Значение эволюционной теории при преподавании биологии в школе

Обновлено: 05.07.2024

В решении основной задачи школы – формирование гармонично развитого человека – биологическое образование играет особую роль.

Содержание биологического образования можно считать системой, состоящей из таких элементов, как факты, знания, законы, понятия, суждения и заключения, закономерности, правила, принципы, гипотезы и теории, касающиеся живых организмов, их структуры и функционирования, взаимоотношений с окружающей средой, а так же возможностей практического и промышленного использования живых систем.

Организующими элементами содержания являются так же данные по истории биологии, отражающие пути развития научного познания и научные методы биологии, методы решения задач и проблем, закономерности мышления, логических и мыслительных операций; практическая и познавательная работа учеников, в том числе методы самостоятельного их обучения и самообразования.

История развития биологии как учебной дисциплины берет свое начало с конца XVIII века, когда естествознание было официально признано обязательным предметом общего образования в результате реформы народного образования 1782-1786 г.г. С развитием науки биологии, содержание учебного предмета неоднократно изменялось. Государственные реформы оказывали прямое воздействие на развитие школьной биологии, так как обучение зависло от государственного заказа. В развитии школьной биологии можно было наблюдать периоды застоя (начало XIX века, дореволюционный период, период внедрения лысенковщины) и периоды прогрессивного развития (конец XIX, вторая половина ХХ века, современный период). Изменялись и тенденции обучения эволюционным понятиям.

1782-1786гг., когда в России создавалась система народного образования, Впервые встречаемся с естествознанием как официально узаконенным обязательным предметом общего образования. Введение нового предмета в школах России потребовало создания учебных пособий и разработки методических рекомендаций, помогающих осуществлять успешное преподавание нового предмета.

Однако в те годы хорошие методические установки не всегда реализовывались на практике. Причиной тому было чрезмерное увлечение линнеевской систематикой в школьном естествознании.

Известный шведский ботаник и на­туралист Карл-Линней (1707—1778) проанализировал предыду­щие классификации растений и животных, сам тщательно изучал их видовой состав и в результате разработал свою систему.

В качестве основы классификации К.Линней принял вид, который он рассматривал как реальную и элементарную единицу живой при­роды. Он описал около 10 тыс. видов растений (в том числе 1500 видов, открытых им самим) и 4200 видов животных. Близкие виды ученый объединил в роды, сходны? роды — в отряды, а отряды — в классы. Следовательно, К.Линней пользовался такими таксонами: класс, от­ряд, род, вид. Позже отдельные виды он разделял на разновидности. Животный мир Линней систематизировал, учитывая строение кровеносной и дыхательной систем. Он выделил шесть классов животных: млекопитающие, птицы, гады (амфибии и рептилии), рыбы, насекомые, черви. К последнему классу были. Отнесены почти все беспозвоночные. Классы К.Линней разделял на отряды по особеннос­тям строение зубной системы (у млекопитающих), клюва (у птиц) и "по другим признакам. Почти все учебные пособия первой половины XIX в. Давали описание групп растений и животных по К. Линнею, без педагогической переработки.

Во второй половине царствования Александра I положение естествознания было печальным. В результате учебной реформ ы1828 года естествознание исключается из числа предметов, преподаваемых в русской общеобразовательной школе. Такое положение сохранялось 26 лет!

Во второй половине XIX в. Учителя и методисты начали уделять внимание содержанию курса биологии и методики ее преподавания. Были созданы различные методики преподавания биологии (Д.С.Михайлова, К.К.Сент-Иллера, Симашки и Шиховского, А.Н. Бекетова и т.д.), однако знания об эволюции оставались на уровне систематики, в разных вариантах ее изложения.

Немецкий учитель Август Любен (1804-1873) впервые написал методику естествознания в 40-х годах. Он считал, что изучение естествознания должно идти от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к отвлеченному, т.е. индуктивным путем. А. Любен рекомендует при изучении обращать внимание на следующие познания: разнообразие растительных форм; единства, лежащего в основе этого разнообразия; жизни растений; веществ и сил, вызывающих жизнь и разнообразие растительных форм.

В 40-е – 50-е годы XIX в. по проблемам сложных отношений организма и среды и изменяемости видов выступал выдающийся биолог-мыслитель, педагогестественник, предшественник Ч. Дарвина Карл Францевич Рулье . Он выдвигал идею эволюции органического мира, причем за несколько лет до появления учений Ч.Дарвина. Эти идеи проникли в среднюю школу и повлияли на ход методической мысли. Он утверждал, что эволюционные изменения с организмами происходят в результате их приспособленности к среде обитания. Причиной изменчивости является, по его мнению, влияние среды, которое может быть закреплено наследственно. Особое внимание К. Рулье уделял закону соотношения органов. Таким образом, можно отметить, что К. Рулье самостоятельно разработал биологический метод обучения, который в 50-е годы проник в школы.

В становлении и развитии отечественной методики естествознания ведущее место принадлежит русскому педагогу А.Я Герду. А.Я Герд точно обозначил проблемы, характерные для школьного естествознания того времени. А.Я. Герд обоснованно выступил против идеи К. Любена о концентрическом расположении курсов естествознания. А.Я.Герд предложил линейную последовательность изучения учебных предметов (неорганическая природа, минералогия, ботаника, зоология) и необходимость установления преемственных связей.

Под влиянием учения Ч.Дарвина, А.Герд изменил свои взгляды на порядок расположения учебного материала непосредственно в учебном предмете. Если в 1860-е гг. он был сторонником изучения материала от высших организмов к низшим, то позже (1877) в его учебнике зоологии была отражена картина исторического развития органического мира в восходящем порядке. К началу XX века идея эволюции сделала такие большие завоевания, настолько вышла из специальных рамок натурализма и обросла все наше современное миросозерцание, что изложение материала зоологии в порядке антиэволюционном сделалось затруднительным.[2]

Огромный вклад в развитие методики преподавания биологии этого периода можно отметить В.Н.Львова, М.А.Мензибира, Ю.Н. Вагнера, немецкого педагога О.Шмейля, Б.Е. Райкова, В.В.Половцева, Г.Н.Боча идр.

Накопившийся к началу XX в. опыт преподавания естествознания в школах и теоретические положения методистов обобщил В.В.Половцев.

Самой характерной чертой его является требования, чтобы растения и животные, подлежащие изучению, рассматривались как живые существа, т.е. чтобы это изучение состояло не в описании их форм только, как будто они в виде препаратов в музее, каждое само по себе, а в проникновение в те жизненные явления, которые их, главным образом, характеризуют и указывают на их теснейшую связь как со средой, в которой они живут так и друг с другом.

Характерной чертой дореволюционного естествознания было отсутствие в программах разделов, посвященных вопросам эволюции органического мира, основам дарвинизма. Дело ограничивалось изучением основ ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.

Начиная с 1923 года, развитие школьной биологии, волевым решением работников административного аппарата, направлялось по пути, разрушавшему роль и значение естествознания как учебного познавательного предмета, знакомившего учащихся с закономерностями живой природы. В основу государственных программ был положен производственный принцип, т.е. программы ГУСа превращали естествознание в отдельные главы сельского хозяйства.

В период до 1931 года ученые-методисты решают множество вопросов по методике преподавания биологии в школе. История этого периода показывает, к каким результатам приводят волюнтаризм в народном просвещении, нарушение системы школьного предмета и игнорирование методики и педагогики как науки.

В период с 60-х по 90-е годы творческие поиски учителей были направлены на совершенствование опытно – практической работы школьников, создание учебно-опытных участков, сочетание уроков с другими формами организации учебно-воспитательной работы. Особое внимание уделялось проблемам коммунистического воспитания в процессе обучения биологии – формирования основ диалектико-материалистического и атеистического мировоззрения, бережному отношению к природе, высоким моральным качествам, патриотизму и интернационализму.

В 1963 году благодаря усилиям Ю.И.Полянского была создана группа единомышленников по разработке нового содержания биологического образования в средней школе. В ней вошли Ю.И.Полянский, В.М.Корсунская, Н.А.Рыков, О.В.Козакова, И.Д.Зверев. Коллектив создал новую программу по биологии для средней школы. В 1964 году она стала победителем конкурса программ для биологического образования школьников нашей страны.

Во второй половине XX века биология обогатилась крупными открытиями. На смену господствовавшему организмоцентризму (в центре научных исследований стоит организм) пришел полицентрический системный подход, благодаря которому в познании живой природы равное внимание уделяется организменной, популяционно-видовой, биоценотической и биосферной системам.

В 2004 году, учитывая социальный заказ, предусматривающий повышение биологической грамотности подрастающего поколения, с учетом новейших достижений биологической науки, освоения учащимися основ науки о жизни, развитии их интеллектуальных и творческих способностей, формирования научного мировоззрения и ценностных ориентации - был издан Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, реализующий программы общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 9 марта 2004года), и Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года). В этих документах перед школой поставлена задача постепенного обновления структуры и содержания общего среднего образования, создание равных возможностей для всех обучающихся в получении качественного образования. В школьном курсе биологии, согласно минимуму содержания биологического образования, должное место отведено формированию эволюционных понятий у учащихся. Одной из задач обучения стало овладение учащимися системой знаний о структурно-функциональных и генетических основ жизни, размножении и развитии организмов, основных царствах живой природы, экосистемах, биоразнообразии, эволюции, необходимых для осознания ценности живого как уникальной и бесценной части биосферы.

Изучения эволюционных понятий начинается с начальных этапов обучения биологии (6-й класс) и продолжается до окончания обучения в средней школе (11-й класс).

Обучение эволюционным процессам и закономерностям, основам генетики и селекции способствует становлению естественнонаучного мировоззрения учащихся, формирует их биологическую грамотность с учетом достижений науки (генетики, селекции, медицины и др.). Современный курс общей биологии отражает явления и закономерности, присущие всем формам организации живой природы. В то же время основу курса составляет эволюционная теория, которая рассматривается учеными в качестве основного фундаментального положения всей биологической науки.

В условиях модернизации обучения, проблема школьного образования является точкой пересечения таких важных направлений как совершенствова­ние процесса обучения биологии, как отбор дидактически целесообразного и обязательного для усвоения всеми учащимися учебного материала, выявление оптимальных способов подачи этого материала, организация учебной деятельности, развитие познавательного интереса учащихся.

Модульная программа к теме

В связи с 200-летним юбилеем со дня рождения Ч. Дарвина рассматривается роль его учения в современной биологии и системе биологического образования. Проана — лизировано, насколько достаточны учение Ч. Дарвина в целом и механизм действия естественного отбора в частности для объяснения процесса эволюции живой при — роды и соответствуют ли они религиозным представлениям.

Ключевые слова: эволюция, дарвинизм, религия, биологическое образование.

Эволюционное учение Ч. Дарвина за 150 лет признано теоретической основой биологии. Попытки его опровергнуть, спекулируя на еще не решенных вопросах эволюции и взывая к религиозным представлениям, оказались неоправданными. Развитие науки в будущем внесет еще немало изменений в понимание факторов, направлений и результатов эволюции живых существ. Однако фундаментальность учения естественного отбора как механизма эволюции, бесспорна, и на сегодняш — ний день без него невозможно современное биологическое образование (Тейлор и др., 2004).

В рамках юбилея 200-летия со дня рождения Ч. Дарвина уместно оценить роль его учения как в современной биологии, так и в системе биологического образова — ния. Необходимость такого анализа связана не только с неоднозначным отношени — ем к дарвинизму части современных биологов и философов, но и с участившимися в СМИ нападками на учение Ч. Дарвина и СТЭ, подчеркивающими их якобы несо — ответствие современному этапу развития науки.

По вопросам эволюции жизни на разных сайтах Интернета часто появляется информация с опровержением учения Ч. Дарвина и возможности возникновения естественным путем жизни и человека. Следует заметить, что с момента своего возникновения теория эволюции эти вопросы затрагивает лишь в самых общих чертах. В письме к А. Уоллесу от 21 декабря 1857 г. Ч. Дарвин писал, что он не намерен обсуждать вопрос о происхождении человека, с которым связано столь — ко предрассудков, хотя и вполне допускает, что это представляет увлекательную проблему для натуралиста. Дарвин лишь подчеркивал биологическую близость

человека к животным и возможность его возникновения как одного из видов в процессе эволюции жизни, что ныне подтверждается многими ископаемыми на — ходками предков человека (Ридли, 2009).

2005; Стрельникова, 2008).

Критики Дарвина игнорируют широкое использование в современной науке

идеи эволюции при объяснении явлений от строения микромира до образования

звезд и планет. Принцип эволюции вошел в разные области науки и сферы чело-веческой деятельности. Его нельзя отрицать, оставаясь в рамках науки, которая

распространила его на мир в целом, что привело к утверждению идеи о глобально-сти эволюционного процесса и значимости его для общества и цивилизации. Идея

эволюции — составная часть мировоззрения современного общества, которое само

воспринимается и изучается как результат реализации общих закономерностей раз-вития Вселенной.

Идея эволюции воспринимается и в современных вариантах креационизма,

объясняющего ее по-своему (Хлебосолов, 2004). Однако суть процесса эволюции

проясняется только через механизм действия естественного отбора. Даже в тех слу-чаях, когда невозможно отрицать селективное значение адаптациогенеза, некоторые

пытаются внести коррективы в его механизм, отрицая возможность переработки

случайных и ненаправленных мутаций, воспринимаемых как абсолютно единичные

явления, в саморганизованный процесс приспособления живых систем к окружа-ющему миру. Безусловно, в СТЭ не были решены все вопросы процесса эволюции.

При этом нерешенные вопросы используются сальтационистскими, неокатастро-фическими и неоламаркистскими течениями, опирающимися на достижения мо-лекулярной генетики, биологии развития и палеонтологии. Вместе с тем механизм

действия отбора в эволюции остается необходимым при объяснении дивергенции

живых существ, каждое из которых имеет универсальную биохимическую органи-зацию (Willis, McElwain et al., 2002).

Представляют интерес данные, полученные на Escherichia coli. В 1988 г. для экс — перимента были отобраны 12 ее линий-популяций, которые для своего размноже — ния использовали только глюкозу как источник энергии. Отобранные линии куль — тивировали в дальнейшем на среде с цитратом, не пригодном для их переработки, в течение 30 тыс. поколений. При этом у одной из популяций произошла мутация, приведшая к способности переработки цитрата как источника энергии для размно — жения. Отбор особей по использованию цитрата привел к увеличению численности этой линии (Blount еt al., 2008).

Современная теория эволюции, опирающаяся на признании роли механизма действия отбора в эволюции, сохраняет свое мировоззренческое значение не только для биологии, но и философии. Учение Ч. Дарвина способствовало возникновению новых разделов биологии и привело к преобразованию мышления исследователей (Mayr, Провайн., 1980; Mayr, 2001). В будущем даже при внесении изменений в оценке роли отбора учение Ч. Дарвина сохранит свое методологическое значение для биологии. Благодаря его учению эволюция перестала быть продуктом спеку — ляций и стала предметом тысяч специальных исследований. Поэтому развитие биологии даже в условиях прогресса ее физико-химических направлений трудно представить вне этого учения, как и современное биологическое образование без его методологической и мировоззренческой направленности.

Бейкер С. Камень преткновения. Верна ли теория эволюции? М. : Market Gid, 1992. 50 с.

Борзенков В. Г. Дарвинизм на пути к новому синтезу // Человек. 2009. № 6. С. 5–20.

Бушков А. Планета предрассудков. Как создавалась фальшивая реальность. М. : Олма Медиа,

Групп, 2007. 575 с.

Был ли прав Дарвин? // National geographic. Январь. 2005. С. 84.

Вернадский В. И. Эволюция видов и живое вещество. Избранные труды. М. : Наука, 1960.

Воронцов Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М. : Прогресс-Традиция, 1999.

Воронцов Н. Н. Наука, ученые и общество. Избранные труды. М. : Наука, 2006. 436 с.

Колчинский Э. И. Неокатастрофизм и селекционизм — вечная дилемма или возможности син-теза? (Историко-критические очерки). СПб. : Наука, 2002. 554 с.

Колчинский Э. И. Эволюция эволюционных взглядов // Эксперт. Специальный выпуск.

2009б. № 29 (667). С. 80–85.

Кордюм В. А. Эволюция и биосфера. Киев : Наукова думка, 1982. 260 с.

Крик Ф. Жизнь как она есть: ее зарождение и сущность. М. : Ин-т комп. исслед., 2002. 159 с.

Куприянов А. В. Дарвин: пора прощаться // Информационный вестник ВОГиС. 2009. Т. 13.

Мулдашев Э. Теория Дарвина. Это смешно // Аргументы и факты. 2004. № 25. С. 27.

Назаров В. И. Эволюция не по Дарвину. Смена эволюционной модели. М. : УРСС, 2005. 519 с.

Николас Г., Пригожин И. Познание сложного явления. М. : Мир, 1990. 344 с.

Опасность креационизма для образования. Резолюция № 1580 (2007) Парламентской Ас-самблеи Совета Европы // Поиск. 2009. № 16. С. 14.

Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М. : УРСС, 2002. 381 с.

Почему Дарвин отказал Богу в отцовстве? // Новая неделя. 2005. № 16. С. 66–68.

Пучковский С. В. Эволюция экосистем. Факторы микроэволюции и филогенеза в эволюцион-ном пространстве и времени. Ижевск : Изд-во Удмур. ун-та, 1994. 340 с.

Ридли М. Геном. Автобиография в 23 гл. М. : ЭСКМО, 2009. 427 с.

Рьюз М. Философия биологии. М. : Прогресс, 1977. 317 с.

Стрельникова М. Дарвин надеялся скрыть от людей тайну их происхождения // Журнал

7 дней. 2008. С. 100–107.

Татаринов Л. П. Молекулярная генетика и эпигенетика в механизмах морфогенеза // Жур-нал общей биологии. 2007. Т. 68. № 3. С. 165–169.

Тейлор Д., Грин Н. и Стаут У. Биология. М. : Мир, 2004. С. 271–337.

Харун Яхья. Обман эволюции. Научный крах теории эволюции и ее идеологическая подо-плека. М. : Изд-во Окича, 2000. 208 с.

Хлебосолов Е. И. Лекции по теории эволюции. М. : Перспектива, 2004. 264 с.

Юсуфов А. Г. О проблемах дарвинизма и теории эволюции // Научная мысль Кавказа. 1996.

Barton N., Briggs D., Eisen J., Goldstein D., Patel N. Evolution. N. Y. : Cold Spring Harbor Labora-tory Press, 2007. 833 p.

Blount Z. D., Borland Ch. Z., Lenski R. E. Historical contingency and the evolution of a key innovation

in an experimental population of Escherichia coli // Proceedings of the National Academy of

Sciences of the USA. 2008. Vol. 195. № 23. P. 7899–7906.

Gould S. J. The structure of evolutionary theory. Cambridge (Mass.) : Belknap Press of Harvard

Univ. Press, 2002. XXII, 1433 p.

Johnson Ph. E. Darwin on trial. Illionis: Downess grove, 1993. 220 p.

Finarell J. A., Flynn J. J. Brain-size and sociality in Carnivora // Proceedings of the National Aca-demy of Sciences of the USA. 2009. Vol. 106. № 23. P. 9345–9349.

Mayr E. The philosophical Foundations of Darwinism // Proceedings of the American Philosophical

Society. 2001. Vol. 145. № 4. P. 488–494.

Padian K., Matzks M. Darwin. Dover “Intelegent Desing” and Textbooks // Biochemical Journal.

2009. Vol. 417. P. 29–42.

Payne J. L., Bayer A. G. et al. Two-Phase increase in the maximum size of life over 3,5 billion years

reflects bioligal innovation and enviromental opportunity // Proceedings of the National

Academy of Sciences of the USA. 2009. Vol. 106. № 1. P. 24–27.

Sadki M. et al. A Designed protein experimental modes of primordial folding // Proceedings of

the National Academy of Sciences of the USA. 2009. Vol. 106. № 11. P. 4127–4132.

The Evolutionary Synthesis. Perspectiwes on the Unification of Biology / eds. E. Mayr, W. B. Provine.

Harward Univ. Press, 1980. P. 487.

Willis K. J., Mc Elwain J. C. The Evolution of Plants. Oxford : Oxford Univ. Press, 2002. 378 p.

Winter R. G. Systemic Darwinism // Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA.

2008. Vol. 105. № 33. P. 11 833–11 838.

Yokoyma S. et al. Elucidation of phenotypic adaptation: Molekular analyses dim-light vision pro-tein in vertebrates // Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA. 2008.

Vol. 105. № 36. P. 11 348–11 355.

The Role of Evolutionary Theory of Darwin in Modern Biological Education

A. G. Usufov, M. A. Magomedova

Dagestan State University

In connection with 200-th anniversary of Darwin the role of his theory in modern biology in system of biological education is analyzed. The attention has been paid to explanation of Darwin’s theory and mechanism of natural selection in evolution of nature and its relationship to religion.

Keywords: evolution, Darwinism, religion, biological education.

Материал взят из: Чарльз Дарвин и современная биология. Труды Международной научной конференции (21–23 сентября 2009 г., Санкт — Петербург)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока по Биологии Учитель : Старченко Евгения Ивановна.

"Значение теории эволюции для научного объяснения истории развития органического мира"

ЦЕЛЬ: обосновать убежденность в том, что эволюционное учение является одним из наиболее фундаментальных теоретических обобщений современной биологии.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме.

Проверить качество их усвоения при помощи тестов.

Создать условия для развития мыслительных способностей школьников в процессе решения ими проблемных вопросов и выполнения заданий об эволюции органического мира.

Раскрыть необходимость познания закономерностей эволюции для хозяйственной деятельности человека.

I этап урока.

1. Организационный момент – 2-3 минуты. Класс разделить на микрогруппы.

2. Вступительное слово учителя.

Построение наиболее фундаментальной эволюционной концепции связано с именем гениального английского ученого Ч.Д арвина. Портрет Ч. Дарвина на доске (обратить внимание указкой).

Теория Дарвина – одно из трёх величайших открытий XIX века после закона сохранения и клеточной теории.

На протяжении длительного учебного времени (30 часов отводилось по этой теме), мы вместе пытались раскрыть закономерности развития природы, знакомились с теорией Дарвина, вы подвергали сомнению какие-то факты, спорили, соглашались и не соглашались, старались прийти к признанию этой теории.

Но хочу подчеркнуть, что вера или неверие в истинность эволюционного учения, как и вера в Бога, – это вопрос личного выбора каждого из вас. Поэтому с моей стороны, как вы заметили, не было давления.

Моей же задачей было – предоставить вам объективную информацию о доказательствах эволюции, на основании чего вы сами сделаете вывод о степени убедительности этих аргументов и в конечном итоге определиться в собственном выборе позиции по данному вопросу.

Сегодня у нас заключительный обобщающий и в тоже время зачетный урок.

Тема его на доске – запишите в тетрадь.

Ваши задачи на этом уроке (записаны на доске):

Систематизировать и обобщить знания по теме. Сделать выводы.

Проверить качество их усвоения с помощью тестов.

Продолжить развивать мыслительные способности в процессе решения проблемных вопросов, заданий.

Определить значение эволюционного учения.

Если согласны, то в соответствии с этими установками, начнём работу.

II этап урока.

Учитель: дома вам предлагалось еще раз проработать, просмотреть материал по эволюционному учению, используя конспекты лекций, учебники, статьи журналов и другую информационную литературу. Вам были предложены направляющие вопросы, опорные точки; из многочисленного материала нужно было выделить проблемные области, определить прикладные аспекты и попытаться обобщить, сделать выводы по направлениям, выразив свою позицию. Все группы готовы?

Аналитическая работа учащuxся в группах.

Итог работы в группах – выступление 1-2 представителей с общими выводами группы по данному периоду развития эволюционного учения и общей позицией группы.

Основные выводы, сделанные учащuмися после работы в группах по эволюционному учению.

Формирование биологической картины мира связано с творчеством ярких личностей, работавших в области научного познания.

Основы биологической картины мира были заложены еще античными исследователями. Представления о природе выразились в форме натурфилософии.

На протяжении всего средневековья естественные науки практически не развивались.

Эпоха Возрождения создала условия для расцвета не только искусства, но и наук, в том числе естествознания.

Важный этап в развитии биологии – открытие клеточного строения организмов и научный поиск в области классификации органического мира.

Важнейшим итогом развития биологической науки явилось создание эволюционного учения, объясняющего условия, причины, механизмы и результаты исторического развития жизни на нашей планете.

Историческое развитие органического мира включает в себя два взаимосвязанных процесса: макроэволюцию и макроэволюцию.

Микроэволюция приводит к появлению новых популяций, подвидов, видов.

Макроэволюция сопровождается появлением новых родов, семейств, отрядов, классов, типов, царств.

Механизмы микро -, макроэволюции принципиально сходны. В основе обоих процессов лежат эволюционные факторы: наследственная изменчивость, изоляция, естественный отбор (на фоне борьбы за существование), волны жизни, дрейф генов.

Макроэволюционный процесс, включает в себя географическое и экологическое видообразование. Различие между ними заключается в способе изоляции, который послужил исходным толчком для процесса первоначального расхождения популяций.

Классические положения эволюционного учения Ч.Дарвина на определенном этапе развития науки вступили в противоречие в последствии с некоторыми открытиями биологических закономерностей (в частности из области генетики). Это привело к уточнению первоначальных эволюционных представлений, обогащению их новыми фактами, дальнейшему развитию и обоснованию с позиций иных биологических наук. В разработку современной теории эволюции внесли свой вклад отечественные ученые Н.И. Вавилов, В.О. Ковалевский, А.Н. Северцов, С.С. Четвериков и др. Как следствие этого процесса в середине 20 века сформировалась синтетическая теория эволюции.

Учитель: Итак, на основании ваших выводов можно заключить, что эволюционное учение Ч. Дарвина можно рассматривать как переворот в области естествознания. Поэтому, говоря о значении эволюционной теории, можно определить следующие аспекты (запись на доске):

Выявлены закономерности превращения одной органической формы в другую.

Объяснены причины целесообразности органических форм.

Открыт закон естественного отбора.

Выяснена сущность искусственного отбора.

Определены движущие силы эволюции.

Таким образом, познание закономерностей эволюции важно не само по себе, оно приобретает исключительное значение в свете проблемы перехода к управляемой эволюции – трансформации отдельных живых форм и природы в целом в соответствии с потребностями развивающегося человечества. Решение этой проблемы составляет главнейшую задачу дарвинизма.

Вопрос классу. В наше время активного изменения биосферы Земли человеком, эволюционное учение играет ли какое-то значение? Как вы думаете?

Приблизительные ответы учащихся

Да, в наше время эволюционное учение приобретает характер одной из самых важных биологических дисциплин; именно теория эволюции дает в руки человечеству понимание оптимальной стратегии взаимоотношения человека и окружающей живой природы, позволяя ставить вопрос о разработке принципов управляемой эволюции (о ней говорил еще в 20 годы Н.И. Вавилов).

Отдельные элементы управляемой эволюции уже сегодня просматриваются, например, в создании устойчивых и продуктивных агроценозов, в одомашнивании и окультуривании все большего числа видов растений и животных и т.д. Недалек тот момент, когда для своего существования на Земле человечество будет вынуждено успешно решать задачу управления эволюционным процессом. Уже поэтому биологи самых разных специальностей все чаще не только рассматривают свой специальный материал сквозь призму эволюционных проблем, но и целенаправленно проводят работу в эволюционном направлении.

Может быть, когда будут выяснены основные закономерности эволюции биorеоценозов, будет создана теория индивидуального развития, когда, возможно будут обнаружены иные, чем на Земле, пути развития живого во Вселенной, окажется, что дарвинизм в его классической форме лишь составная часть общей теории развития органического мира.

Но пока, несмотря на атаки, с самых разных сторон, дарвинизм живет, развивается и укрепляется в этом процессе развития, делаясь Фундаментальным учением.

Теория Ч. Дарвина успешно проходит испытание временем, и с каждым новым открытием в биологии дарвинизм не слабеет, а укрепляется. Так было с дарвинизмом после открытия основных генетических закономерностей в начале XX века, так было с дарвинизмом в середине 20 века после открытия генетического кода и развития молекулярной биологии и так, мы уверены будет и в дальнейшем.

Часть задач, поставленных на этом уроке, я считаю, выполнены. Осталось проверить качество усвоения знаний с помощью тестов.

Три варианта тестов.

По окончании написания тестов – экспертная группа из числа учащихся проверяет правильность выполнения по образцу, и проставляют оценки.

Учитель называет учащихся, получивших отличные и хорошие отметки за содержательные, правильные и научно-обоснованные ответы.

Учитель: Благодарю всех за хорошую подготовку к зачетному семинару, активную работу и высказанные собственные позиции по данному вопросу.

Очень интересные выводы делают эксперты по поводу вопросов преподавания теории эволюции в школе.
Читаю с интересом.

И вам - приятного вечера!

Андрей Чабовский

доктор биологических наук, заведующий лабораторией популяционной экологии Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН


Теория эволюции должна быть основой всего курса биологии в школе, его стержнем с самого начала обучения предмету. Надо обратить внимание на удивительное разнообразие жизни и загадку его происхождения, постепенно разгадываемую с переменным успехом на протяжении сотен лет. А уже потом, с акцентом на эволюционные процессы, изучать строение клетки растений и животных, разнообразие тычинок и пестиков, жгутиков, лап, ушей, хвостов, прочих внутренних и внешних органов, ландшафтов, природных зон, поток и обмен веществ, жизненные циклы, размножение, механизмы изменчивости и наследственности. Эволюционные идеи должны быть основой изучения всей биологии. Тем более что основные загадки, принципы и механизмы эволюции можно объяснить просто и доступно, включая роль ДНК, причем так, чтобы это не осталось просто аббревиатурой, которую должен знать каждый приличный человек. Завершить курс школьной биологии можно эволюцией теории эволюции, происхождением жизни.

Важно также в самом начале объяснить ненавязчиво, что мы тоже продукт биологической эволюции: мы устроены по подобию братьев наших меньших, а не наоборот. Тогда будет легче объяснять и основные закономерности эволюции. Может, это лоббизм, но поведение животных и человека — это недооцененный, как мне кажется, в школьных курсах предмет для изучения и понимания эволюции. И, что важно, привлекательный для любого возраста.

Алексей Северцов

Доктор биологических наук, профессор биологического факультета МГУ

То, что написано в Библии, то есть сотворение мира за 6 дней, никак не укладывается в современную не только биологию, но и геологию, дантологию и так далее. Но поскольку с физикой спорить трудно, спорят с биологией, и в основном по вопросу, произошел человек от обезьяны или нет, эта проблема остается со времен Дарвина. Естественно, ортодоксальная православная религия этого не приемлет, хотя ортодоксальная католическая религия приняла уже давно. Дело в том, что трудно увязать с религией то, что мы знаем об эволюции, — там творение, тут развитие. Поэтому не прекращаются нападки, попытки фальсифицировать биологические факты или хотя бы интерпретировать их с религиозных позиций.

Под теорию эволюции отводится недостаточное количество часов в школе, но на сегодняшний день мало часов отводится на биологию в целом. И это очень плохо.

Мария Медникова

доктор исторических наук, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН

Я никогда не преподавала в средней школе. Но у меня есть опыт преподавания на протяжении нескольких лет первокурсникам, будущим психологам, в том числе опыт чтения лекций по эволюционной антропологии. Поэтому я могу судить о степени подготовки недавних абитуриентов преимущественно московских школ.
Во-первых, безусловно, существует колоссальный разрыв между школами. Некоторые из них очень хорошо известны, и о судьбе их выпускников не стоит беспокоиться. Но подавляющее большинство составляют другие учебные заведения. В системе ценностей нашего среднего образования биология не является главным предметом. В этом меньше всего стоит винить учителей, на которых лежат большие нагрузки, большая бумажная работа. Но результаты налицо.

Молодые люди восполняют пробелы в своих познаниях не из школьного курса, а из других источников, где на поверхности плавают довольно мутные образцы. Иногда слушать ответы студентов относительно деталей становления человечества на экзаменах было смешно, но все чаще это становилось печально. К числу самых экзотических и симпатичных версий я могу причислить происхождение человека от медведя или от инопланетян.

Часто можно слышать, что школьные и даже вузовские учебники отстают на десятилетия от современного состояния науки. Дескать, напишем хороший учебник и решим проблему. Боюсь, что это не решение, ведь в самых устарелых учебниках нет ни о медведях, ни о пришельцах, а есть о дарвинизме. Кроме того, любой учебник должен быть прочитан. А если люди ставят целью отказ от научного знания как такового, они этого просто делать не будут.

Что можно сделать в конкретной ситуации? Сегодня на школьного учителя, преподавателя вуза ложится особая ответственность. Говоря о теории эволюции, надо быть суперпрофессиональным, располагать новыми фактами, излагать не занудно и не формально. Роль личности в истории очень велика, и преподаватель теории эволюции должен быть харизматичным. По счастью, такие люди у нас в стране есть, и они присутствуют в медийном пространстве. По-настоящему мы нуждаемся в новой эпохе просвещения. Нельзя допустить, чтобы наша страна попала в неосредневековый тупик.

Александр Марков

доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН, профессор РЭШ, заведующий кафедрой биологической эволюции Биологического факультета МГУ

Я не имел дела с первокурсниками-биологами, но это и не выборка для оценки знаний по теории эволюции после школы — они готовятся к поступлению и специально занимаются дополнительно. Но я работаю с первокурсниками-экономистами. Чтобы не заморачиваться, я просто считаю, что их уровень знаний по эволюционной биологии равен нулю, что, в принципе, недалеко от реальности, и мы с ними всю программу проходим с начального уровня. То есть, по-моему, тем уровнем биологической грамотности, который прививается в средней школе, если не брать, конечно, специализированные классы специализированных школ, можно смело пренебречь, считать его нулевым.

Когда студентов тестируешь на первых занятиях, чтобы проверить базовый уровень, получается, как правило, очень большой разброс. От ребят с нулевым уровнем, которые вообще ничего не знают по биологии, до ребят с очень хорошим уровнем, какой бывает у старшеклассников, интересующихся биологией, читающих книжки, самостоятельно изучающих интересные им темы. Но преобладает, конечно, низкий уровень знаний. Детей, которые хорошо знают биологию, единицы.

Читайте также: