Зависть олеша краткое содержание отзывы

Обновлено: 06.07.2024

В романе идет речь об абсолютно счастливом человеке, с хорошим здоровьем и привычками, одном из замечательных людей государства.

Бабичев подобрал пьяного мужчину, за грубые высказывания его выгнали на улицу. Он пожалел его и на время предоставил жилье, кров, пищу и работу, пока не вернется его приемный сын Володя Макаров. Пока живет Кавалеров в квартире Бабичева, вместо благодарности ужасно завидует он его здоровью, энергии, знаменитости. Считает, что спаситель его всего этого не заслужил, вот он напротив заслужил, а не имеет. Кавалеров понимает, что никогда ничего не добьется, ни любви, ни знаменитости. Он вспоминает о приюте у толстой Анечки Прокопович.

Письмо Кавалеров решает не оставлять, но позже понимает, что случайно взял чужое письмо. Сначала он хотел вернуться и попросить прощение. Но когда явился в дом опять начал клеветать и Бабичев его выгнал. Кавалеров связывается с Иваном Бабичевым, тот рассказывает ему про свою жизнь, что ничего у него в жизни не получилось: и инженером он работал и механиком был, и стихи сочинял и даже музыкальные пьесы, вот теперь в пивных пропадает. Иван рассказывает Кавалерову про машину которую он создал.

На ночь Кавалеров пришел к Анечки Прокопович, она сравнивает его со своим покойным мужем, отчего Кавалеров приходит в бешенство и ударяет Анечку. Женщина ухаживает за главным героем, когда он заболевает. После Кавалеров убегает. Он думает, что может начать жизнь заново, но возвращается к вдове и видит там Ивана, который предлагает выпить Кавалерову за равнодушие.

Роман про алкоголика живущего в своем мире, неудачника, завидовавшего человеку у которого все получалось. Кавалеров явно нуждающийся в помощи специалистов персонаж. Он уходит в мир созданный его воображением. Поступки раскрывают его как неуравновешенную личность и психически не нормального человека. В произведении великолепно отражено, какой слабый и озлобленный может быть человек. Это роман о человеке, не нашедшем себе места в новом мире.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Несбывшиеся мечты

Кавалеров мечтает стать знаменитым, одержим какими-то высокими идеями. Ему бы родиться и жить в провинциальном французском городке, а потом уехать в столицу и совершить нечто грандиозное. А он обречен жить в стране, где от успешного человека требуется реалистическое восприятие действительности. Герой понимает, что жизнь его не сложилась, в ней он уже ничего не добьется. И знаменитым ему не быть.

Кавалеров мечтает о большой любви, хотя понимает, что ее тоже уже не будет в его жизни. Сорокапятилетняя Анечка Прокопович, жирная и рыхлая вдова – это та, кем он может довольствоваться в любви как мужчина. Он понимает, что унижен до предела, и это приводит его в ярость.

Новая встреча

Кавалеров оказался в числе зрителей на матче по футболу, где играл Володя Макаров.

зависть олеша

Он с мучительной ревностью наблюдает за Володей, Андреем Бабичевым и Валей. Ему кажется, что они окружены всеобщим вниманием и счастливы этим. Самого Кавалерова никто не замечает. Он мучается тем, что Валя недоступна для него.

История Ивана Бабичева

краткие содержания произведений юрий олеша

Иван призывает всех, кому не чужды человеческие чувства, к протесту против бездушности, которую, по его словам, несет в себе социализм, делающий из человека машину. С нескрываемой ненавистью он относится к своему брату Андрею, который, по его мнению, отнял у него дочь Валю, а также к его приемному сыну Володе Макарову. Все это сближает Ивана с Кавалеровым.

Письмо

Зависть измучила Кавалерова. Она лишила его спокойной жизни. В отчаянии герой решает написать письмо Бабичеву. Он сообщает в нем о своей ненависти к нему, всячески пытается его оскорбить. Герой пишет в письме и о том, что поддерживает Ивана, родного брата Бабичева, которого Андрей назвал лентяем и вредным для общества человеком. Кавалеров вспоминает недавнюю сцену, свидетелем которой он стал, как Иван просил вернуться к нему девушку Валю, свою дочь. Тогда, увидев ее, герой решил сделать образ Вали предметом своих романтических мечтаний.

олеша ю к зависть краткое содержание

Чужая слава

Герой вынужден помогать Бабичеву: носить по нужным адресам колбасу, изготовленную по новой технологии.

олеша краткое содержание

Непростительная оплошность

Послесловие

Встреча главных героев


В 1927 году советским писателем Юрием Карловичем Олешей был написан роман под названием "Зависть". По отзывам читателей, в нем автор по-новому раскрывает трагедию "лишнего человека": герой не располагает к себе, вызывая положительные эмоции или сопереживания, как Чацкий Грибоедова, Онегин Пушкина, Печорин Лермонтова, Рудин Тургенева, Бендер Ильфа и Петрова. Напротив, "лишний человек" в романе Юрия Олеши "Зависть" скорее вызывает неприязнь: он завистлив, малодушен и мелочен. Олеша показывает читателю именно таким представителя интеллигенции в молодом советском обществе. Все это можно увидеть, ознакомившись с кратким содержанием "Зависти", кратким пересказом событий этого романа.

зависть олеша ю

Встреча главных героев

Рождение зависти

зависть краткое содержание

Кавалеров презирает своего благодетеля, называя его колбасником и считая его человеком более низким по сравнению с собой. Кавалеров считает себя таким утонченным, обладающим поэтическим даром, ведь он сочиняет куплеты и монологи для эстрады, а его темами становятся нэпманы, фининспектор, совбарышни, алименты. Он болезненно завидует Бабичеву, его успешной жизни, карьере, его крепкому здоровью и энергичности. Кавалеров изо всех сил старается найти слабые стороны, уязвимые места. Его ревность к Володе Макарову, с которым он даже не знаком, безгранична.

Несбывшиеся мечты

Кавалеров мечтает стать знаменитым, одержим какими-то высокими идеями. Ему бы родиться и жить в провинциальном французском городке, а потом уехать в столицу и совершить нечто грандиозное. А он обречен жить в стране, где от успешного человека требуется реалистическое восприятие действительности. Герой понимает, что жизнь его не сложилась, в ней он уже ничего не добьется. И знаменитым ему не быть.

Кавалеров мечтает о большой любви, хотя понимает, что ее тоже уже не будет в его жизни. Сорокапятилетняя Анечка Прокопович, жирная и рыхлая вдова – это та, кем он может довольствоваться в любви как мужчина. Он понимает, что унижен до предела, и это приводит его в ярость.

Чужая слава

Герой вынужден помогать Бабичеву: носить по нужным адресам колбасу, изготовленную по новой технологии.

олеша краткое содержание

Письмо

Зависть измучила Кавалерова. Она лишила его спокойной жизни. В отчаянии герой решает написать письмо Бабичеву. Он сообщает в нем о своей ненависти к нему, всячески пытается его оскорбить. Герой пишет в письме и о том, что поддерживает Ивана, родного брата Бабичева, которого Андрей назвал лентяем и вредным для общества человеком. Кавалеров вспоминает недавнюю сцену, свидетелем которой он стал, как Иван просил вернуться к нему девушку Валю, свою дочь. Тогда, увидев ее, герой решил сделать образ Вали предметом своих романтических мечтаний.

олеша ю к зависть краткое содержание

Непростительная оплошность

История Ивана Бабичева

краткие содержания произведений юрий олеша

Иван призывает всех, кому не чужды человеческие чувства, к протесту против бездушности, которую, по его словам, несет в себе социализм, делающий из человека машину. С нескрываемой ненавистью он относится к своему брату Андрею, который, по его мнению, отнял у него дочь Валю, а также к его приемному сыну Володе Макарову. Все это сближает Ивана с Кавалеровым.

Очередная сказка

Новая встреча

Кавалеров оказался в числе зрителей на матче по футболу, где играл Володя Макаров.

зависть олеша

Он с мучительной ревностью наблюдает за Володей, Андреем Бабичевым и Валей. Ему кажется, что они окружены всеобщим вниманием и счастливы этим. Самого Кавалерова никто не замечает. Он мучается тем, что Валя недоступна для него.

Последнее пристанище

Послесловие

книга

Конец эпохи, переходное время, требует своих легенд и сказок.

Знаменитую первую фразу из "Зависти" знает, наверное, каждый:

Он поет по утрам в клозете. Можете представить себе, какой это жизнерадостный, здоровый человек.

Темы 20-х годов 20 века в этом ярком модернистском романе, здесь и футуризм и экспрессионизм в очень талантливой интерпретации. Новая философия, новая идеология, новое искусство и техника в противостоянии со старым. Но в этом романе вечных тем ничуть не меньше, чем новых, поэтому Зависть.

Конец несколько смазан. Оно и понятно, уж очень трудно было Олеше определиться с отношением к своим героям, неоднозначным и сложным, прорисованных ярким и схематичным языком футуризма, но несущих всю тяжесть классических интерпретаций, например образ "маленького человека" еще из Гоголя.

Жизнь человеческая ничтожна. Грозно движение миров. Когда я поселился здесь, солнечный заяц в два часа дня сидел на косяке двери. Прошло тридцать шесть дней. Заяц перепрыгнул в другую комнату. Земля прошла очередную часть пути. Солнечный зайчик, детская игрушка, напоминает нам о вечности.

Вроде бы всё просто и понятно, первый - неприкаянный, загнивающий фрукт советского общества, второй – всегда правый колбасник. Но нам слышится скрытый сарказм в описании деяний Андрея Бабичева, а образ созданного им нового вида колбасы, такой жирной, такой вкусной и вечно свежей, становится символом советского благополучия.

Роман написан чудесным языком, с большим количеством ярких метафор, преувеличений, он состоит из утонченных деталей, описание которых передаёт неповторимую атмосферу 20-х годов прошлого века.

Советую всем, не пожалеете!

О метафоричности романа Ю. Олеши сказано уже немало, но я все равно повторюсь, ибо обилие метафор является одной из главных примет "Зависти". Автор исторгает их в таком изобилии - как фокусник из рукава - что ими засыпаны все страницы, они переходят одна в другую, впечатляют смелостью и остроумием, местами их даже слишком много, словно автор прежде не имел возможности говорить, а теперь наконец-то дорвался и безнаказанно творит волшебство. Он играет ими, жонглирует, производя на свет все новые, новые, и они, как детки, толпятся в маленькой комнате и не понимают, для чего их всех собрали сюда. Текст романа отшлифован до хрустального блеска (по крайней мере, первая часть), все буковки и ударения стоят в идеальных местах, есть ощущение, что Олеша долго и придирчиво правил его, доводя до совершенства. Начиная с известных слов о том, что "он поет по утрам в клозете", автор врывается в воображение читателя, как раскочегаренный паровоз, и несет нас на себе вдаль с бешеной скоростью. От начала к середине мой книгочейный восторг идет по нарастающей, и на сцене с подменой письма я уже практически влюблена в Олешу и готова поставить ему отдельный памятник, за совершенство, но посредине, начиная со знакомства Кавалерова с Иваном, все буквально разваливается на куски.
Я в отчаянии, я в тревоге, и на протяжении следующих страниц мое бешенство нарастает…

Кроме метафор, примечательным в романе является подача гл героя, от которого идет повествование. По привычке мы воспринимаем речь первого лица некритично – повествователь не может быть НАСТОЛЬКО необъективен… Ведь правда. Оказывается – может. На -надцатой странице у нас открываются глаза, и мы видим, что Николай Кавалеров – жалкий мелочный тип, и название "Зависть" отнюдь не метафора, а его оппонент – Андрей Бабичев, несмотря на то, что храпит по ночам и поет в клозете, - волевой и решительный человек. Энергичный творец реальности.
А Кавалеров – злобный завистник. Правда, ранимый и образованный.

Тем интереснее читать дальше, уже понимая, что его комментарии нужно "пропускать чрез сито" - так образуются несколько пластов восприятия, и подобного я точно не встречала нигде. Единственное исключение – доктор Шеппард из "Убийства Роджера Экройда" А. Кристи.
В "Зависти" тоже часто говорят про убийство:

Да нет, конечно не убьет. Но позлится премного и заведет свою жизнь в тупик. В тупик под названием "Анечка Прокопович". Там тепло, там темно и страшно, и на пышной кровати сидит довольный Иван и подмигивает большими глазами…

В романе есть множество замечательных мест. Они – как россыпь мелких бриллиантов, их можно уверенно вносить в учебники и ставить в пример литераторам. Например, шикарная тема о том, что "вещи не любят меня" (зато "любят" Андрея Бабичева), или колокольный звон "Том Вирлирли", или изумительная, нереально вкусная и питательная докторская колбаса как символ нового времени (именно она – символ, а не Валя с Володей, как кажется поначалу).

Роман "Зависть" мог бы стать шедевром литературы 20го века, но не стал (стал всего лишь известен), потому что так и не был понят. Его вторая часть – это дикая фантасмагория, одна сплошная метафора, которую нелегко вместить, легче промолчать с загадочным видом и отделаться многоточием…
Что же Вы сделали с нами, дорогой писатель Юрий Олеша? Зачем так жестоко попрали надежды на светлое будущее и идеальный финал романа, под стать замечательному началу. Дайте ответ.
Не дает ответа.

Пересказал Е. А. Шкловский. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также: