Прямо по дорожке топ, топ, топ…

Подбирая устный материал, обращаю внимание на то, чтобы он был прост по содержанию, с четким ритмом. Чтобы вызвать положительные эмоции в процессе умывания и привлечь внимание говорю:

Знаем, знаем да – да – да

Где тут прячется вода.

Мы пришли умыться.

Ах, ты девочка чумазая,

Где ладошки так измазала?

Моет Саше личико,

А потом ладошки

И пальчики немножко.

Дети с удовольствием осваивают навыки гигиены.

Потешка способна корректировать эмоции детей (кто плачет или шумит). В таких ситуациях с помощью потешек воспитываю доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания к заплакавшему ребенку.

Не плачь, не плачь детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки – для Машиной потешки.

Если будешь плакать – дам худой лапоть.

Чок, чок, чок, зубы на крючок,

А кто слово скажет – тому щелчок!

Использую потешки и во время приема пищи, чтобы вызвать у детей положительные эмоции, желание есть:

Ешь кашу сладкую,

Это ложка, это чашка

В чашке вкусненькая кашка.

Ложка в чашке побывала

Кашки вкусненькой не стало!

В работе с маленькими детьми, учитывая индивидуальные особенности, я использую игрушки. Игрушка в сочетании с потешкой помогли мне найти общий язык с детьми нерешительными, плохо идущими на контакт. На пример, стараясь вовлечь детей в игру, я приговаривала:

Скачет зайка маленький

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

Игрушка – заяц побуждает детей догнать его, поиграть с ним.

Не все дети укладываются спать охотно. Этот режимный процесс вызывает много негативных эмоций. В этих случаях я приговариваю:

Песню деткам пою.

Все ласточки спят, все касаточки спят

Нашим деткам спать велят.

Так же использую потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Обращаю внимание на образность, выразительность языка. Благодаря простоте и напевности звучания, дети быстро запоминают потешки и вводят их в свою речь в самостоятельных играх.

Из опыта работы я поняла, что любимые потешки следует время от времени повторять. Дети проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами.

Используя малые формы фольклора в работе с детьми в течение дня, я с уверенностью могу отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Дети с удовольствием идут в детский сад, не скучают там, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. В играх самостоятельно используют малые формы фольклора. Режимные процессы становятся для детей делом приятным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. Работу с дошкольниками следует выстраивать таким образом, чтобы они осознали себя через произведения устного народного творчества единым целым с тем миром, что окружает их, задумались о хрупкости этого мира, пронесли через всю жизнь желание находить разумные компромиссы между стремлением человека к техническому прогрессу и необходимостью защищать природу от последствий неразумного вторжения людей.

Малые фольклорные формы – песни, попевки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, частушки, дразнилки и др. – иначе называют еще детским фольклором. Именно этим фольклорным жанрам отдается предпочтение в младшем дошкольном возрасте.

При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами воспитателю следует обратить внимание на следующее:

1. Использование потешек, поговорок и т.д. только тогда обеспечивает систематический подход к ознакомлению с окружающим миром, когда их содержание ориентировано на человека, виды его деятельности и конкретные действия (умывание, одевание, танцы и т.д.). Они должны как можно чаще звучать в речи педагога.

3. В ходе инсценирования и прослушивания текста следует поощрять и стимулировать действенное участие ребенка: позови петушка и т.д.

4. Эмоциональным изложением произведения нужно побуждать детей к познавательной деятельности: сюрпризность появления, интонационная выразительность речи. Нужно обратить внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях.

5. Важно следить, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения в целом.

6. Обязательное правило – неоднократное полное прочтение произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство.

7. Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше – возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать более сложный литературный материал: былины, сказки, предания, пословицы и поговорки.

Художественные произведения способствуют эмоциональному развитию дошкольников, что выражается в стремлении проявить возникшие у них при слушании чувства, эмоции в действиях. Художественные тексты знакомят детей с богатством мира человеческих эмоций, позволяют понять причины их возникновения и смены.

Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста:

- поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов;

- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов;

- способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве содержания, формы, смыслового и эмоционального подтекста;

- способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности, самовыражению в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии [13, с. 366].

Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами, – необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнение народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. Работу с дошкольниками следует выстраивать таким образом, чтобы они осознали себя через произведения устного народного творчества единым целым с тем миром, что окружает их, задумались о хрупкости этого мира, пронесли через всю жизнь желание находить разумные компромиссы между стремлением человека к техническому прогрессу и необходимостью защищать природу от последствий неразумного вторжения людей.

Сели возле люленьки,

Они стали ворковать,

Мою детку усыплять.

Слова колыбельных песен ласковые и добрые, многие из них употребляются в уменьшительно-ласкательной форме: гуленьки, люленька, котенька, собачка, и звучат особенно – плавно, ритмично (под ритм качания), успокаивающе. В песнях часто упоминаются знакомые всем детям животные: котик, который ласково мурлычит, воркующие голуби, собачка, которая охраняет сон малыша.

Особенностью фольклорного материала является ритмичность и насыщенность движением. Поэтому на прогулке с детьми (1,5-4 г.) несложные игровые потешки можно разыграть. К примеру:

«Скачет зайка маленький около заваленки.

Методические особенности ознакомления со сказками заключаются в следующем:

1. Сказку ребенку надо рассказывать, а не читать. И рассказывать неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, передать моральную направленность, остроту ситуации и свое отношение к событиям.

2. Для того чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы:

- показать сказку с помощью игрушек (настольный театр);

- использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже слышанную сказку – присказкой новой, интересной.

3. Алексеева М. М., Яшина В. И. предлагают использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

- беседы после ознакомления со сказкой, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;

- выборочное чтение по просьбе детей;

- рассматривание иллюстраций, книг;

- просмотр диафильмов, кинофильмов после знакомства с текстом;

- прослушивание записи исполнения сказки мастерами художественного слова.

5. Использовать методы и приемы, влияющие на нравственное, патриотическое, интернациональное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором:

- образное восприятие пословиц, сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом русского народа и народа других национальностей.

- включение в беседу по сказкам вопросов, ответы на которые требуют акцентирования на нравственных качествах героя;

- использование метода сравнения национальных фольклорных произведений, что дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывать глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа; детей следует подводить к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей;

- использование метода сравнения современной жизни с изображенной в сказках.

6. Необходимо после занятий создать условия для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание загадок, рисование понравившихся героев сказок, обыгрывание определенных эпизодов и т. д.

Через сказки, стихи, потешки, прибаутки у дошкольников формируются представления о диких животных, птицах и их повадках. Эти произведения помогают заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому.

Во время прогулок можно также организовывать наблюдения за явлениями природы. Так, зимой, наблюдая за снегом и льдом, старшие дети (4-6 л.) отгадывают загадки: прозрачен, как стекло, но не вставишь в окно; ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Изучение загадок, которые в необычной поэтической форме содержат характеристику растений и животных, явлений природы, имеет важное значение в приобщении подрастающего поколения к знаниям природоведческого характера. Таинственные силы природы благодаря загадке становятся более близкими и понятными.

При ознакомлении с загадками воспитатель должен последовательно реализовывать следующие этапы:

1. На начальном этапе учить детей воспринимать образное содержание загадок, объяснять их.

2. Затем обратить внимание на сочный, колоритный язык загадки, формировать умение понимать целесообразность использования выразительно-изобразительных средств. Для этого можно предложить детям для сравнения две загадки, спросить, какая из них им больше понравилась и почему? Предложить подобрать определение к слову, которое обозначает отгадку.

3. Позже, когда дети усвоят жанровые особенности метафорических загадок, педагог предлагает им самим придумывать загадки о предметах, явлениях действительности.

Дети должны знать, как надо вести себя в морозную погоду, чтобы не замерзнуть, поэтому воспитатель в старшей возрастной группе может организовать с ребятами беседу о том, как они понимают смысл пословиц: мороз невелик, да стоять не велит; береги нос в большой мороз и др.

При употреблении пословиц и поговорок воспитатель должен следить за умелостью и правильностью их употребления как в своей речи, так и в речи детей. Чтобы добиться правильного понимания детьми обобщенного значения этих видов малых фольклорных форм, методисты рекомендуют проводить работу в два этапа:

1. Первоначально выяснить, понимает ли ребенок содержание и значение пословицы или поговорки, знает ли, когда ее следует употреблять.

2. Предложить пословицу или поговорку в контексте небольшого рассказа. Можно проверить понимание обобщенного значения пословиц и поговорок, предложив детям задание: придумать сказку, рассказ, ситуацию, где один из героев мог бы уместно использовать данную пословицу или поговорку.

Как у наших у ворот,

Петух зернышки клюет,

Петух зернышки клюет,

К себе курочку зовет!

Всех курочек напою!

Во время чтения потешки педагог показывает детям игрушечного петушка и имитирует движения животного. Затем следует беседа:

– Как петушок поет? (Ку-ка-ре-ку!)

– Покажите, а как петушок ходит. (Петушок важно держит голову, высоко поднимает ноги, широко расставляет крылья и машет ими.)

– А это кто рядом с петушком? (Курочка). Внимательно посмотрите на петушка и курочку. Чем они отличаются?

– А что одинаковое у петушка и курочки? Чем они похожи? (У курочки и петушка есть туловище, голова, хвост и ноги. На голове есть глаза, клюв, гребешок и бородушка.)

– Ко-ко-ко! Кого это курочка зовет? Курочка зовет цыпляток. Какие цыплята у мамы-курочки? (Маленькие, желтые, пушистые и т. д.)

Педагог предлагает детям рассмотреть маленьких цыплят, рассказывает о том, что петушок, курочка и цыплята – это домашние птицы. Они живут на дворе рядом с человеком. Люди ухаживают за ними. Курочка несет яички.

– Как вы думаете, чем можно угостить петушка, курочку и цыплят? (Зернышками, червячками)

С нею желтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко,

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

При повторении игры роль кошки поручается другому ребенку. [38 с. 24]

На занятиях в старшей и подготовительной группах проводятся физкультминутки, пальчиковые зарядки. С этой целью можно использовать разнообразные потешки:

Серый волк – голодный, злой (поднять плечи спрятать шею)
Ему холодно зимой (скрестить руки положив на плечи)
Притаился у реки (указательный палец приложить к губам)
Скалит острые клыки (показать зубы)

Большую роль в ознакомлении детей с природой играют родители. Только совместная работа с родителями позволит достичь поставленных целей экологического образования. Родители рассказывают о деревьях, кустарниках, явлениях природы, используя при этом произведения разных фольклорных жанров и видов: сказки, потешки, песни, прибаутки и т.д.

Таким образом, малые фольклорные формы являются неиссякаемым источником выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты.

Читайте также: