Юрина война краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Настоящая книга объединяет все рассказы Ю. Нагибина о любимце века, первом космонавте мира Юрии Гагарине, написанные в разное время.

Писатель использует личные впечатления от встреч с Ю. Гагариным, воспоминания родных и близких космонавту людей, его звездных братьев, придавая подлинным фактам жизни героя свободную беллетристическую форму.

Юрий Нагибин - МАЛЕНЬКИЕ РАССКАЗЫ О БОЛЬШОЙ СУДЬБЕ 1

СЕМЕЙНЫЙ СПОР 1

ХОЛМИК ПОСРЕДИ ДЕРЕВНИ 2

ЖИЛИЩА БОГАТЫРЕЙ 2

СНОВА ЗА УЧЕБУ 7

В БЕСКРАЙНЕМ НЕБЕ 8

ВОРОТА В НЕБО 9

В ГОРОДСКОМ САДУ 9

УРОК АНАТОМИИ 11

ГИБЕЛЬ ДЕРГУНОВА 12

В СУРДОКАМЕРЕ 13

О ЧЕМ ДУМАЛ ГЕРОЙ 13

ДРУГ ДЕТСТВА 14

В ТЕ ПОСЛЕДНИЕ МГНОВЕНИЯ 15

ДЕНЬ С ГЕРМАНОМ ТИТОВЫМ, - или - ЕЩЕ РАЗ ОБ УЛЫБКЕ ГАГАРИНА 16

Юрий Нагибин
МАЛЕНЬКИЕ РАССКАЗЫ О БОЛЬШОЙ СУДЬБЕ

СЕМЕЙНЫЙ СПОР

Старинный Гжатск, ныне Гагарин, собирался праздновать свое 250-летие. Смоленские художники создали эскизы юбилейной медали и памятных значков. Мы находились в доме родителей Гагарина, когда секретарь горкома партии по пропаганде привез им, почетнейшим жителям города, эти эскизы для ознакомления и отбора.

Посмотрели. Рисунки выразительные. На всех, в той или иной манере - от строго реалистической до условно-обобщенной, - что-нибудь космическое и четкая надпись: "Городу Гагарину 250 лет".

- Славно, славно! - говорила Анна Тимофеевна. - В общем, ничего. Видно, что люди поработали.

Анна Тимофеевна напоминает мухинскую "Крестьянку" - за печатью лет та же величавая прочность, укорененность (такую, коль не захочет, не сдвинешь, не столкнешь), та же спокойная, изнутри светящаяся красота.

- В начале восемнадцатого века на реке Гжать, притоке Вазузы, государем-императором Петром Великим был основан город Гжатск, - услышали мы хрипловатый, "табашный" голос Алексея Ивановича.

Все, кроме Анны Тимофеевны, повернулись к нему с почтительным недоумением.

- От так! - сказал он сердито.

- Ну, чего несешь? - укорила его жена. - Нешто без тебя люди не знают?

- И был сей град пристанью для перевозки хлеба и прочих грузов в Санкт-Петербург, - спокойно и значительно произнес Алексей Иванович.

- Бубнишь, как пономарь.

- Равно же осуществлялся по Гжати сплав строительного леса, - заключил Алексей Иванович.

Секретарь горкома оказался человеком сообразительным. Он пошевелил эскизы и спросил:

- Что вам тут не нравится, Алексей Иванович?

- Вижу приметы нашего Юрия, а где приметы старины? Нешто Юрка основал Гжатск на речке Гжати?

- Он город Гагарин создал, - ответил секретарь горкома. - Осенил его своим подвигом и дал свое имя.

- Не спорю, Юрка заслужил, и отражен - будь здоров! Но не вижу ничего от петровского города Гжатска, от его старой службы русской земле.

- Да ты что, о царе, что ль, возмечтал? - обозлилась Анна Тимофеевна. - Кто это тебе будет на советскую медаль царей шлепать?

- Я о царе не мечтаю, но должно быть выбито исконное название города - Гжатск!

- Нету никакого Гжатска, есть Гагарин!

- Сегодня он Гагарин, завтра Самарин или там Фуфарин… Оренбург вон тоже Чкаловым назывался! - Он молодо, озорно улыбнулся и - костистый, гологлазый, старый сокол - на миг стал в одно лицо с погибшим сыном.

- И чего тут общего? Нешто Чкалов родом из Оренбурга? Он и не жил там никогда.

- Даже в знаменитой летной школе не обучался, - заметил секретарь горкома.

- Гжатск хлебушком своим Санкт-Петербург кормил! - упрямо сказал Алексей Иванович.

- Вот и попался! Когда Ленинграду двести пятьдесят стукнуло, нешто кто вспомнил о Петербурге или Петрограде?

- Сравнила нашего Юрку с Лениным.

Анна Тимофеевна слабо, но ровно порозовела всем своим широким серьезным лицом.

- Видали - отец против сына идет!

- Я не иду против дорогого нашего сыночка, - твердо и печально сказал Алексей Иванович, - пущай так и будет на медалях вся эта косметика и надпись "ГАГАРИН", а внизу чтоб махонькими буквочками - "Гжатск"!

Поколения Гагариных жили в немудреном равнинном крае над тихой речкой Гжатью, и памятным апрельским днем в мировое пространство вырвался гжатский парень.

В ШКОЛУ

К тому времени война пришла на Смоленщину. Уже собирались эвакуировать колхозное стадо. "Эвакуировать" - было новое и трудное слово, которое никому не удавалось произнести, "вкуировать" - говорили со вздохом. И все-таки первый школьный день клушинцы обставляли торжественно. Какое бы ни свирепствовало лихо, этот день должен остаться в памяти новобранцев учебы добром и светом. Школу украсили зелеными ветками и написанными мелом лозунгами, ребят докрасна намыли в баньках, одели во все новое.

Анна Тимофеевна с особой теплотой вспоминает, как снаряжала сына в школу. Она напекла ему толстых ржаных блинов и, завернув в газету, уложила вместе с тетрадками и учебниками в самодельный, обтянутый козелком ранец. Дом Гагариных находился далеко от школы, в другом конце длиннющей, с заворотом, деревенской улицы, и Юре даже на большой перемене не поспеть к домашнему обеду. Намытый, наутюженный, с расчесанной волосок к волоску головой, он то и дело спрашивал мать:

- Ты все положила?

- Все, все, сынок. Надевай-ка свою амуницию.

От волнения он никак не мог попасть в лямки ранца. Анна Тимофеевна взяла сынову руку, такую тоненькую, хрупкую, что у нее сердце испуганно захолонуло от любви и жалости, и просунула в ременную петлю.

Юра нахлобучил фуражку и решительно шагнул за дверь.

- Не балуйся, сынок, слушайся учителей.

Анна Тимофеевна вышла на улицу. Школу отсюда не видать, скрыта за церковью и погостом. На стенах церкви, кладбищенской ограде и крыльце соседствующего с храмом сельсовета наклеены плакаты войны. Анна Тимофеевна помнила их наизусть. "Смерть немецким оккупантам!", "Родина-мать зовет!", "Будь героем!", "Ни шагу назад!" По другую руку, за околицей, с десяток деревенских жителей призывного возраста под командой ветерана-инвалида занимались шагистикой и разучиванием ружейных приемов. Боевого оружия в наличии не имелось, кроме учебной винтовки с просверленным во избежание выстрела патронником, и ратники обходились гладко обструганными палками. Трудно верилось, что это клушинское воинство сумеет остановить вооруженного до зубов неприятеля.

Прихрамывая, подошел Алексей Иванович. Его костистое лицо притемнилось.

- Не берут, чтоб им пусто! - проговорил в сердцах. - Как сруб сгонять, так Гагарин, а как отечество защищать - пошел вон!

- Будет тебе, Алеша, - печально сказала Анна Тимофеевна, - не минует тебя эта война.

- И то правда! - вздохнул Гагарин. - Люди сказывают, он к самой Вязьме вышел.

- Неужто на него управы нету?

- Будет управа в свой час.

- Когда же он настанет, этот час?

- Когда народ терпеть утомится…

Незадолго перед окончанием занятий Анна Тимофеевна, гонимая тем же чувством тревоги и печали, пошла к школе. Думала встретить сына по пути, но первый учебный день что-то затянулся. Она оказалась у широких, низких школьных окон, когда конопатая девочка из соседней деревни, заикаясь и проглатывая слова, читала стихотворение про Бармалея.

Потом настал черед толстого, молочного мальчика, похожего на мужичка с ноготок. Он вышел к столу учительницы, аккуратно одернул свой серый пиджачок, откашлялся и сказал, что любимого стихотворения у него нету.

- Ну, так прочти, какое хочешь, - улыбнулась учительница Ксения Герасимовна, - пусть и нелюбимое.

Толстый мальчик снова одернул пиджачок, прочистил горло и сказал, что нелюбимого стихотворения тоже прочесть не может: на кой ему было запоминать нелюбимые стихи?

Он вернулся на свое место, ничуть не смущенный хихиканьем класса, и тут же принялся что-то жевать, осторожно добывая пищу из парты. Ксения Герасимовна вызвала Гагарина. Она еще не договорила фамилии, а Юра выметнулся из-за парты и стремглав - к учительскому столу.

В небольшой русской деревеньке, где жила семья будущего первого космонавта Юрия Гагарина, в один из дней великой войны появились фашисты. Дом Гагариных тоже заняли. Как рассказывает Анна Тимофеевна, поселился у них Альберт, немец с садистскими наклонностями. Сначала пообещал, что к нему приедут жена и дети, а потому хозяевам приказал убираться из дома. Позже он чуть не убил младшего сына Гагариных Борьку, повесив его на сук. По счастливой случайности мать малыша и Юра успели снять ребёнка с дерева, иначе он мог задохнуться. Юра по-своему воевал с фашистами. Он разбрасывал гвозди и осколки по шоссе, где проходили немецкие машины, чтоб колеса те пробили. Альберту насовал тряпья в выхлопную трубу, из-за чего пришлось парнишке прятаться - Альберт понял, кто это учудил. Когда же фашисты уезжали, то мальчик напоследок бросил камень и разбил стекло в машине Альберта, чем здорово того напугал. Но к тому времени уже походила советская армия, поэтому немцы отходили быстро.

Рассказ "Юрина война" о том, как в избе Гагариных поселился немец-оккупант по имени Альберт. Он занял весь дом, а Гагарины переселились в погреб. Немец был наглый и подлый, издевался над детьми. А когда драпал от советских войск, прихватил с собой всё добро Гагариных.

Рассказ понравился тем, что написан простым разговорным языком. В нем нет ничего особо героического, а рассказано о том, как дети и взрослые сопротивлялись, как только могли, ненавистным фашистам.

Были Жилин и Костылин.По сути главный и честный герой это Жилин.Речь в основном идёт про него.Его татары захватили первым,и больше событий происходило с Жилиным. Татары живут,как я понимаю на Кавказе.Татары привезли Жилина именно на Кавказ

Кто написал Тимур и его команда?
Имя старшей сестры Тимура?
Кто такой Женя?

Мальчик Женя достаточно избалованный ребенок.Чтобы это предовратить его мама,бабушка и дядя его не замечают.Женя знает "признаки благовоспитанности",он шаркает ножкой,как его учила нянька.

Главное дл Тома это свобода, мечты о славе и необыкновенные приключения. Он стремится к ним всей душой. Том не прочь подраться, задрать ябеду Сида и сташить варенье тети Полли. Он способен на хорошие и благородные поступки, просто ему тесно в захолустном городке. ЖиТома не оторвать от книг, который ему интересны,тели Тома считают несносным, непослушным мальчиком, сарвиголовой. В школе он скучает не смотря на то, что он очень способный. Дело в том , что его живому воображение тесно в душных .рамках школьной программы. Тома не оторвать от книг, которые ему интересны(например,приключения Робин гуда, но он никогда не будет читать по чьей-то указке

Написать сочинение на тему: О чём меня заставил задуматься рассказ Чудесный доктор". 4-8 предложений. 15 баллов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи: 1. Способствовать духовному развитию личности, формированию гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма. 2.Способствовать освоению текстов художественных произведений в единстве формы и содержания. 3. Формировать умения чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока. Постановка целей.

Нагибин Юрий Маркович (1920 - 1994), прозаик, журналист. Родился 3 апреля в Москве, у Чистых прудов, в семье служащего.

В литературном обучении обязан своему отчиму, писателю. Нагибин не сразу нашел себя, свое призвание. В юности увлекался футболом, ему даже предсказывали большое будущее на этом поприще. Отчим посоветовал ему писать рассказы, обратив внимание на его талант передавать свои впечатления об увиденном и услышанном легко и с юмором. Однажды будущий писатель сделал попытку написать рассказ, который оказался неудачным, но сам процесс писания захватил юношу.

Однако после окончания школы он поступил в медицинский институт (исполняя желание матери), но остается в вузе только до конца первой сессии. В это время во ВГИКе открывается прием на сценарный факультет, куда Нагибин проходит. Учеба дается ему легко, времени для писания рассказов, очерков, рецензий, статей - сколько угодно. В 1940 был напечатан его первый рассказ. Закончить ВГИК не удалось - началась война. Ушел на фронт. Знание немецкого языка решило его судьбу - он был направлен в VII отдел ПУ (контрпропаганда) Волховского фронта, где пришлось не только выполнять свои прямые обязанности, но и воевать с оружием в руках, и выходить из окружения. Все впечатления и наблюдения фронтовой жизни позже вошли в его военные рассказы. В ноябре 1942 был контужен, вернулся в Москву и до конца войны работал в газете "Труд". Как корреспондент побывал в Сталинграде, под Ленинградом, при освобождении Минска, Вильнюса, Каунаса. В 1943 выпустил сборник прозаических произведений "Человек с фронта". Приняли в Союз писателей. Корреспондентские впечатления вошли в рассказы, составившие сборники "Большое сердце", "Две силы" и др. После окончания войны занимался журналистикой, но не оставляя работать над прозой: рассказы "Трубка", "Зимний дуб" были очень популярны.

Много сил Нагибин отдает кино, написав сценарии таких известных фильмов, как "Председатель", "Директор", "Красная палатка", "Чайковский", "Ночной гость" и др. Работал Нагибин до конца дней своих.

III . Фронтальный опрос.

Словарная работа по тексту:

Клушино – это деревня в Смоленской области России, в Гагаринском райое.

IV . Работа с текстом.

1. Охарактеризуйте Альберта. Кто он? Сколько ему лет? Как вы относитесь к этому персонажу?

2. Охарактеризуйте Анну Тимофеевну. Какую роль она играет в рассказе?

3. Дайте характеристику Алексею Ивановичу. Кто это? Какую роль играет в рассказе?

4. Охарактеризуйте Юру. Какой он? Как вы относитесь к этому персонажу?

5. Охарактеризуйте Пузана. Кто это? Что он за человек?

Чтение по ролям (Альберт, Анна Тимофеевна, Алексей Иванович)

Расскажите о своих впечатлениях от рассказа.

V . Итог урока.

Продолжите одну из фраз:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

3. По желанию подготовиться к рассказу о жизни и творчестве Богомолова (по распечаткам учителя)

Читайте также: