Зачем нужны спортивные школы

Обновлено: 05.07.2024

Тренировки должны быть обязательной частью расписания каждого ребёнка. Они приносят много пользы растущему организму:

  • во время занятий вырабатываются эндорфины — гормоны счастья, которые улучшают самочувствие и настроение;
  • кровь насыщается кислородом;
  • нормализуется сон: усталость от физической нагрузки помогает легче засыпать;
  • спорт делает ребёнка более энергичным;
  • появляются новые друзья — можно найти единомышленников в зале или на стадионе во время пробежки.

Критерии подбора спортивных кружков

Вопрос, как выбрать секцию для ребёнка, порой ставит мам и пап в тупик. На что ориентироваться и чем руководствоваться, чтобы не навредить сыну или дочери?

Желание ребёнка

Это главный критерий. К сожалению, родители часто записывают детей в ту секцию, куда сами ходили в детстве. Например, папа всё детство провёл с клюшкой на льду, и теперь на вопрос, в какую спортивную секцию отдать мальчика, ответ один — хоккей. Или, наоборот, взрослые пытаются вырастить чемпиона по виду спорта, в котором не реализовались сами. Скажем, мама в детстве мечтала стать балериной, и поэтому ставит дочку к станку. Но подавленные желания не должны влиять на то, в какую спортивную секцию отдать девочку.

Опираться стоит на склонности и интересы ребёнка, а если он не проявляет желания заниматься каким-то определённым видом тренировок — не стоит заставлять, иначе эффектом может стать ненависть к любому спорту.

Природные способности

Хорошие начальные данные обеспечивают гладкий старт. Если ребёнок гибкий — стоит попробовать гимнастику, любит забираться на деревья — поискать кружок по скалолазанию. У каждого свои способности, и важно учитывать их при выборе спортивной секции.

Состояние здоровья

Посоветуйтесь с врачом и ознакомьтесь с возможными противопоказаниями и рекомендациями. Например, если ребёнок склонен сутулиться — плавание определённо пойдёт на пользу.

Близость занятий к дому

Размышляя о том, в какую спортивную секцию отдать ребёнка, изучите все возможные варианты рядом с домом. Школьная нагрузка — довольно высокая, и будет тяжело после занятий ехать в секцию через весь город, а ученику начальных классов и вовсе может понадобиться помощь и сопровождение взрослых.

Сарафанное радио

Поспрашивайте друзей о разных секциях, всегда полезно узнать о чужом опыте. Возможно, приятели вашего ребёнка уже куда-то записаны, и он с удовольствием присоединится. Не стесняйтесь задавать другим родителям вопрос, как выбрать секцию для ребёнка, прислушивайтесь к советам, но помните, что окончательное решение остаётся за вами.

Как физкультура влияет на учёбу

Перед тем как выбрать спортивную секцию для ребёнка, многие родители переживают, что увлечение помешает образованию. Вместо того чтобы прилежно сидеть над домашками, он пойдёт бегать, прыгать и кувыркаться.

Это ошибочная позиция. По мнению учёных, есть прямая связь между школьной успеваемостью и физическими упражнениями: чем чаще ребёнок тренируется, тем лучше он учится. После активной нагрузки легче запоминать информацию, снижается утомляемость и повышается концентрация. Если хотите, чтобы ребёнок не только чувствовал себя бодрее и энергичнее, но и улучшил школьные оценки, — отдайте его в секцию.

К мнению Василия присоединяются и другие школьники.

Когда увлечение становится серьёзным

Проблемы начинаются тогда, когда ребёнок переходит в разряд профессиональных спортсменов. Регулярные жёсткие тренировки, сборы, выезды и соревнования занимают больше времени, чем умеренная и любительская физическая нагрузка, и рано или поздно это начинает сказываться на отметках.

Если в начальной школе совмещать спорт с учёбой ещё можно (уроков мало, педагоги относятся лояльно), то в средней приходится выбирать — либо призы и первые места, либо пятёрки в электронном журнале. График будущих чемпионов настолько плотный, что поддерживать посещаемость и вовремя сдавать домашки становится сложно. Продолжая учиться на очной форме, практически невозможно нормально тренироваться, посещать сборы и соревнования.

Семейное обучение даёт свободу. Можно всё успевать и везде показывать хорошие результаты: гибкий график позволяет совмещать занятия и спорт.

Чтобы ребёнок стал хоумскулером, родители пишут в органы управления образованием заявление, которое носит уведомительный характер — отказ невозможен по закону. После этого останется прикрепиться к любой аккредитованной школе для сдачи аттестаций и организовать образовательный процесс.

Например, Варя Онохина профессионально занимается спортивной аэробикой и сдаёт аттестации экстерном. Хоумскулинг помогает экономить время, ведь учиться можно даже в общественном транспорте по пути в секцию.

А чемпионка России по конному спорту Яна Громова перешла на семейное образование, когда родители поняли, что школьный график несовместим с её насыщенным образом жизни.

Истории знаменитостей

Среди других именитых спортсменов можно выделить Марию Киселёву. Она не только трёхкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, но и, по собственному выражению, вечная отличница. К сожалению, семейной формы обучения тогда ещё не существовало, но родители перевели дочь в специализированную школу. Врождённая сила воли и высокая самодисциплина помогли ей поступить в институт, войти в состав юношеской сборной и уже через несколько лет завоевать первое золото в Европе.

Индивидуальные маршруты

Индивидуальные образовательные маршруты позволяют выстроить траекторию обучения для конкретного ребёнка. Конечно, некоторые предметы придётся для сдачи аттестации освоить всем, но по большей части маршрут состоит из предметов, которые нравятся ребёнку.

Гибкое расписание

Расписание — свободное и комфортное. Занятия начинаются не раньше 10:00, между уроками минимум 15-минутный перерыв. Базовые предметы проходят в первой половине дня, углублённые и олимпиадные — во второй. Ребёнок сможет нормально высыпаться и ездить на соревнования и тренировки.

Аттестация через интернет

Поддержка

Большинство ребят в отзывах и интервью упоминают персональных кураторов. Это студенты-старшекурсники и недавние выпускники топовых вузов России, которые находятся на одной волне с хоумскулерами и готовы в любую минуту помочь советом или ответить на вопрос.

Резюме

Спорт полезен для здоровья. Физические нагрузки стимулируют кровообращение, насыщают организм кислородом, нормализуют сон, улучшают самочувствие.

Чтобы выбрать спортивную секцию для ребёнка, опирайтесь на его желания, природные способности, состояние здоровья. Важно найти её поблизости и послушать отзывы других родителей.

Спорт положительно влияет на учёбу. Он улучшает концентрацию, усвоение информации, заряжает энергией.

Но если увлечение становится серьёзным, и ребёнок хочет стать профессиональным спортсменом, то сохранить хорошую успеваемость будет не так просто. Выходом для многих семей становится семейное образование, оно разрешено в Российской Федерации и позволяет учиться дистанционно.

Совмещать профессиональные тренировки и образование действительно возможно. Пример тому — известные всей стране спортсмены и спортсменки, которые достигли высот в обеих сферах.

Занимайтесь спортом и хорошо учитесь!

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


Узнайте, как перейти на домашнее обучение в 5–11-м классах. Рассказываем, как подтолкнуть ребёнка к самостоятельности, найти баланс между учёбой и хобби, а главное — меньше переживать.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Вырастить своего ребенка сильным, здоровым и успешным – первостепенная задача всех родителей. Сейчас для гармоничного развития детей есть очень большие возможности: можно учиться рисовать и танцевать, играть на музыкальных инструментах, петь, конструировать, в общем, творить! Но не менее важным, чем духовное и интеллектуальное, является и физическое самосовершенствование человека. Поэтому он обязательно должен заниматься спортом – с самого детства.


Виды спорта на любой вкус

Расскажем о самых популярных.

Особенности обучения в КАНТ

Процесс обучения проходит в несколько этапов: с начального и до завершающего, после которого уже можно участвовать в соревнованиях, периодически проводимых в спорткомплексе. Цена тренировок вполне доступна, в школе могут обучаться и дети с ограниченными возможностями.


ВНИМАНИЕ! НИЖЕ РЕКЛАМНЫХ БЛОКОВ ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ. ВСЕ КОММЕНТАРИИ ПРОХОДЯТ ПРЕМОДЕРАЦИЮ, ПОЭТОМУ ХОРОШО ПОДУМАЙТЕ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЧТО-ТО НАПИСАТЬ.

Воспитание полноценной сформировавшейся личности - задача не из легких, о выполнении которой сполна задумывается не каждый родитель. С малых лет малыш должен обладать возможностями для реализации своей активности и заряда бодрости. Развитие лидерских качеств и целеустремленности также происходит на фоне общения со сверстниками, что доступно в спортивных секциях для детей. Таким образом, можно сделать вывод, что записать малыша в спортивную секцию полезно исходя из двух кардинально отличающихся точек зрения.

Физическое развитие

В современном жизненном ритме все меньше времени отводится на физическую нагрузку. Достижения цивилизации призваны облегчить человеку физический труд и нагрузки. Добрую часть того, что наши прадеды делали, прикладывая физические усилия, мы сегодня совершаем автоматически, порой не отрываясь от офисного кресла или уютного дивана. Из увлечений модными становится широкое разнообразие пассивных занятий, а приверженцем спорта тот или иной человек становится периодически.

Современная медицинская статистика утверждает, что до половины детей дошкольного возраста обладают минимум одним хроническим заболеванием. Объяснять это можно экологической обстановкой и врожденными склонностями, но иммунитет во многом явление, поддающееся формированию и влиянию. Физическая нагрузка занимает здесь не последнее место.

Какие они, современные дети? При максимальном внимании к ним их родителей они вырастают эрудированными и сообразительными, степень воспитанности и особенности характера не всегда поддаются достаточной коррекции, однако среди всего прочего родители могут повлиять на место спорта в жизни своего ребенка. В первую очередь своим примером, а во-вторых, выявлением талантов и предпочтений самого малыша.

Можно ли вырасти стройным и пышущим энергией в семье, где воссоздан культ нездоровой еды и фаст-фудов, где свободное время проводится у телеэкранов, а о долголетии и здравии ведутся лишь разговоры? Редко, и такие исключения лишь подтверждают общее правило - чтобы ребенок полюбил спорт, чтобы стал, например, по утрам делать зарядку и не прогуливал физкультуру, ему положительный пример должен показать родитель.

Физическая нагрузка справедливо считается одним из ведущих факторов влияния на формирующийся в юном возрасте иммунитет. Малая физическая активность и увлечение компьютерами/телевизорами, равно как и книгами/рукоделием, прочими полезностями отчасти объясняют такую неутешительную статистику. Данные медицинских журналов усугубляются сведеньями о школьниках - 9 из 10 детей в школе ухудшают свое физическое здоровье. Развиваются нарушения осанки, проблемы со зрением, на фоне неправильного питания страдает ЖКТ, из-за нехватки витаминов и все тех же физических нагрузок - сердечнососудистая система. Увлечение малыша разновидностями спорта могло бы способствовать его уважению среди сверстников, чем предотвращается множество психологических и эмоциональных нарушений.

  • опорно-двигательного аппарата,
  • сердечнососудистой системы,
  • дыхательной системы,
  • энергообеспечивающих систем организма и метаболизма,
  • а также повышающих выносливость всех внутренних органов.

Воспитание спортивного духа и уважения к спорту

Спортивные секции для детей позволяют ребенку развиться не только физически, что первостепенно, но и морально. Здесь важно очертить разницу между физкультурой и спортом в жизни ребенка.

Преобладающему числу детей с ранних лет свойственна активность, игривость, неусидчивость. Вплоть до позднего школьного возраста в ежедневном распорядке ребенка должно иметься несколько часов на активный досуг - игры во дворе, со сверстниками и/или взрослыми, посещение детских спортивных секций и уроков физкультуры в школе, активные выходные дни и разнообразный досуг. При таком воспитании к юности и взрослому возрасту, можно рассчитывать, молодой человек продолжит уделять внимание своей физической форме. Физкультура способна подкорректировать некоторые физические недостатки, на этапе формирования костно-мышечной массы способствует ее крепости и здоровому развитию. Профессиональный спорт преследует несколько другие цели.

Если любительское отношение к спорту у ребенка проявляется в понимании значения физических нагрузок на его организм, если ему интересна конкретная разновидность спорта и приобретенные в секции друзья, это один эффект. Совершенно другие качества развиваются при профессиональном подходе. У ребенка воспитывают нацеленность на достижение результата. Важен не столько сам процесс занятий и развития, сколько полученные на исходе результат - тут имеют место соревнования и победы.

детские секции

Отдавать ли ребенка в профессиональный спорт - тема для вечных обсуждений и споров. Одни утверждают, что это здоровье, ставшее образом и смыслом жизни, вместе с тем повод для гордости. Другие же указывают на примеры того, как круг интересов ребенка, затем подростка, а затем и взрослого сужается, как часты и порой серьезны спортивные травмы, как ребенок нередко становится жертвой амбиций родителя и тренера.

О том, какие качества будут развиты в малыше, сложно судить однозначно. Это зависит и от разновидности спорта, и от индивидуальных задатков ребенка. Можно рассчитывать на формирование таких качеств:

  • лидерские качества;
  • командный дух;
  • дисциплинированность;
  • целеустремленность;
  • ответственность;
  • стрессоустойчивость;
  • выносливость;
  • сила воли;
  • уверенность в своих силах и возможностях.

Увлечение спортом не должно происходить в ущерб моральному и интеллектуальному развитию ребенка.

Принципы выбора спортивных секций для детей

Сегодня вниманию родителей предлагается широкое разнообразие спортивных секций для детей. Выбор отдельных из них в любом случае требует внимания к личным предпочтениям малыша. Распространены случаи недовольства ребенка относительно посещаемых занятий, ни в коем случае они не должны стать обязанностью для него.

В каком возрасте отдавать ребенка в спортивную секцию?

Притом, что каждый родитель желает своему ребенку здоровья, многие причиняют вред, отдавая ребенка в спорт слишком рано. Если увлечься спортом никогда не поздно, то чрезмерные нагрузки в раннем детском возрасте могут сыграть злую шутку - минимум малыша не увлечет подобранная для него секция, максимум он может травмироваться.

Выбирая спортивную секцию для детей, не пренебрегайте консультацией физиотерапевта или как минимум конкретного тренера. Осмотр врача позволит определить показания и противопоказания к выбору того или иного вида спорта. Как уже было сказано, 45% детей к дошкольному возрасту обзаводятся некоторыми заболеваниями, слабостью иммунитета. Профессиональный осмотр позволит судить о необходимости той или иной физической нагрузки в конкретном случае.

В выборе спортивной секции для детей не последнее значение имеет и уровень физического развития ребенка. Притом, что малыш может тяготеть к определенному виду спорта, его организм может просто не быть к тому готовым, о чем вам сообщит и доктор, и тренер. Проигнорировав их мнение, вы рискуете раньше времени забрать малыша из выбранного спорта и остаться крайне недовольными полученными результатами.

Вспомогательную функцию выполняет и общение с другими родителями, ознакомление с мнением единомышленников - пообщайтесь с родителями детей из заинтересовавшей вас секции. Узнайте, в каком возрасте они отдавали туда своих детей, с какими трудностями столкнулись, как их преодолели, какие преимущества ощутили.

Существует стандартное, общепринятое мнение о том, каков средний возраст новичков в определенных разновидностях спорта:

  • трехлетний возраст считается самым низким порогом для вхождения в спорт, прогрессивные и инновационные методики позволяют в столь юном возрасте приобщить малышей к художественной гимнастике, фигурному катанию, плаванью;
  • с четырехлетнего возраста можно быть более уверенным в предпочтении спортивной и художественной гимнастики, танцев, плаванья;
  • с пяти лет можно задуматься об увлечении единоборствами - каратэ, дзюдо, айкидо, ушу;
  • в шестилетнем возрасте расширяются группы по фигурному катанию;
  • с семи лет детишек активно принимают в группы по акробатике, спортивным танцам, настольному теннису.
  • раньше десяти лет противопоказаны занятия тяжелой атлетикой.

Преимущественно число спортивных секций распахивают свои двери перед детьми шести-семи лет и более. Считается, что ранее организм не является столь окрепшим, а характер хотя бы минимально сформировавшимся для того, чтобы физические нагрузки оказали исключительную пользу. До этого возраста родители могут развиваться физическую культуру у ребенка - научить его езде на коньках, роликах и велосипеде, делать с ним утреннюю зарядку, а в теплое время года совершать утренние или вечерние пробежки. Если домашнее пространство позволяет, то полезно установить спортивный уголок в детской комнате, не ограничивать ребенка в движении на улице, среди сверстников.

Как привить интерес ребенка к спорту?

В основе любого выбора для ребенка должны содержаться его мнение и круг интересов. Спортивные кружки тем отличаются от других возможных для ребенка, что в их выборе лежит не увлечение малыша соизмеримое с его возможностями. Ориентироваться на таланты и склонности ребенка в выборе спортивной секции стоит во вторую очередь, а изначально анализировать, какие нагрузки пригодятся ему в будущем и как они отразятся на его здоровье. Безусловно, это не означает, что необходимо принуждать к чему-то малыша или реализовывать за счет него свои несостоявшиеся мечты. В общении со своим чадом, прислушайтесь к следующим нюансам:

  • если ребенок категорически настаивает на конкретной разновидности спорта, и к тому нет противопоказаний, рискните; спортивный кружок это не школа, посещение его всегда можно прекратить или переменить;
  • если ребенку не понравилась или перестала нравиться выбранная секция, обсудите причины случившегося, ни в коем случае не упрекая его и не утверждаясь в собственной правоте;
  • поинтересуйтесь, какие секции посещают друзья вашего малыша, возможно, таковые будут интересны и ему, однако будьте рассудительны - не стоит отдавать ребенка в очевидно неподходящий по уровню физического развития кружок только из-за того, что там занимаются его друзья;
  • спортивные занятия могут поспособствовать урегулировать некоторые детские конфликты, перенеся отношения в другую плоскость, однако совсем не рекомендуется отдавать малыша в ту же секцию, где занимаются его откровенные "недруги";
  • посетите с ребенком пробное занятие - таковые во множестве предлагаются как раз с целью поспособствовать определению юного новичка и его родителей.

Родители должны реально, без иллюзий оценивать возможности своего ребенка и его приверженность тому или другому виду спорта. Круг детских интересов - величина неустоявшаяся. Абсолютно нормально, когда сегодня малышу нравится одно, а завтра совершенно другое. Как раз более уверенным и ответственным в своих детских, но все же решениях малышу и помогает посещение секций. Сводив малыша на пробное занятие, услышав его твердое намерение заниматься именно здесь или же согласившись на некий компромисс, вы не должны идти на попятную, как только малыш передумал. Не раз и не два вам придется уговаривать ребенка пойти на занятия, даже в самый любимый кружок. Однако делать это стоит только в том случае, если вы действительно уверены, что нежелание идти в секцию у ребенка связано с настроением, а не стойким нежеланием заниматься этим спортом вообще.

Баланс увлечений и обязанностей

По отношению к взрослому человеку часто высказываются мысли о том, что необходимо найти баланс между работой и личной жизнь, обязанностями и досугом, отдыхом. Когда речь заходит о формировании распорядка дня для ребенка перед родителями стоит задача сбалансировать обучение, посещение, секций, наличие свободного времени. Преобладание последнего часто становится причиной сложностей в детском или подростковом возрасте. Потому формирование рабочего и выходного дня для ребенка должно состоять из времени на обучение и времени на увлечения.

Крайне редко увлечение спортом оправданно отнимает больше времени, чем посещение школы и развивающих секций. В свободное от обучение время, а это, по сути, половина каждого буднего дня и два выходных, малыш может посещать любое допустимое количество кружков, при том успевать выполнять домашние задания и еще несколько часов может отводиться на банальное ничегонеделанье.

Время и день недели для спортивных занятий, как и для посещений любого кружка, следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Например, если после школы он очень устает или не может делать уроки родительского контроля, то секцию целесообразнее посещать сразу после уроков, а вечернее время отводить на выполнение домашних заданий. Если секция находится далеко от дома или школы и малыша необходимо туда водить, удобно отвести под занятия выходные дни. Частота и продолжительность занятий зависят от многих факторов:

  • работоспособность ребенка,
  • нагрузка в школе,
  • сложность и утомительность занятий в секции,
  • возможности родителей по сопровождению ребенка.

В компетенции родителей лежит контроль детской нагрузки - при этом желательно, чтобы сначала была выполнена вся обязательная работа, в частности школьные обязанности, затем малыш должен потренироваться в рамках факультативов и спортивных занятий, и лишь при наличии после всего этого времени допускается свободный досуг.

Немаловажно привить ребенку понимание того, что факультативные кружки и секции для него это хобби, увлечение, удовольствие, которого в принципе он можно лишиться при плохом поведении.

Преимущества и недостатки отдельных спортивных секций для детей

В качестве подсказки и напутствия для родителей может стать ниже приведенные преимущества и особенности некоторых спортивных направлений:

Выше перечисленные особенности могут быть основополагающими в выборе секции, однако окончательное решение производится на основании сопоставления интересов малыша и его физических возможностей. Любая спортивная секция для детей должна быть одновременно интересной и безопасной для них.

Ученики на уроке физической подготовки, занимаются с баскетбольными мячами

  • вовлекать детей в спорт, воспитывать интерес к нему;
  • пробуждать желание вести здоровый образ жизни и гармонично развиваться – в том числе физически;
  • повышать уровень физподготовки согласно требованиям программ.

Поскольку речь идет о дополнительном обучении, в большинстве случаев спортивные и общеобразовательные школы существуют независимо друг от друга, поэтому физической подготовкой ребята занимаются в свободное от основной учебы время. Однако есть и особые учреждения, которые в это правило не вписываются. О них мы тоже обязательно расскажем.

Основные типы спортивных школ

В России существует несколько видов учебных заведений, которые занимаются физподготовкой детей и подростков. Вначале речь пойдет о возможных организационно-правовых формах.

ДЮКФП

Детско-юношеские клубы физической подготовки стремятся массово приобщать ребят к систематическим занятиям спортом. Их задача – охватить как можно бо́льшую аудиторию, чем и обусловлены особенности ДЮКФП:

  • строгий профильный отбор учеников здесь не проводится, нет и отчисления из-за неуспеваемости или бесперспективности;
  • программы предлагаются, как правило, по нескольким видам спорта, то есть узкой специализации такие школы не имеют;
  • опять же из-за прицела на массовость эффективность работы клуба оценивается не по количеству учеников, получивших спортивный разряд, а по их общей физической подготовленности;
  • воспитанники участвуют главным образом в непрофессиональных соревнованиях или в состязаниях невысокого уровня.

Чтобы увлечь спортом как можно больше потенциальных учеников, ДЮКФП предлагают программы по наиболее интересным для подростков дисциплинам. Так, например, на базе керченского Детско-юношеского клуба физической подготовки работает сразу 10 секций: акробатики, баскетбола, кикбоксинга, легкой атлетики, дзюдо, тхэквондо, футбола, фехтования, стрельбы из лука и традиционной тюркской борьбы куреш. В группы набирают ребят преимущественно от 7 до 18 лет без медицинских противопоказаний, причем заниматься можно в нескольких секциях сразу либо переходить из одной в другую. Обучение – исключительно бесплатное, и при переизбытке желающих приоритетом пользуются обладатели социальных льгот.

Детско-юношеские спортивные школы – учреждения уже более серьезные в том смысле, что они занимаются углубленной подготовкой. Дисциплин может быть несколько или всего одна-две, но в среднем их меньше, чем в клубах, то есть направленность у ДЮСШ более узкая. Если обычные секции созданы больше для ребят, нацеленных на общефизическую подготовку (ОФП), то школа ориентирована в том числе на тех, кто в будущем планирует заниматься спортом профессионально. Поэтому и отбор детей в СШ – более строгий: кандидаты не только предоставляют документы об отсутствии медицинских противопоказаний, но и сдают нормативы. В отличие от клубов, ДЮСШ нацелены не столько на процесс, сколько на результат обучения и потому заинтересованы в том, чтобы отбирать наиболее способных и перспективных воспитанников. В связи с этим тренеры нередко сотрудничают с общеобразовательными школами и сами приглашают способных с их точки зрения ребят на пробные занятия. Так как программа в СШ более сложная и нагрузка выше, чем в клубной секции, ученики спортшкол в обязательном порядке проходят регулярную диспансеризацию для получения допуска к дальнейшей подготовке.

СДЮШОР

Спортивные детско-юношеские школы олимпийского резерва, как понятно из самого названия, занимаются подготовкой по дисциплинам, которые входят в программу современной олимпиады. Эти учебные заведения очень похожи на ДЮСШ, но все же имеют ряд отличий:

  • Обучение включает в себя дополнительный этап. Всего их 5: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, тренировочный, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Последнего этапа в обычной СШ нет, поэтому максимум, которого могут достичь ее воспитанники, – звание кандидата в мастера спорта. Ученики же СДЮШОР становятся резервом для национальных сборных и потому потенциально могут достичь профессиональных вершин в выбранной дисциплине.
  • Ежегодная программа рассчитана на большее количество часов. В ДЮСШ ребята занимаются 36–42 недели в году, в школе олимпийского резерва – до 52-х.
  • Предъявляются более высокие требования к результатам работы как самой школы, так и ее воспитанников. В СДЮШОР важны достижения, поэтому успехи ребят регулярно проверяются: они периодически сдают нормативы, и их могут даже отчислить за многочисленные пропуски или неудовлетворительные результаты тренировок. Кроме того, школа олимпийского резерва в норме должна выпускать не менее 30% своих подопечных, ДЮСШ – всего 10%.

В качестве примера можно упомянуть СШОР № 1 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, где подготовка ведется по 8 олимпийским дисциплинам: дзюдо, вольной и греко-римской борьбе, художественной гимнастике, самбо, джиу-джитсу, спортивным танцам и киокусинкай (разновидности карате). Хотя учреждение бюджетное и основные программы там бесплатны, коммерческие услуги тоже предусмотрены. Речь идет о дополнительных занятиях по общефизической подготовке, питании и организации спортивных мероприятий на территории школы.

Подводя промежуточный итог, можно сказать, что в СДЮШОР стоит отдавать ребенка с перспективой на переход в большой спорт. Если же прицела на дальнейшую карьеру нет и вас больше интересует физическое развитие как таковое, то упрощенной программы ДЮСШ будет достаточно.

ДЮСАШ

Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы занимаются физподготовкой, реабилитацией, объединением и социальной адаптацией ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – нарушениями зрения, слуха, интеллекта, болезнями опорно-двигательного аппарата. Количественно таких учреждений в России относительно немного, и все они руководствуются особыми федеральными стандартами подготовки, разработанными специально для спортсменов с ОВЗ.

Хорошим примером организации этого типа служит Спортивно-адаптивная школа Свердловской области, которая занимается подготовкой резерва для региональных и федеральных команд. Занимаются здесь не только дети, но и взрослые, но существенной разницы между ДЮСАШ и САШ как таковой нет. В зависимости от характера патологии, основные программы в школе делятся на 4 типа:

  • Для слабослышащих. Сноуборд, спортивное ориентирование, лыжные гонки, фитнес, легкая атлетика, настольный теннис.
  • Для слабовидящих. Голбол, дзюдо, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание.
  • Для людей с интеллектуальными нарушениями. Настольный теннис, футбол, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание.
  • Для спортсменов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Пауэрлифтинг, легкая атлетика, плавание.

САШ активно сотрудничает со специальными общеобразовательными учреждениями и привлекает их воспитанников в физкультурные и спортивные группы. Занятия способствуют коррекции основного дефекта ребенка или подростка и в то же время работают на его социализацию. Несмотря на то, что спорт высоких достижений для такого рода учреждений не приоритет, САШ Свердловской области активно участвует в развитии паралимпийского движения и готовит участников соревнований (в том числе международных) для людей с ограниченными возможностями.

Классификация по виду пребывания и особенностям обучения

Выше мы рассмотрели различия между спортивными школами с точки зрения их организационно-правовых форм и общей направленности. Теперь же поговорим о видах этих учебных заведений в контексте их внутренней организации и особенностей работы.

Спортивные интернаты

Общеобразовательные школы со спортивным уклоном

Средние школы с уклоном хороши тем, что основное образование в них гармонично сочетается со спортивным. Если ребенок ходит в сторонний клуб или ДЮСШ, баланса в этом плане достичь труднее, особенно если цель – высокие достижения. Например, на соревнования часто приходится отпрашиваться с уроков, тренировки порой тоже накладываются на основные занятия, что потенциально может привести к ухудшению результатов как по спортивным, так и по общеразвивающим дисциплинам. Если же школа и ДЮСШ объединены или, как минимум, сотрудничают, основная программа и расписание изначально составляются с учетом дополнительной нагрузки, поэтому и вероятные организационные проблемы решаются сами собой.

Комплексные учебные центры

Условия поступления

Требования, которые спортшколы предъявляют к потенциальным ученикам, разнятся в первую очередь в зависимости от типа учебного заведения. Каждое учреждение вправе корректировать условия набора, но общие закономерности таковы:

  • ДЮКФП. В секцию клуба поступить проще всего, поскольку нормативы обычно сдавать не нужно, достаточно лишь предоставить основные документы (о них ниже).
  • ДЮСШиСДЮШОР. Кандидаты проходят конкурс, где демонстрируют природные способности или, если речь идет об уже подготовленных детях, то и умения в соответствующем виде спорта.
  • ДЮСАШ. Спецшколы, которые призваны реабилитировать людей с ОВЗ и содействовать их адаптации в социуме, ориентируются в первую очередь на наличие медицинских показаний для обучения и на интерес со стороны самого ребенка.
  • Спортивные интернаты, школы с уклоном и комплексные центры. В общеобразовательные школы прием ведется согласно базовым правилам, установленным Минобрнауки. Но поскольку все подразделения таких учреждений взаимосвязаны, стоит готовиться и к конкурсному отбору по профильным спортивным дисциплинам.

Что касается документов, которые предоставляют администрации родители поступающих, то их список утверждает само учебное заведение. Если же проанализировать перечни на сайтах разных школ, то пакет требуемых бумаг будет включать в себя как минимум заявление, свидетельство о рождении, справку о регистрации, заключение о состоянии здоровья, фотографию и документ о родстве или праве представлять интересы ребенка.

Плата за обучение

Поскольку здоровый образ жизни среди молодежи сейчас в моде, а государство активно эту тенденцию поддерживает, нехватки спортивных школ в городах России сегодня нет. Если ваш ребенок с малых лет проявляет интерес к большому спорту или просто нуждается в общефизической подготовке, которая при отсутствии специфических противопоказаний не повредит никому, смело выбирайте достойное учебное заведение. При должном усердии спорт может стать не только интересным увлечением, но и судьбой.

Читайте также: