Юрьевская прорубь краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

То, о чем я собираюсь поведать вам, вышло более пяти веков тому вспять, в 1471-1472 годах, в Юрьеве Ливонском, либо Дерпте, как еще нарекали его в ту пору. Теперь это город Тарту.

С незапамятных времён тут жили эсты, предки нынешних эстонцев. Российские звали их чудинами, оттого и озеро, раскинувшееся на границе эстонских и российских земель, именуется Чудским.

В центре Тарту возвышаются два холмика. На одном из них видны величавые развалины старой Домской церкви, потому бугор этот именуют Домской горой. Иной бугор пуст. Давным-издавна, много веков тому вспять, на нём росла священная роща бога Таара, в которого веровали праотцы эстонцев. Здесь находился жертвенный камень, посвящённый богу песни Ванемуйне. Камень этот, круглый, с 2-мя ложбинками, и теперь можно узреть в парке, что на Домской горе.

В 1030 году в эти края пришёл со своим войском большой российский князь Ярослав, по прозвищу Разумный. На холмике, где шумела священная роща, он выстроил крепость и именовал её Юрьевом, по своему христианскому имени. Так как Крещение Руси вышло недавно, то у многих русских было два имени: одно языческое, иное христианское. Так появился город Юрьев.

Минуло без малого двести лет, и в 1223 году появились с несметной силой немецкие рыцари-крестоносцы и осадили город. В Юрьеве в то время дворянином был благородный Вячко. Отважно бился он с вторженцами. В войске его насчитывалось двести российских, другие чудины. Но держались они друг за друга, как братья.

Спустя несколько дней рыцари предложили Вячку с русскими борцами выйти из городка и спасти свою жизнь, а чудинов бросить им на расправу. Но Вячко и его бойцы храбро рассудили, что лучше им погибнуть совместно с чудскими братьями, ежели спастись одним.

Когда рыцари в конце концов ворвались в крепость, они перебили всех русских воинов, только 1-го пощадили суздальца. Посадили его на быстрого жеребца и приказывали прыгать на Русь, чтобы напугать своих единоплеменников рассказом о поражении Вячка.

На месте разрушенной русской крепости был построен замок епископа, ставшего отныне властителем этого края. Из Германии начали прибывать купцы и ремесленники, которые селились у подножия холмов, под охраной рыцарей епископа и воздвигнутых завоевателями сильных городских стенок. Так российский Юрьев перевоплотился в германский Дерпт.

Но в городке непрерывно оставалась слобода, населённая русскими. Именовалась она Российский конец. Ее жители никогда не порывали связи с Русской землёй и считали её собственной правильной отчизной.

После победы крестоносцев город Юрьев, где русские по-братски жили с чудинами (эстонцами), стал немецким Дерптом. Но в городе сохранилась слобода Русский конец. О ней и событиях 1471-72 г.г. идет речь в повести.

Глава 1. В доме Георга Фекингузена

Немецкий мальчик Мартин – сирота и внук купца Фекингузена по прозвищу Трясоголов. Однажды, убегая от мальчишек, Мартин оказывается в Русском конце. Там ему на выручку пришел незнакомый мальчик. Это был Николка Платонов, сын серебряника Варфоломея. Ребята подружились.

Глава 2. В городе Юрьеве

Мартин бегает к другу тайком, мимо собора и замка епископа, угощает его дорогим сахарком, лезет на голубятню Николки.

Глава 3. На Омовже

Глава 4. Трифон Аристов

В избе Платоновых ребята с печки слушают, как гость купец Трифон Аристов описывает свое чудесное спасение от потопления святым Николой-угодником. Теперь у него заказ для Варфоломея: лампада в храм.

Глава 5. Дева Ключница

Николка учит Мартына русскому языку. Оба мечтают взять подземные сокровища собора, которые стережет Дева Ключница, чтобы купить корабль.

Глава 6. Голубятня

В голубятне Николка объясняет, что есть голуби-гонцы (почтовые). Есть у него голуби купца Аристова из Пскова. Если что, они мигом во Псков, на родину, долетят.

Глава 7. Трифонова лампада

Мартин наказан дедом из-за уроков. После чего бежит к другу. И видит, как мастер Варфоломей с подручным чудином Яном создает лампаду для Никольской церкви.

Глава 8. Домский собор

В новогоднюю ночь (в сентябре) оба друга идут брать сокровища собора.

Глава 9. Ростовщик и его гость

Ребята подслушали, как сторожу собора слуга епископа Томас открыл тайну: зимой магистр Ливонского ордена фон дер Борх с огромным войском возьмет Псков.

Глава 10. Псковские гонцы

Глава 11. Тайна кожаного мешка

Мартин забыл у собора мешок. Дед стал искать вора в лавке. Пришлось мальчику побороть свой страх и сходить среди ночи за мешком. Только вот дед об этом узнал.

Глава 12. Грамотка

Грамотку псковичам о стотысячном нашествии по-немецки пишет Мартин под диктовку Николки. Они вместе выпускают голубя.

Глава 13. Осень

Осень Мартин провел за учебой и чтением Библии. Не заметив слежки деда, сбегал на голубятню к Николке.

Глава 14. Ледяная купель

Ребята бегут на речку Омовжу кататься на коньках – и Мартин проваливается под лед. Николка его вытащил. И пошутил, что Мартын раньше всех в крещенскую купель окунулся. Для Николки Мартин как брат. Жаль, что разной веры.

Глава 15. Рождественская ярмарка

Глава 16. В опочивальне епископа

Немецкий епископ уверен, что тайну раскрыл голубь русского. Через слугу Томаса он хочет сорвать крещенские купания, арестовать людей.

Глава 17. Иордань

Русские пришли к проруби крестным ходом. Следом – сотня рыцарей. Среди них Томас, укравший лампаду купца Аристова. Купец в драке убил Томаса. Рыцари заперли русских в подземелье.

Глава 18. Мартин признается

Мартин переживает, что Николка в темнице. Дед уже знает об их дружбе. Мартин признается деду, что он писал ту грамотку в Псков, и если Николку будут мучить – пусть и его тоже. Выведав все, дед идет к епископу.

Глава 19. Трясоголов и епископ

Епископ уже пожалел о захвате русских. Москва может отомстить за заключенных. Но пришедший Трясоголов посоветовал казнить русских как еретиков, а изменником среди немцев объявить Томаса.

Глава 20. Бунт Мартина

Мартин понял, что зря рассказал деду о том, что они с Николкой известили псковичей о нападении рыцарей. Мальчик хочет бежать из дома, умолять епископа о прощении русских, а если оно невозможно – умереть с ними. Побег не удался, Мартина выпороли. Но он уже ничего на свете не боится.

Глава 21. Судилище

Епископ приговаривает 73 русских к смертной казни через утопление в проруби за православную веру, в которую они могли своим примером обратить эстонцев. Среди смертников – священник Исидор, много женщин и детей.

Заключение

После каждой жертвы над прорубью ниоткуда появлялся белый голубь. Они улетели целой стаей. Маленький Саввушка, брат Николки, сам шагнул в прорубь за матерью. Весной нетленные тела мучеников нашли на берегу. Их погребли возле храма. А потом прославили как святых. Пока Мартин учился в Трире, дед его умер. Мартин стал православным и служил московскому князю.

Сюжет

Русский Юрьев под властью немцев стал Дерптом. Но в нем осталась слобода Русский конец. В 1471-72 г.г. Немецкий мальчик сирота Мартин Фекингузен, живший здесь с дедом-купцом Трясоголовом, дружит с Николкой Платоновым, сыном серебряника. Мечтая купить корабль, оба среди ночи ищут клад под собором. И слышат, как сторож со слугой Томасом обсуждают зимнее нападение рыцарей Ливонского ордена на Псков. Мартин предупреждает псковичей письмом, Николка отправляет его с голубем-гонцом. Псков зовет на помощь Москву. Немцы ищут тех, кто выдал тайну, хватают русских у проруби на Крещенье. За кражу лампады купец Трифон Аристов убивает Томаса. Мартин объявляет деду, что тоже виноват и готов умереть за это. В страхе дед просит епископа поскорей казнить русских как еретиков. В проруби топят 73 человек. Над местом казни собирается стая белых голубей. Позже жертв прославили как мучеников за веру. Мартин сам стал православным и служил князю в Москве.

Отзыв

Повесть основана на реальных исторических событиях. В те годы немцы убили 73 русских во главе со священником Исидором за православную веру. Епископ Дерпта, Трясоголов, магистр Ливонского ордена – также реальные деятели тех лет. Верно изложена история города Юрьева, описаны достопримечательности города. Автор также правдиво описывает жизнь русской слободки конца 15 века.


После победы крестоносцев город Юрьев, где русские по-братски жили с чудинами (эстонцами), стал немецким Дерптом. Но в городе сохранилась слобода Русский конец. О ней и событиях 1471-72 г.г. идет речь в повести.

Глава 1. В доме Георга Фекингузена

Немецкий мальчик Мартин – сирота и внук купца Фекингузена по прозвищу Трясоголов. Однажды, убегая от мальчишек, Мартин оказывается в Русском конце. Там ему на выручку пришел незнакомый мальчик. Это был Николка Платонов, сын серебряника Варфоломея. Ребята подружились.

Глава 2. В городе Юрьеве

Мартин бегает к другу тайком, мимо собора и замка епископа, угощает его дорогим сахарком, лезет на голубятню Николки.

Глава 3. На Омовже

Глава 4. Трифон Аристов

В избе Платоновых ребята с печки слушают, как гость купец Трифон Аристов описывает свое чудесное спасение от потопления святым Николой-угодником. Теперь у него заказ для Варфоломея: лампада в храм.

Глава 5. Дева Ключница

Николка учит Мартына русскому языку. Оба мечтают взять подземные сокровища собора, которые стережет Дева Ключница, чтобы купить корабль.

Глава 6. Голубятня

В голубятне Николка объясняет, что есть голуби-гонцы (почтовые). Есть у него голуби купца Аристова из Пскова. Если что, они мигом во Псков, на родину, долетят.

Глава 7. Трифонова лампада

Мартин наказан дедом из-за уроков. После чего бежит к другу. И видит, как мастер Варфоломей с подручным чудином Яном создает лампаду для Никольской церкви.

Глава 8. Домский собор

В новогоднюю ночь (в сентябре) оба друга идут брать сокровища собора.

Глава 9. Ростовщик и его гость

Ребята подслушали, как сторожу собора слуга епископа Томас открыл тайну: зимой магистр Ливонского ордена фон дер Борх с огромным войском возьмет Псков.

Глава 10. Псковские гонцы

Глава 11. Тайна кожаного мешка

Мартин забыл у собора мешок. Дед стал искать вора в лавке. Пришлось мальчику побороть свой страх и сходить среди ночи за мешком. Только вот дед об этом узнал.

Глава 12. Грамотка

Грамотку псковичам о стотысячном нашествии по-немецки пишет Мартин под диктовку Николки. Они вместе выпускают голубя.

Глава 13. Осень

Осень Мартин провел за учебой и чтением Библии. Не заметив слежки деда, сбегал на голубятню к Николке.

Глава 14. Ледяная купель

Ребята бегут на речку Омовжу кататься на коньках – и Мартин проваливается под лед. Николка его вытащил. И пошутил, что Мартын раньше всех в крещенскую купель окунулся. Для Николки Мартин как брат. Жаль, что разной веры.

Глава 15. Рождественская ярмарка

Глава 16. В опочивальне епископа

Немецкий епископ уверен, что тайну раскрыл голубь русского. Через слугу Томаса он хочет сорвать крещенские купания, арестовать людей.

Глава 17. Иордань

Русские пришли к проруби крестным ходом. Следом – сотня рыцарей. Среди них Томас, укравший лампаду купца Аристова. Купец в драке убил Томаса. Рыцари заперли русских в подземелье.

Глава 18. Мартин признается

Мартин переживает, что Николка в темнице. Дед уже знает об их дружбе. Мартин признается деду, что он писал ту грамотку в Псков, и если Николку будут мучить – пусть и его тоже. Выведав все, дед идет к епископу.

Глава 19. Трясоголов и епископ

Епископ уже пожалел о захвате русских. Москва может отомстить за заключенных. Но пришедший Трясоголов посоветовал казнить русских как еретиков, а изменником среди немцев объявить Томаса.

Глава 20. Бунт Мартина

Мартин понял, что зря рассказал деду о том, что они с Николкой известили псковичей о нападении рыцарей. Мальчик хочет бежать из дома, умолять епископа о прощении русских, а если оно невозможно – умереть с ними. Побег не удался, Мартина выпороли. Но он уже ничего на свете не боится.

Глава 21. Судилище

Епископ приговаривает 73 русских к смертной казни через утопление в проруби за православную веру, в которую они могли своим примером обратить эстонцев. Среди смертников – священник Исидор, много женщин и детей.

Заключение

После каждой жертвы над прорубью ниоткуда появлялся белый голубь. Они улетели целой стаей. Маленький Саввушка, брат Николки, сам шагнул в прорубь за матерью. Весной нетленные тела мучеников нашли на берегу. Их погребли возле храма. А потом прославили как святых. Пока Мартин учился в Трире, дед его умер. Мартин стал православным и служил московскому князю.

Сюжет

Русский Юрьев под властью немцев стал Дерптом. Но в нем осталась слобода Русский конец. В 1471-72 г.г. Немецкий мальчик сирота Мартин Фекингузен, живший здесь с дедом-купцом Трясоголовом, дружит с Николкой Платоновым, сыном серебряника. Мечтая купить корабль, оба среди ночи ищут клад под собором. И слышат, как сторож со слугой Томасом обсуждают зимнее нападение рыцарей Ливонского ордена на Псков. Мартин предупреждает псковичей письмом, Николка отправляет его с голубем-гонцом. Псков зовет на помощь Москву. Немцы ищут тех, кто выдал тайну, хватают русских у проруби на Крещенье. За кражу лампады купец Трифон Аристов убивает Томаса. Мартин объявляет деду, что тоже виноват и готов умереть за это. В страхе дед просит епископа поскорей казнить русских как еретиков. В проруби топят 73 человек. Над местом казни собирается стая белых голубей. Позже жертв прославили как мучеников за веру. Мартин сам стал православным и служил князю в Москве.

Отзыв

Повесть основана на реальных исторических событиях. В те годы немцы убили 73 русских во главе со священником Исидором за православную веру. Епископ Дерпта, Трясоголов, магистр Ливонского ордена – также реальные деятели тех лет. Верно изложена история города Юрьева, описаны достопримечательности города. Автор также правдиво описывает жизнь русской слободки конца 15 века.

То, о чем я собираюсь рассказать вам, произошло более пяти веков тому назад, в 1471-1472 годах, в Юрьеве Ливонском, или Дерпте, как еще называли его в ту пору. Теперь это город Тарту.

С незапамятных времён здесь жили эсты, предки нынешних эстонцев. Русские звали их чудинами, оттого и озеро, раскинувшееся на границе эстонских и русских земель, называется Чудским.

В центре Тарту возвышаются два холма. На одном из них видны величественные развалины древней Домской церкви, поэтому холм этот называют Домской горой. Другой холм пуст. Давным-давно, много веков тому назад, на нём росла священная роща бога Таара, в которого веровали предки эстонцев. Здесь находился жертвенный камень, посвящённый богу песни Ванемуйне. Камень этот, круглый, с двумя углублениями, и теперь можно увидеть в парке, что на Домской горе.

В 1030 году в эти края пришёл со своим войском великий русский князь Ярослав, по прозвищу Мудрый. На холме, где шумела священная роща, он построил крепость и назвал её Юрьевом, по своему христианскому имени. Так как Крещение Руси произошло недавно, то у многих русских было два имени: одно языческое, другое христианское. Так возник город Юрьев.

Минуло без малого двести лет, и в 1223 году явились с несметной силой немецкие рыцари-крестоносцы и осадили город. В Юрьеве в то время князем был доблестный Вячко. Храбро бился он с пришельцами. В войске его насчитывалось двести русских, остальные — чудины. Но держались они друг за друга, как братья.

Спустя несколько дней рыцари предложили Вячку с русскими воинами выйти из города и спасти свою жизнь, а чудинов оставить им на расправу. Однако Вячко и его воины мужественно рассудили, что лучше им погибнуть вместе с чудскими братьями, нежели спастись одним.

Когда рыцари в конце концов ворвались в крепость, они перебили всех русских воинов, лишь одного пощадили — суздальца. Посадили его на быстрого коня и велели скакать на Русь, дабы устрашить своих соплеменников рассказом о поражении Вячка.

На месте разрушенной русской крепости был построен замок епископа, ставшего отныне властителем этого края. Из Германии начали прибывать торговцы и ремесленники, которые селились у подножия холмов, под защитой рыцарей епископа и воздвигнутых завоевателями мощных городских стен. Так русский Юрьев превратился в немецкий Дерпт.

Но в городе постоянно оставалась слобода, населённая русскими. Называлась она Русский конец. Ее жители никогда не порывали связи с Русской землёй и считали её своей истинной родиной.

Все мужчины, кроме отца Исидора, шли с непокрытыми головами. Усы и бороды их были белы от инея.

Это был крестный ход, который направлялся к черневшей на реке проруби для свершения обряда водосвятия.

Тем временем из Монашеских ворот вышел отряд рыцарей епископа. По случаю немилосердной стужи ни на ком из нихне было ни шлемов, ни лат — все они были в меховых шапках и шубах. Вооружение их состояло из копий и мечей.

Рыцари, числом около сотни, не спеша направились в сторону той же проруби, что и русские.

Когда они подошли, песнопение и чтение Евангелия уже заканчивалось. Русские давно заметили приближающийся отряд, но делали вид, что появление рыцарей их нисколько не трогает, дабы не нарушать благолепия обряда. Лишь некоторые испуганно косились в сторону нежданных зрителей.

С приближением рыцарей в морозной тишине пугающе нарастал сухой скрип снега под сапогами. Пришедшие начали окружать русских."

"Священномученик Исидор и с ним 72 православных, пострадавших за веру в Юрьеве Лифляндском, причислены Русской православной церковью к лику святых. Их память совершается 8 января (21-го по новому стилю)."

В городе Юрьев проживает немецкий купец Георг Фекингузен, проживающий в большом доме. И хоть сам дом был толстым, но в нём не было окон, из-за чего во всём доме было жарко, душно и темно.

За минуту

В результате одного из походов у князя Ярослава Мудрого получилось завоевать несколько городов, которые принадлежали Ливонскому ордену. Среди них находился город Дерпте , получивший от князя новое название – Юрьев. Несмотря на то, что славяне устанавливали на завоёванных территориях, многие немцы и ливонцы остались в Дерпте . Среди них находился и купец немецкого происхождения, Георг Фекингузен .

Георг – состоятельный купец и проживает в толстом доме, сделанным из самых прочных материалов. И хоть дом выглядит солидно, но его проектировка выглядит странно. В доме нет никаких окон. Весь свободный воздух проникает через деверь, в которую людям с высоким ростом зайти будет проблематично.

Но даже если он зайдёт, то столкнётся с духотой внутри дома. Также весь дом погружён во тьму из-за отсутствия окон. Такое место облюбовали мухи.

После обеда купец сразу отправился в погреб. В столовой сидел внук Георга – Мартин, которого торговец заставил читать Священное Писание.

Читайте также: