Жизнь после школы проблемы профессионального самоопределения детей и подростков с овз

Обновлено: 05.07.2024

Существует два основных подхода в управлении и производственных отношениях – гуманистический и технократический.

С позиции технократического подхода, человек существует для государства, а его ценность зависит от той пользы, которую он приносит на своём рабочем месте. Смысл профориентационной работы заключается в подборе профессий с учётом типологических особенностей человека. Для решения этих задач оптимален типологический подход.

Феноменологический взгляд на человека, предложенный немецким психологом К. Ясперсом предполагает доверие к человеку, обращение к его здоровой и правильной сущности.

В современных условиях развитие профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается реализацией методологических основ ее построения, а именно:

- антропология, которая дает возможность выделить общее, особенное, единичное в формировании профессиональной ориентации, что приводит к реализации позиций личностно-своеобразного и индивидуального;

- идея стратегического уровня – о сетевом социальном партнерстве как наиболее актуальном варианте личностного взаимодействия субъектов профориентации на современном этапе развития.

Представленное методологическое единство оснований для формирования профессиональной ориентации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья дает возможность реализовать процедуры прогнозирования, построения и внедрения современных вариантов и моделей организации профессионального самоопределения в условиях сетевого социального партнерства. Структура данных моделей организации профессиональной ориентации представлена следующими элементами: профессиональной диагностикой, консультацией, обучением и воспитанием, просвещением.

Вопрос профессионального развития касается старших школьников с ОВЗ, они обеспокоены, но на практике решение этих вопросов после окончания коррекционной и инклюзивной школы решается сложно. В нашем исследовании мы указываем, что «беспокойство о своем будущем и отсутствие определенной перспективы; повышенная тревожность; недостаточное понимание своих возможностей; трудности в общении, а следовательно, и адаптации к социальной среде; гиперопека в семье или, наоборот, неприятие вины близких и ситуации в целом являются психотравмирующими факторами в самоопределении обучающегося с ОВЗ. В связи с этим одним из основных направлений работы педагогов и психологов является помощь им в планировании своей будущей профессии.

Причиной такого состояния исследователи считают отсутствие единой системы профессиональной ориентации, методические подходы, не отвечающие современным требованиям, консерватизм во внедрении инновационных технологий профориентации, в неготовности педагогов и психологов к работе с обучающимися с ОВЗ. Профессиональную ориентацию лиц с ограниченными возможностями здоровья можно определить как систему комплексных целенаправленных мероприятий (медицинских, психофизиологических, психологических, социально- экономических, педагогических и технических), обеспечивающих профессиональное самоопределение обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и современных тенденций на рынке труда.

Цель профессиональной ориентации - профессиональный выбор адекватный ограничениям жизнедеятельности лиц с ОВЗ и инвалидностью. Потребность в самоопределении, в том числе в выборе профессии является основной в социализации обучающихся, что мотивирует формирование отношений к окружающим и обществу в целом. Профессиональное самоопределение это принятие личностью решения о выборе будущей профессии, адекватное своим возможностям, способностям соответствующее современным реалиям жизни. Выделяют основные направления, требующие решения в процессе профессионального самоопределения: информационные, просветительские; диагностические; морально-эмоциональная поддержка; помощь в принятии решения. Задачи профориентации в школьный период включают: развитие профессиональных интересов, склонностей; осознание своих способностей и возможностей; сбор информации о доступных профессиях, о возможностях профессиональной подготовки и трудоустройства; выбор круга планируемых профессий, уровня и места профессионального образования. Специфика профессиональной ориентации подростков с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, определяется значимостью степенью ограничений жизнедеятельности и видов нарушений, что непосредственно влияет на формирование профессиональных компетенций. Особое место в данном вопросе отводится семье, играющей значительную роль в решении проблем профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ. Детям с 14 лет, при решении вопросов установления инвалидности, специалистами бюро медико-социальной экспертизы даются рекомендации на прохождение профориентации в образовательной организации или службе занятости, предлагаются адаптированные условия организации обучения, содействие в трудоустройстве, выносится заключение об отсутствии или наличии противопоказаний для обучения по программам профессионального обучения. При этом в индивидуальных программах реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в рекомендациях по трудоустройству определяются доступные виды и условия труда, трудовые действия (функции), выполнение которых будет затруднительным, предписания по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства ребенка-инвалида с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности и производственной адаптации. Основная особенность и сложность в проведении профориентационной диагностики для подростков с ОВЗ заключается в том, что она носит комплексный характер, включающий в себя медицинский, психофизиологический, психологический, педагогический, социальный аспекты, т.к. необходимо определение показаний и противопоказаний к профессиям.

Специалисты ФГБУ СПб НЦЭПР им. Г.А. Альбрехта Минтруда России в специальных школах Санкт-Петербурга оценив состояние профессиональной ориентации среди обучающихся и выяснили, что в последний год обучения планы по выбору профессии имели лишь у 47% выпускников и только у 28% они были относительно адекватны. Почти у всей группы исследуемых наблюдалась пеpеоценка своих возможностей, отсутствие pеального понимания путей своего пpофессионального становления. Эти данные свидетельствуют о неудовлетвоpительном состоянии пpофессиональной ориентации среди старшеклассников с ОВЗ.

Разумеется, последовательность профориентационной работы не линейна. Исследователь Н. Н. Дьяченко считает что, проблемы профориентации и профессионального воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осуществляется в два этапа:

1. Подготовка к выбору профессии (выделение конкретных задач, составление раскрытого плана профессионального воспитания, правильный подбор средств, полное изучение личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проведение экспериментов, выявление их профессиональных намерений, предварительное ознакомление с профессиями).

2. Выбор профессии (пробуждение профессиональных интересов, глубокое ознакомление с профессиями, производством, учебными заведениями, привитие любви к технике, к людям труда, профессиональное самоопределение).

При переходе в 9-й класс перед обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) стоит вопрос о выборе последующей формы обучения. В большинстве случаев в данной ситуации обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выбирает один из нескольких вариантов последующих действий:

2. Выбор наиболее престижной будущей профессии.

5. Неопределенный вариант.

Существующая система профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, в том числе их профессиональная ориентация претерпевают существенные изменения. Внедрение инновационных технологий обучения, в том числе в дистанционной форме в учреждениях профессионального образования требуют изменения подходов в формировании профессиональных компетенций обучающихся с ОВЗ. Профессиональная ориентация проводимая традиционным способом через тестирование требуют использования новых информационных технологий (презентации, кейс-технологии, технологии творческих мастерских, реконструкция и т.д.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос реализации лиц с ОВЗ своего права на профессиональную ориентацию, которая для них имеет большее значение, чем для лиц без ограничений здоровья. Ведь, как уже указывалось выше, у многих лиц с ОВЗ наблюдается меньшая информированность о профессиях, но самое главное - цена ошибки при профессиональном самоопределении выше, ведь переучиваться им будет существенно сложнее. И здесь важно, чтобы такие ребята чувствовали себя полноправными членами общества и имели такие же возможности учиться, сдавать экзамены и определяться на своем профессиональном пути, как и их здоровые сверстники. Важно также отметить, что большинство детей и подростков с ОВЗ, имеющих возможность выполнять какую-либо социально значимую деятельность на профессиональном уровне, не всегда имеют представления о сферах доступной для них деятельности, либо не адекватно оценивают свои возможности при выборе деятельности, либо вообще не хотят что-либо делать, занимая иждивенческую позицию.

Основными проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

затруднение процесса социализации;

социально-психологическая ограниченность, непродуктивные контакты с окружающими;

критический уровень качества жизни.

В связи с этим трудности формирования профессионального самоопределения могут возникать у них не только в силу объективных обстоятельств, обусловленных наличием ограничений здоровья, но и по ряду субъективных факторов: отсутствия ясных жизненных перспектив и четких профессиональных планов; неадекватной самооценки и недостаточно сформированной способности оценивать свои личностные, профессиональные качества, способности и возможности; неготовности к преодолению трудностей, возникающих в сфере межличностных отношений и т.д.

Итак, профессиональное самоопределение личности является составной частью общего процесса самоопределения и характеризует личностную, профессиональную и социальную зрелость личности. Профессиональное самоопределение определяется как Я-концепция человека, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социокультурных условиях.

Проблема формирования профессионального самоопределения личности является одной из важнейших научно-практических проблем, поскольку она встает на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного возраста. Многие выпускники школы выбирают профессию случайно, оказываясь не в состоянии сколько-нибудь мотивированно обосновать свой выбор. Но даже мотивированный выбор своей будущей профессии не всегда гарантирует успешность профессионального самоопределения.

Необходимым условием в формировании профессионального самоопределения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является их желание получать помощь в разрешении вопросов, которые обусловлены именно психологическими причинами и готовностью принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы этой ответственности варьируют от высокой активности и самостоятельности до инфантильности и полной психологической зависимости от других. И, поскольку, инфантильность является распространенной чертой подростков с ограниченными возможностями здоровья, в ходе работы по профориентации необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.

Можно выделить следующие проблемы, с которыми сталкиваются дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального самоопределения:

дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья не всегда знают свои возможности и ограничения, зачастую, неадекватно себя оценивая;

из-за ограниченности в познании окружающего мира зачастую у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья недостаточно сформированы представления о видах профессиональной деятельности, о профессиях и их требованиях к сотруднику;

дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья не всегда имеют достаточной информации о возможностях профессиональной подготовки в своем регионе, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее конкурентоспособных профессиях на региональном уровне;

профессиональная ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство подростков с ограниченными возможностями здоровья из-за высокой конкуренции на рынке труда;

дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья не имеют возможности проконсультироваться и получить помощь в планировании профессионального самоопределения и выбора будущей профессии;

составление профессиональных планов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.

дети и подростки с ОВЗ социально плохо адаптированы, у них не всегда сформированы необходимые социальные навыки;

уровень активности снижена у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: они проявляют инфантильность и имеют иждивенческую позицию по отношению к обществу;

у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья часто не сформирована готовность к труду и трудовая установка.


В жизни каждого человека работа занимает важнейшее место. Выполнение любой работы связано с использованием специальных знаний, умений навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. С определения у себя этих качеств и начинается для каждого человека его профессиональное самоопределение.

Профориентация — это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения воспитанников. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих обучающихся в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Для того чтобы профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них положительную мотивацию, активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки обучающимися своих психофизиологических особенностей.

У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовность к профессиональному самоопределению находится на крайне низком уровне. Это связано с их индивидуальными и психофизиологическими особенностями развития. Помимо нарушений интеллектуального развития у данной категории детей имеются нарушения в работе опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не всегда адекватно оценивают себя, у них зачастую отсутствует само регуляция и самоконтроль, на низком уровне стремление к обучению и самообразованию. В связи с этим, профориентационная работа с ними строится с учетом индивидуальных особенностей.

Целью профориентационной работы лицами с ОВЗ является оказание помощи и подбор видов и направлений профессиональной деятельности, максимально соответствующих физическому и психическому развитию, функциональному состоянию отдельных органов и систем, состоянию здоровья в целом и одновременно отвечающим интересам, способностям человека, потребностям рынка труда.

Из выше сказанного вытекают нижеследующие задачипрофориентационной работы с обучающимися с ОВЗ:

− развитие обще трудовых качеств и навыков;

− расширение границ самопознания, предоставление информации о мире профессий, о путях профессиональной подготовки;

− формирование способности соотносить индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации;

− формирование установок на труд и позитивного отношения к труду, мотивационной готовности к труду, к выполнению профессиональных функций, определенных видов деятельности.

Профориентационная работа проводится поэтапно и по классам:

− 1 этап (1–4 кл.) — формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в обществе; развитие интереса к трудовой деятельности.

− 2 этап (5–7 кл.) — работа, направленная на осознание обучающимися личных интересов, понимание общественных ценностей; создание представлений о профессиях.

− 3 этап (8–9 кл.) — развитие положительной мотивации к профессиональному самоопределению, умения адекватно оценивать свои возможности в соответствии с требованиями избираемого вида деятельности.

− 4 этап (10–12 кл.) — оценка готовности к избранной деятельности.

На первом этапе формирования профессионального самоопределения у детей с ОВЗ особых расхождений с нормой не наблюдается. Сложности начинаются в период формирования основных компонентов профессионального самоопределения — профессиональной направленности и профессионального самосознания, когда перед обучающимися встаёт проблема соотнесения своих интересов, способностей, представлений со своими реальными возможностями. Профессиональная направленность и самосознание обучающихся с ОВЗ имеет свои особенности. Проблему развития направленности личности следует рассматривать с позиции формирования системы относительно постоянных, доминирующих мотивов поведения, устойчивых профессиональных интересов, самооценки, положительного отношения к трудовой деятельности.

Важнейшим направлением социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью.

Большое значение в формировании готовности войти во взрослую жизнь, в том числе и профессиональную, имеют:

− развитость мотивов, так как это главный источник активности человека, и они лежат в основе направленности личности;

− нравственные установки;

− становление и развитие интересов и способностей, то есть потребности в определенных знаниях, видах деятельности и индивидуальных психологических особенностей личности.

Для характеристики готовности обучающихся к трудовой деятельности приняты следующие критерии:

Критерий информированности — предполагает знание обучающимися содержания, условий работы, результатов труда по различным профессиям, о своих интересах, склонностях, качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического развития, особенностях ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, темперамента, характера, а так же о требованиях различных профессий к вышеперечисленным качествам и особенностям человека.

Критерий мотивационно-потребностный — предполагает освоение обучающимися труда как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда вообще, мотивы выбора профессии, наличие у обучающихся интересов и сочетание труда с его материальным вознаграждением.

Критерий деятельностно-практический — предполагает овладение обучающимися умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие у обучающихся коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана дальнейшей жизни, труда и профессионального обучения.

Вышеперечисленные критерии служат ориентиром и воспитателям и воспитанникам. Зная эти критерии, воспитатели в своей воспитательной деятельности формируют у обучающихся те качества личности, которые помогут им выбрать профессию и определиться в жизни. Обучающимся же любого возраста, знание этих критериев дает возможность иметь представление о самом себе, своих умениях, интересах, притязаниях и возможностях, ограничениях и их причинах.

Существенным компонентом интереса к выбору профессии выступает мотив. Обучающиеся могут мотивировать свой интерес к той или иной профессии. А для выявления мотивов выбора профессии целесообразно проводить тестирование.

В систему профориентационной деятельности входит также и работа с родителями по подготовке обучающихся к правильному выбору профессии. Семья в профессиональном становлении ребенка играет важную роль на протяжении всего периода взросления.

Серьёзная проблема, с которой сталкиваются выпускники школы-интерната — это выбор будущей профессии. Очень важно выпускников подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать её качественно, но для этого необходимо, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Одной из функций школьного образования должна стать подготовка обучающихся к жизни в условиях реального мира. Выпускники должны понимать, какие задачи встанут перед ними, что они способны сделать в ответ на ожидания общества. В решении важнейших задач социальной реабилитации и социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы в специальной коррекционной школе.

В процессе обучения производительному труду обучающийся специальной коррекционной школы приобретает знания, умения, навыки, использует их на практике. Обучение труду способствует созданию наиболее благоприятных условий для коррекции имеющихся недостатков мыслительной деятельности, высших психических функций, физическому и эстетическому развитию. Таким образом, обучение труду в специальной коррекционной школе не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире, и влияние на дальнейшую судьбу обучающегося неизмеримо больше.

Трудовая и профессиональная подготовка в процессе обучения и воспитания в условиях нашего реабилитационно-образовательного центра рассматривается как одно из основных средств реабилитации и адаптации к жизни и в обществе.

Трудовая подготовка осуществляется в три этапа.

Первый этап — дополнительное образование, проводится в режиме занятий в кружках и секциях. Во время первого этапа дается представление о трудовой деятельности, на этом уровне осуществляются мероприятия по раннему развитию трудовых навыков, развивается интерес к различным видам трудовой деятельности, проводится обучение элементарным навыкам работы; выявляется область интересов склонностей и творческих способностей обучающихся.

Второй этап — допрофессиональная трудовая подготовка. На этом этапе осуществляется совершенствование ранее полученных навыков и профессиональной направленности трудовой деятельности. Прохождение этого этапа организовано на уроках трудового обучения. Учителя трудового обучения используют специальную терминологию, формируют специальные умения и навыки при работе с материалами и инструментами. Учат детей соблюдать технику безопасности

Третий этап — профессиональное обучение. Для организации этого этапа в центре функционирует отделение профессиональной подготовки, где обучение организовано для обучающихся имеющих:

− основное общее образование:

− среднее (полное) общее образование;

− для выпускников специальных (коррекционных) образовательных школ.

Выбор профессии обуславливается индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся

Основными документами, на основании которых осуществляется профессиональная подготовка, являются стандарты профессионального образования, перечень рекомендуемых профессий. Программы составлены и адаптированы на основании учебной программы для подготовки в общеобразовательных учреждениях России квалифицированных рабочих по профессиям: оператор ЭВМ, швея, переплётчик, вышивальщица.

Трудовое обучение также является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работе. С помощью разнообразных средств коррекционно-воспитательной работы компенсируются многие недостатки, и формируется готовность к доступным видам труда.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора выпускником профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая возможности для самореализации.

Работа по профориентации направлена на поиск выпускником своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей. Выпускники школы-интерната склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.Безусловно, выбор профессии остаётся за воспитанниками, однако школа-интернат, центр должны способствовать тому, чтобы этот выбор был сделан правильно.

  1. Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб.: Питер, 2009.
  2. Гордиевская Е. Профессиональная проба в процессе профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство их профессионального самоопределения.
  3. Григорьева М. Р. Подросток в мире профессий Дата издания: 2009.
  4. Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы. // Трудовое обучение во вспомогательной школе. — М., 1988.
  5. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
  6. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 1: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.
  7. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 2: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. В. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009
  8. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод. пособие / под ред. Е. М. Старобиной. — М., 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, трудовое обучение, этап, профессиональная направленность, профориентационная работа, специальная коррекционная школа.

Похожие статьи

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале.

профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, трудовое обучение, этап, профессиональная.

Профессиональное самоопределение обучающихся.

В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся.

Формирование профессионального самоопределения.

. профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, трудовое обучение, этап, профессиональная направленность, профориентационная работа.

Формирование профессионального самоопределения.

Организация профессиональной ориентации учащихся. профориентационная работа, учащийся, сельская школа, школа, выбор профессии, профессиональная ориентация, городская школа, профессиональное самоопределение, класс, профессия.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность.

Особенности профессионального самоопределения. профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность.

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками.

Профессиональная деятельность является очень важным направлением в жизни каждого человека, а особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В нее входят мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение учащихся.

Система работы по организации сопровождения.

профильное обучение, профессиональное сопровождение, Ресурсный центр, профессиональное самоопределение, профессиональное самоопределение обучающихся, выбор профессии.

Трудности профессионального самоопределения подростков

профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, трудовое обучение, этап, профессиональная.

Актуальность профориентационной работы в образовательных.

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир.

Похожие статьи

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале.

профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, трудовое обучение, этап, профессиональная.

Профессиональное самоопределение обучающихся.

В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся.

Формирование профессионального самоопределения.

. профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, трудовое обучение, этап, профессиональная направленность, профориентационная работа.

Формирование профессионального самоопределения.

Организация профессиональной ориентации учащихся. профориентационная работа, учащийся, сельская школа, школа, выбор профессии, профессиональная ориентация, городская школа, профессиональное самоопределение, класс, профессия.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность.

Особенности профессионального самоопределения. профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность.

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками.

Профессиональная деятельность является очень важным направлением в жизни каждого человека, а особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В нее входят мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение учащихся.

Система работы по организации сопровождения.

профильное обучение, профессиональное сопровождение, Ресурсный центр, профессиональное самоопределение, профессиональное самоопределение обучающихся, выбор профессии.

Трудности профессионального самоопределения подростков

профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, трудовое обучение, этап, профессиональная.

Актуальность профориентационной работы в образовательных.

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир.


В статье указаны проблемы профессионального самоопределения выпускников 9 классов с ОВЗ. И как эти проблемы можно решить на базе ОУ, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы.

Содержимое разработки

ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Тема профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья весьма актуальна для психологии, социальной педагогики и практики социального обслуживания. Проблемой профориентации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья занимались такие ученые, как А.А .Дыскин, В.В. Коркунов, И.И. Мамайчук, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, А.М. Щербакова, Л.М. Шпицина.[3]

Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов, особенно родителей, что порой значительно усложняет ситуацию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья– это дети от 0 до 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования, трудовой деятельности и социализации в целом.

Специальные условия – это необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.[2]

Социальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности:

1. Выбор образовательного учреждения.

2. Подбор образовательных программ и методик.

3. Личностно-ориентированный процесс обучения.

4. Психолого-медико-социальное сопровождение.

5. Предпрофессиональное и профессиональное самоопределение в целях социальной интеграции и самореализации личности.

Для того, чтобы выпускник профессионального учебного заведения, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы предпрофессионального ориентирования, которая может проходить в форме викторин, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, выполнения простых трудовых операций, выступления ребенка в роли помощника взрослых специалистов – дворников, сантехников, вахтеров, санитарок и других.

Эффективность профориентации, зависит от правильной работы специалистов, в ходе которой учитывается не только нозология, но и возраст ребенка с ограниченными возможностями и формы взаимодействия с родителями, профессиональные предпочтения которых в отношении к ребенку не всегда сходятся с интересами самого ребенка.

Специалисты сходятся в том, что профориентационная подготовка является одним из важнейших средств интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Это сложная, многогранная работа. Ее следует начинать как можно раньше, как только положение человека позволяет думать о выборе профессии. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья она должна охватывать учеников во всех типах учебных заведений. Задача профориентации – установить наиболее подходящие для лиц с ограниченными возможностями здоровья виды работы и позволить им выполнять работу в соответствии с их знаниями и умениями. В ходе профориентационной работы необходимо учитывать личные желания каждого человека и основываться на наиболее тщательной оценке профессиональных склонностей и конечно же медицинском диагнозе субъекта профессионального выбора.

1. Предварительный – решаются следующие задачи:

- формирование установок на труд и позитивное отношение к труду;

- развитие общетрудовых и предпрофессиональных качеств и навыков;

- формирование базовых ценностей, норм и правил профессионального поведения;

- формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки относительно выбираемой профессии с учетом медицинских показаний и противопоказаний в отношении предварительно сделанному профессиональному выбору.

Данный этап начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом, то есть, когда у ребенка завершается процесс развития рефлексии. Для реализации данного этапа подключаются все педагоги школы: классные руководители, воспитатели, учителя технологии.

2. Диагностический – включает в себя задачу по выявлению индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ребенка к освоению тех или иных видов трудовой и/или профессиональной деятельности с учетом характера его индивидуальных особенностей. Реализует данный этап педагог-психолог нашей школы, она подбирает адекватные, адаптированные для детей с ОВЗ методики и опросники.

3. Третьим этапом является формирующий, на котором происходит:

- развитие установок и мотиваций к рекомендуемым с медицинской точки зрения видам трудовой деятельности;

- развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показанных видах деятельности;

- сглаживание и ликвидация неадекватных установок на освоение не рекомендованных с психологической и/или медицинской точки зрения профессий и специальностей (что требует совместных усилий родителей, воспитателей, психологов и других специалистов и проявления особого такта в беседах, затрагивающих эту, порой болезненную для ребенка тему). На протяжении нескольких лет на этом этапе подключаем медицинский персонал, специалистов Городского Центра занятости: психологи, социологи.

В рамках Программы воспитания и социализации в ОУ реализуется социальный проект.

Участники проекта: обучающиеся 9 класса

Цель проекта: Включение обучающихся в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был личностно значимым для подростка.

Обогащение представлений детей о мире профессий;

Выявление интересов, склонностей, способностей;

Развитие свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности;

Стимулирование размышления детей о перспективах личностного и профессионального самоопределения;

Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков;

Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.

Планируемые результаты:

У обучающихся должны быть сформированы следующие знания:

- о видах профессий;

- о медицинских и профессиональных требованиях;

- о повышении квалификации и профессионального роста;

- о состоянии рынка труда.
В течение учебного года 9 классники посещали Городской Центр занятости. Специалисты Центра социологи и психологи проводили с обучающимися анкетирование, тестирование, компьютерную диагностику, были организованы встречи с людьми востребованных рабочих специальностей.

Задачи курса:

Цели программы:

• Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ОВЗ;

• Повысить компетентность обучающихся в области планирования карьеры;

• Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

1. Аверчиев, Ю. П. О совершенствовании трудового обучения воспитания и профориентации школьников Текст. / Ю. П. Аверчиев // Школа и производство. 1978. -№ 5. - С. 16-21.

3. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во

вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1966.

4. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.

5. Поставская В. А. Воспитание самостоятельности на уроках

естествознания. Учпедгиз. 1953.

6. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомог.школе / Под ред. Шиф Ж.И., Петровой В.Г., Головиной Т.Н.; Науч.-исслед.ин-т дефектологии Акад.пед.наук СССР.-М. :Педагогика, 1979.-176с.

7. Федосов С. Г. Трудовое обучение в 9 классе вспомогательной школы с учетом технологии базового предприятия. //Дефектология. 1987. N4.


-75%

Люди с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ОВЗ – это лица с рождения до 18 лет, у которых диагностированы отклонения и патологии физического и (или) психического развития, требующие специальных условий для получения среднего образования, а также социализации и труда.

  • Выбор специальной школы или инклюзивного класса в обычной.
  • Определение индивидуальных программ и методик учебно-воспитательного процесса.
  • Обучение с ориентацией на личность.
  • Психологическая поддержка и медицинское сопровождение.
  • Самоопределение (предпрофессиональное и профессиональное), позволяющее интегрироваться в социум и самореализоваться.

Профессиональное самоопределение детей с ОВЗ имеет огромное значение. При наличии проблем со здоровьем правильный выбор вида деятельности особенно важен, так как некорректные установки и стереотипы у подростков с инвалидностью могут спровоцировать:

  • депривацию (снижение возможности удовлетворения базовых потребностей);
  • социальную дезадаптацию;
  • ухудшение состояния здоровья.

Чтобы ОВЗ выпускника школы не стали непреодолимой преградой для его успешности и конкурентоспособности, нужно прямо с первого класса приступать к формированию у него профессиональной мотивации. Для этого следует активно внедрять в учебно-воспитательный процесс систему предпрофессионального ориентирования, которая предполагает проведение экскурсий и викторин, сюжетно-ролевые игры, а также привлечение учащегося к выполнению простейших трудовых действий на правах помощника взрослого специалиста.

Результативность профориентации инвалидов, в первую очередь, зависит от качества работы педагога и психолога. Они должны не только учитывать особенности конкретной нозологии и возраст ребенка с ОВЗ, но и взаимодействовать с его родителями или опекунами, которые могут навязывать ему свое мнение касательно профессиональных предпочтений, не учитывая при этом его пожеланий, возможностей и способностей.

Задачи профориентолога

Психологи утверждают, что люди со врожденными либо приобретенными в младенчестве нарушениями развития зачастую имеют и психологическую травму. Осознание собственной дефектности и сопутствующих ей физических ограничений порождает неадекватность самооценки, ранимость, уход в маргинальность, отказ от общения. Усиливает и закрепляет негативные социальные установки уже обретенный ребенком (подростком) отрицательный опыт коммуникации со здоровыми одногодками либо взрослыми, которые демонстрировали свое превосходство и всячески подчеркивали неполноценность человека с инвалидностью. В результате человек с ОВЗ попадает в ловушку общественной изоляции.

В процессе проведения профориентационных мероприятий для детей с ограничениями трудоспособности профориентолог решает такие задачи:

  • устанавливает характер и степень выраженности патологии;
  • изучает особенности и возможности интеллекта и психофизиологии ребенка;
  • определяет доступные виды занятости;
  • учитывает индивидуальные способности и интересы при выборе профессии.

Известно, что окончательно с видом деятельности человек определяется лишь в зрелом возрасте. Менять его в эти годы многим очень сложно. Еще тяжелее исправлять ошибочный выбор людям с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, как уже упоминалось, качественную профориентацию детей с ОВЗ необходимо проводить уже в школьном возрасте, начиная с 1-го года учебы. В период получения среднего образования такие учащиеся нуждаются в адекватной помощи с самоопределением. Профориентолог должен не навязывать ребенку свою точку зрения, а подталкивать его ко всестороннему анализу разных профессий и принятию осмысленного решения на основе самостоятельно сделанных выводов.

Направления профориентации для детей с инвалидностью

В общеобразовательном заведении с инклюзией профориентацией детей с ОВЗ обязаны заниматься сотрудники службы психолого-медико-педагогического сопровождения. Желательно, чтобы их работа предусматривала активное взаимодействие с социальными партнерами – например, с общественными организациями людей с инвалидностью.

Профориентация лиц с ОВЗ должна проводиться комплексно, охватывая сразу несколько направлений: диагностическое, просветительское, коррекционное и консультативное. Рассмотрим подробно каждое из них.

Диагностическое

При разработке рекомендаций к выбору профессии нужно исходить из степени интеллектуальной и физической трудоспособности, состояния сенсомоторной и эмоционально-волевой сфер личности, уровня развития речи и коммуникативных навыков. Чтобы определить виды деятельности, посильные ребенку с ОВЗ, надо узнать его способности и интересы. Для этого применяют опросники и подобные диагностические методы. С их помощью можно выявить:

  • степень готовности к самоопределению;
  • мотив выбора рода занятий;
  • профессиональные увлечения учащегося.

Кроме того, необходимо тщательно изучить соотношение физических ограничений с видами труда. К примеру, детям с нарушениями слуха не стоит выбирать профессии, связанные с обязательной словесной коммуникацией, опорой на слуховое восприятие и вестибулярный аппарат. В процессе профориентации нужно обязательно учитывать показания и противопоказания врача к условиям работы.

Просветительское

Умение удачно выбирать профессию не появится у детей с ОВЗ само по себе. Для его формирования нужно внедрить в программу подготовки учащихся 5-12 классов блок правовой информации. Им следует четко знать и понимать, что у них есть неотъемлемое право на медицинскую, психологическую, педагогическую, социальную помощь, а также содействие в адаптации в социуме. Также подросткам с инвалидностью потребуются актуальные данные о состоянии рынка труда, требованиях работодателей и рабочих обязанностях.

Если нарушения зрения у школьника не сопровождаются проблемами с психикой и мышлением, ему следует рекомендовать профессии, раскрывающие интеллектуальный потенциал и творческие способности. Некоторые люди с плохим или отсутствующим зрением, но с хорошим слухом получают музыкальное образование, после чего устраиваются настройщиками инструментов, аккомпаниаторами и вокалистами. При наличии соответствующих склонностей можно пробовать себя в скульптуре и резьбе по дереву. Если нет проблем с коммуникацией, желательно обратить внимание на профессию преподавателя. Проживающие в поселках и селах могут заняться землеустройством, пчеловодством, овощеводством, садоводством, агрономией.

К сожалению, сегодня учащихся школ для слепых и слабовидящих ограничивают весьма скудным набором видов профессиональной деятельности. В будущем им предлагают освоить массаж, заниматься переплетными, картонажными, электромонтажными и машиносборочными работами; кройкой по лекалам, шитьем, плетением и вязанием; ручной обработкой металла и пластмассы (резать, плавить, штамповать и так далее); расфасовкой, укладкой и упаковкой различных заготовок, полуфабрикатов и готовых продуктов, а также наклейкой ярлыков.

Коррекционное

В рамках профориентации с детьми с ОВЗ обязательно должна проводиться коррекционная работа. Ее основная задача – обеспечить им максимальные самостоятельность и независимость при выборе профессии, способствовать разумному и осознанному самоопределению. Ребенку с инвалидностью нужно помочь в освоении доступных ему видов занятости, учитывая его предпочтения и естественные склонности.

Коррекция в целом направлена на развитие сенсомоторной базы высших функций психики (исправление недостатков внимания, восприятия, зрительно-двигательной координации, моторики пальцев рук, наглядно-действенного мышления), получение и усовершенствование навыков предметно-практической деятельности. Все это необходимо для чувственного познания действительности и адекватной социализации. Кроме того, грамотная коррекция помогает детям с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями понять, что выбор профессии следует делать, основываясь на собственных возможностях и актуальных потребностях общества.

Консультативное

Обязанность педагога, работающего с детьми с инвалидностью, – консультировать их в процессе выбора факультативных занятий, кружков и спортивных секций, обучающих курсов, характера работы в исследовательской деятельности. Для реализации этого направления также можно задействовать различные внеурочные формы, а также опираться на программы школьных предметов, не забывая о междисциплинарных связях.

Формы профориентации для детей с ОВЗ

Не существует универсальных форм, приемов и методов профориентационной работы с учащимися с инвалидностью. Они разрабатываются и подбираются с учетом таких факторов: характер патологии, тяжесть заболевания, личные и возрастные особенности. Ознакомиться с ними можно в сборниках методических материалов и авторских программах профориентации для детей с ОВЗ.

Объединяют их задачи:

  • создание оптимальных условий для профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • активизация личного участия детей с инвалидностью в прогнозировании собственного будущего;
  • побуждение школьников к знакомству с разными профессиями.

В результате учащиеся получают:

  • возможность самостоятельного выбора и анализа информации;
  • базовое и углубленное (согласно возрасту) понятие о сферах деятельности и профессиях – фундамент для самоопределения;
  • умение самостоятельно решать, кем стать;
  • инструменты для самопознания и возможность определять с их помощью наличие у себя способностей и талантов, которые необходимы для той или иной профессии;
  • навыки выполнения практических элементов некоторых видов деятельности;
  • возможность тренировать умение работать индивидуально и в составе команды.

Подходы к профориентации для разных нозологических групп

Программа профориентационной работы с детьми с ОВЗ должна учитывать особенности ее организации и разницу в подходах зависимо от нозологий. Формы занятий для ребенка с проблемами со зрением будут существенно отличаться от тех, которые используются для школьника с глухотой. Кроме того, важно принимать во внимание наличие других особых физических и интеллектуальных потребностей каждого учащегося, опираться на уровень его общего развития.

У большинства детей с ОВЗ имеются психологические барьеры, комплексы, которые серьезно мешают им в самоопределении. Чтобы профессиональная ориентация принесла максимальный результат, нужно сглаживать или устранять их. Предлагаем ознакомиться со способами коррекции психологических особенностей, которые чаще всего наблюдаются у школьников, страдающих нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также различными соматическими заболеваниями.

Нарушения слуха

Профессиональная ориентация детей с ОВЗ, которые страдают нарушениями слуха, предусматривает сопутствующее решение таких задач:

  • снижение уровня или устранение тревожности и борьба со стрессом;
  • развитие коммуникативных способностей и уверенности в себе;
  • выработка позитивного отношения к себе и оптимизма в перспективах трудоустройства;
  • развитие тех качеств личности и черт характера, которые потребуются для достижения успеха в выбранном виде деятельности;
  • содействие адаптации в социуме, самоорганизации и самоопределению;
  • тренировка логического и критического мышления.

Нарушения зрения

Психологические особенности Способы коррекции
Ограниченность общения со здоровыми сверстниками, обусловленная сложностями в коммуникации и выстраивании отношений с ними. Недостаточность социализации. Профессиональная ориентация должна содержать элементы тимбилдинга. Еще лучше, если работа над командообразованием и организацией коллективной деятельности станет подготовкой к ней. Следует приобщать к профориентации зрячих учащихся, чтобы они помогали своим слепым или слабовидящим одоклассникам.
Трудности восприятия информации и обмена ею. Компенсация сложностей в получении и передаче информации с помощью электронных технологий (смартфоны, планшеты, ноутбуки). Проведение в рамках профориентации тренингов социально-психологической направленности для совершенствования навыков общения, формирования коммуникативной компетентности, а также развития эмоционального интеллекта.

При профессиональной ориентации детей с проблемами со зрением нужно обязательно развивать их коммуникативные навыки и воспитывать позитивное самовосприятие. Цель: достичь позиционирования себя как полноценного человека, который хочет и может учиться и трудиться (такое намерение годится для любой нозологической группы). Педагог также должен активно содействовать сплочению коллектива учащихся, в котором присутствуют слабовидящие дети, формированию в нем доброжелательных отношений и дружбы, помогать ребятам с ОВЗ адаптироваться среди сверстников. Кроме того, необходимо акцентировать внимание школьников на понимании инвалидности, прививать толерантность к физическим и интеллектуальным ограничениям не только у одноклассников, но и у других людей.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Проблемы с эмоциональной сферой и коммуникацией, некоторые особенности интеллектуального развития чаще всего не мешают детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата иметь высокий уровень эрудиции и весьма неплохо учиться. Основываясь на сохранных функциях психики, талантах, склонностях и предпочтениях, совершенствуя навыки общения, эмоциональный интеллект, активность в социуме и творческую самостоятельность, можно восполнить дефицит личностного формирования и достичь успеха в профессиональной ориентации подростков, относящихся к этой нозологической категории. В результате им будет легче сделать выбор оптимального вида деятельности и трудоустроиться, последовательно пройдя все этапы этого процесса: анализ информации, планирование дальнейших шагов (например, обучение), освоение подходящей профессии, поиски вакансий, прохождение собеседования, адаптация в коллективе.

Соматические заболевания

Подводя итоги

Профориентационная подготовка – одно из самых важных средств интеграции ребенка с ОВЗ в социум и адаптации в нем. Наличие у учащихся физических и/или интеллектуальных, психических ограничений делает эту работу довольно сложной. Поэтому приступать к ней нужно как можно раньше – как только состояние и возможности школьника позволят размышлять о том, кем он хочет стать в будущем. Профессиональной ориентацией должны быть охвачены ученики с инвалидностью в учебных заведениях всех типов и форм собственности. Ее основная задача – определить оптимальные для подростков с ОВЗ сферы деятельности и донести до них, что лучшая работа – это та, которая соответствует их умениям и знаниям. Чтобы достичь максимально возможных результатов, педагогу следует учитывать личные предпочтения и увлечения каждого ребенка, реально оценивать его склонности и соотносить это все с поставленным диагнозом и прогнозами медиков.

Читайте также: