Здание школы оборудовано пандусами и приспособлениями обеспечивающими доступную среду для детей

Обновлено: 05.07.2024

Апелляционное определение Новгородского областного суда от 24.07.2013 по делу N 2-1774-33-1172

Судья: Петров А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего — Есаковой С.В.,

судей областного суда — Васильевой И.Ю. и Комаровской Е.И.,

при секретаре — Н.,

с участием прокурора — Смирновой М.В.,

установила:

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет образования Администрации Великого Новгорода.

Судом по делу постановлено выше указанное решение.

В апелляционной жалобе Учреждение просит решение отменить, считает, что судом, при вынесении вышеуказанного решения, неправильно применены нормы материального права. Указывает, что в судебном заседании не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о том, что объем организационно-правовых мероприятий, необходимых для исполнения решения суда, и финансовые возможности ответчика позволяют считать достаточным срок для исполнения решения суда до . Кроме того, в Учреждении отсутствуют обучающиеся дети-инвалиды, работники с инвалидностью по опорно-двигательной системе. Проведение работ в сроки, указанные в решении суда, затрудняются также тем, что в общеобразовательных учреждениях не допускается проведение всех видов работ в присутствии обучающихся. Просит принять по делу новое решение, которым указать новый срок для исполнения решения суда — до

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Учреждения И., поддержавшей жалобу, заслушав прокурора, полагавшего решение суда основанным на законе, судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Основными целями Программы являются создание условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и обеспечение возможности равного участия инвалидов в жизни общества наряду с другими гражданами.

Основной из задач Программы является повышения уровня доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Согласно п. 1.2 СП 59.13330.2012, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В соответствии с п. п. 5.1.1, 5.1.2 СП 59.13330.2012, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Основными задачами Учреждения являются осуществление образовательного процесса для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе дополнительного, воспитание и обучение обучающихся (п. 2.2 Устава).

Согласно п. 1.2 Устава Школы, учредителем общеобразовательного учреждения является муниципальное образование — городской округ Великий Новгород, функции и полномочия которого осуществляются Администрацией Великого Новгорода в лице Комитета по образованию.

В силу п. 7.2 Устава Школы, образовательное учреждение для осуществления закрепленных в Уставе целей и видов деятельности использует имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления.

Поскольку, как верно указал суд, Школа является объектом социальной инфраструктуры, осуществляющим образовательный процесс, на него распространяется обязанность обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в занимаемое учреждением помещение.

Отсутствие пандуса и кнопки вызова персонала ограничивает доступ инвалидов, пользующихся инвалидными колясками, в здание Школы, тем самым нарушаются их права.

При таких обстоятельствах суд правомерно требования прокурора удовлетворил, возложив на Школу обязанность обустроить при входе в здание пандус с поручнями и установить кнопку вызова персонала. Определенный судом срок, в течение которого ответчик должен выполнить вышеназванные действия, является разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были известны суду при рассмотрении дела по существу, проверялись судом и получили в решении правильную юридическую оценку.

Таким образом, судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не установила.

Руководствуясь ст. ст. 327 — 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.

Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80 - 85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.

Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.

Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.

В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.

В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.

В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.

Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1,5 х 1,5 м.

Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.

Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.

Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые призваны воздействовать на различные человеческие органы.

Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, и развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения.

Мягкая среда обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью её использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния.

Зрительная и звуковая среда - спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие и светооптические эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию

Воздушная среда (среда запахов) - в основе ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древнейших времён. Практически все натуральные эфирные масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами, положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма.

Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - всё это создаёт ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии.

  • улучшению эмоционального состояния;
  • снижению беспокойства и агрессивности;
  • снятию нервного возбуждения и тревожности;
  • нормализации сна;
  • активизации мозговой деятельности;
  • ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

В такой комнате специалисты проводят направленные занятия, способствующие гармонизации личности, оптимизации функционального состояния, оздоровления. Она может быть использована и просто для отдыха и релаксации после рабочего дня.

Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Темная сенсорная комната, оснащенная стимуляторами различного типа, позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств.

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

Учебное заведение (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ) – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех. Учреждения и прилегающую инфраструктуру необходимо организовывать таким образом, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию.

Безбарьерный доступ к входу учебного заведения – важнейший фактор для детей (молодых людей), имеющих ограничения по здоровью (зрению, слуху, ОДА, когнитивные расстройства).

Автопарковка для МГН у школы

Парковка для МГН у школы

Парковка автомобилей для МГН – важный элемент, о котором многие часто забывают при проектировании доступной среды.

Холл в учебном заведении

Холл в учебном заведении

Специальное оборудование для слабовидящих и незрячих людей в холле должно не только тактильно (тактильные указатели), но и контрастно выделяться среди общего оформления интерьера.

Коридор в школе

Коридор в школе

Коридор в образовательном учреждении – важный связующий элемент между кабинетами, столовой, санузлом и другими объектами. Также в коридоре размещается важная информация о схеме.

Лестница в школе

Лестница в школе

Лестница – опасный и при этом важный объект для передвижения людей с ограниченными возможностями. Первая и последняя ступени лестничного марша обязательно должны.

Учебный класс

Учебный класс

Медицинский кабинет в школе

Медицинский кабинет в школе

Бассейн в учебном заведении

Бассейн в учебном заведении

Современные учебные заведения часто оборудуют бассейном для организации отдельного направления физкультуры. Однако людям с ограниченными возможностями тяжело воспользоваться.

Столовая в школе

Столовая в школе

Помимо обучения подрастающее поколение должно расти в едином социуме без каких-либо преград. Поэтому объекты общественного питания также должны быть адаптированы для всех.

Актовый зал в школе

Актовый зал в школе

Актовый зал – объект большого скопления обучающихся для проведения совместных научных и развлекательных мероприятий. Поэтому актовый зал также должен быть адаптирован для.

Санузел в школе

Санузел в школе

Санузел – важный и сложный элемент организации доступной среды для МГН. Это помещение, где человек с нарушениями зрения или ОДА должен иметь возможность находиться без помощи.

Для адаптации учебного заведения необходимо решение задач:

  • создание нормативно-правовых документов, которые упорядочивают обязательное соблюдение требований доступности для зданий и сооружений при разработке плана, строительстве или реконструкции
  • адаптирование и организация безбарьерной среды: входные группы, лестницы, коридоры, зоны оказания услуг, санузлы, прилегающие к зданию территории
  • оборудование объектов лифтами и подъемными устройствами с системой голосового оповещения
  • оснащение объектов системами противопожарной безопасности с дополнительными световыми и тактильными информационными устройствами

Проектирование учебных заведений по программе доступная среда

Дети (молодые люди) с ограниченными возможностями должны иметь возможность не только свободно получать образование, но и заниматься спортом. Для этого необходимо соблюдение ряда мер:

Реформы системы образования, инклюзивное обучение и требования, которые предъявляются к школам и другим учебным заведениям по программе Доступная Среда – диктуют целый комплекс мероприятий по адаптации. С другой стороны, организация доступности для людей с ограниченными физическими возможностями представляет собой непростую задачу. Решить ее в условиях уже существующего здания и территории – значит устранить все барьеры и преграды путем установки современных технических решений.

Адаптация учебных заведений: какое нужно оборудование?

Доступная среда в учебных заведениях

Есть различные категории образовательных учреждений, от дошкольных до высших, но в вопросе адаптации зданий и территорий можно выделить много общего. Прежде всего, это схожий комплекс мер по программе Доступная Среда. Он призван устранить все барьеры на территории учреждения и внутри здания таким образом, чтобы свободный доступ могли иметь все посетители, вне зависимости от своих физических возможностей. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, по зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.

Примерный список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для образовательных учреждений по программе Доступная Среда, включает в себя:

  • вертикальные, лестничные или кресельные подъемники для инвалидов (для удобного и безопасного преодоления лестниц);
  • травмобезопасные перила и пандусы (обязательно с нескользящим покрытием);
  • тактильная плитка и система навигации для инвалидов по зрению (таблички, мнемосхемы и т.д.);
  • организация доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
  • оборудованные места парковки для инвалидов;
  • специальные кнопки вызова в тех местах, где инвалиду может потребоваться помощь персонала.

Если вам предстоит реализовать мероприятия по адаптации садика, школы, колледжа или университета, приведенный перечень оборудования поможет вам в составлении плана мероприятий.

Адаптация учебных учреждений: на что обратить внимание?

Для того чтобы обеспечить беспрепятственный доступ для людей с ограниченными физическими возможностями, нужны комплексные меры по адаптации. Это означает не просто устранение барьеров, но и обеспечение комфортности и безопасности при перемещении людей с ограниченными возможностями. При разработке плана мероприятий по программе Доступная Среда мы рекомендуем проработать несколько важных нюансов:

Читайте также: