Защита ип в школе

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N° 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон об образовании) к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Частью 2 статьи 21 Федерального закона об образовании установлено, что на индивидуальных предпринимателей, обучающихся, педагогических работников, занятых у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (часть 1 статьи 32 Федерального закона об образовании).

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (часть 3 статьи 32 Федерального закона об образовании).

К основным общеобразовательным программа относятся:

  • образовательные программы дошкольного образования;
  • образовательные программы начального общего образования;
  • образовательные программы основного общего образования;
  • образовательные программы среднего общего образования.

К дополнительным общеобразовательным программа относятся:

  • дополнительные общеразвивающие программы;
  • дополнительные предпрофессиональные программы.

*К основным программа профессионального обучения относятся:

  • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
  • программы повышения квалификации рабочих, служащих;
  • программы переподготовки рабочих, служащих.

*Реализация основных программ профессионального обучения осуществляется в соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 июля 2013 года N° 513.

Индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы (часть 4 статьи 32 Федерального закона об образовании).

При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности (часть 5 статьи 32 Федерального закона об образовании).
Согласно части 2 статьи 91 Федерального закона об образовании соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Обращаем внимание, что согласно части 10 статьи 108 Федерального закона об образовании индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 года. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников.

Порядок лицензирования образовательной деятельности устанавливает Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N° 966.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Защита индивидуального проекта

Успешная защита индивидуального проекта является необходимым условием окончания школы.

Предзащита проекта осуществляется во 2 полугодии 10 класса, 1 полугодии 11 класса.

Защита проекта проходит форме публичного выступления на конференции.

Защита работы проходит обычно в течение 6-15 минут (5-10 минут на выступление, 2-5 минут – ответы на вопросы).

Чтобы дать возможность выступить всем участникам, необходимо строго соблюдать регламент выступления. Важно хорошо ориентироваться в количестве необходимого времени, для этого нужно несколько раз озвучить доклад заранее, уби­рая из него все лишнее, отрепетировать выступление вместе с учителем.

Защита проекта считается успешной при получение в определенного количества баллов.

По причине того, что виды, цели и результаты проектной деятельности могут быть разнообразны, в определенной степени могут различаться формы и средства его защиты.

К публичной защите проекта Вы должны подготовить :

1. Письменное описание проекта

3. Проектный продукт.

4. Публичное выступление, раскрывающее суть вашей работы.

Проектный продукт может быть представлен в разных формах. В зависимости от его специфики, стоит решить вопрос о целесообразности использования мультимедийной презентации.

Общий план публичного выступления выглядит следующим образом:

2. Актуальность и цель проекта.

3. Основные этапы проекта и их задачи, методы и средства их достижения.

5. Характеристика (презентация) проектного продукта.

6. Самоанализ успешности проектной работы, перспективы развития проекта.

7. Ответы на вопросы комиссии.

Более подробную информацию о защите проекта смотрите в разделе "Защита проекта"

Кроме содержания выступления, нужно помнить о том, как это содержание подается. Выступающий должен говорить (не читать!) свободно, достаточно громко, эмоционально, грамотно, логично, уверенно, обращаясь к залу, членам жюри, наглядному материалу или слайдам.

Если по какой-то причине вы не уложились в установленное для доклада время, после напоминания судьи вам следует в течение 15-30 секунд красиво завершить выступление: ". о моей работе можно сказать еще многое, но я перехожу к основным выводам. "

После комиссия задаёт дополнительные вопросы, чтобы удостовериться, насколько качественно вы реализовали проект. Лучше всего заранее продумать ответы на возможные вопросы (Подумайте, какие вопросы вы задали бы себе на месте члена жюри?). Наиболее часто члены жюри задают следующие вопросы (многих из них можно избежать, если грамотно и четко выстроить первую часть выступления, качественно оформить письменную часть, проектный продукт и презентацию):

1. Почему вы выбрали именно эту тему? В чем ее актуальность? Какие цель и задачи ставили? Удалось ли их достичь? Какие перспективы развития темы?

2. Вопросы связанные с глубиной понимания предметного содержания. Например: Какой смысл вы вкладывали в то или понятие? Как вы аргументируете сделанный выбор? Почему вы выбрали именно эти методы и способы ведения проекта?

3. Какими источники информации вы пользовались? Почему они заслуживают доверия?

4. Как вы сами оцениваете свою работу (отдельные этапы проекта)? Что получилось лучше, что хуже? Почему? Как справлялись с возникающими трудностями?

Не бойтесь самостоятельно назвать преимущества и недочеты вашей работы. Способность к честному и объективному самоанализу является чертой талантливого человека. Скромно похвалите себя, назовите ошибки, которые вы учтете в будущем, чему научились в процессе работы над проектом.

На каждый вопрос нужно быстро реагировать, ориентироваться и отвечать. Таким образом проверяют, насколько хорошо ученик подготовился к защите, знает свою тему и может аргументированно отстаивать свою позицию.

Если вы не знаете ответа на поставленный вопрос, постарайтесь не волноваться и отвечать так, как понимаете тему. Если вы не уверены в том, что правильно поняли вопрос, можно попросить его переформулировать или задать уточняющие вопросы.

Важным составляющим успеха является качество презентации и наглядных материалов. Заранее продумайте, в какой форме вы сможете выгоднее всего представить свой проектный продукт.

Если вы решили использовать мультимедийную презентацию, то предлагаем вам прочитать советы по созданию презентаций

1. Сведите к минимуму количество слайдов. Это поможет четко сформулировать свои мысли и завоевать внимание аудитории.

3. Поддерживайте четкую структуру текста, используя точки-маркеры или короткие предложения. Используйте маркированные списки или короткие предложения и постарайтесь разместить каждый пункт в одной строке, не перенося текст. Необходимо, чтобы аудитория слушала доклад, а не вчитывалась в текст на экране. Некоторые проекторы обрезают края слайдов, поэтому длинные предложения могут быть обрезаны. Чтобы сократить объем текста в строке, можно удалить слова, не несущие смысла.

4. Используйте картинки, чтобы более образно преподнести свою мысль. Используйте графические изображения, улучшающие восприятие. Однако не следует перегружать слайд графикой. Делайте ясные надписи на диаграммах и графиках. Используйте столько текста, сколько требуется, но не больше.

5. Выбирайте неяркий и равномерный фон слайдов. Используйте контрастирующие цвета фона и текста.

7. Проверяйте правописание.

8. Придите пораньше и проверьте работу оборудования.

9. Не читайте текст презентации. Отрепетируйте показ презентации, чтобы излагать мысль, опираясь на точки-маркеры. Текст должен быть ключом к словам докладчика, а не совпадать с тем, что сообщается аудитории.

10. Следите за временем. Обращайте внимание на поведение аудитории.


Образовательная деятельность неразрывно связана с осуществлением специальных образовательных программ.

Что представляют собой образовательные программы?

Образовательные программы могут реализоваться в рамках дошкольного, общего и дополнительного образования.

Образовательная программа включает в себя определенную документацию: учебный план, календарные учебные графики, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов (п. 9 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

При этом в 2020 году внесены изменения, как в сам порядок, так и в программу обучения, связанные с возможностью сетевого обучения.

Индивидуальный предприниматель при реализации общеобразовательных программ должен руководствоваться теми же самыми документами и стандартами образования, что и компании.

Всегда ли образовательная деятельность лицензируется?

В части необходимости получения лицензии при реализации общеобразовательных программ нужно учитывать следующее.

Если предприниматель самостоятельно оказывает такие услуги, то ему не требуется лицензия.

Например, ИП является сам педагогом и реализует дошкольную образовательную программу. Такой предприниматель не имеет в штате других педагогов, а все занятия проводит сам.

На практике распространены небольшие детские клубы, которые осуществляют образовательную деятельность, а также деятельность, связанную с уходом за детьми в дневное время по коду ОКВЭД — 85.32, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-с.

Если предприниматель занимается такой деятельностью, то разработанная им общеобразовательная программа должна соответствовать государственным стандартам.

Уход и присмотр за детьми не является образовательной деятельностью.

В случае если детский клуб оформлен на ИП и по найму у него не работают педагоги, то такая образовательная деятельность не лицензируется.

Зачастую предприниматели открывают различного рода досуговые клубы, клубы по изучению иностранных языков, различного рода развивающиеся центры.

Если у предпринимателя в штате есть педагоги, то такая образовательная деятельность лицензируется.

Какая деятельность ИП не лицензируется?

Не вся деятельность, связанная с обучением, является общеобразовательной.

Например, ИП открыл мини-садик, в котором занимались с детьми педагоги. Садик с родителями заключал договор об оказании услуг. В мини-садике проводились занятия по лепке, рисованию, физкультуре, музыке, конструированию, детей знакомили с окружающим миром.

Прокурор обратился в суд о привлечении ИП к ответственности за деятельность без лицензии.

Этот спор дошел до высшего суда. Судьи сделали вывод, что ИП не реализуются образовательные программы в системе образования, а деятельность предпринимателя связана с присмотром и уходом за детьми (Обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ от 06.12.2017).

Как получить лицензию ИП?

Если ИП планирует заниматься не в одиночку образовательной деятельностью, то ему необходимо получить лицензию.

Получить лицензию стало проще для тех предпринимателей, которые проводят так называемое онлайн-обучение с привлечением преподавателей различных дисциплин.

В общем случае претенденту на получение образовательной лицензии нужно подготовить в территориальный отдел Минобразования РФ следующие документы:

  • заявление по установленной форме;
  • утвержденная предпринимателем справка о том, что разработаны образовательные программы обучения;
  • справка о наличии специальных условий для учеников с ограниченными возможностями здоровья;

Такая справка необходима, если ИП будет обучать людей с ограниченными возможностями. Например, инвалидов.

  • гарантийное письмо о том, что ИП обязуется привлечь педагогов для реализации образовательных программ обучения;
  • наличие специального помещения на праве собственности или ином основании для проведения обучения;
  • наличие условий для реализации образовательных программ;

Речь идет о так называемом материально-техническом обеспечении класса, помещения для занятий. Например, это оборудование для занятий: компьютеры, парты, доски и т.п.

  • заключение СЭС о том, что помещение и оборудование соответствует санитарным нормам.

Если ИП будет проводить обучение онлайн, то последние три документа не потребуются.

Шобохонова М. В.

Индивидуальный предприниматель (ИП) — это гражданин, который зарегистрировал себя в налоговой инспекции в качестве владельца собственного бизнеса, не образуя при этом юридическое лицо. Индивидуальным предпринимателем может стать любой человек, признанный правоспособным. Таковы положения ст. 23 Гражданского кодекса РФ.

К охране труда ИП предъявляются отдельные требования, есть и ряд преференций. Многое зависит от наличия наемных работников.

Охрана труда для ИП без работников

Сам по себе индивидуальный предприниматель не должен проходить обучение по охране труда и проверять свои знания. Но если ИП самолично изготавливает пищевую продукцию или открыл стоматологический кабинет, он обязан организовать для себя медосмотры — этого требует новый Приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н.

Если несчастный случай (НС) произошел, когда предприниматель сам выполнял работу, он не будет признан страховым, и больничный лист выдаваться также не будет. ИП без работников не уплачивает взносы на страхование от НС и профзаболеваний. Деятельность ИП организована на свой страх и риск, и это один из ключевых принципов предпринимательской деятельности.

Охрана труда для ИП по договорам подряда

Пока у индивидуального предпринимателя не будет заключен первый трудовой договор с наемным работником, он не обязан выполнять мероприятия, указанные в ст. 212 Трудового кодекса РФ. В отношении других физических лиц, в том числе таких же предпринимателей или работников других предприятий, привлекаемых к работе по гражданским договорам, у ИП возникают обязанности, предусмотренные отдельными нормативными правовыми актами.

  • Вывод: статус самого ИП регулируется гражданским законодательством, но возникновение трудовых отношений возможно при применении наемной силы.

Необходимо помнить, что даже если ИП не заключает трудовые договоры, а привлекает к разовым работам людей по договорам гражданско-правового характера, то он должен проводить вводный инструктаж по охране труда. Таково требование действующего порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда.

Пример. Татьяна открыла салон цветов, и иногда ей нужны услуги дезинсектора для борьбы с завозимыми в растениях насекомыми. Она заключила договор со специализированной фирмой, сотрудники которой один раз в квартал приходят опрыскивать цветы. У Татьяны нет своих наемных сотрудников, но с работниками организации — исполнителя услуг нужно проводить вводный инструктаж по охране труда.

Если с работником подрядной организации произойдет несчастный случай на территории, принадлежащей ИП на праве собственности или ином законном основании, то расследование должен организовать работодатель пострадавшего, а вот ИП придется участвовать в нем в качестве члена комиссии по расследованию.

Охрана труда для ИП с работниками

Индивидуальный предприниматель ежеквартально уплачивает страховые взносы во внебюджетные фонды и налоги за себя. При этом он может быть наемным работником по трудовому договору у другого ИП или юридического лица. Но пока он сам не заключил трудовой договор с физическим лицом, он не станет работодателем. Даже проводя вводный инструктаж работнику другой организации, он обязан пройти обучение по охране труда в специализированной организации.

Трудовые отношения между предпринимателем и работниками возникают на основании трудового договора. Он составляется в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (ч. I ст. 67 и ч. III ст. 303 ТК РФ). Еще до момента заключения трудового договора при необходимости проводится обязательное психиатрическое освидетельствование, а затем предварительный медосмотр для отдельных категорий работников.

Пример. Евгений работает риелтором и зарегистрировал себя в качестве ИП. Со временем бизнес пошел в гору, и Евгений нанял водителя-экспедитора. Он заключил трудовой договор, а значит, стал работодателем. Его обязанности перечислены в ст. 212 ТК РФ, а работника — в ст. 214.

При приеме и дальнейшей работе водителя, как в нашем примере, у ИП возникают следующие обязанности:

  • организовать обязательное психиатрическое освидетельствование;
  • предварительный медосмотр;
  • при положительном решении — заключить трудовой договор;
  • организовать предрейсовый медосмотр, технический осмотр транспортных средств;
  • провести специальную оценку условий труда, оценку профессиональных рисков, организовать инструктажи и обучение по охране труда. Проинформировать об условиях труда и гарантиях;
  • выдать и затем ухаживать за специальной одеждой и обувью, выдавать водителю очищающие средства;
  • обеспечить водителя санитарно-бытовыми условиями и провести другие мероприятия, перечисленные в ст. 212 ТК РФ;
  • расследовать НС или профзаболевания.

Если с рабочими произойдет несчастный случай, ИП должен создать комиссию и проверить соблюдение требований охраны труда и все обстоятельства случившегося. В состав комиссии входят индивидуальный предприниматель или его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, которого можно привлечь и на договорной основе.

Перечень документов по охране труда для ИП

Предприниматель должен не только организовать охрану труда, но и проверить документационное обеспечение. Исчерпывающий пакет документов по охране труда зависит от того, в каких условиях трудятся люди и применяются ли средства индивидуальной или коллективной защиты. Поэтому универсального списка не существует. Но есть замечательная возможность самому предпринимателю провести для себя аудит и составить все документы так, чтобы не делать лишние и не упустить нужные. Заодно вы будете знать, что именно проверяют инспекторы при внеплановых проверках, если, например, произойдет несчастный случай с работником ИП.

Список претензий, которые проверяющие чаще всего предъявляют к ИП:

  • с работниками заключены гражданско-правовые договоры с признаками трудовых отношений или ИП вовсе уклоняется от заключения трудового договора;
  • выплачиваемая зарплата не соответствует условиям трудового договора;
  • сотрудники допускаются к работе без проверки знаний требований охраны труда и без обязательных медосмотров и освидетельствований;
  • работодатель не ведет учет рабочего времени и оплаты при привлечении сотрудника к работе в выходные и праздничные дни, в ночное и сверхурочное время;
  • не соблюдается режим труда водителей, включая самого предпринимателя, если он выполняет эти функции;
  • предприниматель не выдает спецодежду, спецобувь, смывающие и обезвреживающие средства, если это положено;
  • не проводятся спецоценка и оценка рисков.

Вы можете скачать полный перечень документов и использовать его для самопроверки.

Читайте также: