Зачем нужна музейная педагогика в школе

Обновлено: 05.07.2024

Анализ научно-методической литературы и информационно-коммуникативных ресурсов по данному вопросу показал, что такое методическое направление, как музейная педагогика, актуально и имеет большой потенциал в образовании детей.

В центре внимания данной научной дисциплины находится исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией.

Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать.

Развивать эмоциональную сферу детей и воспитывать у учащихся любовь к родному краю; Формировать у учащихся способность проникать во внутренний мир (предназначение, историю, пользу, культурно-экономическое значение) предметов, постигать их истинную ценность; Воспитывать у учащихся элементы исторического сознания. Формировать у учащихся конкретные знания в области истории, воспитывать у учащихся чувства национального самосознания и любви к истории родного края.

Неформальность и добровольность являются чертами музейной педагогики. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.

Музейная педагогика дает возможность: - осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; - сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; - раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; - попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; - объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; - организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Музейная педагогика: цели, задачи, формы образования

Знаете ли вы, что музеи не только сохраняют памятники искусства и культуры, но ещё и воспитывают человека? А отвечает за это направление относительно молодая, но серьёзная наука — музейная педагогика.

Мы уже рассказывали о лучших научных музеях Москвы, Питера и других городов России. А в этой статье давайте подробнее погрузимся в технологию музейной педагогики и разберёмся, как она выглядит и какие цели и задачи решает.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Музейная педагогика: что это такое

Как возникла и что из себя представляет музейная педагогика? Давайте дадим определение:

Музейная педагогика — это инновационный педагогический метод, который помогает формировать у детей и взрослых гуманистические ценности и чуткое отношение к природе, миру и другим людям.

Это направление относится к образовательно-воспитательной деятельности и находится на стыке музееведения, психологии и педагогики.

Музейная педагогика выполняет следующие функции:

  • культурно просвещает;
  • обучает знаниям;
  • воспитывает личность;
  • всесторонне развивает;
  • организует события и объединяет людей;
  • разрабатывает эффективные методологии;
  • диагностирует состояние общества и культуры.

Как возникла музейная педагогика: история

Появление музейной педагогики в области образования относят к эпохе Просвещения. Именно тогда, во времена активного развития науки и философии музей начинает занимать ключевое место в обучении представителей высшего общества.

В США с 1880-х годов возникает интерес к музею, как к образовательному пространству. В этот период музейные работники Нью-Йорка, Чикаго, Бостона и других городов начинают активно сотрудничать с американскими школами. Они создают совместные проекты, направленные на научно-техническое и художественное воспитание. Даже появляется новая должность — музейный учитель.

Помимо А. Лихтварка над развитием музейной педагогики трудилось множество немецких и европейских учёных. Всё это привело к тому, что уже в 30-е годы XX века в музеях стали открывать отделы музейной педагогики и активно разрабатывать различные технологии в этой области.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Музейная педагогика в России

В нашей стране музейная педагогика стала зарождаться в конце XIX века. Тогда роль музея в образовании изучали представители экскурсионной школы — Н.А. Гейнике, Б.Е. Райков и другие. А также свой вклад в развитие музейной педагогики внесли такие учёные как А.В. Луначарский, Н.И. Романов, А.В. Бакушинский и П.А. Флоренский.

После Октябрьской революции сложились благоприятные условия для эстетического воспитания народа. Решать эту задачу как раз и доверили представителям музейной педагогики. Правда, предмет исследования был довольно ограниченным — искусство, поддерживающее марксистско-ленинские идеалы.


Каждое посещение музея — это встреча с чем-то большим

Как самостоятельная научная дисциплина музейная педагогика сформировалась в СССР только в 80-90-х XX века. И в наши дни она активно развивается.

Современный расцвет музейной педагогики является результатом работы ЮНЕСКО. Именно это организация хотела привлечь детей и юношей в музей, а потому использовала достижения новой науки и инициировала дальнейшие исследования.

Цели и задачи музейной педагогики

Музейная педагогика — это своеобразный мост между музеями и современными учащимися. Именно она отвечает за поиск эффективных форм коммуникации и развитие творческих способностей личности. Поэтому перед ней стоят важные цели и задачи.

Цель музейной педагогики — построить грамотный диалог между взрослыми и детьми в музейном пространстве и помочь юным посетителям развивать исследовательские, познавательные и созидательные стремления.

Чтобы достичь столь ответственную цель, научная дисциплина должна решать следующие задачи:

  • формировать представление о музее, его функциях и возможностях;
  • развивать художественные навыки и творческие способности у детей;
  • создавать условия для развития визуальной культуры;
  • увеличивать количество познавательных форм и инструментов;
  • расширять кругозор и знания о мире;
  • формировать интерес к познанию окружающего мира;
  • развивать исследовательские умения и навыки;
  • прививать любознательность, любовь к жизни и стремление быть активным.


Научиться понимать искусство можно в любом возрасте

Принципы развития музейной педагогики

Как и другие научные дисциплины, музейная педагогика не может развиваться сама по себе. Для этого необходимо соблюдать определённые принципы и условия. Среди них:

  • удовлетворять познавательный голод аудитории;
  • подходить к развитию знаний целостно и системно;
  • соблюдать последовательность;
  • ориентироваться на гуманистические ценности;
  • интегрировать и совмещать разные знания;
  • общаться с детьми и взрослыми через диалог и деятельность;
  • делать акцент на культурную составляющую.

Формы музейной педагогики

Музейная педагогика использует разные формы работы. Многие из них пришли непосредственно из классической педагогики, а другие — это специфические наработки, применяемые только в данной дисциплине.

Давайте рассмотрим, какие формы работы в музейной педагогике существуют и по каким видам они разделяются:

Формы работы по адресату: Формы работы по видам занятий:
работа с педагогами; консультации; практические занятия; прогулки или путешествия;
работа с родителями; семинары-практикумы; тематические беседы; работа с музейными экспонатами;
работа с детьми. творческие конкурсы; разнообразные экскурсии; превращение в известного героя;
рекомендации по проведению уроков; интеллектуальные викторины; театрализованные постановки;
сотрудничество; познавательные квесты; игровые ситуации.

Это далеко не все занятия в музейной педагогике, которые могут использовать работники, чтобы взаимодействовать с педагогами, детьми и их родителями. Главное, что эти формы работы помогают думать, активно участвовать в происходящем и сопереживать героям. А значит, проникаться культурой и искусством.

Важно помнить, что необходимо не только предложить интересное задание детям, но и мотивировать их участвовать. С этой целью можно рассказать удивительный факт, поставить учащимся увлекательную задачу или озвучить проблему, которую обязательно надо решить всем вместе.

Если так подходить к организации первых походов в музей, ребёнок будет понимать, зачем их посещать, научится получать удовольствие и в будущем будет сам стремиться ходить на художественные выставки и в арт-галереи.


Любовь к искусству стоит прививать с детства

Где развивают музейную педагогику в России

Хотите получить знания по музейной педагогике? В России есть образовательные центры, которые занимаются развитием данной научной дисциплины. Вот некоторые из них:

Мы рассмотрели, что такое музейная педагогика, какие цели и задачи она решает и какие формы использует в своей деятельности. Теперь вы знаете, зачем ходить в музеи и как делать это с пользой. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ, обращайтесь к наш студенческий сервис.


Ключевые слова:музейная педагогика, школьный музей, виртуальный музей, виртуальная экскурсия, мини-музей.

Музейная педагогика — наука, сформировавшаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии. Музейная педагогика — одно из наиболее значимых направлений общей педагогики.

‒ музейная педагогика — это наука о воспитании средствами музея, а музейная дидактика — посредническая миссия музея (А. Кунтс, В. Хильгерс) [4, с.105];

‒ музейная педагогика — пограничная научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук и исследующая образовательно-воспитательные цели общества применительно к специфическим формам музейной коммуникации (К. Патцвал, И. Аве) [4, с.105];

‒ музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему (М. Ю. Юхневич) [4, с. 106];

‒ музейная педагогика — это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Данное определение рассматривается применительно к художественному музею (Б. А. Столяров) [4, с.106];

‒ музейная педагогика — область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействии на различные категории посетителей, взаимодействия музеев с образовательными учреждениями [3, с.56].

Взаимодействие школы и музея в работах Б. А. Столярова определяется двумя взаимодействующими блокам [4, с.125]:

1) школа в пространстве музея. Этот блок включает в себя образовательные мероприятия (экскурсии, циклы занятий в музейной аудитории и на экспозиции), на которых учащиеся постигают смыслы культуры и искусства на музейной экспозиции — по плану, заданному музеем с учетом тематики школьного образования, или в ходе занятий, строящихся на базе собственно музейных образовательных методик;

2) музейная педагогика в школе. Данный блок включает в себя лекционную работу в школе, а также отдельные опыты ведения факультативных учебных курсов подготовленными преподавателями или сотрудниками музея.

Проанализировав научную литературу по изучаемому нами вопросу, мы выделили несколько типов музеев в школе:

1. Школьный музей. Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны, где учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов.

Классифицируют различные жанры школьных музеев, критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс [6]:

1) музей-экспозиция (выставка).Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жесткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определенной, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации;

2) музей-мастерская (студия).Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности;

3) музей-лаборатория.Этот жанр очень близок музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование;

4) музей-клуб, музей-театр.Экспозиция данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Оно органично включается в работы школьного театра, становиться основой для преподавания страноведения, изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа;

5) музей — адаптационный центр.Это музей с четко выявленной социально-психологической задачей — создание атмосферы психологически комфортного общения. Чаще всего руководитель такого музея — психолог, работающий с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющими отклонения в развитии. Важно, чтобы работа музея велась по специально отработанной, рассчитанной на длительный срок программе, учитывающей специфику аудитории;

7) музей-игротека.Это музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная — изготовлена руками детей. Музейный актив и учителя проводят на основе этих коллекций театрализованные занятия с младшими школьниками, группами продленного дня, а также предлагает выездные представления близлежащим детским садам и школам. Необходимым условием деятельности подобного музея является изучение истории производства и бытования игрушки;

8) музей-ярмарка — одновременно выполняет функцию торгового и рекреационного центра. Он может взять на себя реализацию любого вида продукции, изготовленной учащимися в мастерских своей или окрестных школ. При организации торговых ярмарок, выездных акций, связанных с участием в праздниках или вечерах, у школьников появляется возможность попробовать себя в таких актуальных ролях, как коммерческий агент или специалист по маркетингу. Это определяет перспективу создания подобных музеев в школах, ориентированных на обучение подобным профессиям.

2. Виртуальный школьный музей. Виртуальный музей — это созданный в сети оригинальный сайт, не имеющий своего аналога в реальности и представляющий любую тематику, если по ней находятся реальные материалы, имеющие свое физическое или идейное воплощение в реальном мире [2].

Виртуальный музей — это большой проект, над которым работают учащиеся и педагоги, и существует в электронном виде на электронных носителях. Виртуальный музей призван объединить преимущества традиционного музея с преимуществами информационных технологий для успешного учебно-воспитательного процесса.

В работах Е. Ф. Козина виртуальная экскурсия — это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности — будь то страна, город национальный парк, музей и т. д. [2].

У Г. Н. Аквилева виртуальная экскурсия — это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т. д. [2].

Е. В. Александрова считает, что виртуальная экскурсия — это форма обучения, сочетающая рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей [2].

Достоинства данных экскурсий в том, что учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Обязательно в конце экскурсии подводятся итоги. Это может быть и беседа, и мини-сочинение, и конкурс рисунков и пр. В нашей работе после каждой экскурсии предполагалось выполнить творческое задание, например, совершив виртуальное путешествие в мир народного костюма, учащиеся должны были создать наряд современного школьника с элементами русского народного костюма (орнамент, детали) в технике аппликация.

F:\_my_pictures\20151123-008.jpg

Основные термины (генерируются автоматически): музейная педагогика, виртуальный музей, музей, виртуальная экскурсия, стык музееведения, школа, экспозиционное пространство, подобный музей, русский народный костюм, учебный процесс.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогический совет

Сейчас этот термин стал модным. Печатается много статей, защищена не одна диссертация, написаны книги. Однако, многим до сих пор не ясно, что такое музейная педагогика. Постараюсь коротко сказать об этом. Использованию основ музейной педагогики способствуют основные направления деятельности школы:

гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики и системы дополнительного образования;

развитие инициативы учащихся через органы ученического самоуправления;

создание условий для укрепления и развития здоровья учащихся, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Богатейшее культурно-историческое и музейно-образцовое пространство Ханты-Мансийского округа, где буквально каждый метр земли, каждое место несут на себе множественную замечательность великих событий и деяний, позволяет использовать сохранившийся исторический материал в образовательной и воспитательной работе с учащимися.

Очень важно, чтобы любовь к родной школе, родной земле в жизни подрастающего поколения стала доброй созидательной силой по отношению к окружающему миру и к себе. Человек — созидатель должен быть способным к реальным действиям и поступкам, улучшающим его внутренний мир и окружающую жизнь.

Для правильного осмысления сложившейся ситуации и для необходимого воспитательного воздействия нужен “ключ”, положительный пример конкретных людей, таких же, как они сами, кому можно доверять, кто сталкивался с такими же проблемами и их преодолевал. Таким “ключом” в воспитательной работе школы может стать школьный музей, деятельность которого будет основана на принципах музейной педагогики.

Специфика гражданского воспитания учащихся средствами музейной педагогики связана с формированием музейно-визуальной компетентности школьников. Именно она позволяет осуществлять музейно-коммуникационный анализ на основе широкого круга знаний об элементах зрительного образа, средствах и приемах композиционного решения экспозиции, ценности, свойств музейного предмета и его функций в экспозиции, а также знаний об отображаемом экспозицией явлении. Гражданское воспитание школьников средствами музейной педагогики позволяет полноценно и эффективно влиять на процесс формирования мотивационно-ценностного, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-волевого компонентов гражданственности.

Зачем нужна музейная педагогика в школе?

Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать.

Цели музейной педагогики в школе:

Развивать эмоциональную сферу детей и воспитывать у учащихся любовь к родному краю;

Формировать у учащихся способность проникать во внутренний мир (предназначение, историю, пользу, культурно-экономическое значение) предметов, постигать их истинную ценность;

Воспитывать у учащихся элементы исторического сознания;

Формировать у учащихся конкретные знания в области истории, воспитывать у учащихся чувства национального самосознания и любви к истории родного края.

Задачи музейной педагогики:

Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;

Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Данная музейно-образовательная программа деятельности и перспективного развития музея МАОУ СОШ № 1 на период 2011-2016 гг разработана в соответствии с концепцией музея и построена на демократических принципах добровольности, доступности, сотрудничества и партнёрства музея с внутришкольными и внешкольными объединениями, учреждениями и общественными организациями.

Программа и прилагаемые к ней ежегодные планы работы представляют собой комплекс организационно-управленческих, по сбору и хранению музейных предметов и экспонатов, научно-исследовательских и рекламно-просветительских, массовых и методических мероприятий, призванных решать задачу гражданско-патриотического воспитания.

Актуальность данной программы определяется особой ролью школьных музеев в современном обществе. Школьный музей – это важнейшее средство дополнительного образования школьников, позволяющее пробудить познавательный интерес к истории своей страны.

Реализация данной программы позволяет воспитать подрастающего человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою Родину.

Данная программа воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, столь необходимых в современном мире.

Именно школьный музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями. В ходе реализации программы можно сформировать у учащихся потребность в бережном и уважительном отношении к музейным памятникам как части культуры.

Новизна программы состоит в том, что позволяет использовать образовательный и воспитательный потенциал школьного музея в образовательном процессе, положив в основу проектный и исследовательский методы обучения и воспитания.

Особенности музейно - образовательной программы состоят в следующем:

1. Значимость музея в учебном процессе школы, ключевая роль музея в воспитательной работе школы, его востребованность в коллективе учащихся, родителей и педагогов, стабильность работы музея, поддержка со стороны администрации, общественных организаций сделали образовательную программу музея педагогически целесообразной, актуальной, своевременной.

3. Согласно концепции музея, его деятельность определяет принцип сотрудничества и партнёрства. Музей поддерживает сотруднические и партнёрские отношения с администрацией школы, обучающимися и педагогами, представителями учреждений образования и культуры, общественными организациями и властными структурами.

4. Программа определяет характер деятельности музея как краеведческий. Созданный как современный школьный музей верен традициям краеведения, постоянно расширяет границы своего исследования.

На всех этапах развития музея программа предусматривает разработку новых идей, инновационных проектов, апробацию новых форм работы, использование новых технологий.

Сегодня в рамках программы идёт активное использование интерактивных методов деятельности.

Цель программы – повышение уровня гражданского и патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики.

Предлагаемая программа стремится через образовательные и воспитательные возможности музейной педагогики познакомить учащихся с особенностями музейной работы, формировать и развивать музейно - визуальную компетентность, содействовать их приобщению к историческому наследию школы, города, Отечества, способствовать профессиональной ориентации учащихся среднего звена для определения будущего профиля обучения в старшей школе.

В ходе реализации программы были поставлены следующие задачи:

содействовать развитию научного мировоззрения и креативного мышления учащихся,

расширить исторический кругозор,

создать условия для приобретения опыта общения с культурно-историческими ценностями музея,

сформировать умения документирования исторических событий, посильно участвовать в создании экспозиции музея,

отработать навыки деятельности по сохранению историко-культурного наследия школы и города,

формировать активную гражданскую и патриотическую позицию,

воздействовать на формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческому прошлому,

создать условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;

воспитывать любовь и уважение к прошлому своей школы, города и Отечества.

Позиция учителя (педагога, курирующего программу; классного руководителя, учителя-предметника) в музейно-образовательной программе:

создает условия для познавательной деятельности ребенка;

организует общение ребенка с предметным миром культуры (на уроках, во внеклассной работе и во внеаудиторных занятиях);

содействует развитию творческих способностей и формирование культурных потребностей;

высоко оценивает оригинальное (не копийное) личное творчество во всех его проявлениях.

Музейная педагогика позволяет интегрировать возможности музея в школьные предметы, активизировать поисковую и исследовательскую деятельность учащихся.

Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:

Информирование – первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Созданы электронные презентации, создаются электронные архивы-описи документов, информационные справки об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы. В будущем планируется создать информационный киоск на страничке сайта школы.

Общение . Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами (т.е. по профилю музея). Сюда же относим и посиделки. Это театрализованная форма, участники которой собираются для общения, развлечения в сочетании с какой-то совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение, лепка и т.д.)

Отдых . Организация свободного времени учащихся и взрослых. Мы используем такие формы: день открытых дверей (1 раз в четверть), концерты, чаепития для ветеранов, именинников и гостей школы. При музее истории школы создан кинозал для проведения тематических классных часов.

Музейная педагогика дает возможность:

осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные

занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

- встречи с участниками и свидетелями исторических событий;

- краеведческие, экологические игры;

- экскурсии по другим музеям округа.

- издание путеводителей, газеты;

- создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, округа с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.

- работа с документальными материалами архивов;

- подготовка докладов, рефератов;

- запись воспоминаний, наблюдение;

- выполнение познавательных заданий;

- персональные выставки учащихся;

Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т.д.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души школьников.

В то же время при реализации инновационной программы воспитания учащихся средствами музейной педагогики выявлен ряд противоречий , которые не позволяют достигать прогнозируемых и планируемых результатов:

Стихийность создания и работы музеев; отсутствие серьёзной опоры на формирующуюся теорию, методику работы школьных музеев в мировой образовательной практике.

Отсутствие теории и методики, технологии разработки комплексных программ, включающих музейную педагогику или обеспечивающих деятельность школьных музеев: в результате не учитывается специфика отдельного школьного музея и его возможностей для оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Музейная педагогика предъявляет высокие требования к тем, кто обращается к ней как к инструменту культурного развития, воспитания, образования личности, а современные педагоги в основной своей массе не готовы включиться в организацию и обеспечение деятельности школьного музея на достойном профессиональном уровне.

Музейная педагогика пока мало связана с процессом формирования детских общественных движений на своей базе.

Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти в мировую, региональную, локальную культуру. В этой связи школьные музеи зачастую являются любительским делом отдельных энтузиастов. Комплексного подхода к этой проблеме пока нет.

Эти противоречия призваны были учесть в своей работе по внедрению программы воспитания учащихся средствами музейной педагогики.

Музей – это корни и крылья, это память и надежда.

КОРНИ – это история своего народа, ведь жить без истории всё-равно, что быть бездомным.

КРЫЛЬЯ – это знания, именно они помогут решить многие жизненно важные проблемы.

В школе не просто функционирует один из лучших школьных музее - он стал именно святыней, определившей и лицо школы, и нравственный облик учащихся, и центром по нравственному воспитанию учащихся. В нём собран богатейший материал не только по истории ХМАО, города но и по истории школы.

И сегодня можно с полным правом говорить о системе методической работы в музее: как материалы музея позволяют организовать работу в урочной деятельности учителя-предметника.

Методическая работа, как показывает наш опыт, может быть организована в различных направлениях:

организации и проведение урочной деятельности;

организации исследовательской деятельности по предмету;

организация творческой деятельности учащихся.

В нашей школе накоплен опыт по созданию методических рекомендаций в использовании музея в урочной деятельности.

Типы музейных уроков исходят из целевой установки учителя, и наш опыт позволяет представить уже разработанные типы музейных уроков:

Читайте также: