Значение многофункциональных игр в доу
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Гостюхина Наталья Викторовна
Организация: МБДОУ №6
Населенный пункт: Иркутская область, г. Слюдянка
Автор: Гаранина Светлана Владимировна
Организация: МБДОУ №6
Населенный пункт: Иркутская область, г. Слюдянка
Цель: Знакомство с практикой использования напольных игр в работе с дошкольниками и повышение профессионального мастерства.
Задачи:
- Познакомить педагогов с напольными играми
-Закрепить знания участников мастера – класса об организации и
проведении напольных игр.
- Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса
Материалы: игровое поле (баннер), кубик, фишки.
Основные этапы мастер-класса:
2.1. Вводная беседа: актуальность выбранной темы, практика использования напольных игр в ДОУ
3.1. Подведение итогов, анализ работы.
Ход мастер-класса:
1-3 слайды.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К игре прилагаются цветные картинки с изображением мусора. Дети , определяя материал, из которого был изготовлен предмет, должны разложить картинки по контейнерам.
Вариант игры Дети получают по три таблички указателя с цифрами 1,2,3,4.На каждый задаваемый вопрос ведущего даётся три варианта ответа . По сигналу ведущего команды поднимают табличку с номером ответа. 1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют: Пластмасса Стекло Бумага Металл. (Правильный ответ подчеркнут) 2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо: Рассортировать Собрать в одном месте Раскрошить Сжечь 3. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения: 10 лет 50 лет 100 лет и более 40
В капле чистой воды — весь мир. А в море отходов — все человеческие пороки . Помните об этом, берегите планету. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Цель: формирование представления детей о жизни, быте, русского народа. Задачи : Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением . Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций. Обогащать словарный запас детей. Приобщать к устному народному творчеству. Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Игра предназначена для детей младшего и среднего возраста.
Знакомство с колыбелью, колыбельными песнями. Цель : - познакомить детей с устным народным творчеством (пестушками, потешками, колыбельными,) Баю-баюшки-баю , Песню тихо я пою. Спят все звери на земле: Кто в берлоге, кто в дупле. А цыплята спят в лукошке. А бычку приснились рожки. Не снимает петушок На ночь красный гребешок. Баю-баюшки-баю, Песню тихо я пою . Пестушки . Ножки-ножки , топотушки ! Попрыгушки , побегушки. Ножки сильными растут, Скоро быстро побегут!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аннотация. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Занимательность данной игры делает более привлекательной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка среднего и старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной данной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс, игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Статья на тему: Многофункциональные дидактические игры в ДОУ
Подготовила: Черняховская А.И.
В период дошкольного детства ребенок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. [1, с. 251]
С введением ФГОС ДО особо актуально встал вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО.
В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. [2, с. 6]
Важное место в предметно-пространственной среде занимают дидактические игры и пособия. Эти игры созданы для обучения детей. В них задание предлагается в игровой форме. Играя в них, сами того не подозревая, дошкольники получают новые знания, вырабатывают навыки действий с разнообразным материалом, учатся взаимодействию и общению со сверстниками.
Дидактические игры специфичны и имеют отличия от других видов игр, характерные только им. Они имеет устойчивую структуру, четко поставленную цель, результат достижения которой обладает учебно -познавательной направленностью.
В своей работе с детьми мы часто применяем дидактические игры, но особое внимание уделяем многофункциональным дидактическим играм.
Во-первых, они позволяют охватить широкий возрастной диапазон участников, начиная с группы раннего возраста до подготовительной к школе группы;
Во-вторых, они предполагают множество вариантов игровых заданий и упражнений, они могут быть авторскими, придуманными детьми самостоятельно;
В-третьих, в такие игры можно играть бесконечно, придумывать интересные для детей варианты, раскрывать огромный творческий потенциал.
Вариантов данной игры может быть большое количество, кроме этого карточки и крышки с различными изображениями можно постепенно увеличивать, тем самым сделать игру еще более разнообразной и многофункциональной для детей. Кроме всего этого игра развивает мелкую моторику детей.
Список использованной литературы:
2.Карабанова О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
Актуальность использования полифункциональных игр:
Современные требования к дошкольному образованию в соответствии с ФГОС ДО ориентируют воспитателей на развивающее обучение, в котором синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.
Одним из важнейших направлений в работе воспитателя является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению.
Первоначальная психологическая диагностика познавательных способностей в средней группе выявила проблемы в интеллектуальной сфере. У многих детей уровни развития процессов мышления, произвольного внимания и запоминания, слухового восприятия находились ниже возрастной нормы. Дети не умели соблюдать правила игры, уступать друг другу, самостоятельно разрешать конфликты, распределять роли и так далее.
Поэтому наш опыт работы был основан на противоречии: недостаточный уровень развития познавательных процессов противопоставлялся необходимости формировать всесторонне развитую личность.
Таким образом, главной целью нашей работы являлось: воспитание любознательного, творчески развитого, инициативного, с оптимальным уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно добывать знания будущего первоклассника.
Для реализации данной цели мы использовали развивающие полифункциональные игры.
Полифункциональность (от гр. poly и функция) — сочетание различных функций в чём-то одном.
Особенности использования полифункциональных игр:
- Многофункциональность: обучают, развивают, развлекают;
- Широкий возрастной диапазон участников;
- Вариативность игровых заданий и упражнений: множество вариантов как авторских, так и придуманных самостоятельно;
- Творческий потенциал: можно играть бесконечно, придумывая всё новые варианты, развивая всё новые способности.
С одной стороны - ребенку предлагаются примеры (образцы, схемы) для подражания, с другой - возможности для творчества и фантазии.
Благодаря полифункциональным играм развиваются все познавательные процессы, мыслительные операции, формируются способности к конструированию и моделированию, математические способности, развиваются навыки культурного общения.
Занимаясь вопросами развития познавательных процессов и используя полифункциональные игры несколько лет, а также учитывая предпочтения детей, можно сказать, что развитию интеллектуальных способностей и личностных качеств способствуют такие развивающие игры, как:
Ознакомление детей с каждой игрой мы проводили поэтапно:
1 этап: Внесение игры.
Цель: знакомство с новой игрой, её особенностями и правилами.
2 этап: Собственно игра.
Цель: развитие познавательных процессов, умений выявлять свойства в объекте, обобщать, классифицировать, делать умозаключения и так далее.
3 этап: Самостоятельная игра, игровое творчество.
Цель: развитие творческих способностей, воображения, творческого мышления, способностей к конструированию, моделированию. Игры применялись в определённой системе, с постепенным наращиванием трудностей, усложнением по содержанию, способам взаимодействия, учётом возрастных и психологических особенностей.
Содержание полифункциональных игр:
Цветные палочки Кюизенера.
Эта игра состоит их 48 объемных геометрических фигур, каждая фигура характеризуется 4 свойствами: цветом, формой, размером и толщиной, в наборе нет даже 2 фигур, одинаковых по всем свойствам.
Основная цель игры: научить детей решать логические задачи на различение фигур по свойствам, то есть выявлять их, называть и удерживать в памяти до 4 свойств.
1) Выложить цепочку фигур, чтобы рядом не было фигур одинакового цвета, размера и так далее;
2) Составить загадку-описание о фигуре;
5) Задания из специальных альбомов к игре: выкладывание изображений по условным знакам и схемам.
Блоки Дьенеша - прекрасный материал для замещения любых предметов, поэтому можно придумать множество сценариев для сюжетно - ролевых игр.
Таким образом, блоки Дьенеша способствуют развитию логического мышления, дают представление о множестве, операциях сравнения, разбиения, классификации. Формируют представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания. Развивают умения выявлять свойства предметов, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что решает еще и задачи развития речи. Развивают творческие способности, воображение, способности к моделированию и конструированию.
Эта игра успокаивает даже самых гиперактивных детей, дети стали аккуратнее, берегут мелкие детали от игры, чтобы не потерять их, у них проявляются волевые качества, терпение, уважение друг к другу, когда в группу приобретаются новые варианты квадратов, дети договариваются об очередности, помогают друг другу при сборке сложных квадратов.
Эта игра позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества.
Таким образом, игры Воскобовича развивают мелкую моторику, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, пространственных представлений), мыслительные процессы (конструирование по словесным моделям, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск закономерностей), воображение и творчество.
1) Используем как крупную мозаику: выкладываем дорожки, животных, буквы, цифры;
Конструкторы содержат множество деталей с оригинальными, разнообразными креплениями. Данные конструкторы рассчитаны на детей от 4 до 12 лет. Конструкторы развивают наглядно-образное мышление, пространственное и логическое мышление, комбинаторные способности детей, мелкую моторику, воображение, умение концентрировать внимание, усидчивость, тренируют память. Дети не только конструируют, но и используют получившиеся постройки в сюжетно-ролевых играх.
Результаты работы:
- Повысился уровень развития познавательных процессов детей;
- Дети проявляют инициативу, творческую активность в познавательной деятельности, самостоятельно используют развивающие полифункциональные игры;
- Дети адекватно проявляют свои чувства, способны договариваться, учитывать интересы других, способны к волевым усилиям, следуют нормам поведения и правилам в межличностных взаимоотношениях;
- В группе создана и пополняется соответствующая возрасту и психологическим особенностям детей развивающая познавательные процессы среда;
- С родителями проведена работа по ознакомлению с развивающими играми, они принимают активное участие в обогащении среды и совместных мероприятиях, а также приобретают игры домой для проведения досуга.
Таким образом, применение в педагогическом процессе развивающих полифункциональных игр раскрывает большие возможности и перспективы для стимулирования, развития и проявления интеллектуальных и творческих способностей детей, а также создаёт условия для формирования личностных качеств детей.
Дети, увлечённые этими играми, не замечают, что они учатся, хотя при этом сталкиваются с трудностями, а новый познавательный опыт, приобретённый в играх, становится их личным достоянием и гордостью.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст] / М: ТЦ Сфера, 2016 г.
2. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Никитин Б.П. - М: Просвещение,1990 г.
3. Воскобович, В.В., Вакуленко, Л.С. Развивающие игры Воскобовича [Текст] / В.В.Воскобович, В.В.Вакуленко - Сфера, 2015 г.
5. Финкельштейн, Б.Б. На золотом крыльце…[Текст] / Б.Б. Финкельштейн. - Корвет, 2005 г.
7. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? [Текст] / Л.Д. Комарова – Москва, Гном и Д, 2008 г.
Читайте также: