Журнал регистрации телефонных разговоров по межведомственному взаимодействию в доу

Обновлено: 02.07.2024

Одним из главных критериев уровня жизни человека является его безопасность. В условиях высокой динамичности современной жизни, бурно развивающихся технологий (интенсивная автомобилизация, рост сети коммуникаций, насыщенная технизация жилища и др.) проблема безопасности жизнедеятельности признается актуальной. Ввиду нарастания фактов чрезвычайных ситуаций среди населения важнейшим направлением социальной политики Республики Беларусь является сохранение жизни и укрепление здоровья детей.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы социального опыта ребенка. Чрезвычайная любознательность и эмоциональность детей, подвижность, незнание и непонимание опасностей зачастую приводят к трагическим последствиям. Соблюдение детьми правил безопасного поведения с самого раннего возраста станет крепким фундаментом для построения их счастливого и благополучного будущего. При этом важно готовить их к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, развивать умения безопасного поведения в быту, социуме и природе [24].

Вопросам пропаганды безопасной жизнедеятельности и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма уделяется пристальное внимание не только в сфере образования, но и в других государственных ведомствах (Министерстве по чрезвычайным ситуациям и Министерстве внутренних дел). Вместе с тем ключевая роль, на начальном этапе, безусловно, принадлежит учреждению дошкольного образования.

Подводя общий итог анализа, существующей проблемы мы предположили, что целесообразно объединить практическую составляющую профилактической работы в области формирования безопасной жизнедеятельности у воспитанников посредством организации межведомственного взаимодействия учреждения дошкольного образования и других государственных ведомств. Такое взаимодействие позволит обеспечить условия для повышения эффективности работы в данном направлении, сосредоточить и обогатить имеющиеся для этого кадровые и материальные ресурсы.

На протяжении последних нескольких лет приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является проблема формирования безопасной жизнедеятельности у воспитанников. В учреждении накоплен и обобщен педагогический опыт по различным направлениям формирования безопасной жизнедеятельности у воспитанников в тесном взаимодействии с РОЧС и ОГАИ Партизанского района г. Минска (далее социальные партнеры).

Анализируя опыт учреждения, по взаимодействию с социальными партнерами были определены следующие противоречия: наряду с высокой плотностью проведения совместных профилактических мероприятий прослеживается низкая информированность о планируемой совместной работе по формированию безопасной жизнедеятельности у воспитанников и недостаточность методических аспектов работы в этом направлении.

Цель: формирование безопасной жизнедеятельности у воспитанников учреждения дошкольного образования посредством организации межведомственного взаимодействия

изучить и проанализировать теоретические аспекты, отечественный и зарубежный опыт по проблеме формирования безопасной жизнедеятельности у воспитанников, теоретическую основу межведомственного взаимодействия в учреждениях образования;

определить и создать условия, необходимые для организации межведомственного взаимодействия учреждения дошкольного образования и государственных ведомств: ОГАИ, РОЧС Партизанского района г. Минска;

организовать и внедрить межведомственное взаимодействие в практику работы учреждения дошкольного образования;

обобщить и распространить опыт работы по организации межведомственного взаимодействия для формирования безопасной жизнедеятельности воспитанников на различных уровнях.

На различных исторических этапах имело место разное понимание социально- и медико-педагогической защиты, охраны здоровья детей. Оно зависело от социально-экономических условий, философско-религиозных, светских представлений о человеке, его предназначении, смысле жизни и смерти, о здоровье и болезнях. С изменением условий жизни человека менялись и правила безопасной жизнедеятельности [3].

Значительное внимание, начиная с 30-х годов XX века и до настоящего времени, обращается на вопросы профилактики дорожно-транспортных происшествий и обучение детей дошкольного возраста основам уличной безопасности (исследования В.М.Федяевской, Э.Я.Степаненковой, М.Ф. Филенко и др.) [22, 26].

Ввиду актуальности проблемы формирования безопасной жизнедеятельности многие современные ученые изучают вопросы формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности поведения. Исследователи Н.Н.Авдеева, К.Ю.Белая, Г.К.Зайцева, Т.Г.Хромцова, Т.Ф.Саулина и др. отмечают, что подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста, так как сформированные представления в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Задача педагогов и родителей, по мнению О.Л. Князевой, Р.Б.Стеркиной, состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями [21].

Вопросы обучения детей основам безопасности нашли отражение в ряде работ отечественных и зарубежных авторов (А.Л. Давидович, Н.В. Литвина, Е.И.Смолер, Т.В. Загвоздкина, Е.Ю.Сукристик, М.А.Калиновская, Л.Е.Никонова, А.Г.Иваницкий, А.А. Людко, Н.Н.Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева и др.).

Современное учреждение дошкольного образования функционирует на основе педагогического взаимодействия между социокультурной средой и семьей, различными социальными институтами, общественными и вышестоящими организациями. Это особая форма связи между участниками образовательного процесса, которая имеет общую направленность на достижение цели взаимодействующими субъектами, позволяющая фиксировать действия друг друга посредством профессиональной деятельности [15].

Межведомственное взаимодействие – это комплекс мер по осуществлению равноправного сотрудничества и оптимизации отношений различных ведомств для достижения единых целей по определённому направлению деятельности [27]. При этом указанная деятельность может осуществляться, как перманентно, так и ситуативно, в специально планируемых акциях, программах, проектах [4, 14].

Основными характеристиками межведомственного взаимодействия учреждения образования и социальной сферы являются обратная связь, информационный обмен, согласованность интересов, участие в межведомственной координации, согласование деятельности по функциям, времени, в пространстве и др. [4].

Значимый вклад в изучение проблемы межведомственного взаимодействия в образовании внесли такие зарубежные авторы, как Т.Парсонс, Г.Зиммель, Э.Гидценс и др. В социологии общие проблемы взаимодействия рассматривались Б.Н.Чичериным, М.М.Ковалевским, П.А. Сорокиным, К.М.Тахтаревым и др. Среди современных ученых можно назвать В.В.Желтова, О.С.Разумовского, Е.В.Руденского, М.В.Удальцову, В.П.Фофанова, Л.Л.Шпак и др. [1, 15].

Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время не существует единого алгоритма, определяющего последовательность межведомственного взаимодействия по проблеме формирования безопасной жизнедеятельности у воспитанников. В тоже время многие учреждения дошкольного образования широко вводят в круг своей педагогической деятельности задачи данного направления. Следует отметить, что эффективность решения таких задач отдельной группой специалистов, обособленным ведомством значительно ниже возможных результатов командной работы даже при сильном педагогическом коллективе, хорошем материально-техническом оснащении.

Подводя общий итог всего вышесказанного, объективной образовательной потребностью выступила организация сотрудничества в новом для нашего учреждения ключе межведомственного взаимодействия.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что при межведомственном взаимодействии происходит объединение имеющихся ресурсов (образовательных, материально-технических, кадровых и др.), их взаимовыгодная интеграция в образовательную и профилактическую работу пересекающихся интересов учреждений различной ведомственной принадлежности при достижении общей цели. При этом интенсивно осуществляется обогащение и приращивание содержательных компонентов деятельности, согласование эффективных условий, включающих взаимовыгодный интерес, совместный выбор путей реализации программных задач по формированию безопасной жизнедеятельности у всех участников образовательного процесса.

Организационно-управленческая технологичность процесса взаимодействия позволяет участникам осуществлять обмен методическими продуктами, совершенствовать их качественные и количественные характеристики, общую результативность совместной деятельности. Кроме того, такое сотрудничество позволит более мобильно, целенаправленно обмениваться опытом, обусловленным практикой функционирования каждого ведомства в отдельности, обеспечивая естественный профессиональный рост кадровых ресурсов.

Новизна идеи педагогического опыта обусловлена объединением педагогической практики учреждения дошкольного образования с профессиональной деятельностью социальных партнеров (РОЧС и ОГАИ) по проблеме формирования безопасной жизнедеятельности у воспитанников.

Совместная работа в формате межведомственного взаимодействия позволила создать в учреждении информационно-образовательное пространство, объединяющее усилия педагогических работников и социальных партнеров в совместной интегративной деятельности, содержание которой стало практико-ориентированным, доступным для применения другими учреждениями образования и ведомствами.

На протяжении длительного времени (с 2015 по 2021) в учреждении дошкольного образования приоритетным направлением является формирование безопасной жизнедеятельности у воспитанников в условиях межведомственного взаимодействия.

Для построения эффективного взаимодействия с социальными партнерами на первоначальном этапе были определены необходимые условия:

нормативные правовые: разработка Соглашения, регламентирующего порядок построения межведомственного взаимодействия учреждения дошкольного образования и социальных партнёров; составление плана межведомственного взаимодействия;

материально-технические: создание развивающей предметно­-пространственной среды; разработка совместной печатной и рекламной продукции, логотипов, баннеров, билбордов, разработка и наполнение тематического сайта, Телеграмм-канала, страницы в Инстаграме, создание и наполнение электронного приложения для педагогических работников;

организационно-методические: обеспечение кадрового потенциала, повышение профессиональной компетентности субъектов взаимодействия; осуществление действенного контроля и анализ выполнения плана межведомственного взаимодействия;

мотивационные: организация участия педагогических работников и воспитанников в конкурсном движении, фестивалях, выставках различного уровня, проведение фестивалей идей, материальное стимулирование.

Также были определены критерии и показатели оценки эффективности опыта работы в данном направлении. (Приложение 1)

В основу регулирования и объединения совместных ресурсов и усилий было заложено подписание Соглашения о межведомственном взаимодействии между учреждением дошкольного образования, ОГАИ УВД администрации Партизанского района г. Минска и Партизанским РОЧС учреждения МГУ МЧС (далее Соглашение). В данном Соглашении стороны дают согласие на интегративную деятельность по объединению кадрового, информационного и материально-технического потенциала для достижения единой поставленной цели. (Приложение 2)

С целью осуществления обмена информацией между субъектами взаимодействия учреждением дошкольного образования используются элементы социальной сети (Телеграмм-канал, Инстаграм, Вайбер). (Приложение 11)

Для успешной организации работы необходим высокий кадровый потенциал, поэтому в учреждении уделяется большое внимание вопросу повышения профессиональной компетентности всех субъектов межведомственного взаимодействия. На совместных встречах, проводимых через разнообразные формы методической работы, изучаются актуальные вопросы, представляются новинки методических пособий, происходит обмен практическим опытом подведомственных организаций и обеспечивается непрерывный процесс самообразования всех участников (смотры-конкурсы, игры-викторины, аукционы педагогических идей) (Приложение 18)

В 2020/2021 учебном году учреждение дошкольного образования приняло участие в повышении квалификации педагогических работников Партизанского района и города Минска:

Внедрение межведомственного взаимодействия в образовательное пространство учреждения дошкольного образования предполагает перманентность в планировании всех компонентов деятельности, что обеспечивает последовательность и структуризацию образовательной работы по формированию безопасной жизнедеятельности у воспитанников.

Применение идеи опыта в учреждениях дошкольного образования способствует налаживанию конструктивного диалога всех субъектов взаимодействия, в котором происходит постоянный информационный обмен. Работа в данном направлении позволяет обогатить и расширить профессиональную компетентность всех участников взаимодействия. Дети погружаются в процесс обучения в увлекательной игровой форме, взаимодействуя в триаде педагог-семья-социальный партнер, что повышает эффективность и качественный уровень образовательного процесса. Работа строится на основе договорных отношений (соглашение) по четко намеченному плану по определенным направлениям. На тематическом сайте размещены локальные документы, регламентирующие межведомственное взаимодействие, что позволяет заинтересованным учреждениям образования использовать их в практике своей работы.

К ограничивающим условиям применения идеи опыта можно отнести необходимость создания в учреждении развивающей предметно-пространственной среды: создание дидактического центра и уголков безопасности в группах, тематическое оформление всех помещений учреждения, наполнение материально-технической базы, обеспечение доступности информации посредством сети Интернет и др. Кроме того, ограничивающим фактором является недостаточный уровень компетентности социальных партнеров в вопросах специфики работы с детьми дошкольного возраста, их возрастными и психофизическими особенностями.

Определяющим критерием, доказывающим эффективность опыта работы, выступает профессиональный рост субъектов межведомственного взаимодействия. Показателем данного критерия являются личностные и профессиональные достижения учреждения дошкольного образования на районном, городском, республиканском и международном уровнях. По итогам 2020/2021 учебного года значимыми достижениями можно отметить:

Отмечается рост профессионально-общественной активности всех субъектов межведомственного взаимодействия (совместное участие в составе жюри конкурсов, в методических и значимых мероприятиях для педагогических работников различного уровня и др.), что в свою очередь говорит о высокой результативности данного опыта работы.

Компетентность всех участников межведомственного взаимодействия безусловно оказывает влияние на качество образовательного процесса с воспитанниками. Результативную работу в этом направлении подтверждают неоднократные победы воспитанников учреждения дошкольного образования в городских и республиканских конкурсах, наиболее значимые из них:

Опыт работы в данном направлении позволил создать в учреждении дошкольного образования образовательное пространство в триаде педагог-семья-социальный партнер, благодаря которому происходит удовлетворение образовательных потребностей всех участников взаимодействия, повышается мотивационный аспект во всех направлениях деятельности. Данные показатели позволяют определить высокую результативность опыта и подчеркнуть практическую значимость опыта работы для других учреждений образования.

Этот опыт работы может быть использован руководителями учреждений образования, а также другими заинтересованными ведомствами, педагогическими работниками для организации работы по формированию безопасной жизнедеятельности у всех участников образовательного процесса.

Читайте также: