Занятия в художественной школе рисунок

Обновлено: 05.07.2024

Ведь интересно иногда узнать, как работает механизм изнутри, правда? Как что-то устроено? Что происходит, когда ученики школы уходят и приходят? А бывает, наши будущие ученики просятся прийти в гости, чтобы посмотреть, как проходят занятия в художественной школе Jotto в Екатеринбурге.

Конечно, всегда можно прийти (заранее договорившись) и увидеть всё своими глазами. Но для тех, кто ещё почему-то не решился начать рисовать с ними - репортаж из студии рисования.

13.00 - начало первого урока. У меня две ученицы - Ольга и Татьяна Геннадьевна. Одновременно в классе рисуют не более 6 человек - это наше правило. Так комфортно и начинающим художникам и мне, педагогу, тем более, что задачи у всех разные и с каждым художником мы работаем индивидуально по его программе (кстати, здесь можно посмотреть все программы обучения рисованию у нас в художественной школе) . Итак, у Татьяны Геннадьевны курс масляной живописи и сегодня наша тема - “Индивидуальная палитра в живописи маслом”. Моя ученица уже не новичок и готова писать маслом портрет, поэтому мы выбрали именно этот жанр - пишем портрет любимой внучки. Пока выполняется подготовительный рисунок на холсте, мы вспоминаем палитры известных художников (палитра здесь - набор красок), думаем над тем, какие цвета красок будем использовать в портрете, а какие нет. Мысленно возвращаемся на 2 года назад, когда писали натюрморт на ограниченную палитру из - 4 цветов (красный, жёлтый, белый, чёрный) намешивали множество оттенков. В портрете то же самое.

Репинская палитра базируется почти на тех же замесах. Но это не наш случай: нашей модели больше соответствует серо-жемчужная гамма. В связи с этим, просматриваем репродукции картин Веласкеса, разбираем живопись портрета на составные части. Заодно вспоминаем классический цветовой квадрат, которым пользуются художники для ограничения палитры: 2 дополнительных цвета, чёрный и белый. Выбираем схему - оранжевый+синий, чёрный и белый (это базовые цвета, к ним добавим близкие). Хорошо, теперь определяемся с набором красок: помимо традиционной охры берём кобальт синий, церулеум, виридоновую, кадмий жёлтый тёмный, немного кадмия жёлтого светлого. Пока пишем без белил - тени в портрете должны быть прозрачные.

У Ольги курс “Техники рисунка” . Сегодня рисуем в стиле современных американских художников, используя перекрёстную штриховку в разных направлениях без учёта формы. Основа - портретное изображение. Переключаемся на новый жанр после натюрморта, который рисовали на прошлом уроке. Это сделает уроки рисунка более интересными. Пока выполняется рисунок в линиях, смотрим, какие особенности данной техники и как используют художники. Вдохновляемся рисунками Jason Reisig, художника, создавшего троллей для Dream Works. У него нет штриховки по форме, как мы рисовали в прошлый раз (классическая штриховка) - здесь форма проявляется только за счёт высветления и затемнения участков, тактичного сочетания сгущения и рассеивания штриховки. Этот эффект нам и нужен. А где мы уже видели подобное? Правильно, в рисунках Врубеля - просматриваем альбом с его графическими работами, в разговоре замечаем, что у Врубеля штрихи более разнообразны и по размеру, и по характеру нанесения, и по толщине, и по нажиму (скорее всего он использовал карандаши разной мягкости).

С 15.30 до 17.00 - обед. Успеваю ещё прописать план статьи для блога и почитать книгу о писательском мастерстве - совершенствоваться нужно постоянно.
17.00 - снова 2 ученицы: Елена и Настя. Елена пришла в первый раз на занятие, поэтому немного стесняется, но это не беда - у нас всё демократично. Даже обувь можно снять, чтобы было удобнее)))).

Знакомим Елену с классом и художественными материалами: где что лежит, как организовать рабочее место, какую бумагу взять, как закрепить, как расположиться по отношению к модели. С новичками у нас особые отношения - лучше объяснить сразу всё максимально подробно, чем что-то недорассказать. Это потом, через пару месяцев, ученики сами будут смело намешивать цвета, оперировать карандашами разной мягкости, разбираться в сортах бумаги и передвигаться по классу как заправские матросы по палубе корабля. Таких даже тупой карандаш не остановит - сами знают, что нужно делать, мне нужно только задать алгоритм действий при рисовании и проконтролировать.

А пока разбираемся с карандашами и резинками, усаживаемся, намечаем первые точки и линии на листе, учимся проводить их прямо в разных направлениях. Первые рисунки курса “Рисование с нуля до портрета” схематичные и немного скучноватые, но ученики обычно этого не замечают, уж очень стараются нарисовать хорошо, правильно, ровно, делают замеры внимательно, даже педантично. Чтобы сбавить излишнюю серьёзность и дать передышку, я рассказываю историю из своих студенческих лет, как готовили макеты дизайна в докомпьютерную эпоху - ровность линий имела в тот момент огромное значение. Развеялись, посмеялись, идём дальше - рисуем внутреннюю окружность заданного плоского орнамента. А я, в образовавшуюся паузу, точу пару карандашей для новых учеников, протираю влажной салфеткой особо запачканные ластики - порядок прежде всего.

Настя, тем временем, приготовила своё рабочее место и готова к моим комментариям. Она занимается на курсе “Тело человека. Углублённый курс” - это новый курс рисования человека. Сегодня у нас задача - нарисовать полного человека. Обнажённое тело рисовать всегда интересно - видны и мышцы, и кости, и суставы, и соединения форм. Но особое внимание мы уделяем характеру модели. Пропорции фигуры мы уже наметили на прошлом занятии, а заодно обозначили основные направления движения частей тела и определились с точками равновесия фигуры (наметили “отвес” от ярёмной ямки и другое). Сейчас разговор о частностях: где в фигуре жир, а где мышцы (хоть и деформированные, но они есть). Особое внимание - коленному суставу - это слабое место у полных людей. С деталями Настя работает хорошо, я не сомневаюсь, что колени она нарисует верно, а вот размер стоп и ладоней лучше проверить. Заодно даю пару советов, как лучше передать объём тела в рисунке - покруглей живот, точнее обозначаем нижний сегмент живота, сухожильные перетяжки. Ещё хорошо бы подчеркнуть тяжесть мышц в нижней части фигуры - показываю где, а как - Настя сама знает.

Приятно работать с думающим учеником.
Время пролетает незаметно. За 10 минут до окончания занятия поднимаю девушек с насиженных мест - оцениваем рисунки с расстояния 5 шагов, обсуждаем, поправляем.
19.00. А пока мои ученицы дорисовывают последние линии и штрихи, приходят вечерние художники : Инга и Александра ( курс “Рисование с нуля” ), а чуть позже - Татьяна ( курс “Натюрморт акварелью” ). Пока не увлеклись рисованием, показываю обещанные книги, агитирую посетить выставку Воловича в музее ИЗО. Графика Виталия Михайловича для меня имеет особое значение, пытаюсь это выразить в своём монологе, иллюстрирую речь книжными репродукциями, объясняю особенности разных техник печатной графики. Инга попросила с собой одну из книг - конечно. Для этого у нас и существует маленькая, да удаленькая библиотека: книги по истории искусств, романы о художниках, каталоги современного творчества.

Инга рисует автопортрет (это предпоследнее задание курса). Сегодня второй урок из трёх. Уточняем пропорции лица, глядя в зеркало. На повестке дня у нас мягкий материал (ученица выбрала соус благородных сдержанных тонов), аккуратно постепенно вводим его на поверхность тонированной бумаги. Собираем лицо из отдельных пятен, рисуем мелками, пальцами, растушкой. Ещё на прошлом уроке мы разглядывали рисунки Кипренского, Инге особенно понравился портрет молодого офицера на контрастном фоне. Он и сегодня стоит рядом с зеркалом, вдохновляет. По рисунку мастера мы определяем направление штрихов, тональные акценты, особые технические приёмы рисования и тут же применяем их в своей работе. Вижу, как Инга старается, даже разговаривает сама с собой шёпотом - это очень хорошо, Чистяков советовал задавать вопросы самому себе, когда рисуешь. Я люблю наблюдать за своими художниками в такие трогательные моменты, значит уроки пошли на пользу.

Саша тоже рисует по тонированной бумаге, но карандашами, простым и белым. У нас ответственная работа - портрет на заказ. Это не просто последнее, контрольное задание в курсе, но ещё и подарок любимому тренеру на День рождения (Александра - спортсменка). Жаль, что не получилось сделать качественное фото модели - тренер уехала в Финляндию. Эх… Рисуем на основе того, что есть, а в мелочах полагаемся на Сашину память. Пропорции наметили хорошо, Саша одарённая девочка и рисование даётся ей достаточно легко. А вот с плавными переходами в лице можно ещё поработать. Разглядываем вместе рисунок Рубенса “Портрет камеристки инфанты Изабеллы”. Техника такая же, как в нашем случае - сочетание мела и карандаша на тонированной бумаге. Показываю характерные места и приёмы, рисовальщица кивает. Я спокойна, значит, всё нарисует красиво и хорошо. Саша понимает меня уже с полуслова, не зря мы с ней уже больше года занимаемся рисунком и живописью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока по предмету "Рисунок", обучающий построению простейшего тела врашения - цилиндра.Конспект выполнен, как один из уроков по предпрофессиональной программе в детской художественной школе (школе искусств на отделении "изобразительное искусство").

План-конспект открытого урока

Построение цилиндра

Унеча 2018 г.

Цель урока: научить учащихся выполнять линейный рисунок цилиндра с передачей особенностей конструктивного строения и пространственного расположения.

Задачи:

- обучающие: совершенствовать умения учащихся выполнять линейный рисунок, сравнивать рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки; учить последовательной работе над рисунком, основам изобразительной грамоты и технике выполнения конструктивного рисунка;

- развивающие: развивать навыки работы с простым карандашом и индивидуальные способности учащихся в области изобразительного искусства, пространственное мышление, глазомер, умение анализировать, сравнивать;

- воспитательные: воспитывать аккуратность, наблюдательность, усидчивость, дисциплинированность, самоконтроль, формировать творческую личность.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, объяснительно-демонстрационный, практический.

Оборудование для учителя: презентация, мел, доска, гипсовая модель цилиндра, натурный столик, драпировка, наглядный материал с поэтапным изображением цилиндра, методические пособия по теме,

Оборудование для обучающихся: листы ватмана формата А-4, А-3, простые карандаши НВ и 2В, ластики, кнопки, мольберты.

ЭТАПЫ И ХОД УРОКА

Организационный момент (3мин)

Повторение ранее изученного материала, актуализация знаний(5 мин.)

Введение новой темы

Объяснение нового материала (10 мин)

Физкультминутка (3 мин)

Самостоятельная практическая работа (20 мин)

Итог урока, рефлексия (3мин)

Домашнее задание (1 мин.)

-Здравствуйте ребята! Пожалуйста, проверьте, все ли принадлежности для урока у вас есть. На уроке я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов!

- Что является основой любого изображения?

Ответ обучающегося: _________________________

- Правильно. А точнее линейный рисунок.

- А какая наука учит изображать на плоскости предметы так, чтобы они выглядели так же, как и в действительности?

Ответ обучающегося: _________________________

Успех в работе над рисунком во многом зависит и от знания правил линейной перспективы и умения применять их на практике.

- Конструктивный рисунок – это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. А для того, чтобы создать такой каркас, нам необходимо проанализировать изображаемый предмет, вспомнить что такое линия горизонта и точка схода.

- Какие формы мы научились изображать в соответствии с правилами перспективы?

Ответ обучающегося: _________________________

- Какой формы объекты, которые я перечислю: хоккейная шайба, водопроводная труба, автомобильное колесо, стакан для карандашей, Пизанская башня…

Ответ обучающегося: _________________________

Ответ обучающегося: _________________________

- А где ещё мы встречаем предметы цилиндрической формы?

Ответ обучающегося: _________________________

Дома вы выполнили модель цилиндра.

С образом цилиндра человек знаком очень давно. В настоящее время цилиндры используются в механике, строительстве, печатном деле, мебельном производстве, гидравлических системах и др. Давайте представим, что было бы, если бы форму цилиндра убрать совсем из архитектуры, строительства и т.д.?

Древний термин "цилиндр" происходит от греческого слова "Kylindros" (килиндрос), то есть "вращаю", "катаю" или "валик", "свиток". Древнегреческий математик Евклид, указывая на способ образования цилиндра, говорит, что если прямоугольник, вращающийся около одной из его сторон, снова вернется в то же самое положение, из которого он начал двигаться, то описанная фигура и будет цилиндром. Многие великие люди занимались изучением этой фигуры.

- Почему цилиндр называют телом вращения?

Ответ обучающегося: _________________________

- Из каких элементов состоит поверхность цилиндра?

Ответ обучающегося: _________________________

- Какая фигура называется цилиндром?

Ответ обучающегося: _________________________

- Прежде чем приступить к выполнению рисунка, необходимо вспомнить этапы работы. (Вспомнить вместе с учащимися о том, что начинать работу нужно с определения на листе композиции).

- Как необходимо располагать изображаемый предмет?

Ответ обучающегося: _________________________

Изображению надо найти такое расположение, чтобы у зрителя не возникло желания увеличить или уменьшить его, сдвинуть вправо или влево опустить вниз или поднять вверх.

Определяем общие размеры. Какой метод при этом будем использовать?

Ответ обучающегося: _________________________

Последовательность работы над линейным рисунком цилиндра:

1этап. Сначала намечаем место цилиндра на листе, рисуем осевую линию. Она делит цилиндр пополам. Определяем высоту, а затем ширину цилиндра, насколько она меньше.

- Как найти высоту цилиндра?

Для сравнения высоты с шириной берите за основу расстояние между нижними краями эллипсов в центральной части цилиндра.

2этап. После того, как найдены основные пропорции, приступаем к построению эллипсов. Начинаем с верхнего основания, т.к. нам хорошо видно, как он развёрнут. Отметим его ширину.

Та сторона овала, что ближе к нам, будет шире, а та, что дальше - уже. Именно это создает эффект, что овал - это круг, лежащий на плоскости.

Теперь проводим через эти точки ближнюю дугу овала, не забывая, что у овала не может быть острых углов и параллельных сторон, а затем проводим дальнюю (меньшую) дугу овала. Аналогично строим нижний эллипс.

3этап. На этом этапе мы более мягким карандашом прорисовываем основные линии рисунка. Передняя часть цилиндра рисуется утолщенной линией с постепенным ослаблением к краям.

- Однажды великого греческого философа Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего поучать других, а труднее – познать самого себя. Мы познаем окружающий нас мир. Но сегодня давайте заглянем в себя. Как мы воспринимаем окружающий мир - как художники или как мыслители?

Психологический тест.

Какой же тип мышления преобладает у Вас?

Индивидуальная работа с обучающимися.

(Предлагаю по окончании урока организовать выставку работ, их коллективное обсуждение, анализ и оценку.)

- Какие работы вы считаете наиболее удачными?

- Если есть ошибки, то какие?

- Какие трудности возникли при выполнении рисунка?

Вспомогательная информативная часть:

Линейная перспектива:

- Линия горизонта -воображаемая линия на уровне наших глаз. Точка схода- это точка на линии горизонта, в которую сходятся все параллельные линии.

- Перспективу круга и линейный рисунок конуса.

- Эти предметы имеют форму цилиндра.

- Изображать цилиндр в соответствии с правилами перспективы.

(Обучающиеся приводят примеры.)

(Обучающиеся высказывают свои мнения).

- Цилиндр можно получить вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

-Основания цилиндра – равные круги, и боковая поверхность цилиндра (показывают на гипсовой модели).

Цилиндр - это тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя кругами.

- Необходимо соблюдать композицию и пропорции.

-Метод визирования.

-Высота цилиндра - это расстояние между плоскостями его оснований.

(Самостоятельная работа обучающихся – выполнение линейного рисунка цилиндра.)

(Анализируют и оценивают выполненные рисунки)

Домашнее задание - Выполнить линейный рисунок предмета, имеющего цилиндрическую форму

1. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. – Обнинск: 1996

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

При обучении рисованию учитель должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внеш­ней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой фор­мой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предме­тов: математики, физики и т. д.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатле­ния. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.

Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребен­ком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке про­цесс познания натуры является не простым созерцанием, а перехо­дом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обоб­щенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенно­сти, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более кон­кретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступ­на зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Например, ученик, рисуя гипсовый орнамент, видит на выпуклой форме предмета темное пятно, — ему кажется, что там впадина. Од­нако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому в начальных классах це­лесообразно занятия изобразительным искусством строить по двум направлениям — изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания (лепка). Такой метод изучения формы дает пре­красные результаты, и мы знаем, что многие художники им часто пользовались. Так, И. Е. Репин в своих воспоминаниях о Крамском писал, что, работая над образом Христа, Крамской, желая яснее представить себе выразительность пластики формы головы, был вы­нужден вылепить ее из глины: "Он снял на станке мокрые покрыва­ла, и я увидел ту же удрученную голову Христа, вылепленную из се­рой глины. Я не видел еще никогда только что вылепленной скульп­туры и не воображал, чтобы из серой глины можно было вылепить так чудесно. Чтобы добиться легче рельефа и светотени".

Другой пример: при рисовании в перспективе геометрического те­ла ученику кажется, что высота и ширина предмета одинаковы. Од­нако, измерив их, он убеждается, что величина сторон разная. Или такой пример. Дети в первом классе, рисуя с натуры лист тополя, ча­сто плохо улавливают характер формы; когда им для сравнения пока- зывают лист березы, сирени, липы, они начинают быстро подмечать характерные особенности формы листа тополя.

Ни один учебный предмет не обеспечивает такого активного вни­мания учащихся к предмету, к анализу его строения, как рисование с натуры.

Еще великие итальянские художники указывали, что рисование с натуры является лучшим методом обучения. Во всех трактатах по изобразительному искусству рисунок с натуры выдвигается на пер­вое место. Это положение верно не только для профессионального обучения, но и для элементарного обучения рисованию в общеобра­зовательной школе. Жан-Жак Руссо писал: "Детям крайне полезно заниматься рисованием не для самого искусства, но для приобрете­ния верного глаза и гибкой руки. Но рисовать дети должны не с мо­делей, а прямо с оригиналов, с природы. Здесь важно не столько при­обретение умения рисовать согласно законам и требованиям этого искусства, как приобретение более точного глазомера, верной руки, настоящих отношений к величине и виду разнообразных предметов, более быстрого понимания действий перспективы".

Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и во­ображения. Уже при знакомстве с элементарными правилами пер­спективы происходит сложнейший процесс пространственного мы­шления. Сложность передачи трехмерности объемного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика разви­вать пространственное мышление и воображение. Всякое графичес­кое выражение мысли основывается на умении зрительно представ­лять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно пред­ставить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.

Развивая у учащихся способность к ясным образным представле­ниям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни че­ловека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с нату­ры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.

Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышле­ние. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к аб­страктному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно прихо­дится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отме­тить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения фор­мы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса аб­страктного мышления.

Таким образом, мы видим, что обучение рисованию способствует общему развитию человека.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматри­вает не только изображение предметов средствами светотеневого ри­сунка (рисунок карандашом), но и обучение элементам живописи.

В задачу обучения живописи входит изображение с натуры отдель­ных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пейзажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техничес­кими приемами работы цветными карандашами, акварельными и гу-ашевыми красками. В первых классах учащиеся рисуют акварелью предметы природы (листья, насекомых и т. д.), еще не пользуясь сме­шением красок. С третьего класса они учатся подбирать сходный с натурой цвет путем смешения красок, а также знакомятся с исполь­зованием цветных прокладок цвета. В четвертом классе школьники рисуют акварелью предметы объемной формы (фрукты, посуду) — сначала, как и в предшествующих классах, на белом фоне, а в конце года — на светлом цветном. В пятом-шестом классах в рисовании с натуры акварелью основной упор делается на правильную передачу соотношений цвета в группе предметов и на передачу объемности. В этих классах учащиеся используют приемы работы по-сырому, овла­девают умением работать акварелью на основе использования при­емов повторных прокладок цвета, слияния цветов.

При обучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети с ра­достным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно пре­вращаются в мысли. Задача педагога — не убивая в ребенке этого вдохновенного порыва, методически умело подвести к правильным представлениям о мире. Поэтому учащихся надо знакомить с основ- ными положениями цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от нату­ры (теплый, холодный тон), передавать игру света и цвета на предме­тах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетическо­
го воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая
характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красо­
там природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит
пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и
гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей на­
блюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетическое
го воспитания.

Академический рисунок в ДХШ: от натюрморта к рисунку человека Академический рисунок является основополагающей дисциплиной в системе художественного образования. Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Знание академического рисунка необходимо каждому профессиональному художнику, независимо от того, какого направления в искусстве он придерживается. Для успешного выполнения любой художественной задачи, учащийся должен хорошо владеть искусством рисования, и это одно из важных профессиональных качеств будущих художников. В связи с этим подготовке по рисунку всегда уделяется основное внимание. Основные принципы программы: Программа по рисунку опирается не только на опыт предыдущих десятилетий, но и на опыт русской реалистической школы в области методики обучения рисунку. Здесь четко соблюдаются принципы наглядности, последовательности, посильности и доступности обучения. Так, в рисунке, начиная с момента композиционного размещения изображения на листе бумаги и до окончательного завершения его, учащиеся с помощью педагога усваивают правила графического изображения и законы построения формы, перспективного построения, распределения света на предметах. Учащиеся получают некоторые сведения о пластической анатомии человека, животных, учатся изображать фигуру и портрет человека. При этом учащиеся приобретают навыки последовательного ведения рисунка по принципу: от общего к частному и от частного - к общему, а также осваивают технические приемы рисунка - от самых простых до более сложных.

В учебном процессе наброски необходимы и как вспомогательный материал для создания композиций, и в то же время, как упражнения, позволяющие пополнить знания и развить навыки, полученный в процессе обучения.

Изображение фигуры человека, изучение ее строения, пропорций, пластики, анатомии в набросках и зарисовках есть наиболее доступная форма работы в школе искусств и необходимая в изучении человека для любого художника.

Наброски и зарисовки фигуры человека в школе искусств

В методическом плане набросок не выпадает из общих задач рисунка. Он является одной из его форм – краткой формой.


Набросок раскрепощает видение, раскрывает все многообразие возможных решений, нацеливает на решение главных задач, вырабатывая творческий подход к рисунку, способствует становлению творческой индивидуальности.

Любые тематические наброски фигуры ставят цель передачи эмоционального состояния человека в движении или покое, посредством фиксации позы, жеста рук, положения головы и т. д.


Первая задача набросков – уловить и передать характерный момент, наиболее ярко отражающий состояние человека.


Вторая задача – воспитание у рисующего собранности, мгновенности восприятия, поэтому наброски краткосрочные по времени.




Набросок к композиции А. И. Плотнов. Из архива школы искусств им. А. И. Плотнова.


Набросок к композиции А. И. Плотнов. Из архива школы искусств им. А. И. Плотнова.

Наброски могут быть линейными и тональными. Выбор вида наброска зависит от стоящих перед учащимися задач. Наброски необходимо выполнять различными материалами и не бояться экспериментов



Пока у рисующего мало опыта, не стоит стремиться к особой легкости, виртуозности, технической ловкости выполнения набросков. Эти качества со временем придут, а пока они не должны быть самоцелью. Гораздо важнее добиваться конструктивной, анатомической правильности изображения.




Свободное владение наброском позволяют успешно совершенствовать навыки рисования, способствуют развитию глазомера, координации руки, умения точно и лаконично передавать конструктивные, пропорциональные и динамические закономерности фигуры человека.


Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в школе искусств им. А. И. Плотнова Доклад на Районном методическом объединении педагогов дополнительного образования Методист Чепель Оксана Михайловна Тема: «Формирование.

Читайте также: