Зачем нужны школьные поездки

Обновлено: 04.07.2024

Во-первых, стоит отметить тот факт, что экскурсия – это всегда новые знания. Детям интересно, поэтому они впитывают информацию и с удовольствием идут ей навстречу. Экскурсии могут иметь самое различное назначение – это могут быть походы в театр, цирк или на всевозможные выставки, обзорные или предметные, но цель и задачи у них одинаковые – подарить ребенку хорошее настроение и расширить его кругозор.

Экскурсия – это возможность показать ребенку, что жизнь за пределами школы интересна и увлекательна, и можно найти массу интересного и полезного там, где они даже не представляют. Также в процессе поездки дети получают бесценный опыт и навыки самостоятельных путешествий. Они становятся более уверенными в себе и открытыми для новых эмоций и впечатлений.

Выездные поездки – это развитие и коммуникации. Последние не всегда удается выстроить в рамках школы, а здесь есть больше перспектив, чтобы раскрыться и завести новые знакомства. Кроме того, экскурсии – это всегда общение с новыми интересными людьми. Дети ближе знакомятся с творческими профессиями и растут разносторонними личностями, при этом четко понимая, чего они хотят от жизни.

Не стоит жалеть средств на познание ребенком особенностей окружающего мира. Сделайте все возможное, чтобы он раскрыл свой потенциал, а компания "Мир школьных экскурсий" поможет в этом.

Обычно на первых родительских собраниях поднимается вопрос, а куда поехать на экскурсию? Но в любом родительском коллективе найдутся как сторонники, так и противники идеи классной поездки.

Нередко останавливает инициативу классный руководитель или администрация школы: слишком много документов надо оформлять для школьного выезда. Однако находятся энтузиасты-учителя, которые изыскивают возможность через все перипетии организовать выезд класса на экскурсию. Зачем они это делают? И стоит ли родителям поддерживать подобные идеи?

Зачем нужны экскурсии?

Коллектив

Вспомните свои школьные годы. Наверное, самыми запоминающимися будут поездки, экскурсии, выходы в театр, а не многочисленные уроки. Экскурсии, походы, многодневные поездки позволяют сплотить коллектив, детям показать себя с другой стороны, раскрыть свои интересы, незаметные в школьные будни. Наконец, это возможность свободно пообщаться.

Знания

С другой стороны экскурсия – это возможность получить более полные знания и представления о городе, природе, об исторических местах и событиях.

Вы возразите мне, что содержание экскурсии остается в памяти ребенка лишь отчасти, мало что запоминается. Действительно, информация, которую озвучивает экскурсовод, забывается достаточно быстро. Но цель экскурсии не масса сваливающейся на ребенка информации, а его ощущения, впечатления.

Представление

Сейчас информацию об увиденном месте легко можно найти и в интернете. Но экскурсия — это возможность окунуться, прочувствовать память места, природу.

Например, представьте себе, что вы оказались зимой на Синявинских высотах: холодно, скользкий обрыв вниз и понимаешь всю сложность военной операции – взять под обстрелом его штурмом.

Пройдитесь осенью по парку в Михайловском – разноцветная листва, просторы настроят на лирический лад и, возможно, вам захочется писать стихи. Схожее ощущение у вас появится среди березок на берегу Оки в Константиново, родине С. Есенина.

Экскурсия со школой или индивидуально

Конечно, для получения впечатлений необязательно ездить на такие экскурсии классом. Индивидуальное изучение интересных объектов самостоятельно очень эффективно для заинтересованного, ищущего ученика. Но.

Время

Но не у всех родителей есть время, чтобы потратить его на поездку. В поездках классом есть особая атмосфера общения, совместных игр, возможность поделиться впечатлениями с учителем и одноклассниками.

Деньги

Классная поездка часто экономит средства родителей, так как стоимость транспорта делится на всех и групповое расселение в гостиницах может быть дешевле, чем, если вы отправитесь в поездку самостоятельно.

Доступность

Также ряд экскурсий индивидуально не очень доступен. Сейчас очень много интерактивных экскурсий-квестов, экскурсий-ролевых игр, которые проводятся не индивидуально, а для коллектива. Подобные экскурсии позволяют ребятам добывать знания о месте самостоятельно.

В качестве примера можно привести отличную ролевую экскурсию для школьников в крепости Орешек, где ребята ощущают себя вначале строителями, рыцарями, затем заключенными крепости и позже ее защитниками, путешествуя во времени и выполняя различные задания. Играя, школьники усваивают основные этапы жизни крепости Орешек. Задания рассчитаны на взаимодействие в команде.

Таким образом, вопреки всем препятствиям стоит отправляться на экскурсии и в различные путешествия!

Автор текста — учитель истории и краеведения, экскурсовод
Анна Демидова, Санкт-Петербург


Путешествия с классом — это форма внеклассной деятельности, а значит, и получения новых знаний. Наш блогер Юрий Подкопаев рассказывает, как организовать школьное путешествие, посчитать коэффициент вовлечённости детей и почему на этот параметр стоит обращать внимание при выборе школы.

Мне кажется, что принятой в нашей сегодняшней системе цифровой оценке школ не хватает взгляда на школу совсем с другой стороны — со стороны образовательных поездок. Наряду с баллами ОГЭ/ЕГЭ, успешности в олимпиадах, участия в worldskills и прочего, можно попробовать оценить дополнительный параметр — вовлечённость школьников в поездки.


Образовательная поездка может оказать сильное влияние на включённость ученика в группу, расширить его представление о мире и о себе, столкнуться (возможно, впервые) с бытом — обеспечением себя в непривычных условиях.

В поездках хорошо тренируются коммуникативные навыки (в том числе — языки), развивается ориентирование на местности, формируется интерес к истории и другой культуре, значительно возрастает принятие другого человека, иного стиля жизни и взглядов на разные вещи (толерантность).


Одновременно с полезностью образовательных поездок нельзя не отметить объём трудностей организационного характера, с которыми сталкиваются учителя, администрация, родители и дети. Уверен, каждый, кто пробовал согласовать детскую поездку с начальством, заказать групповой билет в РЖД или выкупить групповой перелёт в Аэрофлоте, легко оценят затраты на данный вид внеурочной активности. То есть по сути, значение данного коэффициента показывает насколько школа готова бороться за разностороннее развитие школьников, не пугаясь сложностей и гигантской энергоёмкости.


В организации образовательной поездки (как в любой педагогической деятельности) важны три этапа: подготовка, проведение и последующий анализ.

1. Подготовка

Во время подготовки необходимо максимально включать всех участников в постановку целей и задач поездки, планирование маршрута, знакомство с местностью, подготовку списка вещей и в другие организационные моменты — в семьях (да и в некоторых школьных поездках) часто эти этапы скрыты от глаз младших членов поездки. Это бесценный опыт, который напрямую связан с реальной жизнью.


Как учитель географии стал бомжом, а потом — самым известным экскурсоводом Петербурга

Ещё важным является совместная разработка содержания поездки — подготовка экскурсии, заданий и квестов для одноклассников — по той теме, которая составляет основное содержание поездки (история, искусство, математика, биология и прочее). Предметных задач может быть несколько, в таком случае разумно разбить школьников на команды, ответственные за конкретную область. Потом совместно создавать календарный план поездки (когда, куда идём и что будем там делать).

2. Проведение

В самой поездке важно выделять зоны ответственности ребятам — ориентация по карте и построение маршрута следования, покупка продуктов и приготовление ужина в дежурных группах, покупка билетов и коммуникации с информационными центрами…

3. Последующий анализ

Не менее важным является и последний этап — упаковка впечатлений и рефлексия собственной деятельности. Полезными здесь являются предварительные договоренности об итоговом продукте — видеофильме, фотовыставке, скетчбуке, книге эссе и сочинений.


Если получилось объяснить значимость образовательных поездок, попробуем вслух порассуждать о том, каким образом можно оценивать их вес в образовательной программе школы. Вовлечённость школьников в поездки можно оценить, посчитав коэффициент, который показывает отношение ночей, проведенных ребёнком в образовательных поездках, умноженных на число детей, к общему числу детей на конкретной ступени школы (начальная школа, средняя школа, старшая школа). Речь про один учебный год.

Например, можно привести расчёты данного коэффициента для средней ступени Новой школы. В 2017/18 учебном году в средней школе обучалось 130 учеников. Из них на осенние каникулы отправились в поездки три группы (всего 38 человек) на семь ночей, на математические выезды весной отправились 11 человек на шесть ночей, в большую весеннюю экспедицию отправились 58 детей на семь ночей, в июньских поездках участвовало в общей сложности 85 детей, а в летнюю историческую поездку в Венгрию отправилось 28 человек на десять дней. Всего получается 1859 человеко-ночей. В таком случае рассчитываемый коэффициент для средней школы сезона 2017/18 будет равен 1859: 130 = 14,3.


Несмотря на возросшую численность средней и старшей школы в 2018/19 учебном году (учеников стало 260), коэффициент за этот год стал ещё выше — 16,02, что говорит о важности образовательных путешествий для школы.

Разумеется, не все образовательные результаты можно перевести в цифры. Разумеется, поездка поездке рознь. Но, кажется, если дать родителям возможность познакомиться с выбранной школой с ракурса образовательных путешествий, хуже не будет. Некоторые наши знакомые родители и дети выбирают школу, в числе прочего оглядываясь на то, включаются ли в образовательную программу школы поездки и в каком количестве.

Давайте вместе тренироваться смотреть на работу школы под максимально широким углом!



Преимущества практических экскурсий

Полевые выходы предоставляют ученикам новые возможности обучения через опыт: школьная археологическая экспедиция, сбор материала для школьного музея, работа в местной биостанции, метеостанции, исследование экологической обстановки на местности и многое другое.

1.Совершенно меняются условия обучения. Полевые выходы предоставляют ученикам возможность приобрести новые знания на практике вместо того, чтобы просто пассивно слушать информацию, которую преподают в классе.

2. Ученики приобретают новый опыт, который может расширить их горизонты. Это может быть особенно полезно для учеников из тех семей, которые мы привыкли называть неблагополучными. К сожалению, эти родители мало беспокоятся о расширении кругозора своих детей.

3. Ключевые положения, теории, концепции, изучавшиеся в классе, могут быть значительно усилены. Иногда учебная информация преподнесённая по-новому, может серьёзно изменить понимание ученика. Существует большая разница между тем, чтобы изучать что-то по учебнику, и тем, что можно пощупать, рассмотреть экспонаты интерактивного музея.

5. Ученики и преподаватели могут видеть друг друга совершенно в других условиях, что поможет улучшить общение между ними. Некоторые ученики, обычно тихие и незаметные в классе, могут буквально ожить во время полевого выхода.

6. Если родители участвуют в качестве сопровождающих, они могут лучше познакомиться учителем-предметником, узнать о тех проблемах, с которыми педагоги встречаются ежедневно.

7. Федеральные стандарты требуют от учеников приобретения коммуникативного опыта. не только в общении друг с другом, но и в общении с другими, прежде всего, со взрослыми в том случае, если они работают над социальным проектом. Им необходимо учитывать возрастные, социальные особенности опрашиваемых.

Проблемы в планировании поездок

Существует ряд проблем, с которыми сталкиваются учителя при разработке практических экскурсий и работ. И эти проблемы необходимо решить ещё до предполагаемой поездки.

1.Подготовка к полевому выезду иногда занимает много времени, если учитель хочет наибольшую отдачу от неё. Необходимо скоординировать маршрут, решить вопросы с транспортом. Необходимо составить подробный план поездки и собственно самого урока вне школы. Очень хорошо, если учитель разработает ученикам максимально подробную и конкретную инструкцию (алгоритм работы).

2. Если ученики выезжают за пределы школы, это означает, что они пропустят уроки по другим предметам. В дальнейшем им придётся навёрстывать. Поэтому таких поездок в течение года не может быть много. Постарайтесь запланировать экскурсии и поездки в те дни, когда основных предметов по расписанию нет.

3. Полевые поездки могут быть дорогими, и некоторые ученики не смогут участвовать из-за материальных проблем. Организаторы полевого выезда могут попросить родителей добавить к оплате за поездку определённую сумму для поездки детей из малообеспеченных семей. А может стоит обратиться к спонсорам, чтобы собрать деньги для более дорогих поездок.

4. Учителя должны организовать сбор денег и подобрать сопровождающих. Подумайте над оптимальным количеством родителей или других учителей, которые могли бы участвовать в сопровождении.

6. Ученики попадут в более широкое окружение, чем в классе. Новое окружение может привести к дополнительным проблемам дисциплины. Как правило, учителя не могут контролировать поведение каждого ученика в полевой поездке. Очень важно, чтобы учителя установили строгие правила поведения и исключили любые возможности ненадлежащего поведения учеников во время поездок.

7. Результаты поездки порой могут не оправдать ожиданий учителя. Место полевой работы было не так интересно, как учитель надеялся. А может вмешалась погода. Времени на проведение экскурсии оказалось значительно меньше, чем ожидалось. Поэтому не поленитесь разработать другой план на случай непредвиденных обстоятельств.

8. Вполне возможно, что в поездке по тем или иным причинам смогут участвовать не всеученики. Учителя должны оставить им учебные задания, как правило, связанные с теми вопросами, которые будут изучаться в полевой поездке.

Обратная связь

Один из лучших способов узнать о результативности полевой поездки,- запросить обратную связь. Учителя могут организовать опрос участников поездки, в том числе и сопровождающих, чтобы выяснить, как они они оценили поездку. Никаких баллов! Дайте возможность поразмышлять о поездке и написать развёрнутый ответ. Это должна быть не только оценка поездки, но и отражение понимания её значимости, получения новых знаний.

Попросите учеников написать благодарность директору школы, спонсорам за организацию поездки. Это поможет вам подготовить благодатную почву к новым полевым выездам.

В целом, большинство учителей уверены, что хорошо организованные практические экскурсии, полевые работы стоят потраченных трудов, времени и нервов. Вполне возможно, что ваши ученики вспомнят эту школьную экскурсию, как главное событиеучебного года. И то время, когда они узнали гораздо больше, чем учились в классе. А может такая поездка перевернула их представление о данном учебном предмете, пробудила в них мечту о будущей специальности.

Читайте также: