Житие апостола андрея первозванного читать полное содержание

Обновлено: 05.07.2024

Святой апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати апостолов (греч.—посланник), избранных Самим Господом для евангельской проповеди. Родился в городе Вифсаиде в Галилее, впоследствии жил вместе со своим братом Симоном (Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, доставляя себе средства к существованию ловлей рыбы.

С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, но стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.

Из Евангелия мы узнаём, что святой апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек, говорил с Господом в Вербное воскресенье,. вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима (совершившемся в 70 г. по Р. X.) и о признаках Второго Пришествия Спасителя.

На трудном пути благовестника апостол Андрей претерпел много скорбей и страданий от язычников: его изгоняли из городов, подвергали избиению, например в Синопе. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.

Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры (Патрас).


Как Андрей Первозванный стал первым из апостолов? О житии, молитвах, историях и иконах, связанных со святым, Вы узнаете, если прочитаете нашу статью!

Апостол Андрей Первозванный: житие, икона, молитва

Память апостола Андрея Первозванного — 13 декабря

Достоверен и другой рассказ — что апостол Андрей посетил Византий, город, на месте которого был позднее построен Константинополь, основал там христианскую общину и рукоположил епископа Стахия, апостола из семидесяти. Житие рассказывает о множестве чудесных исцелений и даже воскрешений, совершенных по молитвам апостола в разных городах, и о жестоких преследованиях, которым он подвергался.

После своего путешествия в Причерноморье апостол отправился в столицу империи — Рим, где находился его брат Петр. В Риме тогда правил император Нерон, и для христиан наступали времена гонений, в которых предстояло погибнуть обоим братьям.

Цена проповеди была действительно высока, но апостол был готов ее заплатить. Андрей был брошен в тюрьму в ожидании скорой казни, и толпы народа собрались около нее, готовые на бунт, чтобы освободить невиновного страдальца. Он проповедовал им, уговаривая не препятствовать тому, что должно произойти, потому что временные страдания приведут его к вечной славе. И, в конце концов, он ведь сам согласился когда-то пойти за Агнцем…


Память апостола Андрея празднуется 30 ноября по старому, 13 декабря — по новому стилю. Давнее предание о проповеди апостола на землях будущей Руси породило особое отношение к нему со стороны правителей Российской империи: орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства, а флаг с Андреевским крестом до сих пор осеняет военный флот России.

крест Андрея Первозванного (апостол Андрей Первозванный)

Апостол Андрей Первозванный: иконы

апостол Андрей Первозванный - икона 3
апостол Андрей Первозванный - икона 2
апостол Андрей Первозванный - икона 1
апостол Андрей Первозванный

Молитвы Андрею Первозванному

Тропарь
апостолу Андрею Первозванному:

Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак
апостолу Андрею Первозванному:

Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.


Святой Андрей прошел эти города и страны, проповедуя Христову веру, и в каждом городе принял много скорбей и страданий; подкрепляемый всесильной помощью Божией, он терпел все бедствия за Христа с услаждением. Более всего он претерпел мучений в городе, называемом Синоп: здесь его бросали на землю и, взяв за руки и ноги, таскали, били поленьями, бросали в него камнями, вырывали у него пальцы и зубы; но он, благодатью своего Спасителя и Учителя, снова оказался здоровым и целым от ран. Отправившись оттуда, он проходил иные страны: Неокесарию, Самосаты, Аланы, страны Абасков, Зигов, Босфоринов.

Потом он отплыл во Фракийский город Византию, где он первый проповедал Христа, и, научив многих, поставил пресвитеров Церкви; во епископа Византии он рукоположил Стахия, о котором святой Апостол Павел упоминает в послании к Римлянам (Рим.16:9).. Сам же он, подъемля в благовествовании Христовом Апостольские болезни и труды, обходил Понт, побережье Черного моря, Скифию и Херсонитов. По Промышлению Божию, он дошел до реки Днепра, в Российской стране, и, пристав в Киевским горам, остановился на ночлег. Вставь поутру от сна, он сказал бывшим при нем ученикам:

— Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю.

Взойдя на горы, святой благословил их и водрузил крест, предвозвещая принятие народом, обитавшим здесь веры от своей Апостольской кафедры, основанной в Византии. Пройдя и выше лежавшие российские города, — где расположен ныне великий Новгород, — посетив еще и Рим, он возвратился в греческую страну Эпир, и снова пришел во Фракию, утверждая христиан и поставляя им епископов и наставников. Пройдя многие страны, он достиг Пелопоннеса и, войдя в Ахайский город, по имени Патры, остановился у одного почтенного мужа, по имени Сосия; он восставил его с одра болезни и после того обратил ко Христу весь этот город Патры. В то же время уверовала во Христа и жена местного правителя Егеата Антипата, по имени Максимилла, освободившись от тяжких оков недуга и получив скорое исцеление. И мудрый Стратоклий, брат Антипатов и многие иные, одержимые различными недугами, выздоровели чрез возложения рук Апостола. Тогда Егеат Антипат пришел в бешенство, и, схватив святого Апостола, пригвоздил его ко кресту, о чем пресвитеры и диаконы Ахайской страны написали так:

— Мы, все пресвитеры и диаконы церквей Ахаии, пишем о страдании святого Апостола Андрея, которое видели своими очами, всем церквам, — которые находятся на востоке и на западе, на юге и на севере. Мир вам и всем верующим во Единого Бога, в Троице совершенного, истинного Отца нерожденного, истинного Сына рожденного, истинного Духа Святого, исходящего от Отца и почивающего на Сыне; этой вере мы научились от святого Андрея, Апостола Иисуса Христа, страдание которого, непосредственно нами виденное, мы и описываем.

Егеат Антипат, придя в город Патры, начал принуждать верующих во Христа приносить жертвы идолам. Святой Андрей, зайдя ему на пути вперед, сказал:

— Тебе, судья людей, следовало бы познать своего Судью, сущего на небесах, и, познав, поклониться Ему: поклонившись же истинному Богу, следовало бы отвращаться от ложных богов.

Егеат сказал ему:

— Ты ли тот самый Андрей, который разрушает храмы богов и склоняет людей к той появившейся недавно волшебной вере, которую римские цари повелели истребить?

Святой Апостол Андрей отвечал:

— Римские цари не познали того, что Сын Божий, снизойдя на землю ради спасения рода человеческого, с ясностью показал, что эти идолы не только не боги, но — нечистые бесы, враждебные человеческому роду, которые научают людей прогневлять Бога и отвращать Его от себя, чтобы Он не слышал их. Когда же Бог, прогневавшись, отвратится от людей, тогда бесы пленяют их в порабощение себе и до тех пор обольщают их, пока души их не выйдут из тела обнаженными, не имея с собою ничего другого, кроме грехов своих.

— Когда ваш Иисус проповедывал эти бабьи и пустые слова, Иудеи пригвоздили Его ко кресту.

— О, если бы ты захотел познать таинство креста: — как Создатель человеческого рода, по Своей любви к нам, добровольно претерпел страдания на кресте, потому что Он и о времени Своих страданий знал, и о тридневном Своем воскресении пророчествовал и, сидя с нами на последней вечери, возвестил о Своем предателе, говоря о будущем, как о прошедшем, и добровольно пошел на то место, на котором имел быть предан в руки Иудеев.

— Удивляюсь тебе, — возразил Егеат, — что ты, будучи человеком мудрым, последуешь за Тем, Кого исповедуешь распятым на кресте — всё равно каким образом: добровольно или невольно.

— Велико таинство креста, — и если ты хочешь слышать, я скажу тебе.

— Это — не таинство, но казнь злодеев, — возразил Егеат. Святый Андрей отвечал:

— Эта казнь — тайна человеческого обновления, только благоволи терпеливо выслушать меня.

— Выслушаю тебя терпеливо, — сказал судья, — но если ты не сделаешь того, что я приказываю, то понесешь на себе ту же тайну креста.

Апостол на это отвечал:

— Если бы я боялся крестной казни, то никогда не славил бы креста.

— Как ты хвалишь крест по безумию своему, так не боишься смерти — по дерзости.

— Не боюсь смерти не по дерзости, но по вере, ибо честна смерть преподобных, для грешников же смерть люта. Я хочу, чтобы ты выслушал, что я скажу о тайне креста, и. познав истину, уверовал; уверовав же, обрел свою душу.

— Обретают то, что погибло. Неужели моя душа погибла, что ты велишь обрести ее верою, не знаю — какою?

Святой Андрей отвечал:

— Это то, чему ты мог бы научиться от меня; я покажу тебе, в чем погибель человеческих душ, чтобы ты мог познать спасение их, совершившееся чрез крест. Первый человек ввел смерть чрез древо преступления, и нужно было для человеческого рода, чтобы смерть была уничтожена чрез древо страдания. И как первый человек, введший чрез древо преступления смерть, был создан из чистой земли, так надлежало, чтобы от чистой Девы родился Христос, совершенный человек, Который есть вместе и Сын Божий, создавший первого человека, дабы Он возвратил вновь вечную жизнь, потерянную всеми людьми: и как первый человек согрешил, простерши к древу познания добра и зла руки, так для спасения людей надлежало, чтобы Сын Божий простер на кресте Свои руки за невоздержание человеческих рук и за сладкую пищу от запрещенного древа вкусил горькой желчи.

Егеат сказал на это:

— Говори эти речи тем, которые станут слушать тебя. Если же ты не послушаешься моего повеления, и если не захочешь принести жертвы богам, то, избив палками, я распну тебя на кресте, который ты прославляешь.

— Я каждый день приношу Единому, Истинному и Всесильному Богу не дым кадила, не мясо волов, не кровь козлов, но непорочного Агнца, принесенного в жертву на алтаре крестном. Все верующие люди причащаются Его пречистого тела и вкушают кровь Его, однако Сей Агнец пребывает целым и живым, хотя и истинно закалается; истинно вкушают все Его плоть и пьют Его кровь, — однако, как говорю, Он всегда пребывает целым, непорочным и живым.

— Как это может быть?

— Если хочешь узнать, будь учеником, чтобы научиться тому, о чем спрашиваешь.

— Я выпытаю у тебя это учение муками.

— Удивляюсь я тому, что ты, будучи человеком мудрым, говоришь, как бессмысленный, ибо можешь ли узнать от меня тайны Божии, испытывая чрез мучения? Ты слышал о таинстве креста, слышал и о таинстве жертвы. Если уверуешь, что Христос, Сын Божий, распятый Иудеями, есть истинный Бог, то я раскрою тебе, как Он, будучи умерщвлен, живет, и как, будучи принесен в жертву и вкушаем, пребывает целым во Царствии Своем.

— Если Он умерщвлен и, как ты говоришь, употреблен людьми в пищу, то как же Он может быть живым и целым?

— Если будешь веровать всем своим сердцем, — отвечал Апостол, — то можешь уразуметь сию тайну; если же не уверуешь, то никогда не постигнешь сей тайны.

Тогда Егеат, разгневавшись, повелел бросить Апостола в темницу. Когда святой был ввергнуть в темницу, к нему собралось из всей той страны много народу, который хотел убить Егеата, Андрея же освободить из темницы. Но святой Апостол удержал их, вразумляя и говоря:

— Не превращайте мира Господа нашего Иисуса Христа в диавольский мятеж; ибо Господь наш, будучи предан на смерть, показал всякое терпение, не прекословил, не вопиял, и не было слышно на улицах гласа Его; посему и вы молчите и будьте спокойны. Не только не делайте препятствий моему мученичеству, но сами, как добрые подвижники и воины Христовы, приготовляйтесь к тому, чтобы терпеливо понести на своем теле всевозможные истязания и раны. Если и нужно бояться мук, то -только таких, которые не имеют конца, устрашения же и угрозы человеческие подобны дыму, — явившись, они внезапно исчезают. И если бояться страданий, то надлежит бояться тех, которые начинаются с тем, чтобы никогда не иметь конца. Временные же страдания, если они незначительны, переносятся легко; если же они велики, то скоро, удалив из тела душу, сами окончатся. Но люты те страдания, которые вечны. Посему будьте готовы к тому, чтобы чрез временные скорби перейти к вечной радости, где будете веселиться, всегда процветать и всегда царствовать со Христом.

Поучая так людей, святой Андрей провел всю ночь. Поутру Егеат Антипат сел на судилище; послав, он призвал к себе святого Андрея и сказал ему:

— Решился ли ты оставить безумие и не проповедывать Христа, чтобы мог веселиться с нами в сей жизни, ибо великое безумие в том, чтобы добровольно идти на мучения и огонь?

— Веселиться с тобой я буду в состоянии, когда ты уверуешь во Христа и отвергнешь идолов, ибо Христос послал меня в эту страну, в которой я немало приобрел Ему людей.

— Я принуждаю тебя к жертвам для того, чтобы обольщенные тобою оставили суету твоего учения и принесли угодные богам жертвы, ибо нет города в Ахаии, в котором бы не опустели храмы богов; посему теперь нужно, чтобы чрез тебя честь их была восстановлена, — чтобы те, которые тобою прогневаны, тобою же были умолены, чтобы и самому тебе пребыть .с нами в дружеской любви. Если же — нет, то за бесчестие их ты примешь различные мучения и будешь повешен на кресте, который ты прославляешь.

Святой Андрей отвечал на это:

— Слушай, сын смерти, обреченный на вечные муки, послушай меня, слугу Господня и Апостола Иисуса Христа! до сих пор я беседовал с тобой кротко, желая научить тебя святой вере, чтобы ты, как имеющий разум, познал истину и, отвергши идолов, поклонился живущему на небесах Богу. Но так как ты пребываешь в своем бесстыдстве и думаешь, что я боюсь твоих мучений, то изобрети против меня мучения самые тяжкие, какие знаешь, ибо тем угоднее я буду Царю моему, чем более тяжкие претерплю за Него мучения.

Тогда Егеат повелел растянуть его и бить. И когда бьющие его сменились, по трое, семь раз, святой был поднят и приведен к судье.

Судья сказал ему:

— Послушай меня, Андрей, и не проливай понапрасну своей крови, ибо, если не послушаешь меня, то распну тебя на кресте.

Святый Андрей отвечал:

— Я раб креста Христова и желаю крестной смерти. Ты же можешь избежать вечного мучения, если, испытав мое терпение, уверуешь во Христа, ибо я печалюсь о твоей погибели более, чем о своих страданиях: страдания мои окончатся в один, много — в два дня, твои же мучения и после тысячи лет не будут иметь конца; посему, не приумножай себе мучений и не распаляй для себя вечного огня.

Разгневанный Егеат повелел распять святого Андрея на кресте, привязав ему руки и ноги: ибо он не хотел прибить его гвоздями, чтобы он не умер в скором времени и, вися привязанным, принял больше мучений.

Когда слуги мучителя вели его на распятие, собрался народ, восклицая:

— В чем согрешил человек праведный и друг Божий, за что его ведут на распятие?

Андрей же умолял народ, чтобы он не делал препятствий страданию его, и шел на мучения с веселием, не переставая учить. Когда он пришел на место, где имел быть распятым, то, издалека увидев приготовленный для него крест, воскликнул громким голосом:

— Радуйся, крест, освященный Христовою плотью и украшенный членами Его, как Маргаритами! Пока не был распят на тебе Господь, страшен ты был для людей, теперь же тебя любят и с желанием принимают, ибо верующие знают, какое ты заключаешь в себе веселие, и какое уготовано за тебя воздаяние. С дерзновением и радостью я иду к тебе, ты же прими меня с веселием, ибо я — ученик Того, Который был повешен на тебе. Прими меня, так как я всегда любил и желал обнять тебя, о честный крест, получивший от членов Господних красоту и славное украшение, издавна желанный, горячо любимый, которого я непрестанно искал. Возьми меня из среды людей и отдай меня моему Учителю, чтобы чрез тебя принял меня Тот, Который искупил меня тобою.

Говоря это, он снимал с себя одежды и отдавал их мучителям. Они подняли его на крест, привязав руки и ноги веревками, распяли и повесили. Вокруг него стояло множество народа, около двадцати тысяч; между ними был и брат Егеата, по имени Стратоклий, который восклицал вместе с народом:

— Несправедливо страдает так святой муж.

Святый же Андрей укреплял веровавших во Христа и убеждал их терпеть временные мучения, уча, что никакое мучение ничего не стоит в сравнении с имеющим быть за него воздаянием.

Потом весь народ пошел к дому Егеата, восклицая и говоря:

— Не должно так страдать человеку святому, честному, учителю доброму, благонравному, кроткому и премудрому, но должно снять его со креста, ибо он, вися второй день на кресте, не перестает учить правде.

Тогда Егеат, убоявшись народа, тотчас пошел с ними, чтобы снять Андрея со креста. Андрей, увидев Егеата, сказал:

— Зачем пришел ты, Егеат? Если хочешь уверовать во Христа, то откроется тебе, как я обещал, дверь благодати. Если же ты пришел только для того, чтобы снять меня со креста, то я не желаю, пока жив, быть снятым со креста, ибо я уже вижу моего Царя, уже поклоняюсь Ему, уже стою перед Ним, но страдаю за тебя, потому что тебя ожидает уготованная тебе вечная погибель. Позаботься о себе, пока можешь, чтобы не захотелось тебе начинать тогда, когда будешь уже не в силах.

Когда слуги хотели отвязать его от креста, то не могли прикоснуться к нему; множество и других людей, одни за другими, старались отвязать его, однако не могли, потому что руки их приходили в омертвение. После сего святой Андрей воскликнул громким голосом:

— Господи Иисусе Христе! не попусти мне быть снятым со креста, на котором я повешен за имя Твое, но приими меня, Учитель мой, Которого я возлюбил, Которого познал, Которого исповедую, Которого желаю видеть, чрез Которого я стал тем, что есмь! Господи Иисусе Христе, приими дух мой с миром, ибо время уже мне придти к Тебе и зреть Тебя, так сильно желаемого мною! Приими меня, Учитель Благий, и не ранее повели мне быть сняту со креста, как примешь дух мой!

Когда он говорил это, его осиял свет с неба, как молния, на виду у всех, и блистал вокруг его, — так что для тленного человеческого ока невозможно было смотреть на него. Этот небесный свет сиял вокруг него с полчаса, и когда свет отступил, святой Апостол испустил дух и отошел в блистаниях света, чтобы предстать Господу. Веровавшая во Христа Максимилла, женщина знатного происхождения, целомудренной и святой жизни, узнав, что святой Андрей отошел к Господу, сняла с великою честью тело его и, помазав драгоценными ароматами, положила его в своем гробе, в котором имела быть похоронена сама. Егеат, разгневавшись на народ, замышлял отмстить ему и открыто казнить восставших на него, Максимиллу же он хотел оклеветать пред царем. Когда он помышлял об этом, внезапно напал на него бес и, мучимый им, Егеат умер посреди города. Когда сообщили об этом его брату Стратоклию, веровавшему во Христа, тот повелел предать его погребению, сам же не искал ничего из имений его, говоря:

— Не дай мне, Господи мой Иисусе Христе, чтобы я прикоснулся к чему либо из сокровищ моего брата, чтобы не оскверниться грехом его, ибо он, любя суетное имущество, осмелился умертвить Апостола Господня.

Это было в последний день ноября, в Ахаии, в городе Патры, — где до сих пор, по молитвам Апостола, подаются людям многие благодеяния. Страх был на всех, и не было никого, кто не веровал бы в Спасителя нашего Бога, хотящего всех спасти и привести в познание истины, Которому слава во веки веков, аминь.

По прошествии многих лет, мощи сего святого Апостола Андрея были принесены мучеником Артемием в Константинополь, по повелению великого царя Константина, и положены вместе со святым Евангелистом Лукою и со святым Тимофеем, учеником святого Апостола Павла, в пресветлом Апостольском храме, внутри священного жертвенника.

Молитвами Апостола твоего, Христе Боже, верных Своих в православии утверди, и спаси нас. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Яко Апостолов первозванный, и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2:

Мужества тезоименитаго боголагольника, и церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите обретохом желаемаго.

АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ



Апостол Андрей Первозванный

Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за ним его Первозванный апостол.
После воскрешения Иисуса Христа Андрей, так же как и все, гонимый преследователями, ушёл из Иудеи в Грецию.

Житие апостола повествует о нескольких случаях воскрешения им усопших:
- в городе Амасеев апостол Андрей воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки, по просьбе отца мальчика Деметрия.
- в Никомидии во время погребального шествия апостол воскресил мальчика, погибшего от того, что его тело было разорвано собаками.
- в Фессалониках по просьбе одного из жителей города апостол публично воскресил мальчика, который умер от удушения.
- разгневанный проповедями апостола Андрея проконсул Вирин послал воинов, чтобы они силой привели апостола к нему. Один из воинов упал замертво, как только выхватил меч, после чего апостол молитвой воскресил его. Проконсул Вирин приказал подвергнуть пыткам апостола на стадионе, выпустив на арену по очереди вепря, быка и леопарда. Но звери не тронули апостола, в то время как леопард набросился на сына проконсула и удавил его. После долгой молитвы апостол воскресил сына Вирина.
- также в Фессалониках апостол воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи.
- в городе Патры апостол Андрей проповедовал в доме проконсула Лисбия. Бывшая наложница проконсула Трофима последовала учению апостола и ушла от своего мужа. Муж Трофимы пришёл к жене проконсула Калисте и оклеветал свою жену, обвинив её в возобновлении связи с проконсулом. По приказу Калисты Трофиму насильно поместили в дом терпимости для надругательства, но Трофима так сильно молилась, что все мужчины, пытавшиеся к ней прикоснуться, погибали, после чего одного из них она воскресила. Жена проконсула отправилась в баню со своим любовником, где они оба скончались. По просьбе кормилицы Калисты апостол Андрей воскресил умершую, после чего Лисбий и его жена уверовали во Христа.
- в городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури. Филопатр обратился с просьбой к апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.
- в городе Синоп апостол Андрей по просьбе женщины воскресил её мужа, найденного в яме убитым.
- в городе Ацкури (современная Грузия) по молитве апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение.
До 38 года проповедовал и крестил в Персии и Малой Азии .

И он отправляется в земли будущей Древней Руси.
Андрей Первозванный побывал на местах будущих городов: Одесса, Киев, Харьков, Москва, Новгород .


Осенью 62 года апостола Андрея схватили и через три недели, 11 ноября, казнили, распяв на Х-образном кресте в городе Патры. Его сыну удалось скрыться.



Косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом.

На месте распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный Собор Андрея Первозванного , самый большой в Греции.



Собор Андрея Первозванного в Греции

При императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами ученика апостола Павла - Тимофея, апостола от семидесяти, позже туда были перенесены из Фив мощи св. Евангелиста Луки.

Апостол Андрей почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви .



Сандаля и гвоздь святого Андрея в Трирском соборе

По легенде, в VIII веке мощи апостола Андрея были перевезены в Шотландию монахом Регулусом и помещены в кафедральный собор Сент-Эндрюса, города, который получил своё имя в честь апостола и стал церковной столицей Шотландского королевства. По другой версии они (возможно, частично) были перевезены в XIII веке в Италию, в г. Амальфи.
В Трирском соборе (Германия) хранятся сандалия и гвоздь апостола Андрея.

В Православной церкви память апостола (по юлианскому календарю):
- 30 июня (Собор двенадцати апостолов);
- 30 ноября;
в Католической церкви и Православных церквах, придерживающихся григорианского календаря: 30 июня и 30 ноября.

Картины с изображением святого Андрея создавались многими великими живописцами, в том числе Мурильо, Эль Греко, Сурбараном.

Апостол Андрей Первозванный - ПЕРВООСНОВАТЕЛЬ "НЕБЕСНОЙ РОССИИ"
На Руси особый культ апостола Андрея Первозванного получил распространение с 1080-х гг. Первая церковь в честь апостола Андрея была построена в Киеве в 1086 г. трудами великого князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Орден Святого апостола Андрея Первозванного


В 1698 году российским царём Петром I учреждена первая (и затем остававшаяся высшей) награда России - Орден Св. Андрея Первозванного. В 1998 году этот орден в России был возрождён.
Орден Святого апостола Андрея Первозванного имеет знак и звезду.

Знак ордена представляет собой косой крест из серебра с позолотой, покрытый синей эмалью, с изображением на нем фигуры распятого Святого апостола Андрея Первозванного. На концах креста - золотые буквы "S", "A", "P", "R" (Sanctus Andreas Patronus Russiae - Святой Андрей Покровитель России). Крест наложен на рельефную позолоченную фигуру двуглавого орла, увенчанного тремя коронами, соединенными покрытой синей эмалью лентой, и поддерживающего лапами нижние концы креста. На оборотной стороне знака, на груди орла, размещена покрытая белой эмалью лента. На ленте прямыми, покрытыми черной эмалью буквами написан девиз ордена: "ЗА ВЕРУ И ВЕРНОСТЬ", под лентой - номер знака. Знак прикреплен к орденской ленте при помощи ушка на оборотной стороне средней короны. Высота знака - 86 мм, ширина - 60 мм.

Лента ордена шелковая, муаровая, голубого цвета, шириной 100 мм.


Звезда ордена серебряная, восьмилучевая. В центре звезды, в круглом медальоне, покрытом красной эмалью, - рельефное позолоченное изображение двуглавого орла, увенчанного тремя коронами; на груди орла - изображение покрытого синей эмалью Андреевского (косого) креста. Вокруг медальона - покрытая синей эмалью кайма с позолоченной окантовкой. На кайме прямыми позолоченными буквами написан девиз ордена: "ЗА ВЕРУ И ВЕРНОСТЬ". В нижней части каймы - изображение двух скрещенных лавровых ветвей, покрытых зеленой эмалью и перевязанных позолоченной лентой.
Расстояние между концами противолежащих лучей звезды - 82 мм. На оборотной стороне звезды, в нижней части, - номер звезды ордена. Звезда при помощи булавки крепится к одежде.


Орденская цепь состоит из 17 чередующихся звеньев трех видов: позолоченного изображения Государственного герба Российской Федерации в виде двуглавого орла, имеющего на груди щит круглой формы с выполненным цветными эмалями всадником, поражающим копьем дракона; увенчанного короной и обрамленного военной арматурой картуша, покрытого синей эмалью, в центре которого помещен позолоченный накладной вензель Петра I; позолоченной розетки в виде сияния с покрытым красной эмалью медальоном. Через середину розетки проходит синий Андреевский (косой) крест, между концами которого помещены буквы "S", "А", "Р", "R". Звенья цепи соединены кольцами. Цепь выполнена из серебра с позолотой с использованием горячих эмалей.

Для награжденных за отличия в боевых действиях к знаку и звезде ордена присоединяются два перекрещенных позолоченных меча. На знаке ордена они располагаются под средней короной над двуглавым орлом. Длина каждого меча - 47 мм, ширина - 3 мм. На звезде ордена они располагаются на диагональных лучах звезды, под ее центральным медальоном. Длина каждого меча - 54 мм, ширина - 3 мм.

Лента ордена на форменной одежде носится на планке высотой 12 мм, ширина ленты - 45 мм. Для награжденных за отличия в боевых действиях на ленте дополнительно располагаются два миниатюрных перекрещивающихся позолоченных меча.
На ленте ордена в виде розетки крепится миниатюрное изображение знака ордена из металла золотистого цвета с эмалью. Диаметр розетки - 16 мм.
Для награжденных за отличия в боевых действиях на ленте в виде розетки дополнительно располагаются два миниатюрных перекрещивающихся позолоченных меча, не выходящих по своим размерам за пределы розетки.

Статус ордена Святого апостола Андрея Первозванного

1. Орденом Святого апостола Андрея Первозванного награждаются видные государственные и общественные деятели, выдающиеся представители науки, культуры, искусства и различных отраслей экономики за исключительные заслуги, способствующие процветанию, величию и славе России.
2. Орденом Святого апостола Андрея Первозванного могут быть награждены за выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией главы (руководители) зарубежных государств.
3. Знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного носится на орденской цепи или на плечевой ленте. При ношении знака ордена Святого апостола Андрея Первозванного на плечевой ленте она проходит через правое плечо.
4. Ношение знака ордена Святого апостола Андрея Первозванного на орденской цепи осуществляется, как правило, в особо торжественных случаях или при наличии у награжденного ордена Святого Георгия I степени.
5. Звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного носится на левой стороне груди и располагается ниже орденов, носящихся на колодках.
6. Награжденным за отличия в боевых действиях вручаются знак и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного с мечами.
7. При ношении ленты ордена Святого апостола Андрея Первозванного на планке она располагается выше других орденских лент.
8. При ношении ленты ордена Святого апостола Андрея Первозванного в виде розетки она располагается на левой стороне груди выше других орденских лент в виде розеток.
9. После вручения награжденному ордена Святого апостола Андрея Первозванного Управление делами Президента Российской Федерации обеспечивает изготовление портрета награжденного орденом.

Портрет награжденного орденом Святого апостола Андрея Первозванного выставляется в Государственном центральном музее современной истории России.



Крест Андрея Первозванного

Этот крест и дал имя флагу.

Андреевский флаг

Андреевский флаг — кормовой флаг кораблей Военно-Морского Флота Российской империи с 1720 по 1918 год, с 1992 года — военно-морской флаг Российской Федерации и, с 2000 года, — знамя Военно-Морского Флота Российской Федерации.


Андреевский флаг представляет собой белое полотнище с двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест, называемый Андреевским; отношение ширины флага к его длине — один к полутора; ширина синей полосы равна 1/10 длины флага.


Апостол Андрей - святой покровитель Украины, России, Шотландии, Румынии, Греции, Сицилии, Амальфи; а также моряков и рыбаков .


Святое место - Россия, Приморский край, с. Преображение на берегу Японского моря (сельская школа). Покровительствует - Приморскому и Хабаровскому краю, Амурской обл. и Сахалину, Казахстану, Монголии, Японии, Кореи, Китаю, Восточной Индии, Шри-Ланка, Непалу, Бутану, Бангладешу и Индокитаю (Малайзия, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Мьянма).



Иконостас Успенского собора во Владимире. Андрей Первозванный. 1408 г. Андрей Рублёв.


Тропарь апостолу Андрею Первозванному, глас 4

Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак апостолу Андрею Первозванному, глас 2

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Первозванне Апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю, всехвальный Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше, еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают: верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь.

Апостол Андрей Первозванный

Апостол Андрей Первозванный

Апостол Андрей Первозванный вручает Евангелие апостолу Стахию

Апостол Андрей Первозванный вручает Евангелие апостолу Стахию

Первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма (I век) были учениками святого апостола Андрея, хотя в официальной церковной истории принято считать первыми русскими святыми мучеников Феодора и Иоанна, убитых при князе Владимире, ставшем впоследствии Великим Крестителем Руси, утвердившем Православие как государственную религию.

Насколько глубоко в те времена народ принял веру христианскую, можно увидеть из истории Вселенского Православия. Многие историки не уделяют должного внимания значению Великоскифской Церкви, епископы которой участвовали в соборных заседаниях Вселенских Соборов! В четырёхтомном издании деяний Святых Вселенских Соборов в списках епископов, участвовавших в соборных заседаниях Семи Вселенских Соборов, указаны присутствующие епископы не только Малой, но и Великой Скифии-Руси, а в списке участников VII Собора (787 г.) есть даже епископ Порусский! [16]

Памятник апостолу Андрею Первозванному в Херсонесе

Памятник апостолу Андрею Первозванному в Херсонесе

Память о проповеди святого Апостола Андрея свято хранилась на Руси [20] . В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей и в 1086 году основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 году Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного. В конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного.

Во все переломные моменты Русской истории апостол Андрей Первозванный, покровитель Земли Русской, оказывал особое заступничество земле, где было принято его благовестие о Христе Спасителе.

Читайте также: