Запрет на двойки в школе

Обновлено: 05.07.2024

Имеет ли право учитель ставить двойку за не вовремя выполненное задание на дистанционном обучении?

Ответы на вопрос:

НОВОСИБИРСК, 29 апреля 2020, 17:06 — REGNUM Министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук рекомендовал учителям быть лояльнее к ученикам, находящимся на дистанционном обучении.

СМ. Двойки не ставить: амурский минобр даст учителям рекомендации по дистанционному обучению

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

Двойки ставить не стоит

— Вот это будет правильное оценивание и правильное действие педагога. А двойками мы качество образования не поднимем. Ошибка в задании – это повод для учителя вернуться к этой теме и помочь ребенку, — настаивает Светлана Вячеславовна.


Вот коллега monetam цитирует мнение родителя школьника, который жалуется, что учителям в школе не дают ставить двойки:

Посетил родительское собрание… Ща, постараюсь без мата и личностей.

Толпа диких теток остервенело рвет в Зуме плоть классного руководителя, как это бывает в телка-барах по отношению к официанту или на загонных охотах в плохих фильмах.

Чего-то сломалось в этом мире — принесите новый!

В общем, сегодня мне было очень-очень стыдно быть родителем. Даже через зум было стыдно смотреть в глаза классному руководителю, которого буквально в лицо признали обслугой и в целом вещью, наряду с учительским классом в целом.

Не, он держался молодцом и просто виртуозно уворачивался от клыков и блокировал удары лап. Но он не должен это делать. Он должен вообще заниматься другими вещами, на них он должен тратить свою прекрасную жизнь.

Министерство просвещения Российской Федерации, родненькие, во что же вы превратили учителей со всей этой либеральной ахинеей? Этой игрой в поддавки с мамками.

Проблема-то не в том, ставить или не ставить двойки. Проблема в том, что учителя не хотят учить. Они просто отбывают часы в аудитории и косплеют граммофон, воспроизводящий записанный текст, смысл которого зачастую и сами учителя не понимают.

Ну будет учитель ставить двойки дураку. Да всем подряд будет ставить. А учить-то кто будет?

Школа без колов и двоек. Почему бы и нет? В московской школе 1561 решили отказаться от привычных отметок. Правда, так учится только часть началки, которая проходит курс по системе Эльконина-Давыдова и Шалвы Амонашвили. Без отметок нравится всем: и родителям, и учителям, и особенно - детям.

Отметок нет, при этом оценивание в начальной школе, конечно же, есть. Это делают и сами ученики, и педагоги. Но ни двоечников, ни троечников, ни даже отличников в этих классах нет.

А кто есть? Ученик, который выполнил работу аккуратно, но забыл подчеркнуть нужную букву. Или решил задачку и получил максимальный балл - два балла. Или написал диктант, но допустил ошибки, вдобавок получилось неряшливо. Очень уважительно, согласитесь?

В обычной школе вникать бы не стали: этому - четыре, этому - пять, а этому - два и родителей к директору! А как иначе? А вот как.

- Допустим, идет урок чистописания. Прошу каждого подчеркнуть букву, которая получилась лучше всего, - рассказала "РГ" Оксана Хахалина, учитель начальных классов. - Затем, при проверке тетради, если соглашаюсь с этим, потом тоже подчеркну ее красной ручкой. Если нет, подчеркну ту, которая мне показалась самой удачной. Еще пример: оцениваем аккуратность выполнения работы - сбоку рисуем вертикальный отрезок, где ученик ставит отметку. Чем выше расположена отметка на отрезке, тем выше он оценивает свою работу. Ученик всегда знает, что именно у него получилось, а что - нет.


Как дети пишут городские контрольные работы? Оксана Хахалина пояснила, что для таких работ могут использоваться обычные баллы.

Садись, десять!

В вологодской школе № 26 самый высокий балл - 10. Но это почти как "шесть-ноль" у фигуристов. Заработать очень трудно. Самые плохие оценки тут - 1 и 2 балла. Самые высокие - 8, 9, 10. Это "пятерка".

Шесть лет назад школа решилась на необычный эксперимент. Целый год учителя разрабатывали новую систему оценивания, критерии. Прописали все детали по всем предметам, классам и баллам, рассчитали "вес" умений, подготовили шкалу перевода в обычные баллы. Между прочим, серьезный интеллектуальный продукт создали - на кандидатскую тянет, как минимум.

Фото: istock

Взяли для эксперимента шесть классов, туда попали и началка, и средняя школа, и старшая. Получилось, понравилось. Теперь все 1700 учеников занимаются по новой модели. И вот что интересно - неуспевающих в школе теперь почти нет.

- Сколько двоечников бывает за год? - спрашиваю у директора Ларисы Лукичевой.

- Два-три человека, не больше. Это те, кто условно переведен в следующий класс. Почему стало меньше двоечников? Тройка у нас - это 3, 4 или 5 баллов. Ученик понимает, какой минимум ему надо сделать, за что зацепиться. Дети должны уметь оценивать себя сами, понимать, что у них уже получается, а где надо приложить силы, - рассказала директор.

За ответы по новой теме отметку в этой школе ставят только в том случае, если ученик сам того пожелает. Причем, учитель имеет право на один дополнительный балл - за старание ученика.

- Прочитал ребенок стихотворение так, что все ахнули - плюс балл от учителя, - поясняет Лариса Лукичева.

За что ругать, если двоек нет?

Липецк, школа №2. Директор Ольга Шишкина рассказала "РГ", что на безотметочную систему переходят вторые классы. Как ни удивительно, не все родители обеими руками поддержали новшество. "За что я буду ругать ребенка, если вы не станете ставить двойки?" - таким был один вопросов на родительском собрании. Пришлось многих убеждать, объяснять, в чем плюс безотметочного подхода - нет ярлыков, повышается самооценка, растет мотивация детей к учебе.

- А что учитель будет писать в электронном дневнике? - спрашиваю у директора.

- Оставлять комментарии для родителей: обратить внимание на эту тему, на такой-то вопрос… Оценивать учеников все же надо. Думаем, как это делать. Решили, что в конце года выдадим самым прилежным и успешным второклассникам похвальный лист с поощрением.

Что будет дальше? Школа пока тщательно прорабатывает все варианты. К слову, в Липецке и области есть и другие школы, которые отказываются от отметок.

Лариса Рослова, заведующая лабораторией Института стратегии развития образования РАО:

Фото: Константин Завражин/ РГ

- Надо, прежде всего, менять не отметку, а отношение к ней в обществе. Отметка должна быть инструментом развития ученика, а не наказания. Она должна выполнять функцию обратной связи, без неё обучение невозможно. Поэтому надо понять, как правильно ее организовать, какими критериями наполнить. С приходом цифры особенно быстро все меняется в обществе, меняется и школа. Почему же система оценивания должна оставаться прежней? И она должна совершенствоваться, используя для этого новые возможности, предоставляемые "цифрой", ведь цифровые технологии позволяют собирать и обрабатывать большие объемы информации. Я согласна с тем, что оценивание в школе будет другим. К сожалению, не все учителя готовы работать иначе, меняться и менять свое отношение к отметке, но им придется это делать и они уже это делают, как мы видим.

Между тем

Пятибалльная (а если уж начистоту, то трехбалльная) система незатейлива и удобна. Но появилась она в свое время как альтернатива телесным наказаниям. Какое-то время в России были и оценки, и ремень с розгами. Телесные наказания из нашей школы ушли в начале прошлого века, а отметки остались.

Что предлагается взамен? Эксперты считают, что в образовании очень важно самооценивание ученика. Что, собственно, пытаются делать некоторые школы. Главное, отметка не должна быть наказанием или поощрением, единственной мотивацией к учебе.

Депутаты нижней палаты российского парламента озаботились оценками в российских школах и даже предлагают отменить самые низкие из них. Инициатива эта, в большей степени, принадлежит депутатам думской фракции ЛДПР.

К слову, не успел главный либерал-демократ страны высказаться за отмену двоек для отечественных школьников, как идею тут же подхватили депутаты из его фракции в Государственной думе. Более того, они планируют обратиться в Министерство образования с инициативой отменить для школьников такие оценки, как единица и двойка.

Официально с этой инициативой выступил депутат от ЛДПР и глава думского комитета по науке и образованию Борис Чернышов. По его словам, фракция всерьез намерена продвигать это предложение и уже ищет организационную форму для реализации подобной идеи. Как считают авторы этой инициативы, негативные оценки плохо влияют на мотивацию детей к обучению, а для многих из них, и вовсе, становятся факторами серьезного стресса, что только вредит образовательному процессу.

Впрочем, отдельные эксперты уже успели дать негативную оценку новой депутатской инициативе. К примеру, как считает психолог, заслуженный учитель и доктор наук Евгений Ямбург, каждый человек нуждается в точной оценке своей работы, пусть и негативной, поэтому его удивляет предложение депутатов от фракции ЛДПР.

Во-первых, напоминает эксперт, единицы российским школьникам уже давно никто не ставит. Более того, у школ есть полное право вообще не ставить оценок ученикам. Но есть у этого вопроса другая, довольно серьезная сторона, уверен Ямбург. По словам психолога, каждому ребенку, равно как и взрослому человеку, нужна точная оценка результатов его работы, чтобы он понимал, чего в действительности достиг.

Маленькие дети, считает эксперт, должны с юных лет смотреть честно на свои возможности и ликвидировать отдельные пробелы, если они есть.

Читайте также: