Зачем нужен русский язык в школе

Обновлено: 08.07.2024

Впервые в отечественном образовании мы создали непрерывный курс русского языка для дошкольников, учеников начальной, основной и старшей школы.

Цели изучения русского языка в школе сформулированы в программе в виде содержательно-целевых линий развития учеников средствами предмета.

09.jpg

1. Чтобы правильно и умело пользоваться речью в различных жизненных ситуациях, что является обязательной составляющей функциональной грамотности.

Это умение формируется с помощью 1-й группы линий развития для овладения

2. Чтобы использовать в общении знания о языке. Знания о языке составляют основу речевой деятельности. В курсе русского языка эта основа создается с помощью 2-й группы линий развития, подразумевающих

  • дальнейшее овладение самим родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем языка, системой функциональных разновидностей речи);
  • систематизацию знаний о русском языке;
  • формирование представления о языке как системе;
  • развитие у учащихся языкового чутья (чувства языка).

3. Чтобы орфографически и пунктуационно грамотно оформлять свою письменную речь, т.е. писать в соответствии с изученными правилами. Это 3-я линия развития.

Для чего необходимо правильно и умело пользоваться речью?

07.jpg

Значимость данного умения трудно переоценить. Оно необходимо, прежде всего, чтобы понимать других и быть понятым ими. Оно также необходимо для реализации своих возможностей; для адаптации к любым социальным группам и координации своих действий с действиями других людей.

Важной особенностью нашего непрерывного курса русского языка является постоянная опора на речевой опыт детей, систематизация и оценка этого опыта. Мы показываем ученикам, что того уровня владения речью на родном языке, с которым они приходят в школу, недостаточно. Следует учиться речи, причем на каждом этапе обучения ставить и решать новые учебные задачи.

Какие задания, помогающие учиться правильно и умело пользоваться речью, можно найти в наших учебниках?

Развивающие умения различных видов речевой деятельности – говорения, слушания, чтения, письма:

В каких ситуациях человеку необходимо использовать в общении знания о языке?

Параллельно с этим мы постоянно показываем на примерах, через систему заданий, что эффективное и результативное общение невозможно без знаний о языке. Поэтому, прежде чем создать текст, ученики вместе с учителем сначала анализируют речевую ситуацию, затем отбирают необходимые языковые средства, подходящие для данной ситуации общения, темы, типа и стиля речи.

Какие задания, помогающие приобретать и использовать в общении знания о языке, можно найти в наших учебниках?

В качестве примера приведем следующие:

  • задания на систематизацию знаний о языке (анализ и составление системы обобщающих вопросов; составление таблиц и схем; чтение таблиц и схем; создание текста на основе таблицы (схемы) и др.);
  • задания на сопоставление аналогичных явлений в разных языках (например, фонетических особенностей, или системы частей речи, или грамматических форм одной и той же части речи и т.п.);
  • организация наблюдения над составом и лексическим значением слова - уже в курсе обучения грамоте (1кл.); и далее - система заданий, направленных на лексический, морфемный и словообразовательный анализ слов (в учебниках 2–9 классов и др.).

Для чего нужно уметь оформлять письменную речь в соответствии с правилами орфографии и пунктуации?

Какие задания помогают учиться грамотно писать?

Существует множество упражнений в орфографии и пунктуации. Они хорошо известны и традиционно используются учителями на уроках. Мы не ставили целью изобрести новые, но использовали систему сгруппированных по умениям орфографических и пунктуационных упражнений, опирающуюся на классификацию проф. М.Т. Баранова. Это упражнения, направленные на развитие следующих умений: а) видеть орфограммы в словах и между словами (аналогично – видеть пунктограммы в предложениях); б) правильно писать слова с изученными орфограммами (правильно ставить знаки препинания в предложениях. ); в) графически объяснять выбор написания (выбор знака…); г) находить и исправлять орфографические (пунктуационные) ошибки. В соответствии с этой классификацией в учебниках выстроена система специальных (непосредственно направленных на развитие названных умений) и неспециальных (речевых) упражнений по орфографии и пунктуации.
Здесь следует особо подчеркнуть очень важную мысль: даже грамотная системная работа по орфографии и пунктуации не принесет ощутимых результатов, если не развивать у учащихся чувство языка и прежде всего внимания к составу слова и словообразованию, к структуре и смыслу предложения (о соответствующих заданиях речь шла выше).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Исследовательская работа на тему:


hello_html_m46a060c4.jpg

Руководитель: Данилова Ольга Станиславовна учитель русского языка и литературы.

Русский язык — один из самых распространённых языков в мире. Он входит в число восьми международных языков. Это означает, что люди разных национальностей общаются друг с другом на русском языке. Нужно ли его изучать русскоговорящим людям? Может, лучше изучить как можно больше иностранных языков? Конечно, чем больше языков знает человек, тем он культурнее и развитее. Но знать язык, на котором общаешься и мыслишь, — это просто необходимо!

Но не все школьники осознают важность изучения русского, не видят практического применения языка в дальнейшем.

hello_html_m38340236.jpg

Н о не все изучения русского языка

Цель проекта

Наша цель выявить основные мотивы к изучению русского языка учащимися подросткового возраста и определить, что вызывает у них наибольший интерес во время уроков

Для достижения нашей цели нам нужно решить следующие задачи:

изучить научную литературу по данному вопросу;

провести опрос учащихся об их интересах;

проанализировать собранный материал и прийти к определенному заключению

hello_html_647885f8.jpg

Теоретическая часть

Русский язык очень важен для современного человека.

Русский язык - это язык русской нации, язык, на котором создавалась и создаётся её культура.

Русский язык- это официальный язык Российской Федерации. Он обслуживает все сферы деятельности людей, живущих на территории России: на нём, пишутся важнейшие документы страны, и ведётся преподавание в учебных заведениях.

Так как наша страна многонациональна, то русский язык служит средством межнационального общения людей: он понятен каждому гражданину России. Русский язык является родным для большей части населения нашей страны.

На протяжении всей своей истории русский язык существовал не автономно, а вступал в контакты с другими языками, которые оставляли в нем свои отпечатки.

Зачем человеку нужен язык, какова его роль в жизни общества? На эти вопросы искали ответы величайшие умы человечества. Но, если не углубляться в дебри славословия, то можно сказать коротко и емко: при помощи языка люди от одного поколения к другому передают свои знания и опыт. А в тот момент, когда речь зафиксировали в письменном виде, и возникла человеческая цивилизация.

В современном мире языки многих народов находят многогранное применение в народном хозяйстве, обучении, историческом аспекте, развиваясь вместе с научно-техническим прогрессом.

Почему надо быть грамотным

Историк Николай Карамзин говорил, что быть неграмотным – невежливо по отношению к тем, кто тебя будет читать. Неграмотная речь, неправильно написанные слова усложняют понимание текста. А порою делают его противоположным по своему значению.

Подростки больше любят практические знания, теория их занимает намного меньше. Они стремятся в экспериментах находить подтверждение полученным знаниям.

Подростки, не осознающие практической важности русского языка, не испытывают не малейшего желания изучать предмет и, соответственно, не видят смысла изучать его.

hello_html_m4bae8c21.jpg

зыка, н е в

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Александр Иванович Куприн.

Русский язык — один из трех языков, на которые переводятся все международные стандарты (кроме английского и французского).

Русский язык необходим нам, чтобы читать, общаться, хорошо учиться, получать достойное образование.

Человек, знающий русский язык, сможет прочитать в оригинале множество классических произведений, причем, не только литературы, но и науки.

Русский язык является одним из самых красивых по звучанию языков мира. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто послушать речь на нем.

Именно этот язык, кроме английского, используется для повседневного общения на международной космической станции.

Это язык самой крупной по площади страны мира.

Русский язык — наследие многовековой истории, культуры, образа мышления.

Россия — региональная держава, и она возвращается в качестве мировой. На международной арене русский язык станет ещё более востребованным.

В мире около 260 миллионов русскоговорящих людей. Русский язык гордо носит звание самого распространенного славянского языка в мире и самого распространенного языка в Европе по числу носителей, для которых он родной. Будьте уверены, на каждом материке вы услышите русскую речь. А это не только легкость и безбарьерность во время путешествий, но и новые знакомства.

Крупные компании в развитых странах заинтересованы в соискателях – носителях русского языка или людях, которые хорошо им владеют. Такие специалисты открывают перед организацией новые возможности: сотрудничество с престижными партнерами из России, продвижение рынка на страны бывшего СССР. Работников со знанием русского языка ждут в органах государственной власти стран Европы, Америки и Азии, а также в министерствах и множестве компаний.


Зачем нужен русский язык
современному школьнику?

У меня недавно возник такой вопрос: как объяснить ребёнку, зачем нужен русский язык? И, действительно, подумала я с высоты своего возраста, педагогического образования и стажа, зачем он нужен?

Задает мне вопрос ученик 7 класса, который хочет быть ветеринаром, помогать и лечить животных, а вот зачем при этом нужно знание родного русского языка не знает. Конечно, я как взрослый и трезво мыслящий человек, стала искать для себя и ребёнка обстоятельные ответы на данный вопрос. Ответы были разные, но смысл один: для правильного написания рецептов, для заполнения отчетов по проделанной работе перед главврачом, для сбора статистических данных, для корректной, правильной, чёткой и красивой речи со своими будущими клиентами, вряд ли кто-то из владельцев собак захочет лечиться у врача, который безграмотен, не умеет писать грамотно, внятно говорить и читать. Конечно, реакции и понимания этого на лице ребёнка я не увидела. И я решила сама покопаться дальше в этом.

Сейчас для ребёнка предоставлено множество ресурсов и возможностей в интернете, как получить, так скажем, всеобщее признание. Для этого абсолютно неважно знание родного языка и в принципе чего-либо серьезного. Для того, чтобы выделяться из толпы, отличиться, достаточно снять какое-нибудь видео (смешное или нет), снять своих домашних животных, маму, папу, сестру, одноклассников, прогулку по городу, поход в зоопарк или магазин с друзьями, приправив все это своеобразными словечками или жестами, и ты тут же станешь звездой, пусть и небольшой, но звездочкой, что моментально повысит твой рейтинг. Рейтинг, отзывы, отклик — важны для нашего подрастающего поколения.

Мы, взрослые, понимаем, чтобы получить признание в профессии или в своем любимом деле, надо постоянно трудиться, каждый день совершенствоваться и развиваться, оттачивать свои навыки и умения, повышать квалификацию, а порой и вовсе менять что-то, занимаясь переподготовкой. Например, я постоянно проверяю правописание слов, ударение и фонетический разбор слов на специальном сайте по русскому языку. Это помогает мне поддерживать свои лингвистические знания на довольно высоком уровне.

Возможно, это мы взрослые показываем нашим детям кривую картину мира? Мы не передаем им все те краски и инструменты, которые являются обязательными в нашей жизни? Это мы косноязычны и молчаливы по причине нехватки времени? Может быть для нас этот родной русский, один из красивейших языков со своей длинной историей, стал таким неважным? Может быть в настоящем мире с преобладанием соцсетей и мессенджеров достаточно элементарных знаний языка? Одни сокращения при переписке чего стоят!

Может быть действительно он не нужен? Я так не думаю. Хотелось бы думать, что и многие из вас так не думают. Но во всяком случае у нас есть, над чем задуматься в настоящее время.

Зачем нужен русский язык

Читайте также: