Зарубежный опыт проектирования детских садов

Обновлено: 05.07.2024

Архитектура – искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество.

Дизайн – оформление интерьеров, художественное конструирование предметов и проектирование изысканного облика промышленных изделий. [5]

Научить ребенка общаться со сверстниками, полюбить познание всего нового, мыслить самостоятельно и адекватно решать возникающие вопросы может не только домашняя атмосфера и любовь родных, но и дошкольные образовательные учреждения, как сейчас принято называть современные детские садики. И по логике это место должно быть комфортным и приносить радость. Вот именно таким детским садам и посвящена эта творческая работа.

Архитектура и дизайн современных детских садов в России и за рубежом

Современный детский сад – это эффективное использование новаторских идей и инновационных технологий в образовательном процессе. Над проектами зданий детских дошкольных учреждений работают перспективные архитекторы. Как в России, так и за рубежом, есть интересные современные и необычные детские сады.

Германия.

В берлинском детском садике Taka-Tuka-Land архитекторы решили акцентировать внимание на том, что дети очень подвижные. Они так и норовят побегать туда-сюда с бешеными скоростями, а это чревато серьезными травмами. Поэтому в Taka-Tuka-Land тяжело найти твердые поверхности (кроме пола) и острые углы. Ну а назван он в честь идеальной для детей страны Така-Тука из сказки про Пеппи Длинный чулок.

Экстерьер и интерьер этого дошкольного учреждения решены в ярких салатово-желтых тонах, а вход оформлен в форме гигантского шалаша, сколоченного из деревянных реек. Внутри здания таких шалашей, только выполненных из мягкой ткани и батута, еще больше. Они построены вдоль стен, а также оформляют изнутри некоторые окна. Забавны и конструкции шведских стенок: это не привычные для нас деревянные перекладины, закрепленные у стен, а целые городки из лесенок, арок и качелей. Коридор садика превращен в небольшое выставочное пространство, в котором экспонируются детские рисунки, фотографии, поделки. Стенды также выкрашены в светло-желтый цвет и подсвечены лампами. [10]

Франция.

Французский дизайнер Paul Le Quernec бережно подошел к созданию комфортной среды для самых маленьких. И предложил уникальный проект яслей-сада, где для детей создана полностью дружественная атмосфера. Одной из главных отличительных особенностей которой является полное отсутствие острых углов, как в самой постройке, так и в интерьере.

Особенности маленьких обитателей детского учреждения, в частности их уязвимость, побудили дизайнера создать для них защищенную среду, где все потребности растущих организмов были бы учтены. Так родилась архитектурная концепция максимально открытого, доступного и безопасного пространства.

Автору проекта повезло с местоположением и площадью под будущую постройку, поэтому оптимальная функциональность, безопасность и комфорт достигались всеми доступными средствами.

В первую очередь в сад сделан вход подальше от уличного движения. Кроме того, особым образом спроектирован подъезд к зданию, чтобы родителям не приходилось переходить дорогу с ребенком на руках.

Внутреннее устройство здания организовано вокруг центрального игрового пространства, доступ к которому есть из всех детских помещений. Все детские комнаты сделаны просматриваемыми, благодаря чему уровень безопасности здесь находится на максимальном уровне.

Ну и самое главное - интерьеры были продуманы так, чтобы избежать прямых углов. Так во всем здании появились плавно изогнутые стены, включая внешние.

Пространство, созданное для детей, с учетом особенностей возраста, не только архитектурно интересное, но и функциональное - это настоящий триумф дизайнера. Ведь действительно важно не просто сделать красивый детский сад, но и такой, чтобы отдать туда малыша было не страшно. [14]

Представьте себе, что идёте Вы по улице на окраине Парижа, поворачиваете за угол и вдруг видите большого жёлтого жирафа. Любопытный дизайн детского сада в Булонь-Бийанкур во Франции предложили архитекторы компании Hondelatte Laporte Architectes. Оригинальные скульптуры диких животных оживляют архитектуру детского центра и служат запоминающейся достопримечательностью густонаселённого района с плотной городской застройкой.

Общая площадь здания на 60 мест составляет 1450 квадратных метров. Удачно вписанный в существующий городской пейзаж, садик состоит из трёх этажей, которые расположены ступенчато. Такая форма и преимущественная ориентация больших остеклённых фасадов на южную сторону позволяет обеспечить во внутренних помещениях каждого этажа максимальную освещённость естественным светом. Проект во Франции соответствует высокому уровню энергосбережения. Внешняя облицовка белого цвета выполнена металлическими панелями из рифленых листов с утеплителем, что позволяет повысить энергетическую эффективность объекта строительства.

Проект отражает мир детства и превращает архитектуру в интересный рассказ. По замыслу авторов, уникальный дизайн с применением скульптур добрых животных служит метафорой городских джунглей и способствует развитию детской фантазии. Создаётся ощущение, что живой жираф мирно пощипывает листья с деревьев соседнего парка, большой белый мишка пытается вскарабкаться по ступенькам на самый верх, а семья божьих коровок поднимается по стенке к своему домику. Благодаря оригинальным скульптурам в повседневной городской жизни появляется немного сказки.

Большой жираф детского сада во Франции является самым большим и ярким персонажем, который хорошо просматривается с разных точек зрения. Чтобы войти в здание, мы должны пройти мимо его ног. Авторам удалось создать функциональный объект, ориентированный на радостное и комфортное пребывание ребят. Безусловно, посещение такого заведения, как для детей, так и для их родителей никогда не покажется скучным. [3]

Япония.

Проект представляет собой конструкцию из прозрачного стекла, охватывающую по спирали дерево Zelkova. Оно находится на этом месте уже более 50 лет, однажды тайфун практически вырвал его с корнем, но несмотря на всеобщее недоверие, оно полностью восстановилось и теперь служит живым навесом для нового павильона.

Нестандартная сооружение вмещает в себя многоуровневое пространство для игр, обучения иностранным языкам, а также площадку для ожидания школьного автобуса. [17]

Специалисты из японской архитектурной студии UID Architects осуществили проект детского сада нового поколения Peanuts Nursery School. Уникальная структура, расположенная в Хиросиме (Япония, создает атмосферу, благоприятную для гармоничного развития малышей в непосредственной близости к природе.

Основным материалом для строительства детского сада было выбрано натуральное светлое дерево, дающее тепло и чувство радости визуально и тактильно.

Здание, построенное в традициях японского минимализма, наполнено воздухом и светом и интерпретирует японский сад камней. Тем не менее, это эстетичное пространство включает все важные функции – место для игр, отдыха и развития, а также системы хранения и другие утилитарные модули.

Плавная круговая планировка способствует благоприятному движению энергии внутри и снаружи здания, формируя свой собственный комфортный мир, открытый навстречу окружающему.

Китай.

Цель такого интерьера: удовлетворить как физические, так и психологические потребности ребенка, которые в последствие будут способствовать его развитию. Мебель рассчитана на совместное использование ее детьми и взрослыми. На кухне установлено современное оборудование, позволяющее малышам поучаствовать в процессе приготовления еды. Умывальники сделаны в виде фонтана с разными уровнями, чтобы им могли пользоваться и маленькие и большие. У стойки приемной установлена лесенка, по которой дети смогут подняться до уровня родителей.

Подобные учебные центры для детей – это уже не редкость. Каждый родитель пытается разглядеть в своем ребенке вундеркинда, а дизайнеры стараются создать для этого все условия. [11]

Детский сад, спроектированный ателье Deshaus, находится в пригороде Шанхая. По мнению архитекторов, здание представляет собой визуализацию глубоких философских идей о гармоничном сочетании противоположностей. Cад разделен на две кардинально различающиеся части — северную и южную. Северная сторона глухой бетон с небольшими окошками-бойницами. Южный фасад представляет собой стену с огромным количеством окон. Это многообразие объединено легкой металлической конструкцией, защищающей пространство внутри здания от прямых солнечных лучей. Соединяет два корпуса длинный коридор с яркими ломанными архитектурными элементами. Такое сочетание символизирует, по словам архитекторов, гармонию тяжелого и легкого, мужского и женского, света и тени. Всего в здании 15 комнат для детей, а самое интересное помещение — зал со множеством окон, через которые внутрь проникает мягкий теплый свет. [1]

Испания.

Этот комплекс разработан в соответствии с критериями экологического дизайна. Он состоит из двух соединенных деревянных корпусов с зигзагообразными фасадами, яркими пустотами и оконными наличниками, трех игровых площадок и напоминают скорее игрушечный домик, чем серьезное строение, предназначенное для яслей и детского сада. Однако оба корпуса с большой серьезностью спроектированы с учетом особенностей ландшафта. А особое внимание уделено ориентации зданий, чтобы в помещения детского воспитательного учреждения поступало максимальное количество солнечного света. К слову сказать, этот проект выиграл конкурс, объявленный муниципалитетом города Сальдивар по всем параметрам: экологичная и эргономичная постройка и быстрые сроки сдачи строительства. Основной сложностью было то, что комплекс надлежало расположить в ансамбле с уже существующим школьным зданием. В связи с чем было принято решение строиться летом, чтобы не мешать учебному процессу. Результат получился ошеломительным: корпуса образуют единое целое, сливаясь в простой геометрический силуэт. Главный вход каждого модуля оформлен "подъездом" и обрамлен своим цветом: фуксия для яслей, и зеленый для детского сада. Такие нарядные корпуса, должно быть, очень нравятся детям. [9]

Считается, что дети с самого детства должны видеть как можно больше хорошего. И, особенно, как можно больше контрастных цветов. Это приносит им много позитивных эмоций. Поэтому их и тянет постоянно к чему-то яркому. Вот для того, чтобы местные дети были максимально счастливыми, в испанском городе Гранада и построили цветной детский садик.

Пока архитекторы гостиниц и их постояльцы спорят между собой, что круче – цветной интерьер или все же черно-белый, испанский архитектор Алехандро Муньоз Миранда (Alejandro Munoz Miranda) четко для себя решил – использовать как можно больше цвета. Ведь он же строит детский садик для детишек до трех лет. А для них, чем больше всего яркого и красивого, тем лучше.

Комнаты для разных возрастных групп детишек в здании этого детского садика в Гранаде организованы вокруг внутреннего двора. Причем, здесь минимум сплошных стен и максимум стен прозрачных.

Причем, прозрачные тут не только стены, но и целые секции потолка. Именно через это стекло внутрь здания поступает огромное количество природного света. И он, проходя через цветные стекла, освещает помещения детского садика разными яркими цветами.

Конечно, в комнатах, где спят, играются и учатся детишки, освещение не имеет цвета, ведь стекла в них – самые обычные, прозрачные. А цветные окна находятся только в коридорах и прочих служебных помещениях. Так что у воспитанников этого детского сада не будет передоза цветовых ощущений. Все сбалансировано, но при этом ярко и красиво. [12]

Италия.

Детский сад в горной местности в Южном Тироле (Италия) спроектирован бюро Feld72. Перед архитекторами стояла задача построить здание, перекликающееся с обликом деревушки, но при этом актуальное и прогрессивное. Кроме того, задачу усложнял непростой горный ландшафт территории. Здание детского сада располагается на нескольких уровнях. Оно спускается ниже уровня входной зоны и состоит из трех неодинаковых корпусов, соединенных остекленными галереями. Нижний уровень сада — три больших помещения для занятий и игр. Они имеют полностью остекленный фасад и выход через деревянные террасы на лужайку перед садом. Здание построено по энергоэффективным технологиям из бетона, стекла и дерева. Внутри помещения отделаны натуральными материалами, в стенах скрыто множество интерактивных игровых элементов, позволяющих детям общаться и развиваться. [2]

Вьетнам.

Поверхность крыши покрыта газоном с небольшими грядками, где для детей проводятся специальные занятия. Там малышам рассказывают о важности выращивания овощей и фруктов, а также прививают любовь к природе.

По всему периметру сада установлено большое количество окон. Они предусматривают оптимальное естественное освещение помещений и их перекрестную вентиляцию. Такое решение позволило отказаться от использования кондиционерных установок, несмотря на то, что постройка расположена в условиях тропического климата.

Швеция.

Sjotorget Kindergarten – уникальный детский сад, построенный в Стокгольме (Швеция) специалистами из шведской архитектурной студии Rotstein Arkitekter. Заведение расположено на первом этаже многоквартирного дома.

Детский сад включает три помещения с яркими цветными акцентами и выразительной геометрией, призванной развивать креативное мышление и воображение.

Hазрывая стереотипы типичных планировок и цветовых решений, новое пространство захватывает и увлекает, создавая свой неповторимый мир творчества и игры.

Каждый класс имеет три окна – два больших и одно маленькое, а окна между помещениями создают визуальные связи и дают чувство единого пространства. [16]

Индия.

В столице Индии находится замечательным детский сад. Его дизайн отражает важность веселья и игр в дошкольном воспитательном процессе. Также он призван всецело стимулировать детскую любознательность. А специальные навигационные средства помогут детям самостоятельно ориентироваться на территории садика.

Проект детского сада Aadharshila Vatika был осуществлен фирмой Spaces Architects. Архитекторы воплотили в реальность все требования заказчиков по строительству этого дошкольного центра. Смелые цвета, пространства различных форм, нестандартная мебель – все эти факторы создали уникальную атмосферу детского сада.

Снаружи детский сад имеет форму неправильного шестиугольника, огражденного по периметру забором. Внутри же архитекторы постарались максимально просто спроектировать расположение игровых комнат, чтобы дети не растерялись, находясь там.

Помимо всех обязательных условий, обеспечивающих необходимое развитие детей, дизайнеры оформили игровые комнаты таким образом, чтобы стимулировать детскую любознательность. Для этого на поверхностях пола и стен внутри и снаружи здания они расположили графические вывески, следы от рельсов, рельефно-точечный шрифт Брайля. Специалисты утверждают, что такие навигационные средства помогут детям самостоятельно ориентироваться на территории садика.

Россия.

Детский сад "Белоснежка" построили в Куркино. Здание строилось по проекту именитого архитектора Андрея Чернихова. Детский сад общей площадью 1,9 тысяч квадратных метров рассчитан на 70 детей. Помимо комнат для групп, в ДОУ есть спортивный зал и зал для музыкальных занятий, комнаты для занятий творчеством и 2 бассейна.

Самым примечательным в здании ДОУ является корпус с дугообразной кровлей яркого цвета. Двухэтажные корпусы здания выкрашены в насыщенные цвета: небесно-синий и лиловый.

Сегодня в здании размещается детский сад и прогимназия. Яркий детский сад, подражающий средневековым замкам, выстроили в прошлом году в поселке совхоза имени Ленина. Фасад здания выкрашен в сочные цвета – розовый, оранжевый, салатовый, отчего "замок" выглядит, списанным из книги сказок. За свой внешний облик садик получил название "Замок детства". И если с точки зрения архитектуры здание не несет ничего нового и оригинального, на детей оно явно производит должное впечатление.

Интерьеры сада продолжают "сказочную" тему.

В здании есть музыкальный и спортивный залы, а также другие вспомогательные помещения. На прилегающей территории площадью более 8 тысяч квадратных метров расположены игровые площадки, стадион с искусственным покрытием и автогородок для изучения правил дорожного движения.

Еще один яркий экземпляр с фасадами дивной формы и колористического решения создали архитекторы мастерской "Атриум". Детский сад на 2-й Парковой улице в Измайлово открылся в 2012 году. Проект здания получил первое место в конкурсе на лучший дизайн- проект ДОУ вариативных форм.

Зигзагообразные вертикальные яркие линии как будто нарисованы рукой ребенка. Детский сад рассчитан на 280 детей. Здесь есть физкультурный зал, танцевальный и компьютерный классы, большой бассейн. Большие окна получились неправильной формы, отчего и внутри здания продолжается "игра" вертикальных линий и цвета. [4]

Таким образом, нам сложно себе представить, что где-то существует детский сад в виде жирафа или шалаша. Максимум, который воплотили в жизнь владельцы частных детских садов в России – это деревянный терем или сказочный замок. Все же, оказывается, что существуют и пещерные детские сады, цветные детские сады и из прозрачного стекла на дереве детский сад. В этой творческой работе представлены уникальные дошкольные учреждения, которые не только радуют хорошими занятиями, но и интересной архитектурной задумкой.

Зарубежный опыт проектирования и строительства зданий дошкольных учреждений. Обеспечение условий для интеллектуального, физического, творческого развития детей, их безопасности и здоровья. Новые решения в архитектуре отечественных дошкольных комплексов.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 24.02.2019
Размер файла 2,3 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Современные архитектурно-планировочные решения зарубежных дошкольных учреждений (зарубежный опыт)

Modern architectural-planning decisions of foreign preschools (foreign experience)

Савина Н.В., Марьина А.Д., Мавричева Н.Н.

Savina N.N., Marina A.D., Mavricheva N.N.

Нижний Новгород, Россия

Аннотация

Важность и остроту выбранной темы определяет то, что большинство стран ушли вперед в области архитектуры учреждений для детей. Знание прогрессивного зарубежного опыта стран, сходных по климату с Россией, может обогатить новизной технологий и идей проектную практику российских архитекторов [1].

Ключевые слова: современные архитектурно-планировочные решения, зарубежные дошкольные учреждения, интересные решения фасадов.

При создании образа детского учреждения значительную роль играют детали, средства декоративно-прикладного искусства, цвет. Даже на основе одной типовой схемы могут быть созданы различные варианты, благодаря своеобразному решению входов, навесов, солнцезащитных устройств. Большое значение при решении архитектуры детских учреждений имеют озеленение, благоустройство и малые архитектурные формы (навесы, игровые павильоны, плескательные бассейны и т.д.), способствующие созданию необходимого художественного образа [2].

Рис. 1. ДДУ, Швеция, г. Стокгольм

Проектируя подвижный детский сад в г. Оденсе (Дания) профессионалы из бюро С.Ф. Моллер (C.F. Mшller) позаботились именно о детях. Здание двухуровневое, со множеством игровых ниш. Детский садик сможет принять 88 детей. Здание устанавливает новый стандарт, не только экологически устойчивый (при строительстве использовались экологичные материалы и энергосберегающие технологии), но и педагогический, когда архитектура становится частью процесса. Помимо множества площадок, которые предполагают самые разнообразные варианты использования, есть и функциональные зоны - театр, ателье, комнаты для развития моторики, кухни для педагогов [1].

Рис. 2. ДДУ, Италия

зарубежный отечественный архитектура дошкольный комплекс

В берлинском детском садике Taka-Tuka-Land архитекторы решили акцентировать внимание на том, что дети - это очень подвижные существа. Они так и норовят побегать туда-сюда с бешенными скоростями, а это чревато серьезными травмами. Поэтому в Taka-Tuka-Land тяжело найти твердые поверхности (кроме пола) и острые углы. Ну а назван он в честь идеальной для детей страны Така-Тука из сказки про Пеппи Длинный чулок (рис. 3).

Рис. 3. Taka-Tuka-Land, Берлин

Экстерьер и интерьер этого дошкольного учреждения решены в ярких салатово-желтых тонах, а вход оформлен в форме гигантского шалаша, сколоченного из деревянных реек. Внутри здания таких шалашей, только выполненных из мягкой ткани и батута, еще больше. Они построены вдоль стен, а также оформляют изнутри некоторые окна. Забавны и конструкции шведских стенок: это не привычные нам деревянные перекладины, закрепленные у стен, а целые городки из лесенок, арок и качелей. Коридор садика превращен в небольшое выставочное пространство, в котором экспонируются детские рисунки, фотографии, поделки. Стенды также выкрашены в светло-желтый цвет и подсвечены лампами.

Рис. 4. Детский сад в Тромсё, Норвегия

Попав внутрь детского сада, можно подумать, что ты оказался в увеличенном в несколько раз детском селекторе. В стенах комнат проделаны отверстия разных размеров, через многие из которых детишки могут беспрепятственно пролезть. Также наличие отверстий облегчает работу воспитателей, ведь им не нужно постоянно бегать из комнаты в комнату в надежде уследить сразу за всеми. В двух садах предусмотрено большое количество цветных элементов, что способствует развитию детей. Предусмотрена возможность двигать некоторые из внутренних стенок, что позволяет легко реорганизовывать помещения под конкретные задачи. При такой планировке детского сада можно смело сказать, что маленьким сорванцам не придется скучать.

Kindergarten Wolfartsweier - новый детский сад в виде кота находится в Вольфартсвайере, районе немецкого города Карлсруэ, недалеко от французской границы.

Рис. 5. Kindergarten Wolfartsweier

Таким образом, в процессе изучения архитектурно-планировочных решений зарубежных детских садов, можно прийти к выводу, что внешний образ детских садов создается архитектурой здания и благоустройством территории - решением участка, игровой площадки, озеленения территории. Решение внутреннего пространства детского сада так же важно, как внешний образ здания (объемно-планировочное решение, интерьер). Архитектура должна быть как своеобразный посыл к действию воспитателям и родителям - научить и развить в детях личность, заинтересовать, привить желание жить и радоваться окружающему миру.

Исследования же, посвященные возможностям создания современных дошкольных образовательных комплексов вариативных форм в соответствии с лучшим международным опытом приведены в [5].

В исследовании зарубежного опыта проектирования и строительства зданий ДОУ специалисты выделяют важные аспекты, с учетом которых и производится поиск новых решений в отечественной архитектурной практике. Аспекты следующие:

А) обеспечение условий для духовного, интеллектуального, физического, творческого развития детей, их безопасности и здоровья;

Б) позитивно запоминающийся, со специфическими особенностями объемно-планировочных решений и архитектуры интерьеров, архитектурно-художественный облик комплекса, органично вписанный в окружающую его природную среду или/и контекст застройки;

В) эргономическая, экологическая, информативная и экономическая эффективность использования внутреннего пространства и прилегающей территории, конструкций, инженерных и технологических решений;

Г) состав помещений и функционально-планировочное решение здания дошкольных образовательных учреждений.

Подобные документы

История строительства общежитий. Типы общежитий, назначения и классификация. Архитектурно-планировочные решения общежитий для учащихся. Примеры архитектурно-композиционных решений общежитий, их интерьеры и оборудование в СССР. Современный мировой опыт.

дипломная работа [29,2 M], добавлен 18.09.2019

Возведение детских дошкольных учреждений как одна из отраслей гражданского строительства. Определение трудоемкости и продолжительности монтажных работ. Генеральный план благоустройства территории. Инженерное оборудование, водоснабжение и водоотведение.

дипломная работа [1,7 M], добавлен 09.11.2016

Размещение учреждений общегородского обслуживания в едином компактно решённом центре. Анализ градостроительной ситуации, транспортно-пешеходная схема. Технико-экономический расчёт проектируемого общественного центра. Зарубежный опыт строительства.

курсовая работа [2,7 M], добавлен 20.11.2013

Этапы развития современного коттеджного строительства. Зарубежный опыт малоэтажного строительства. Потребительские предпочтения на рынке малоэтажного строительства. Сметная стоимость строительства. Сравнение критериев выбора технологии строительства.

дипломная работа [3,1 M], добавлен 06.07.2012

Генеральный план каркасной дачи. Зонирование территории, решение интерьера. Объёмно-планировочные решения строительства, архитектурно-художественные решения. Конструктивные расчеты, проектирование. Теплотехнические расчёты. Инженерное обеспечение объекта.

курсовая работа [1,7 M], добавлен 16.01.2017

Основные требования к современным промышленным зданиям. Объемно-планировочные решения промышленных зданий. Типы многоэтажных промышленных зданий. Ячейковые и зальные промышленные здания. Унифицированные параметры одноэтажных производственных зданий.

презентация [9,0 M], добавлен 20.12.2013

Классификация общественных зданий по функциональному назначению. Особенности проектирования и требования к возведению спортивных сооружений (горнолыжных комплексов и футбольных стадионов). Тенденции развития пространственной структуры спортивной среды.


Портал Архсовета Москвы подготовил небольшой очерк о западном опыте в области проектирования и дизайна дошкольных учреждений, собрав несколько ярких и нестандартных примеров умного и интересного строительства для детей.

Детский сад Giraffe Childcare Center в пригороде Парижа

Детский сад Giraffe Childcare Center в пригороде Парижа

Впрочем, есть набор и довольно стандартных требований к садикам и, прежде всего, они касаются обилия света и цвета. Детский сад — место, в котором ребенок проводит едва ли не половину своего времени, поэтому, чтобы он захотел туда вернуться, пространство должно быть ярким, светлым, уютным. Максимально возможным должно быть дневное освещение (в странах с недостатком солнца, например, Швеции, его часто компенсирует цвет). В проектах садиков в нашей сегодняшней подборке — все внутренние помещения просторные, с большими проемами, без коридорной системы, которую заменяет свободная планировка перетекающих друг в друга пространств.

Детский сад Пайоль

Детский сад Сьёторгет в Стокгольме

Швеция

Расположенный на первом этаже обычного жилого дома, этот детский сад нарушает все установленные стереотипы планировок и цветовой гаммы. Пространство кажется многоуровневым и футуристическим, оно открывает перед посетителями двери в неповторимый сказочный мир. Это детский сад Сьёторгет в Стокгольме. Его создатели — архитектурное бюро Rotstein Arkitekter твердо уверены, что детство должно быть ярким, веселым и запоминающимся. А в Швеции, как и у нас, солнечных дней гораздо меньше чем пасмурных. Эта проблема была решена архитектурным путем.

Детский сад Сьёторгет в Стокгольме

Проект, разработанный архитектурной студией, предусматривает три помещения с необычными геометрическими элементами ярких расцветок. Помещения кажутся визуально более просторными и благодаря тому, что в каждом классе спроектированы три окна — одно маленькое и два больших. Многочисленные ниши, оконные и дверные проемы помогут детям развить креативное мышление и фантазию, а также дарить позитивное настроение даже в пасмурные дни. Окна в перегородках между помещениями позволяют объединить их в единое пространство.

Детский сад Сьёторгет в Стокгольме

Испания

Еще одна идея ярко раскрасить детский сад, в который будут ходить дети до трех лет, пришла архитектору Алехандро Муньоз Миранда из Испании. Детский сад в Гранаде — это очень яркий дом. Внутренние помещения этого детского сада раскрашены в разные цвета. Конечно, выбрать краску для помещения, в котором ребенок будет находиться целый день, не так просто.

Детский сад в Гранаде

Психологами доказано, что обилие красного цвета может привести к проблемам с детской психикой, синий цвет может действовать угнетающе и вызвать сонливость. Один и тот же цвет может вызвать разную реакцию малыша в зависимости от типа психики ребенка. Разный цвет выбран для разных помещений: здесь есть комнаты для игр, для обеда, а также для тихого отдыха и сна. Вообще в такой яркий красочный дом ребенок пойдет с большим удовольствием в ожидании праздника, чего-то заманчивого и интересного. И главное, красочность поможет сформировать у ребенка идентичность своего садика и, вероятнее всего, он обязательно захочет туда вернуться.

Детский сад в Гранаде

Франция

Яркий и необычный детский сад есть и во Франции. Его спроектировали архитекторы из бюро Hondelatte Laporte Architectes. Этот детский сад называется Giraffe Childcare Center и расположен в городе Булонь-Бийанкур в пригороде Парижа. Авторы проекта поставили перед собой цель разнообразить городской пейзаж, воплотив при этом детские мечты и фантазии в реальность. Необычный проект предполагает наличие детского сада для 60 детей и яслей для 20 малышей.

Детский сад Giraffe Childcare Center в пригороде Парижа

Главным элементом внешнего облика здания является — большой желтый жираф. Создается впечатление, что здание поддерживается им, а он спокойно ест листья с близлежащих деревьев, а по территории центра гуляют огромные белые медведи. Фасад здания выполнен из белого рифленого железа — оно хорошо подходит в качестве фона для сюрреалистичных фигур диких животных. Здание приносит новое, необычное настроение в городскую архитектуру и само становится своеобразным олицетворением городских джунглей, где дикие животные и растения сосуществуют с современной архитектурой.

Детский сад Giraffe Childcare Center в пригороде Парижа

Конечно, не всегда детский сад строится с нуля, иногда нужно просто реконструировать старое здание. Так сделали в Париже при перестройке детского сада Пайоль по проекту архитектурного бюро Palatre and Leclere. Детский сад располагается в 18 округе Парижа на улице Пайоль.

Детский сад Пайоль

Старое здание получило новый облик за счет яркой отделки. Глобальные изменения не коснулись фасада, здесь яркими пятнами являются двери и ворота синего цвета, венчает все это великолепие яркая радуга, расположенная на фасаде. То, что скрыто за воротами, тоже было покрашено яркими цветами и разделено на зоны разных игр и активностей. Помещения внутри здания также в ходе реконструкции были выкрашены в разные цвета радуги со множеством оттенков.

В настоящее время во всем мире большое внимание уделяется формированию гармонично развитой личности на начальном этапе ее становления. Проектировщиков и все научное сообщество волнует, чему и как будут учиться наши дети в ближайшем будущем. В связи с этим, учитывая динамические преобразования в современном обществе и окружающем мире, пересматриваются концептуальные подходы к строительству зданий детских образовательных учреждений, где апробируются новейшие педагогические методики, внедряются самые эффективные экологические и инновационные решения. Расширяется разнообразие типологии архитектуры детских учреждений, отличительной чертой которой становится гибкость и многовариантность.

Основным предназначением этих объектов является создание комфортных условий для гармоничного вхождения ребенка в социум и успешной адаптации в нем, а также полноценное физическое развитие детей. Поэтому в типологию детских образовательных учреждений входят не только детские сады и школы, но и всевозможные досуговые центры, музеи, библиотеки, спортзалы, специально организованные общественные пространства и игровые площадки. Здесь дети получают и развивают такие навыки, как любознательность, креативность и коммуникабельность.

В связи с быстрыми темпами развития инновационных технологий постоянно возникают новые направления в науке и педагогике, а смена стандартов и методик влечет за собой изменение архитектурно-планировочных решений и облика зданий.

Современные проекты детских образовательных учреждений отличаются от проектов прошлых лет большим многообразием объемно-планировочных решений, усложненной конфигурацией планов, наличием таких элементов, как эркеры, атриумы, двухсветные и трехсветные рекреационные пространства с обходными галереями и т.д. Это, безусловно, придает привлекательный вид не только интерьерам, но и экстерьерам зданий школ и детских садов.

В сегодняшних проектах закладывается возможность трансформации пространства и принципы модульного строительства, предусматриваются разномасштабные классы, всевозможные мастерские, универсальные залы и зоны для индивидуальных занятий с ориентированием на рациональное использование пространства и на минимизацию или исключение неиспользуемых коридоров, проходов, вестибюлей, с преобразованием таких элементов в полезные помещения [1].

Гибкость планировочных решений при оформлении внутреннего пространства учреждений, по мнению ученых, положительно сказывается на творческих способностях детей, способствует их интеллектуальному и эмоциональному развитию. Поэтому одним из самых важных качеств архитектуры для детей сегодня является ее адаптивность и возможность трансформации пространства в течение жизненного цикла здания детского учреждения.

Еще один датский проект – детский сад Forfatterhuset архитектурного бюро СОВЕ также решен как мини-город на отдельно взятом участке. Здесь архитекторы в равной степени руководствовались функциональной программой объекта и градостроительным окружением (Рис. 1).


Рис. 1. Детский сад Forfatterhuset в Дании (архитектурная компания СОВЕ, 2014 год)

Ярким примером современной многофункциональной школы является Начальная школа наук и биоразнообразия в Париже. Она включает в себя детский сад, состоящий из 7 классных комнат, столовой и досугового центра, начальную школу (11 классов, столовая и досуговый центр), две игровые площадки и общедоступный спортивный зал, где при проведении соревнований могут разместиться 250 зрителей (Рис. 2).


Рис. 2. Начальная школа наук и биоразнообразия в Париже (архитектурная компания Chartier Dalix Architectes, 2014 год)

В последнее время все большую популярность в мире завоевывает модульное строительство детских образовательных учреждений, в котором проектировщики видят значительный инновационный потенциал. Модульные технологии предполагают строительство детских учреждений из нескольких блок-секций, каждая из которых имеет свое назначение: жилая, учебная, хозяйственная и общего пользования. Такая технология позволяет существенно снижать стоимость и сроки строительных работ, устранять однообразие и безликость зданий и сохранять при этом за счет промышленной оптимизации высокое качество, надежность и мобильность возводимых объектов.

Основным модулем в европейских странах является размер 8,0х8,0х8,0 м. Высота зданий детских учреждений обычно варьируется от одного до трех этажей. Применение модулей унифицированного размера позволяет создавать различные варианты компоновки и комбинаторики зданий образовательных учреждений. В зависимости от конкретной ситуации можно набирать необходимое количество блоков, объединяя их либо открытым внутренним двориком, либо универсальным залом, который можно использовать как музыкальный или гимнастический зал, либо зал для проведения утренников и общественных мероприятий.

Новым типом детских образовательных учреждений являются быстровозводимые временные здания на основе контейнеров, необходимость в создании которых может появиться в случае возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций, требующих оперативного реагирования: при стихийных бедствиях, а также при демографических и социальных всплесках.

1 Санпин 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".


Кроме того, в связи с огромной по площади территорией России каждый ее регион столь сильно различается по своим природно-климатическим условиям и по тому же менталитету, что не может быть и речи об использовании одинаковых приемов при проектировании детских учреждений для территорий, к примеру, Крайнего Севера и жаркого юга страны.

Тем не менее, многие концептуальные подходы из зарубежных примеров однозначно должны использоваться (и уже используются) при проектировании детских учреждений для российских городов и сельских поселений. Это, в первую очередь, кооперирование детских яслей-садов с начальными и средними классами; создание многофункциональных комплексов, включающих различные досуговые и эстетические центры; использование модульной системы с блокировкой унифицированных модулей; строительство быстровозводимых детских учреждений в районах новостроек; применение различных составляющих устойчивой архитектуры; использование местных строительных материалов. Конечно же, каждый регион России должен иметь свою концепцию детских учреждений с учетом местных природно-климатических условий и национальных традиций.


Рис. 4. Схемы блокировки унифицированных модулей (проект студентов АГАСУ)

Разработке этих проектных решений предшествовала проведенная систематизация основных функциональных процессов, протекающих в детских учреждениях, и выявление для них необходимого пространства. На основе анализа функций всех помещений, группы пространства жизнедеятельности и жизнеобеспечения детей объединяются в различные блоки-секции: жилые, учебные, хозяйственные и общего пользования.

Базовой частью любого детского сада являются жилые блоки для детей ясельного, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, которые включают в себя помещения, где протекают основные процессы жизнедеятельности дошкольника: групповая (для игр, занятий и приема пищи), спальня, раздевальная, санузлы и буфетная.

К учебной группе относятся блоки начальных классов, которые помимо этого имеют спальни и игровые, блоки классов общеобразовательной школы. Блоки общего назначения включают в себя вестибюль с гардеробами и туалетами, спортивный зал, бассейн, медицинские помещения и помещения, предназначенные для проведения общественных мероприятий и индивидуальных занятий с детьми всех групп и классов. Блоки общего назначения могут быть двух или трехсветными (спортзал, бассейн, универсальный зал). Для внешкольной работы создаются блоки досугового центра, эстетического воспитания и т.д.

Хозяйственные блоки включают в себя пищеблок, прачечную, служебно-бытовые помещения и имеют отдельный выход на хозяйственный двор. Блокировка отдельных модулей обеспечивает компактное планировочное решение, что позволяет оптимально использовать участок строительства, а в самих блоках значительно сократить протяженность коридоров и переходов.

При использовании модульной системы здание детского сада приобретает компактную форму, что имеет особое значение для затесненных участков. Кроме того, создание планировки здания на основе универсальных модулей ведет к оптимизации использования строительных материалов и уменьшению сроков строительства объекта.

Многофункциональное пространство может представлять собой атриум, развивающийся, как правило, по вертикали, а иногда атриум является галереей, представляющей собой единое пространство, образованное вдоль основных пешеходных направлений. Атриум, который можно сравнить с перекрытым двором, а галерею – с перекрытой улицей, придает архитектуре здания величественный и привлекательный вид. Стеклометаллическая конструкция атриума может давать обогрев солнечной энергией многофункционального помещения, а в летнее время, напротив, такое покрытие при помощи жалюзийной системы может затенять внутреннее пространство, при этом открывающиеся створки структуры обеспечивают усиленный обмен воздуха. Кроме того, атриум может обеспечить максимальное использование естественного освещения и, как результат, экономию на электроэнергии, расходуемой на искусственное освещение.

В разработках студентов АГАСУ использованы различные варианты атриумов (Рис. 5).


Рис. 5. Типы атриумов (проект студентов АГАСУ)

Кроме того, учитывая астраханский климат, в данных проектных решениях предусмотрено использование солнечных батарей и коллекторов, что значительно удешевит эксплуатацию этих зданий. Большое внимание в этих разработках также было уделено формообразованию и цвету (Рис. 6, 7, 8).




Говоря о необходимости более активного применения местных строительных материалов при строительстве зданий детских образовательных учреждений для городов и сел Астраханской области, прежде всего хотелось бы остановиться на таких традиционных для нашего региона материалах, как камыш и саман, которые веками широко и успешно использовались при строительстве, а сегодня, к сожалению, становятся забытыми.

По своим характеристикам камышитовые и саманные конструкции являются вполне достойной альтернативой материалам, предлагаемым сегодня производителями. Технология изготовления камышитовых панелей проста: снопы сшивают между собой стальной проволокой, после чего устанавливают в деревянном каркасе и обмазывают глиняным раствором с добавлением рубленой зимней соломы. Такая обмазка выполняет двойную роль: служит защитой от атмосферных осадков и работает против возгорания. В глиняный раствор ранее в обязательном порядке добавляли коровий навоз, который играл роль идеального связующего и одновременно антисептика. Каждый потомственный астраханец знает, насколько комфортны были эти дома, в которых при толщине 15 см было тепло от одной печки в самые холодные зимы и сухо круглый год, в них никогда не было плесени и насекомых. Камышитовые панели имеют замечательные характеристики: при плотности 175–250 кг/м3 коэффициент теплопроводности составляет 0,046– 0,093 Вт м2*С, прочность при изгибе – 05–1,0 МПа, а изобилие камыша в Астраханском регионе, его доступность и простота изготовления из него камышитовых конструкций гарантирует их низкую стоимость [6].

Немаловажным достоинством является возможность создания саманных стен любой формы благодаря пластичности глины. К тому же, здания из самана огнестойкие. Качественная штукатурка или облицовка отделочными материалами защищает саманные стены от дождя и придает зданию современный облик.

Проектируемый детский сад представляет собой одноэтажное здание, состоящее из четырех жилых блоков, объединенных общественным блоком. Использование самана позволяет разнообразить архитектурное решение фасадов, делая их более пластичными.

Это только первые результаты работы АГАСУ над созданием концепции проектов детских учреждений с учетом географических и природно-климатических особенностей и наличия местных строительных материалов, в том числе исторически используемых в строительстве. Такая работа продолжается и находится на особом контроле не только в Астраханском регионе.


Рис. 9. План на отм.0.000 детского сада на 75 мест со стенами из самана для строительства в Астраханской области (проект студентов АГАСУ)



Рис. 10 (а,б). Проект детского сада на 75 мест со стенами из самана для строительства в Астраханской области (проект студентов АГАСУ): а) фасады; б) перспектива

В настоящее время Национальным объединением проектировщиков и изыскателей совместно с Минстроем России сформирован реестр проектов детских дошкольных и школьных учреждений для их повторного применения, в целях которого удешевление стоимости разработки проектов детских учреждений и сокращения сроков их строительства. Основными критериями при выборе таких проектов были не только технико-экономические показатели, но и использование экологически чистых и энергосберегающих строительных материалов и высокотехнологичного оборудования. Тем не менее, формирование такого реестра следует считать временной мерой, обусловленной сложной экономической ситуацией, сложившейся в последнее время во многих регионах страны, поскольку большинство отобранных проектов детских учреждений нельзя отнести к проектам, учитывающим все инновационные наработки и научные достижения в области архитектуры и образования.

По нашему мнению необходимо разработать государственную программу проектирования и строительства детских образовательных учреждений, в которых приоритетом должно стать создание полноценных условий для гармоничного духовного и физического развития детей.

Сегодняшний потенциал российских архитекторов, ученых и педагогов, строителей и производителей строительных материалов вполне способен вывести создание детских образовательных учреждений на новый качественный уровень. Для реализации этой важной задачи необходима консолидация усилий регионов и государства, ведь от того, каким вырастет новое поколение россиян и насколько плодотворно они будут трудиться на благо нашей Родины, зависит, в конечном счете ее будущее.

Источники иллюстраций

Литература

Мартовицкая, А. Архитектура для детей // Speech. – № 14/8. – 2015. – С. 16-37.


"Дорогие коллеги! С большим удовольствием вспоминаю годы учёбы и работы в крупнейшем ВУЗе Западного Урала – Пермском политехническом институте.

Искренне благодарю преподавателей за полученные профессиональные навыки, разносторонние знания, умение работать с людьми.Научная школа свайного фундаментостроения, под руководством ректора ППИ, доктора технических наук Анатолия Бартоломея, дала российской строительной отрасли сотни талантливых руководителей и учёных. Мне повезло быть учеником Анатолия Александровича, большого ученого и настоящего человека!

Одной из традиций Бартоломеевской школы было издание сборников научных трудов. Замечательно, что нынешний сборник продолжает эти начинания, и ученые и специалисты имеют возможность рассказать об актуальных исследованиях и обменяться профессиональным опытом. Удачи и новых открытий!"

Читайте также: