Земляничная поляна краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Пожилой врач, уважаемый и известный, живет спокойной, размеренной жизнью. Ему 78 лет, его врачебной практике уже 50 лет. Его мать до сих пор жива, ей около 95-ти. У нее было десять детей, но почему-то единственный, кто жив до сих пор, — это ее сын Исаак, который всю жизнь проработал врачом. У него всего один сын, почему-то детей больше нет. Почему — не сказано, но возникает странное ощущение вымирающего рода. Жизнь уходит не только из него, пожилого и обремененного годами человека, энергия жизни уходит из всего рода. Впоследствии выясняется, что его сын вообще не хочет иметь детей. Его сын считает себя мертвым и не хочет, чтобы рождались мертвые дети. Но этот разговор произойдет позже, а сейчас пожилой врач собирается в другой город, где его будут награждать, отмечая заслуги перед обществом.

Накануне отъезда ему снится странный сон. Он попадает в город, где нет жизни. Не слышно никаких звуков. Он поднимает глаза и видит часы, на которых нет стрелок. Время остановилось. Он подходит к прохожему и трогает его за плечо, пытаясь узнать, что происходит. Тот поворачивается, и пожилой врач вдруг видит судорожно сжатый рот и закрытые глаза. На лице прохожего — знак закрытости и прекращения жизни. После этого прохожий молча падает и разбивает голову о камни тротуара. Пожилой врач с изумлением оглядывается по сторонам и видит двух лошадей, везущих катафалк. Неожиданно колесо цепляется за уличный фонарь, и с катафалка на мостовую падает гроб. Из него свешивается рука покойника. Старик подходит к гробу, заглядывает внутрь, и в этот момент покойник хватает его за руку и начинает тянуть к себе.

Пожилой врач в ужасе просыпается. Он долго не может прийти в себя, физически чувствуя, что в этом сне есть какой-то смысл. Он не знает о том, что остановившиеся часы, зажмуренные глаза и покойник, который тянет его в могилу, — все это предупреждения о том, что ему недолго осталось. Скоро он умрет — может быть, через месяц, может, через два. Подсознание сообщает ему об этом, вернее, образно намекает, чтобы переход в другую форму жизни был не таким болезненным.

Подсознание, в отличие от сознания, оперирует образами. Образ позволяет нести в себе любое количество информации, потому что образ символизирует чувство. Логические понятия несут минимум информации, они связаны с телом и сознанием.

Итак, старый врач отправляется в путешествие, и с ним едет жена его сына. По дороге они разговаривают, и выясняется, что посвятивший себя врачебному делу старый профессор является совершенно черствым и бездушным человеком. Всю жизнь он заботился о здоровье людей. Но он не хочет простить сыну большой долг, хотя деньги у него есть. Он живет не душой, не милосердием и состраданием. Если сын занял деньги, он должен их отдать. Это правило. Старый профессор живет по правилам и не хочет их нарушать. Однако с течением фильма выясняется, что профессор — все-таки добрый и отзывчивый человек. Просто его учили жить сознанием, принципами и правилами. Сначала логика, потом чувства — это пришло к нему от матери.

С юности молодой врач жил сознанием, а не чувствами. Он был порядочным и правильным, он не позволял себе необдуманных поступков. Он не позволял чувствам затуманить свое ясное мышление. Действительно, страсть не должна приводить к помутнению рассудка. Но беда в том, что, стремясь подавить животные чувства и страсти, которые находятся в глубине нашей души, человек вместе с ними может выбросить и любовь. Когда сознание тормозит животные желания — это развитие; когда сознание управляет и подчиняет себе любовь — это деградация души и постепенная смерть. Реальная картина Вселенной может быть создана только в душе — в образах и чувствах, привязанных к любви. Сознание, привязанное к телу, никогда не даст точной картины мира. Чем уже и жестче модель мира, порожденная сознанием, тем быстрее ее раскачивают и разрушают болезни, несчастья и смерть.

Болезни и несчастья можно рассматривать как расширение, раскачку информационного контура человека, его развитие. Смерть — как смену информационной модели. Пожилой профессор чувствует приближающуюся смерть. Время у него останавливается и сжимается, вся жизнь пробегает перед его мысленным взором. Он вспоминает свою первую невесту: она была влюблена в него, но почему-то перед самой помолвкой начала целоваться с другим, вышла замуж за этого другого и родила ему шестерых детей. А жена профессора родила ему только одного ребенка. Вероятно, его первая невеста почувствовала в нем исчезающее будущее. Уловила, что нет в нем жизненной силы, необходимой для выживания потомков, что его правильность, его логика вредят душе. А у бездушных людей не может быть крепкого потомства.

Почему старого профессора зовут Исаак, хотя, судя по всему, он живет в Австрии или Швеции? У талантливых режиссеров случайностей не бывает. В этом должен быть какой-то смысл.

Первое документальное описание механизма остывания души и торжества сознания дается в Библии. Это история еврейского народа. Когда были постоянные войны, несчастья, лишения, душа людей непрерывно устремлялась к Богу. Потому что в условиях постоянного разрушения, кроме любви и веры, опереться было не на что. Но когда возникло и укрепилось государство, когда начались столетия благоденствия и процветания, тогда сознание и духовность, связанные с благополучием, культурой, цивилизацией, стали выходить на первый план. Мысли, каноны, правила стали важнее чувства, порядок победил хаос.
А после этого началась постепенная утрата высшей стратегической энергии. Вера превратилась в ритуал, соблюдение многочисленных заповедей стало средством для обретения благополучия. О том, что заповеди нужны для любви и единения с Богом, люди постепенно забыли. А потом государство Израиль погибло. Еврейский народ был рассеян по всей земле, и только постоянные унижения и лишения спасли его от полного исчезновения. И конечно, вера, которая начала возрождаться в этих лишениях.

Если говорить о том, как должен выглядеть истинно живой человек, то именно таким был Авраам. Для него любовь к Богу была важнее всего. Поэтому его душа имела будущее, поэтому от него произошли многие народы. Живая душа была у Иисуса Христа, для которого любовь была важнее нравственности. Любовь не имеет застывшей формы, а нравственность всегда облечена в какие-то правила и условия.

Нынешняя Европа умирает так же, как умирал Израиль за десятилетия до своей физической гибели. Правила становятся важнее чувств, технический прогресс — важнее нравственности. Нынешняя политкорректность — это готовность разрушить содержание ради неприкосновенности формы.
Перед смертью человек становится добрее. Перед смертью становится добрее и общество. В таком обществе возможно появление тех, для кого любовь стоит на первом месте и кто может воскресить свою душу через любовь. Иисус Христос появился в умирающем государстве Израиль, и это было вполне закономерно. Предчувствуя смерть, и человек и общество устремляются к Богу, меняя в своем подсознании приоритеты.

Произошло воскресение души. Вряд ли это приведет к раскрытию его личного будущего, то есть к омоложению и здоровью. В ближайшем будущем он, вероятно, умрет. Но душа его спасена: она ожила и в ней начала струиться Божественная энергия.

— Ты должен мне деньги, — говорит старый профессор. — Можешь этот долг не отдавать.

А сын говорит, что любит свою жену и не хочет с ней расставаться, несмотря на то, что она отказалась делать аборт. Значит, ребенок жизнеспособен, у него появилось будущее. А все потому, что воскресла душа старого профессора. Телу воскресение не обязательно, а вот душа в воскресении нуждается постоянно.
Гениальный Бергман успел при жизни увидеть, как сбываются его пророческие предчувствия. Он увидел, как тупеет и угасает Европа. Но, судя по этому фильму, он знал, что спасение может быть обретено.

С. Н. Лазарев "Человек будущего", "Воспитание родителей", Часть 4.

Первая киноисповедь

Источники вдохновения

История создания этого фильма началась со случайной автомобильной поездки в Упсалу, где Бергман провел большую часть своего детства. По адресу Дворцовая, 14, в большой квартире с громоздкой мебелью, где постоянно тикали часы, а на стенах висели картины итальянских мастеров, когда-то жила его бабушка.

За эту поездку Бергман не только приоткрыл дверцу в свое детство, но и заразился идеей воссоздать на экране абсолютно реалистичное кинопространство, в котором можно спокойно перемещаться из действительности в воспоминание, из воспоминания в сон или какой-то другой пласт существования.

Другим источником вдохновения Бергмана стали его непростые отношения с родителями. Отец режиссера был пастором, авторитарной и деспотичной фигурой. Мать долгое время создавала видимость образцовой семьи, в то время как за любую провинность Ингмар и его старший брат подвергались жесточайшим наказаниям, включая избиение розгами. Юный Ингмар прятался от лживого и жестокого брака родителей под столом своей детской, где оборудовал маленький кукольный театр с проектором. Видимо, здесь, под детским столом, и зародилась привычка режиссера изживать боль с помощью своего иллюзорного мира:

Ведущий актер

Оставалось выполнить одно условие строптивого актера: рабочая смена Шёстрёма должна была заканчиваться не позже шести часов, дабы он мог насладиться обязательной порцией грога с виски.

Большой любитель дам, Шёстрём был без ума от молоденькой Биби Андерссон, которая играла возлюбленную его молодости, Сару. Часто съемочная группа заставала их мило болтающими в ожидании мотора кинокамеры. Один из таких моментов Ингмар Бергман заснял на 16-миллиметровую пленку:

При съемке Шёстрёма Бергман часто прибегал к статичному крупному плану:

Ну, а в случае самого Бергмана крупный план становился и вовсе уникальным: он был похож на живую иконопись. Впалый, искривленный рот, подрагивающий подбородок и влажные пронзительные глаза актера работали мощнее разъясняющего закадрового голоса. Своим опытом, одиночеством, холодом, страхом и печалью Шёстрём оживил своего персонажа настолько убедительно, что впоследствии Бергман признавался:

Но, пожалуй, самую лестную характеристику за свою игру Шёстрём получил от Андрея Тарковского:

Часы без стрелок, зеркало и другие символы

Бергман точнее любого кинокритика сам отозвался о своем фильме:

Бергман всегда шел по следам своих снов, реконструируя их зыбкую структуру на кинопленке. Если описанное выше сновидение Исака выглядело немного гротескным и формально перекликалось с сюрреалистическими опытами Бунюэля, то последующие сны профессора уже почти неотличимы от реальности. Отказываясь от использования привычных маркеров — наплывов, флера и двойной экспозиции, которыми режиссеры обычно предупреждали зрителя о переходе действия в ирреальное пространство, — Бергман оставлял лишь закадровый голос персонажа. Потустороннее проглядывало в повседневности, отражалось и сливалось в одну повествовательную линию. Зритель заглядывал и в привычный ему бытовой мир, где старый профессор крутил баранку автомобиля, и в запредельный, где он же в декорациях прошлого представал перед судом совести.

Влиятельный фильм

Впрочем, это нисколько не мешало именитым режиссерам раз за разом воскрешать дух знаменитого мастера.

О любви к фильму Бергмана неоднократно говорили многие европейские режиссеры.

И не только европейские режиссеры.

Фильм-предсказание

— Приговор? Полагаю, что обычный, как издавна повелось.

О том, как проходили последние годы жизни Бергмана, известно мало. Единственный достоверный факт — у порога его отшельнического дома до сих пор растет поросль дикой земляники.

На склоне лет заслуженный профессор медицины из Стокгольма Исак Борк (Виктор Шёстрём) удостаивается высшей научной награды honoris causa (почетный профессор) в г. Ланде. Уже купив билеты на самолет и собравшись с невесткой своего сына в аэропорт, профессор вдруг решает изменить свой маршрут. Накануне поездки ему приснился сон, где он наблюдает за своей семьей со стороны в еще беззаботные годы начала XX века. Он вспоминает свою любовь — девушку Сару (Биби Андерссон), двоюродную сестру, на которой он хотел жениться, собирающую землянику, и своего брата, домогающегося ее.

Параллельно, в его снах развивается еще одна сюжетная линия, не такая гладкая как в жизни: в ней он наблюдает за своим прошлым, вернее за ошибками из прошлого, заваливает простейший экзамен, словно потеряв дар мыслить, и в итоге от всего увиденного приходит в ужас, осознав свою неправоту по отношению к тем, от кого он отвернулся когда-то в молодости. Во сне профессор обнаружил, что он боится смерти. Это открытие меняет его линию поведения. В родных местах Исаку встречаются старые знакомые и благодарные пациенты, в общении с которыми он немного смягчается.

2.2.jpg

Земляничная поляна / Smultronstället (1957): постер

Полнометражный фильм.

Продолжительность 91 минута.

Режиссёр Ингмар Бергман.

Композиторы Эрик Нордгрен, Гёте Ловен (без указания в титрах)

Оператор Гуннар Фишер.

Также в ролях: Биби Андерссон (также в роли Сары, кузина Исака), Гуннар Бьёрнстранд (Эвальд Борг, сын Исака), Найма Вифстранд (мать Исака), Гертруд Фрид (Карин, жена Исака), Сиф Рюд (тётя Ольга), Гуннар Шёберг (Стен Альман, инженер / экзаменатор во сне), Гуннель Брустрём (Берит Альман, жена инженера), Макс фон Сюдов (Генрик Окерман, владелец бензоколонки), Анн-Мари Виман (Ева Окерман, жена владельца бензоколонки), Оке Фридель (любовник Карин), Юнгве Нурдваль (дядя Арон), Лена Бергман (Кристина Борг, первая девочка-близнец), Моника Эрлинг (Биргитта Борг, вторая девочка-близнец).

Рецензия

Авторская оценка 10/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Земляничная поляна / Smultronstället (1957): кадр из фильма

Беспокойство растёт

На суд совести

Земляничная поляна / Smultronstället (1957): кадр из фильма

На земляничной поляне

Читайте также: