Земельные отношения история россии 6 класс краткое содержание

Обновлено: 09.07.2024

Каковы особенности земельных отношений в Древнерусском государстве?

Ответ

Земля была совместной собственностью общины и делилась между всеми семьями , входившими в общину. Стали появляться и феодальные владения.

Появляются первые вотчины — наследственные земельные держания. Но верховным собственником, т. е. распорядителем, такого владения оставался князь. Он мог пожаловать вотчину за верную службу, мог и отобрать ее за различные провинности и передать другому.

Однако, в отличие от Западной Европы, феодальная собственность на землю формировалась на Руси крайне медленно.

Земля была главной ценностью в Древней Руси, потому что основным занятием славян было земледелие. Члены общин совместно обрабатывали землю и платили за это налог князю. Таким образом, князь являлся верховным собственником всех земель в стране. Князь мог даровать земли своим дружинникам или церкви. Так появились первые вотчины — земли, которые могли передаваться по наследству . Однако князь мог как наградить землями за хорошую службу, так и забрать владение за какую-то провинность.

Работали в вотчинах не общинники, а зависимые категории населения . Самыми бесправными были рабы, их называли холопы, или челядь. Они обрабатывали землю, были слугами и полностью зависели от своих владельцев . Холопами становились военнопленные, продавшиеся в рабство за долги или женившиеся на холопке.

вспомни.jpg

Существовали и полусвободные категории населения. Сельские жители, которые выплачивали налоги князю, назывались смердами. Те, кто взял долг и вынужден его отрабатывать, назывались закупами. Они могли продолжать вести личное хозяйство и после возвращения долга становились свободными людьми. Человек, нанявшийся на работу по договору (ряду), назывался рядовичем. И закупы, и рядовичи были на время работы лишены личной свободы, но могли продолжать вести собственное хозяйство в отличие от холопов.

Князь с дружиной часто уходили в военные походы, покидая свои вотчины. Вернувшись, они могли проживать в городах, лишь изредка возвращаясь на свои земли. В таких случаях управление вотчиной поручали доверенному лицу — огнищанину. Ему помогали холопы — тиуны и ключники.

Землевладение восточных славян существовало в двух формах:

  • по отдельности – родами, семьями;
  • совместно - в городищах.

В случае отдельного землепользования можно было не заботиться о разграничении земель, поскольку большие территории давали возможность пользоваться землей почти без ограничений. Границами же служили естественные рубежи.

В случае совместного землепользования и общей деятельности искусственное разделение земель было просто необходимо.

Славянские племена селились организованными группами в укрепленных селениях для того, чтобы обезопасить себя он набегов врагов. Каждое селение находилось на протяженном расстоянии друг от друга благодаря чему оставалось обширное пространство между ними, которое и служило их земельным владением. Земли считались общей собственностью, были неделимыми, обрабатывались вместе или делились на равные участки и распределялись по жребию. В селениях, где занимались звероловством, птицеловством, рыболовством, скотоводством, разделение земель могло и не проводиться. Однако в этой ситуации могли появиться межевые знаки, обозначающих места деятельности. Этими знаками могли быть зарубки на деревьях, просеки для вешания сетей, расставленные силки и пр., которые указывали, что место для промысла уже до этого было занято.

До начала государственности у восточных славян земельные отношения еще не были высоко развиты. Большое количество свободных территорий было причиной того, что славяне ценили не землю саму по себе, а вложенный в нее труд, а в таком случае проблема распределения земель не была актуальной.

Землеустройство начало активно развиваться с появлением государственности на Руси.

Основными формами селений на Руси были деревни и починки (4-5 дворов), села (15-20 дворов). В лесостепной и степной полосе селения могли быть более крупными.

Удельные князья регулярно решали земельные вопросы: по их приказанию человеку даровали землю, отводили земельные участки, разрешали земельные споры. По подобию Византии, князья создавали описания земельных владений своих подданных для распределения податей, повинностей и дани. Распределение княжеских доходов для каждой местности зафиксировано в уставных грамотах новгородского князя Святослава 1137 г. и смоленского князя Ростислава 1150 г. Летописи сообщают о существовании меж, означающих границу между удельными княжествами.

Готовые работы на аналогичную тему

На Руси преобладало вотчинное землевладение. Вотчина – это территория, которую ее владелец мог продать, подарить, завещать, то есть она была в его полной собственности.

Вотчины как явление появились в процессе формирования феодальной собственности и их владельцами в IX-XI вв. были князья и дружинники, как правило. После принятия на Руси христианства возникло новое вотчинное землевладение, владельцами которого были церковные иерархи и крупные монастыри.

На Руси было три вида вотчин:

  • наследственные (родовые): переходили по наследству в княжеских и боярских семьях; владение такое вотчиной ограничивалось государством и родственниками; владелец родовой вотчины должен был служить тому князю, на земле которого она находилась; без согласия членов общины вотчинник не имел права продать или обменять ее, а в случае нарушения этого правила, собственника лишали вотчины;
  • выслуженные: были получены от князя за определенные заслуги либо на время службы;
  • купленные: приобретенные у феодалов за плату.

В Киевской Руси владение вотчиной еще не означало права абсолютной собственности на нее. В удельный период вотчина стала главной формой феодального землевладения, значение которой все больше возрастало под влиянием новых княжеских пожалований, покупки, обмена и захвата новых земель. Это было одной из причин возрастания роли вотчинников в политической жизни княжеств. В период кризиса Киевской Руси вотчиной назывались и отдельные княжества, которые князь наследовал от отца.

Общественная структура земельных отношений

Социальная структура Киевской Руси отразила на себе земельные отношения. Главным собственником земли был князь, который мог дарить ее и забирать. Ниже князя стояли бояре – крупные земельные собственники. Они владели большими угодьями, с которых получали доход.

На их землях работало зависимое население Киевской Руси – рядовичи, закупы и холопы.

Рядовичи – это категория обедневших крестьян, который заключили с земельным собственником договор (ряд), по которому господин предоставлял ему землю и орудия, а тот обрабатывал его территорию. Рядович обладал почти всеми гражданскими правами и считается полузависимой категорией общества.

Закупы – это те, кто попал в зависимость, потому что не выплатил долг (купу). Закупы должны были отработать на территории землевладельца размер своего долга. У закупов оказывалось меньше гражданских прав, чем у рядовичей. За бегство либо воровство закупа можно было обратить в полную зависимость, но при этом закуп мог откупиться и получить свою свободу.

Холопы – категория населения, находившихся в полной зависимости от землевладельца. Они работали на земле своего хозяина и считались полной его собственностью и их положение было близко к рабскому. В кризисной ситуации человек мог сам себя продать в холопы, но и за определенную плату можно было получить свободу.

Свободные же крестьяне назывались смердами, они обычно жили в общине и зависели непосредственно от князя. Смерды владели земельными наделами, которые были основным источником их дохода, и могли передавать их по наследству сыновьям (в случае отсутствия наследников мужского пола земля переходила князю). Смерды были самой многочисленной социальной группой на Руси.

Итак, в Киевской Руси земельные отношения начинают принимать более оформленные очертания. Появляется необходимость дележа земли, формируется новая социальная структура, связанная с земельными отношениями, что позже приводит к полному распространению на Руси феодализма.

Ключевский разделяет историю Древней Руси на три периода. Первый из них начинается с древних времен и кончается в конце XII — начале XIII в., второй продолжается с начала XIII до середины XV в., третий же продолжается до начала XVII в. Во время последнего, по мнению Ключевского, Великорусское государство окончательно сложилось и окрепло. Мы не будем далеко ходить, примем такое деление верным, и, через призму этого деления, посмотрим, как развивались земельные отношения в Древней Руси.

Первый период. XII — XIII века

К концу двенадцатого века сформировалась древнейшая форма Русского государства — Киевская Русь. Основное население её было сосредоточено в области Днепра, а основой экономической политики являлась внешняя торговля. Торговые пункты формировали города, а окрестности торговых пунктов — городские области. Киевская Русь делилась на земли, образовавшиеся под руководством старых торговых городов: Киевскую Смоленскую и другие. После смерти Ярослава Мудрого сложился очередной порядок наследования. Суть его была в том, что право владения на землю принадлежало всему княжескому роду, но порядок владения определялся по очереди. То есть отдельные князья временно владели тем или иным участком земли. Очередность определялась по старшинству.

Кроме того, учитывались и основное качество земли — доходность. Старший князь получал лучшую волость — одно из княжеств, на которые постоянно делилась (и перераспределялась) Русь и которая могла совпадать или не совпадать с землей. Или могла быть её частью. Помимо этого, старшой носил титул великого князя киевского, управлял младшими князьями и обеспечивал исполнительную власть. Единоличной власти не существовало, князья были землевладельцами, которые временами переезжали из волости в волость.

Карта Киевской Руси. Увы, в хорошем качестве только на мове. Но так ведь даже забавнее, не правда ли?

Карта Киевской Руси. Увы, в хорошем качестве только на мове. Но так ведь даже забавнее, не правда ли?

Русское общество того времени можно было разделить по двум параметрам: экономическому и политическому. Можно было еще и по церковному, но люди религии образовывали своё собственное общество, то есть выходили из всех классов вообще. Потому углубляться в конкретику духовной иерархии мы не будем. В пределах этой статьи, по крайней мере.

По экономическому параметру народ делился на бояр — привилегированных землевладельцев, горожан (смердов) — вольных крестьян, работавших на государственной земле со своим инвентарем и капиталом, наймитов — рабочих на чужой земле, вошедших в долговые обязательства к господину и холопов, не имеющих своей собственности.

По политическому параметру народ делился на княжих мужей — тех, кто служил князю, людей — свободное население, не состоявшее на службе у князя, но платившее ему дани, и, опять же, холопов — добровольно и временно продавших себя в пользование, мало чем отличавшееся от рабства. Впрочем, тезис этот слегка спорный, но углубляться в такие дебри мы, пожалуй, не будем, иначе этот пост получится неприлично длинным.

Кроме того, существовали различные системы выплат. Налоги, делились на дани и пошлины . Первые платились за труд, вторые за штуки типа суда, услуг от государства и так далее. Мало чем отличалось от современного понятия, в общем-то. Была еще и временная повинность — полюдье. Она заключалась в содержании князя и его двора, когда он объезжал свои владения. Делали князья это, как правило, раз в год, но могли и пропустить годик-другой по каким-то своим, только им известным мотивам. Ну лень стало ехать человеку или еще чего. Всякое бывает.

С середины двенадцатого века из-за постоянных княжеских междоусобиц и набегов иноземцев, Киевская Русь стала приходить в запустение. Сельские жители стали думать, куда бы им оттуда деться. Родные дом и земля — эт, конечно, хорошо, но когда тебе стабильно раз в пару лет то сарай подпалят, то всю еду под мечами заберут, то и самый ярый патриот задумается о миграции, лол. Особо привлекательными для крестьян были междуречья Оки и Волги. Потому что там было относительно тихо, обжитых мест было не много, плодородной земли и свободного места — вообще завались. Так началась колонизация Верхнего Поволжья, в ходе которого были основаны Ростов, Муром, Суздаль, Ярославль и еще множество городов поменьше.

В дальнейшем из-за постоянных междоусобиц государство стало распадаться на обособленные друг от друга области. На самом деле, ключевыми были проблемы связанные с тем, что старшинство часто передавали не по факту возраста, а по факту договора, то есть юридически . В итоге в бухгалтерии постоянно всё путали, так что порой разобраться, кто за кем должен идти, становилось невозможно. В таких ситуациях князья предпочитали селиться там, где селились их отцы. Появились так называемые отчины, и их появление фактически разрушило институт очередного порядка княжеского владения. Кончилась в итоге эта постоянная неразбериха тем, что Андрей Боголюбский захватил Киев и перенес великокняжеский престол во Владимир, тем самым отчудив (в смысле, произведя отчуждение) старшинство от места.

Второй период. XIII — XV века

В XIII в. во Владимиро-Суздальской Руси сложился удельный порядок княжеского владения. Северо-Восточная Русь распалась на отдельные княжества (вотчины), которые позднее стали называть уделами . Это были личные постоянные наследственные владения. Удельные князья стали оседлыми владельцами своих волостей. Земля в качестве собственности передавалась по личному распоряжению князя наследникам: сыновьям, жене, дочери или любому дальнему родственнику. Таким образом, в удельном порядке носителем власти был уже не весь княжеский род, а конкретное лицо, князь, чье владение стало его удельной собственностью.

Кроме того, если раньше князья были не просто землевладельцами, управлявшими волостью, а по дефолту имели право на кусок земли. Потому что князь. То есть, принадлежит к правящему роду. Теперь же, лишившись вотчины, князь терял вообще всё. С одной стороны, как-то нечестно, с другой же — поощряет здравую конкуренцию между князьями.

Удел князя состоял из земель трех типов: дворцовых, черных и боярских. Дворцовые земли обрабатывались несвободными людьми князя или отдавались в пользование вольным людям за определенный налог. Доходы с них шли на содержание княжеской семьи и его дворца. Черные (оброчные) земли сдавались в аренду или на оброк отдельным крестьянам, крестьянским обществам или людям других классов. Боярскими назывались земли частных собственников, светских или церковных, которые в ходе передела земель, возникновения церковных учреждений или вследствие других причин, оказывались в границах удельной вотчины князя.

Постепенно вырабатывалось понятие о верховном собственнике удела по отношению к частным и частичным владельцам. Удельный князь соединял в своем лице государя и верховного собственника земли . Это сильно сблизило его с феодальными правителями Западной Европы. Однако бояре и вольные слуги князя не были вассалами . В удельной Руси земельные отношения вольных слуг строго отделялись от служебных. Бояре и вольные слуги могли свободно переходить от одного князя на службу к другому, могли, служа в одном уделе, одновременно иметь вотчины в другом и отбывать там поземельные повинности.

С XIII в. все христианское русское население стало называться крестьянами. Позднее это название закрепилось за незнатными сельскими людьми.

В этот период на Руси при княжеском дворе возникли постоянные должности. Они выработались из придворных званий, каждому из которых соответствовал определенный круг хозяйственных дел. Сановники, занимавшие эти должности, управляли вверенными им делами единолично, являясь правительственными приказчиками князя. Никаких учреждений при них тогда еще не существовало.

Наиболее интересным и важным для нас в этом периоде является новая система налогообложения — посошная. Внимание, сейчас будет много терминов. Я не буду грузить вас и перегружать (извините за каламбур) текст тяжелейшими определениями всех этих терминов, но ради удовлетворения вашего любопытства все их перечислю: обжа, выть, тягло, корма, соха промышленная, соха посадская, сельская соха, пашенная соха, сельская пашенная соха, сошное письмо. Фух, вроде всё.

Единственно важных термина здесь два — соха и десятина. Первое — самая крупная единица земли, на которую [единицу] рассчитывался налог. Она состояла из 30-50 десятин. А десятина, если переводить на современный, — это 1,12 гектара. То есть 11200 квадратных метров. То есть 160 нормальных трехкомнатных квартир.

С каждой сохи взымалась налоговая повинность, размер которой определялся площадью земли и её качеством. Земли подразделяли на добрые, средние и худые, причем качество определялось их доходностью, а не свойством самой почвы.

Результатом всех этих изменений стало постепенное полное раздробление Руси на отдельные независимые уделы. У каждого князя было помногу детей, земля дробилась всё сильнее, участки постоянно измельчались. Кроме того, люди (кроме холопов), никак не были привязаны к земле, могли свободно уйти с нее и устроиться на службу к другому князю. Таким образом, у населения удела, не связанного ничем, кроме соседства, отсутствовал общий объединяющий интерес, и князь, переставая быть государем, становился только землевладельцем, частным сельским хозяином – собственником территории с ее хозяйственными угодьями.

Вся эта, на первый взгляд очень грустная, последовательность событий, тем не менее, породила крайне положительную атмосферу для объединения Руси в одно крепкое государство. Здесь должна была быть длиннющая телега о том, почему Москва стала центром Руси, как она собирала земли вокруг себя, каким замечательным мужчиной, примерным семьянином и стопроцентным славянином был Иван Калита, как Дмитрий Донской подчинил себе Тверь, победил татаро-монгол и так далее. Но автор уверен в том, что, если вы открыли эту статью и дочитали до этого места, то как минимум в общих чертах и без тонн текста от него представляете себе, что там и как было. А потому нет смысла плодить лишние буквы в посте, в котором история Руси вообще идет фоном для развития взглядов о земле.

Читайте также: