Зачем в школе медпункт

Обновлено: 07.07.2024

Школа — это учреждение, где одновременно находится несколько сотен детей. По идее, в ней постоянно должен находиться медработник. А как на практике?

Раньше в школах постоянно делали что-то медицинское. Например, нас в первом классе два раза в неделю поили кислородными коктейлями, потом, начиная с четвертого класса, регулярно лечили зубы, забирая с уроков. Постоянно делали прививки, проверяли осанку, зрение, слух и раз в три месяца обязательно головы на предмет вшей.

Фактически родителям не нужно было водить детей на медосмотры, ведь за их здоровьем неусыпно следили в школах. На посту всегда была медсестра, а то и две сразу.

А несколько раз в неделю обязательно врач. В кабинете врача всегда кто-то был. У кого-то стреляло в ухе, кто-то неудачно упал, у кого-то болела голова, живот, рука (перед контрольной). Поэтому попасть в кабинет получалось далеко не всегда. Врач постоянно был занят.

А еще медик ежедневно пробовал то, что приготовили на день в столовой, брал смывы с парт, столов и даже стен. Работы у школьного медработника нашего детства хватало.

А нужен ли в школе медработник?

До определенного момента я даже не задумывалась над тем, есть ли в современной школе медики. Ведь перед началом учебного года с родителей стабильно требуют справку о прохождении медосмотра ребенка, а также справку о группе на физкультуру. Иногда даже ребенок приносил бланки согласия на прививки.

Я и представить не могла, что в детском учреждении, где большую часть дня находится тысяча детей, может не быть медицинского кабинета, а медсестра приходит из соседнего садика.

Да, именно так. В школе, где учится мой сын, нет постоянной медсестры. Она приходит на один день в неделю из поликлиники. В остальные дни на подхвате медсестра из детского сада, который находится в 300 метрах от школы.

И узнала я об этом случайно, когда наша учительница попросила меня купить аптечку в класс. Она сказала, что накануне у одного мальчика пошла кровь из носа, и они не могли ее остановить. А еще раньше девочке ткнули чем-то в глаз, и нечем было обработать рану.

Оказалось, что по новым правилам медсестра в школе не положена. А если что-то случается, учителя должны вызывать скорую помощь.

В большом возмущении я стала изучать законодательство и нормативные документы. И обнаружила, что.

Быть или не быть медкабинету — решает регион!

  • если региональные власти прописали в законе или приказе, что в школах должны быть медкабинеты, то, по идее, медик будет (почему по идее — поясню ниже);
  • если в региональных НПА нет такого положения, то за любой медпомощью школьники могут обращаться либо в поликлинику, либо в скорую помощь.

Законность такого подхода подтвердил даже Верховный суд (Определение от 14.12.2016 № 56-КГ16-26).

Почему в некоторых школах нет медкабинета, хотя должен быть?

Все оказалось до безобразия просто — медсестры и врачи не хотят идти в школы.

Во-первых, платит им не школа, а поликлиника, поэтому заработок за такую работу небольшой, всякие надбавки и стимулирующие за пациентов не набираются.

Во-вторых, работа медика в школе не дает ему право на льготный стаж для выслуги лет. То есть он может только совмещать такую работу со сменами в той же поликлинике или больнице. Желающих, как видно, немного.

Вот и простаивают в школах медкабинеты, а их руководство никак не может повлиять на ситуацию. Зато если с ребенком в школе что-то случается, отвечать должны именно учителя и директор школы. А подстраховаться они могут только аптечками в каждый класс. Которые зачастую просят купить родителей, так как такая статья расходов бюджетом не предусмотрена.

Автор текста — Юлия Дидух, журналист, мама школьника.

А как вы считаете, нужны в школах медкабинеты или это пережиток советского времени?


Прививки, профилактика, контроль. Роспотребнадзор разъяснил, какие функции выполняют медработники в учебных заведениях.

Медкабинет в школе не только для того, чтобы помазать селенкой ссадину, полученную на физкультуре, и выдать витаминку в случае легкого недомогания. Рассказываем, когда и по какому поводу можно и нужно обращаться к школьному медработнику.

1. На прививку

В школьных стенах проводится вакцинация учащихся (при наличии лицензии на данный вид медицинской деятельности). Перед прививкой врач обязан осмотреть ребенка, измерить температуру, уточнить дату последнего заболевания, наличие аллергии, каких-либо важных событий в жизни ученика, например, предстоящих соревнований или лечения в стационаре. И только после этого принять решение, в какие сроки проводить прививки.


Важно! Прививка проводится только с письменного согласия родителей. Отказ от вакцинации родители должны предоставить тоже в письменном виде. До прививки школьника и родителей предупредят о возможных побочных реакциях.

2. Профилактика

Лечение в школьных медицинских кабинетах не предусмотрено. Если ребенок кашляет, чихает, жалуется на плохое самочувствие, боль в горле, руке, животе – его нужно оставить дома, а не надеяться на помощь школьного врача. К тому же, ваш ребенок не должен подвергать других детей опасности заражения.

Дело школьных медработников – профилактика, а это просветительсткие беседы с учениками обо всяких полезных вещах, к примеру, о том, почему необходимо мыть руки после посещения уборной и зачем нужно прикрывать рот при кашле. Но не только.

  • После каникул медработники проверяют детей на педикулез;
  • Во время эпидемии гриппа или ОРВИ медсестра каждый день пересчитывает заболевших. При превышении 20%-ного уровня заболеваемости директор школы, опираясь на постановление Главного санитарного врача РФ и предписание главного санитарного врача региона, объявляет карантин в от­дельном классе или во всей школе;
  • С учителем физкультуры школьный врач ( или фельдшер) формирует группы здоровья;
  • С классным руководителем рассаживает учеников за партами в соответствии с санитарными требованиями.
  • В медкабинете школьник может получить справку об отсутствии контактов с больными детьми, о сделанных прививках, документы для лагеря, санатория, стационара, для спортивной секции.

3. Питание

Ежедневно медицинская сестра не только пробует еду на вкус в школьной столовой, но и оставляет суточную пробу для 2-суточного хранения на тот случай, если придется разбираться: ученик отравился купленным на углу хот-догом или обедом в школе.



Законодательством Российской Федерации устанавливается порядок обеспечения прав детей на охрану здоровья, оказания детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей:

  • профилактику заболеваний;
  • медицинскую диагностику;
  • лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение;
  • медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;
  • санаторно-курортное лечение детей.

Медицинское обеспечение в детских образовательных учреждениях и школах должны осуществлять медицинский персонал, находящийся в штате самого учреждения, или специалисты лечебно-профилактического учреждения.

Архитектурно-планировочные и конструктивные решения помещений медицинского назначения должны обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, обеспечивать условия для оказания медицинской помощи.

Требования к медицинским кабинетам

Медицинские кабинеты, осуществляющие медицинскую деятельность, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам согласно заявленным на лицензирование видам деятельности, работам и услугам.

Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих и медикаментозных средств.

Межэтажные перекрытия, перегородки, стыки между ними и отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок должны обеспечивать непроницаемость для грызунов и насекомых.

Поверхность стен, полов и потолков должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

В помещениях с влажным режимом работы, подвергающихся влажной текущей дезинфекции (процедурные, прививочные и другие помещения), стены следует облицовывать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы. Потолки в помещениях с влажным режимом должны окрашиваться водостойкими красками или выполняться другими влагостойкими материалами.

Покрытия пола в медицинском кабинете не должны иметь дефектов (щелей, трещин, дыр и др.), должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен должны быть подведены под плинтусы, плотно закрепленные между стеной и полом. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть тщательно пропаяны.

Допускается применение подвесных потолков. При этом конструкции и материалы потолков должны обеспечивать герметичность, гладкость поверхности и возможность проведения их влажной обработки и дезинфекции.

Требования к водоснабжению, отоплению, вентиляции и освещению

В медицинских кабинетах должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Системы отопления, вентиляции должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата. Нагревательные приборы должны иметь гладкую поверхность, допускающую легкую очистку, их следует размещать у наружных стен, под окнами, без ограждений.

Помещения медицинского кабинета должны быть с естественной вентиляцией. Форточки, фрамуги оборудуют системами фиксации.

Медицинские помещения должны иметь естественное освещение. Уровень естественного и искусственного освещения должен соответствовать санитарным правилам и нормам для общественных зданий. Светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны иметь сплошные (закрытые) рассеиватели.

Для обеззараживания воздуха и поверхностей помещений в медицинских кабинетах применяется ультрафиолетовое бактерицидное излучение с использованием облучателей, разрешенных к применению в установленном порядке. Методы применения бактерицидного излучения, правила эксплуатации должны соответствовать гигиеническим требованиям и инструкциям по применению ультрафиолетовых лучей.

Требования к составу и площадям медицинских помещений

Детские дошкольные учреждения

Детские дошкольные учреждения, построенные по типовым проектам, должны иметь следующий состав медицинских помещений:

  • кабинет педиатра площадью 12 м 2 ;
  • процедурный кабинет площадью 8 м 2 ;
  • изолятор, включающий в себя:

– приемную площадью от 4 до 6 м2;

– палаты площадью от 4 до 12 м2;

  • санузел с местом для приготовления дезинфицирующих средств площадью 6 м 2 .

Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора и располагаться смежно с палатой изолятора, который проектируют не менее чем на две инфекции. Палаты изолятора размещают только в изолированных помещениях.

Обратите внимание!

Использовать кабинет приема врача или процедурный кабинет как изолятор запрещено.

Общеобразовательные учреждения

Медицинский пункт общеобразовательного учреждения, построенного по типовым проектам, должен включать:

  • кабинет врача площадью не менее 14 м 2 ;
  • кабинет стоматолога площадью 12 м 2 ;
  • процедурный кабинет площадью 14 м 2 ;
  • кабинет психолога площадью 10 м 2 .

При медпункте необходимо оборудовать отдельный санузел.

Образовательное учреждение начального профессионального образования

Медицинский пункт включает:

  • кабинет врача площадью не менее 21 м 2 ;
  • процедурный кабинет площадью не менее 12 м 2 ;
  • кабинет зубного врача площадью 12 м 2 .

При медицинском пункте должен быть туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе.

Специализированные образовательные учреждения

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии

Медпункт предназначается не только для организации оздоровительно-профилактических мероприятий, но и для осуществления лечебной коррекционно-восстановительной работы, что требует расширенного состава помещений (в соответствии с профилем учреждения). Учитывая разнообразие заболеваний, сопутствующих основному дефекту, в школах-интернатах необходимо предусматривать ряд дополнительных медицинских помещений и специальное оборудование.

Во всех типах специальных общеобразовательных школ-интернатов должны быть:

  • физиотерапевтический кабинет со светолечением для всех воспитанников и водолечением для воспитанников с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата;
  • кабинеты или залы лечебной физкультуры;
  • логопедический кабинет.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям)

Приемное отделение размещают на первом этаже с обязательным самостоятельным выходом на участок.

Приемное отделение предназначается:

  • для проведения первичной санитарной обработки воспитанников;
  • для проведения медицинского осмотра и направления их при наличии показаний на лечение в стационарно-медицинское учреждение;
  • для оказания первичной психологической и медицинской помощи.

В состав приемного отделения входят:

  • санпропускник, помещение для первичного осмотра, кладовая для сбора одежды, бывшей на детях при поступлении в приют, дезинфекционная камера (при ее отсутствии используют камеру в близлежащих учреждениях), душевая, санитарный узел;
  • кабинет врачебного осмотра площадью не менее 12 м 2 ;
  • изолятор (не менее 2 палат площадью по 9 м 2 каждая);
  • помещение для обработки против педикулеза площадью не менее 6 м 2 ;
  • буфет-раздаточная с 3-секционной мойкой площадью не менее 6 м 2 ;
  • санитарный узел с ванной комнатой или душевой площадью не менее 8м 2 и помещение для одевания воспитанников площадью не менее 5 м 2 ;
  • раздевалка для персонала площадью не менее 5 м 2 .

В состав медицинских помещений должны входить:

  • кабинет врача-педиатра - площадью не менее 12 м 2 ;
  • кабинет психоневролога-психолога - площадью не мене 14 м 2 ;
  • кабинет психотерапии площадью не менее 18 м 2 ;
  • кабинет медицинской сестры площадью не менее 14 м 2 ;
  • процедурный кабинет площадью 18 м 2 ;
  • санитарный узел для персонала;
  • изолятор не менее чем на 2 палаты (не более чем на 2 койки каждая) с санитарным узлом.

Важно!

Медицинские помещения, помещения для сна и занятий детей следует изолировать от кухни и прачечной, чтобы избежать отрицательного влияния шума, высоких температур, влажности воздуха и запахов.

Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря

Все помещения, оборудование, инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений должна осуществляться не менее 2 раз в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению.

Мытье оконных стекол должно проводиться не реже 1 раза в месяц изнутри и не реже 1 раза в 3 месяца снаружи.

Генеральная уборка должна проводиться по графику с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников. Генеральная уборка процедурных, манипуляционных кабинетов должна проводиться один раз в неделю с обработкой и дезинфекцией оборудования, мебели, инвентаря.

Обратите внимание!

Уборочный инвентарь должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению, обрабатываться и храниться в выделенном помещении.

В помещениях ежегодно следует проводить косметический ремонт.

Текущие дефекты (протечки на потолках и стенах, следы сырости, плесени, трещины, щели, выбоины, отслоившаяся облицовочная плитка, дефектов напольных покрытий и др.) должно устраняться незамедлительно.

К сведению

В период проведения текущего или капитального ремонта функционирование медицинского кабинета должно быть прекращено.

Изделия медицинского назначения однократного применения после дезинфекции утилизируются в установленном порядке.

Изделия медицинского назначения многократного применения, которые в процессе эксплуатации могут вызвать повреждения кожи, слизистой оболочки, соприкасаться с раневой поверхностью, контактировать с кровью или инъекционными препаратами, подлежат дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации.

Требования к правилам личной гигиены медицинского персонала

Медицинский персонал должен быть обеспечен достаточным количеством комплектов сменной одежды: халатами, шапочками, масками, сменной обувью. Дополнительно в наличии должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены.

Стирка одежды должна осуществляться централизованно.

Медицинские работники обязаны мыть и дезинфицировать руки перед осмотром каждого ученика или перед выполнением процедур.

Медицинский кабинет должен быть оборудован аптечкой для оказания экстренной помощи.

Производственный контроль проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий

В целях защиты детей и учащихся от условно-патогенных возбудителей инфекционных заболеваний в образовательном учреждении должен осуществляется производственный контроль при проведении дезинфекционных и стерилизационных мероприятий, работ и услуг.

Производственный контроль предусматривает:

  • наличие в организации официально изданных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • назначение лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля;
  • организацию лабораторно-инструментальных исследований;
  • контроль наличия в организации документов, подтверждающих безопасность и безвредность продукции, работ и услуг;
  • визуальный контроль уполномоченными должностными лицами за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Производственный контроль проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий осуществляется на основании соответствующего раздела плана производственного контроля образовательного учреждения, включающего программу лабораторно-инструментального контроля. План производственного контроля разрабатывает лицо, ответственное за его организацию и проведение, а утверждает руководитель образовательного учреждения.

Критерии оценки качества проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в образовательном учреждении:

отрицательные результаты посевов проб со всех объектов внутрибольничной среды, в т. ч. контроль стерильности;

показатели обсемененности воздуха, не превышающие установленные нормативы;

отсутствие в помещениях грызунов и членистоногих, подтвержденное с применением субъективной оценки и объективных методов обнаружения.

Ответственность

Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 500 руб. до 1 тыс. руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 руб. до 1 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 1 года.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.


Об этом размышляют сегодня заместитель председателя Комитета Государственной думы по охране здоровья Олег Куликов, заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию Ирина Мануйлова, врач и юрист, главный консультант Лиги защиты пациентов Марина Зубкова.

Охрана тайны

По данным Минздрава, только за один учебный год на уроках физкультуры из-за внезапной остановки сердца умирают от 6 до 12 школьников. Почему происходят такие случаи?


Ирина Мануйлова: Раньше ребёнок при поступлении в школу обязательно проходил медицинский осмотр, и родители предоставляли медицинскую справку о состоянии его здоровья. Сегодня медицинская справка перестала быть обязательным документом при поступлении в школу. Школы вышли с инициативой вернуть эту норму. Да, есть действующий федеральный закон о защите персональных данных. Но учитель уже работает с персональными данными и несёт ответственность за сохранность этой информации. Тут он получит лишь дополнительную информацию о состоянии здоровья ребёнка. Она тоже подпадает под категорию тайны. Но это не праздное любопытство педагогов.

Наши педагоги оказываются сегодня в ситуации полной неожиданности, когда у ребёнка, например, возникают эпилептические приступы, а о том, что он болен, никто в школе не знает.

В каждом случае гибели ребёнка были свои причины. Но, для того чтобы исключить эти случаи, должны быть приняты общие правила. Первое: детей надо систематически обследовать. Второе: информация о состоянии здоровья ребёнка должна быть доступна учителю физкультуры. Третье: у ребёнка должно быть право, когда он почувствовал себя плохо, прийти к медработнику и взять освобождение от физкультуры.


Что делать, если медработника в школе нет? Тогда такое решение должен принимать учитель физкультуры. Другое дело – готов он к этому сегодня или нет? Когда я училась в пединституте, для нас минимальная подготовка по медицине была обязательной. К сожалению, сегодня эта практика почему-то ушла. К ней нужно возвращаться. Это позволило бы учителям увидеть, когда малыш или подросток действительно чувствует себя плохо.

Марина Зубкова: Я согласна, что каждый смертельный случай – это особый случай. Часто это недообследованные дети с редкими патологиями. Есть много заболеваний, которые могут привести к синдрому внезапной смерти. И учителя в этом не виноваты.

школа, класс, Москва

Вопрос кадров

Марина Зубкова: У нас не хватает медицинского персонала ни для школ, ни для детских садов… Я по первой специальности – врач-педиатр, думаю, что в учебных учреждениях у нас, к сожалению, работают не самые квалифицированные специалисты. Наверное, их не обучают тому, что есть особенные дети, которые теперь могут учиться в обычных школах, не обучают, как правильно себя вести с такими детьми и как им помочь.

Я считаю, что в каждом учебном учреждении должен быть медицинский кабинет, чтобы каждый особенный ребёнок мог знать, что он получит там помощь. Дети-диабетики, например, умеют сами и сахар померить, и подколоть инсулин, но, к сожалению, у них нет для этого условий в школе, и это плохо.


Этот же приказ предусматривает, что при школах должны быть открыты медицинские кабинеты. Ответственность за открытие кабинетов возлагается не на органы здравоохранения, а на органы образования и на исполнительную власть. А где взять финансирование, если в этом году в стране было ликвидировано 7 детских санаториев как для детей инвалидов, так и для детей после сложных заболеваний, которые должны проходить реабилитацию?


Ирина Мануйлова: Раньше у нас многие медработники, особенно в детских садах, находились в штатах образовательного учреждения. Но вставал вопрос: как проходить повышение квалификации? Как получить дополнительные льготы? Если доктор работал в системе образования, право на льготы как медик он терял. И вопрос контроля. Директор школы не может проконтролировать качество работы медицинского работника. У него для этого нет квалификации. Поэтому было принято решение, что школа предоставляет медицинский кабинет, оснащает его, а врачи и медсёстры находятся в штате учреждения здравоохранения.

Избыточные нормы

Ирина Мануйлова: Еще одна коллизия, с которой мы сегодня имеем дело, – это то, что согласно приказу Минздрава в учреждениях дополнительного образования также должен присутствовать медработник. В учреждение дополнительного образования наши дети приходят на 2–3 часа. И совершенно точно, если ребёнок себя плохо чувствует, на занятие в кружок он не пойдёт.

Что же касается школ, действительно, обязанность подготовить медицинский кабинет закреплена за образовательной организацией. Существует довольно жёсткий норматив, который предполагает и наличие двух комнат, и определённые покрытия стен, пола и средовой режим… Самое скромное оснащение будет стоить порядка 120 тысяч рублей. Сумма для многих школ серьёзная. Поэтому малокомплектным школам из сельской местности есть смысл заключать договор о медицинском сопровождении с тем медицинским учреждением, которое находится рядом.


Об инклюзивном образовании

Такое образование во всех без исключения школах – это утопия. Оснащение школы для реализации инклюзивного образования в разы дороже. Школы, где обучаются дети с патологиями, в соответствии с приказом Минздрава требуют более серьёзной комплектации медицинскими кадрами, там должен быть не просто врач общей практики, а нужны узкие специалисты, знающие проблемы поражения нервной системы, опорно-двигательного аппарата… Но сегодня, когда мы в целом испытываем дефицит медицинских кадров в системе здравоохранения, школа, к сожалению, получает специалистов по остаточному принципу.


Проблему надо озвучивать

Олег Куликов: Медицинские кабинеты в школах мы должны приравнять к дневному стационару. Они должны иметь инсулин, препараты для больных эпилепсией, препараты для детей с закрытой формой туберкулёза… На школьном враче лежит обязанность следить, чтобы в школе было и лечебное питание, и диетическое.

Сегодня не поднимался ещё один важный вопрос: стоматологическая помощь детям. 90% школьников выпускных классов имеют кариес зубов. Надо, чтобы стоматолог тоже был закреплён за несколькими школами. Потому что вовремя вылечить зубы – значит, спасти ребёнка от заболеваний пищеварительного тракта.

К сожалению, по итогам работы нашего здравоохранения, мы сейчас не можем сказать, что всё лучшее у нас в стране предоставляется детям. Мы ещё в начале пути, и наши медкабинеты при учебных заведениях пока не являются дневными стационарами.

Ирина Мануйлова: Мы, депутаты Госдумы, не можем повлиять на Минздрав, не можем изыскать дополнительные средства, но, если мы не будем озвучивать проблему, не будем её поднимать, она никогда не решится.

Читайте также: