Зачем нужно сольфеджио в музыкальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Многие любители музыки слышали это загадочное слово – Сольфеджио. Но не все понимают, что оно значит. Конечно, определение можно тут же найти в поисковике.

Но, скорей всего, останется вопрос – а зачем мне сольфеджио?

Класс сольфеджио значит для музыканта примерно то же, что и спортзал для профессионального спортсмена. Спортсмен тренирует своё тело, чтобы достигать атлетических результатов.

А сольфеджио - это фитнес для музыканта

Если вы только подступаетесь к занятиям музыкой, сольфеджио для вас – это вход. Музыка – это язык, которому необходимо регулярно и постепенно учиться. Вам нужно освоить базовые единицы этого языка. Ноты, знаки, названия аккордов. Поначалу всё это может казаться трудным.

Но через некоторое время вы начнёте чувствовать, что вся эта сухая теория даёт вам всё больше и больше творческой свободы. На каком бы уровне мы ни находились, нам всегда есть что развивать. Сольфеджио тренирует все необходимые музыкальные навыки. Развивается слух и чувство ритма.

что такое сольфеджио

Класс сольфеджио значит для музыканта примерно то же, что и спортзал для профессионального спортсмена. Спортсмен тренирует своё тело, чтобы достигать атлетических результатов. А сольфеджио – это фитнес для музыканта. Улучшается музыкальная память. Совершенствуются навыки чтения с листа.

Нужно ли заниматься сольфеджио, если хочется просто петь/играть?

Конечно, каждый делает свой выбор и распоряжается своим временем как хочет. Но посудите сами. Несколько сотен лет исследователи, теоретики, композиторы занимались созданием музыкальной системы. У нас теперь есть огромная, удобная, точная, карта звуков и ритмов.

что такое сольфеджио

На этом языке вы сможете общаться с миллионами других людей разных национальностей. И хоть очевидных выгод, он может быть и не принесёт, но скорей всего, сделает вашу жизнь чуть более осмысленной и радостной.

Занятия сольфеджио включают в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части мы изучаем то, по каким законам действует музыка – мы учим названия нот, длительностей, интервалов и аккордов. В практической части мы занимаемся той самой тренировкой, мы прокачиваем наши музыкальные мышцы.

В первоначальном значении сольфеджио – это пение по нотам (в самом слове угадываются названия двух нот)

Сейчас эта дисциплина включает в себя ещё несколько практик. На каждом уроке мы пишем диктант. Мы слушаем одну и ту же мелодию много раз. Во время каждого проигрывания мы стараемся записать нотами, всё что успеем.

Конечно, вы можете развивать все эти навыки и вне сольфеджио, в процессе игры на музыкальном инструменте, слушая музыку. Но у такого подхода есть серьёзный недостаток — скорей всего, вы будете развиваться очень медленно.

Занимаясь регулярно и осознанно, можно в достаточно короткий срок овладеть музыкальной грамотностью. Это выполнимая задача.

Как изучить сольфеджио самостоятельно?

1. Определите свою цель - к чему вы хотите двигаться как музыкант? Просто подумайте об этом. Или запишите на бумаге.

2. Занимайтесь регулярно. Всегда лучше иметь несколько коротких занятий в течение недели, чем одно длинное.

3. Не бойтесь ошибок, обращайте внимание на то, где вы чаще всего ошибаетесь, что вам трудней даётся. Отдельно тренируйте именно эти моменты.

что такое сольфеджио

Многие прошли через музыкальную школу и помнят оттуда, что сольфеджио это что-то очень скучное. Зачастую этот предмет действительно преподаётся очень формально. Наша задача в таком случае – забыть о своём неудачном опыте и поверить на слово.

Сольфеджио может и должно быть интересным. На каком бы инструменте вы не играли, регулярные занятия сольфеджио сделают ваше понимание и чувствование музыки тоньше. Кто знает – может быть через музыку мы станем лучше понимать и чувствовать и самих себя.

Популярные вопросы и ответы по сольфеджио
сольфеджио что
что такое сольфеджио в музыкальной школе

Это музыкальная дисциплина, на которой учатся основы музыкальной теории. Без сольфеджио невозможно движение вперед, в том числе к профессиональной музыке.

что такое сольфеджио в музыке

Сольфеджио в музыке — главная базовая теоретическая часть, изучая которую вы прикоснетесь к основам теории музыки. Сольфеджио развивает музыкальный слух, позволяет сочинять песни, а также чище петь и играть. Без сольфеджио вы не станете профессиональным музыкантом.

Сольфеджио это

Сольфеджио — это пение по нотам, а также основная дисциплина при изучении музыки.

сольфеджио для чайников

сольфеджио для чайников — популярный запрос, кто хочет разобраться в данной дисциплине и в данном понятии. Легче всего разобраться с данным понятием по курсам Яны Ли.

Что изучают на уроках сольфеджио?

На уроках сольфеджио изучают теорию в зависимости от класса музыкальной школы. Уроки сольфеджио состоят из теоретической и практической частей. Примерный перечень тем можно посмотреть здесь.

Занятия сольфеджио включают в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части мы изучаем то, по каким законам действует музыка – мы учим названия нот, длительностей, интервалов и аккордов. В практической части мы занимаемся той самой тренировкой, мы прокачиваем наши музыкальные мышцы.

Как проходят уроки сольфеджио?

Уроки по сольфеджио проходят в зависимости от теории или практики. Теория по сольфеджио — сложная дисциплина. В зависимости от преподавателя, вы можете не понять ее. Поэтому лучше всего использовать интерактивное обучение, например онлайн курсы Яны Ли.

Для чего надо изучать сольфеджио?

Сейчас эта дисциплина включает в себя ещё несколько практик. На каждом уроке мы пишем диктант. Мы слушаем одну и ту же мелодию много раз. Во время каждого проигрывания мы стараемся записать нотами, всё что успеем.

Преподаватель музыки с 25-летним стажем Анастасия Якушкина коротко и понятно рассказывает о том, что такое музыкальная грамота, как развивать слух и как родителям, не имеющим музыкального образования, разобраться в сольфеджио.

Многие родители впервые сталкиваются с сольфеджио, когда ребенок поступает в музыкальную школу. И конечно, современным мамам и папам, которые активно стремятся помочь своим детям, но не имеют музыкального образования, хочется разобраться, что же это за предмет. Рассказываем о содержании этой непростой дисциплины.

О теоретической части занятий

Сольфеджио состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть — это основы музыкальной грамоты.

Дело в том, что музыкальный язык, как и любой другой, несет в себе разнообразные конструкции. Так, в русском языке мы изучаем звуки и буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, знаки препинания, роль слов в предложении. В музыкальном языке по аналогии мы проходим отдельные звуки, сочетания из двух звуков (интервалы), из трех (аккорды), из четырех (септаккорды), паузы (знаки молчания), формы музыкальных произведений, отношения между звуками и аккордами.

К чисто музыкальным знаниям относятся лады мажор и минор (их зрительное воплощение — гаммы) и более сложные элементы.

Многое в музыкальном языке измеряется числами.

Еще в Древней Греции Пифагор с помощью подсчетов находил красивые звуковые сочетания и вычислил природный музыкальный звукоряд (звуковую радугу). Связь с математикой музыка сохраняет и до наших дней.

С помощью чисел мы измеряем расстояния между звуками (интервалы), ступени (порядковые номера звука в гаммах), ритмические единицы, временные размеры музыкальных произведений и многое другое.

О практической части занятий

В первую очередь мы активно развиваем слух — учим его распознавать те самые элементы музыкального языка, из которых сложена музыка.

Педагог на каждом уроке загадывает детям за фортепиано музыкальные загадки на пройденный материал – играет отдельные звуки и ходы из гаммы, сочетания из двух, трех звуков (интервалов и аккордов), строит из них цепочки.

Следующий этап — воспроизведение, то есть пение и игра на фортепиано тех же музыкальных элементов самими учениками.

Не забываем и графический навык — умение записать на нотном стане эти элементы. И здесь есть главная цель — научиться видеть в нотах все пройденные элементы.

Как в книге мы учимся видеть слова, так и в нотном тексте мы учимся видеть группы нот, объединенные по разным принципам.

Это уже высший пилотаж, ближе к выпускному экзамену.

Отдельная тема для проработки — ритм. Как скелет держит нашу плоть, так звуки поддерживаются ритмической основой.

Освоение длительности нот и ритмических групп от простых до причудливых — одна из основных задач уроков сольфеджио.

Ритмы учатся и с помощью счета, и с помощью специальных слогов (та, ти, ту), и просто через простукивание и прохлопывание.

О сольфеджировании

Одна из форм развития всех навыков — сольфеджирование — пение мелодий нотами с дирижированием. Как правило, это народная музыка самых разных стран и классические шедевры.

Здесь мы учимся владению голосом, чтоб чисто интонировать; грамотному дыханию, четкой дикции, координации слуха, голоса и движения.

В старших классах добавляется музицирование — исполнение песен и романсов с собственным сопровождением. Конечно, для тех, кто уже немного владеет инструментом.

Высшей формой закрепления всех навыков считается музыкальный диктант — запись незнакомой мелодии, сыгранной педагогом несколько раз на фортепиано.

Диктанты часто учатся наизусть, дети записывают их в разных тональностях, чтоб закрепить в памяти.

Также сейчас в школах распространена облегченная форма записи диктанта в прописях, наполовину уже заполненных.

Многих волнует, учат ли на сольфеджио подбирать мелодии и аккорды к ним. Подбор по слуху — это или врожденная способность, или результат серьезных занятий по сольфеджио, когда слух уже узнает те самые элементы музыкального языка, помногу раз слышанные, пропетые и записанные.

О разрыве между теорией и практикой и что с этим делать

К сожалению, почти всегда есть разрыв между знаниями по сольфеджио и их применением на практике. Во-первых, сам репертуар для игры подбирается исходя из технического уровня ученика и художественных задач, а не из программы по сольфеджио.

Во-вторых, школьным сольфеджио сложно овладеть без фортепиано, потому что только на этом инструменте каждый звук можно увидеть в виде конкретной клавиши.

То, что отрабатывается на сольфеджио за фортепиано, трудно или невозможно воспроизвести на трубе, балалайке, окарине и некоторых других инструментах. Это создает дополнительные сложности детям.

Поэтомуфортепиано или даже самый простой синтезатор необходимы и будут выручать вас при выполнении домашней работы.

Постепенно, в старших классах разрыв между специальностью и сольфеджио уменьшается, когда начинают появляться внутренние межпредметные связи.

О самой большой беде

О главных качествах, которыми важно обладать ученику музыкальной школы

В целом изучение сольфеджио, как и обучение игре на инструменте, подобно выращиванию дерева, — процесс долгий. Это настоящее музыкальное созревание. И этапы этого процесса иногда не видны на поверхности.

Возникающие во время занятий связи таятся в глубине нашего мозга. Но при правильном уходе готовые плоды будут затем питать человека всю жизнь. Даже если эти знания не понадобятся в профессии, при необходимости их будет возможно восстановить.

Главное — не запускать непонятное, проявлять терпение, не пропускать уроки и поддерживать связь с учителем!

Что такое сольфеджио? В широком смысле, сольфеджио – это пение по нотам, пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и фа, потому-то это слово и звучит так музыкально. В более узком смысле, сольфеджио – это учебная дисциплина, которую изучают в музыкальных школах, училищах, колледжах и консерваториях.

коты за роялем

Для чего нужны уроки сольфеджио в школах? Для воспитания музыкального слуха, для взращивания его от простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? С помощью тренировок, специальных упражнений – этим как раз и занимаются на сольфеджио.

Вопросом о том, что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу. К сожалению, не каждый ребёнок в восторге от уроков сольфеджио (это естественно: обычно этот предмет ассоциируется детьми с уроками математики в общеобразовательной школе). Поскольку процесс обучения на сольфеджио очень интенсивный, то родителям следует контролировать посещаемость этого урока своим ребёнком.

Сольфеджио в музыкальной школе

Школьный курс сольфеджио можно разделить на две составляющие: теоретическую и практическую часть. В среднем звене теория отделяется от практики, в школе же они проходятся параллельно. Теоретическая часть – это элементарная теория музыки на протяжении всего периода учения в школе, на начальном этапе – на уровне музыкальной грамоты (причём это довольно серьёзный уровень). Практическая часть – это пение специальных упражнений и номеров – отрывков из музыкальных произведений, а также запись диктантов (разумеется, музыкальных) и анализ на слух различных созвучий.

С чего начинается обучение сольфеджио? Сначала учат читать и писать ноты – без этого никак, поэтому освоение нотной грамоты – это самый первый этап, который, к слову, заканчивается очень скоро.

Если вы думаете, что нотную грамоту в музыкальных школах преподают все 7 лет, то это не так – месяц-другой максимум, затем происходит переключение на собственно музыкальную грамоту. И, как правило, уже в первом-втором классе ученики школ осваивают базовые её положения (на теоретическом уровне): виды мажора и минора, тональность, её устойчивые и неустойчивые звуки и созвучия, интервалы, аккорды, простую ритмику.

Что нужно для уроков сольфеджио?

Обратите внимание!

Кстати, совсем скоро будут выпущены серии видео уроков по основам музыкальной грамоты и сольфеджио, которые будут распространяться бесплатно, но только в первое время и только среди посетителей данного сайта. Поэтому, если вы не хотите пропустить данную серию – прямо сейчас подпишитесь на рассылку материалов (форма с левой стороны), чтобы получить персональное приглашение на эти уроки.

Сольфеджио: друг или враг музыканта

сольфеджио

Музыка – это огромный мир, который имеет собственные правила и основы. Изучать музыкальные дисциплины достаточно интересно и увлекательно, если знать правильный подход, и к таковым относится сольфеджио. К сожалению, многие музыканты без должного внимания относятся к этому предмету. Почему это происходит, что представляет собой сольфеджио и многое другое можно прочитать в данной статье.

Что такое сольфеджио

Главной особенностью является насыщенность в изучении. На уроках обычно применяются следующие формы работы, направленные на развитие музыкальных способностей:

  1. Теоретические знания
  2. Сольфеджирование (пение по нотам)
  3. Развитие слуховых навыков
  4. Написание музыкальных диктантов
  5. Творческие задания
  6. Метроритмическая работа

Форма работы

Виды

Вырабатываемые навыки

Теоретические знания

Изучение нотной грамоты. Правила строения интервалов, аккордов, ладов, музыкальных форм, синтаксис, приёмы развития муз. материала, жанровые особенности, гармонические функции. Изучение основных музыкальных терминов. Проведение анализа муз. фрагментов.

Умение применять теоретические знания на практике.

Сольфеджирование (пение по нотам)

Чтение с листа нотных примеров в различных тональностях одноголосно, дуэтом или совместно с хором.

Овладение мастерством чтения нот с листа и точным интонационным воспроизведением нотного текста одноголосного или двухголосного, совершенствование вокальных навыков.

Развитие слуховых навыков

Определение на слух отдельных звуков, интервалов, ладов и тональностей, аккордов, трезвучий. Анализ музыкального произведения на слух. Подбор аккомпанемента на слух. Запись цифровок и гармонических оборотов.

Умение слышать и определять музыкальные элементы на слух. Развитие внутреннего слуха. Возможность отличать тембры инструментов и музыкальные краски произведений. Умение анализировать форму на слух. Навык быстрого подбора аккомпанемента или мелодической линии.

Написание музыкальных диктантов

Проведение устных и письменных диктантов в различных тональностях, одноголосных и двухголосных, размерах и темпах.

Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха учащегося.

Творческие задания

Подбор произведений с гармонией, основы композиции, импровизация, досочинения и сочинения в определенных тональностях, жанрах, ритмических фигурах.

Умение сочинять музыку в конкретном стиле, жанре. Навык импровизации. Свободное владение инструментом.

Метроритмическая работа

Изучение на практике ритмических фигур, ритмослогов, метра, размера.

Формирование ритмической основы.

Таким образом, сольфеджио способствует развитию в человеке широкого в музыкальном плане творческого потенциала.

Стоит отметить, что существует два основных вида сольфеджио:

Классическое сольфеджио включает в себя основные термины, понятия и практические упражнения. Это музыкальные основы. Примечательно, что данный вид сольфеджио в большей степени строится на принципах школы классицизма и романтизма.

Джазовое сольфеджио рассматривает основные термины, характерные для джазовой музыки . Примечательно, что данный вид сольфеджио изучается в музыкальных училищах и консерваториях, преимущественно на отделениях Эстрадно-джазового вокала. Если речь идет о начальном или среднем музыкальном образовании, то подобная дисциплина применима для джазовых вокальных студий.



Почему многие не любят сольфеджио?

Наверное, почему многие люди не любят сольфеджио понятно еще из предыдущего пункта. Ведь согласитесь, что запомнить и разобраться в таком объемном материале достаточно сложно. На данный момент времени можно выделить следующие основные причины отрицания сольфеджио:

  • Отсутствие от природы абсолютного слуха. Учащемуся сложнее, запоминать звуки, на обработку высоты требуется больше времени, в итоге на фоне других более успешных учеников может выработаться комплекс, а следовательно, и не любовь к предмету.
  • Музыкальная одаренность. Как бы парадоксально, это не звучало, но дети и взрослые, которые от природы наделены музыкальными способностями часто разочаровываются. Они, итак, слышат точную высоту звука и могут безошибочно определить тональность, а если еще и чувство ритма не хромает, то сольфеджио вообще теряет для них весь смысл. Как показывает практика, такие люди начинают пропускать занятия, вместе с этим теряется теоретическая база, начинаются проблемы в предмете.
  • Неуспеваемость по предмету. Сложность сольфеджио заключается в том, что необходимо время, чтобы выработать определенный практический навык. Кому-то требуется больше времени, кому-то меньше, при этом этапы контроля знаний никто не отменял. В итоге, человек, старающийся получить знания, может получить плохую оценку, что соответственно не является стимулом.
  • Некомпетентный педагог. Сколько историй, о том, как предмет был не любим из-за педагога, который отбивал все желание заниматься.
  • Жёсткий контроль родителей. Многие родители стремятся сделать из собственных детей Моцартов, они часами мучают ребенка занятиями, убивая его самостоятельность. Конечно, контроль в занятиях со стороны родителей необходим, но музыка не может превращаться в пытку. Отец Паганини запирал собственного ребенка в чулане и лишал еды, если Никколо не выучивал задания. Конечно, ребенок стал знаменит, но какова цена? Заниматься музыкой – это великое удовольствие, ребенок должен, понять это сам.

Наверное, это основные причины, которые мешают по-настоящему проникнуться предметом и осознать все его значимость и необходимость.

Зачем необходимо сольфеджио? Польза предмета


Вне зависимости от времени, навыки, полученные от занятий, будут приносить музыкантам со всего мира необъятную пользу. К положительным качествам сольфеджио можно отнести развитие следующих навыков:

  • Полная свобода во владении инструментом.
  • Прочная теоретическая база, совершенное знание музыкального языка.
  • Умение анализировать произведение по нотам и на слух.
  • Композиторское мастерство.
  • Умение импровизировать в различных жанрах, стилях и т.д.
  • Навык подбора музыкального произведения в короткое время.
  • Сокращение времени на запоминание музыкального материала.
  • Формирование музыкального слуха: абсолютного или относительного.
  • Четкая ритмическая основа.
  • Чистая интонация.
  • Формирование мелодического и гармонического слуха.
  • Возможность различать тембральную краску инструментов.

Пользу данной дисциплины нельзя недооценивать, ведь именно сольфеджио формирует основные профессиональные музыкальные способности. Подчеркиваем, предмет дает именно профессиональную базу. Согласитесь, что в мире можно найти миллион талантливых людей, которые хорошо поют, могут играть на инструменте, подбирают песни, но их нельзя назвать профессионалами, так как они делают это интуитивно. Они не знают нотной грамоты, терминологии, никогда не обучались в музыкальной школе. Несмотря на наличие их таланта, начать развиваться в музыкальной отрасли или получать образование, без изучения школьной базы, они вряд ли смогут.

Но не стоит печалиться раньше времени, вне зависимости от возраста можно начать изучать сольфеджио. Главное проводить занятия систематически и в правильном порядке, в более взрослом возрасте лучше нанять репетитора по сольфеджио, если это ребенок, то вполне можно ограничиться занятиями в музыкальной школе.

Чтобы изучать сольфеджио требуется следующее:

  • Фортепиано или синтезатор или MIDI-клавиатура.
  • Нотная тетрадь.
  • Карандаш и ластик.
  • Учебное пособие.
  • Тетрадь для записи терминов.
  • Желание постигать данную науку.
  • Время и силы.


Сольфеджио является таким предметом, который требует большой самоотдачи. Не пугайтесь, если, что-то не получается с первого раза, систематические упражнения сделают свое дело. Необходимо помнить, то что легко дается, также легко теряется. Если вы нарабатывали навык ценой усилий, тратили время, то полученные результаты будут радовать больше.

Так друг или враг?


Чтобы, кто не говорил, сольфеджио является неоспоримым другом музыканта. Необходимо только понять, что сложности придумываем мы сами. Просто поймите, зачем вам эти знания, что принесут они в будущем. Поверьте, ваши труды в изучении не пропадут даром. Сольфеджио – это основа музыки, постигнув данную дисциплину, можно стать настоящим музыкантом, так давайте не упускать этот шанс!

Читайте также: