Здоровый образ жизни семьи для детского сада

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Наседкина Инна Вячеславовона

Населенный пункт: Красноярский край, г. Назарово

Цель: Создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.

Задачи:

  • Организовать совместное досуговое мероприятие для повышения знаний родителей по вопросам здоровьесбережения и формирования у них ответственного отношения к здоровью детей и собственному здоровью.
  • Развивать способность детей творчески использовать знания и умения по вопросам ЗОЖ, их двигательный опыт в практических ситуациях.
  • Воспитывать участие, сострадание, отзывчивость и сотрудничество.
  • Способствовать стремлению и желанию каждой семьи восстанавливать и поддерживать здоровье с помощью здоровьесберегающих технологий. Закрепить знания о пользе лекарственных растений и их применении в народной медицине и рецептах.
  • Вовлечь родителей в подготовку досугового мероприятия (создание видеороликов из семейного опыта, оформление рекомендаций и т.д.). Распространить среди родительской общественности наилучший семейный опыт здорового образа жизни.

Подготовительная работа:

1. Оформление педагогом тезисов и высказываний о здоровье человека: “Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто” Сократ. “Если ты думаешь на год вперёд – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево. Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека” восточная мудрость. “Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд родителей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы” В.Сухомлинский. “Береги глаз – как алмаз”, “Если день начать с зарядки – значит, будет всё в порядке” народные поговорки.

2. Оформление педагогом памятки “Компоненты здорового образа жизни” (рациональный режим, систематические физкультурные занятия (занятия спортом), закаливание, правильное питание, благоприятная психологическая обстановка в семье, дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение досугов и др.).

3. Подготовка родителями домашнего задания:

– Изготовление каждой семьей для своего ребенка самодельного тренажёра – коврика из различных материалов (пуговицы, крышки от фломастеров и др.);

– Рецепты от каждой семьи (рецепты народной медицины (компоненты и их приготовление), показать на практике приготовление одного из рецептов; рецепт полезного для здоровья блюда и подготовка ингредиентов для приготовления полезного блюда на дегустацию семьям);

– Создание видеороликов “Как наша семья укрепляет здоровье” и их показ.

Ход мероприятия

Воспитатель: Дорогие, родители и дети, мы с вами сегодня собрались в одну большую добрую компанию, которую мне хотелось бы назвать “большая дружная семья”. Вы не против. И как водится, в хорошей семье всегда есть о чем поговорить. И я хочу вам рассказать, что человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. Еще мудрый Сократ говорил “Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто”. И вряд ли можно найти родителей, которые бы не хотели, чтобы их дети росли здоровыми.

А, по вашему мнению, каков он здоровый ребёнок?

Воспитатель: Итак, прежде всего, здоровый ребёнок, если он и болеет, то очень редко и не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Развитие двигательных качеств проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребёнок достаточно быстр, ловок и силён. Неблагоприятные погодные условия, редкая их смена, здоровому ребёнку не страшны, т.к. он закалён. Это “портрет” идеально здорового ребёнка, какого в жизни встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребёнка близкого к идеалу – задача вполне посильная, всего лишь требуется: с раннего возраста научить ребёнка заботиться о своём здоровье! Для этого нужно формировать навыки и привычки здорового образа жизни в соответствии с возрастом.

Именно о том, как формировать навыки и привычки здорового образа жизни мы сегодня вам расскажем и покажем:

1 часть: Вот так начинается у нас в группе каждое утро:

Под музыку дети вбегают в зал, показывают утреннюю гимнастику (ритмику).

После выполнения упражнений гимнастики – речевка:

“По утрам зарядку делай: будешь сильным, будешь смелым!
Вдох – выдох! Улыбнулись! И на место ты садись!”

Воспитатель: “Если день начать с зарядки – значит, будет всё в порядке!” – так гласит народная поговорка. А ещё говорят: “Движение + движение = жизнь!”.

2 часть: И сейчас мы проверим: как развиты быстрота, ловкость, скорость, меткость, прыгучесть, сила у наших уважаемых родителей – пап и мам. И, конечно же, их детей.

Все задания выполняются под музыку

1 задание – “Перенеси шар”: выходят 2 семейные пары (повторить столько раз, сколько семей – участников мероприятия). Папа с мамой, держа руки за спиной, лицами друг к другу проносят воздушный шар и кладут его в корзину. Прибегают обратно. И уже бежит ребёнок; берёт шар из корзины и приносит его родителям.

(Шары дарим каждой семье – участнице.)

2 задание – “Силачи и попрыгунчики”: выходят 2–3 семейные пары. Папа с ребёнком – отжимаются, а мама – прыгает через скакалку (повторить столько раз, сколько семей – участников мероприятия).

3 задание – эта игра очень полезна для укрепления правильной осанки и развития всех групп мышц нашего тела – “Весёлый прыг-футбол”: выходят 2 семейные пары. По сигналу воспитателя папа прыгает до стульчика; берёт косынку, завязывает её, как бандану, и прыгает обратно на мяче. Мама прыгает на мяче, надевает юбку, и бежит обратно без мяча. Ребёнок прыгает, надевает кепку и обратно прыгает на мяче к своим родителям (повторить столько раз, сколько семей – участников мероприятия).

4 задание – “Ловкие пальцы”: выходят 2–3 семейные пары. Папа бежит и раскручивает все пробки (по 5 пробок) на колбочках – планшетах. Мама надевает на колбочки цветки, вырезанные из бумаги, в соответствии с цветом пробки. Ребёнок закручивает все пробки обратно на колбочки (повторить столько раз, сколько семей – участников мероприятия).

Воспитатель: Все семейные команды показали и скорость бега, и силу, и ловкость пальцев рук, и умение прыгать через скакалку, легко прыгать на мяче. Моллодцы! Но я ещё знаю, что у каждой семьи есть свой секрет. И этот секрет – приготовление вкуснейших блюд.

Ребята, а какие же самые вкуснейшие блюда у вас в семье готовят родители?

3 часть: Родители по желанию рассказывают и показывают свое “здоровое блюдо” (приготовленное заранее). Затем всё выставляется на общий стол.

Воспитатель: Много у нас накопилось таких рецептов – рецептов о вкусной и здоровой пище. И если кого-то из вас заинтересовала наша информация, то можете легко ею воспользоваться, взяв в руки замечательную “Семейную книгу”.

Воспитатель рекламирует подшивку рецептов (домашнее задание для родителей)

4 часть: Родители по желанию рассказывают и демонстрируют свои рецепты народной медицины.

Воспитатель: Пришло время с пользой отдохнуть. У меня для вас есть загадки о лекарственных растениях. Попробуйте их отгадать, но по такому правилу: загадку отгадывают дети, а родители – дополняют, где и для чего используется то или иное растение.

За каждый ответ – долька мандарина ребенку (выяснив об аллергии заранее)

  1. “Ты растение не тронь – жжётся больно, как огонь” (крапива)
  2. “Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки. На земле лежат листки – маленькие лопушки”(подорожник)
  3. “Белая корзинка, золотое донце” (ромашка)

– Назовите травянистые кустарники и растения, которыми можно вылечиться от простуды (брусника, клюква при высокой температуре, смородина при простуде)

5 часть:
Воспитатель: А сейчас я вас познакомлю с некоторыми упражнениями, которые помогают сберечь здоровье!

а) Игровой самомассаж необходим для хорошего настроения, осознанного стремления быть здоровым и для профилактики ОРЗ (воспитатель вместе с детьми показывает точечные упражнения, а родители повторяют)

б) Пальчиковая гимнастика – это основа для развития ручной умелости, мелкой моторики пальцев рук, координации движений. Пальчиковая гимнастика оказывает положительное воздействие на познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, фантазию и др. (воспитатель вместе с детьми показывает пальчиковую гимнастику, а родители повторяют)

в) Дыхательная гимнастика восстанавливает нарушенное носовое дыхание, очищает легкие и улучшение их снабжения кислородом. Эти упражнения очень полезны для профилактики ОРЗ (показ детьми, а родители повторяют)

г) Музыкотерапия, которую я активно использую в своей работе: соответствующая музыка звучит при укладывании детей на сон; во время занятий (особенно на занятиях по рисованию, лепке, аппликации); в сводной деятельности). Давайте немного отдохнем сейчас, послушав красивую мелодию; может быть кто-то даже и представит себя где-то…Сядьте поудобнее, закройте глаза и… наслаждайтесь (звучит мелодия). Я думаю, что все приятно отдохнули, представили себя: кто на море, кто летит в космическое пространство, кто просто нежится на песчаном берегу наикрасивейшего озера…

д) Оздоровительно–профилактические упражнения для коррекции ступни: дети показывают ходьбу босиком: по ребристой доске и по следам на самотканых дорожках; показывают на тренажерах – индивидуальных самодельных ковриках из различного материала упражнения (покачивание с носка на пятку, ходьба на месте, прыжки, бег в чередовании с ходьбой)

6 часть:

А как в наших семь укрепляют здоровье – сейчас увидим, просмотрев небольшие фильмы, которые составили наши родители.

Родители показывают видеоролики (через КП)

Воспитатель:

Все ребята смелые, ловкие, умелые,
Всем здоровья мы желаем, вкусным соком угощаем.

Каждый ребенок получает баночку с соком

Воспитатель: Вот наша встреча и подходит к концу! Очень хочется узнать, что же вы узнали для себя нового, что взяли на заметку для себя? Хотели бы вы ещё раз встретиться и поговорить на тему здоровьесбережения?

В формировании здорового образа жизни ребенка важно многое: режим дня, закаливание, правильное питание, занятия физкультурой и спортом, полезные привычки. Базовым этапом формирования у детей здорового образа жизни следует считать накопление ими социального опыта в своей семье, приобщение к миру её культуры.Молодым родителям сейчас нужна помощь и в сохранении своего здоровья, и выборе ими ориентиров для воспитания своих детей. В постоянном поиске новых форм взаимодействия с дошкольниками и семьями воспитанников поможет проект "Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка!"

ВложениеРазмер
detsko-roditelskiy_proekt_zdorovyy_obraz_zhizni_semi_-_zalog_zdorovya_rebenka.docx 142.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация

Соответствие современным тенденциям развития общества

Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Именно в семье ребёнок получает информацию о мире взаимоотношений, о социальном опыте, о здоровье

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, активный, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. В формировании здорового образа жизни ребенка важно многое: режим дня, закаливание, правильное питание, занятия физкультурой и спортом, полезные привычки.

Соответствие современным подходам, принципам, идеям в области дошкольного образования

В программе дошкольного образования должны учитываться индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

Среди задач дошкольного образования:

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии со ст.3 основные принципы государственной политики правового регулирования отношений в сфере образования основываются в том числе, и на приоритетах жизни и здоровья человека.

В условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября 2013 г.) основными принципами дошкольного образования являются, в том числе (п. 1.5принцип сотрудничества с семьей)

Базовым этапом формирования у детей здорового образа жизни следует считать накопление ими социального опыта в своей семье, приобщение к миру её культуры.

Союзниками, единомышленниками в данном направлении должны стать родители воспитанников. И сами взрослые, в первую очередь, быть для детей примером. Решать эти задачи непросто, но необходимо.

Востребованность на уровне ДОО, города, республики

Любая сторона воспитания в дошкольной организации невозможна без участия родителей. Мы хотим вырастить здоровое поколение и все вместе решать эту проблему - детский сад, семья, общественность. Необходимо повышать педагогическую компетентность, а также знания родителей в области формирования у детей культуры здорового образа жизни. Поэтому основное направление деятельности ДОО – это содружество с родителями и творчество по вопросам организации воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Молодым родителям сейчас нужна помощь и в сохранении своего здоровья, и выборе ими ориентиров для воспитания своих детей.

Репрезентативность (возможность использования в широкой практике)

Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на дошкольников старшего возраста.

В качестве оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Содержание данного проекта доступно в использовании дошкольными учреждениями города и республики.

  • в реализации долгосрочного проекта посредством осуществления системы мероприятий, объединяющих совместную деятельность педагога, детей и родителей по трем направлениям: краеведческое; художественно – э стетическое; формирование основ здорового образа жизни;
  • в интеграции работы по сохранению и укреплению здоровья детей в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

2. Цели и задачи проекта

3. Участники проекта.

4. Сроки реализации проекта.

6. Этапы реализации проекта

7. Обеспечение проекта

8. Оценка результатов проекта. Диагностика

9. Предполагаемые результаты

Тип проекта: детско-родительский, творческий

  • Определение педагогических основ проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни детей и родителей.
  • Расширение знаний детей и родителей о здоровом образе жизни, воспитание уважения к национальным традициям.
  • Активизация работы по освоению навыков здорового образа жизни у дошкольников, как составных частей:

- соблюдение режима дня.

1. Расширять представления о ценности здоровья

2. Укреплять и сохранять здоровье детей введением физкультурно-оздоровительных, закаливающих мероприятий

3. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни

4. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

5. Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.

6. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми

7. Установить сотрудничество с семьями воспитанников по проблеме укрепления физического и психического здоровья детей

8. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческими, культурными традициями родного края, достопримечательностями родного города (спортивные здания и сооружения)

Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Методическое обеспечение проекта:

Сроки реализации проекта: в течение одного года

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с навыками здорового образа жизни положены следующие принципы:

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к историческим понятиям: прошлое (давным-давно), настоящее (в наши дни) и будущее. С этой целью изучается развитие спорта в Мордовии, подобран материал о здоровом питании, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современных культурных и спортивных традициях родного края.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на осознанное отношение детей к своему здоровью.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка, проходящего в процессе освоения знаний о формировании привычек к здоровому образу жизни с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Реализуется в сотрудничестве с семьей, детской центральной детской библиотекой, спортивными секциями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с развитием традиций развития спорта Мордовии, системы закаливания в отдельных семьях.

Этапы работы над проектом:

- сбор информации, фотографий о здоровом образе жизни, ставшем традицией семья;

- изучение литературы по истории развития спорта в Мордовии, проведения спортивных праздников и мероприятий, посвященных укреплению здоровья;

- разработка проекта, постановка цели и задач.

Основной этап - практический:

Анализ результата реализации проекта.

Обобщение результатов проделанной работы,

Подготовка и проведение презентации проекта.

Постановка новой проблемы .

- центры детской деятельности по ознакомлению с историей и культурой республики Мордовия, развития движений и подвижных игр, художественного творчества и изодеятельности, детской литературы;

- исторические документы, фотографии;

- аудио, видео версии сказок;

- методическая, краеведческая, художественная литература;

1.Развитие личностных качеств ребенка, направленных на формирование в воспитаннике понимания необходимости формирования полезных привычек, позитивного и уважительного отношения к здоровому образу жизни.

2.Расширение знаний детей по краеведению (ознакомление с историческими традициями развития спорта в Мордовии), возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям.

3.Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.

4.Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников желания укрепить и сохранить свое здоровье.

5.Активизация участия педагогов, воспитанников, родителей в конкурсах, спортивных соревнованиях, выставках по тематике проекта.

6.Расширение знаний детей и родителей о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья, формирование на этой основе чувства ответственности за правильное развитие организма.

7.Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада (физическое воспитание).

8.Формирование навыков личной гигиены, направленных на охрану их здоровья, способствующие правильному поведению в быту и в общественных местах.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 28" д. Лупполово

Written by Super User on . Posted in Охрана и укрепление здоровья детей

Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучать к здоровому образу жизни с самого раннего возраста. Ваш ребенок для вас - это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.

Рождение человека было и всегда будет одним из самых удивительных и значимых событий нашей жизни. Как и большинство родителей, вы предвкушаете радость и счастье материнства и отцовства. Вместе с тем вы представляете себе все те трудности и заботы, которые появятся в вашей жизни. Для того чтобы произвести на свет здорового малыша и вырастить человека, который оправдает ваши надежды и чаяния, потребуется немало сил, умения и терпения.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.

Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни:

  • поддержание физического здоровья,
  • отсутствие вредных привычек,
  • правильное питание,
  • толерантное отношение к людям,
  • радостное ощущение своего существования в этом мире.

Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: "В здоровом теле — здоровый дух".

Здоровая семья – здоровая нация

В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья. Что такое здоровая семья? Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.

Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия.

Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

Настоящим бедствием становится распространение среди детей и подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, курения. Так среди подростков нашего города отмечается 32% курящих, 63% употребляют алкоголь. Вместе с тем, уровень информированности подростков по вопросам последствий злоупотребления табачной и алкогольной продукцией очень невысокий. Что же получается? Мы попытались в этом разобраться.

Оказалось, что прогнозируемый вред от курения, употребления спиртных напитков, представляется для одних подростков слишком далеким от настоящей жизни, а другими вообще не воспринимается в силу очень распространенного среди современной молодежи падения субъективной цены собственного здоровья. Хочется обратить внимание, что наиболее распространенным местом распития спиртных напитков является семья (семейные праздники и торжества).

При этом возраст начинающих употреблять спиртные напитки является достаточно ранним (10-12 лет). Однако, по мнению специалистов, профилактика вредных привычек и других социально значимых заболеваний возможна путем формирования навыков культуры здоровья, начиная с самого раннего возраста в семье.

Устранив , так называемые, факторы риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний ( курение, употребление алкоголя, ожирение, низкую физическую активность), соблюдая правильный режим питания, труда и отдыха мы можем продлить себе жизнь на многие годы.

Необходимо также помнить, что спорт – это основа здоровья нации. Спорт может и должен решать определенные социальные задачи. Спорт способен укрепить семью, если взрослые вместе с детьми будут проводить свободное время на спортивной площадке. И это тоже – основа крепкого государства.

Искусство вести здоровый образ жизни доступно каждому, нужно только иметь огромное желание и силу воли, нужно преодолевать свои слабости и свою лень. Вредные привычки легче предотвратить, чем потом от них избавляться.

Здоровье и здоровый образ жизни. Основные понятия.

Здоровье, по определению ВОЗ, – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Ученые утверждают, что здоровье народа на 50 – 55% определяется образом жизни (ОЖ), на 20-25% – экологическими, на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной.

Научно-технический прогресс резко изменил (и продолжает изменять) трудовую деятельность человека. В современных условиях роль умственного труда постоянно возрастает, а доля физического труда уменьшается. Все это ведет к тому, что работники умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности, как правило, не получают физических нагрузок в необходимом (достаточном) объеме и качестве. Но организм человека по-прежнему нуждается в этих нагрузках. Следовательно, только занятия физической культурой, спортом, туризмом становятся практически наиболее эффективным и экономичным способом обеспечения физическими нагрузками современного человека.

На каждом этапе своего развития человечество всегда имело в своем арсенале такие нормы жизнедеятельности, которые в конечном счете были нацелены на созидание и сотворение материальных и духовных ценностей, на преобразование и процветание общества, на развитие человека, на раскрытие его нравственных черт, умственных и физических способностей и возможностей. Прогрессивность человечества в конечном счете все-таки всегда предопределялась его способностью к самосовершенствованию, к наиболее полному развитию самого человека, к ведению им (человечеством) нормального и единственно разумного ЗОЖ.

Представляется, что нам необходимо более четко разобраться в самом понятии – здоровый образ жизни.

Ниже мы приводим некоторые из определений ЗОЖ, которые имеют место в литературе:

Нам представляется, что в понятии ЗОЖ должны найти отражение такие положения, которые исторически сложились в нашем обществе, которые помогут четко определить и отделить ЗОЖ от его антипода – НеЗОЖ.

И, следовательно, речь должна идти о жизнедеятельности:

  • устремленной в будущее. ЗОЖ всегда был нацелен на решение глобальных проблем, связанных с обеспечением бесконечности человеческого бытия;
  • созидательной Следовательно, речь идет о жизнедеятельности, нацеленной на сотворение материальных и духовных ценностей, на обеспечение мира и благополучия, на воспитание подрастающего поколения, более подготовленного к жизни;
  • восстановительно-оздоровительной. После напряженного труда человек должен уметь полностью восстанавливать свои жизненные силы, постоянно проводить определенный минимум восстановительно-оздоровительных мероприятий, использовать для этого естественные силы природы – солнце, воздух, воду, красоты природы и так далее;
  • развивающей. Каждый человек должен научиться средствами физической культуры и спорта развивать и совершенствовать, укреплять и поддерживать свои физические качества и способности, свое здоровье.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующее определение ЗОЖ: Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

  • умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно полезной деятельности;
  • владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
  • постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;
  • самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье и полностью отвергал вредные для здоровья привычки саморазрушающего поведения.

Таким образом, здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Контактная информация

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время всё большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своих детей. Здоровье – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни каждого человека. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей является формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Рациональное питание
  • Соблюдение режима дня
  • Полноценный сон
  • Закаливание
  • Физическая активность
  • Культура человека
  • Умение владеть собой

На здоровье детей оказывает влияние целый ряд факторов:

  • Наследственность – доля влияния составляет 20 процентов;
  • Воздействие окружающей среды (зкологические – природно - климатические факторы)- доля влияния 20 процентов;
  • Влияние факторов организации медицинского обслуживания – доля влияния 10 процентов;
  • Социально – экономические факторы и образ жизни – доля влияния составляет 50 процентов.

Эти данные заставляют обратить самое серьёзное внимание на четвёртую группу факторов. Её составляют отношение ребёнка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками.

Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей велика и занимает лидирующее место. Задача семьи сформировать у ребёнка правильное представление о здоровом образе жизни, обеспечить ему условия жизни, способствующие этому, а именно правильному режиму дня, труда, отдыха, сна.

Можно выделить несколько вариантов влияния семьи на развитие здорового образа жизни. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре.

Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьёй. Формы могут быть разными: туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

Вопросы распорядка дня, личной гигиены особенно важны для детей, чей более слабый организм требует повышенного внимания к сохранению здоровья. Именно в детском возрасте закладываются основные навыки во всём, в том числе и здоровом образе жизни. Личная гигиена подразумевает режим дня, рациональную систему питания, занятия спортом и закаливание, гигиену зрения и умственного труда, гигиену тела (уход за кожей, зубами, волосами), гигиену одежды, обуви, жилища.

В каждой семье режим дня организуется по-разному, но основной план режима дня должен оставаться постоянным. В первую очередь, это касается сна. Систематическое недосыпание нарушает работоспособность центральной нервной системы, приводит к переутомлению и неврозам.

Если родители регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

Чем раньше ребёнок получит представления о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни.

Именно родители формируют у детей потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни.

Физические упражнения благотворно влияют на развитие всех отделов центральной нервной системы и ее основного звена – головного мозга, на уравновешенность нервных процессов, совершенствование системы кровообращения, способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей.

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание.

Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

  • постепенность
  • систематичность
  • комплексность
  • учёт индивидуальных способностей

Дошкольное учреждение может помочь при решении многих вопросов воспитания. Но оно никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно от родителей зависит, каким вырастет ребёнок. Семья-это целый мир со своими правилами, отношениями к жизни, здоровью, воспитанию. Образовательно оздоровительные программы могут только помочь дополнить, обогатить знания, но заменить семейное воспитание, пример родителей они не могут.

Читайте также: