Зачем в школе черчение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Необходимость изучения черчения в школе

Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные быстро адаптироваться в новых динамичных социально-экономических условиях. Работодатели все чаще заинтересованы не столько в квалификации сотрудников, сколько в их компетентности, способности работать в группе, инициативности, умении успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. Одним из важнейших условий успешного освоения, быстрого внедрения и рационального использования новой техники является умение специалистов выполнять и читать чертежи, эскизы, схемы и другую техническую документацию.

Черчение – это техническая дисциплина, основным предметом изучения которой является графическая грамотность, т.е. умение читать и выполнять чертежи

Что же лежит в основе успешного овладения техническими знаниями?

Всем известно, что головной мозг человека представляет собой основной регулятор всех функций, происходящих в живом организме. Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть центральной нервной системы. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует при выполнении только некоторых функций. Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание. Отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов. Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам. Продуктом работы левого полушария являются логический и аналитический подходы, которые необходимы для решения математических проблем. Числа и символы тоже распознаются левым полушарием. Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Оно отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С его помощью мы можем сочинять различные истории. Оно отвечает за способности к изобразительному искусству, эмоции, метафоры. Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление. Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее. Огромное значение приобретает пространственное мышление. Этот вид умственной деятельности отвечает за ориентацию в пространстве, создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения практических и теоретических задач. Отличительной особенностью пространственного мышления является то, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т.п.

Пространственное мышление - это фундамент, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности. Особенно это стало актуальным сейчас, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений.

Деятельность представления - это основной механизм пространственного мышления. Его содержанием является оперирование образами, их преобразование. В пространственном мышлении происходит постоянное перекодирование образов, т. е. переход от пространственных образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям, от трехмерных изображений к двухмерным и обратно.

Современные школьники должны уметь совмещать естественные, технические и информационные науки на нано-, микро- и макроуровнях, ощущать социальную ответственность, быть творческими личностями, иметь развитые навыки устного и письменного общения. Они должны быть готовы стать гражданами мира и понимать, какой вклад могут внести в развитие общества. Поэтому черчение изучается не только в школе, но и в профессионально-технических лицеях, колледжах, высших технических учебных заведениях. Юноши, которые выбирают профессию с техническим уклоном (электрик, слесарь, автомеханик, строитель, архитектор, геодезист и т.д.), должны понимать, что черчение является для них одним из ведущих предметов. Для девушек, которые собираются поступать на отделение дизайна (интерьера, одежды, т.д.), также черчение является неотъемлемой частью изучения выбранной профессии.

Учитывая то, что большинство учащихся поступает в среднетехнические учебные заведения, надо понимать, что черчение является одной из главных дисциплин. Знания и умения, полученные на уроках черчения в школе, помогают и облегчают обучение в этих учебных заведениях при изучении начертательной геометрии, инженерной графики, аналитической геометрии и математического моделирования, проективной геометрии.

Перечислять сферы применения графической грамотности можно и дальше. Но это технические специальности. А как же медицина? Уж там-то точно это не пригодится. Но это заблуждение! В медицине, как и в любой другой сфере деятельности, развивать пространственное мышление и уметь правильно определять расположение предметов в трехмерном пространстве и переводить полученную информацию на плоскость также необходимо. Не говоря уже о том, что медицинская техника становится все сложнее и сложнее, и без графической грамотности и технических знаний в современном мире не обойтись ни одному врачу.

Кроме того, черчение дисциплинирует, воспитывает аккуратность, точность выполняемых действий, помогает лучше разбираться в геометрии, географии, физике, технологии, информатике.

Не стоит забывать о том, что чертежи, рисунки – всё это международный язык общения. В чертежах иностранных инженеров можно разобраться, не зная языков. Для этого достаточно знать только один язык – графический - язык линий, знаков, символов, чисел.

Мне не нужно черчение в жизни, у меня по этому уроку выходят 2, иногда 3, но я не вижу смысла в этом уроке!
Мне раздражает этот урок, смысл в этих проекциях. жуть как бесит урок. не чего по нему не понимаю.
У вас бывала так в школе, когда-нибудь?
И что с этим делать, продолжать так же, или стараться понимать?

Не бывает ничего не нужного, в течении жизни пригодится. А вообще черчение предмет для художников, инженеров и архитекторов. Все предметы, вся программа, она же выводилась годами. Что то развивает моторику, что то мышление, так что зря ты так на этот урок. Старайся упорно, а не играй в angry birds на уроке, тогда все получится!

Было конечно! Нужно стараться. Во-первых, эта оценка пойдёт в аттестат. Во-вторых в жизни всё может пригодится, и не именно чернение прям конкретное, а некоторые его свойства и приёмы. Все предметы важны в школе.

черчение очень интересно и полезно) кстати не очень сложно) )
черчение есть основа начертательной геометрии и компьютерной графики, а это основной инструмент инженеров и технарей. не капризничай, а учи)) ) все что не делается, все к лучшему.

все предметы даются в школе ни просто так, а для развития кругозора.
конечно стараться понять, а лучше подойти к преподу и пусть объяснит еще раз.
и урок глядишь интереснее станет

смотря где будешь дальше учиться! к примеру мне в техническом вузе нужна тк я на черчении нечего неделал но была у меня 4 а в вузе 3 с натягом =)

Черчение развивает пространственное воображение и умение читать карты и схемы.
На мой взгляд - архиважнейшие умения в современном мире.
И вообще - бесполезных знаний не бывает, совершенно точно знаю по себе.
То что кажется ненужным - только кажется.
Жизнь постоянно поворачивается новыми гранями и ситуациями, и человек не должен быть лохом в никакой из них.
Человек должен знать все.
Абсолютно.
Это вполне возможно.
Просто у вас терпения не хватает, либо учителя не очень.

Будешь себе встроенную мебель заказывать, кухню, например, - придётся понять, что тебе дизайнер нарисовал, все ли твои пожелания учёл. А если сама будешь тумбочку собирать? Поэтому желательно хотя бы в элементарных основах разобраться - они в быту по-любому пригодятся.

Если не хочешь мучиться топографическим кретинизмом в дальнейшем - постарайся понять. Это на самом деле очень легкий предмет. Например, он связан с геометрией. Умение ВИДЕТЬ предметы в простренстве помогут и дальше по жизни. А вдруг дизайнером интерьера или одежды будешь, у вдруг дом захочешь построить или спроектировать и т. д. А потом - надо уметь читать географические карты - а это тоже из области черчения - масштабы, расстояния.

Черчение в школьном образовании — многострадальная техническая дисциплина. Её то убирают из школьного цикла, то вводят в качестве факультатива, то в некоторых школах возвращают в учебный план.

Разговаривала недавно с опытным учителем математики, и та долго охала по поводу того, что без черчения стало хуже.

А действительно ли черчение так важно?

Могут ли заменить современные графические онлайн редакторы совдеповскую миллиметровую бумагу, рейсшину и готовальню? Какая польза от ручного черчения? Где эти знания применимы?

Лично я ещё помню, как на уроке черчения нужно было оформлять рамочку на листе вокруг самого изображения. И надо было сделать это крайне аккуратно, с конкретной толщиной черты карандаша. А внутри рамочки сделать подпись буквами и цифрами определённого размера и шрифта.

Вот представим выпускницу, которая после школы будет заниматься творчеством, спортом, ну или какой-то гуманитарной специальностью. Но ведь много тех, кто пойдёт в технические колледжи и ВУЗы. И вот им-то, как раз навыков инженерной графики будет очень не хватать.

Вернёмся к школьникам — будущим технарям. Уроки черчения для них —это база. На уроках черчения объясняют то, что студент первого курса уже должен знать. Преподаватели колледжа или вуза едва ли будут объяснять, какие бывают линии чертежа, размеры и шрифты. И в теории студент, может, их и знает. Но если не было практики, расчертить правильный шрифт и размер линий ой как непросто.

А ещё чертёж — это графический интернациональный язык. Специалисты, говорящие на разных языках всегда поймут друг друга, общаясь с помощью языка графики. Схемы, чертежи, изображения —универсальный язык общения.

Остро ощущают нехватку этого предмета и учителя математики, так как учащиеся просто понятия не имеют ни о чем, что связано с пространством, графиком и воображением.

Я горжусь своими выпускниками, которые успешно осваивают инженерные дисциплины в Политехническом институте, в Военно- Механическом, в Инженерно-строительном институте, в Корабелке. Мои выпускники с гордостью рассказывают о том, как они помогают своим сокурсникам в освоении этих дисциплин. Я уверена, что у моих выпускников есть возможность быстрой адаптации к требованиям высшей школы, и они выдержат проверку на то, на сколько, соответствуют реальности их представления о будущей инженерной профессии. Ведь не секрет, что большинство первокурсников отчисляются из учебных заведений по причине того, что у них нет достаточных знаний, умений и навыков по формированию графической культуры. И сейчас, многие технические ВУЗы готовы проводить олимпиады по черчению, так как это наиболее перспективный способ поиска талантливых студентов и возможность установления более тесных связей средней и высшей школы.

Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры, развитие абстрактного мышления, пространственного воображения, творческого потенциала личности. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации, взаимное общение людей в науке, технике, обществе. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в науке, технике, производстве, строительстве, дизайне и многих областях деятельности. Графическая культура сегодня приобретает роль второй грамотности.

Основной целью школьного курса черчения является формирование у учащихся умений и навыков в чтении и выполнении чертежей, в формировании у них рациональных приемов самостоятельной деятельности, другими словами, происходит вовлечение в активную работу мышления, воображения, памяти и органов чувств школьника. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся. Не секрет, что многие учащиеся не обладают достаточно развитым пространственным воображением. Пространственное воображение сопровождает нас в течение всей жизни. Мы живем и двигаемся в трехмерном пространстве, предметы в повседневной жизни занимают пространство. Пространственное воображение может служить для различных целей. Оно является способом приобретения и переработки информации, формулировки задач, полезным помощником или средством при решении определенной проблемы.

Необходимость усовершенствования графического образования в целом диктуется не только современными требованиями производства, но и ролью графики в развитии технического мышления и познавательных способностей учащихся. Развитое воображение необходимо бизнесмену при принятии рискованных финансовых решений; политику, прогнозирующему общественный резонанс своих выступлений, ученому, инженеру, любому человеку, всем, кто в своей деятельности должен мысленно представлять последствия своих поступков и возможные варианты развития событий. Словом, воображение является одним из жизненно важных качеств человека. Проверку уровня развития такой способности часто включают в процедуры профессионального отбора при трудоустройстве. Воображение значимо для человека в личностном плане.

Графический язык не имеет межнациональных и международных границ. Он одинаково понятен людям независимо от того на каком языке они разговаривают. Графический язык намного легче приспособить для обработки на компьютере. Любая графическая информация сравнительно со словесной отличается большей конкретностью, выразительностью и лаконичностью.

Решение всех задач начертательной геометрии основано на аксиомах, т.е. положениях, не требующих доказательства. Несмотря на их простоту и бесспорность, при недостаточно развитом пространственном воображении и усвоении в начале изучения курса часто бывает затруднено. Пространственное воображение как основа графической культуры дает человеку возможность прогнозировать, планировать и корректировать свои действия. Умения создавать в воображении образы объектов действительности и оперировать ими является характерной особенностью интеллекта человека, а развитие пространственного воображения в определенной мере может оказывать содействие его интеллектуальному развитию.

Сам процесс развития пространственного воображения способствует оптимальному и интенсивному развитию таких психических функций, как память, мышление, восприятие, внимание, которые являются обязательными для успешного обучения. Пространственное воображение имеет особое значение для будущего инженера, как средство чтения чертежей и схематических условных обозначений.

Все психические процессы, в том числе и пространственное воображение школьников, совершенствуются в результате деятельности. Это деятельность должна чем-то стимулироваться и направляться, то есть необходима система упражнений. Сравнение и измерение геометрических величин, приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами, решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности.

Способность человека к переработке графической информации является одним из показателей его умственного развития. По тому, насколько готов человек к решению пространственных задач графическими методами, можно определить степень его общей и политехнической образованности. Поэтому, я считаю, графическая подготовка должна стать неотъемлемым элементом общеобразовательной подготовки. И, вероятно от мудрости руководителя школы зависит, вводить ли курс черчения в программу занятий или нет .

Читайте также: