Явления природы окружающий мир 3 класс школа

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Явления природы .

Тип урока: Открытие нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока .

Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе.

Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывать через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы , культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Планируемый результат.

Иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

составление кластера- групповая работа.

Оборудование: стакан с водой и карандашом, пластилин, влажные салфетки, одноразовые тарелки, свеча, интерактивная доска, вата, гвозди

В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, желто-зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее

Встаньте, сделайте 2 шага на север. Покажем, как на нас холодом повеяло.

Повернитесь на восток, вытяните руки вверх и потянитесь к восходящему солнцу.

Повернитесь на запад, выполните приседание, покажите, как солнце садится на западе.

Повернитесь лицом на юг, поприветствуйте наших гостей.

Повернитесь лицом на север, возвращаемся на свои места.

Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Самоопределение к учебной деятельности

– Что мы должны совершать на каждом уроке?

(На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)
– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе ? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)

– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок ? (Интересным, весёлым, познавательным)
– Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.

Проверка домашнего задания

Ориентирование на местности- это?

а). Передвижение в общественном транспорте.
б) Определение своего местоположения и направления пути.
в)Перемещение в доме.

а) Памятка в рабочей тетради
б) Прибор для определения сторон горизонта.
в) Рисунок, где определены правила поведения учащихся в школе.

а) Изображение леса.
б)Изображение водоема.
в) Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

В 7 часов утра солнце находится на ?

Муравейник расположен с ?

а) северной стороны
б) южной стороны
в) западной стороны

В полдень (12 ч.) солнце находится на ?

Солнце вечером (в 19 часов ) на?

Снег тает быстрее с?

Сколько основных сторон горизонта?

Под напором ветра деревья наклонились на восток. Откуда дул ветер?

11. Ребята пошли из дома на луг к роднику в сторону севера. В какую из сторон горизонта они будут возвращаться?

12. с какой стороны дерева растут лишайники?

- Взаимопроверка по презентации

Физминутка для глаз ( по презентации )

IV .Актуализация опорных знаний

Была
Тишина,
Тишина,
Тишина…
Вдруг
Грохотом грома
Сменилась она!
И вот уже дождик
Тихонько –
Ты слышишь? –
Закрапал, закрапал, закрапал
По крыше…
Наверно, сейчас
Барабанить
Он станет…
Уже барабанит!
Уже барабанит!
А. Шибаев

-Ребята, что вы сейчас представили?

-Кто из вас догадался, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

Сегодня, ребята, мы поговорим о явлениях природы.

Постановка проблемы

- Какую же цель мы поставим на этом уроке? (узнать о явлениях природы.)

V. Открытие нового знания

- Я в вопросах вам называла явления природы. А что такое "явление"?

- Более точное значение этого слова можно узнать в специальных словарях. Обратимся к толковому словарю Ожегова (показываю словарь) и найдем значение слова " явление" -1 ученик читает по словарю

Все изменения, происходящие с веществами в природе называются - явлениями

Какие явления происходят вокруг нас?

Защита проектов:

Выступление Давлетовой Динары

Выступление Мещеряковой Дарьи

VI . Опыты

Физические явления

1. Работает весь класс

Из куска пластилина:

-превратим его в шар. Что изменилось? (форма)

- переложим на другое место. Что случилось? (изменилось положение)

- вылепим 3 маленьких шарика. Что изменилось? (размер, количество)

Плотно сжать сухой комочек ваты. затем опустить его в блюдце с водой. Комочек с ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут капать в блюдце.

Учитель поясняет детям все действия:

- Посмотрите, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки воды не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.

Вывод: Физические явления – это явления, в результате которых состав вещества не изменяется, а меняется его форма, размеры, состояние.

Химические явления

Опыт 3 Со свечкой

Опыт 4 Ржавый гвоздь

Опыт 5 Гашение соды уксусом

1. Разведем в стакане небольшое количество питьевой соды.

2. Добавим туда несколько капель уксуса (можно взять сок лимона или раствор лимонной кислоты).

Наблюдаем выделение пузырьков газа.

Опыт 6 Прокисшее молоко

Вывод: Химические явления – это явления, в результате которых одни вещества превращаются в другие.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Составление кластера ( групповая работа)

Физические явления Химические явления

Химические явления – это явления, в результате которых одни вещества превращаются в другие.

Физические явления – это явления, в результате которых состав вещества не изменяется, а меняется его форма, размеры, состояние.

1)ШКОЛЬНЫЙ МЕЛОК УПАЛ 2) В ПЕЧИ СГОРЕЛИ 3) ЗАКИПЕЛА ВОДА

И РАСКОЛОЛСЯ ДРОВА В ЧАЙНИКЕ

Физические явления Химические явления

Химические явления – это явления, в результате которых одни вещества превращаются в другие.

Физические явления – это явления, в результате которых состав вещества не изменяется, а меняется его форма, размеры, состояние.

1) СТАЛЬНОЙ ГВОЗДЬ 2) ПРОЗВУЧАЛ ЗВОНОК 3) ГРЕБЕНКА, КОТОРОЙ ЗАРЖАВЕЛ НА УРОК РАСЧЕСАЛИСЬ, ПРИТЯНУЛА БУМАЖКИ

Физические явления Химические явления

Химические явления – это явления, в результате которых одни вещества превращаются в др

Физические явления – это явления, в результате которых состав вещества не изменяется, а меняется его форма, размеры, состояние.

Проверка по слайдам

VIII .Рефлексия

Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:

- Что нового я узнал сегодня на уроке?

- Что было особенно интересным и познавательным?

- В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?

- У вас на партах лежат карточки “настроения” – лучик и капелька.

Если вам понравился урок и у вас урок вызвал хорошее настроение, то возьмите карточку с лучиком от солнышка , если у вас не всё получилось, как вы хотели, то возьмите карточку с капелькой дождя. Подойдите к доске и прикрепите лучик к солнышку или капельку к туче.

Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.

Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.

Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.

Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.

Явления природы

Природа, как известно, бывает неживая и живая.

К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.

К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.

В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.

Зимние явления природы

  • Снег – разновидность зимних атмосферных осадков в виде кристалликов или хлопьев.
  • Снегопад – обильное выпадение снега зимой.
  • Пурга – сильная низовая метель, которая возникает преимущественно в равнинной безлесной местности.
  • Вьюга — снежная буря с сильным ветром.
  • Снежная буря – зимнее явление в неживой природе, когда сильный ветер поднимает облако сухого снега, и ухудшает видимость при низкой температуре.
  • Буран – метель в степной местности, на открытых местах.
  • Метель – перенос ветром выпавшего ранее и (или) падающего снега.
  • Гололедица образование тонкого слоя льда на поверхности земли в результате похолодания после оттепели или же дождя.
  • Гололёд – образование слоя льда на поверхности земли, деревьях, проводах и других предметах, которые образуются после замерзания капель дождя, мороси;
  • Сосульки — обледенение при стоке жидкости в виде заостренного книзу конуса.
  • Морозные узоры – это, по сути, иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев, на окнах.
  • Ледостав – природное явление, когда устанавливается сплошной ледяной покров на реках, озерах и других водоемах;
  • Облака — скопление взвешенных в атмосфере водных капель и ледяных кристаллов, видимые на небе невооруженным глазом.
  • Лед – как явление природы – это процесс перехода воды в твердое состояние.
  • Мороз – это явления, когда температура опускается ниже 0 градусов Цельсия.
  • Изморозь — белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями.
  • Оттепель — теплая погода зимой с таянием снега и льда.
  • Зимняя спячка медведя — период замедления жизненных процессов и метаболизма у гомойотермных животных в периоды малодоступности пищи.
  • Впадение в спячку ежей – в связи с недостаток питания в зимний период ежи впадают в спячку.
  • Смена окраса зайца с серого на белый — это механизм, с помощью которого зайцы приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Смена окраса белки с рыжего на голубовато-серый — это механизм, с помощью которого белки приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Прилетают снегири, синицы
  • Люди оделись в зимнюю одежду

Весенние явления природы

  • Ледоход — движение льда по течению во время таяния рек.
  • Снеготаяние – явление природы, когда начитает таять снег.
  • Проталины – явление ранней весны, когда появляются участки, оттаявшие от снега, чаще всего вокруг деревьев.
  • Половодье – ежегодно повторяющаяся в одно и то же время фаза водного режима реки с характерным поднятием уровня воды.
  • Термальные ветры – это общее название для ветров, связанных с перепадом температур, который возникает между холодной весенней ночью и относительно теплым солнечным днем.
  • Первая гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
  • Таяние снега
  • Журчание ручейков
  • Капель -падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
  • Цветение раннецветущих растений (кустов, деревьев, цветов)
  • Появление насекомых
  • Прилет перелётных птиц
  • Сокодвижение у растений – то есть перемещение воды и растворенных в ней минеральных веществ от корневой системы к надземной части.
  • Распускание почек
  • Появление цветка из почки
  • Появление листвы
  • Пение птиц
  • Рождение детенышей зверей
  • Просыпаются медведи и ежи после зимней спячки
  • Линька у животных – смена зимней шубы на терние

Летние явления природы

  • Гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
  • Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
  • Зарница — мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. Наблюдается это явление, как правило, в темное время суток. Раскатов грома при этом не слышно из-за дальности, но видны вспышки молнии, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков (преимущественно их вершин). Явление в народе приурочивали к концу лета, началу сбора урожая, и иногда называют хлебозарами.
  • Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.
  • Град — разновидность ливневых осадков, состоящих из кусочков льда.
  • Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, взвешенных в воздухе.
  • Ливень — сильный (проливной) дождь.
  • Жара — состояние атмосферы, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
  • Роса — маленькие капли влаги, оседающие на растениях или почве при наступлении утренней прохлады.
  • Летние теплые дожди
  • Зеленеет трава
  • Расцветают цветы
  • В лесу растут грибы и ягоды

Осенние явления природы

Необычные явления природы

Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: слайды, лист оценивание.

Ход урока

I.Организационный момент.

Психологический настрой.

Сегодня хороший, веселый день!

Пусть для вас он будет удачным!

Я дарю вам всем улыбки!

Использование ИКТ

(на интерактивной доске изображение солнышка)

Посмотрите, какое веселое настроение у солнышка. Улыбка, радость, доброта всегда помогают человеку. А если у вас будет хорошее настроение, то и учиться нам будет легко.

Класс делится на пары по выбору карточек (солнышко и дождик)

II. Проверка домашнего задания.

- Что не относится к природе?

- Природа – это все, что нас окружает.

- Природой нельзя назвать то, что сделано руками человека.

- Природа бывает живая и неживая.

1.Задание для пар

На листах записать предметы живой и неживой природы

После выполнения задания, взаимопроверка

2. Ребята, давайте с помощью теста проверим, как вы усвоили знания прошлого материала. Вам необходимо выбрать правильный ответ и обвести его кружком.

После выполнения мы с вами проверим.

1) Что такое природа?

А) всё, что сделано руками человека;

Б) всё, что нас окружает и существует независимо от человека;

В) всё, что нас окружает.

2) Какая бывает природа?

А) природа бывает живая и неживая;

Б) природа бывает только живая.

3) Что относится к неживой природе?

В) снег.

4. Тела природы – это…

А) Солнце, Луна, облако, камни

Б) воздух, кислород, ртуть

В) водород, вода, ртуть

5.Подчеркни слова, относящиеся к веществам:

бутылка, стекло, гвоздь, железо, кожа, сапог, окно, вода, алюминий, провод.

( 5 б. – за каждое правильно указанное слово – 1 б. )

6. Соедини стрелками тела и вещества

капли дождя шерсть

( 6 б. – за каждое правильно указанное слово – 1 б. )

3. Предложения с предметами живой и неживой природы

Составить предложения, и описать живую и неживую природу в них

III. Актуализация знаний. Загадки о явлениях природы.

Живут сестра и брат:

Одну всякий видит, да не слышит, другого всякий слышит, да не видит. (Молния и гром.)

Растет она вниз головой,

Не летом растет, а зимой.

Но солнце ее припечет

— Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

дуб свалила у села. (Молния.)

— Ох, с неба сыплется горох!

— Вот чудак, — смеется брат,

— Твой горох ведь это. (град.)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем — не найдем. (Роса.)

Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы поговорим о явлениях природы.

III. Постановка цели и задач урока.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Явлением природы называют, любое изменение в природе: ветер изменил направление, солнце взошло, идёт снег или дождь, сверкает молния, гремит гром и.т.д.

Все изменения в природе, связанные со сменой сезонов - времен года (весна, лето, осень, зима), называются сезонными явлениями природы.

Весна пробуждает природу, поливает землю обильными дождями, готовит растения, лес к летнему сезону роста. Наиболее характерные весенние явления погоды это снеготаяние, половодье, набухание почек, а также возможна первая гроза.

Лето дарит солнце, тепло и по большей части хорошую погоду. Летом погодные явления благоприятны, это солнце, облака, теплый ветерок, но бывает погода преподносит хмурные, а то и грозные настроения, ливень, гроза, по окончании которых возможно увидеть волшебное природное явление радугу.

Осенью солнечные деньки постепенно сменяют долгие и пасмурные дни с дождями и постепенным понижением температуры. Осенью природа одаривает такими явлениями, как дождь, туман, листопад, а ближе к зиме иней и первый снег.

Зимой весь растительный мир засыпает, а многие животные ложаться в зимнюю спячку. Наиболее частые явления природы зимой это ледостав, снег, метель, вьюга, а на окошках в особенно холодные зимние дни мороз рисует узоры.

Игра-разминка

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

2.Использование ИКТ. Просмотр фильма о явлениях природы.

-Какие ещё природные явления могут происходить в живой и неживой природе, о которых не сказано в фильме?

V. Закрепление знаний и способов действий.

Записать результаты наблюдения в рабочую тетрадь

Составление кластера. (написать явление природы и прикрепить на доску)

VI, Подведение итогов.

По какой теме мы сегодня работали?

- Что такое явления?

VII. Рефлексия.

- Был ли полезным для вас урок?

Оценивание учащихся.

VIII. Информация о домашнем задании. Стр.40-42 читать, ответить на вопросы.

Сабақ / урок: познание мира 3 класс

Тема: Явления природы.

Цель урока: Дать представление о различных явлениях природы, об их многообразии

1) расширить и систематизировать знания учащихся о явлениях природы

2) развивать умение работать в команде

3) воспитывать уважение к мнению других людей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: слайды, лист оценивание.

I.Организационный момент.

Психологический настрой.

Сегодня хороший, веселый день!

Пусть для вас он будет удачным!

Я дарю вам всем улыбки!

Использование ИКТ

(на интерактивной доске изображение солнышка)

Посмотрите, какое веселое настроение у солнышка. Улыбка, радость, доброта всегда помогают человеку. А если у вас будет хорошее настроение, то и учиться нам будет легко.

Класс делится на пары по выбору карточек (солнышко и дождик)

II. Проверка домашнего задания.

- Что не относится к природе?

- Природа – это все, что нас окружает.

- Природой нельзя назвать то, что сделано руками человека.

- Природа бывает живая и неживая.

1.Задание для пар

На листах записать предметы живой и неживой природы

После выполнения задания, взаимопроверка

2. Ребята, давайте с помощью теста проверим, как вы усвоили знания прошлого материала. Вам необходимо выбрать правильный ответ и обвести его кружком.

После выполнения мы с вами проверим.

1) Что такое природа?

А) всё, что сделано руками человека;

Б) всё, что нас окружает и существует независимо от человека;

В) всё, что нас окружает.

2) Какая бывает природа?

А) природа бывает живая и неживая;

Б) природа бывает только живая.

3) Что относится к неживой природе?

4. Тела природы – это…

А) Солнце, Луна, облако, камни

Б) воздух, кислород, ртуть

В) водород, вода, ртуть

5.Подчеркни слова, относящиеся к веществам:

бутылка, стекло, гвоздь, железо, кожа, сапог, окно, вода, алюминий, провод.

( 5 б. – за каждое правильно указанное слово – 1 б. )

6. Соедини стрелками тела и вещества

капли дождя шерсть

( 6 б. – за каждое правильно указанное слово – 1 б. )

3. Предложения с предметами живой и неживой природы

Составить предложения, и описать живую и неживую природу в них

III. Актуализация знаний. Загадки о явлениях природы.

Живут сестра и брат:

Одну всякий видит, да не слышит, другого всякий слышит, да не видит. (Молния и гром.)

Растет она вниз головой,

Не летом растет, а зимой.

Но солнце ее припечет

— Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

дуб свалила у села. (Молния.)

— Ох, с неба сыплется горох!

— Вот чудак, — смеется брат,

— Твой горох ведь это . (град.)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем — не найдем. (Роса.)

Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы поговорим о явлениях природы.

III. Постановка цели и задач урока.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Явлением природы называют, любое изменение в природе: ветер изменил направление, солнце взошло, идёт снег или дождь, сверкает молния, гремит гром и.т.д.

Все изменения в природе, связанные со сменой сезонов - времен года (весна, лето, осень, зима), называются сезонными явлениями природы.

Весна пробуждает природу, поливает землю обильными дождями, готовит растения, лес к летнему сезону роста. Наиболее характерные весенние явления погоды это снеготаяние, половодье, набухание почек, а также возможна первая гроза.

Лето дарит солнце, тепло и по большей части хорошую погоду. Летом погодные явления благоприятны, это солнце, облака, теплый ветерок, но бывает погода преподносит хмурные, а то и грозные настроения, ливень, гроза, по окончании которых возможно увидеть волшебное природное явление радугу.

Осенью солнечные деньки постепенно сменяют долгие и пасмурные дни с дождями и постепенным понижением температуры. Осенью природа одаривает такими явлениями, как дождь, туман, листопад, а ближе к зиме иней и первый снег.

Зимой весь растительный мир засыпает, а многие животные ложаться в зимнюю спячку. Наиболее частые явления природы зимой это ледостав, снег, метель, вьюга, а на окошках в особенно холодные зимние дни мороз рисует узоры..

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Давайте вместе послушаем, какой он.

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

2.Использование ИКТ. Просмотр фильма о явлениях природы.

-Какие ещё природные явления могут происходить в живой и неживой природе, о которых не сказано в фильме?

V. Закрепление знаний и способов действий.

Записать результаты наблюдения в рабочую тетрадь

Составление кластера. (написать явление природы и прикрепить на доску)

VI, Подведение итогов.

По какой теме мы сегодня работали?

- Что такое явления?

VII. Рефлексия.

- Был ли полезным для вас урок?

Оценивание учащихся.

VIII. Информация о домашнем задании. Стр.40-42 читать, ответить на вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока: представление о свойствах тел и веществ; выделение существенных и несущественных признаков; сравнение и классификация предметов по различным признакам.

Планируемые результаты:

Предметные: осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы.

Личностные: интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями.

Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии; осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков.

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок окружающего мира,

Проверьте готовность к уроку.

Актуализация знаний:

Мы часто говорим о природе. О том, что природу необходимо изучать, беречь и охранять. Но что такое природа?

Все, что тебя окружает, называется материальным миром, или проще – ПРИРОДОЙ. Живая природа – это животные, растения, другие организмы. Неживая природа – океаны, моря, земля и воздух, планеты и звезды…

Человек вокруг себя создал множество предметов и живет среди них. Но и рядом с изделиями человека множество природных объектов.

Наблюдая за природой, вы конечно, заметили, что в ней постоянно всё изменяется.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Введение в тему урока.

В природе все время происходят какие-то изменения: течет река, дует ветер, плывут облака, происходят землетрясения, растут деревья, день сменяет ночь, лето сменяет зиму.

Все изменения, происходящие в природе, называются ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ.

Изменения в природе всегда привлекали внимание учёных. Изучая их, они сумели разгадать многие тайны. Например, они узнали, что лунный свет – это отражённый поверхностью Луны свет Солнца; Земля и другие планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца; все тела обладают энергией и многое другое.

Может, вы думаете, что на свете не осталось никаких тайн? Ничего подобного! Мир полон неоткрытых чудес. Многие загадки природы, возможно, предстоит разгадать вам.

Откройте учебники на стр. 15 и назовите явления природы, которые вы видите на рисунке. (ветер, листопад, дождь, день, осень, движение облаков)

Расскажите, какие явления природы вы наблюдали во время летних каникул.

Какие явления природы изображены на рисунках на стр. 16? (ледоход, молния)

В какое время года можно наблюдать такие явления?

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Присматривайтесь к родникам –

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумление.

Всё будет так и всё не так

Через одно мгновение.

Что называют явлением природы? (изменения, которые происходят с телами живой и неживой природы; явление всегда выражает определённое состояние, которое свойственно телам как живой, так и неживой природы)

Приведите примеры явлений в окружающей природе.

Любое изменение в природе – это явление: рост растения или животного, выпадение снега или дождя, цветение растения и рождение цыплёнка.

Явления природы очень многообразны, поэтому их изучением занимаются разные науки. Но природа едина, и поэтому между разными науками о природе нет строгих границ.

Изучением явлений, происходящих в живой природе, занимается БИОЛОГИЯ.

Изучением явлений, происходящих в земных недрах и на поверхности Земли, а также с водами океанов и с воздухом, занимаются НАУКИ О ЗЕМЛЕ: физическая география, геология, океанология и другие.

Изучением явлений, происходящих с различными небесными телами – планетами, звездами, галактиками, - называется АСТРОНОМИЯ.

Превращения веществ изучает ХИМИЯ.

Общие закономерности явлений природы изучает ФИЗИКА.

ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, НАУКИ О ЗЕМЛЕ, АСТРОНОМИЯ и некоторые другие науки объединены общим названием – ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.

Как вы думаете, какая основная задача сейчас стоит перед нами? (научиться различать явления по их природе)

Вылепим из пластилина куб, а затем превратив его в шар. Что произошло?

Мы изменили форму предмета, но вещество, из которого он состоит, не изменилось.

Переложим шар с одного стола на другой. Что случилось?

Изменилось положение шара в пространстве, а форма и вещество этого тела не изменились.

А можно из одного большого пластилинового шара вылепить три маленьких. При этом изменится число шаров и их размер, но вещество, из которого они вылеплены, останется прежним.

Явления, в результате которых меняется форма, размер тела, происходит перемещение тела в пространстве и другие изменения, учёные называют физическими. При этом вещество, из которого состоит тело, не изменяется.

А теперь рассмотрим другой пример. Если оставить железный гвоздь в сыром помещении, то он заржавеет. Ржавчина по своему составу отличается от железа, это – другое вещество.

Когда жгут костёр, то остаётся уголь и зола. По составу это совсем другие вещества, отличающиеся от дерева.

Явления, в результате которых происходит превращение одних веществ в другие, называют химическими.

К каким явлениям (хим., физ., биол., астр., геогр.) вы отнесете:

- Сгорание спички: дерево превратилось в уголь;

- полет мяча: его бросили и он летит;

- Земля движется вокруг Солнца;

- Гвоздь ржавеет: вместо железа образуется ржавчина;

- Стальная булавка притягивается к магниту;

- Рост собаки: из щенка она превращается во взрослую собаку;

- На берег идет огромная морская волна – цунами;

- Птенец вылупляется из яйца;

- Карандаш падает со стола;

- Из саженца вырастает высокое дерево;

- В ночном небе видна комета;

- На ветвях дерева набухают почки;

- С помощью фотореактивов проявляется фотопленка;

- Ребенок на санках катится с горы;

Физическими явлениями называют изменения тел природы или вещества, которые происходят в результате:

Перемещения тела в пространстве

Изменения формы тела

Переход вещества из одного состояния в другое (вода при замораживании превращается в лёд, вещество не изменяется)

Химические явления – это те изменения, в процессе которых одни вещества превращаются в другие.

Рефлексия деятельности:

О чём мы сегодня говорили на уроке?

Зависит ли ваше настроение от состояния природы?

Послушайте внимательно отрывок из стихотворения С. Есенина:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце красное скатилось….

Назовите явление природы, о которых рассказывает поэт в этом четверостишии. (туман, закат)

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

Какое у вас настроение?

Сегодня на уроке мне было интересно…

Осенние явления природы

Жаркую душную летнюю погоду сменяет осенняя прохлада. Суточный день становится короче, а ночи начинают тянуться нескончаемо долго. На неизбежные изменения первыми реагируют деревья. Они активно начинают сбрасывать листву, она желто-багряным ковром покрывает всю округу.

Листопад – замечательное явление природы, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года.

Именно во время листопада наступает период бабьего лета. Последние максимально теплые температуры радуют умеренным солнцем. Поспевают поздние фрукты, которые наполняются сладостью и особым ароматом. Ночью уже чувствуется дыхание близких холодов, но днем очень красиво и умиротворенно.

Бабье лето длится недолго, начинаясь в 20-е числа сентября, оно заканчивается с наступлением следующего месяца, его сменяют первые серьезные признаки осенних ненастий. На землю опускается густой туман, липкий и молочный, наполняющий воздух прелой сыростью.

По своей сути, туман – это густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в воздух, концентрируя ее в нем. Как только температура поднимется, туман рассеется, а влага снова выпадет на землю, покрывая пожухлую траву слоем инея, если земля достаточно остыла.

Иней – это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.

С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная.

Кучево-дождевые облака несут с собой большое количество осадков. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть еще в начале осени дожди со снегом, сильные ветра, появление различных холодных циклонов.

Ближе к декабрю температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лед еще не совсем крепкий, поэтому вода несет его вниз по течению, образуя осенний ледоход.

В середине осени землю покрывает гололед, он образуется только при условии легкого мороза, который не дает дождю превращаться в снег. Воздух уже холодный, но земля еще не настолько остыла, чтобы все вокруг покрылось белым покрывалом снега – первого предвестника сильного мороза.

Зимние явления природы

Зима – суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется декабрьскими морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца.

Самый короткий день приходится на период зимнего солнцестояния. Это 21 декабря в ночь на 22. Самый короткий день и самая длинная ночь. С этого времени начинается обратный отчет и дневное время увеличивается, сокращая ночное.

Облака снижаются ниже, становятся тяжелыми, серыми от переполненной влаги. В них нет легкости и кучности, они застилают все зимнее небо, наполняя воздух запахом влаги и свежести. Именно они приносят обильные снегопады, покрывающие землю метровыми сугробами.

Снег – это зимние осадки. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, создавая своеобразный микроклимат, помогающий растениям и мелким животным пережить суровые холода. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему.

В безветренную погоду снег падает большими снежинками, с увеличением интенсивности снег превращается в метель – самое грозное зимнее явление природы. Она возникает при появлении первого порыва ветра. Он поднимает снежный покров и несет его, увлекая за собой. В природе различают верховую и низовую метель в зависимости от перераспределения воздушных масс. Как правило, сильные метели случаются в середине зимы, в самый пик сезонных температур. Именно от этого явления природы зависит формирование снежного ландшафта: разнесенный ветром снег принимает причудливые формы сугробов.

Частый попутчик зимней погоды – гололедица. Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь.

Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав, парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы – явление редкое. Отклонение от привычной нормы происходит не везде и не всегда. Низкие температуры могут принести значительный ущерб сельскому хозяйству и спровоцировать появление чрезвычайной ситуации, поэтому все коммунальные службы зимой находятся в состоянии боевой готовности.

Еще один непременный атрибут зимы – сосулька – кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне, когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю.

Весенние явления природы

За три весенних месяца природа успевает измениться до неузнаваемости. В марте она еще только начинает пробуждаться от зимней спячки. Весеннего тепла не хватает для того, чтобы заставить снег и ледяные глыбы таять, но воздух постепенно прогревается, подготавливая все живое к постепенному пробуждению, появляются первые кучевые облака, которые парят еще очень высоко.

Активное таяние снега начинается в первой половине апреля. Его вызывает солнце, которое уже достаточно высоко поднимается над горизонтом. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Весенний ледоход завораживает и вызывает опасения. Скованные льдом реки еще нескоро смогут избавиться от своих оков, но как только солнце наберет свою силу, они взбунтуются и постараются своим течением расколоть панцирь льда. Иногда лед не успевает таять, образуются заторы, которые могут вызвать разрушительные наводнения. Но если реки вскрываются правильно, и лед тронулся одновременно в нескольких местах, то серьезных последствий можно избежать.

Солнце постепенно наполняет своим теплом землю, которая его отражает и создает предпосылку для образования весенних ветров. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для этого времени года.

То тут, то там снег сходит с земли, образуя невзрачные проталины. Они появляются везде, где снежный покров был наиболее тонким. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началось новое время года. Сквозь них быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Первые почки на деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно. Сегодня ты радовался, что набухли почки, а завтра они уже красуются крупным листовым бутоном, который раскроется вот-вот. Как красиво и радостно вокруг. Слышно пение птиц, появляется жужжание первых пчел и насекомых. Все пробуждается вокруг и готовится к празднику цветения жизни.

В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но ярая. Ливневые дожди окончательно разделаются с весенней грязью и подготовят землю к началу следующего сезона. Переход к лету не затянется на долгое время. Это единственный сезонный промежуток, который проходит быстро и незаметно.

Яркое цветение, сочная зелень, теплый воздух – все это говорит о том, что лето вступит в свои права в самое короткое время. Во многих областях нашей страны, по местным приметам и поверьям, окончание весны символизирует появление первых комаров. Как только он прожужжал над вашим ухом, значит все, лето настало.

Летние явления природы

Когда начинается календарное лето – известно всем, но когда оно начинается с биологической точки зрения или натуралистической?

В науке принято считать, что лето начинается в период летнего солнцестояния, которое приходится на 20-21 июня. Самый длинный день и самая короткая ночь, с которой стартует обратный отчет дневного времени.

Погода стоит отличная. Все явления природы благоприятные. Яркое солнце, легкие воздушные облака часто превращаются под действием тепла в кучевые и дождевые. Опускаясь очень низко над уровнем горизонта, они нередко орошают землю теплыми дождями, которые способствуют росту обильной растительности.

Нередко можно увидеть такое характерное для этого времени природное явление, как летняя гроза. При определенном стечении факторов, когда сильный ветер сгоняет кучевые облака, а воздух наполняется электрическим напряжением, возникает молния, сопровождаемая раскатом грома. Гроза часто имеет страшных попутчиков.

Вместе с грозою могут возникнуть проливные дожди, сильные штормовые ветра и даже град. Последнее явление – своеобразный нонсенс. Летом в жаркую знойную погоду с небес на землю сыплются крупные шарообразные частички льда. Их размер может быть самым разным: от одного миллиметра до больших глыб с килограмм веса. Они падают только из кучевых облаков черного цвета. Вся вакханалия длится минут пятнадцать, но последствия порою бывают очень серьезными. Страдают посевы, гибнет будущий урожай.

После грозы нередко можно видеть такое явление природы - радуга. Это не атмосферное, а оптическое явление, показывающее, как может преломляться солнечный свет, отражаясь в семицветном спектре. Радугу можно увидеть и в постоянных брызгах фонтана. Она переливается, создавая иллюзию нереальной картинки.

Роса - первый предвестник того, что лето заканчивается. Она выпадает в предрассветные часы в виде небольших капель, которые оседают на стеблях и листве растений. В ночное время температура резко падает, влага поднимается над землей и конденсируется в виде капель воды. Переоценить значение росы невозможно. Она помогает наполнять растения живительной влагой, насыщать их необходимой энергией.

Переход к осени – это сезон сбора урожая. Горячая пора, но очень радостная. Конец августа – начало снижения температур, все чаще начинают идти дожди, которые становятся все холоднее и холоднее. Липа – первое растение, которое сбрасывает листья, вот с этого момента осень входит в свои законные права. Дни становятся короче. Птицы собираются в стаи и потихоньку начинают покидать насиженные места. Воздух заполняется определенной свежестью, в которой чувствуются предвестники скорых ненастий. Погодные явления подсказывают, как скоро им не смену придут другие.

Читайте также: