Житие протопопа аввакума им самим написанное краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Житие протопопа Аввакума – это произведение, где сам Аввакум описал свою автобиографию. Он рассказ о своей жизни, делах, так что многие литературоведы и историки не раз изучали его работу.

Родился Аввакум в Новгороде. Его отец был священником. Был женат на дочери кузнеца. Когда ему был 21 год, он стал диаконом в церкви, в 23 года – священником, в 28 лет – протопопом. Когда Аввакум писал Житие, ему было 50 лет.

Кроме обличений и наставлений, в Житие протопопа Аввакума есть истории о его путешествиях. Он был на Байкале, на Большой Тунгуске, в Даурской земле. Его путешествия были связаны со ссылкой в Сибирь.

Дальше он несколько лет прослужил в Москве и снова был сослан в Пустозерье. Именно там он и написал свою знаменитую работу. Его постигла страшная участь. Он 15 лет прожил в жутких условиях в земляной тюрьме. И если сырая земля не смогла погубить его, то погубили люди. Он был сожжен в срубе дерева в 1681 году.

Житие протопопа Аввакума показывает нам еще одну историю о верующем человеке, который стал мучеником за свои идеалы и стремления. Сегодня его жизнью восхищаются многие.

Как была написана книга

Житие Протопопа Аввакума

Житие Протопопа Аввакума

Житие первых русских святых — Бориса и Глеба

Анна Кашинская святая благоверная княгиня: житие, деканонизация

Преподобный Сергий Радонежский: житие, в чем помогает

Житие старцев нашего времени

Святая Валентина в православии: житие, иконы

Очень часто в старину люди писали такие произведения, как житие. Одно из таких произведений написал Протопоп Аввакум, но только после того как был благословен на это своим духовным отцом, инока Епифанием.

Так повелось, что такое природное явление как Солнечное затмение считалось у людей ничем иным, как знаком Божьего гнева и отверженности.

В нашей стране это природное явление было в тысяча шестьсот пятьдесят четвертом году, и люди считали, что случилось оно из-за того, что великий русский патриарх искажал веру в Бога.

Вообще солнечное затмение — это довольно редкое явление и следующее произошло лишь спустя четырнадцать лет. Как раз в это время Аввакума и всех, кто его поддерживал, был так сказать его сторонником побрили и посадили в темницу.

Что касается автора данного произведения Аввакума, то он был рожден в Нижегородской земле. Его отец был священником, как и многие тогда. Его звали Петром, а маму — Марией, или как раньше чаще было принято говорить Марфой.

Отец несмотря на то, что был священником любил выпить и изрядно, а мать была человеком, который искренне и предано верил в бога, она соблюдала все посты и молилась за всех.

В двадцать один год, уже довольно солидный возраст по старым меркам Аввакум был отдан в дьяконы, примерно через два года службы он стал попом, а ещё через восемь лет с умел стать протопопом.

Так как он был человеком духовного мира, у него, как и у всех его соратников были духовные дети. В общей сложности именно у него насчитывалось около пятиста-шестиста духовных детей, так как где бы он не оказался он старался преподавать слово Божье и веру в Небесные силы.

К нему приходили многие люди, чтобы исповедаться и покаяться во всех совершенных делах. Каждого человека он выслушивал и помогал найти путь истинный.

Порой ему было очень трудно и тяжело, так человеческие грехи он очень часто воспринимал так будто это его собственные, ему очень тяжело давалась вся эта работа. Однако он очень любил то, чем занимался и считал это своим призванием.

Решившись написать житие он прежде всего хотел, как бы показать людям, что они во многом не правы, предостеречь их от совершения ошибок в будущем и постараться помочь каждому, кто нуждался в его помощи.

Это интересно: Александр Ярославич Невский (1221 — 1263) – князь Новгородский, Киевский, Владимирский, великий полководец и талантливый дипломат. Читайте Житие Александра Невского краткое содержание для читательского дневника.

Того ж Дионисия о истине: себе бо отвержение истины испадение есть, истина бо сущее есть; аще бо истина сущее есть, истины испадение сущаго отвержение есть; от сущаго же бог испасти не может, и еже не быти – несть.

А в нашей России бысть знамение: солнце затмилось в 162 году, пред мором за месяц или меньши. Плыл Волгою рекою архиепископ Симеон перед Петровым днем недели за две; часа с три плачючи у берега стояли; солнце померче, от запада луна подтекала. По Дионисию, являя бог гнев свой к людям: в то время Никон отступник веру казил и законы церковныя, и сего ради бог излиял фиал [] гнева ярости своея на русскую землю; зело [] мор велик был, неколи еще забыть, вси помним. Потом, минув годов с четырнадцеть, вдругорядь [] солнцу затмение было; в Петров пост, в пяток, в час шестый, тьма бысть; солнце померче, луна подтекала от запада же, гнев божий являя, и протопопа Аввакума, беднова горемыку, в то время с прочими остригли в соборной церкви власти и на Угреше в темницу, проклинав, бросили. Верный разумеет, что делается в земли нашей за нестроение церковное. Говорить о том полно; в день века познано будет всеми; потерпим до тех мест.

Той же Дионисий пишет о знамении солнца, како бысть при Исусе Наввине во Израили. Егда Исус секий иноплеменники, и бысть солнце противо Гаваона, еже есть на полднях, ста Исус крестообразно, сиречь распростре руце свои, и ста солнечное течение, дондеже [] враги погуби. Возвратилося солнце к востоку, сиречь назад отбежало, и паки [] потече, и бысть во дни том и в нощи тридесять четыре часа, понеже в десятый час отбежало; так в сутках десять часов прибыло. И при Езекии царе бысть знамение: оттече солнце вспять во вторый на десять час дня, и бысть во дни и в нощи тридесять шесть часов. Чти книгу Дионисиеву, там пространно уразумеешь.

Он же Дионисий пишет о небесных силах, росписует, возвещая, како хвалу приносят богу, разделяяся деветь чинов на три тройцы. Престоли, херувими и серафими освящение от бога приемлют и сице восклицают: благословенна слава от места господня! И чрез их преходит освящение на вторую тройцу, еже есть господства, начала, власти; сия тройца, славословя бога, восклицают: аллилуия, аллилуия, аллилуия! По алфавиту, аль отцу, иль сыну, уия духу святому. Григорий Нисский толкует: аллилуия — хвала богу; а Василий Великий пишет: аллилуия — ангельская речь, человечески рещи — слава тебе, боже! До Василия пояху во церкви ангельския речи: аллилуия, аллилуия, аллилуия! Егда же бысть Василий, и повеле пети две ангельския речи, а третьюю, человеческую, сице: аллилуия, аллилуия, слава тебе, боже! У святых согласно, у Дионисия и у Василия; трижды воспевающе, со ангелы славим бога, а не четыржи, по римской бляди; мерзко богу четверичное воспевание сицевое: аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава тебе, боже! Да будет проклят сице поюще. Паки на первое возвратимся. Третьяя тройца, силы, архангели, ангели, чрез среднюю тройцу освящение приемля, поют: свят, свят, свят господь Саваоф, исполнь небо и земля славы его! Зри: тричисленно и сие воспевание. Пространно пречистая богородица протолковала о аллилуии, явилася ученику Ефросина Псковскаго, именем Василию. Велика во аллилуи хвала богу, а от зломудрствующих досада велика, — по-римски святую тройцу в четверицу глаголют, духу и от сына исхождение являют; зло и проклято се мудрование богом и святыми. Правоверных избави боже сего начинания злаго, о Христе Исусе, господе нашем, ему же слава ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Афанасий великий рече: иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическая [] вера, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдает, кроме всякаго недоумения, во веки погибнет. Вера ж кафолическая сия есть, да единаго бога в тройце и тройцу во единице почитаем, ниже сливающе составы, ниже разделяюще существо; ин бо есть состав отечь, ин — сыновень, ин — святаго духа; но отчее, и сыновнее, и святаго духа едино божество, равна слава, соприсущно величество; яков отец, таков сын, таков и дух святый; вечен отец, вечен сын, вечен и дух святый; не создан отец, не создан сын, не создан и дух святый; бог отец, бог сын, бог и дух святый не три бози, но един бог; не три несозданнии, но един несозданный, един вечный. Подобне: вседержитель отец, вседержитель сын, вседержитель и дух святый. Равне: непостижим отец, непостижим сын, непостижим и дух святый. Обаче [] не три вседержители, но един вседержитель; не три непостижимии, но един непостижимый, един пресущный. И в сей святей тройце ничтоже первое или последнее, ничтоже более или менее, но целы три составы и соприсносущны суть себе и равны. Особно бо есть отцу нерождение, сыну же рождение, а духу святому исхождение: обще же им божество и царство. (Нужно бо есть побеседовати и о вочеловечении бога-слова к вашему спасению.) За благость щедрот излия себе от отеческих недр сын-слово божие в деву чисту богоотроковицу, егда время наставало, и воплотився от духа свята и Марии девы вочеловечився, нас ради пострадал, и воскресе в третий день, и на небо вознесеся, и седе одеснyю [] величествия на высоких и хощет паки прийти судити и воздати комуждо по делом его, его же царствию несть конца, И сие смотрение [] в бозе бысть прежде, даже не создатися Адаму, прежде, даже не вообразитися. (Совет отечь.) Рече отец сынови: сотворим человека по образу нашему и по подобию. И отвеща другий: сотворим, отче, и преступит бо. И паки рече: о единородный мой! о свете мой! о сыне и слове! о сияние славы моея! аще промышляеши созданием своим, подобает ти облещися в тлимаго человека, подобает ти по земли ходити, плоть восприяти, пострадати и вся совершити. И отвеща другий: буди, отче, воля твоя. И посем создася Адам. Аще хощеши пространно разумети, чти Маргарит: Слово о вочеловечении; тамо обрящеши. Аз кратко помянул, смотрение показуя. Сице всяк веруяй в онь не постыдится, а не веруяй осужден будет и во веки погибнет, по вышереченному Афанасию. Сице аз, протопоп Аввакум, верую, сице исповедаю, с сим живу и умираю.

Рождение же мое в нижегороцких пределех, за Кудмою рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мати — Мария, инока Марфа. Отец же мой прилежаше пития хмельнова; мати же моя постница и молитвенница бысть, всегда учаше мя страху божию. Аз же некогда видев у соседа скотину умершу, и той нощи, восставше, пред образом плакався довольно о душе своей, поминая смерть, яко и мне умереть; и с тех мест обыкох по вся нощи молитися. Потом мати моя овдовела, а я осиротел молод и от своих соплеменник во изгнании быхом. Изволила мати меня женить. Аз же пресвятей богородице молихся, да даст ми жену помощницу ко спасению. И в том же селе девица, сиротина ж, беспрестанно обыкла ходить во церковь, — имя ей Анастасия. Отец ея был кузнец, именем Марко, богат гораздо; а егда умре, после ево вся истощилось. Она же в скудости живяше и моляшеся богу, да же [] сочетается за меня совокуплением брачным; и бысть по воли божии тако. Посем мати моя отыде к богу в подвизе велице. Аз же от изгнания переселихся во ино место. Рукоположен во диаконы двадесяти лет с годом, и по дву летех в попы поставлен; живый в попех осмь лет, и потом совершен в протопопы православными епископы, — тому двадесеть лет минуло; и всего тридесять лет, как имею священство.

А егда в попах был, тогда имел у себя детей духовных много, — по се время сот с пять или с шесть будет. Не почивая, аз, грешный, прилежа во церквах, и в домех, и на распутиях, по градом и селам, еще же и в царствующем граде и во стране сибирской проповедуя и уча слову божию, — годов будет тому с полтретьятцеть [] .

В то же время родился сын мой Прокопей, которой сидит с матерью в земле закопан. Аз же, взяв клюшку, а мати — некрещенова младенца, побрели, амо [] же бог наставит, и на пути крестили, яко же Филипп каженика [] древле. Егда ж аз прибрел к Москве, к духовнику протопопу Стефану и к Неронову протопопу Ивану, они же обо мне царю известиша, и государь меня почал с тех мест знати. Отцы же с грамотою паки послали меня на старое место, и я притащился – ано [] и стены разорены моих храмин. И я паки позавелся, а дьявол и паки воздвиг на меня бурю. Придоша в село мое плясовые медведи с бубнами и с домрами, и я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и ухари [] и бубны изломал на поле един у многих и медведей двух великих отнял, — одново ушиб, и паки ожил, а другова отпустил в поле. И за сие меня Василей Петровичь Шереметев, пловучи Волгою в Казань на воеводство, взяв на судно и браня много, велел благословить сына своего Матфея бритобрадца [] . Аз же не благословил, но от писания ево и порицал, видя блудолюбный образ. Боярин же, гораздо осердясь, велел меня бросить в Волгу и, много томя, протолкали. А опосле учинились добры до меня: у царя на сенях со мною прощались; а брату моему меньшому бояроня Васильева и дочь духовная была. Так-то бог строит своя люди.

После тово вскоре схватав Никон Даниила в монастыре за Тверскими вороты, при царе остриг голову и, содрав однарядку, ругая, отвел в Чюдов в хлебню и, муча много, сослал в Астрахань. Венец тернов на главу ему там возложили в земляной тюрьме и уморили. После Данилова стрижения взяли другова, темниковскаго Даниила ж протопопа, и посадили в монастыре у Спаса на Новом. Таже протопопа Неронова Ивана — в церкве скуфью снял и посадил в Симанове монастыре, опосле сослал на Вологду, в Спасов Каменной монастырь, потом в Колской острог [] . А напоследок, по многом страдании, изнемог бедной, —принял три перста, да так и умер. Ох, горе! всяк мняйся стоя, да блюдется, да ся не падет. Люто время, по реченному господем, аще возможно духу антихристову прельстити избранныя. Зело надобно крепко молитися богу, да спасет и помилует нас, яко благ и человеколюбец.

Посем паки меня из монастыря водили пешева на патриархов двор, также руки ростяня, и, стязався много со мною, паки также отвели. Таже в Никитин день ход со кресты, а меня паки на телеге везли против крестов. И привезли к соборной церкве стричь и держали в обедню на пороге долго. Государь с места сошел и, приступя к патриарху, упросил. Не стригше, отвели в Сибирской приказ и отдали дьяку Третьяку Башмаку, что ныне стражет же по Христе, старец Саватей, сидит на Новом, в земляной же тюрьме. Спаси ево, господи! и тогда мне делал добро.

Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. И колико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить, разве малая часть помянуть. Протопопица младенца родила; больную в телеге и повезли до Тобольска; три тысящи верст недель с тринадцеть волокли телегами и водою и саньми половину пути.

Посем указ пришел: велено меня из Тобольска на Лену вести за сие, что браню от писания и укоряю ересь Никонову. В та же времена пришла ко мне с Москвы грамотка. Два брата жили у царицы вверху, а оба умерли в мор с женами и с детьми; и многия друзья и сродники померли. Излиял бог на царство фиял [] гнева своего! Да не узнались горюны однако, — церковью мятут. Говорил тогда и сказывал Неронов царю три пагубы за церковный раскол: мор, меч, разделение; то и сбылось во дни наша ныне. Но милостив господь: наказав, покаяния ради и помилует нас, прогнав болезни душ наших и телес, и тишину подаст. Уповаю и надеюся на Христа; ожидаю милосердия его и чаю воскресения мертвым.

Таже сел опять на корабль свой, еже и показан ми, что выше сего рекох, — поехал на Лену. А как приехал в Енисейской, другой указ пришел: велено в Дауры вести — двадцеть тысящ и больши будет от Москвы. И отдали меня Афонасью Пашкову в полк, — людей с ним было 600 человек; и грех ради моих суров человек: беспрестанно людей жжет, и мучит, и бьет. И я ево много уговаривал, да и сам в руки попал. А с Москвы от Никона приказано ему мучить меня.

Великий подвижник, обличитель неправды

Аввакум много читал духовной литературы, непрестанно молился, клал до изнеможения земные поклоны. Добросовестное, ревностное исполнение своих обязанностей, строгость нравственных требований привлекли к нему многих духовных детей, даже боярыня Феодосия Морозова и ее сестра княгиня Евдокия Урусова стали духовными дочерьми протопопа, которые впоследствии тоже пострадали за древлее благочестие.

Скоморохи

Жил он у своего друга, знаменитого московского священника, протопопа Казанского собора Иоанна Неронова, который прославился тем, что первым стал читать публичные проповеди, иногда прямо на Красной площади. Послушать Неронова приходил и сам царь, молодой Алексей Михайлович.

Юность Аввакума

Аввакум родился в семье потомственного священника Борисоглебской церкви села Григорово Нижегородского уезда (ныне это Большемурашкинский район Нижегородской области) Петра Кондратьева (умер около 1636 г.). У него было четыре брата: младшие — Козьма и Герасим — были еще живы в 1666 г., а третий, Евфимий, и четвёртый умерли во время чумы в Москве в 1654 г.

Полуразрушенная церковь Иконы Божией Матери Казанская в селе Григорово Большемурашкинского района Нижегородской области. Расположена на месте Борисоглебского деревянного храма, в котором служил отец Аввакума

В 1636 г. умер отец Аввакума. В 1638 году семнадцатилетний Аввакум, по указанию матери, женился на обедневшей четырнадцатилетней сироте Анастасии Марковне (1624-1710 гг.). Она была дочерью местного кузнеца. Анастасия Марковна стала для Аввакума верной спутницей, истинной помощницей, верным другом во всех жизненных невзгодах.

В 1642 году Аввакум был рукоположен в диаконы, а уже в 1644 году поставлен в попы. Он стал священником села Лопатищи Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Именно в это время родился его первый сын, Иван. Всего у Аввакума и Анастасии Марковны было пять сыновей: Иван (1644-1720 гг.), Прокопий (1648 — около 1717 гг.), Корнилий (1653 г.), Афанасий (1664 г.), а имя ещё одного сына, который родился и умер в Сибири, неизвестно; и три дочери: Агриппина (1645 г.), Акулина и Аксиния.

Защитник Старой Веры

Пятый патриарх Московский и всея Руси Иосиф


Когда скончался патриарх Иосиф (1652 г.), новый патриарх Никон заменил прежних московских справщиков украинскими книжниками во главе с Арсением Греком, знавшими греческий язык.
Если Аввакум, Иван Неронов и другие выступали за уточнение и исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги.

Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом. Аввакум был одним из первых приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники патриарха Никона.

Казанский собор в Москве. Современный вид

Аввакум родился в семье нижегородского священника Петра и Марии. Будучи ребёнком, он увидел мёртвое животное, и это зрелище сильно напугало его, и мальчик долго думал о смерти и спасении души. Именно с этого момента он каждую ночь читал молитву.

После смерти Петра, Мария устроила замужество сына на бедной, но набожной девушке Анастасии. Аввакум стал священником и в 31 год был уже протопопом. Заступаясь за беззащитных и обездоленных, он попал в немилость одному большому начальнику и за свою дерзость был выгнан из дома с женой и только что родившимся сыном. Вскоре он вернулся в разграбленный дом, но неприятности продолжали преследовать молодую семью. В конце концов протопоп был изгнан со своей земли и отправился в Москву.

В это время Никон стал патриархом и ввёл изменения: креститься полагалось теперь тремя пальцами, а количество земных поклонов уменьшилось. Аввакум с единомышленниками написали царю письмо, где назвали всё это ересью и отступлением от истинной веры. После этого Аввакум был сослан в Сибирь. Тут его невзлюбил местный дьяк Иван, часто доносящий на него. Аввакума было решено переводить в Даурии. В пути судно, на котором плыл протопоп с семьей, чуть не утонул. Вскоре Аввакума заточили в Братский острог, а супруга с детьми жили неподалёку от тюрьмы. Видеться им не позволяли.

Зимой случился страшный голод, многие погибли. Аввакум выжил благодаря помощи своей семьи. Вскоре священнослужитель отправился к московским землям, где начал проповедовать о вере, обличая патриарха Никона. В Москве царь и бояре доброжелательно встретили протопопа и даже предложили ему место в церкви, но при условии, что он примет нововведения Никона. Аввакум отказался. Тогда государь попросил его молчать о своём несогласии. Прошло полгода, и протопоп, не сдержавшись, всё же выступил перед царём против Никона, за что был сострижен и проклят. По всем землям начались преследования священнослужителей, несогласных с Патриархом: несчастным отрезали языки, пальцы, многих сожгли.

В произведении раскрыта личность несгибаемого борца, всем сердцем и душой верящего в праведность своих идей, мученика и защитника истинной веры.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Житие протопопа Аввакума. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Главный герой романа – Илья Ильич Обломов. Ему около тридцати двух лет. Живет Илья Ильич в Петербурге в доме на Гороховой улице. Поначалу, переехав в город из своего родового поместья

Главный герой – доисторический девятилетний мальчик по имени Крек. В племени у каждого из детей свои обязанности. Креку предстоит стать ловцом птиц, его имя дословно это и означает.

В книге рассказывается о пенсионере по имени Павел Евграфович Летунов. Он проживал в дачном поселке в 1972 году. Старику недавно исполнилось 72 года. Он получает письмецо от своей старой одноклассницы Аси Игумновой, в которую раньше был влюблен

Датский король Хродгар, для того чтобы его имя вошло в историю решил соорудить огромную залу для пиршества королевских дружинников. Ему сопутствовала удача в войнах с соседними государствами

В мире нет ни одного человека который бы не знал имя Ганса Христиана Андерсена. Литературное творчество его было разнообразным, сказки он начал писать не сразу. Еще в детстве его любимым занятием было сочинительство.

  • Аввакум Петров – протопоп, священник Русской церкви. Сильный, решительный человек, отстаивающий свои интересы и убеждения. Противник церковных реформ патриарха Никона. Был сожжен вместе со своими последователями.
  • Анастасия Марковна – супруга Аввакума. Верная, заботливая жена во всем поддерживающая мужа. Следовала за ним в любую ссылку.
  • Афанасий Пашков – воевода. Приложил немало усилий, чтобы сделать жизнь протопопа невыносимой.

Краткое содержание

Затмение солнца всегда предзнаменовало начало чего-то страшного. Верующие люди привыкли считать данное природное явление главным признаком Божьего гнева. В 1654 году в России затмение произошло перед мором. Никон-отступник искажал законы церковные и веру, тем самым накликал беду на землю русскую. Следующее затмение произошло ровно через четырнадцать лет, в Петров пост. Протопопа Аввакума остригли в соборной церкви и вместе с другими бросили в темницу.

Родился Аввакум на нижегородской земле, в селе Григорове. Отец, священник Петр, любил заложить за воротник. Мать Марфа жила жизнью праведницы. Все время проводила в молитвах и постилась, не забывая учить сына страху Божию. Однажды Аввакум увидел мертвую соседскую скотину и это зрелище настолько его впечатлило, что он, придя домой, сразу направился к образу. Долго плакал перед ним, размышляя о своей смерти и душе. С того самого дня, молиться он начал ежедневно.

Вскоре отец умер. Мать задумала женить сына. Невесту выбрали из простых. Девушку звали Анастасия. Была она сирота и набожна. Жила в бедности и постоянно молилась богу, чтобы сочетаться браком с Аввакумом. Так и вышло. После смерти матери Аввакум переселился в соседнее село. В 21 год его возвели в сан дьякона, а через пару лет в попы. Через восемь лет из попов его перевели в протопопы.

Было у него много детей духовных. Где бы он не появлялся, везде нес в народ слово Божье. В один из дней пришла к нему исповедаться девушка, погрязшая в грехах и разврате. Слушая ее, Аввакум сам почувствовал в себе огонь блудный. Чтобы успокоиться и унять демона внутри, положил он руку на пламя свечи и держал ее до тех пор, пока не угасло в нем желание.

Придя домой, стал он плакать перед образом и молиться, прося Господа, чтобы отлучил он его от детей духовных. Слишком тяжело было бремя. Упал он на землю и рыдал до тех пор, пока не забылся. Привиделись ему два корабля золотых, плывущих по Волге реке. На вопрос, чьи это корабли, он услышал, что его духовных детей, Луки и Лаврентия. Следом за двумя кораблями показался третий и был он еще красивее предыдущих. Это оказался его корабль.

В скором времени посыпались на протопопа беды и несчастья, как из рога изобилия. Все после того, как заступился он за дочь вдовы, которую отнял начальник. Все мольбы вернуть ребенка матери были тщетны. Аввакума настолько сильно избили прямо в церкви, что он полчаса не мог прийти в себя.

Другому начальнику он тоже пришелся не по душе. Здесь дракой не обошлось. В ход пошло оружие. Благо только порох пыхнул, а оружие не выстрелило. На этом начальник не остановился. Он отнял дом, забрал все что можно и выгнал восвояси. В этот непростой период жизни родился у Аввакума сын. Вместе с семьей отправился протопоп в Москву за помощью к царскому духовнику. О его визите сразу доложили государю. С тех пор царь стал его знать.

Вернувшись на родную землю, застал Аввакум свой дом разоренным. Одни голые стены. Дьявол вновь решил сыграть с ним злую шутку. Пришли в деревню скоморохи с бубнами, плясками да медведями. Рассерчал Аввакум. Отобрал бубны и домры. Одного медведя зашиб, второго в поле отправил. Досталось ему за это от воеводы Шереметева. Бранил он много и попросил благословить сына его. Отказался протопоп, зная о развратном образе жизни парня. За что был брошен за борт корабля, прямо в Волгу.

Евфимий Стефанович, еще один начальник, рассвирепев, решил взять дом протопопа набегом. Все это время Аввакум молился о спасении и начальник побежал со двора, а вечером ему стало плохо и его жена обратилась за помощью к протопопу. Аввакум простил горемыку, исповедал его, маслом смазал и стал он здоров. Так еще на двух детей духовных стало у протопопа больше.

Вскоре его снова прогнали с насиженного места. Пошел он в Москву, где его назначили протопопом в Юрьевец-Повольский. Там он пробыл всего восемь недель. Дьявол нашептал другим попам, бабам и мужикам избить Аввакума. Толпа вооруженных рогатинами людей напала на него и если бы не вовремя подоспевший воевода с пушкарями, плохо бы дело кончилось. Аввакум вновь отправился в Москву. Показался там духовнику. Он высказал ему недовольство, что оставил он церковь соборную, а вечером пришел к нему сам царь благословиться и увидев Аввакума осерчал. Неправильно это оставлять свое место и бежать.

Новым патриархом был назначен Никон. С его приходом к власти начались необратимые изменения. Он велел урезать количество земных поклонов и повелевал креститься тремя перстами. Протопоп Иван Неронов предрек начало времени страданий. Вместе с костромским протопопом Даниилом, Аввакум пишет послание царю, где описывает бесчинства патриарха. Никон, прознав об этом, велел схватить Даниила, а вместе с ним и Ивана Неронова. Их расстригли и сослали в Астрахань. Аввакума бросили в темницу и посадили на цепь. Несколько дней его морили голодом. По просьбе царя Аввакума не расстригли и не отрекли от церкви.

Вместе с женой и детьми сослали Аввакума в Сибирь, в Тобольск. Симеон Сибирский, местный архиепископ помог устроиться протопопом при Вознесенском соборе. На новом месте беды не покинули Аввакума. За полтора года на него было составлено пять доносов. Приложил к этому руку дьяк Иван Струна, невзлюбивший Аввакума с первого взгляда. В отсутствие владыки решил он помучить дьячка Антония. Прибежал Антоний в церковь за защитой. Иван и здесь его достал. Умудрился схватить за бороду, пока тот стоял на клиросе во время богослужения. Аввакум решил проучить наглеца. Затворив двери в церкви, оставив вечерю, отстегал он Струну ремнем. Вся родня Струны, попы его, чернецы задумали погубить Аввакума. Хотели схватить его и бросить в воду. С божьей помощью удалось ему спастись от мятежников.

Попался Струна на одном подлом деле. За взятку попытался прикрыть грех кровосмешения. Вместо того чтобы посадить человека, отпустил его. Архиепископ проклял его за это. Определили дьяка Петру Абакумову под караул. В то время как проклинали Ивана, Петр бранил архиепископа и Аввакума, а выйдя из церкви, взбесился. По дороге домой упал и отдал богу душу.

По приказу государя за укоры в сторону Никона-еретика отправили Аввакума на реку Лену. Не успел протопоп доехать до Енисейска, пришел новый указ о переводе его в Даурию. В дороге его сопровождает воевода Афанасий Пашков, злой и беспощадный человек. Плывя по реке Тунгуске, хлипкое суденышко на котором находился протопоп с семьей, чуть не затонуло.

Пашков частенько прохаживался кнутом по Аввакуму. Любое его замечание вызывало у воеводы приступ бешенства. Он истязал несчастного до полусмерти, не внимая словам о пощаде. В Братском остроге, куда забросили протопопа, были нечеловеческие условия. Голод и холод. Лишь на шестую неделю после очередного избиения перевели арестанта в теплую хату. С семьей видеться не разрешали. Жена и дети жили за двадцать верст от тюрьмы.

Весной двинули дальше. Два лета бродил Аввакум по реке, по Хилке, тянул лямку, а зимой волочился через хребты. От одежды ничего не осталось. Все сгнило. Тянуть лямку Аввакуму помогали его дети. Страшный голод забрал жизни многих людей. Протопоп выжил благодаря жене. Продав ее кафтан, на вырученную сумму они смогли купить несколько мешков ржи.

У Пашкова заболел младший сын. Помолившись за него, помазав маслом священным, удалось его спасти. И еще одному члену семьи воеводы помог Аввакум. Старший сын Еремей, участвуя в боевом сражении чуть не погиб. Все бойцы его отряда полегли, а ему удалось уцелеть. Во сне ему привиделся Аввакум, указывающий дорогу. Протопоп все это время молился за него и был услышан.

Спустя время добрался Аввакум до Москвы. Везде, где ему приходилось останавливаться по пути, слово божье проповедовал, обличал Никона, свидетельствуя истину и веру о Христе. Поселили протопопа в Кремле на монастырском подворье. Государь и бояре были настроены дружелюбно по отношению к Аввакуму, но оказалось, что не искренни они были в своих намерениях. Их поведение резко изменилось, когда священнослужитель отказался принимать нововведения Никона. Царь, услышав отказ, попросил никому об их разговоре не говорить.

Терпел Аввакум, как обещал. Хватило его ровно на полгода. Не выдержал, устал держать все в себе. Наболело. Он вновь напомнил государю о Никоне и чуши, что он несет народу. После этого случая его сослали на Мезень. Спустя полтора года Аввакума вместе со старшими сыновьями вернули в Москву. Жена с младшими детьми осталась в Мезени. Почти три месяца его, как собаку держали на цепи в монастыре, а после доставили в церковь, расстригли и прокляли. Спустя четыре года его перевели в Пустозерье вместе с командой единомышленников. Там его заточили в тюрьму на пятнадцать лет из стен которой и было написано данное автобиографическое сочинение. В 1682 году Аввакума сожгли на срубе дерева вместе со своими последователями.

Краткое содержание книги

Главные герои

Протопоп Аввакум – известный русский религиозный деятель XVII века; главные идеолог старообрядчества в период его возникновения; писатель и проповедник.

Краткое содержание

В начале своей автобиографии протопоп Аввакум призывает читать книгу Дионисия Ареопагита, который утверждал, что солнечное затмение является свидетельством божьего гнева к погрязшим в грехе людям. Аввакум приводит в пример два затмения на Руси. Одно произошло в разгар церковной реформы Никона; второе – во время насильственного пострига и помещения в тюрьму Аввакума.

По желанию матери Аввакум женился на односельчанке Анастасии – бедной сироте. Уже после смерти Марии Аввакум в возрасте 21 года был рукоположен в диаконы. Спустя два года его назначили попом. Через восемь лет Аввакума перевели в протопопы. В общей сложности в сане священника он прожил уже тридцать лет.

Все эти годы Аввакум неустанно проповедовал слово Божье. Благодаря горячим проповедям у него появилось около 500-600 духовных последователей или учеников.

Несчастия Аввакума начались после конфликта с каким-то местным начальником по имени Иван Родионович. С грязной целью начальник забрал дочь у вдовы. Аввакум призывал его образумиться и вернуть девушку, но Иван Родионович не слушал священника. Более того, по его приказу Аввакума избили. Затем начальник собственноручно дважды побил священника.

Иван Родионович пытался убить Аввакума из пищали, но оружие не выстрелило. Священник смиренно принимал все побои и ругань. Рассвирепевший начальник конфисковал у Аввакума все имущество и прогнал из села.

Аввакум с супругой и новорожденным сыном Прокопием пошел искать помощь в столице. Священника радушно приняли протопопы Стефан и Иван. Они выдали ему грамоту, которая могла защитить от самоуправства начальника.

Аввакум вернулся в село. Его дом и хозяйство были полностью разорены. Пришлось обустраиваться заново.

Мимо села по Волге проплывал боярин Василий Петрович Шереметев. Он приказал доставить к себе воинственного священника и выбранил его за самоуправство. Шереметев потребовал, чтобы Аввакум благословил его сына Матфея, бреющего бороду.

Ревностное христианство Аввакума вызвало гнев другого начальника – Евфимея Стефановича. Он собрал людей и пытался взять приступом дом священника, обстреливая его из луков и пищалей. Аввакум с семьей заперся и молился Богу.

В это время происходили выборы нового патриарха. Многие священнослужители хотели наделить этим титулом Стефана. Но он сам отказался и посоветовал выбрать патриархом митрополита Никона. Царь прислушался к совету Стефана.

Аввакум с горечью замечал, как изменился Никон, узнав о своем возможном избрании патриархом. Он в полной мере проявил свою хитрость и изворотливость, стараясь любой ценой добиться титула. Став патриархом, Никон невероятно возгордился и тут же разорвал все дружеские связи. Вскоре после избрания он приступил к своим церковным реформам. Аввакум с ужасом прочитал грамоту Никона о введении трехперстного знамения.

Аввакум пытался помешать Никону и писал о вреде нововведений царю, но его прошения оставались без ответа. Новый патриарх начал жестоко расправляться с противниками преобразований. Многие приверженцы старых обрядов были отправлены в ссылку или уморены в заключении.

Вскоре был схвачен и сам Аввакум. Протопопа посадили в подземную темницу на цепь. Прикованным он просидел без еды и воды три дня. После этого от Аввакума потребовали повиниться перед Никоном. Протопоп отказался. Его вновь заключили в тюрьму.

После месяца заключения Аввакума приговорили к ссылке в Сибирь вместе с семьей. Трудный путь до Тобольска занял больше трех месяцев. В дороге родила жена Аввакума.

Струна не успокоился и начал подговаривать людей к расправе над Аввакумом. Однажды ночью дом протопопа был осажден заговорщиками. Ему удалось избежать смерти только благодаря молитвам.

Результатом доноса Струны стал указ о переводе Аввакума из Тобольска на Лену. В это же время протопопа постигла новая беда: пришло известие о смерти от мора двух его братьев вместе с семьями.

На реке Тунгузке разыгралась сильная буря. Судно, на котором плыл Аввакум с семьей, было сильно повреждено и начало тонуть. Лишь благодаря молитвам протопопа его прибило к берегу.

Переход был очень труден. Пашков стал обвинять Аввакума в том, что из-за его еретических убеждений суда медленно плывут. Он собственноручно жестоко избил протопопа кнутом, а затем приказал бросить его на палубе под проливным дождем.

Аввакум пролежал всю ночь. На следующей день при переходе через большой порог его связанного просто тащили по камням.

Аввакума привезли в Братский острог и посадили в холодную каменную камеру. Его практически не кормили. Протопопу сильно досаждали мыши, вши и блохи. Жена и дети содержались отдельно, на расстоянии в двадцать верст. Однажды Аввакума пришел навестить малолетний сын Иван. По приказу Пашкова мальчик провел ночь в ледяной камере, где застудил руки и ноги.

Весной Пашков повез Аввакума дальше. На протопопа была возложена тяжелая работа; он несколько раз тонул в реках. Отряд Пашкова побывал на реке Ингоде, а затем остановился на реке Нерче. Люди страшно голодали. От голода умерли оба сына Аввакума.

В Москве Аввакум был радушно встречен боярами и самим царем. Протопопа было велено разместить на монастырском подворье в Кремле.

Царь через Родиона Стрешнева попросил Аввакума умерить свой религиозный пыл. Протопопу была предоставлена служба по исправлению церковных книг на Печатном дворе.

Активность Аввакума вызвала гнев царя. Протопоп вместе с семьей был вновь отправлен в ссылку, на этот раз на Мезень (Поморье).

Спустя полтора года Аввакума вновь приковали на цепь в Пафнутьевом монастыре. Его больше двух месяцев уговаривали отречься от своих убеждений, но так ничего и не добились. Аввакума расстригли и предали анафеме. Непокорный протопоп проклял своих мучителей.

Почти полтора года Аввакума продержали в заключении в Пафнутьевом монастыре, а затем привели на суд к греческим патриархам и русским архиереям. Протопоп продолжал упорно защищать древнюю веру. Его вновь посадили на цепь.

Аввакум был посажен в землянку на хлеб и воду. В заключении он узнавал о безжалостных расправах над старообрядцами, которых били кнутом, вешали и сжигали заживо.

Больше месяца вместе с Аввакумом в землянке прожил бесноватый Кирилушко. Протопоп заботливо ухаживал за ним и помогал в борьбе с бесами. Ум вернулся к Кирилушке лишь перед самой смертью. Аввакум исповедовал и причастил несчастного и содействовал тому, чтобы его похоронили с соблюдением всех церковных обрядов.

Приняв наказание, Аввакум встал и смиренно попросил простить его. Бесы тотчас же отпустили несчастного Филиппа. Аввакум благословил его крестом, а вскоре полностью избавил от одержимости.

Аввакум вспоминал, как в начале церковной службы его самого не раз пытались запугать бесы: прямо в церкви скакал столик, шевелился саван на покойнике, летала одежда. Вся бесовщина прекращалась после святой молитвы.

Протопоп Аввакум твердо верил, что только истинная вера поможет человеку победить дьявола.

Читайте также: