Зависть олеша краткое содержание отзывы
Обновлено: 06.07.2024
В романе идет речь об абсолютно счастливом человеке, с хорошим здоровьем и привычками, одном из замечательных людей государства.
Бабичев подобрал пьяного мужчину, за грубые высказывания его выгнали на улицу. Он пожалел его и на время предоставил жилье, кров, пищу и работу, пока не вернется его приемный сын Володя Макаров. Пока живет Кавалеров в квартире Бабичева, вместо благодарности ужасно завидует он его здоровью, энергии, знаменитости. Считает, что спаситель его всего этого не заслужил, вот он напротив заслужил, а не имеет. Кавалеров понимает, что никогда ничего не добьется, ни любви, ни знаменитости. Он вспоминает о приюте у толстой Анечки Прокопович.
Письмо Кавалеров решает не оставлять, но позже понимает, что случайно взял чужое письмо. Сначала он хотел вернуться и попросить прощение. Но когда явился в дом опять начал клеветать и Бабичев его выгнал. Кавалеров связывается с Иваном Бабичевым, тот рассказывает ему про свою жизнь, что ничего у него в жизни не получилось: и инженером он работал и механиком был, и стихи сочинял и даже музыкальные пьесы, вот теперь в пивных пропадает. Иван рассказывает Кавалерову про машину которую он создал.
На ночь Кавалеров пришел к Анечки Прокопович, она сравнивает его со своим покойным мужем, отчего Кавалеров приходит в бешенство и ударяет Анечку. Женщина ухаживает за главным героем, когда он заболевает. После Кавалеров убегает. Он думает, что может начать жизнь заново, но возвращается к вдове и видит там Ивана, который предлагает выпить Кавалерову за равнодушие.
Роман про алкоголика живущего в своем мире, неудачника, завидовавшего человеку у которого все получалось. Кавалеров явно нуждающийся в помощи специалистов персонаж. Он уходит в мир созданный его воображением. Поступки раскрывают его как неуравновешенную личность и психически не нормального человека. В произведении великолепно отражено, какой слабый и озлобленный может быть человек. Это роман о человеке, не нашедшем себе места в новом мире.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Несбывшиеся мечты
Кавалеров мечтает стать знаменитым, одержим какими-то высокими идеями. Ему бы родиться и жить в провинциальном французском городке, а потом уехать в столицу и совершить нечто грандиозное. А он обречен жить в стране, где от успешного человека требуется реалистическое восприятие действительности. Герой понимает, что жизнь его не сложилась, в ней он уже ничего не добьется. И знаменитым ему не быть.
Кавалеров мечтает о большой любви, хотя понимает, что ее тоже уже не будет в его жизни. Сорокапятилетняя Анечка Прокопович, жирная и рыхлая вдова – это та, кем он может довольствоваться в любви как мужчина. Он понимает, что унижен до предела, и это приводит его в ярость.
Новая встреча
Кавалеров оказался в числе зрителей на матче по футболу, где играл Володя Макаров.
Он с мучительной ревностью наблюдает за Володей, Андреем Бабичевым и Валей. Ему кажется, что они окружены всеобщим вниманием и счастливы этим. Самого Кавалерова никто не замечает. Он мучается тем, что Валя недоступна для него.
История Ивана Бабичева
Иван призывает всех, кому не чужды человеческие чувства, к протесту против бездушности, которую, по его словам, несет в себе социализм, делающий из человека машину. С нескрываемой ненавистью он относится к своему брату Андрею, который, по его мнению, отнял у него дочь Валю, а также к его приемному сыну Володе Макарову. Все это сближает Ивана с Кавалеровым.
Письмо
Зависть измучила Кавалерова. Она лишила его спокойной жизни. В отчаянии герой решает написать письмо Бабичеву. Он сообщает в нем о своей ненависти к нему, всячески пытается его оскорбить. Герой пишет в письме и о том, что поддерживает Ивана, родного брата Бабичева, которого Андрей назвал лентяем и вредным для общества человеком. Кавалеров вспоминает недавнюю сцену, свидетелем которой он стал, как Иван просил вернуться к нему девушку Валю, свою дочь. Тогда, увидев ее, герой решил сделать образ Вали предметом своих романтических мечтаний.
Чужая слава
Герой вынужден помогать Бабичеву: носить по нужным адресам колбасу, изготовленную по новой технологии.
Непростительная оплошность
Послесловие
Встреча главных героев
В 1927 году советским писателем Юрием Карловичем Олешей был написан роман под названием "Зависть". По отзывам читателей, в нем автор по-новому раскрывает трагедию "лишнего человека": герой не располагает к себе, вызывая положительные эмоции или сопереживания, как Чацкий Грибоедова, Онегин Пушкина, Печорин Лермонтова, Рудин Тургенева, Бендер Ильфа и Петрова. Напротив, "лишний человек" в романе Юрия Олеши "Зависть" скорее вызывает неприязнь: он завистлив, малодушен и мелочен. Олеша показывает читателю именно таким представителя интеллигенции в молодом советском обществе. Все это можно увидеть, ознакомившись с кратким содержанием "Зависти", кратким пересказом событий этого романа.
Встреча главных героев
Рождение зависти
Кавалеров презирает своего благодетеля, называя его колбасником и считая его человеком более низким по сравнению с собой. Кавалеров считает себя таким утонченным, обладающим поэтическим даром, ведь он сочиняет куплеты и монологи для эстрады, а его темами становятся нэпманы, фининспектор, совбарышни, алименты. Он болезненно завидует Бабичеву, его успешной жизни, карьере, его крепкому здоровью и энергичности. Кавалеров изо всех сил старается найти слабые стороны, уязвимые места. Его ревность к Володе Макарову, с которым он даже не знаком, безгранична.
Несбывшиеся мечты
Кавалеров мечтает стать знаменитым, одержим какими-то высокими идеями. Ему бы родиться и жить в провинциальном французском городке, а потом уехать в столицу и совершить нечто грандиозное. А он обречен жить в стране, где от успешного человека требуется реалистическое восприятие действительности. Герой понимает, что жизнь его не сложилась, в ней он уже ничего не добьется. И знаменитым ему не быть.
Кавалеров мечтает о большой любви, хотя понимает, что ее тоже уже не будет в его жизни. Сорокапятилетняя Анечка Прокопович, жирная и рыхлая вдова – это та, кем он может довольствоваться в любви как мужчина. Он понимает, что унижен до предела, и это приводит его в ярость.
Чужая слава
Герой вынужден помогать Бабичеву: носить по нужным адресам колбасу, изготовленную по новой технологии.
Письмо
Зависть измучила Кавалерова. Она лишила его спокойной жизни. В отчаянии герой решает написать письмо Бабичеву. Он сообщает в нем о своей ненависти к нему, всячески пытается его оскорбить. Герой пишет в письме и о том, что поддерживает Ивана, родного брата Бабичева, которого Андрей назвал лентяем и вредным для общества человеком. Кавалеров вспоминает недавнюю сцену, свидетелем которой он стал, как Иван просил вернуться к нему девушку Валю, свою дочь. Тогда, увидев ее, герой решил сделать образ Вали предметом своих романтических мечтаний.
Непростительная оплошность
История Ивана Бабичева
Иван призывает всех, кому не чужды человеческие чувства, к протесту против бездушности, которую, по его словам, несет в себе социализм, делающий из человека машину. С нескрываемой ненавистью он относится к своему брату Андрею, который, по его мнению, отнял у него дочь Валю, а также к его приемному сыну Володе Макарову. Все это сближает Ивана с Кавалеровым.
Очередная сказка
Новая встреча
Кавалеров оказался в числе зрителей на матче по футболу, где играл Володя Макаров.
Он с мучительной ревностью наблюдает за Володей, Андреем Бабичевым и Валей. Ему кажется, что они окружены всеобщим вниманием и счастливы этим. Самого Кавалерова никто не замечает. Он мучается тем, что Валя недоступна для него.
Последнее пристанище
Послесловие
Конец эпохи, переходное время, требует своих легенд и сказок.
Знаменитую первую фразу из "Зависти" знает, наверное, каждый:
Он поет по утрам в клозете. Можете представить себе, какой это жизнерадостный, здоровый человек.
Темы 20-х годов 20 века в этом ярком модернистском романе, здесь и футуризм и экспрессионизм в очень талантливой интерпретации. Новая философия, новая идеология, новое искусство и техника в противостоянии со старым. Но в этом романе вечных тем ничуть не меньше, чем новых, поэтому Зависть.
Конец несколько смазан. Оно и понятно, уж очень трудно было Олеше определиться с отношением к своим героям, неоднозначным и сложным, прорисованных ярким и схематичным языком футуризма, но несущих всю тяжесть классических интерпретаций, например образ "маленького человека" еще из Гоголя.
Жизнь человеческая ничтожна. Грозно движение миров. Когда я поселился здесь, солнечный заяц в два часа дня сидел на косяке двери. Прошло тридцать шесть дней. Заяц перепрыгнул в другую комнату. Земля прошла очередную часть пути. Солнечный зайчик, детская игрушка, напоминает нам о вечности.
Вроде бы всё просто и понятно, первый - неприкаянный, загнивающий фрукт советского общества, второй – всегда правый колбасник. Но нам слышится скрытый сарказм в описании деяний Андрея Бабичева, а образ созданного им нового вида колбасы, такой жирной, такой вкусной и вечно свежей, становится символом советского благополучия.
Роман написан чудесным языком, с большим количеством ярких метафор, преувеличений, он состоит из утонченных деталей, описание которых передаёт неповторимую атмосферу 20-х годов прошлого века.
Советую всем, не пожалеете!
О метафоричности романа Ю. Олеши сказано уже немало, но я все равно повторюсь, ибо обилие метафор является одной из главных примет "Зависти". Автор исторгает их в таком изобилии - как фокусник из рукава - что ими засыпаны все страницы, они переходят одна в другую, впечатляют смелостью и остроумием, местами их даже слишком много, словно автор прежде не имел возможности говорить, а теперь наконец-то дорвался и безнаказанно творит волшебство. Он играет ими, жонглирует, производя на свет все новые, новые, и они, как детки, толпятся в маленькой комнате и не понимают, для чего их всех собрали сюда. Текст романа отшлифован до хрустального блеска (по крайней мере, первая часть), все буковки и ударения стоят в идеальных местах, есть ощущение, что Олеша долго и придирчиво правил его, доводя до совершенства. Начиная с известных слов о том, что "он поет по утрам в клозете", автор врывается в воображение читателя, как раскочегаренный паровоз, и несет нас на себе вдаль с бешеной скоростью. От начала к середине мой книгочейный восторг идет по нарастающей, и на сцене с подменой письма я уже практически влюблена в Олешу и готова поставить ему отдельный памятник, за совершенство, но посредине, начиная со знакомства Кавалерова с Иваном, все буквально разваливается на куски.
Я в отчаянии, я в тревоге, и на протяжении следующих страниц мое бешенство нарастает…
Кроме метафор, примечательным в романе является подача гл героя, от которого идет повествование. По привычке мы воспринимаем речь первого лица некритично – повествователь не может быть НАСТОЛЬКО необъективен… Ведь правда. Оказывается – может. На -надцатой странице у нас открываются глаза, и мы видим, что Николай Кавалеров – жалкий мелочный тип, и название "Зависть" отнюдь не метафора, а его оппонент – Андрей Бабичев, несмотря на то, что храпит по ночам и поет в клозете, - волевой и решительный человек. Энергичный творец реальности.
А Кавалеров – злобный завистник. Правда, ранимый и образованный.
Тем интереснее читать дальше, уже понимая, что его комментарии нужно "пропускать чрез сито" - так образуются несколько пластов восприятия, и подобного я точно не встречала нигде. Единственное исключение – доктор Шеппард из "Убийства Роджера Экройда" А. Кристи.
В "Зависти" тоже часто говорят про убийство:
Да нет, конечно не убьет. Но позлится премного и заведет свою жизнь в тупик. В тупик под названием "Анечка Прокопович". Там тепло, там темно и страшно, и на пышной кровати сидит довольный Иван и подмигивает большими глазами…
В романе есть множество замечательных мест. Они – как россыпь мелких бриллиантов, их можно уверенно вносить в учебники и ставить в пример литераторам. Например, шикарная тема о том, что "вещи не любят меня" (зато "любят" Андрея Бабичева), или колокольный звон "Том Вирлирли", или изумительная, нереально вкусная и питательная докторская колбаса как символ нового времени (именно она – символ, а не Валя с Володей, как кажется поначалу).
Роман "Зависть" мог бы стать шедевром литературы 20го века, но не стал (стал всего лишь известен), потому что так и не был понят. Его вторая часть – это дикая фантасмагория, одна сплошная метафора, которую нелегко вместить, легче промолчать с загадочным видом и отделаться многоточием…
Что же Вы сделали с нами, дорогой писатель Юрий Олеша? Зачем так жестоко попрали надежды на светлое будущее и идеальный финал романа, под стать замечательному началу. Дайте ответ.
Не дает ответа.
Пересказал Е. А. Шкловский. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Читайте также: