Значение термина партнерство в доу по фгос

Обновлено: 04.07.2024

Социальное партнёрство в системе дошкольного образования в контексте ФГОС - система институтов и механизмов такого согласования интересов всех участников образовательного процесса, которое основано на равноправном сотрудничестве родителей, педагогов и детей.

Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) о социальном партнерстве утверждают основные принципы содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС решает задачи формирования общей культуры воспитанников; взаимодействия педагогических объединений с общественными.

Социальное партнерство по отношению к образованию - это сотрудничество, которое инициирует систему образования как особую сферу социальной жизни, внося вклад в становление демократического общества. Такое понимание партнерства является значимым, важным, позволяющим изменить, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает интерес и любознательность.

Таким образом, актуальным становится вопрос выбора социальных партнеров, с которыми ДОУ могло бы осуществлять взаимодействие, условий этого сотрудничества, его форм.

Социальными партнерами дошкольного учреждения являются родители, общественные организации, школы, детские клубы, Дома творчества, центры досуга, музеи, библиотеки и другие.

На протяжении всего времени в нашем дошкольном учреждении были установлены тесные связи с библиотекой. Совместная работа по разработанному плану способствует дальнейшей социализации дошкольников посредством экскурсий по залам библиотеки, познавательных бесед, игр и программ; тем самым расширяя кругозор дошкольников; развивает у детей инициативу, самостоятельность и ответственность. Предоставление доступа к накопленным человеческим знаниям - основа для выполнения просветительской, образовательной функции. Библиотека выполняет социализирующую функцию, предоставляя бесплатные знания, способствует полноценной реализации личности. Роль информационной функции возрастает.

Социальное партнерство дошкольного учреждения и библиотеки заключается в контакте со всеми участниками образовательного процесса (с детьми, педагогами и родителями). Именно в дошкольном возрасте формируются читательские интересы, любовь к художественному слову.

Разработанная система сотрудничества дошкольного учреждения, родителей и библиотеки повысила интерес детей к книге, формируя социально-нравственное воспитание личности. А это самый главный результат нашей работы – возросшая любовь к книге и семейному чтению.

Развитие социальных связей дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует взаимоотношения с родителями. На протяжении многих лет в нашем детском саду отработана эффективная система взаимодействия с социумом, которая способствует оптимальному развитию и социализации личности ребенка - дошкольника.

Одной из активных форм такого взаимодействия в нашем детском саду является реализация социально-педагогических проектов, направленных на повышение качества дошкольного образования. В ходе проектной деятельности устанавливается тесное взаимодействие с семьями воспитанников, родители становятся полноправными участниками воспитательно – образовательного процесса, понимают важность и необходимость своей роли в жизни ребенка.

Одним из необходимых условий, для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Важное место среди социальных партнеров детского сада занимает школа. Главные цели сотрудничества школы и детского сада:

1. Единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства;

2. Формирование преемственности, соединяющей воспитание и обучение детей ДОУ и начальной школы в целостный педагогический процесс.

Сотрудничество осуществляется в трех направлениях: методическая работа, работа с родителями, работа с детьми.

Методическая работа на базе школ и ДОУ: проводятся семинары-практикумы для педагогов начальных классов и воспитателей по различным проблемам: преемственность, адаптация учащихся первых классов к обучению в школе, психологическая готовность ребенка к школе. Учителя школ посещают группы, набирающие в следующем году первые классы, воспитатели присутствуют на уроках в школе. Такие встречи позволяют воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения, улучшать качество своей работы.

Работа с родителями заключается в индивидуальных и групповых консультациях, участие в родительских собраниях, посещение вместе с детьми школы, день открытых дверей для детей и их родителей и многое другое.

Работа с детьми проводится для успешной адаптации детей к школе, например, дети знакомятся с учителями, ходят на экскурсии, посещают школьные праздники и мероприятия и другое.

Воспитатель и учитель начальных классов имеют много общего, оба они - педагоги. Проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все участники образовательного процесса, особенно дети. Ради детей проблему преемственности нужно решать, находить время, силы и средства для решения задач сотрудничества между школой и дошкольным учреждением.

Также социальными партнерами детского сада могут быть центры досуга и творчества. Цель сотрудничества со всеми социальными организациями одна – социализация детей.

При заключении договора о взаимодействии с социальными партнерами, необходимо знать и использовать принципы социального партнерства.

Солодухина И. И. выделяет следующие принципы социального партнерства :

1) уважение и учет интересов участников соглашения;

2) заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях;

3) соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов;

4) наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей;

5) равноправие и доверие сторон;

6) невмешательство во внутренние дела друг друга;

7) добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;

8) регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;

9) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;

10) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;

11) ответственность сторон за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

Деятельность дошкольных учреждений с разнообразными социальными организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее связи дошкольного учреждения, тем эффективнее и качественнее его работа.

Итак, социальное партнерство в системе дошкольного образования - это реальное взаимодействие двух или более сторон на основе подписанного договора или соглашения на определенный период времени, направленное на решение конкретных целей и задач до достижения желаемого результата.

Таким образом, современная система образования существует в век активного социально-экономического развития, поэтому важной задачей становится развитие современной модели образования через систему социального партнерства.

Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед дошкольными образовательными учреждениями ставится триединая цель:

- воспитывать культурного человека (субъекта культуры);

- свободного гражданина (субъекта истории, общества);

- творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

- воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

- развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;

- становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.).

Вывод: На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Благодаря ему воспитанники получают возможность расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты, успешно адаптироваться и социализироваться в окружающей среде. Также, благодаря социальному партнёрству, повышается качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.

Образовательный маршрут в интернете как форма социального партнерства Мы живем в 21 веке, в мире инновационных технологий. Всеобщая компьютеризация коснулась не только взрослых и школьников, но и детей дошкольного.

Проект реализации технологии социального партнерства с родителями в средней группе Введение. В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании", "Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" одной.

Программа социального партнерства музыкального руководителя и семьи Программа социального партнерства Содержание: 1. Пояснительная записка ….…. 3 2. Цели, задачи. …. 5.

Программа социального партнерства с семьей 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия.

Программа социального партнерства с семьями воспитанников Программа социального партнерства с семьями воспитанников на 2016 – 2017учебный год. Группа №3 Воспитатель Лапина С. И. Программа социального.

Программа социального партнерства с семьёй (старшая группа) Перспективный план социального партнерства с семьей на 2017-2018 учебный год (старшая группа) Сентябрь 1. Оформление информационного стенда.

Методические рекомендации по реализации технологии социального партнерства с родителями дошкольников Оглавление 1. Введение…3 2. Работа детского сада и родителей по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников,.

Реализация технологии социального партнерства с родителями Введение «. дошкольник не эстафета, которую пере-дает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип.

Специалист по социальной работе в системе дошкольного образования На сегодняшний день проблема социальной адаптации ребенка дошкольного возраста очень актуальна. Детский сад является следующим после семьи.

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях ДОУ Введение Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Тема: Социальное партнерство в дошкольном образовании.

Цель: Дать понятие "Социальное партнерство", цели социального партнерства, виды социального партнерства.

Сегодня мы с вами будем говорить о социальном партнерстве и о социально-педагогическом партнерстве или взаимодействии.

А для того, чтобы настроится на работу проведем

Игра-активатор “Друг к дружке”.

Цель: сплочение коллектива, взаимодействия, выработка доброжелательности у педагогов настроя на работу.

Сейчас мы будем играть в интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Затылок к затылку!
- Кулак к кулаку!

Все. Спасибо. Садитесь!

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

2 сл. Социальное партнёрство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.

Существует два направления социального партнёрства:

· использование средств и возможностей сообщества, окружающего социума в образовательном учреждении;

· активное взаимодействие образовательного учреждения с различными социальными институтами, например, учреждения культуры, спорта, где образовательное учреждение выступает заказчиком.

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей ДОУ с культурными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

3 сл. Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности (ДОУ, школы, учреждения дополнительного образования);

• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;( медицина, культурные центры и т.д.)

• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.

4 сл. Дошкольное образовательное учреждение строит связи с социумом на основе следующих принципов:

ü равноправие сторон,

ü уважение интересов друг друга,

ü соблюдение законов и иных нормативных актов.

ü обязательность исполнения договоренности,

ü ответственность за нарушение соглашений.

ü учета запросов общественности,

ü принятия политики детского сада социумом,

ü сохранения имиджа учреждения в обществе,

ü установления коммуникаций между детским садом и социумом.

Работая в условиях социального партнерства, мы создаём возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду. Внешние связи и взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:

• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;

• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;

• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;

• работу с семьями воспитанников детского сада.

Давайте с вами составим схему социального партнёрства нашего ДОУ

на планшете

5 сл. На этой таблице вы можете видеть социальное партнерство нашего ДОУ.

Участники встают в круг друг за другом. У каждого есть гимнастическая палка, которая стоит в центре круга, придерживаемая ладонью одной руки. По сигналу участники делают шаг вперед и встают на место впереди стоящего, при этом они должны отпустить свою палку и накрыть ладонью следующую. Тот, кто не успел удержать палку, выбывает. Выигрывает та команда, у которой в игре осталось больше всего участников.

Вопрос: Чем понравилась эта игра? (подтекст)

6 сл. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются семьи наших воспитанников.

В соответствии с Законом "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, внедрение новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ

7 сл. Основные задачи работы ДОУ в следующем:

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

• объединить усилия для развития и воспитания детей;

• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

8 сл. Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

2. Индивидуальный подход.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

4. Серьезность и ответственность подготовки.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

Поэтому ежегодно в начале каждого учебного года воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей. По результатам анкет составляется социальный паспорт семей воспитанников. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

9 сл. Работу с родителями дошкольного учреждения реализуются через различные формы общения.

Есть Традиционные формы , которые подразделяются на коллективные (назовите) (родительские собрания, конференции, круглые столы, индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому) и наглядно-информационные (выставки, стенды. ширмы, папки-передвижки).

Досуговые: (Какие назовите) Совместные развлечения, досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Познавательные: Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

10 сл. Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные, более доверительные отношения между родителями, педагогами и детьми, помогают досуговые формы организации общения.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Сейчас педагоги активно стали отправлять работы воспитанников на различные всероссийские творческие конкурсы, что стало возможным благодаря финансированию родителей.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Ими являются информационные стенды, визитные карточки групп и детского сада, памятки, стенгазеты, творческие объявления, которые постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий.

Одна из форм взаимодействия социального партнерства в ДОУ являются родительские клубы.

11 сл. С учетом образовательных и социокультурных запросов родителей и особенностей развития и здоровья детей сформировано видовое разнообразие новых форм дошкольного образования:

· группы для детей, у которых русский язык не является родным,

· группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня,

Я думаю, что использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада будет давать и уже дает положительные результаты: постепенно меняется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками разных дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. вовлечение в педагогическую деятельность родителей, участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной статьи направлена на рассмотрение организации в дошкольном образовании партнерской деятельности взрослого с детьми, которая предусмотрена в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Партнерская деятельность с детьми в рамках ФГОС.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. № 1155) одним из необходимых условий реализации дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.

Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:

– ребенок непосредственно включен в совместную деятельность со взрослыми;

– ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;

– взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает.

Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А. Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), в психолого-педагогических образовательных системах (П. П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи, Н.А. Короткова).

В соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.

Следовательно, меняется и роль самого педагога в системе образования.

Педагог должен превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми.

Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.

Двигательная деятельность организуется при проведении физкультурных занятий, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка.

Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.

Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития.

Продуктивная деятельность направлена на формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.

Музыкально-художественная деятельность организуется с детьми ежедневно, в определенное время и направлена на развитие у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество. Игра на музыкальных инструментах.

Чтение детям художественной литературы направлено на формирование у них интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.

Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление резуль­тата с целью ребенка: что хотел сделать — что полу­чилось.

Таким образом, партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принимать решения, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно. А также вызывает стремле­ние к достижению цели деятельности, благоприятствует эмоционально­му комфорту. Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

На разных этапах партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом.

Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах деятельности

Этапы деятельности

Характеристика действий

Целеполагание и мотивация детей на деятельность: воспитатель акцентирует внимание детей на фактах. Стимулируя детские высказывания, активизируя имеющийся опыт детей, педагог направляет обсуждение на постановку проблемы. Рассматривается вариативность её решения. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.

Представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель обсуждает с детьми возможные пути решения проблемы. Ответы детей можно фиксировать наглядно (лист ватмана, интерактивная доска), используя условные обозначения, понятные детям. Чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий - все эти действия могут стать решением поставленного вопроса. Таким образом, составляется план совместных действий, интегрирующий готовый проект педагога и предложения детей. Умение проявить гибкость в планировании, способность подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы - является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности работать в проектном режиме. Индивид становится субъектом, когда начинает осознавать себя, свои цели, интересы, идеалы и на этой основе вырабатывает программы действий, занимает определенную позицию Главные задачи данного этапа - обучение детей планированию и формирование навыков взаимодействия.

Практическая часть в которой дети исследуют, экспериментируют, творят. Воспитатели на равных правах с ребенком участвуют в процессе достижения цели, осуществляя постоянный обмен информацией и действиями, являются соучастником деятельности ребенка, распределяя права, обязанности, ответственность. Функция педагога по отношению к детям заключается не трансляция информации, а организация исследовательской деятельности по её усвоению, решению выявленных проблем Па данном этапе осуществляется обучение ребёнка действиям контроля и самоконтроля.

Партнёрской деятельности является презентация. В зависимости от возраста детей и темы проекта презентация может проходить в различных формах: итоговые игры-занятия, тематические развлечения, игры - викторины, оформление фотовыставок, альбомов, мини-музеев, творческих газет и т. н.

Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно - доверительному);

отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т.п.

Значимым является утверждение В. А.Сухомлинского о том, что педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только. В самом педагогическом взаимодействии заложена необходимость и возможность саморазвития педагога. В итоге взаимодействие дает целостное развитие (саморазвитие) всех участвующих в нем субъектов.

Таким образом, сотрудничество взрослых и детей на фоне совместной деятельности, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом - это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка.

1.Антология гуманной педагогике. Вып. 1. Выготский Л.С. / Сост. и вступ. ст. А.А. Леонтьева. М., 1996.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

3. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

4. Слепцова И.Ф. Алгоритм введения ФГОСДО в детском саду: учебно-методическое пособие / И.Ф.Слепцова.М.: Обруч, 2015.

5. Комарова О.А. Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2014 №8.


От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.Основными задачами работы с родителями: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Для скоординированной работы детского сада и родителей педагогам необходимо:

‒ установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

‒ вовлечение семьи в единое образовательное пространство;

‒ развитие педагогической культуры родителей;

‒ создание ситуации успеха, как условия активизации родителей.

Это возможно лишь при тесном и доверительном сотрудничестве с родителями.

Взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи и строится на определённых принципах.

- доверительность отношений — этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя;

личная заинтересованность родителей — родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком;

подход к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия: — определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо, исходить из того факта, что именно последние для нас являются социальными заказчиками;

‒ мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно;

утверждение их самоценности предполагает:

‒ проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения;

‒ отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки.

На сегодняшний день можно сказать, что в ДОУ сложилась определенная система в работе с родителями. Как правило, педагог является инициатором взаимодействия с родителями. Он открыт к контактам, приветлив, старается найти подход к каждой семье и использует разнообразные формы взаимодействия: коллективные, досуговые, индивидуальные, наглядно-информационные: посещение семей, групповые родительские собрания, консультации и памятки для родителей, занятия с участием родителей, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, совместные экскурсии, Дни общения, Дни открытых дверей, участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, оформление фотомонтажей, совместное создание предметно развивающей среды, утренние приветствия, работа с родительским комитетом группы, беседы с детьми и родителями, тренинги, семинар–практикум, родительские гостиные, выпуск газеты для родителей, клубы для родителей.

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей идетей. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает возможность им осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения. Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижению и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.

Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и от успехов ребенка.

Использование проектной деятельности в образовательном процессе ДОУ носит характер тщательно продуманной, хорошо спланированной, целенаправленной работы с семьями воспитанников.

Мы выделили три основных правила внедрения проектной деятельности вработу сродителями:

— информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов Им следует предлагается информация о возможных способах участия в проекте, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет происходить сбор сведений, о способе презентации проекта.

Правило второе— добровольность ивозможность выбора. Предложения педагогов должны соответствовать интересам и возможностям родителей. Для этого им заранее предлагают варианты участия в проекте.

Правило третье— чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности. Педагогам необходимо поддерживать и поощрять участие всех членов семьи в проектной деятельности, благодарить каждого участника проекта за его персональный вклад. В группе можно выделить специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.

На первом этапе — педагоги дошкольного учреждения разрабатывают Положение о смотре семейных проектов, критерии оценки проектных работ, сценарий финала. Родителей знакомят с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами. С детьми обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности.

Второй этап — это собственно проектная деятельность родителей и детей. Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи. Идеи проекта воплощаются в театральных сценках, фотоколлажах, коллекциях, панно, справочниках, рекламах, песнях, книгах.

На третьем, заключительном этапе происходит презентация семейных проектов. Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждаются аплодисментами, благодарственными письмами, призами.

Наше дошкольное учреждение практикует организацию клубов для родителей. Данная форма общения предполагает:

‒ установление между педагогами и родителями доверительных отношений;

‒ осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями того, что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

Заседания клуба для родителей осуществляется регулярно согласно Положения и перспективного плана работы. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей, выявленными в процессе анкетирования. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов. В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети. Каждая встреча заканчивается выступлениями детей …

Строить свою работу с родителями невозможно без наличия информационных данных о семьях наших воспитанников. Ежегодно в ДОУ проводится мониторинговое исследование, целью которого является выяснение образовательного уровня родителей, возрастного ценза, количества детей в семье, количества полных и неполных семей. Данные вносятся в таблицу, и проводится качественный анализ результатов.

Показателями эффективности взаимодействия ДОУ и семьи являются: проявление интереса;

‒ повышение активности родителей;

‒ увеличение количества посещений, вопросов;

‒ повышение авторитета педагога;

‒ возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями;

‒ снижение количества претензий и агрессивности родителей и педагогов по отношению друг к другу и, как следствие, снижение количества спорных, конфликтных ситуаций;

‒ солидарность и оптимизм родителей;

‒ ощущение ими своей ответственности, взаимопонимания, защищенности через осознание действенной помощи педагога в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка.

Однако предстоит дальнейшая работа по:

‒ установлению социального партнёрства в рамках выявления и распространения положительного опыта семейного воспитания;

‒ выявления, обобщения, внедрения успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;

‒ дальнейшее внедрение проектных методов в работе с семьёй и выступление с опытом работы на уровне города, округа.

  1. Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. — 2006. — № 7.
  2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.
  3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — 208 с.
  4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
  5. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В. Н. Журавлева. — Волгоград: Учитель, 2011. — 302 с.
  6. Кудрявцева А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. — Пермь: Меркурий, 2011. — С.80–84.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, дошкольное учреждение, ребенок, детский сад, педагог, проектная деятельность, проект, совместная деятельность, совместная проектная деятельность, образовательный процесс.

Похожие статьи

Значение проектной деятельности при организации.

родитель, дошкольное учреждение, ребенок, детский сад, проектная деятельность, педагог, проект, совместная деятельность, совместная проектная деятельность, образовательный процесс.

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале.

Совместная деятельность с родителями по формированию. здоровый образ жизни, родитель, ребенок, детский сад, двигательная активность, дошкольное учреждение, призыв вести, работа, семья.

Проектирование в детском саду | Статья в журнале.

проектная деятельность, ребенок, исследовательская деятельность, проект, родитель, развитие, воспитатель, этап работы, образовательный процесс, основная цель. Проектная деятельность как современная технология развития.

Проектная деятельность в дошкольном образовании

проектная деятельность, ребенок, детский сад, метод проектов, проект, дошкольное образование, проблемная ситуация, проектный метод, Узбекистан, метод проектирования.

Взаимодействие семьи и детского сада в рамках проектной.

Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует не только сплочению внутрисемейных отношений, а также коллектива родителей группы.

Детско-родительские проекты как современная форма.

ребенок, Томск, родитель, проектная деятельность, любимый город, технология проектирования, реализация проекта, метод проектов, детский сад, проект.

Проектирование развития открытого образовательного.

родитель, дошкольное учреждение, ребенок, детский сад, проектная деятельность, педагог, проект, совместная деятельность, совместная проектная деятельность, образовательный процесс.

Роль воспитателя в реализации метода проектов.

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация, совместная.

Читайте также: