Журналист может работать в школе

Обновлено: 16.05.2024

У нас в школе русский язык и литературы преподает журналист по по образованию. Может ли она преподавать в школе?

Ответы на вопрос:

Приказ минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г. N 761н. В этом документе подробно расписаны требования к квалификации работников образования. Журналистика и педагогика - это "слегка" разные вещи. Учитель,требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.Подробнее:


Говоря о любой профессии, хочется сразу понять её суть: с чем именно человек работает, для кого предназначен его труд, какие знания и навыки необходимы для того, чтобы быть мастером этого дела. Попробуем ответить на обозначенные вопросы по порядку и сравнить возможные сходства и различия профессий учителя и журналиста.

С чем работают?

Журналист работает с информацией – собирает её, обрабатывает и передаёт своей аудитории. Современному учителю тоже много приходится работать с информацией – знаниями, изложенных в учебниках, методичках, документах. Педагог собирает её, обрабатывает, стараясь сделать максимально понятнойсвоим ученикам,и передаёт её им. Отличия, конечно же, есть, но они не так значительны. Так, аудитория журналиста не имеет перед ним моральных обязательств и обратная связь, которую получают журналисты, иногда может носить совершенно жуткий характер (вспомним примеры hate speech’ей, которые часто разгораются подо публикациями некоторых журналистских расследований). Учитель же без обратной связи от своих учеников попросту не сможет работать, однако, и в его ремесле бывают случаи, когда обратная связь приходит оттуда, откуда её не ждут (например, в комментариях под фото на личной странице в соцсетях) и в той форме, в которой не следовало бы.

Для кого стараются?

Теперь рассмотрим необходимые навыки.

Любознательность – желание узнавать новое в своей области. Фактчекинг – стремление проверять и передавать своей аудитории только проверенную информацию. Умение работать с большими объёмами информации. Умение грамотно и понятно излагать свою мысль. Все эти качества и умения, безусловно, необходимы и учителям, и журналистам. Только при высоком уровне развития этих профессиональных навыков, можно сделать свой труд не только приятным, но и максимально полезным для аудитории.

Можно найти ещё множество различных совпадений, но самое главное, как мне кажется, это стремление делиться и давать своей аудитории интересную и важную информацию, тем самым меняя мир вокруг себя. Передача знаний и преподнесение информации – этои великая сила, и, вместе с тем, огромная ответственность. Не случайно сегодня говорят: кто владеет информацией, тот владеет миром.

После подробного сравнения двух профессий, думаю, стало очевидно, что учителя и журналисты имеют гораздо больше общего, чем это может показаться на первый взгляд. Именно поэтому нам так легко найти точки соприкосновения и общие интересы. И это замечательно!

Профессии после университета: кем можно идти работать после журфака?

Одним из важнейших аспектов при выборе специальности является количество мест и профессий, где потом сможет работать человек. Как бы то ни было грустно или иронично, но люди редко идут работать не то, чтобы по профессии, но и по четко выбранной специальности. И особенно часто это касается журналистики.

На первый взгляд, журналистика кажется достаточно простой, понятной и крайне интересной сферой деятельности. И да, во многом это правда, однако впоследствии студенты начинают понимать все тонкости профессии, кто-то перегорает к делу или просто начинает путаться в том, кто же такой журналист и куда вообще можно пойти работать с имеющимся образованием и набором навыков. В этом материале мы предлагаем вам найти ответ на вопрос куда же можно пойти работать после получения диплома журналиста.

Определимся с навыками

  1. Умение излагать свои мысли и передавать информацию.

И да, заметьте, мы говорим именно про умение формулировать мысли, а не про умение писать или говорить. Эти навыки, несравненно, вы тоже получите, но в базисе лежат далеко не они.

Здесь всё просто. Хороший журналист – это тот, кто может найти новость из пустоты или разглядеть необычное в обычном. Журналистика учит примечать даже самые мелкие детали, учитывать их и не упускать из вида.

Часто журналисты – это болтуны, которым всеми силами нужно благоприятно склонить к себе гостя, начальника, простых людей на улице и ещё много кого. В сфере, где приходится работать с людьми и они во много – твой главный источник информации и успеха, часто приходится быть классным и харизматичным. Поэтому язык у вас точно будет подвешен. Причём в самой идеальной ситуации вы будете грамотно говорить и думать всегда. Но чаще всего по щелчку камеры вы будете знать, что нужно сказать, какой стороной повернуться к объективу, чтобы выглядеть лучше и как кому улыбаться, чтобы достичь нужного вам результата.

Благодаря самому первому пункту можно подумать, что сфера журналистики не имеет ничего общего с творчеством, но это далеко не так. Имение сразить словом и убедить человека – это настоящее искусство. Чтобы не исписаться даже просто по окончанию университета и оставаться на плаву часто нужно будет придумывать оригинальные способы подачи информации, поэтому креативность у вас должна быть и будет развита. Плюс ко всему, в сферу журналистики часто идут ребята, которые занимались во всевозможных кружках, пытались стать дизайнерами или, скажем, мечтают снимать документальные фильмы, а это тоже творчество.

Этот аспект касается далеко не всех, однако крайне часто журналистов в университетах учат или заставляют самостоятельно изучать фотографию, видеопроизводство и прочие технические сферы. Поэтому, скорее всего, вы будете фотографировать чуть лучше других и худо-бедно сможете смонтировать какой-нибудь ролик на телефоне или компьютере. В лучшем случае вы действительно почти профессионально приобретете навыки фото- и видеосъёмки, редактирования фото и монтажа.

кем пойти работать журналисту?

Умение работать перед камерой очень важно для журналиста

Плюс-минус с качествами мы разобрались. Личные выводы по ним вы сделаете сами, а о структурах, в которые вы сможете устроиться после учёбы мы поговорим ниже.

Для начала скажем, что видов редакторов есть целая куча и, что в системе работы СМИ редактор – это не про редактирование текстов на ошибки. Обязанности редактора разнятся в зависимости от типа должности. Как правило, чаще всего редактора дают ТЗ (техническое задание) корреспондентам, проверяют материалы, согласовывают их, исправляют и в общем следят за гармоничностью выпускаемы единиц СМИ в рамках компании.

Здесь наверняка всё понятно, ведь каждый второй, кто учится на журналистике хотел быть ведущим. В нашем случае вероятнее всего вы можете попасть на должность ведущего новостей или какой-то программы. Ваша задача будет в том, чтобы интересно и доступно доносить информацию. Однако сразу предупредим вас, что в 21 веке вас никто не будет звать на работу. На кастинги вы будете ходить сами и, вероятнее всего, обойдёте их не один десяток.

Да, несмотря на то, что всех редакторов мы поместили в один пунктов, именно редактора сайта мы поместили в отдельное место. Как правило, редактор сайта – это своего рода технический сотрудник, который обеспечивает работу интернет-ресурсов. Вы выкладываете материалы, мониторите и отвечаете на комментарии, следите за выходом рубрик. Реже вам иногда и самим придётся что-то писать. В небольших компаниях на этой должности, скорее всего, вы будете заниматься и ведением соц.сетей, ведь они по мнению многих неразделимы с сайтом.

Это, к слову, тоже одна из неочевидных профессий, поскольку она не особо распространена и во многом даже постыдно скрыта. Спичрайтер – человек, который составляет тексты речей и выступлений высокопоставленных лиц государства, политиков, общественных деятелей или предпринимателей. Да-да, все их речи прописываются и согласовываются специалистами.

Новое и модное, возникшее в эпоху интернета.

Интернет – прекрасная вещь, которая открывает дорогу не только многим людям, но и профессиям. Буквально за последние 5-10 лет, благодаря ещё большему расширению социальной паутины, в мире родилось множество новых профессий. Большинство из них отлично подходят журналистам, но пока вот только несколько из них.

Копирайтер - это специалист по написанию продающихся текстов. Сейчас сфера развита достаточно широко, поэтому копирайтер может писать как рекламные слоганы и презентационные тексты, так и посты в инстаграм для бьюти-блогерш. Работа копирайтера, пожалуй, одна из самых распространённых в сфере журналистики. Вспоминая почти самое начало этого материала мы помним, что журналист, прежде всего, умеет грамотно излагать информацию. Если к этому умению добавить навык хорошо писать (что обычно умеют журналисты) и немного креативности, то получим копирайтера.

СММщик - это специалист, который занимается продвижением компаний, брендов и отдельных лиц в социальных медиа. В его обязанности входит анализ рынка, аудитории и конкурентов, разработка стратегии по продвижению в сети, создание и развитие профилей/групп в соц.сетях, генерация и оформление контента, работа на привлечение новой аудитории и ещё много чего. Для журналиста эта сфера может быть крайне удачной из-за его умения анализировать, любознательности и набора отдельных навыков. Однако сходу хорошим сммщиком вы не станете. Для начала нужно или пройти курсы или набраться своего опыта на себе или мелких клиентах.

Это специалист, который руководит созданием сайта, разрабатывает его концепцию, структуру, особенности информационного наполнения, пишет технические задания для программистов и верстальщиков и дизайнеров, которые находятся в его подчинении. Менеджер интернет-проекта рассчитывает сроки исполнения, бюджет проекта и следит за выполнением работ. Он также разрабатывает стратегию продвижения сайта в сети. Чаще всего такая должность есть только в крупных компаниях.

Журналист – не равно блогер, но легко и просто может им стать. Как бы это ни было странно, но в 2020 стоит признать, что блогерство или авторская деятельность в сфере интернет-продакшн – это такие же профессии, как и другие.

Что журналист, что блогер в своей работе работают с людьми и информацией. Да, в каждой из сфер работа может быть извращена в ту или иную степень, но базис остается одним и тем же. Чтобы стать хорошим блогером журналистам стоит просто немного отойти в более неформальную обстановку, избавиться от позиции Бога (персонализировать дело) и найти свой стиль. Остальной набор навыков в виде умения подавать информацию, делать фото и пользоваться основами пиара у них есть.

Профессии, если у вас есть дополнительные технические навыки.

  1. Фотограф
  2. Видеограф
  3. Монтажер
  4. Звукорежиссер
  5. Ретушер
  6. Верстальщик
  7. Ассистент фотографа
  8. Художник по свету

профессии для журналиста после вуза

Важно не только уметь общаться, но и конспектировать, и подмечать различные мелочи

В последние годы наблюдается тенденция, что после обучения в университете или пары лет работы, представители различных сфер рокируются между собой. Так, например, журналист становится хорошим рекламщиком и наоборот. Ситуация крайне частая и весьма неплохая, ведь в таком случае получаются особенные специалисты, которые знакомы сразу с двумя мирами. Именно поэтому предлагаем взглянуть ещё на пару сфер деятельности, где журналисты отлично вписываются.

Менеджер по связям с общественностью - это специалист, занимающийся формированием и поддержанием положительного общественного мнения о своём клиенте (компании, персоне, продукте и пр.). В его обязанности входит взаимодействие со СМИ, организация рекламных кампаний, написание различных текстов, докладов, презентаций и всё то, что благоприятно влияет на имидж клиента.

Чаще всего в сфере медиа с журналистами меняются местами именно пиарщики. Ситуация, кстати, совсем неудивительная, поскольку в общей мере все пиарщики имеют примерно такой же набор качеств, как и у журналиста. Да и плюс ко всему, бывший журналист, будучи пиарщиком, имеет куда больше шансов на успех, поскольку даже за время учебы журналистам проще завести полезные связи, чем остальным профессионалам.

Если говорить простым и менее пафосным языком, то по факту продюсер является организатором. Именно он несет ответственность за менеджмент, финансирование создания, дальнейшее распространение медиа-продукта. Этот человек делает всё, чтобы у проекта были все ресурсы в момент его создания и посте.

Как и в случае со сферой пиара, журналисты часто идут в сферу продюсирования почти по тем же причинам. Однако, стоит заметить, что многие качества журналиста при этом должны быть гиперболизированы. Так, например, у хорошего продюсера должна быть куда лучше развита стрессоустойчивость, аналитические способности или харизма.

В этом материале мы подобрали всего двадцать профессий, куда можно пойти работать после журфака, однако стоит понимать, что в жизни их куда больше. В перечисленных нами специальностях есть множество профессий и ответвлений, где вы сможете найти себя. И ещё больше их можно найти за пределами медиа-сферы с имеющимся набором навыков. Помните, главное – понять себя, свои сильные стороны и желания. Мы уверены, именно тогда можно достичь небывалых высот. А пока желаем вам удачи в выборе!

— Если в вашей школе остались учителя, которые убеждают учиться, заставляют, тратят на это свое время, цените их, — советует автор

Свой блог ведет " title https://vk.com/id251927477" target="_blank">Свой блог ведет " data-vox="https://static.ngs.ru/news/2021/99/preview/761a282637b900501b0fd477577a6e960fa8d875_640_480.jpg" itemprop="contentUrl" >

Фото: архив Яна Налимова

— Ну что, появилось солнышко, скоро весна, потом лето и ОГЭ, ЕГЭ? Осталось всего ничего.

— Дистанционка только закончилась, а нашим детям в этом году сдавать ЕГЭ, как быть?

В последнее время регулярно слышу этот вопрос.

— Наших детей должны научить.

Часто слышу и такое.

В головах многих людей живет эта странная мысль — должны (!) научить.

А ничего, что время изменилось? Больше никто никого уговаривать, убеждать учиться не будет? Никто и никого. Уговаривать учиться могут, пожалуй, только родители. Потому что, строго говоря, это их задача.

И дело даже не в пандемии, не в удаленке. Жизнь изменилась.

В школе обязаны дать урок, дать информацию, учить. А вот научить? Такая обязанность есть? Нет.

Во-вторых, а сам ученик всегда хочет учиться? Если нет, что делать? Невозможно научить того, кто не хочет. И еще другим мешает. Да и нужно ли пытаться, тратить время и силы? А если обучаемый категорически не хочет учиться и даже на уроке посылает учителя в пешее эротическое путешествие? И попробуй ему возразить. Его же родители, которые считают, что должны научить, потом учителя засудят.

Напомню, у нас свобода и демократия.

Как это понимать и к этому относиться, вопрос отдельный. На мой взгляд, всё стало просто. Хочешь учиться — учись. Это, да, сложно, но возможности есть. Когда-то революционеры в Сибири по несколько языков изучали. Без всякого интернета. Так что было бы желание. В этом смысле интернет дает удивительные возможности. Огромное количество бесплатных лекций, уроков.

Сегодня реально работает система доп. образования. Приходи, примут, если увидят, что есть желание работать, с тобой будут реально возиться. Только нужно много трудиться. А это желание есть не у всех.

А не хочешь учиться, повторю, — заставить невозможно.

Лично я сегодняшнюю ситуацию понимаю так. Она жесткая, но на нее лучше смотреть объективно. Может быть, в этом даже есть жестокая справедливость.

Поэтому, если в вашей школе остались учителя, которые убеждают учиться, заставляют, тратят на это свое время, силы и нервы, еще лучше, много задают и требуют.

Цените их, хотя бы спасибо говорите. Можно даже без спасибо, хотя бы не ругайте и детям запретите.

Читайте также: