Защита от физического и психического насилия в школе

Обновлено: 05.07.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Насилие в школе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Насилие в школе

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 48 "Обязанности и ответственность педагогических работников" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" и исходя из того, что в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение установленное по результатам внутреннего расследования применение истцом, как педагогом-библиотекарем методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, в связи с чем у работодателя имелись предусмотренные законом основания для расторжения трудового договора в связи с применением методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, суд правомерно отказал в признании незаконным увольнения, восстановлении на работе и взыскании заработной платы за вынужденный прогул, поскольку основанием для увольнения педагогического работника является применение методов воспитания, связанных с физическим насилием над личностью учащегося вне зависимости от последствий в виде повреждений здоровья; кроме того, в администрацию школы последовало обращение из компетентных органов со ссылкой на сведения (телефонограмму) медицинского учреждения (травмпункта), куда обратилась мать обучающегося с жалобами на полученные ребенком травмы.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Насилие в школе

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Субкультуризация массового убийства в образовательных организациях как новый российский криминологический феномен
(Суходольская Ю.В.)
("Законность", 2020, N 10) Приходится констатировать, что после массового убийства в "Колумбайне" с течением времени сформировалась устойчивая подростковая субкультура, распространяющаяся в основном через интернет-сообщества, являющиеся по сути инструментом для создания определенных молодежных культов, а следовательно - вспомогательным средством для совершения массовых убийств в образовательных организациях. В частности, в сети Интернет создаются тематические сообщества, группы, в которых подростки черпают деструктивные идеи о насилии в школах и колледжах.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Агрессия детей: ее первопричины
(Мухин М.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2020, N 5) Желдоченко Л.Д. Феномен агрессии в педагогической деятельности. Деструктивный аспект // Таврический научный обозреватель. 2015. N 1. С. 79 - 86; Митин Г.В. Школьное насилие. Роль Учителя // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26 (2). С. 119 - 123; Митин Г.В. Влияние профессиональных деформаций учителя на проявления агрессивности учащихся // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. N 2. С. 19 - 26; Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн-ситуация и способы совладения // Образовательная политика. 2011. N 5 (55). С. 48 - 59; Дикова В.В. Агрессия как профессионально обусловленная деформация учителя: дис. . канд. психол. наук. Екатеринбург, 2005. 197 с.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Учителя старой закалки желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но так, как раньше, уже не будет. Учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи

За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.

Пассивное безразличие

Буква закона

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.


Жестокое обращение с детьми в семье. Соблюдение прав ребенка на защиту от всех форм насилия

В семьях неблагополучных, где уровень культуры ниже или родители злоупотребляют алкоголем, дело обстоит значительно хуже — жестокость здесь становится нормой.

Жестокое обращение с ребенком — это физическое или психическое насилие над ним.

Различают насилие физическое, сексуальное, эмоциональное (психическое) и пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие — это непосредственно рукоприкладство: побои, шлепки, укусы, ожоги, тряска (когда взрослый сильно трясет его). По данным Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, избиениям со стороны родителей подвергаются порядка 2,5 млн детей до 14 лет, около 50 тысяч из них убегают из дома, чтобы избежать очередного нападения. Кроме того, около 30-40% преступлений происходят внутри семьи, 50% из них затрагивают детей (они становятся жертвами или свидетелями преступлений).

Сексуальное насилие (развращение) — вовлечение взрослыми несовершеннолетних с их согласия и без него в сексуальные действия, в проституцию. Демонстрация порнографии так же является сексуальным насилием.

Психологическое насилие — действия, вызывающие у ребенка страх, а также это оскорбления, унижение, отвержение, обвинения, совершение в его присутствии насилия в отношении людей и животных.

Пренебрежение основными нуждами — отсутствие элементарной заботы о ребенке.

Правовая ответственность родителей за жестокость к детям

Жестокое обращение с детьми — это преступление, и за эти действия в российском законодательстве существует несколько видов ответственности.

Уголовная ответственность

За все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст.110-113, 115-119, 124, 125, 131-135, 156, 157 УК РФ).

Административная ответственность

Пренебрежение основными потребностями ребенка и неисполнение обязанностей по его содержанию и воспитанию подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.35.).

Гражданско-правовая ответственность

За жестокое обращение с ребенком привлекаются к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ родители или лица, их заменяющие (ст. 69 – лишение родительских прав, ст. 73 – ограничение родительских прав, ст. 77 – изъятие ребенка при угрозе жизни или здоровья).

Читайте также: