Зачем нужно художественное слово в доу

Обновлено: 05.07.2024

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Чудина Александра Алексеевна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Художественная литература рассказывает о труде и жизни людей, об их делах и подвигах, о событиях из детской жизни, об играх, забавах и труде ребят. Большое и малое, серьезное и смешное, веселое и грустное — все находит отражение в произведениях детской художественной литературы.
Художественная литература объясняет жизнь и тем расширяет жизненный опыт ребенка. Раскрывая внутренний мир людей, показывая их характеры, чувства, мотивы поступков, а также отношение писателя к изображаемым явлениям, произведения художественной литературы заставляют ребенка волноваться, сочувствовать героям или осуждать их.
Лучшие произведения художественной литературы помогают формировать у детей нравственные оценки в доступной для них форме: хорошо — плохо, справедливо-несправедливо, честно-нечестно, хорошо-плохо. [1]

Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, пестушках, загадках, сказках.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Народные песенки, потешки, пестушки — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии. Малые фольклорные формы — богатейший материал для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Также фольклор обогащает словарь, развивает фонематический слух, грамматический строй речи. Художественное слово помогает:

  • развивать у ребёнка представления о том, что полезно и вредно для его здоровья
  • развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и элементарных способах обеспечения сохранности своего организма
  • формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде
  • развивать культурно – гигиенические навыки и т. д. [2]

Чтобы удачно применять художественное слово необходимо, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком.

В дошкольном детстве художественное слово помогает формировать отзывчивость, сочувствие, доброту, радость за других. Эти чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

В каждой детской деятельности создаются определенные условия для формирования навыков взаимоотношений, нравственных чувств, доброжелательности, оказание помощи окружающим, уважения старших.

Использование в своей работе художественного слова помогает детям осознать моральную норму, а педагогам воспитывать у детей положительные нравственные чувства через разные виды деятельности.

« Девочка-копуша час жевала грушу,

Два – умывалась, три – вытиралась.

Утром завтракать пошла,

Где твоя рубашка?

Может, серые коты

Унесли ее в кусты?

Может, заяц приходил?

Может, ежик утащил?

Может плюшевый медведь

Захотел ее надеть?

Стал рубашку примерять –

Взял и сунул под кровать.

Вот твоя рубашка!

Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются, и разговаривают, и неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на скатерть, отказываются от еды, капризничают и тогда помогут такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений:

«Я напомню об одном:

Не кривляйся за столом,

Всем пора бы научиться,

Кушать вилкой, кушать,

А не делать как Антошка.

За столом надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

«За столом едят друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели - вы свободны,

«А теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно,

Не бросать, и не ломать,

Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться, уступить друг другу игрушку. Можно предложить им использовать разные короткие считалки для решения спора.

«Можно весело смеяться,

И поспорить иногда

«Тут у нас все друзья –

«Всем советую дружить, ссориться не смейте

Без друзей нам не прожить

После этого дети смогут осмыслить свои отрицательные поступки и сделать вывод.

Такие слова способствуют доведению дела до конца, выполнению его со старанием. [ 3 ]

«Прежде чем работать сесть,

Отрывок из стихотворения Б. Заходера про книжку воспитывает у детей сострадание, бережное отношение к книге

«Заболела моя книжка,

Изорвал ее братишка.

Таким образом, можно сделать вывод, что используемые педагогические средства художественной литературы, помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными, трудолюбивыми, самостоятельными, бережливыми. Художественное слово является богатейшим источником познавательным и нравственным источником развития детей дошкольного возраста.

Список литературы

2. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1979

3. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – 2015. – № 7.

5. "Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г.

6. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: учебник / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1998.

Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека, именно в это время закладываются черты его характера и начинается становление личности. В наше время дошкольному детству уделяется большое внимание: внедряют разнообразные программы, проводят научные исследования, в детских садах работает психологическая служба, детей водят в музеи. Но, процесс формирования культурного человека не может быть только публичным.

Особую роль в этом процессе играет художественное слово. Именно книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей и поступков. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Всем известно, что у ребёнка – память сердца. Если он не научится сопереживать в детстве, то, став старше, он может остаться равнодушным ко всем проблемам – нравственного, эстетического, экологического и социального характера. Нет ничего хуже, чем холодное равнодушие человека.

Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают ее незаменимым средством нравственного воспитания: во-первых, она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок. Во-вторых, в произведении воссоздается конкретная, образная ситуация, что сближает ее с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер. В-третьих, художественное слово вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает стихотворение. Малыш искренне переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делает его своим. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия его самого. Кроме того, художественное произведение создает условия для обобщениям и в итоге — отрыва от конкретной ситуации.

Таким образом, художественное слово не только регулирует поведение ребенка, но и обеспечивает взаимосвязь нравственного сознания и нравственного поведения. Оно помогает ему осознать свое поведение и строить его на качественно новой основе — понимании правил и норм морали.

При использовании художественной литературы необходимо опираться на принцип вариативности. Он предполагает учет возрастных особенностей, когда, например, маленькому ребенку только читают произведение, чтобы вызвать интерес к бытовому процессу, а более старший, выучив его наизусть, применяет в игре или рисовании. Кроме того, чтобы усвоить содержание литературного произведения (а оно рассказывает о нормах поведения художественно, образно, его нужно использовать неоднократно: как материал для чтения, этической беседы, игры, инсценировки, рисования, то есть включать в различные ситуации и виды деятельности ребенка.

Стихотворения помогают установить с малышом тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения, которые в них содержатся: "Теплую водичку льем на нашу птичку", "Сердце бьется шибко. Ах ты, моя рыбка! До чего же дорога мне твоя улыбка!" (Благинина "Аленушка").

Ребенок понимает, что стихотворения обращены непосредственно к нему, что речь идет именно о нем. Он чувствует, что его любят, о нем заботятся, хотят его порадовать. И тогда ему легче выполнить требование взрослого — умыться, одеться, выпить молоко, съесть кашу. Он делает это с удовольствием и радостью. И в более старшем возрасте ласковые обращения, создавая эмоциональный настрой, помогают ребенку преодолеть трудности. С помощью стихов в бытовые процессы вводятся персонажи, создается воображаемая ситуация и умывание, одевание, прием пищи приобретают сходство с игрой: воду для купания принес Егорка (И. Токмакова "Тили- тили"); помогают одеваться бычок, сверчок, собачка, козленок, синичка (В. Бардадым "Как Галю одевали"); собачка ест в плошке, а дочурка с ложки (Г. Лагздынь "Ешь, собачка!").

Конечно, нельзя превращать прием пищи, умывание, одевание в игру, которая вызывает слишком бурную эмоциональную реакцию, отвлекая малыша от бытового процесса. Этого можно избежать, помня, что стихотворение должно не противоречить действиям, которые совершает ребенок, а органично включаться в контекст режимной процедуры. Например, во время еды не просто "превратить" пирожок в румяный теплоход, а заставить его действовать соответствующим образом — он плывет прямо в рот. (Р. Куликова "Румяный теплоход"). Укладывая спать, рассказать малышу в стихотворной форме про усни-траву (И. Токмакова "Усни-трава", серого сонного слона, который заслоняет ночью окно (И. Токмакова "Сонный слон"). Тогда ребенок настраивается именно на то действие, которое ждет от него взрослый.

Пусть с помощью художественного слова малыш каждый день делает небольшие, но очень важные для него открытия. Тогда каждый день будет приносить ему что-то новое, а малыш с радостью и нетерпением будет его ждать. Стихи помогут ребенку по-другому взглянуть на мир, увидеть его многообразие и красоту, заметить необычное в повседневном. Так постепенно формируется поэтически внимательный взгляд на мир и на такие обыденные бытовые процессы, появляется чувство сопричастности ко всему происходящему вокруг. Интерес ребенка к этим режимным процессам, которые повторяются ежедневно и по нескольку раз в день, поддерживаются через открытие в них нового содержания с помощью стихотворений. Так, они привлекают внимание малыша к частям его тела, уточняя и расширяя тем самым его представление о самом себе: "Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки" (Г, Лагздынь "Ладушки"); "Носик, носик! Где ты, носик? Ротик, ротик! Где ты, ротик?. " (Г, Лагздынь "Умываемся").

С помощью художественного слова расширяются знания детей о предметах, их свойствах, профессиях людей, которые их создают. Например, малышу трех лет, конечно, интересно будет узнать, что каша "сделана" из гречки, которая варилась в печке (3. Александрова "Вкусная каша"). Художественное слово помогает удовлетворять растущую познавательную потребность ребенка, устанавливать причинно-следственные связи, выделять свойства предметов. Причем стихотворения рассказывают об этом легко, непринужденно, создавая игровую воображаемую ситуацию, что близко малышу и поэтому легко запоминается. Здесь же расширяются представления ребенка о предметах. Они выступают в многообразии своих свойств, качеств и признаков, Например, "мыло душистое, белое, мылкое" (Я. Аким "Мыло"); водичка булькает и пенится (С. Капутикян"Хлюп-хлюп"). Стихотворное описание бытового процесса может содержать логическую задачу, решение которой вызывает интерес. Например, почему быстро "худеет" мыло, если каждый день мыть руки (Р. Сеф "Мыло"). Таким образом, художественная литература уточняет, обогащает, систематизирует элементарные знания, получаемые ребенком при взаимодействии с миром вещей, природы, с социальным окружением.

С ее помощью решается и другая задача — выдвижение требований и их обоснование. С опорой на художественное слово ребенку легче принять и выполнить требование взрослого, например "вымой руки", подчинить ему свое поведение, так как стихотворение снимает открытый дидактизм этого требования. Произведение создает у малыша установку на предстоящее действие, то есть готовность его выполнить. Вот Жучка тявкает во сне — ей, наверное, что-то снится, — у ножки стула спит серенький котенок, бабушка заснула в мягком кресле, зевает мишка. И на ласковый вопрос взрослого, содержащий в себе скрытое, косвенное требование, которое является как бы итогом, выводом из ситуации: "Не пора ли Маше спать?" (С. Капутикян "Все спят", ребенок отвечает утвердительно. Таким образом, с помощью стихотворения можно создать не только эмоциональный настрой, но и вызвать само предстоящее действие. И делает это художественное слово тактично, ненавязчиво, не подавляя самостоятельность ребенка, а открывая простор для его собственной инициативы. Так стихотворение внушает малышу скрытое требование. А он выполняет его, как ему кажется, по собственному желанию.

Впечатления, полученные детьми во время чтения художественных произведений, находят отражение в творческой, продуктивной деятельности детей – в рисунках, лепке, играх-драматизациях.

Один из любимых видов детской деятельности – рисование. Рисунки детей ярко и многосторонне отражают окружающий их мир. Дети любят рисовать положительных персонажей, вызвавших их симпатии. Этим они выявляют свои положительные эмоции, правильно оценивают поступки героев. Также дети с увлечением лепят по мотивам любимых произведений.

Таким образом, литературное произведение даёт богатую пищу для мыслительной деятельности детей. В процессе мыслительной и эмоциональной деятельности у них формируется способность правильно оценивать всё то, о чём они узнали из рассказа, сказки или стихотворения. Так, через художественное слово мы осуществляем нравственное воспитание детей, которое находится в неотъемлемой связи с эстетическим воспитанием. Ведь нужно еще научить ребёнка чувствовать и понимать красоту жизни, а многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство во всех его проявлениях, в том числе и искусство художественного слова.

Во все времена известен интерес детей к сказкам. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. Сказка открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Роль семьи в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничивается папой, мамой. ответственность которых за формирование мира эстетических.

Использование ИКТ в художественно-эстетическом развитии дошкольников Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. И это не случайно, на.

Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников

Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания.

Роль художественного слова в воспитании младших дошкольников. Главная задача стоящая перед воспитателем, -всестороннее развитие личности ребенка. И каждый педагог в своей работе старается уделять одинаковое.

Роль игры в развитии логического мышления дошкольников Актуальность. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее.

Роль подвижных игр в психофизическом развитии дошкольников. Подвижная игра – важнейший метод и средство физического воспитания детей. Участвуя в подвижных играх, ребёнок приобретает незаменимые психофизические.

Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик,.

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное действий.

Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для детей одной из форм познания мира, помогают ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащают его новыми понятиями, расширяют жизненный опыт.

Начиная с первых дней пребывания в детском саду, ребенок слышит рифмованные строчки, сопровождающие его при умывании, пробуждении, за завтраком и ужином.

Какова связь между режимом дня малыша и художественным словом, в чем заключается целесообразность такого синтеза?

Цель использования художественного слова в режимных моментах - создание благоприятной речевой среды, способствующей доступно объяснить алгоритм, значение действий, приучить, так как это одно из условий полноценного и разностороннего развития детей.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

Детский сад – первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Значение знакомства дошкольника с произведениями художественной литературы:

образец правильной речи;

овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической);

формирование эстетического вкуса;

знакомство с культурой русского и других народов;

знакомит с жанрами художественной литературы;

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего, конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

Виды художественных произведений, используемых в ДОУ:

народный фольклор (потешки, попевки, заклички, былины, загадки и т.д.);

повести (короткие отрывки).

Педагог в своей работе с дошкольниками по формированию эстетического восприятия окружающей действительности средствами народного искусства и фольклора ставит перед собой следующею задачи:

развивать интерес к исконно русским традициям;

знакомить с предметами быта, ремеслами, фольклором, традициями и декоративно-прикладным искусством;

развивать декоративное творчество детей на основе усвоения народного искусства.

приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный запас;

осуществлять взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором.

Что же относится к детскому фольклору?

Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками ручками).

Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным

Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей.

Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей.

Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, рифмованными, строками.

Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания.

Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры в детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией.

Сказка — один из жанров фольклора , либо литературы . Эпическое , преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Повесть — прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.

Художественное слово может быть использовано в любом режимном моменте: зарядке, НОД, игре, развлечении, прогулке. Чтение – один из ежедневно планируемых видов деятельности в любой группе ДОУ.

В группе раннего возраста художественное слово чаще всего используется при привитии КГН и адаптации к режиму дня детского сада. В первую очередь – это короткие простые фольклорные произведения: потешки, попевки, короткие сказки.

В младшей группе к потешкам, попевкам, сказкам, добавляются загадки. Ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

В старших группах детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

2. Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Хотелось бы кратко остановиться на методах ознакомления с художественной литературой. Ими являются:

Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.

Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

выразительное чтение воспитателя

беседа о прочитанном

объяснение незнакомых слов.

Чтение может сопровождаться:

Игровыми действиями детей.

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

в) привлечением внимания слушателей реальным объектом.

3. Словесной помощью:

а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения

б) постановкой после чтения поисковых вопросов,

в) подсказыванием при ответах детей — слов–эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрая, злой, решительный, мужественный и т.д.).

Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический. Например:

В первую половину дня в работе с детьми младшего дошкольного возраста наряду с игровыми приемами широко используется художественное слово.

Во время утреннего приема воспитатель говорит:

Воробьи кричат с утра.

«Мы желаем всем здоровья

Привет, любимые друзья!

Пришел сегодня в садик я.

Всех вас увидеть снова рад,

Давайте вместе все играть!

Подготовка к утренней гимнастике:

На зарядку становись!
Мы зарядкой заниматься
Начинаем по утрам.
Пусть болезни нас боятся,
Пусть они не ходят к нам.
Раз-два,

Шире шаг!
Делай с нами так!

Каждый день у нас, ребятки,
Начинается с зарядки.
Сделать нас сильней немного
Упражнения помогут.

Во время умывания можно применять словесные приёмы:

Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.

Ты, дружок, меня послушай,
Очень важно не забыть:
Прежде чем садишься кушать
Руки с мылом нужно мыть!

Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.

Во время дежурства можно с помощью беседы привлечь внимание к посуде, которую расставляют на столе. Дети называют форму, цвет, рисунок, материал из которого изготовлена посуда, количество приборов; ознакомление с меню, привлечение к эстетическому оформлению столов, правилам приема пищи; правила этикета – это способствует расширению словарного запаса, упражняют в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми.

Час обеда подошел,
Сели деточки за стол!
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот тарелка, вот еда.
Не осталось и следа.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед!

Физкультминутки, подвижные игры и пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, способствуют развитию разговорной речи.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел -
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

Эти пальчики кусают,
Эти пальчики гуляют,
Эти – любят поболтать,
Эти – тихо подремать,

А большой с мизинцем-братцем
Могут чисто умываться.

Подготовка к прогулкам:

Раз, два, три, четыре, пять,

Сбираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми,

точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофту
Детям надевать.
Туши – тутуши,
Где твои уши?
Уши в шапке,
Не достанут лапки.
Чтобы уши не болели,
Быстро шапки все надели.

На прогулке можно предложить стихотворения, загадки, пословицы и поговорки о сезонных изменениях, о природе, погоде и т.д.

Весенний ветер
Дышит еле-еле
Колышет лапы
Молодой ели
Весенний ветер
Сладкий ветер
Вешний
Весенний ветер
Друг сердешный.

Во время пробуждения хорошим примером станет проговаривание.

Тихо-тихо, колокольчик позвени,
Всех мальчишек и девчонок разбуди.
Все проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Солнце уже не спит давно,
Смотрит к нам оно в окно.
Хорошо вам отдыхать,
Но пора уже вставать.

А также у детей расширяется и обогащается словарный запас, повышается речевая активность, что в наше время для детей просто необходимо.

Спасибо за внимание! Слайд 16

Используемая литература:

Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для учащихся дошкол. пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.

Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1988.

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучению рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Подготовила: воспитатель Прибыткова Я.О.

В детском саду продуктивная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед продуктивной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Продуктивная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста широко используется художественное слово. Художественное слово - мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное действий.

При использовании художественного слова на занятиях продуктивной деятельности решается сразу несколько задач:

вызвать интерес к теме, содержанию деятельности;

привлечь внимание к детским работам;

создать эмоциональный настрой и оживить образ;

научить детей эмоционально воспринимать окружающее;

расширять и углублять представление о предметах и происходящих явлениях;

развивать детскую фантазию, развивать творческое воображение;

развивать интерес и воспитывается любовь к искусству слова.

В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Творческая работа воображения может быть основана в первую очередь на богатстве опыта. Поэтому вопрос о развитии восприятия детей является центральным.

Задачи каждого воспитателя – способствовать развитию инициативы ребенка, проявлению творчества в рисунках, лепке, аппликации, конструировании. При обучении дошкольников продуктивным видам деятельности, особая роль отводится художественному слову, которое рассматривается в педагогике, как один из приемов словесного метода.

Образы литературных произведений будят детскую фантазию, развивают творческое воображение. В процессе восприятия художественной литературы у детей развивается интерес и воспитывается любовь к искусству слова.

Правильное использование на занятиях сказок, стихов, загадок, потешек открывает большие возможности для обогащения детских работ, для проявления творческого воображения. Конкретность и эмоциональность литературных образов, их живость способствуют возникновению не только более четких представлений об окружающем, но и определенных индивидуальных ассоциаций. Поэтому, развивать у детей способность восприятия художественного воспитания необходимо.

Опыт работы раскрывает многогранность использования художественных произведений на занятиях по продуктивным видам деятельности. Прежде всего, необходимо заранее определить целевое назначение использования художественного слова и связать это с программным содержанием конкретного занятия.

Как методический прием, художественное слово можно применять в ходе всего занятия, в начале или в конце деятельности детей.

Виды художественных произведений, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях продуктивной деятельностью:

народный фольклор (потешки, заклички, былины, загадки и т.д.);

повести (короткие отрывки).

Варианты использования художественных произведений:

Перед детьми ставится задача отгадать, кого (или что) они будут сегодня рисовать, лепить и т.д. В этом случае необходимо подобрать такой текст, чтобы в нем отразились характерные внешние признаки и индивидуальные особенности образа или явления, который дети должны угадать и передать в своих работах.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (зайка)

Зайчик маленький в лесу

Очень всех боится.

И хитрющую лису,

Он от страха так дрожит,

Что кусты шатаются.

Очень сложно зайке жить,

Так он всех пугается!

Лады-лады ладыньки в огороде заиньки.

Зайки травку едят, на ребят они глядят.

В начале занятия детям предлагается прослушать художественный текст, в котором говорится о том, кого (или что) они будут сегодня делать. Затем зачитывается отрывок из стихотворного произведения или потешка, в которых дается описание конкретного образа или явления. После чтения текста воспитатель еще раз уточняет, что дети будут изображать.

В этом варианте не должны использоваться беседы, отвлекающие внимание от художественного текста. Дети выполняют работу на тему, продиктованную художественным словом.

Расти, расти, яблонька подрастай!

Цвети, цвети, яблонька, расцветай!

Золотое солнышко, ярче грей

Созревайте, яблоки, поскорей!

После чтения этого четверостишия ребятам дается задание нарисовать яблоню так, как они ее себе представляют по стихотворению.

Художественный текст, следует подбирать с учетом вида изобразительной деятельности.

Например: на занятиях по рисованию важно подчеркнуть не только форму, величину, характерные детали предмета, но и цвет.

Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (белка)

Остренькие зубки, рыженькая шубка.

Хитрый маленький зверёк, по деревьям прыг, да скок. (белка)

Художественный текст может быть дан как основная тема для изображения. В этом случае детям предлагается послушать потешку, стишок, отрывок из произведения, а затем нарисовать про это кто как хочет. Чтобы у детей сложились определенные представления, содержание текста должно быть достаточно конкретным, а описание образным.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной. (ёжик)

Сшил колючий пиджачок:

Сто булавок на груди,

Сто иголок позади.

Ходит еж в саду по травке,

Натыкает на булавки:

Грушу, сливу – всякий плод,

Что под деревом найдет

И с подарочком богатым

Возвращается к ежатам.

Использование художественного слова для более эмоционального восприятия объекта перед его непосредственным изображением. Воспитатель показывает игрушку, предмет быта и т.д.

Например: воспитатель показывает яблоко и предлагает послушать следующий текст:

«Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто.

Будто медом налилось

Или дети рассматривают букет ромашек в вазе, которые они должны рисовать, а педагог читает стихотворение:

Маленькое солнце на моей ладошке,

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, в банке или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

Слушая текст, дошкольники стараются найти в предмете те же признаки, детали, о которых говорится в стихотворении, более внимательно к нему приглядываются, проявляют определенные эмоциональные отношения.

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо,

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета,

Красивых, радужных цветов

На них разбросаны букеты. (И. Суриков)

Над цветочками порхает,

Кто красавицу не знает?

Ее крылья расписные,

Ее танцы заводные.

Только очень беззащитна,

Не спеши ее пугать,

Слабых надо защищать. (бабочка)

При обучении сюжетному изображению по мотивам знакомых сказок, рассказов, художественное слово можно использовать несколько иначе.

Чтобы все дети передали конкретный эпизод произведения, зачитывается только один, выбранный воспитателем отрывок. В этом случае художественное слово, нацеливает внимание дошкольников на выполнение определенного задания.

Менее широко используется художественное слово в процессе выполнения задания. Однако и здесь можно найти возможность его применения в коллективной и индивидуальной работе с детьми. Например, ребенок изобразил зимний пейзаж и не знает, что ему делать дальше. Воспитатель, стараясь не мешать другим детям, читает ребенку стих:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится. (И. Суриков)

Ребенок оживляется: он представил себе, как идет снег и начинает дополнять свой рисунок.

С неба посыпались снежинки,

Кружатся в воздухе и падают

На землю одна красивее другой!

Вот цветок с шестью лепестками,

Вот звездочка с шестью лучами,

И рисунки детей сразу расцвели необыкновенными цветами и звездами.

Целесообразно использовать художественное слово и в конце занятий по продуктивным видам деятельности. Потешки, стихи, загадки помогут эмоционально закончить занятие, подвести работу к логическому завершению.

Разместив сюжетные работы по порядку следования эпизодов, можно предложить детям восстановить содержание литературного произведения, рассказать о нем (колобок с зайцем, волком, медведем, лисой).

Рассматривая в конце занятия работы детей, можно предложить рассказать стихотворение, потешку или загадать загадку об отдельных изображаемых предметах, или, наоборот, по тексту художественного произведения найти соответствующий рисунок, поделку.

Таким образом, при умелом руководстве, художественное слово продолжает жить в различных видах изобразительного творчества детей.

Так как у дошкольников образное мышление занимает большое место, оно становится фундаментом для развития абстрактного мышления, поэтому, чем больше ребёнок получает впечатлений визуальных, вербальных, тем более глубоким и многообразным будут душа и мысли подрастающего человека. Отсюда вытекает и задача – развить у детей чувство прекрасного, формирование высокого эстетического вкуса, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. А это возможно лишь в гармоничном сочетании художественного слова и изобразительного искусства.

Таким образом, использование сюжета сказки, включение зачина, загадки, стихотворения позволяет сделать каждую часть занятия органичной, естественной. И такие занятия проходят живо, радостно. И итогом занятия мы получаем эмоциональные выразительные детские работы и хорошее настроение детей. Отсюда следует, что для формирования творчества в рисовании, лепке, аппликации, конструировании большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому педагог создаёт у детей эмоциональный настрой, вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе, обогатить его выразительными деталями.

Читайте также: