Журнал профориентации в школе

Обновлено: 06.07.2024

На главную Профориентация старшеклассников Просвещение педагогов по вопросам профориентации Система профориентационной работы в школе

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики Беларуси в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.

Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение допрофильной подготовки и профильного обучения, где профессиональная ориентация является одним из важных компонентов.
Реализация Концепции профильного обучения актуализирует проблему профессионального самоопределения старшеклассников, однако современное профильное обучение еще традиционно ориентировано на внутрисистемные образовательные задачи, допрофильная подготовка имеет низкий профориентационный характер, ограничивается допрофильной курсовой подготовкой для сдачи экзамена по учебному предмету и практически не связана с содержанием будущей профессии.
В результате школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:

Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя

Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении

Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься

Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ

Собственный практический опыт профессиональной работы

Примеры и опыт друзей, знакомых

Советы родителей или других родственников

Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах

Профильное образование в 10-11-х классах

Интуитивное принятие решений

Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы

Все это неважно, так как всё определяет случай

Престиж профессии в обществе

Основные компоненты системы профориентации школьников

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.
Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.
Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.
Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.
Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.
Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из следующих принципов: сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися.
Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.

Задачи:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы;
  • дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
  • Генетический сегмент: биотехнолог, эмбриолог, селекционер, инженер-генетик, генетик, биоэтик, геронтолог, микробиолог.
  • Эволюционный сегмент: палеонтолог, археолог, антрополог, зоолог, ботаник, систематик, вирусолог, альголог, миколог, энтомолог, ихтиолог, гидробиолог, орнитолог, маммолог.

Структура деятельности членов педагогического коллектива
по реализации задач профориентации

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой). С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации (см. Приложение 2).
Основные функции деятельности с позиции организаторов профориентации в школе.
Заместитель директора по воспитательной работе, как координатор профориентационной работы в школы реализует следующие направления:

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

  • изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

Медицинский работник:

  • способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;
  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе

Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе

I ступень общего среднего образования
I.1. Начальная школа (1-4 классы).
С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

III ступень общего среднего образования
III.1. Старшие классы (10-11(12) классы).
Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

Педагогический коллектив школы (директор Ханецкий В.В.) поставил перед собой цель оказание психолого-педагогической помощи учащимся в их профессиональном самоопределении.
В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:

  • оказание психологической помощи учащимся и их родителям в построении индивидуальной образовательной траектории ребенка;
  • формирование у учащихся навыков самопознания, социального и профессионального опыта.

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе

В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации. Сейчас эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, но если это сделать главной целью и самоцелью профориентации, притом без серьезной диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся работа приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом.
Вот почему с педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как личных, так и общественных потребностей. Соответственно, чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии.Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда,т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XII классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий, прежде всего на разностороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель профориентационной работы в школе:

- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

- Профессиональная консультация и др.

Профориентация в школе

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

5-7 классы:

- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

- развитие представления о собственных интересах и возможностях;

- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

10-11 классы:

- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Направления и формы профориентационной работы в школе:

- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.

Работа с учащимися:

- Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;

- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;

- Проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

Работа с родителями:

- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

Выбор профессии - выбор будущего.

Формула выбора профессии

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ТЕСТИРОВАНИЕ


Профессии будущего Видеофильмы о профессиях для старшеклассников

В выборе профессии могут помочь тесты на профориентацию, рекомендации по выбору профессии, описание популярных и перспективных профессий, особенности образования и рынка труда, планирование карьеры размещённые на специальных сайтах

Выбор профессии




Бюджетное учреждение Омской области
"Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения"

ТРЕНИНГИ. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

  • Uncategorised Кол-во материалов: 1605
  • Рекомендации специалистам Кол-во материалов: 10
  • рекомендации - библиотекарю Кол-во материалов: 3
  • рекомендации - администрации Кол-во материалов: 3
  • рекомендации - классному руководителю Кол-во материалов: 4
  • рекомендации - мед работнику Кол-во материалов: 2
  • рекомендации - педагогу-психологу Кол-во материалов: 2
  • рекомендации - профориентатору Кол-во материалов: 4
  • рекомендации - социальному педагогу Кол-во материалов: 1
  • рекомендации - учителю-предметнику Кол-во материалов: 2

ГРАЖДАНАМ, находящимся в ПОИСКЕ РАБОТЫ

Переход на сайт Министерства труда и социального развития Омской области
Переход на сайт Работа в России
Переход на портал государственной службы занятости населения Омской области


ВНИМАНИЕ! Профконсультации с проведением комплексной компьютерной диагностикой - пн.-чт. 8 30 -17 30 , пт. 8 30 -16 15 ,
а также в 1 и 3 субботу каждого месяца с 9 00 до 16 00 . Предварительная запись 36-15-73


Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентационная работа, выбор профессии, профессиональное самоопределение старшеклассников.

Одна из главных задач ближайшего времени − уменьшение разрыва между требованиями экономики и подготовкой кадров. Совсем недавно появилось движение WorldSkills, которое показывает опыт профессиональной подготовки специалистов разных стран.

Успешность профессионального самоопределения выпускников школ является одной из важнейших задач отечественного образования. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и всё общество. По подсчетам отечественных ученых, верный выбор профессии в несколько раз повышает производительность труда.

В настоящий момент психологи авторитетно заявляют, что школа готовит детей к позавчерашнему дню. Уже сегодня 95 % того, что учат дети в школе, неактуально, нерелевантно даже сегодняшнему дню, не говоря уже про будущее. Это такой парадокс воспитания, что в каких-то других сферах мы планируем вперед, занимаемся стратегическим планированием, думаем, что будет дальше, а когда дело касается воспитания детей, мы как будто забываем про этот люфт, который неминуемо существует. Вы просто отдайте себе отчет, что, по прогнозам, за ближайшие десять лет исчезнет от 12 до 15 % ныне существующих профессий. Ваши дети еще не вырастут, многие из них еще школу не закончат, а уже не будет 12–15 % обычных, базовых профессий, которые сейчас есть вокруг нас. [2.]

Мы с трудом можем представить, что будет через 20 лет, когда вырастут дети, которые сегодня идут в школу. Выбор профессии принято рассматривать как взаимодействие двух сторон: школьника с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности школьника совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить проблему своего профессионального выбора призвана профориентация.

Профессиональная ориентация — это оказание помощи школьникам в выборе профессии, наиболее отвечающей его индивидуальным особенностям, склонностям и способностям.

Проблему профессионального самоопределения старшеклассников необходимо рассматривать в контексте потенциальности развития субъекта профессионального труда. Поэтому профессиональное самоопределение является творческим актом развития личности в профессии.

Структура профессионального самоопределения выглядит следующим образом:

1-й этап: (субъективное): понять состояние собственных потребностей, норм, способностей в контексте их соответствия или несоответствия. Если есть несоответствие, постараться его устранить или уменьшить;

2-й этап: (объективное): понять требования будущей профессии, степень информационной и технологической насыщенности процесса профессионального самоопределения;

3-й этап (соответствие субъективного и объективного): сопоставить состояние собственных потребностей, целей, норм, способностей с требованиями будущей профессии, стремиться к устранению несоответствия (проблемности) между объективными требованиями выбранной профессии и своим реальным состоянием как субъекта профессионального самоопределения [1.].

В свою очередь обобщение различных точек зрения различных исследователей позволяет определить, что психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников — это вид межличностного взаимодействия между педагогом в образовательном процессе, направленный на помощь субъекту обучения в формировании и развитии его знаний, умений и способностей, необходимых для успешного профессионального самоопределения, а также чувства уверенности в себе, в своих возможностях.

На данный момент модель педагогической поддержки, разработанная в школе обеспечивает: формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии (развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся; формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения; создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями; информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии, в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах.

В школе реализуется программа профориентации на уровне основного общего образования. В рамках этой программы рассматриваются три основных направления оказания подростку помощи по проектированию и реализации дальнейшего образовательно-профессионального маршрута.

Первое направление предусматривает работу педагога –психолога, обеспечивающего психолого-педагогическое сопровождение процесса. Такое сопровождение не сводится к привычным педагогическим ролям классного руководителя, воспитателя, по организации мероприятий по профессиональной ориентации подростков и предпрофильного обучения. Данный вариант привлечения специалистов предполагает их ключевую роль при создании индивидуально-образовательно-профессионального маршрута.

Второе направление — выделение координатора по профориентационному взаимодействию в рамках школы в целом и определение исполнителей отдельных элементов работы по профориентационной деятельности.

Третье направление предполагает профориентационную работу в сети организаций общего и дополнительного образования, использующих для этой цели кадровые и материально- технические ресурсы, общеобразовательный и профориентационный потенциал. Особое внимание уделяется дистанционному взаимодействию различных образовательных организаций с использованием телекоммуникационных средств.

Программа предусматривает следующие нововведения в воспитательно- образовательный процесс:

– изучение региональных и муниципальных приоритетов рынка профессий;

– организацию системы проектирования и реализации профориентационных элективных курсов, значимых для разработки персонального образовательно-профессионального маршрута;

– создание у учащихся профориентационно значимого социального опыта в ходе организации проектно-исследовательской деятельности, социальных практик и профессиональных проб;

– интеграцию ресурсов школы и учреждений дополнительного образования, привлечение других социальных партнёров;

– информационно-справочную и просветительскую работу для оказания помощи в социально-профессиональном самоопределении и расширения изначальных возможностей каждого обучающегося;

– регламентирование применения декларативно-агитационных, рекламных, диагностико- консультационных инструментов, используемых педагогами, психологами по правовой защите обучающихся с расширением применения средств психологической и морально-эмоциональной поддержки обучающихся;

– организацию взаимодействия педагогов, реализующих профориентационную работу, с родителями;

– привлечение ресурсов дополнительного образования, совместное участие в подготовке и проведении внеурочных мероприятий: тематических вечеров, диспутов, семинаров, конференций, предметных недель, посещение музеев, театров, выставок, объектов территориального производственного окружения.

Программа реализуется в два этапа. На первом этапе, в 5–7 классах, происходит формирование у подростков профессиональной направленности; осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Второй этап Программы, этап предпрофильной подготовки (8–9 классы), — это период развития профессионального самосознания, формирования у подростков личностного смысла в выборе направления образования, умения соотносить общественные цели выбора со своими идеалами, представлениями о ценностях и реальными возможностями.

1) специально организованное практическое знакомство с содержанием образовательной деятельности по тому или иному направлению;

2) информационная поддержка выбора профиля дальнейшего образования;

3) применение наиболее адаптированных в данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием. [3. 63.]

В результате изучения данного курса у школьников планируются следующие результаты:

– знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;

– представления о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;

– умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и путей продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

– умения ставить цели и планировать действия для их достижения;

– умения выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, выбор профессии, профориентационная работа, дополнительное образование, профессиональное самоопределение старшеклассников, будущая профессия, дальнейшее образование, образовательный процесс, профессиональный выбор, профессиональный труд.

Ключевые слова

Похожие статьи

Формирование профессионального самоопределения учащихся.

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности [2, 3.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях.

Ключевые слова: профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение, родители, профессиональное самоопределение, обучающиеся, мотивация, готовность педагогов, намерения, склонности, мотивы выбора профессии, профдиагностика.

Профориентация старшеклассников как основа выявления.

В процессе изучения личности школьника в целях профессионального самоопределения. Выбор профессии — это одно из важнейших

Ключевые слова: профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение, родители, профессиональное.

Актуальность профориентационной работы в образовательных.

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в.

Формирование профессионального самоопределения учащихся.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения

профессия, образовательное учреждение, профориентационная работа, обучающийся

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является.

Профессиональное самоопределение школьника.

Профессиональное самоопределение — это сложный процесс, имеющий свои особенности и этапы. Чем раньше он начинается, тем увереннее чувствует себя человек в профессиональном пространстве, тем легче протекает процесс выбора будущей профессии.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Ряд авторов указывают на сдвиг мотива на цель у старшеклассников в процессе профессионального самоопределения.

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору.

выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, родитель, класс, профессиональная ориентация обучающихся, профессиональное образование. Формирование профессионального самоопределения.

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность. Профориентационные методики в процессе выбора профессии.

Читайте также: