Журавлиная песнь башкирская легенда краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

На днях торжественно и ярко был открыт памятник-надгробие народной артистке СССР Зайтуне Агзамовне Насрет-диновой. Интерес к ее личности вспыхнул с новой силой, хотя, по сути, никогда не угасал. Зайтуну Агзамовну любили журналисты и с удовольствием писали, как она десятилетней девчонкой, не зная русского языка, уехала в Ленинград постигать искусство балета, о ее потрясающих успехах, о дружбе с Файзи Гаскаровым, о ее Зайтунгуль, Лауренсии, Одетте, Жизели, Эсмеральде… О том, как молодо она выглядит и со вкусом одевается… Даже о ее сиамском коте Тимофее, не любившем, когда его хозяйка разговаривает по телефону и его возмущение было слышно на другом конце провода… Все артисты балета относились к ней как к родному, близкому человеку.

Зайтуна Агзамовна долго держала верхний край цепочки башкирских балерин: так наглядно представлялась история национальной хореографии – вот Гузель Сулейманова, Гульсина Мавлюкасова, а вот истоки – Зайтуна Насретдинова. В общем-то, все так и осталось, потому что неизгладимы страницы большой и яркой книги башкирского балета, вписанные балериной и педагогом Зайтуной Насретдиновой.

Зайтуна Агзамовна Насретдинова не скрывала своего возраста. Да и кто мог подумать, что ей за восемьдесят! Стройная, подтянутая, с характерной балетной выправкой, которую и годам не вытравить, модно, со вкусом одетая, с идеальной прической… В чем секрет молодости? Не последнюю роль играли, наверное, стойкое душевное равновесие, сознание выполненного долга, доброта к людям. Не зря говорят: молодость учителя – в его учениках. Первая профессиональная балерина республики Зайтуна Насретдинова танцевала на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета 23 года. Ее лебединый полет был прерван в 1965 г., когда внезапно, в расцвете сил и творчества, ушел из жизни ее муж, друг, единомышленник, партнер по сцене Халяф Сафи-уллин. После его кончины она так и не появилась перед зрителями ни в одном спектакле. Но в театре была до последних своих дней – педагогом-репетитором. Ее подопечные танцуют в разных уголках планеты.

Начиналось все в далеком 1934 г. С думой о будущем национальном музыкальном театре молодой балетмейстер Файзи Гаскаров набрал группу одаренных детей для учебы в Ленинградском хореографическом училище. Семь девочек и семь мальчиков. Среди них – Зайтуна Насрет-динова и Халяф Сафиуллин. Ленинград обрушился на них совершенно незнакомым, сказочным миром. Поначалу трудно было ориентироваться в быту и житейских вопросах – в Уфе дети учились в башкирских школах и плохо говорили по-русски. Язык хореографии оказался для них более понятным и доступным, и оба окунулись в мир танца. Зайтуна Агзамовна всю жизнь с любовью и благодарностью вспоминала своих учителей – Наталью Александровну Камкову, Елену Васильевну Ширипину, Александра Викторовича Ширяева, Александра Афанасьевича Писарева. Зайтуна впитывала нутром, сердцем азы классики. И здесь, видимо, надо искать истоки особенностей ее балетной эстетики. Отвлеченные, строгие па она умела наполнять конкретными переживаниями, у нее открылся незаурядный драматический дар. Любую комбинацию движений она превращала в изящную мелодию.

Насретдинова и Сафиуллин сразу стали ведущими солистами. Педагогом-репетитором Зайтуны была Елена Константиновна Войтович. Бывшая балерина Мариинки, она много сделала для башкирского балета. Она же вдохнула в Зай-туну тот святой огонь искусства, который живет в душе настоящего Артиста. Не этим ли огнем Зайтуна Насретдинова сама зажигала такие звезды башкирского балета, как Фирдаус Нафикова, Леонора Куватова, Радик Зарипов, Лилия и Эльдар Валиевы, Юлай Ушанов, Людмила Шап-кина…

Насретдинова и Сафиуллин – Зайтун-гуль и Юмагул – создали поэтические, проникновенные образы героев старинной башкирской легенды. По сути, это классический балет, но он окрашен колоритом башкирского танцевального фольклора. Расставить национальные акценты Анисимовой вместе с Гаска-ровым помогал Халяф Сафиуллин. Башкирские мелодии Льву Борисовичу Степанову наигрывал на курае молодой Загир Исмагилов.

Во время похорон балерины произошло нечто потрясающее. Когда могильный холмик уже почти оформился, раздалось курлыканье журавлей. В ярко-голубом октябрьском небе все увидели журавлиный клин. Птицы на несколько секунд зависли над местом погребения, затем стали перестраиваться в цепочку и делать круги. Наконец, сделав большой круг, полетели к солнцу и скрылись в его лучах. Что это?! Журавли проводили в последний путь своего Вожака! На глазах у всех взметнулась в поднебесье душа балерины… Такой красивый финал журавлиной песни Зай-туны. Ее легенда продолжается…

В древности среди зауральских башкир жил один могучий батыр. Был у него конь сивый тулпар, который мог стремглав перенести хозяина, куда тот пожелает. Не было равного тому батыру по силе, храбрости и уму. Если на его родной край нападали враги, он беспощадно уничтожал их, защищая сородичей. К тому же, батыр был прославленным кураистом и певцом. Когда он, взобравшись на Ирендек, играл на курае, звуки его хорошо были слышны в окрестных аулах.

Сосватал ему отец невесту. Отдал ему сивого жеребца и егет отправился в дом тестя. Приехав, оставил жеребца своего на лугу. Утром, когда пришел за ним, услышал прекрасную мелодию. Устремился он в ту сторону, откуда доносились звуки. Притаившись стал наблюдать. На поляне кружилась в хороводе стая маленьких серых журавлей. В центре круга стояла журавушка. Стоило ей, взмахнув крыльями, начать мелодичное курлыканье, как маленькие журавли тут же присоединялись к ней. С упоением слушал егет звенящую мелодию журавлей. Боясь, как бы не забыть песню птиц, вскочил на коня и стрелой помчался в дом. Взял он свой курай и заиграл песнь.

- Откуда тебе ведома та удивительная мелодия? – спросил егета аксакал.

Егет поведал о случившемся. Взволновался народ. Как бы беда не нагрянула.

А старец промолвил:

- Это ведь песнь журавлей. Там, где они играют, суждено быть большому сражению, в котором много людей погибает, - говорили в старину наши деды.
Услышав это, батыр отправился к отцу.

И егет собрал войско, готовое к битве. Прошло немного времени и на землю напали чужеземцы. Егет поднял своих стрелков и пошли бить врагов.
Когда же бой стих, несколько дней праздновали победу. А напев, услышанный им от журавлей, с тех пор стал называться Журавлиной песнью. Озеро, у которого было побоище, называют Яугуль.


В древности среди зауральских башкир жил один могучий батыр. Был у него конь — сивый тулпар. Он мог перенести хозяина куда бы тот не пожелал. Не было равного этому батыру по силе, храбрости и уму.

Если па его край нападала вражеская рать, он беспощадно уничтожал врагов, защищая своих сородичей и родную землю. К тому же батыр этот был прославленным кураистом и певцом. Когда он, взобравшись на Ирендэк, играл на курае, звуки его курая были хорошо слышны в аулах, расположенных среди горных долин

И в самом деле, став юношей, он во всем походил на отца, и даже превзошел его. Как говорят в народе: что птенец в гнезде видит, то и в полете делает. Прославился джигит и игрой на курае.

Приехав, оставил жеребца своего на лугу, неподалеку от дома.

Утром, когда джигит пришел за жеребцом, он услышал удивитель­но прекрасную мелодию, так что застыл пораженный. Затем в нетерпении побежал в ту сторону, откуда доносились звуки. Приблизившись, притаился и стал наблюдать. На поляне, собравшись в круг, играла стая маленьких серых журавлей. В центре стояла журавушка. Стоило ей, взмахнув крыльями начать мелодичное курлыканье, как остальные тут же присоединялись к ней и принимались кружиться.

Джигит с упоением слушал звенящую мелодию журавлей, слушал до тех пор, пока не запомнил ее. Боясь, как бы не забыть песню птиц, вскочил на коня и стрелой помчался в дом тестя. Спешившись, он взял свой курай и заиграл журавлиную песнь. Собрался народ — и стар и млад.

— Откуда тебе ведома эта странная, удивительная мелодия? Уж не сам ли сложил? — спросил джигита один аксакал*.

— Нет, дедушка, — сказал джигит, — и поведал о случившемся. Взволновался народ: как бы беда какая не нагрянула. А старец ска­зал:

— Это ведь песнь журавлей. Там, где они играют, суждено произой­ти большому сражению, в котором много людей погибнет, — говорили в старину наши деды.

Услышав эти слова, батыр тут же отправился домой. Дома все, как есть, рассказал отцу.

— Да, сынок, в старину говорили, что там, где играют журавли, будет побоище, нагрянет на страну бедствие. Таких боев отец твой на своем веку повидал немало. Теперь я стар стал, силы во мне не те. Свое боевое снаряжение тебе вручаю, — сказал старый батыр. — Будь храбрым, не запятнай честь рода. Будь беспощаден к врагам-чуже­земцам и верен роду и родной земле, — только тогда будешь счастлив. Это мой тебе завет. А сейчас собери войско из самых надежных людей.

Молодой батыр бросил клич джигитам страны, собрал войско и был готов к битве.

И в самом деле, прошло совсем немного времени, и на землю его рода напали чужеземцы. Молодой батыр поднял своих стрелков, и те стали поражать врагов на расстоянии, видимом глазу.

Когда стихли бои, несколько дней подряд праздновали победу. Джигита прозвали батыром страны. А напев, услышанный им от журав­лей, с тех пор называется Журавлиной песнью. Озеро же, у которого было побоище, называют Яугуль**. Оно находится в Баймакском райо­не, в 10-15 километрах к югу от Сибая.

* Аксакал — почтенный старик.
** Яугуль — досл. Озеро-побоище (озеро-битвы)

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.


Раннее утро на лесной поляне. Юноша Юмагул, радуясь зарождающемуся дню, любуется природой. В небе пролетает стая журавлей, и Юмагул следит за их полетом, наигрывая на курае журавлиную песню. Услышав дивную мелодию, птицы спускаются на поляну и начинают танцевать. Юмагул присоединяется к их . Услышав шаги, все прячутся. Появляется Зайтунгуль, к ней из своего укрытия выходит Юмагул. Между ними происходит долгожданное объяснение в любви. Журавли окружают влюблённых и вовлекают в свой хоровод.

В отдалении слышатся звуки охотничьего рога. Журавли разлетаются, юноша и девушка скрываются. Как ураган врываются охотники под предводительством Арсланбая. Начинается охота на журавлей. Шум преследования затихает вдали.

Вышедшие из своего укрытия влюблённые находят подранка и помогают ему подняться в небо. Внезапно они сталкиваются с отцом Зайтунгуль Абраем и двумя приспешниками бая. Абрай в гневе разъединяет юношу и девушку: прельстившись богатством Арсланбая, он уже пообещал ему отдать в жёны свою дочь. Зайтунгуль умоляет отца не разлучать её с Юмагулом. Но Абрай неумолим и велит приспешникам силой увести дочь. Юмагул спешно созывает народ. Пришедшие люди не скрывают своего возмущения. Абрай и слуги Арсланбая испуганно уходят.

Старейшина успокаивает народ и ведёт всех к кочевью. Им преграждает путь Арсланбай со своей свитой: он пришёл, чтобы силой увести Зайтунгуль. Но старейшина останавливает его и требует исполнения старинного народного обычая — соревнования джигитов за право взять в жёны красивую девушку. Арсланбай вынужден принять вызов.

Действие второе

Картина вторая

Весело стекаются на площадь участники и зрители предстоящих состязаний. Приходит Арсланбай. Старейшина приводит Зайтунгуль. Она прощается со своими незамужними подругами.

Начинаются состязания, победителем в которых выходит Арсланбай. Но торжество победителя омрачает появление Юмагула. Юноша вызывает на поединок Арсланбая и одерживает победу над ним. Зайтунгуль счастлива, старейшина соединяет руки молодых. Но коварный Арсланбай ударом ранит Юмагула и, воспользовавшись всеобщим замешательством, уносит потерявшую сознание Зайтунгуль. Слуги Арсланбая оттаскивают тело раненого юноши в лес, подальше от возмущенного народа.

Появившийся журавль подхватывает с земли курай Юмагула и улетает, народ потрясённо смотрит вслед птице.

Картина третья

Кочевье Арсланбая. Идёт подготовка к свадьбе. Свахи одевают Зайтунгуль в свадебный наряд и уводят в юрту. Появляется Арсланбай с гостями, начинается свадебный пир. Захмелевший Арсланбай затевает танец и, совершив обряд выкупа невесты, выводит Зайтунгуль из юрты. Видя упорное нежелание невесты подчиниться его воле, он приходит в ярость и приказывает слугам наказать её плётками. В отчаянном порыве Зайтунгуль срывает с себя богатые украшения, подаренные Арсланбаем, и швыряет ему под ноги. В бешенстве Арсланбай бросается на девушку с ножом, но Абрай заслоняет дочь, и удар приходится прямо в сердце старика.

Внезапно налетевшая буря рушит всё вокруг и разметает людей. Воспользовавшись паникой, Зайтунгуль скрывается. Арсланбай со слугами бросаются в погоню за ней.

Действие третье

Картина четвертая

В глухом лесу томится привязанный к дереву раненый Юмагул. Прилетевшие ему на выручку журавли помогают юноше освободится от пут. В поисках возлюбленного, спасаясь от погони, прибегает Зайтунгуль. Арсланбай со слугами настигает её. Юмагул вступает в схватку с Арсланбаем и убивает его.

Влюбленные прощаются с журавлями. Юмагул достает курай, и лес оглашает мелодия журавлиной песни.

Дирижёр-постановщик заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан
Марат АХМЕТ-ЗАРИПОВ

Художник-постановщик
заслуженный деятель искусств России,
народный художник РБ,
лауреат премии им. М. В. Нестерова,
профессор
Рифхат АРСЛАНОВ

Читайте также: