Живопись история россии 6 класс краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Задачи:

  1. Учебные (ЗУНы):
    знания: ознакомить обучающихся с развитием русской архитектуры и живописи; научить различать характерные черты новгородской, псковской, московской архитектуры и живописи;
    умения: формирование умения сравнивать, анализировать и делать вывод;
    навыки: коллективная работа.
  2. Развивающие: развитие слуховой и зрительной памяти, развитие исторической речи, внимания, аналитического мышления.
  3. Воспитательные: эстетическое воспитание на примере шедевров архитектуры и живописи.

Средства обучения:

Литература:

  1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. Москва. 1978.
  2. Алпатов М.В. Древнерусская живопись. Москва. 1984.
  3. Алпатов М.В. Феофан Грек. Москва. 1979.
  4. Забелин И.Е. История города Москвы. Москва. 1990.
  5. Лазарев В.Н. Искусство Великого Новгорода. Москва. 1947.
  6. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. Москва. 1976.
  7. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. Москва. 1980.
  8. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. Москва. 1961.
  9. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. Москва. 1966.

Ресурсы:

Тип урока: комбинированный.

Понятия: иконопись, шатровый стиль, юродивый.

Личности: Аристотель Фиорованти, Алевиз Новый, Марко Руффо, Пьетро, Пьетро Антонио Солари, Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор из Городца, Даниил Черный, Дионисий, Марк Фрязин, Барма и Постник, Андрей Чохов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение домашнего задания

(фронтальный опрос) /2мин./: назвать имя деятеля культуры, дети должны отметить его произведение и наоборот.

3. Изучение новой темы:

План:

l. Архитектура.

  1. Особенности архитектуры.
    а/ формула Витрувия.
    б/ типы и устройство храмов.
    в/ характерные черты архитектуры.
  2. Москва – центр русской архитектуры.
    а/ Стены и башни Кирпичного Кремля.
    б/ Сооружения Московского Кремля.
    в/ Появление шатрового стиля. Собор Василия Блаженного.

ll. Живопись.

  1. Этапы развития живописи
  2. Рождение иконостаса.

Задачи:

  1. Каково было значение строительства Московского Кремля? (вопрос №2, страница 243, § 27).
  2. Докажите, что Москва – центр русской архитектуры и живописи.

I. 1. Cегодня мы проведем комбинированный урок, побываем на выставке, на экскурсии, поработаем с учебным текстом, рисунками, заполним таблицу, запишем новые слова, узнаем об особенностях и характерных чертах архитектуры и живописи XIV-XVI веков /ознакомить с планом/, и ответим на поставленные вопросы /ознакомить с задачами/.

Рубеж XIII-XIV века это переход от деревянного к каменному зодчеству. Каменное строительство на Руси возобновилось лишь с конца 13 века, но и в последующие века строились деревянные церкви (рисунок, стр. 242).

Запись в тетради:

а/ Формула Витрувия: прочность, польза, красота.

-?- Можем назвать особенности?

  1. каменное строительство.
  2. прочность, польза, красота.
  3. умелые мастера.
  4. характерные черты.
  5. шатровый стиль.

в/ Архитектуру XIV-XVI веков можно разделить на три центра: Новгородская; Псковская; Северо-Восточная (Московская).

центры сравнение
различие общее
Новгородская - нарядность;
- единство архитектурного целого;
- каменное;
- красота;
- использование камня;
- для Московского и Псковского - крепости;
Псковская - суровость;
- лаконичность;
- новая система перекрытия;
- оборонное зодчество;
Московская - начало каменного строительства;
- плоскость,
- дробность;

2. Продолжаем изучать архитектуру Московского центра. Мы совершим экскурсию в Московский Кремль. По окончании экскурсии вы должны ответить на вопрос, каково было значение строительства Московского Кремля. Экскурсию проведут ребята, с вопросами методики подготовки и проведения экскурсии мы с вами ознакомились, думаю, экскурсия будет интересной и полезной.

/Вопросы методики: Подготовка: приемы подготовки экскурсии с использованием литературы и источников, работа с ними. Сочетание рассказа и показа. Способы активизации работы с аудиторией. Защита: логичность, изложения, владение экскурсионными приемами рассказа и показа. Роль и мастерство экскурсовода./

а/. Знакомство Кремля начнем с ее башен. Их всего 20, и каждая имеет свое название. Самая старейшая-Тайницкая, молодая- Царская, маленькая-Кутафья, проездные-Спасская, Боровицкая, Троицкая, Никольская, Константино-Еленинская, звезы имеют Спасская, Никольская, Троитская, Боровицкая, Водозводная башни.

Московский Кремль-символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира (презентация, слайд3). Это средневековая крепость в центре Москвы. В XII-XVIII вв. – резиденция московских князей, царей и церковных иерархов, с 1918 – резиденция советского, позднее российского правительства. История Кремля тесно переплетена с событиями жизни русского государства. Кремль имеет площадь 28 га, протяженность стен по периметру 2 235 м, толщина стен от 3 до 5 м, высота от 10 до 19 м. История стен на протяжении веков менялась, от деревянного к каменному, от сосновых стен до краснокаменной (презентация, слайд 4).

Московский князь Иван Калита (1320–1340-е годы), расширил Кремль. Внутри новой крепости, обнесенной дубовыми стенами, он основал Соборную площадь, образованную тремя каменными храмами: Успенским собором (1327), церковью Иоанна Лествичника с колокольней (1329) и Архангельским собором (1333). В княжении Ивана Калиты был также построен каменный храм Спаса на Бору. Ни один из них не сохранился до нашего времени.

2 экскурсовод: При великом князе Дмитрии Донском дубовые стены города были заменены на белый камень (1366–1368), и прозвали люди Москву белокаменной. Кремль стал первым каменным градом Московского государства. В этот период площадь Кремля увеличилась почти до современных размеров.

При великим князе Иване III была проведена реконструкция Кремля. К перестройке были привлечены итальянские зодчие. При участии русских мастеров они возводят новые грандиозные стены и башни Кремля. Близкий к современному облик приобретает Соборная площадь.

Площадь окружают три величайших собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. И возвышается колокольня Ивана Великого. Здесь же красуется Грановитая палата.

В 1484 артель псковских мастеров закладывает сразу два храма – домовую Благовещенскую церковь (1484–1486) и церковь Ризоположения (1484–1489). Благовещенский собор был построен на высоком подклете и окружили ее обходной галереей. Храм был домовой церковью великого князя Московского.

На месте деревянных хором великого князя сооружается новый каменный дворец, Грановитая палата (1487–1491), где находился главный тронный зал великих московских князей. Палата была построена Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари. Так она была названа из-за облицовки ее наружных стен гранеными плитами.

4 экскурсовод: В 1505–1508 был построен Архангельский собор архитектором Алевиз Фрязиным. Архангельский собор – храм-усыпальница князей московского дома. Шестистолпный храм был увенчен пятиглавием. Архитектурный собор самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминал сказочный заморский дворец.

В эти же годы возводится и колокольня Ивана Великого. Все главные соборы Кремля имели одну общую колокольню, получившую по находившейся в ее основании церкви Святого Иоанна Лествичника название Ивановской. В 1505-1508 г.г. перестраивал колокольню итальянский архитектор Бон Фрязин. Колокольня представляла собой высокий столп и походила на сторожевую башню, хорошо были видны колокола. Появление на Соборной площади высокого столпа объединило весь архитектурный ансамбль центра Кремля. Колокольня славилась своим звоном, и москвичи почтительно ее называли – Иван Великий.

/Обобщение:/ Таким образом, Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских великих князей, стал символом их могущества, свидетельством успехов московских князей в деле собирания русских земель.

Беседа: вопрос 2 стр. 243. Каково было значение строительства Кремля?

в/. Особенно ярко художественные достоинства архитектуры появились в церковных постройках. Стал появляться шатровый стиль (рисунок, стр. 238). Церковь Вознесения в с. Коломенском и Собор Василия Блаженного.

Мастера выплетали узоры из каменных кружев
Выводили столбы и, работой своею горды, –
Купол золотом жгли,
И в свинцовые рамы вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись стрельчатые башенки сверху,
Переходы, балкончики, луковки да купола
И спросил благодетель:
– А может сделать пригожей
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
– Можем!
Прикажи государь!
И ударили в ноги царю.
И тогда государь
Приказал ослепить этих зодчих.
Чтоб в земле его церковь
Стояла одна такова.

Запись слов в словарь, стр. 245:

  • шатровый стиль – вид архитектурного сооружения. которое завершается высокой многогранной пирамидой.
  • юродивый – странник, обладающий даром предвидения.

II. В соборах и храмах творили чудеса иконописцы. Развитие живописиможно разделить на этапы: 1. рубеж 14-15в.в. 2. рубеж15-16 в.в.

Таким образом, XIV-XVI века – время возрождения и дальнейшего развития каменного зодчества и формирования национальной иконописной школы.

4. Работа над проблемным вопросом,

/2мин./ Докажите, что Москва стала центром русской архитектуры и живописи.

5. Закрепление изученного материала:

/3мин./ Ответить на вопросы:

6. Итог урока:

/3мин./ рецензия на ответы обучающихся:

  1. точность ответа;
  2. полнота ответа;
  3. сделан ли вывод;
  4. речь, ее недостатки;
  5. дополнение;
  6. исправление;
  7. оценка;

7. Рефлексия:

Византийские храмы были украшены искусными произведениями живописи.
Из камешков и непрозрачного стекла разных цветов византийские мастера создавали моза́ики. Они отличались разнообразием цветовой гаммы, точно передавали образы святых или правителей государства.

800px-Christus_Ravenna_Mosaic.jpg


Стены византийских храмов расписывали фре́сками. Особенностью фресковой живописи было то, что работать над изображением надо было быстро, пока сырая штукатурка, на которой рисовали, не высохла.

Iren_and_Constantin2.jpg


В Византии зарождается новый вид живописи — и́конопись. Ико́ны представляли собой изображения святых и занимали важное место в убранстве как храмов, так и жилищ. Расцвет иконописи в Византии приходится на \(XII\)–\(XIV\) вв.


В целом для константинопольской художественной школы характерны живописность, красочное разнообразие, переливы цветовой гаммы. Со временем Константинополь становится художественным центром средневекового мира.

Древнерусская живопись – изобразительное искусство Древней Руси (IX-XIII вв.). До реформ Петра I иконопись оставалась основной составляющей живописи Руси. Основными видами живописи на Руси были:

  • иконы;
  • фрески;
  • мозаики;
  • книжные миниатюры.

Живопись Руси в X-XII веках

Иконопись получила развитие на Руси с принятием христианства в 988 г. В первом каменном храме – Десятинной церкви – внутренняя роспись была выполнена мастерами, приглашенными из Византии. Скорее всего, главные фрагменты росписи были выполнены мозаикой, а остальные части храма украшали фрески (роспись по сырой штукатурке).

Византия оказала большое влияние на развитие древнерусской иконописи.

В 1030-е гг. Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор. Храм был богато украшен росписями: в барабане центрального купола были помещены изображения 12 апостолов, на стенах – цикл евангельских событий, а на западной стене – портрет семьи Ярослава. Алтарь и главный купол были украшены мозаиками.

Большое значение для развития древнерусской иконописи имели росписи Успенского собора Киево-Печерского монастыря, которые были созданы византийскими художниками в 1073-1089 гг. Эти изображения стали образцом для последующих росписей и неоднократно повторялись, оказав большое влияние на древнерусскую иконопись. В монастыре была основана русская иконописная школа. До XIII в. византийских мастеров активно приглашали расписывать русские храмы – например, Софийский собор в Новгороде, Мирожский монастырь в Пскове, Георгиевская церковь в Старой Ладоге и др.

На русских иконах обычно изображали:

  • Христа;
  • Богоматерь;
  • апостолов;
  • святых.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме икон и храмовых росписей, древнерусская живопись также была представлена оформлением и иллюстрацией рукописей. Из XI в. до нас дошла только одна из иллюстрированных рукописей – напрестольное Евангелие Софийского собора в Новгороде, больше известное как Остромирово Евангелие. Оно украшено растительным орнаментом, крупными инициалами, тремя портретами евангелистов Иоанна, Луки и Марка – все эти особенности были характерны для византийской школы.

В древнерусском искусстве второй половины XI – XII в. формируется новый эстетический идеал аскетической строгости и эмоциональности образов. Образуются центры иконописи, как правило, при монастырях: такая школа существовала в Киево-Печерской Лавре.

Фресковые росписи получают распространение во многих города – Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Суздаль. В этот период были расписаны Успенский собор Киево-Печерской Лавры, Софийский собор в Новгороде, Михайловский собор в Киеве, соборы Юрьева и Антониева монастырей и др. В храмах появляются изображения первых русских святых, прежде всего, Бориса и Глеба. Роспись Софийского собора оказала большое влияние на традиции живописи северо-западной Руси: декорации, расположение сюжетов, монументальность и масштабность оставили след в культуре Новгорода до XV в. В 1120-1130-х гг. в нем уже действовало несколько художественных артелей, работавших при владычном и княжеском дворе, а также при монастырях.

Живопись Руси в XIII веке

Вывод

Итак, основной тематикой живописи на Руси была религиозная тема. Стиль создания фресок, мозаик, икон, книжных миниатюр формировался под мощным влиянием византийских традиций. В целом, за период существования Древнерусского государства, живопись достигла высокого уровня мастерства, что было результатом развития разных художественных школ в русских землях. Монголо-татарское нашествие на время приостановило это развитие, однако, восстановление началось уже в конце XIII в., что впоследствии приведет к большему прогрессу в живописи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЖИВОПИСЬ 14 - 15 ВЕКОВ НА РУСИ 

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЖИВОПИСЬ 14 - 15 ВЕКОВ НА РУСИ 

ЖИВОПИСЬ 14 - 15 ВЕКОВ НА РУСИ 

В отличие от памятников архитектуры и от литературных произведений древнерус.

В отличие от памятников архитектуры и от литературных произведений древнерусские иконы очень трудно точно датировать. И если росписи храмов иногда отмечались летописцем, то написание икон было делом абсолютно незаметным и анонимным. Отсюда бесконечные споры искусствоведов о времени создания и при­надлежности знаменитых икон кисти того или иного мастера. 

Источники сохранили имена трёх великих художников 14 - 15 вв. — Андрея Рублёв.

Источники сохранили имена трёх великих художников 14 - 15 вв. — Андрея Рублёва, Феофана Грека и Дионисия. Каждый из них оставил глубокий след в истории русского искусства, стал примером для многочисленных подражаний.

АНДРЕЙ РУБЛЁВ

Творчество Андрея Рублева

Творчество Андрея Рублева

Архангел Михаил Спас Вседержитель Апостол Павел

Архангел Михаил Спас Вседержитель Апостол Павел


Феофан Грек


Дионисий Кисть Дионисия отличается какой-то особой изысканностью и утончённос.

Дионисий Кисть Дионисия отличается какой-то особой изысканностью и утончённостью. Его святые парят в воздухе, подхваченные невиди­мой силой. Это ощущение усиливается цветовой гаммой, в которой преобладают светлые, нежные тона. Лучший художник второй половины XV в.


Спасибо за внимание! 

Спасибо за внимание! 

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 221 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.02.2018 5883
  • PPTX 30.7 мбайт
  • 128 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Стальнова Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: