Житие вячеслава чешского краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Вацлав торжественно перевез в Прагу мощи святого мученика Вита, однако при этом… попал в зависимость от немецкого короля, которому должен был платить ежегодно дань — 120 волов и 500 гривен серебра.

Вацлав торжественно перевез в Прагу мощи святого мученика Вита, однако при этом… попал в зависимость от немецкого короля, которому должен был платить ежегодно дань — 120 волов и 500 гривен серебра.

Вряд ли найдется хотя бы один гость чешской столицы, который, осматривая Прагу, обошел своим вниманием центральную площадь — Вацлавске намнести, или, как называют ее пражане, Вацлавак. Начинаясь от улицы На Пршикопе, площадь плавно идет в гору, а на самой высшей ее точке, у Национального музея, находится созданная скульптором Й. Мыслбеком в конце XIX в. конная статуя святого Вацлава — небесного покровителя чешских земель.

Князь словно оглядывает свои владения: все ли в порядке, не нужна ли его помощь.

Святой Вячеслав

Происходивший из династии Пршемысловцев князь Вацлав родился предположительно в 907 г. Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно любопытных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу — как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии.

Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти — младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Историки расходятся во мнениях, носили ли ее разногласия со свекровью Людмилой религиозный характер, или это была банальная борьба за власть. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей — Вацлава и Болеслава — занималась опять же Людмила.

Однако младший брат князя Болеслав счел положение вассала немецкого королевства позорным. Как это часто случается в истории, его возмущением воспользовались заговорщики — те, кого правление Вацлава никак не устраивало. Чтобы понять расстановку политических сил на тот момент, придется совершить небольшой экскурс в историю церкви.

Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав). Единой точки зрения на то, когда это произошло, не существует. В 1929 г. пышно отмечалось тысячелетие смерти св. Вацлава, поскольку в то время историки придерживались мнения, что князь был убит 28 сентября 929 г. Однако сегодня более вероятным годом его смерти считается 935 или даже 936 г., поскольку из записей немецкого летописца Видукинда следует, что в 929 г. чешский князь Вацлав только-только стал вассалом Генриха Птицелова.

Тело Вацлава несколько дней лежало на церковном дворе без погребения, что вызвало народное негодование. Его кровь, брызнувшую на дверь храма, долго не могли отмыть. Наконец князь был похоронен рядом с той самой церковью, где встретил свою смерть. Спустя три года Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата. Трудно сказать, что подтолкнуло его к этому шагу — угрызения ли совести или что-то иное. Как бы там ни было, тело Вацлава — по одним сведениям, тайно, ночью, по другим, напротив, пышно и торжественно — перевезли в Прагу и поместили в соборе св. Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава.

Особое распространение почитание св. Вацлава приобрело в XIV в. при императоре Священной римской империи и одновременно чешском короле Карле IV, который старался подчеркнуть преемственность своей власти по отношению к местной династии. Им было написано (или отредактировано) житие св. Вацлава, в котором большое внимание уделялось его государственно-политической деятельности. Именно в эту эпоху созданы многие памятники культуры, связанные с почитанием святого. На иконах Вацлав изображался как молодой человек в рыцарском облачении, с мечом и знаменем в руках, его фигура помещалась в непосредственной близости от Христа.

Вацлав даже считался постоянным чешским монархом, его трон на земле лишь временно занимал очередной князь или король, который тем самым становился наместником святого в этом мире. Именно так ученые толкуют изображение на печати Пражского университета, где изображен Карл IV, преклонивший колена перед сидящим на чешском троне св. Вацлавом. В центральном храме Чехии — соборе святого Вита на Пражском Граде — особо выделена капелла св. Вацлава, где он погребен. Стены капеллы и гробница святого украшены полудрагоценными камнями, а композиционный центр капеллы — статуя Вацлава работы Петра Парлержа — принадлежит к шедеврам чешской скульптуры. Сравнение сохранившегося черепа князя с головой статуи, которое недавно провели археологи, показало, что анатомически Парлерж изобразил князя удивительно точно.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ВЯЧЕСЛАВА ЧЕШСКОГО ОДИНЦОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА


V-CH

Происходивший из династии Пршемысловичей князь Вацлав (Вячеслав) родился предположительно в 907 г. Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно необычных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу — как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии.

Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти — младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей — Вацлава и Болеслава — занималась опять же Людмила.

Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством брата Болеслава и уговорили его занять престол, убив Вацлава.

Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии, это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав).

Тело Вацлава несколько дней лежало на церковном дворе без погребения, что вызвало народное негодование. Его кровь, брызнувшую на дверь храма, долго не могли отмыть. Наконец князь был похоронен рядом с той самой церковью, где встретил свою смерть. Спустя три года Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата. Тело Вацлава перевезли в Прагу и поместили в соборе св. Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава.

Князь Вацлав почитается святым и в русской Православной Церкви, где он известен как Вячеслав Чешский. Его память отмечается по новому стилю 11 октября, а также 17 марта (день перенесения мощей в Прагу).

11 октября, день гибели благоверного правителя Вячеслава, является днем празднования государственности Чехии.

Вячеслав Чешский — правитель Праги в конце 10 столетия, основоположник православного движения в Чехии, святой, убитый по приказу родного брата. Похоронен в соборе святого Вита, местом поклонения благоверному Вацлаву служат его мощи и иконы.

Предки благоверного князя Вячеслава Чешского

Согласно легенде чешский князь, дедушка Вячеслава, слыл язычником. Он по приглашению правителя соседней Моравии прибыл на званый прием, где гостю подали угощения на полу. Ошарашенному наглостью хозяина правителю Чехии Сватоплук объяснил, что в его доме, где чтится христианство, язычников принимают на уровне собак.

Интересен тот факт, что униженный князь не покинул прием, заинтересовавшись православием. Позже Вацлав Борживой с женой Людмилой приняли христианство, крещение проводил равноапостольный Мефодий.


По возвращении домой супруги начали активную деятельность по распространению христианства среди чехов:

  • строили храмы;
  • занимались благотворительностью;
  • обеспечивали всем приглашенных священников.

Это вызвало негодование среди последователей католицизма. После смерти отца, умершего в раннем возрасте и брата Спыгнева, на престол взошел Братислав, женой которого была ярая язычница Драгомира, они были родителями юного Вячеслава.

Первые шаги христианства

Воспитание внука святая Людмила доверила священнослужителю, личному духовнику, который научил мальчика читать на славянском языке. Радуясь успехам сына, отец находит для него учителя латыни в городе Будеч. Будучи молодым, Братислав погибает.


Принявший христианство молодой Вацлав не простил убийства бабушки и правительницы. Он сослал мать в крепость, продолжая укреплять православную веру среди населения, вскоре раскаялся, помня пятую заповедь, данную Творцом, и вернул мать во дворец.

По достижении совершеннолетия Вячеслав приказал перенести мощи святой Людмилы в Прагу в 925 году и перезахоронить их в Георгиевском храме.

Разумный правитель

Воспитанный благочестивой Людмилой Вячеслав Чешский обладал уникальным умом, знал несколько языков, в своем правлении образованию уделял немалое внимание. Благоверный Вацлав приказал выкупать из рабства язычников детей, отдавая их в приюты при монастырях.

Услышав о Вацлаве германский король Генрих Первый подарил правителю десницу итальянского святого Вита, для хранения ее была построена в Праге ротонда в 925 году, на месте которой позже был воздвигнут костел святого Вита.

Ныне Храм Вита — место захоронения королей и архиепископов, он является жемчужиной европейской готики одной из визитных карточек Праги.


Благочестивый и добрый Вячеслав славился справедливостью, с уважением и благоговением относился к Церкви и духовенству, жертвуя огромные суммы на укрепление веры и украшение храмов. Во время постов он совершал походы по церквям шел босой и пеший, сбивая ноги в кровь.

Мудрый правитель был для жителей города примером доброты, его внимания хватало как для увечных, так и для вдов, сирот. Выкупленные из плена солдаты прославляли имя князя, который сам пек просфоры для богослужений.

Ужасная смерть праведника

Существует несколько версий убийства Вацлава родным братом Болеславом.

По одной из них в день поминовения святых Космы и Дамиана было решено освятить новую церковь. Болеслав послал приглашение брату, уговорив того остаться после Литургии.

Предупрежденный слугами о готовящемся заговоре, старший брат не поверил в злые намерения Болеслава, с которым провел прекрасный день. Князь даже в мыслях не мог допустить, что в ту же ночь младший брат с заговорщиками обговаривал план его убийства. Зная, что святой обязательно пойдет на утреню, они устроили засаду по дороге к храму.

Вячеслав увидел брата, решил поблагодарить его за чудесный прием, но был пронзен копьем. После этого заговорщики стали буквально рубить его, искромсав на пороге храма. Последними словами благоверного стало обращение к Богу, в котором он отдал свою душу Господу.

После убийства князя злодеи напали на последователей политики правителя Чешского, при этом слышались призывы убить и мать Драгомиру, чтобы очистить путь к престолу для Болеслава, но тот решил повременить.


По другой версии представители католицизма организовали против поклонника православия кампанию, которую возглавил родной брат князя Болеслав. Насколько лицемерным должно быть сердце считающего себя христианином человека, чтобы таинство крещения собственного сына использовать для убийства родного человека.

Святой князь Вячеслав Чешский не поверил предостережениям охраны о возможном убийстве в доме родного брата во время крещения племянника, он пришел на праздник, где был встречен вооруженным братом. Не желая кровопролития, Вячеслав пытается уйти, но в воротах его встречают убийцы, поражая князя копьем в груди.

Изрубленное тело святого три дня лежало на площади, прикрытое покрывалом, пока туда не явилась Драгомира. Она собрала тело воедино, омыла, одела и принесла в церковь для последнего отпевания. Пролитая кровь праведника три дня оставалась на камнях, ее не могли смыть никакими усилиями, а по истечении трех суток просто испарилась.

Шел 935 год. Похоронив сына, мать спряталась от убийц в хорватской стороне. Болеслав начал гонения против православных, все службы в храмах следовало проводить на латыни.

Прошло три года, раскаявшись в содеянном Болеслав разрешил мощи святого перевезти в построенный храм святого Вита в Праге. Ныне св. Вацлав — патрон Чехии, почитается как православными, так и католиками. Основанием для канонизации стало несколько чудес.

Чудеса

Между князьями Праги и Коуржима могли начаться военные действия, правители решили встретится для боя один на один в поле. В момент встречи Коуржима увидел на лбу соперника распятого Иисуса. Увиденное настолько поразило неприятеля, что упал перед святым на колени.

Второй случай произошел при встрече князей с императором Генрихом. Опаздывающего правителя Вацлава решено было приветствовать сидя, а его самого заставить присутствовать на встрече стоя.

Как только святой появился, император, вопреки договоренности, устремился ему навстречу, ибо увидел вокруг Вацлава ангелов. Именно на этой встрече Чехии была подарена святыня — часть мощей святого Вита.


Архитектура великолепного строения выдержана в стиле морских петровских храмов, особенностью церкви является шпиль. Уникальным является и иконостас церкви, он сделан точной, уменьшенной копией иконостаса архитектора Растрелли, построенного ним в придворной церкви в Зимнем дворце Петербурга.

11 октября 2011 года престольный праздник храма ознаменовался благословением Митрополита Ювеналия закладки новой церкви в память святой Людмилы.

О чем молятся перед иконой святого

К иконе благоверного князя приходят с молитвой, в которой христиане просят святого мученика:

  • наставить на путь православия;
  • укрепить веру;
  • отогнать нечистые мысли;
  • научить, как простить врагов;
  • даровать смирение и терпение;
  • наполнить любовью и покоем.

О, великий воине Христов, святый мучениче княже Вячеславе! Призри от Горния славы на нас грешных, яда теплохладности вкусивщих. Молися о нас, святче Божий! Да сподобит нас Господь во дни апостасии благодать для покаяния стяжати, с состраданием на брата и с любовию на врагов взирати, без злобы святую веру в оправдание себе пред Богом в чистоте содержати. Да сподобимся твоими молитвами последняго Царя на Святей Руси от Господа прияти, с тобою наследниками Царствия Небеснаго стати: вечнаго познания творений Божиих и благостнаго славословия Пресвятой Троицы: Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Благоверный князь Вячеслав Чешский

Вячеслав (Винчеслав, чеш. Вацлав) Чешский (+ 929 или 935?), святой страстотерпец, чешский князь, сын кн. Вратислава и Драгомиры. Память 4 марта (17 марта), 28 сентября (11 октября).

Благоверный Вячеслав (он же Винчеслав или Вацлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы, которая воспитала его в христианской вере.

Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, построил для них великолепный храм во имя святого Вита.

Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу и восстанавливало против него завистливых вельмож. Эти вельможи стали интриговать против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол.

Чтобы избавиться от Вячеслава, Болеслав пригласил его на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на пороге храма был убит своим братом и его друзьями. Это произошло в 935 году.

Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения, отчего народ негодовал и волновался. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. Кровь, пролитую в церковных дверях, долго не могли отмыть. Болеслав, став правителем, занялся искоренением Православия в Чехии и насаждением католичества.

Он настаивал на служении литургии только на латинском языке. Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученица, братоубийца, по-видимому, раскаялся и перенес его мощи в Прагу, похоронил их в церкви святого Вита. Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.

Кондак 1

Избранный Богом кроткий воине Христов, благоверный княже Вячеславе, величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же, издетска Христианскому благочестию наученный и люди твоя в Православной вере утвердивый, от всяких нас бед свободи, да поем ти: Радуйся, страстотерпче Вячеславе, страны Чешския княже предивный.

Икос 1

Ангелов Творец посла тя, святче Божий, Церкви Православной во укрепление, жаждущим же ведения истины во благое вразумление и назидательное окормление. Мы же, дивящеся таковому о тебе Промышлению Вседержителя, со благоговением вопием ти: Радуйся, веры Христианския насадителю; радуйся, Божиих храмов устроителю. Радуйся, разума евангельского исполненный; радуйся, Апостолом святым поревновавый. Радуйся, Духа Святаго в сердце вместивый; радуйся, огнь любве в душе воспламенивый. Радуйся, явивый стезю духовнаго восхождения; радуйся, земли твоея первейшее украшение. Радуйся, страстотерпче Вячеславе, страны Чешския княже предивный.

Кондак 2

Видя Господь чистоту сердца твоего, святый отче наш Вячеславе, избра тя во оружие Свое, еже дати земли Чешстей Христианское просвещение, да утверждаеми твоими молитвами и наставленьми, вопиют людие: Аллилуиа.

Икос 2

Разум спасительныя веры открыти ти хотящи, наставляше тя, святый, родительница отца твоего в хранении заповедей Божиих, в познании учения книжнаго, яко да деяние умозрению совокупив, добр христианин явишися. Радующеся убо о тебе, княже, сицевыми хвалим тя пении: Радуйся, блаженною Людмилою воспитанный; радуйся, праматерию своею наказанный. Радуйся, премудрость книжную постигнувый; радуйся, языки различныя познавый. Радуйся, великий в смирении; радуйся, сильный в кротости. Радуйся, убогих призрение; радуйся, о нищих попечение. Радуйся, страстотерпче Вячеславе, страны Чешския княже предивный.

Кондак 3

Силою Вышняго укрепляем, возрастал еси во благочестии, страстотерпче, любовь имея к ближним твоим и от тех любовь принимая и вкупе с ними Творцу и Спасу хвалу вознося: Аллилуиа.

Икос 3

Кондак 4

Буря обстояний и скорбей воздвижеся на страну Чешскую, князю Вратиславу скончавшуся, супруга бо его Драгомира правити начат неправо, христианския обычаи развращающи и злыя человеки к себе приближающе; обаче Промыслитель Бог посла тя, Вячеславе святый, земли твоея тверда хранителя и правителя мудра, да вси людие вопиют Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав добрый совет блаженныя Людмилы, приял еси, святе, княжество твое, неправду матере твоея искореняя, и был еси благий отец народу твоему, иже тебе в веселии взываше: Радуйся, на престоле Боривоя седый; радуйся, во благочестии Людмиле подражаяй. Радуйся, Вратислава наследниче; радуйся, Болеславу удел даровавый. Радуйся, верный управителю; радуйся, известный окормителю. Радуйся, людей твоих защитниче; радуйся, христиан закрыльниче. Радуйся, страстотерпче Вячеславе, страны Чешския княже предивный.

Кондак 5

Боголюбивыя Людмилы уведев убиение, непщевал еси, отче, яко мати твоя к сему злодейству причастна есть, и абие отослал еси и от двора твоего; последи же, заповедь Господню помянув, раскаялся еси и, возвратив родительницу твою во град на Влтаве реце, Богови воззвал еси: Аллилуиа.

Икос 5

Видим тя внука, почитающа праматерь свою не точию в житии ея, обаче и по смерти: пренесл бо еси мощи ея во град Прагу, преславный твой град, и положил во храме Георгия мученика, отцем твоим основаннем; темже вопием ти тако: Радуйся, мощи страстотерпицы в столицу преместивый; радуйся, тело мученицы во храме мученика водворивый. Радуйся, град твой сими обрадовавый; радуйся, верныя люди возвеселивый. Радуйся, в житии премудрей Людмиле уподобивыйся; радуйся, наставнице и в смерти подражавый. Радуйся, к ликом мученическим сопричтенный; радуйся, к сонму страдальцев сопричисленный. Радуйся, страстотерпче Вячеславе, страны Чешския княже предивный.

Кондак 6

Проповедницы благочестия твоего нищии суть и убозии, имже непрестанно благотворил еси, милостиве, призирая на всякаго человека и не отревая никогоже, да вси людие земли Чешския прославят о тебе Бога, вопиюще: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия житие твое праведное, благоверне Вячеславе, яко светило светлое и яко звезда незаходимая, во всей стране твоей. Людие же чешстии, лучами твоими просвещающеся, поют тебе и доныне песнь сию: Радуйся, в преподобии поживый; радуйся, всяку правду соблюдый. Радуйся, подвижниче богопрославленный; радуйся, угодниче христоименитый. Радуйся, о прощении грехов наших ходатаю; радуйся, оставления прегрешений наших просителю. Радуйся, к житию праведному направляяй; радуйся, непорочны ны быти наставляяй. Радуйся, страстотерпче Вячеславе, страны Чешския княже предивный.

Кондак 7

Хотя Богемию, область, тебе от Бога данную, под руку себе покорити, прииде князь Радислав с вои своими в землю Чешскую. Ты же, блаженне, пролития крове людей твоих не желая, призвал еси на поединок князя, тебе противуставшаго, яко да владеет страною сильнейший. Толикому дерзновению твоему дивящеся, славу Спасителю нашему о тебе возносим, поюще тому: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго избранника Божия видяще, безмолвно стояще войско благовернаго князя, суда Господня ожидающе. И се снидошася Вячеслав с Радиславом, и не устоя той и пад, прощения прошаше. И абие восславиша воини и людие князя своего и воспеша тако: Радуйся, веры Православныя охранителю; радуйся, благочестия христианскаго попечителю. Радуйся, на Господа печали возлагаяй; радуйся, упованию на Бога научаяй. Радуйся, доблий и кроткий воителю; радуйся, безкровныя битвы победителю. Радуйся, градов чешских ограждение; радуйся, весей богемских щите. Радуйся, страстотерпче Вячеславе, страны Чешския княже предивный.

Кондак 8

Дивное чудо милости Господни видим на тебе, святый мучениче Вячеславе, благочестия бо дела творя, на совет кесаря германского закоснел еси и того ради от собравшихся князей укоряем был еси, обаче с кротостию сие принимал еси и незлобием. Спаситель же Христос умягчи сердце кесарево и срете тя той с любовию, обещав всякое желание твое сотворити, яко исполнитися зависти князем супротивным. О сем убо немолчную хвалу Богу возносим: Аллилуиа.

Икос 8

Весь любве ко святым Божиим исполнен быв, блаженне отче Вячеславе, часть мощей мученика Вита у кесаря испросил еси и во граде Празе церковь в честь угодника сего воздвигл еси. Темже приими от нас похвалы сия: Радуйся, о славе святым поревновавый; радуйся, в стольном граде храм создавый. Радуйся, храм сей мученику в дар принесый; радуйся, мощи его тамо положивый. Радуйся, по кончине и сам в сем храме упокоивыйся; радуйся, со святым Витом на небесех водворивыйся. Радуйся, от горния славы на чад своих призираяй; радуйся, словеном в напастех помогаяй. Радуйся, страстотерпче Вячеславе, страны Чешския княже предивный.

Кондак 9

Всякое земное попечение отложити хотя, отче, монашескаго жития взыскал еси, область твою брату оставити желая. Сей же, душевныма очима ослеплен, не позна сокровеннаго стремления твоего, но ков на тя состави. Ведуще обаче, яко любящему Бога вся поспешествуют во благое, зовем Тому: Аллилуиа.

Икос 9

Кондак 10

Спасти хотя живот свой и душу брата твоего, текл еси ко храму святому, обаче не постыдешася дому Божия клеврети Иуды онаго и настигоша тя на празе церковнем, не ведуще пети: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Небесному душу твою вручил еси, страстотерпче, за убивавших тя Господу моляся. Темже воспеваем ти, блаженный княже: Радуйся, свидетелем Господним подобный; радуйся, страстоносцев древних подражателю. Радуйся, с первомучеником Стефаном сретивыйся; радуйся, с блаженною Людмилою соединивыйся. Радуйся, мученическия полки целовавый; радуйся, страстотерпцы вся облобызавый. Радуйся, видением Лика Божия наслаждаяйся; радуйся, свет нетварный выну приемляй. Радуйся, страстотерпче Вячеславе, страны Чешския княже предивный.

Кондак 11

Пение Пресвятей Троице от уст твоих, святе, возношашеся непрестанно во вся дни живота твоего; такожде и во смертном часе умныя твоя очи не отвратишася от Творца всяческих, обаче, души твоей от тела разлучающейся, воззвал еси Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Света невечерняго наслаждашеся уже душа твоя, княже, тело же во храме пребысть три дни, кровь непрестанно источая, аки бы тебе живу сущу; последи же погребоша е верни, вопиюще сице: Радуйся, отче наш мудре и праведне; радуйся, наставниче наш благий и кроткий. Радуйся, страданьми Христу уподобивыйся; радуйся, мученьми Спасу последовавый. Радуйся, пролитием крове Царство стяжавый; радуйся, язв принятием небесе достигнувый. Радуйся, яко пред Творцем дерзновение имаши; радуйся, яко о народе твоем ходатайствуеши. Радуйся, страстотерпче Вячеславе, страны Чешския княже предивный.

Кондак 12

Икос 12

Поюще честную память твою, Вячеславе мудре, прославляем праведное житие твое, почитаем страдальческую кончину твою и молим тя, святый княже: приклони ухо твое с небесе и услыши присно мольбы чад твоих, вопиющих тебе: Радуйся, блаженный миротворче; радуйся, дивный чудотворче. Радуйся, вечнаго Царства достигнувый; радуйся, во обителех горних вселивыйся. Радуйся, яко престолу Вышняго предстоиши; радуйся, яко Владыце Христу о нас предстательствуеши. Радуйся, твои бо мольбы приемлет Господь; радуйся, твои бо люди от бед покрывает. Радуйся, страстотерпче Вячеславе, страны Чешския княже предивный.

Кондак 13

О предивный угодниче Христов, благоверный княже Вячеславе, приими малое сие моление в похвалу тебе возносимое, призри на нас немощных, ко греху преклонных, печальми обремененных и, предстоя в небесней славе Престолу Царя царствующих, молися, да обрящем милосердие Его в день судный, в радости поюще Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Сей кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1.

Молитва первая

О святый благоверный княже мучениче Вячеславе, избранный воеводо земли Чешския и всех христиан словенских теплый пред Богом предстателю! Днесь, в память твою единодушно сошедшеся в честнем храме сем и пред иконою твоею умиленно молящеся, сице из глубины сердца нашего к тебе взываем:

Ты в житии твоем ревнитель и защитник Православныя веры был еси – и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди.

Ты великое возложенное на тя служение усердно проходил еси – и нас твоею помощию пребывати коегождо, в немже призван есть, настави.

Ты супостатов полки от отечества твоего силою ратною и мудростию управительною отгнал еси — и на нас ополчающихся всех врагов видимых и невидимых низложи.

Ты в пределах страны своея правду и мир и милосердие насаждати потщался еси – и нам от милостиваго Бога в сих добродетелех преуспеяние испроси.

Ты безвинную кровь твою аки Авель от руки брата своего пред враты церковными пролиял еси – и нас, яко чада единыя Матере Церкве, братолюбию и кротости научи.

О великий и славный княже Вячеславе, ради вящшия славы Небесныя венец земнаго княжения оставивый и венцем мученическим праведно увенчанный! Ныне с мудрою наставницей, праматерию твоею Людмилою, и всеми святыми у Престола Божия предстоя, не забуди нас сирых и убогих, якоже в животе твоем никогоже от таковых оставил еси. И предстательством твоим житие тихое и безгрешное и к вечному царствию шествие устрой нам, да прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святый княже Вячеславе! Усердно просим тя молитися за ны, да простит Господь Бог наша согрешения вольная и невольная и очистит нас от всякия скверны плоти и духа, да избавит нас от козней диавола и сохранит от клеветы человеческия, да утвердит нас в истинной вере и благочестии, да соблюдет от суемудрых и душетленных учений, да сохранит сердца наша от соблазнов мира сего и да научит огребатися от плотских страстей и похотей, да тако, горняя мудрствующе, а не земная, прославим Единосущную Троицу во век и в век века. Аминь.

Тропарь

Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием, небо и земля светло ликуют в память твою, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: помолися к Владыце о нас, избавити ны от напасти видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую память твою.

Иной тропарь

Благочестиваго корене отрасле пречестная, святый благоверный княже Вячеславе, поборник быв Восточныя в Чесех Церкве и прибежище теплое убогим и сирым, яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, во главу усечен рукою брата пред враты церковными. Темже и всели тя Христос яко исповедника правыя веры во обители небесныя, прослави всчесестную память твою в словенских языцех и дарова тя помощника всем почитающим тя. Молися о людех твоих ко Господу, да обратит их в лоно Православныя Церкве и спасет души наша.

Величание

Величаем тя, святый благоверный княже Вячеславе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Читайте также: