Житие преподобного ферапонта белозерского т можайского чудотворца краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

В миру Феодор, родился около 1335 года [1] в Волоколамске в семье бояр Поскочиных. С детства он пользовался обшей любовью, и при этом проявил стремление к благочестивой жизни и иночест­ву.

Он тайно ушел из родительского дома и, в тридцатипятилетнем возрасте, пришел в Московский Симонов монастырь. Здесь он упросил братию и архимандрита, преподобного Феодора, впоследствии архиепископа Ростовского, тотчас его постричь в иночество, минуя обычно долгий период послушничества. Новоначальный инок был отдан под руководство опытного старца и вскоре строгостью жизни приобрел расположение всей братии. По словам жития, святой хотя и был "не хитр грамоте, но душевную доброту и ум здрав стяжа".

В этой обите­ли инок Ферапонт сблизился с преподобным Кириллом Белозерским, вместе они проходили подвиг спасения в постничестве и молитвах и слушали духов­ные наставления преподобного Сергия Радонежского, посещавшего монастырь для поучения братии.

Архимандрит и братия оказывали Ферапонту особое доверие, посылая его с поручениями в дальние места. Однажды по монастырским делам был пришел Ферапонт в Белозерье пешком из Москвы, было ему тогда около 60 лет. Он обошел эти земли, поражавшие суровой северной красотой и располагавшие к уединению. Тогда же преподобному Кириллу было явление Божией Матери, Которая повелела ему идти на север и основать обитель. Когда вернулся из путешествия Ферапонт, Кирилл обратился к нему с расспросами о виденном на севере, спросив, есть ли там места уединенные, где можно было бы безмолвствовать иноку. "Весьма много там таких мест, отче", - отвечал преподобный Ферапонт и вызвался сопровождать Кирилла в путешествии по Белозерской стране. Так, проведя в Симонове около четверти века, по благословению игумена подвижники отправились на Белоозеро.

Около года Ферапонт разделял труды Кирилла по устроению новой обители, а потом, по благословению старца, в 1398 году удалился к северо-востоку на расстояние 15 верст в отличавшееся красотой и полюбившееся ему место между Бородавским и Павским озером. В то время Ферапонт не имел намерения основывать монастырь, но искал уединения для полного безмолвия и первые годы жил один, в построенной им деревянной келье. Однажды приходили разбойники, угрожая ему смертью и требуя уйти из этих мест и отдать богатство, но Ферапонт не отступил, и они устыдились искать у монаха сокровищ. Вскоре к отшельнику стали приходить люди, прося разрешения разделить его труды. Образовалась немногочисленная братия, числом около десяти иноков, положившая начало монастырю, названному впоследствии Ферапонто­вым. Преподобный не согласился стать в нем игуменом. Житие говорит, что он называл себя "самым черным и самым грешным", во главе обители был другой человек, чье имя осталось неизвестным. Ферапонт же выполнял самые тяжелые работы: за всю братию колол дрова и носил воду.

В 1408 году в обители была построена первая деревянная церковь в честь Рождества Богородицы [2]. Обитель благоустраивалась. Преподобный по-прежнему подвизался в тяжких работах, не опуская церковной службы и правила келейного. Братство его умножалось, и пример преподобного одушевлял всех любовью к суровым подвигам: иноки трудились вместе со святым наставником над строительством келлии, переписыванием книг, украшением храма. В монастыре был введен обще­жительный устав, строго соблюдавшийся иноками. Святой подвижник сам обладал даром совета, но по-прежнему иногда ходил за духовными наставлениями к своему другу, преподобному Кириллу Белозерскому, и получал от него великую пользу. В своей обители преподобный Ферапонт был духовным отцом для всех: к нему в келлию приходили за советами в смущениях духовных, по его мыслям располагалось все в обители. Никто не смел держать в келлии что-нибудь, кроме икон, святых назидательных книг и орудий простого рукоделия. В храме и трапезе царила глубокая тишина.

Известность о подвигах угодника Божия распространилась далеко за пределы Белозерского края. В начале XV столетия земли, на которых располагались Кирил­лов и Ферапонтов монастыри, входили в удел Можайского князя Андрея Димитриевича, сына великого князя благоверного Димитрия Иоанновича Донского. Князь Андрей давно желал построить общежительную обитель близ Можайска, но, в поисках готового к такому начинанию страца:

". положи з бояры своими, где вы собрести такова мужа и невозмогоша, всех обошед и обыска, никто не смея дерзнути к таковому начинанию" [3].

В 1408 году князь, узнав о высокой духовной жизни белозерского подвижника от побывавшего в Ферапонтовой обители своего наместника, пригласил старца для беседы.

Ферапонт не знал, зачем его вызывали в Можайск, от путешествия отказывался, считая, что старцу неуместно идти "в мир, на смех людям", но по настоянию князя отправился в путь. Князь встретил его с большими почестями и обратился с просьбой - дать жизнь новому монастырю. На первый раз преподобный отвечал только слезами, долго отказывался, но по размышлении и молитве, смирился и остался, глубоко тоскуя об оставленной им обители в Белозерье. Так он в третий раз начал все заново.

При бога­тых средствах князя недалеко от Можайска, в местечке Лужки (ныне в черте города), на правом холми­стом берегу Москвы-реки, преподобный скоро основал второй монастырь с глав­ным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы в память о Белозерской обители. Боголюбивый князь, глубоко почитавший святого за истинное смирение, оказывал щедрую помощь не только новоустроенному монастырю, но не оставлял своими милостынями и прежние его обители. Желая возвысить свой монастырь, князь Андрей Димитриевич исходатайствовал его настоятелю сан игумена, а затем архимандрита. Так, по благословению святителя Фотия Московского, преподобный Ферапонт был возведен в сан архимандрита.

В новой обители святой старец прожил 18 лет и преставился в глубокой старости 27 мая 1426 года.

Мощи и почитание

Прп. Ферапонт Белоезерский. Мон. Иулиания (Соколова), Сергиев Посад, 1970-е годы
Прп. Ферапонт Белоезерский. Мон. Иулиания (Соколова), Сергиев Посад, 1970-е годы
Тело преподобного Ферапонта было погребено в Лужецкой обители у северной стены собора Рождества Пресвятой Богородицы. Позже на месте погребения был построен храм в честь преподобного Иоанна Лествичника, переименованный в 1720 году во имя преподобного Ферапонта.

Почитание его началось вскоре после преставления. В 1502 году вновь отстроенный Богородице-Рождественский собор Ферапонтова монастыря был расписан знаменитым иконописцем Дионисием с сыновьями Владимиром и Феодосием. На южной стене собора над захоронением преподобного Мартиниана уже тогда была изображена фреска с припадающими к престолу Богородицы Ферапонтом и Мартинианом - заступников и молитвенников за обитель [4].

В 1514 году были обретены нетленные мощи святого Ферапонта, прославленные многочисленны­ми чудотворениями. Канонизация преподобного Ферапонта состоялась после Московского Собора 1547 года, на одном из соборов между 1549 и 1551 годами, когда игумен Ферапонтова монастыря привез митрополиту Макарию житие и сви­детельство святости угодника Божия.

Житие святого существует в виде нескольких рукописных списков и кратких популярных их редакций. Наиболее полным считается список, хранившийся в Санкт-Петербургской духовной академии. Эта рукопись, как считал историк В. О. Ключевский, была составлена иноком Ферапонтова монастыря Матфеем в середине XVI века во время Макарьевских соборов по канонизации русских святых. По житию преподобного Кирилла можно уточнить некоторые данные о нем, не включенные в житие Ферапонта.

Мощи святого впоследствии почивали под спудом в соборной церкви Лужецкого монастыря. В 1812 году наполеоновские войска учинили в нем разгром, пожар и осквернение. Тогда исчезла серебряная рака над захоронением Ферапонта, пропало и житие его, однако сами мощи не были тронуты, так как они находились под спудом. В конце XIX века житие святого было вновь составлено по рукописным сказаниям в архиве Лужецкого монастыря, собранным его настоятелем архимандритом Дионисием.

Имя святого Ферапонта закрепилось не только в названии основанных им монастырей, но также в бывшая подмонастырской слободе, которая стала селом Ферапонтовым, и в части Бородаевского озера, которая прилегает к монастырю и называется Ферапонтовским, или Монастырским озером. В честь преподобного освящена одна из надвратных церквей Ферапонтова монастыря. Среди икон, изображающих святого Ферапонта, самым древним является сохранившийся храмовый образ из надвратной церкви.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Житием чистым просветився,/ в молитвах и постех пустыни явился еси доброе прозябение/ и, духовному твоему учителю последствуя,/ ум свой к небесным управль,/ стаду твоему наставник был еси,/ тем тя молим, отче Ферапонте:/ моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Преблагий Спас наш Христос умножил есть милость Свою к нам, даровав нам в застунника и целителя, преподобного отца нашего Ферапонта, иже просвещает нас образом святого жития своего, и ныне молитвами своими ограждает обитель свою от врагов и разрушений, страну сию от глада и напрасные смерти, чтущих же память его всех от болезней и от лютых страстей.

Использованные материалы

[2] Дата по житию с сайта Вологодской епархии. Житие проекта "Русские святые" датирует постройку храма 1398 годом.

[3] Несохранившаяся в Лужецком монастыре надпись на церковной стене, над захоронением Ферапонта, цит. по житию с сайта Вологодской епархии.

[4] Ныне осталась лишь плохо сохранившаяся часть фрески

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Преподобный Ферапонт Белозерский, Можайский.

Преподобный Ферапонт Белозерский, Можайский.

Первые годы преподобного в монастыре, когда Феодор уйдет в небытие, а его место займет Ферапонт, ‒ годы, когда молодой монах будет учиться духовному деланию и станет знакомиться с внутренним расписанием монастыря, когда он будет обретать первый бесценный монашеский опыт, и все покажется новым, неизведанным и необычным, все будет поражать юную душу новизной восприятия, ‒ преподобный с трогательной открытостью и детским беззлобием бросится к инокам родного монастыря и с умилением станет просить тех молить за него Бога и Богородицу: его душе так надо найти свой путь спасения, а в мире так много соблазнов, и только теперь, приняв постриг, Ферапонт вполне осознал неиссякаемую бездну искушений, которые ожидали и продолжают ожидать его на жизненном пути…

Итак, Федор отправился в Симоново. Почему именно сюда? Конечно, имя Сергия и его племянника влекло в обитель многих искателей подвижнической жизни, но, думается, более, чем это, поразила сознание Федора история пострижения Косьмы Вельяминова, который только что избавился от тиранического гнета своего родственника Тимофея и стал монахом в стенах этой обители. Стать Кириллом Косьме помог преподобный Стефан, основатель Махрищского монастыря, вступившийся за него пред московским окольничим, героем Куликовской битвы, хотя прежде Тимофей категорически противился чернечеству своего воспитанника, оказывавшему ему серьезную помощь в деле управления стольным градом. Быть может, что-то подобное происходило и в доме Поскочиных…

Симонов монастырь

Симонов монастырь

Главной его добродетелью в годы, проведенные в Москве, становится послушание

Ферапонт мечтал об устроении одинокой кельи на опушке леса, о тихой молитве вдали от многомятежных городов

Обходя белозерские дебри, Ферапонт мечтал об устроении одинокой кельи на опушке леса, о тихой молитве вдали от многомятежных городов, однако остаться на берегу одного из величавых озер пока не дерзнул. В то время как следы одного симоновского инока на берегу Белого озера заметал морозной пылью северный ветер, другой монах того же монастыря пел акафист Богоматери в тиши своей московской кельи. И то, что лежало перед телесным взором Ферапонта, открылось на мгновение духовному видению Кирилла. Отдаленные друг от друга тысячью верст, два монаха, принимавшие постриг от рук племянника великого старца, словно стояли спиной к спине, вслушиваясь в мотивы тех песнопений, которыми огласится в скором времени глухая чаща, и с широко раскрытыми глазами смотрели на замирающую в предчувствии наступающей зимы природу Белозерья.

Преподобный Кирилл Белозерский.

Преподобный Кирилл Белозерский.

Впрочем, совместная жизнь иноков продлилась недолго, совсем скоро Ферапонт оставил своего друга. Уход старца не был капитуляцией перед сложностями пустыннического жития, как это пытается представить агиограф Кирилла: инок остается в тех же белозерских лесах, закрепляясь лишь несколькими поприщами далее. Житие Ферапонта, описывая расставание преподобных, особенно подчеркивает то, что уход Ферапонта происходил с ведома и согласия Кирилла, что друзья расстались в добром расположении, что позднее Ферапонт испрашивал благословения Кирилла на выбор места для устроения обители и перенял у Кирилловой обители ее устав. Однако за благостными свидетельствами Жития все же просматривается некоторый конфликт, во всяком случае – обман ожиданий со стороны Ферапонта.

Однако сам Ферапонт, по всей видимости, видел ситуацию иначе, ведь слишком малое формально разделяло его в этой жизни с Кириллом: и вельможное происхождение, и биография до монастыря (возможно, преподобные познакомились еще в миру). Он, как и любой инок, имел свой сокровенный опыт богомыслия, почитания Богоматери и святых угодников. Этот молитвенный опыт имел свою цену, был его неисчерпаемым достоянием, которое можно было применить в устроении иноческой обители. Вот почему преподобный решил продолжить путь, начатый у стен Симонова монастыря, в одиночестве.

Казалось, жизнь Ферапонта шла размеренной колеей, словно по писаному, в полном соответствии с житийным каноном, и теперь агиограф вполне бы мог перейти к описанию блаженной кончины праведника, однако развязка этого повествования была неожиданной.

Андрей принимает Ферапонта воистину по-княжески: с глубокой радостью о его согласии прийти, окружая убеленного сединами старца благоговейным почетом. Князь отводит преподобному просторные и благоустроенные покои, однако не торопится с ним объясниться. Так некогда Кирилл медлил, перед тем как открыть своему другу, что же именно он ищет в Белозерских лесах, истаптывая одни сапоги вслед за другими…

Ферапонтов Лужецкий монастырь.

Ферапонтов Лужецкий монастырь.

Для чего же нужен был князю монастырь в области его державы? Действительно, устроение обители в городе, принадлежащем князю, не приносило ему прямых дивидендов, какие можно было бы искать при устроении монастыря в отдаленных районах его княжества (впрочем, таковым и был Ферапонтов монастырь): в последнем случае монастыри воспринимались как форпосты и служили, кроме того, центрами земельной колонизации, помогали администрации князя закрепиться на отдаленных территориях.

Но Андрей желает построить монастырь рядом с Можайском. Дивиденды от устроения городской (или пригородной) обители были отнюдь не практическими – они приносили ктитору в первую очередь духовные барыши. Теперь, в первой половине XV века, считалось хорошим тоном стать устроителем нового монастыря, который будет основан в относительной близости от княжеского терема, благодетельствовать основанной обители и – куда уж без того! – получать от игумена благословение на значимые политические акции: походы против татар, борьбу за княжеский престол и тому подобное. Самым сложным вопросом в подобном мероприятия становился вопрос кадров: именно они решали исход ответственного начинания. Родной брат Андрея, Юрий Звенигородский, сумел вовремя подсуетиться и пригласить на игуменство в Сторожах одного из ближайших учеников Сергия Радонежского ‒ Савву. Андрей, надо полагать, был раздосадован столь явной удачей брата и действительно в течение длительного времени занимался напряженными поисками такого духовного мужа, который мог бы установить в стенах новой обители действительно высокую духовную жизнь. Лучше всего было бы обратиться в Сергиеву обитель или в другой прославленный монастырь, например, Чудов, основанный святителем Алексием, его же Андроникову обитель, то же Симоново, чтобы найти в ней одного из опытных в духовном делании монахов. Однако эти обители находились в Москве (отношения между братьями в те времена не могли быть ровными: Московская Русь вступала в эпоху княжеских междоусобиц) и входили в сферу ее политического влияния, а значит – игумена надо было искать в другом месте.

Здесь возникает еще один вопрос: почему Андрей не обращается к Кириллу, обитель которого располагалась в непосредственной близости от Ферапонтова монастыря, при том, что сам Ферапонт признавал духовный авторитет своего друга выше своего, как, впрочем, и многие другие современники преподобных? Кириллову монастырю в самом скором времени предстояло стать крупнейшим центром северно-русского монашества… Князь это понимал и обратиться со своей просьбой к Кириллу не решился.

Монастырь становится важным духовным центром всего можайского края

О том же, что стало с Белозерской обителью Ферапонта после ухода старца в Можайск, агиограф преподобного умалчивает: об этом благочестивый читатель должен будет узнать из Жития его ученика Мартиниана. А это уже совсем другая история…

Память его празднуется 21 мая в день преставления, 27 дек. в день обретения мощей, 6 июля вместе с Соборам Радонежских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг.

Прп. Ферапонт происходил из боярского рода Посхотиных. Родным его городом был Волоколамск. В юности поступил он в Московский Симонов монастырь при основателе его архимандрите Феодоре (память его 28 но яб.), племяннике прп. Сергия Радонежского. Новоначальный инок прошел весь монашеский искус на черных работах под руководством опытных старцев, которые научили его непрестанной молитве. Тогда был в Симонове духовный деятель ее старец Михаил, впоследствии епископ Смоленский. Потом стали ему, как наиболее способному и деятельному из братии, поручать различные монастырские хозяйственные дела вне обители. Но в душе его таилась жажда безмолвного пустыннического жития.


Ферапонтов Белозерский монастырь, основан прп. Ферапонтом Белозерским

Когда они прибыли в пределы Белозерские и прп. Кирилл узнал страну, показанную ему в видении, они остановились. Но вместе они пребывали уже недолго. Ради взыскуемого ими обоими безмолвия прп. Ферапонт отошел на 12 верст и на перешейке между Бородавским и Пасским озерами избрал свое местопребывание. Однако же прежде, чем поселиться здесь, он вернулся к прп. Кириллу принять его благословение.


Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь, в котором прп. Ферапонт Белозерский служил последние 18 лет и был похоронен

Обитель прп. Ферапонта была посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы, а устав усвоен прп. Кирилла, и за соблюдением его строго следили. В свободное от молитвы и трудов время братия переписывали книги или плели сети.

Однажды посетил Ферапонтову обитель боярин можайского князя Андрея Димитриевича, к уделу которого принадлежал Белозерский край, и рассказал о ней своему князю. Тогда князь прислал преподобному письмо с просьбой устроить монастырь вблизи Можайска. Братия советовали не отказывать князю. Взяв с собой одного инока, святой старец отправился в Можайск. Князь встретил его с честью. На расстоянии одного поприща от города, в красивой местности на берегу Москвы-реки, названной по окружавшим ее привольным лугам Лужками, прп. Ферапонт основал в честь Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтов Лужецкий монастырь с уставом Белозерского и был поставлен его настоятелем в сане архимандрита. Князь же очень любил этот монастырь, помогал ему и заботливо покоил старость преподобного. Прп. Ферапонт прожил там 18 лет и скончался 28 мая 1426 г. девяноста лет от роду.

Святые мощи его покоятся в Лужецком монастыре, а в Ферапонтовом был воздвигнут посвященный ему храм. Уже после его кончины собор его Белозерского монастыря был расписан знаменитым мастером Дионисием с сыновьями. Роспись эта, изображающая акафист Пресвятой Богородице, сохранялась до наших дней, несмотря на все невзгоды, претерпенные монастырем. В 1797 г. Ферапонтов Белозерский монастырь был закрыт и совершенно заброшен, и дивные храмы его стали разрушаться. Но в 1900 г. он был возобновлен как женский.

• Московский Симонов монастырь основан в 1370 г. и назван так по имени боярина Симона Ховрина, пожертвовавшего землю для устройства обители. В этом монастыре в одно время подвизались свв. Ферапонт и Кирилл, основатели иноческого жительства на востоке страны Белозерской (их именами названы современные населенные пункты около основанных ими монастырей в Вологодской обл.: г. Кириллов и с. Ферапонтово).
• После 10 лет, проведенных в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в Белозерье, прп. Ферапонт в 1408 г. по просьбе можайского князя Андрея, сына св. блгв. князя Димитрия Донского, прибыл в Можайск, и там был им основан одноименный монастырь в память о родной обители. Имя преподобного неразрывно связано с местами его подвижничества: Белозерский, Можайский, Лужецкий.
• Место упокоения преподобного находится в Можайске (Московская обл.). В 1514 г. были обретены нетленные мощи святого подвижника, прославленные многими чудесами, канонизирован святой на Церковном Соборе при Свт. Макарии.

Преподобный Ферапонт Можайский (Белозерский), Лужецкий чудотворец,

Родился преподобный Ферапонт около 1335 года в городе Волоколамске в боярской семье Поскочиных, крещен с именем Феодор. С ранних лет отличался благочестием и пользовался общей любовью, был сверстником преподобного Кирилла Белозерского. Судьбы их тесно переплелись, и по житию преподобного Кирилла можно уточнить некоторые данные, не включенные в житие преподобного Ферапонта.

Тридцати пяти лет Федор Поскочин пришел в Московский Симонов монастырь, основанный племянником преподобного Сергия Радонежского Феодором, и упросил архимандрита тотчас постричь его в иночество без обычного долгого периода послушничества. Новоначального инока отдали под руководство опытного старца, и вскоре своей строгой жизнью он приобрел расположение всей братии. И хотя неискусен был в грамоте, восполнял отсутствие ее знания душевной добротой и здравым умом: “Аще бе святый и не хытр грамоте, но душевную доброту и ум здрав стяжа, — написано в житии.

Нередко в Симонов монастырь приходил сам преподобный Сергий Радонежский; наставляя в беседах иноков, он часто среди них выделял преподобного Кирилла. Кирилл и Ферапонт пробыли в Симоновом монастыре около 25 лет, находясь на разных послушаниях. Монастырским уставом предписывалось не покидать стены обители; в случае крайней нужды следовало испрашивать на то благословение игумена. Ферапонта же архимандрит и братия посылали со многими поручениями в дальние веси, тем самым, оказывая ему особое доверие.

Однажды по монастырским делам пришел преподобный Ферапонт на Север пешком из самой Москвы, ему минуло тогда 60 лет. Обошел белозерские земли, поражавшие красотой суровой природы и располагавшие к молитвенному уединению, и вернулся в Москву. Тем временем старцу Кириллу было видение. Во время молитвы он услышал голос Богородицы: “Кирилле, изыди отсюду и иди на Белоезеро, тамо бо уготовах ти место, в нем же возможеши спастися”. И, когда вернулся из путешествия Ферапонт, Кирилл обратился к нему с расспросами о виденном на Севере, спросил также, есть ли там места уединенные, где можно безмолвствовать иноку. “Весьма много там таких мест, отче”, — ответил Ферапонт. Вскоре оба старца отправились в “Белозерскую страну”.

Придя на Север, с горы Мауры Кирилл узнал место, указанное ему в видении, и поведал о нем Ферапонту. Преподобные с радостью помолились на горе и отправились на открывшееся им место. Так было положено начало Кирилло-Белозерскому монастырю. Это было семя, из которого произросли многие обители Северной Фиваиды.

Около года преподобный Ферапонт разделял труды преподобного Кирилла, а потом по его благословению удалился к северо-востоку на расстояние 15 верст, в полюбившееся ему еще прежде место, которое привлекало его своей замечательной красотой. “И обрете место близ езера Паское зовомо, другое же езеро повыше того Бородавское. весьма красно место то и угодно на жительство паче иных мест”. Было это в 1398 году.

Когда Ферапонт поселялся здесь, то не имел намерения создавать монастырь: он искал уединения для полного безмолвия и первые годы жил один в построенной им деревянной келье. Однажды пришли лихие люди и, угрожая смертью, потребовали отдать богатство или покинуть это место, но преподобный не устрашился, и разбойники устыдились искать у монаха сокровищ. Вскоре к отшельнику стали приходить люди, прося разрешения разделить его труды. Образовалась немногочисленная братия — около десяти иноков. Преподобный не согласился стать их игуменом. Житие повествует, что он называл себя черным и самым грешным”. Во главе обители был другой человек, но имя его осталось неизвестным. Сам же основатель выполнял наиболее тяжелые работы: на всю братию колол дрова и носил воду. Он начинал так, как начинал его учитель, преподобный Сергий Радонежский.

В 1408 году построили в монастыре первую деревянную церковь, освятив ее в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Но вскоре преподобному Ферапонту пришлось покинуть Белозерье. Десять лет он провел здесь в надежде окончить свои земные труды в этой тихой обители. Однако судьба уготовила ему иное. Монастырь посетил наместник можайского князя. Беседа со святым старцем произвела на боярина глубокое впечатление, о чем он и поведал своему господину.

В те времена эти земли находились в уделе сына Димитрия Донского, князя Андрея. Будучи набожным, Андрей Димитриевич был рад основанию двух новых монастырей учениками великого Сергия, знаменитого своими духовными подвигами. Он возгорел желанием иметь возле себя такой же монастырь и призвал для устройства оного преподобного Ферапонта. “И Божиим изволением князь Ондрей Димитривич восхоте близ своей вотчины града Можайска такой же монастырь устроити и общее жительство в нем сотворити, положи з бояры своими, где бы обрести такова мужа и невозмогоша, всех обошед и обыска, никто не смея дерзнути к таковому начинанию. И прииде на блаженнаго Ферапонта”, — сообщалось в несохранившейся доныне в Лужецком монастыре надписи на стене над захоронением преподобного Ферапонта, содержавшей краткое жизнеописание преподобного.

Ферапонт не знал, зачем его вызывали в Можайск, от путешествия уклонялся, считая, что ему неуместно выходить мир, "на смех людям”, но по настоянию князя отправился в путь. Князь встретил старца с большими почестями и обратился к нему с просьбой — основать новый монастырь. Преподобный долго отказывался, но по молитвенном размышлении смирился, глубоко тоскуя, однако, по своей белозерской обители. Семидесятилетним старцем он в третий раз начинал все сызнова. Так в 1408 году был основан Лужецкий Можайский монастырь, в котором основатель прожил еще немало лет. 27 мая 1426 года, на 90-м году от рождения, он почил о Господе, годом прежде своего друга, преподобного Кирилла Белозерского. Погребен преподобный Ферапонт у стены построенной им церкви, которую, как и в Белозерье, он посвятил празднику Рождества Пресвятой Богородицы.

Второй монастырь преподобного — Лужецкий — неоднократно подвергался разорению в Смутное время и позже. В 1812 году наполеоновские войска учинили в нем разгром, пожар и осквернение церквей. Исчезла серебряная рака над местом упокоения преподобного Ферапонта, однако сами мощи не были тронуты: они находились под спудом — в земле. Уходя, французы собирались взорвать монастырь, подожгли иконостас, но служитель успел убрать пороховые мешки. Тогда же из обители пропало житие Ферапонта. В конце ХIХ века его вновь составил настоятель — архимандрит Дионисий. Источником служили рукописные сказания из архива Лужецкого монастыря. 26 мая 1999 году мощи преподобного были подняты из под спуда, и теперь почивают в раке на вскрытии в соборном храме.

И, хотя преподобный Ферапонт последний период своей жизни провел в можайских землях, в сонме святых он известен именно как Белозерский чудотворец, его имя навсегда связано с любимой им обителью на Севере — и не только с ней: бывшая подмонастырская слобода стала селом Ферапонтовым; часть Бородаевского озера, прилегающая к монастырю, тоже называется Ферапонтовским или Монастырским озером; одна из надвратных церквей освящена во имя преподобного Ферапонта. Богомольцы, направлявшиеся в монастырь, проходили Святыми вратами под сводами церкви преподобного Ферапонта. С благоговением ступали на эту землю и крестьяне, и знатные бояре, и цари.

Как сам преподобный Ферапонт держался в тени от славы, избегал старейшинства, так и обитель его по сравнению с великим соседом и собратом — Кирилло-Белозерским монастырем оставалась как бы в стороне, но это не делало ее менее значительной в духовной жизни Севера.

Вот уже 600 лет обитель собирает почитателей памяти своего основателя и его знаменитых последователей. Мы видим следы деятельности древних строителей и иконописцев, и, хотя то, что сохранилось до наших дней — храмы и палаты, — строилось позже, хотя эта красота была создана уже после смерти основателя, освящал все это свет духовности, зажженный им - преподобным Ферапонтом.

День памяти преподобного Ферапонта празднуется дважды: 27 мая (преставление, 1426) и 27 декабря (обретение мощей, 1514)

Читайте также: