Зачем нужны каникулы в школе

Обновлено: 07.07.2024

Мы помним школьные летние каникулы как счастливое и беззаботное время, когда можно забыть о школе и вдоволь насладиться свободой. Ученые подтверждают: летние каникулы являются прекрасным временем для всестороннего развития детей и укрепления семейных связей.

В рамках проекта сотрудники компании HomeToGo (метапоисковая система по предложениям жилья для отдыха) опросили психологов, педагогов и ученых, которые рассказали о пользе длительного отдыха во время летних каникул.

Знания на практике

Школа дает не только знания, но учит взаимодействию в обществе, а летние каникулы предоставляют прекрасную возможность потренировать навыки общения. Новый коллектив ждет ребенка в детском лагере, на даче, в поездке на море и даже во дворе – и именно во время длительного взаимодействия на летних каникулах дети расширяют социальные связи, учатся общаться с разными людьми и пробуют себя в разных ролях. Это особенно важно для тех детей, у которых возникли трудности со школьным коллективом – летом они могут завести новых друзей, улучшить социализацию и потренировать навыки общения.

Всестороннее развитие

Особенно благоприятно на детей влияет отдых на свежем воздухе. Ученые университета Иллинойса доказали, что даже за 20 минут на природе улучшается концентрация, а также снижается давление и уровень стресса. Особенно полезно нахождение на свежем воздухе детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Как проводить каникулы?

Существует множество способов провести каникулы – отдых на даче, поездка на море или в детский лагерь, путешествие по стране или за рубежом, – но наиболее продуктивными с точки зрения развития и познания нового являются путешествия вместе с родителями. Путешествия приносят чувство счастья и удовлетворения, позволяют лучше познать себя, свои умения, навыки и потребности, а также развивают кругозор и широту взглядов.

Ученые университета Индианы провели исследование, доказывающее, что даже мысли о путешествии и планирование поездки способны приносить счастье. После своего окончания путешествия наполняют чувством удовлетворенности и впечатлениями на долгое время.

Еще одно преимущество совместных путешествий родителей и детей – это возможность укрепить семейные связи, лучше узнать и научиться понимать друг друга. Благодаря таким поездкам у детей повышается уровень доверия родителям, появляется уверенность в себе, повышается самооценка. Во время совместных поездок дети учатся и перенимают навыки взрослых, учатся новым видам взаимодействия на примере родителей и с их помощью познают мир.


Для детей лето – это долгожданный праздник, когда нет строго расписания, не нужно рано вставать, а по вечерам готовиться к урокам. Три месяца вольной жизни, прогулок на свежем воздухе, встреч с друзьями, поездок и путешествий.

Многие родители понимают важность полноценного отдыха для перегруженных всяческими занятиями детей. Но все равно опасаются, что ребенок слишком расслабится и забудет то, что знал. А так как на каникулах у детей появляется очень много свободного времени, то у мамы возникает соблазн использовать его с пользой и по делу.

Стоит ли заниматься во время каникул, подтягивать предметы, и какая самая важная задача летнего отдыха для ребенка, рассказывает психолог Юлия Гусева.

Каникулы

Каникулы! Заветное слово для всех школьников и большинства родителей. Действительно, дети ждут летних каникул точно так же, как их ждали когда-то их родители, а до этого бабушки и дедушки. А вот что с родителями?

Зачем вообще нужны каникулы? Основная функция каникул или отпуска – это восстановление организма от того напряжения, которое накопилось за целый учебный или рабочий год. Учебный год – это время, когда у ребенка много обязанностей, которые нельзя не выполнить. Каждый день нужно идти в школу, учить уроки и жить по расписанию. Это стрессовая ситуация для организма.

А детям? Нужно ли детям удовлетворить свои неудовлетворенные во время учебного года потребности? Нужна ли им передышка? Да. Все это детям очень нужно и важно. И не надо беспокоиться, что эта передышка затянется на три месяца. Поделюсь своим опытом. Когда начались каникулы, я ничего не предлагала своему сыну, который окончил первый класс. Никаких дел, никаких развлечений. Два дня он носился по улице: катался на велосипеде, играл в футбол, волейбол, стрелял из лука и делал что-то еще, о чем я не знаю. Он не трогал книг. Он ел, гулял и спал. На третий день, набегавшись, сын начал читать и рисовать, день на четвертый-пятый сел за фортепиано, еще через пару дней взял в руки ксилофонные палочки. При этом гулять продолжал много. Очень много.

В младшем школьном возрасте детям очень важно играть, общаться с родителями и другими детьми, в среднем и старшем на первый план выступает потребность общения со сверстниками. Именно эти потребности, к сожалению, нередко не удовлетворяются во время учебного года. А неудовлетворенные потребности приводят к напряжению, к стрессу. Получается, чтобы не создать ребенку еще большую стрессовую ситуацию во время каникул, мы должны обеспечить ему возможность играть и общаться с другими детьми.

А как же занятия? Стоит ли заниматься во время каникул? Бывает, что родители за каникулы стараются решить те проблемы, которые накопились за год. Например, подтянуть математику (физику, английский). В дом приходит репетитор и… прощай вольная жизнь. Казалось бы, занимается ребенок всего-то час в день, да уроков зададут часа на два. Остальное время – отдых. Но тогда снова подступает стресс. Потому что снова жизнь по расписанию, снова обязанности (уроки). И тогда напряжение не уходит во время каникул, оно остается, и в новый учебный год вступает неотдохнувший ребенок…

Важно обеспечить максимально активный отдых ребенку: велосипед, роликовые коньки, волейбол, футбол, городки и т.д. За учебный год стресс накопился в том числе и за счет малой подвижности ребенка. Увы, дети недостаточно гуляют, мало двигаются. Давайте исправлять эту ситуацию летом. Ходите с детьми в походы, просто в лес за грибами или ягодами, катайтесь на велосипеде, сплавляйтесь по реке на лодке. Летом можно научиться многим вещам: ставить палатку, разжигать костер, готовить еду на костре, грести веслами, варить варенье, выращивать овощи на огороде и многое другое. И самое главное, что это полноценное общение родителей и детей.

А как же заниматься? Я бы предложила повнимательнее отнестись к потребностям ребенка и подумать о том, какие потребности ребенка не были удовлетворены во время учебного года и каким образом их можно удовлетворить с пользой. Приведу такой пример. В течение года ребенок-первоклассник хотел заниматься рисованием. К сожалению, такой возможности не было из-за плотного графика. Однако в первый день каникул мама подарила ему очень хорошую книгу – самоучитель по рисованию. В книге были приведены уроки, где пошагово объяснялось, как нужно рисовать. Ребенок с удовольствием начал рисовать, при этом читать объяснения. Полезное занятие? Очень! Развиваются пространственные представления, ребенок изучает пропорции, перспективу, задумывается о свойствах предметов и многое-многое другое.

Постарайтесь обеспечить ребенку возможность заниматься теми занятиями, которыми он хотел заниматься во время учебного года! Это может быть лепка, конструирование, выпиливание, вязание и т.д. Кто-то сделает скворечник, а кто-то научится печь пирог. А ведь чтобы испечь пирог, младшеклассник сначала должен прочесть рецепт (вот и занятие чтением), отмерить все необходимые ингредиенты (математика), следить за процессом. А скворечник? Нужно прочесть инструкцию, все отмерить-посчитать. Чем не развитие?

Это было про младших школьников. А как же старшеклассники? Они не очень-то готовы ходить с родителями в походы, а тем более отдыхать на даче с бабушкой. Для них главное -общение со сверстниками. Как раз время для лагеря. И да, приятное можно совместить с полезным. Языковой международный лагерь, например, понравится многим подросткам. Спортивные лагеря хороши для тех, кто любит отдых. Собственно, не стоит перечислять. Подросток и сам может выбрать себе место отдыха из тех, которые ему предлагают родители.

Каникулы очень важны. Как и отпуск. Просто многие взрослые не умеют полноценно отдыхать. Начните с себя. Проведите отпуск полноценно. Научившись отдыхать сами, вы научите отдыхать детей. Хороших каникул!

Зачем школьнику каникулы

662173, Красноярский край, Ачинский район, п.Горный, ул.Новая, 18.

Тел. 94-2-71, 94-3-16. Email : NIL 2008@ yandex . ru

Исследовательская работа на тему

Зимина Ульяна Владимировна,

Руководитель:

Масанова Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов.

п. Горный, 2021 г.

2. Из истории каникул

3. Школьные каникулы в других странах

4. Безопасные каникулы

Глава II . Каникулы – счастливая пора!

Список использованных источников и литературы

Каникулы – важнейший период для активного отдыха и оздоровления детей и подростков, их творческого и интеллектуального развития. Важно чтобы каникулы не обманули их надежды.

Сразу же возникает ряд вопросов: Откуда появилось слово каникулы? Как лучше организовать каникулярный отдых школьников?

Гипотеза: каникулы нужны для здоровья школьника.

Цель исследовательской работы: выяснить, какую пользу приносят каникулы и нет ли от них вреда.

Моя гипотеза подтвердилась, каникулы обязательно нужны для здоровья школьников, но нужно соблюдать определённые правила.

В процессе работы использовались следующие методы и приемы исследования: поиск информации в интернете, сравнение, анкетирование, анализ полученных данных.

Актуальность темы. Каникулы – важнейший период для активного отдыха и оздоровления детей и подростков, их творческого и интеллектуального развития. Важно чтобы каникулы не обманули их надежды.

Объект исследования: деятельность школьника на каникулах

Предмет исследования: безопасность во время каникул

Гипотеза: каникулы нужны для здоровья школьника.

Цель исследовательской работы: выяснить, какую пользу приносят каникулы и нет ли от них вреда.

1. Познакомиться с историей возникновения каникул.

2. Узнать, как планируются каникулы в разных странах и совпадают ли они с каникулами в нашей стране.

3. Выяснить у одноклассников, как они проводили зимние каникулы.

В процессе работы использовались следующие методы и приемы исследования: поиск информации в интернете, сравнение, анкетирование, анализ полученных данных.

Глава I .

1. Каникулы - это…

Каникулы - период, свободный от учёбы или основной деятельности (в том числе домашних обязательств). Бывают школьные каникулы, студенческие каникулы, парламентские и т. д. В отличие от отпуска , предоставляемого каждому работнику в индивидуально определяемые сроки, каникулами называется отдых , предоставляемый всему соответствующему контингенту (школьникам, студентам, членам парламента и т. д.) одновременно [1].

2. Из истории каникул

Из истории известно, что в 1786 году в России прошла школьная реформа. Именно с того времени и были узаконены настенная доска, классный журнал, обязательные экзамены и каникулы. Хоть само министерство народного просвещения было создано лишь в 1802 году. Это касается лишь школьных каникул.

Кроме этого были и дни, в которые люди не работали, в основном это были: церковные праздники или праздники, которые были " привязаны " к этим дням. Самые длинные каникулы - это Пасхальная неделя (отдыхали неделю), Рождественские каникулы начинались 25 декабря, гуляли 3 дня. На Новый год не работали только два дня - 1 января и на Крещение [2].

В дореволюционной России рождественские каникулы начинались всегда 20 декабря (по старому стилю), за пять дней до Рождества. Кто-то в министерских верхах решил, что перед наступающим годом школьникам необходимо набраться сил. И вот ученики всех школ отдыхали целых четырнадцать дней от уроков и домашних заданий.

Интересно, что если где-то в тиши помещичьей усадьбы, либо городского барского особняка ребенок получал, как тогда говорили, домашнее начальное образование, то право на двухнедельные рождественские каникулы он тоже имел [3].

3. Школьные каникулы в других странах

В Европе летние школьные каникулы длятся только 2 месяца — июль и август. Потом на Рождество ученики отдыхают три недели, а на Пасху – две.

У испанских школьников много каникул – Рождество, Святая неделя, летние каникулы, всевозможные национальные праздники. Одним словом – благодатное место для школьников!

В Японии летний отдых длится около 40 дней. Как правило, он идет примерно с 20 июля по 31 августа. Зимние каникулы длятся около 10 дней и приходятся с 26 декабря по 6 января. Весенние каникулы тоже длятся около 10 дней и приходятся с 25 марта по 5 апреля.

Самые жаркие месяцы в Индии – май и июнь, кроме того, в мае начинается сезон дождей, поэтому в школах объявляют каникулы. Занятия возобновляются в начале июля, когда жара становится чуть менее жестокой, а дожди начинают перемещаться к югу. Следующие каникулы в декабре, после чего учеба продолжается до марта.

Самые короткие каникулы в школах Южной Кореи и Тайваня: их учебный график составляет 220 дней в году. Один месяц отдыхают также в Индонезии (в январе). [4]. Учебный год в Северной Корее начинается 1 апреля и первый его семестр длится до 31 июля. Потом 5 недель отдыха и с 1 сентября начинается второй семестр [5].

Учиться в Австралии начинают в конце января и продолжают до начала декабря. В отличие от школ других государств, здесь периоды обучения называются четвертями, а не триместрами. Существует четыре четверти, между которыми – двухнедельные каникулы [6].

Каникулы в школах Китая – дважды в год, зимой и летом. Летние каникулы длятся чуть больше месяца, с середины июля до конца августа, а зимние – с середины января до середины февраля.

Вывод: в России самые длинные летние каникулы. Начало каникул в разных странах происходит по-разному, учебный год тоже начинается в разные даты. Сложнее всего школьникам Южной Кореи, Тайваня – у них самый длинный учебный год.

4. Безопасные каникулы

Прошли тысячи лет от Древнего Рима, но каникулы до сих пор остаются временем отдыха для школьников. К аникулы дают возможность снять эмоциональное напряжение, полученное в течение учебного времени. И вместе с тем, каникулы – это зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил, знаний. Наконец, каникулы – это время для фантазии. Сколько интересного можно придумать для себя, для своих друзей!

В чем заключаются плюсы каникул?

Первое — можно играть в сюжетно-ролевые игры, что помогает строить отношения и находить компромиссы с другими детьми.

Второе — становится больше свободного времени на чтение книг, где можно сравнить себя с героями книги, сопереживать им и учиться оценивать их поступки.

Четвертое — у родителей появляется возможность привлечь своего ребенка к домашним делам. Если ребенок уезжает к бабушке-дедушке в деревню, он поливает огород, пилит дрова, носит воду. Это дает ему удовлетворение от проделанной работы [7].

Чем насыщеннее и интереснее проходят каникулы, тем лучше.

Также следует отметить оздоравливающий эффект каникулярного отдыха.

Прогулки, игры и спортивные занятия на свежем воздухе – это лучшее средство укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний, повышения иммунитета. Прогулка является самым простым и верным средством закаливания организма. Благодаря прогулке совершенствуется физическое развитие. Каждая прогулка сопровождается двигательной активностью. Во время подвижных игр происходит тренировка различных групп мышц, развивается координация движений, а также быстрота реакции, сила, выносливость.

Приближаются весенние каникулы.

Какие опасности могут нас подстерегать, если мы не будем осторожны : падение сосулек и снега с крыш домов, лед на водоемах становится хрупким и можно провалиться, не соблюдение правил дорожного движения (гололед), общение с незнакомыми людьми, игры в неположенных местах (подвал, чердак, крыша).

Травматизм. По статистике именно травмы являются одной из основных причин смерти детей . Понятно, что не все несчастные случаи заканчиваются трагически. Чтобы получить травму, ребенку не обязательно лазить по строительным площадкам или гонять на велосипеде по проезжей части. Несчастный случай может произойти даже дома. Основной причиной является то, что ребенок дома один и ему нечем заняться. А ведь для детей естественно любопытство, бурлящая энергия и отсутствие опыта, чтобы предвидеть опасность.

Болезни . Как может повлиять на школьника сидение перед телевизором или за компьютером?

ü Вредно для зрения . Мелкая вибрация текста и мерцание экрана перегружает мышцы глаз, а это приводит к постепенному снижению остроты зрения.

ü Вредно для позвоночника . Играя в телефон, компьютер, планшет вы длительное время сидите в одной позе. Это приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и к постоянному отсутствию её же, на других группах мышц. Это может привести к искривлениям позвоночника (сколиозу).

ü Вредно для кистей рук (Покалывание, онемение, дрожь в пальцах рук, боль в запястьях рук).

ü Вредно для общего физического здоровья . Долго сидеть за компьютером вредно, потому что это отсутствие двигательной активности. Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов.

ü Вредно для психики . Помните о том, что компьютер это всего лишь устройство, которое создано помогать человеку, а не порабощать его. Почаще выходите в реальный мир.

Глава II . Каникулы – счастливая пора!

В ходе своего исследования я провела анкетирование учащихся 2 класса. Общее число опрошенных составило 29 человек, из них 22 человека любят летние каникулы, 4 человек – зимние, 3 человека – осенние, весенние каникулы никто не выбрал. Вторым был задан вопрос: где ты проводил зимние каникулы? 20 человек ответили – дома, 5 человек – у бабушки, дедушки, родственников, 4 человек – уезжали отдыхать.

3 вопрос: чем больше всего занимался на зимних каникулах? Можно было выбрать два варианта ответа. 20 человек – играю с друзьями на улице; 12 человек – занимаюсь спортом, танцами; 7 человек – читаю интересные книги; 19 человек - играю в компьютере, телефоне, планшете. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

· Слежу за гигиеной.

· Одеваюсь по погоде.

· Подвижные игры на свежем воздухе

Моя гипотеза подтвердилась: каникулы нужны и важны. В результате выполнения исследовательской работы я достигла поставленной цели: выяснила, какую пользу приносят каникулы, но бывает и вред, если забывать о разнообразии занятий и, например, увлекаться только игрой на компьютере и телефоне.

К аникулы дают возможность снять эмоциональное напряжение, полученное в течение учебного времени. И вместе с тем, – это зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил, знаний.

Также следует отметить оздоравливающий эффект каникулярного отдыха.

Прогулки, игры и спортивные занятия на свежем воздухе – это лучшее средство укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний, повышения иммунитета.

Очень трудно встретить школьника, который бы любил школу из-за занятий. Многие любят ее именно за то, что в школе можно пообщаться с одноклассниками, со старшими друзьями, набраться опыта в спортивных занятиях, и, конечно же, школу любят именно за каникулы. Когда начинаются осенние каникулы в школе – вопрос, который интересует не только школьников, но и их родителей. Уже хочется посидеть дома, отдохнуть от этой школьной мишуры, даже если каникулы занимают только одну неделю.

Особенности каникул

На сегодняшний день любое учебное заведение РФ может подобрать для себя оптимальный вариант каникул, чаще всего они попадают на последнюю неделю октября и на первую неделю ноября. Каникулы длятся 9 дней, учитывая выходные дни. Этого вполне достаточно, чтобы отдохнуть от повседневной учебной жизни, соскучиться по друзьям и одноклассникам, а также захотеть возвращаться в школу.

когда осенние каникулы у школьников

В этом году осенние каникулы уже закончились, дети с новыми силами выходят на обучение, горят желанием получать образование и радовать не только родителей, но еще и учителей. Стоит также отметить, что для первоклассников в некоторых странах существуют определенные облегчения, малыши могут выходить на дополнительные каникулы, чтобы пройти быстрейшую адаптацию к получению новых знаний.

Особенности каникул для школьников

Во всех странах каникулы создаются, исходя из следующих аспектов:

  • Система организации того или иного учебного заведения. В каждой школе могут иметься свои правила обучения, по семестрам или же по четвертям.
  • Возраст детей. Первоклассникам положено иметь дополнительные каникулы и выходные.
  • В зависимости от государственных праздников, условий погоды.

Директорат сегодня имеет право самостоятельно решать, в какое время детям нужно идти на каникулы, сколько они будут длиться и когда. По статистике, учебный процесс длится 271 день, из них 90 дней должно обязательно отводиться на отдых и восстановление умственной деятельности каждого ребенка, независимо от того, начальные классы или выпускные.

Дополнительная информация о каникулах

Не стоит забывать, что впереди нас ожидает холодная и неприятная зима с большими морозами, которая и создает детям дополнительные каникулы. Помимо осенних и зимних каникул, в это время могут наблюдаться незапланированные выходные. Каникулами их назвать сложно, потому что, как правило, такие выходные занимают 3-4 дня, до возобновления оптимальной погоды для получения образования.

Для первоклассников причиной внеплановых каникул могут стать морозы от -20 градусов, средняя школа закрывается при -22, а для старших классов показатель должен составлять -25 градусов. Каникулы у школьников могут быть не только осенними, зимними, весенними и летними, но еще и межсезонными.

школьные каникулы у детей

Чаще всего такие каникулы наблюдаются именно в начале декабря, когда после приятной осени начинаются сильные и невыносимые морозы. Детям объявляется карантин, который не имеет четкого графика появления и окончания. Все зависит от погодных условий.

Зачем ребенку нужны каникулы?

Независимо от возраста, ребенок в школе получает достаточно большую мозговую нагрузку, и не всегда выходные тратятся на отдых. Очень часто современное образование полностью заполняет выходные детей обучением, не давая им времени спокойно отдохнуть, сменить умственную работу на физическую, погулять с друзьями. Именно поэтому родители время от времени должны по необходимости сами создавать для своего малыша однодневные выходные или недельный карантин, если в этом возникает потребность.

осень - пора каникул

Психологи говорят, что для школьников отдых играет не меньшую роль, чем обучение. В силу своего возраста, ребенок должен стараться всесторонне развиваться, изучать что-то новое для себя, которое не входит в рамки образования. Если ваш ребенок тоже нуждается в таких перерывах между обучением и школой, позволяйте ему это делать, не ожидая кратковременных плановых каникул. Детство одно, и получать новые знания и умения можно не только от школьной программы, но еще и от самостоятельного развития, которым дети занимаются в свободное время от школы.

Читайте также: