Ясперс истоки истории и ее цель краткое содержание

Обновлено: 25.06.2024

История человечества в значительной степени исчезла из нашей памяти. Лишь исследовательские поиски в какой-то мере приближают нас к ней.

Глубина длительной доистории — всеобщей основы, — по существу, не проясняется тусклым светом нашего знания. Данные исторического времени — времени письменной документации — случайны и неполны, число источников растет лишь начиная с XVI в. Будущее неопределенно, это область беспредельных возможностей.

Между безмерной доисторией и неизмеримостью будущего лежат 5000 лет известной нам истории, ничтожный отрезок необозримого существования человека. Эта история открыта в прошлое и будущее. Ее нельзя ограничить ни с той, ни с другой стороны, чтобы обрести тем самым замкнутую картину, полный самодовлеющий ее образ.

В этой истории находимся мы и наше время. Оно становится бессмысленным, если его заключают в узкие рамки сегодняшнего дня, сводят к настоящему. Цель моей книги — содействовать углублению нашего сознания современности.

Настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем в себе; поэтому первая часть книги посвящена предшествовавшей нам мировой истории.

С другой стороны, свершение настоящего определяется и скрытым в нем будущим, ростки которого мы, принимая или отвергая, считаем своими.

Во второй части книги мы пытаемся говорить о настоящем и будущем.

Но свершенное настоящее заставляет нас заглянуть в вечные истоки. Пребывая в истории, выйти за пределы всего исторического, достигнуть всеобъемлющего; это — последнее, что недоступно нашему мышлению, но коснуться чего мы все-таки можем. Цель третьей части — пояснить смысл истории.

Базель, август 1948

Глава 1. Истоки

Глава 1. Истоки Участие народа во власти; Восток—Запад. Формы государственного устройства. Демократия и тирания. Институт рабства. Свободные и рабы; количественные оценки. Спарта и Афины. Обеспечение

§ 4. Истоки побед

§ 4. Истоки побед Соединим вместе все эти достоинства и мы получим совершенно поразительный, невиданный никогда и никем ранее букет человеческих качеств. Вот и попробуем представить себе их властных обладателей, людей уверенных в своей силе, одержимых стремлением к

Истоки специфичности

2. Истоки философии

2. Истоки философии МифДля понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. К философским раздумьям, занятиям философией люди приходят разными путями. Но есть путь, по

Истоки постмодерна

Изучение истории международных отношений и военной истории

Изучение истории международных отношений и военной истории Специальным объектом изучения Энгельса были международные отношения, история внешней политики и дипломатии различных государств, особенно в капиталистическую эпоху. При этом он исходил из глубокого понимания

2. Единство как смысл и цель истории

2. Единство как смысл и цель истории Если многообразных фактов, свидетельствующих о наличии единства или указывающих на него, недостаточно для того, чтобы конституировать единство истории, то, быть может, следует найти иной исходный пункт. Единство — не фактическая

1. Истоки и предпосылки

1. Истоки и предпосылки Немецкой классической философией в отечественной литературе принято называть совокупность философских учений И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля и Л. Фейербаха. Их объединяет пристальное внимание к природе духа, трактующегося через

2. Прельщение и рабство истории. Двойственное понимание конца истории. Активно-творческий эсхатологизм

2. Прельщение и рабство истории. Двойственное понимание конца истории. Активно-творческий эсхатологизм Самое большое прельщение и рабство человека связано с историей. Массивность истории и кажущееся величие происходящих в истории процессов необыкновенно импонируют

Истоки

Истоки Элементы анархического мировоззрения, отдельные философские идеи протоанархического характера насчитывают много веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации проходит через различные цивилизации и эпохи. Эту

Критика теологического понимания истории. Концепция всемирной истории

Критика теологического понимания истории. Концепция всемирной истории Вольтеровское отрицание божественного миро-правления стояло в резкой оппозиции к теологическому пониманию истории, содержащемуся в Библии и оформленному христианскими теологами в важнейшую

б. Истоки институционализации

б. Истоки институционализации Всякая человеческая деятельность подвергается хабитуализации (т. е. опривычиванию). Любое действие, которое часто повторяется, становится образцом, впоследствии оно может быть воспроизведено с экономией усилий и ipso facto осознано как

Истоки христианства

Истоки христианства Древняя иудейская религия сформировалась в контакте с религиозными представлениями других народов, в чем?то повторяя, а в чем?то отличаясь от них. Э. Ренан пишет, что в Израиле «жрец всегда был подчинен индивидуальному вдохновению… здесь уже слышатся

2. Истоки загадки

2. Истоки загадки Пока американцы мобилизовывали все свои военные силы, произошло весьма интересное событие этой войны. Так случилось, что международное общество ученых проводило свою встречу в Англии, в Плимуте, и молодой китайский физик выразил желание сделать доклад

Глава 9. Цель как первый принцип практического мышления и использование средств как начало действий: цель как первое в порядке намерения и последнее в порядке исполнения (Размышление о целях и средствах)

Глава 9. Цель как первый принцип практического мышления и использование средств как начало действий: цель как первое в порядке намерения и последнее в порядке исполнения (Размышление о целях и средствах) Хорошее как желаемое и желаемое как хорошее.Этика, книга I, главы 1,

Ясперс был психиатром. Обратившись к философии, продолжал практиковать как врач. Многое из того, что он понял в человеческой природе и культуре благодаря врачебной практике, проявилось в его варианте экзистенциализма. На этой основе строится и его философия истории. Она венчает собою его философию личности.

И еще один момент касается как основной нити в философии Ясперса, так и его идеи истории. Пациенты приходят к психиатру с болезнями. Природа душевного расстройства описуема весьма условно. Но Ясперс должен был лечить людей. Идея врачевания, исцеления становится для него чрезвычайно значимой не только во врачебной практике, но и в исследованиях культуры. Экзистенция – существование в состоянии изначальной лишенности. Это касается не только душевнобольного. Человек – в принципе существо, которое изначально страдает от своей неполноты. Но в его же собственной природе есть потенциал исцеления (обретения себя как достижения состояния полноты и счастья). Это древняя тема задания, которое человек должен исполнить, – он должен исцелить сам себя. Масштаб не важен: отдельный человек или все человечество – принцип один.

Тема исцеления. На религиозном языке это называется спасением: даровать полноту жизни. Вывести человека в такое измерение жизни, где ему не будет ничего не хватать. Не будет форм страдания и лишенности. Обретение целостности не сверхзадача, а задача, к которой человек продвигается в каждый момент своей жизни. Хотя Ясперс дискурсивно дистанцировался от христианства в своих текстах.

Те же принципы движут его философию истории. Он не строил схем. В названии его работы – истоки и цель. История – то, что между ними. Разворачивание истории человечества как истории культуры видится Ясперсом так, как если бы он со всем человечеством работал как с отдельно взятой личностью. Вся история человечества со всеми ее этапами рассматривается как история личной судьбы. Слово судьба и в повседневной речи часто употребляется в смысле личной истории. История жизни человека. Всегда имеется в виду человеческая природа, совершающая свой путь через пространство культуры по общим законам, которые можно наблюдать.

Что Ясперс говорит об истории, хорошо известно. Он делит ее на 4 этапа:

  • Доистория
  • Великие культуры древности
  • Осевое время
  • Век науки и техники

Начало теряется в непроглядной тьме. Общие истоки человечества неизвестны. Это тайна. Тайна и вверху схемы истории тоже – к чему все это, к чему история ведет человека?

История это жизнь, которая разворачивается между двумя безднами. Внизу – неизвестно где возникающие истоки истории человечества. Не ясно, откуда человеческое берется. И бездна в конце (наверху) – цель истории. Как только история закончится, не будет и говорящих о ней. История не может закончиться, пока она разворачивается. Бездна как тайна. Смысл жизни есть только тогда, когда она длится. Цели истории мы не знаем. Цель – само ее развитие. Цель существования человечества во времени – разворачивание своих возможностей. Человеческая судьба – то, что бесконечно вершится во времени. Этот процесс заключает в себе свой собственный смысл. Разворачивание собственных сил.

Раз у Ясперса есть экзистенция (человеческое существование между рождением и смертью), то есть и трансценденция – то, что превосходит человеческий уровень бытия. Человеческое существование определяется только его отношением к трансценденции – к тому, что за пределом. Здесь трансценденция явлена и в цели, и в истоках. Она – то, что окружает со всех сторон человеческую жизнь (О трансценденции можно гадать: там можно видеть Бога, изобретать религии, обожествлять природу…). Важно понимать, что без отношения к трансцеденции человек не существует. Это отношение для Ясперса – творческий порыв, движущий человеком и историей. Трансцендентное всегда будет трансцендентным, тайным, бездной. Благодаря бездне трансценденции человек и понимает сам себя. Бездна питает человеческую экзистенцию. Там есть некие ключи, питающие источники. Без этих ключей/основы человеку не на что было бы опереться. Оттуда проистекает энергия, придающая силу всему человеческому.

Этим у Ясперса объясняется вера в возможности человеческой мысли. Вера в ее силу, позволяющую все дальше и глубже проникать в тайну собственного бытия. Эта вера ничем не обеспечена – поэтому она и зовется верой.

Первый этап развития человечества – доистория. Время, когда человек формируется биологически, накопление навыков и первичных духовных ценностей. Об этом времени точно ничего не известно. Ясперс говорит, что доистория на то и до-история, чтобы быть за пределами собственно истории. Но она включена в процесс как первый этап истории. Это неизбежный парадокс. Перед нами уже время существования человека. В традиционном понимании об истории можно говорить, только когда появляются письменные источники. Но что для Ясперса история? Судьба как жизнь. Поэтому доистория – словно младенчество человечества, когда младенец еще говорить не умеет. Из нее вдруг произрастает очень многое. Мы не можем отследить, как это происходит.

Второй этап – высокие культуры древности. Почти одновременно в трех частях земного шара возникают великие культуры. Ближний Восток (Египет + Двуречье). Индия. Китай. Долгое время они существовали устойчиво. Однако постепенно они приходят к своему распаду. На смену их длительному стабильному существованию приходит нечто новое. Здесь центральная идея Ясперса – идея осевого времени.

Осевое время – третий этап, 800-200 годы до нашей эры.

Смысл истории. Карл Ясперс (концепция истории Карла Ясперса)

Рисунок воспроизводится по книге: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.55

Восток-Запад, Индия, Китай – три очага новой культуры. Человек начинает пытаться понять и познать самого себя. Начинает устанавливать и расширять границы своих возможностей. Ставит цели, которых ранее не ставил. Начинает размышлять о свободе. Существование теперь понимается все больше как принципиально свободное или движущееся к свободе. Ясперс многократно подчеркивает эти вещи.

Я хочу обратить внимание на то, что в своей теории Ясперс постоянно стремится понять себя, поэтому часто повторяет, варьируя на разные лады, одни и те же формулы и мысли.

В осевое время рождается новый тип человека. Он доминирует на земле. Это человек, способный к абстрактному мышлению на всех уровнях. Человек, стремящийся к свободе и счастью на земле. Этого не было ранее. Новый тип, который пытается достичь пределов своих возможностей. Все ускоряется: развитие мышления, научного знания. Немыслимая прежде интенсивность и насыщенность духовного развития.

Только благодаря осевому времени, впоследствии становится возможен четвертый этап исторического развития – научно-технический век.

На определенном этапе первенство взял себе Западный мир. Век науки и техники обусловили черты западного мышления, которые зародились еще в античности и которые привели к тому, что западный мир стал вождем всего человечества. Это не европоцентризм, речь идет лишь об одном из этапов. Научные достижения западной цивилизации определили собой облик всей мировой культуры.

Осевое время постепенно вовлекает в свою орбиту все остальные регионы и культуры. Вокруг идей, которые возникают в осевое время, вращаются все идеи послеосевого времени.

Речь идет о точке в истории, когда вечность вторгается во время. Тайна начинает воплощаться в людях, в их мышлении, стремлениях, чувствах. Таинственное прорывается в эту эпоху, начинает воплощаться в людях. Как у Гегеля воплощается мировой дух в народах и в отдельном человеке. Мы живем на плоскости, ограниченные двухмерным пространством. А ось проходит перпендикулярно. Осевое время – момент, когда тайный замысел судьбы (без персонификации) был явлен человеку. Это сопоставимо с идеей судьбы отдельно взятого человека. В истории, которую каждый может рассказать о себе, наверное, тоже есть момент осевого времени – точки, в которой мы понимаем что-то важное и определяющее.

Конечно, осевое время, понятое как эпоха, как период, имеет начало и конец. Конец осевого времени совпадает с эпохой эллинизма. Этот конец осевого времени ознаменован возвратом к предшествующему состоянию культуры. В чем выражается? Начинают строиться величественные империи. Некий возврат к опыту прошлого. Свидетельство завершения осевого времени. Энергия человечества начинает иссякать. Чтобы зафиксировать достигнутое, человек начинает строить громадные постройки. Долго это не продлится. Империи не выдержали внутреннего напряжения. Тем не менее, закономерно пытаться удержать энергию. После падения гигантских построек, высвобождается новая энергия. Начинается движение к научно-техническому веку. Средневековье готовит новое время. Символичность 1948 года, когда написана книга – символика границы. Прямо перед серединой ХХ века. Теперь нужно задаться вопросом о том, что будет дальше.

Идея о том, что возможно новое осевое время. Ось – топос вторжения трансцендентного в человеческое. Тот масштаб жизненной силы, который сам человек не может себе обеспечить. От Бога, природы, дао. Оно чем-то в человеке готовится. Возможно, оно будет сильнее, ярче, чем осевое время прежнее. Есть вечные идеи. Вся творческая деятельность человечества вращается вокруг жизни, смерти, любви, предательства. Осознание остроты и масштабов этих феноменов имеет определенный ритм. Осевое время – эпоха, когда человек начинает наиболее интенсивно думать о смысле своей жизни. Новое осевое время не будет похоже на старое. Всегда была раздробленность, а сейчас регионы имеют равный удельный вес. Земля становится неизбежно единым культурным пространством.

Центральные темы будут осмыслены так, чтобы сохранить жизнь на земле. Мир (и в смысле космоса, и в смысле состояния, противоположного войне) как само целое человечества. Человечество продолжит развивать в бесконечных вариантах науку, искусство, мысль, технику. Развивать технику, чтобы она не поработила человека и не разрушила мир. Нужно новое осевое время. Ясперс полон оптимизма, но уделяет достаточное внимание и бедам.

Ясперс жил в эпоху, когда популярными становятся концепции игры. Он эксплицитно не обращается к феномену игры, но понимает возможность такого осмысления культуры. Смысл истории как движения человечества во времени – разворачивание своих потенций ради них самих. Игра. Играют ради игры. По Ясперсу, хотя он таких формул не дает, можно сказать, что все – свободная игра духовных сил человека.

В работе есть пассаж о том, что просто набросать четыре этапа как схему – чушь. Но попробуем осмыслить историю как два периода, как двухтактную смену дыхания, динамически. Первое дыхание ведет от доистории через религию и культуру к осевому времени. Потом выдох – немного оседаем. И второе дыхание после осевого времени – через научно-технический век к современному состоянию человечества. Был выдох – потеря дыхания. Должен последовать новый вдох.

В дыхании воплощен сам принцип живого, которое всегда противопоставлено смерти. Сохранение этого живого дыхания и дыхания мысли, которое влечет человека вперед и ввысь – неотменяемая задача человечества. Как только человек перестанет видеть свою заданность, если успокоится в собственной данности, то перестанет мыслить и существовать.

Как только кончится задание (представьте: нет домашнего задания – разве это жизнь?) – исчезнет и культура. Она существует за счет превосхождения человеком самого себя.

2.Истоки и цель истории соединяются . Истоки - в "сознании человека", а цель - в "вечном царстве душ". История - это процесс между истоками и целью. "Осевое время, - утверждает философ, - служит ферментом, связывающим человечество в рамках единой философии". Народы разделяются по своему отношению к "великому прорыву осевого времени". Осевые народы - это китайцы, индийцы, иранцы, иудеи и греки. Остальные - народы, не знавшие прорыва. Осевое время - промежуточная фаза между двумя эпохами великих империй. С эпохи осевого времени до наших дней прошло два тысячелетия. История человечества продвигается к новому "осевому времени", которое породит подлинную историю единого человечества и приведет к торжеству свободы.

3. Учение об экзистенции помогает уяснить специфику понимания массы и массового общества в экзистенциалистской концепции Ясперса. Масса как толпа не связанных друг с другом людей, которые в своем сочетании составляют некое единство, как преходящее явление существовала всегда. Масса как публика - типический продукт определенного исторического этапа; это связанные воспринятыми словами и мнениями люди, не разграниченные в своей принадлежности к различным слоям общества. Масса как совокупность людей, расставленных внутри аппарата по упорядочению существования таким образом, чтобы решающее значение имела воля и свойства большинства, является постоянно действующей силой нашего мира.

4. Ясперс не отрицает определенных преимуществ, появившихся в современном массовом обществе:

· обеспеченност ь( защищ-сть чел-ка от безраб.,соц.страх-ние и пр.):

· в современном производстве люди по своей воле (в отличие, например, от рабовладельческого хозяйства), каждый на своем месте, пользуясь полным доверием, участвуют в создании условий для функционирования целого. Политическая структура такого аппарата деятельности - демократия в той или иной разновидности.

· Однако в современном обществе коренится угроза индивидуальности человека. Эту угрозу можно отразить в следующих положениях:

1. Техника преодолевает время и пространство, человек живет в соприкосновении со всеми.

2. Человека ценят не за его индивидуальность, а за деловитость. От него ждут не рассуждений о смысле жизни, а умелых действий, не чувств, а объективности. Лозунги современности: знание, гигиена, комфорт.

3. В повседневности на первый план выходит соответствие правилам. Основное желание современного человека - быть как все, не выделяться.

4. Человек мыслит свое бытие только как мы, как социальное бытие. То, что отдельному человеку казалось бы скучным, более того, невыносимым, в коллективе он спокойно принимает как бы под власть коллективного импульса.

5. Разложенное на функции существование теряет свою историческую особенность. Молодость становится идеалом. В обществе, в котором человек приобретает значение функции, он должен быть молодым. Если человек немолод, он будет стремиться к видимости молодости. Массовый человек - всегда начинает сначала. Он может сегодня делать одно, завтра - другое. Для него все возможно и ничего не является действительным.

6. Общая деловитость ведет к единым проявлениям человеческого поведения во всем мире. Едиными становятся моды, правила общения, жесты, отсутствие близости между людьми в личной жизни, самодисциплина и др. Все эти психологические особенности современного человека целесообразны для совместной жизни больших масс людей.

Для Ясперса современное массовое общество - это общий феномен, характерный для всех демократических стран с высоким уровнем техники. В отличие от многих критиков массового общества, немецкий экзистенциалист относится к существованию в массе как к реальному факту, как к оптимальному способу существования больших скоплений людей. В этой жизнедеятельности есть свои достоинства и недостатки. Но достоинства - очевидны, а недостатки понятны только наиболее развитым в духовном плане людям, которые страдают от потери индивидуальности и ищут пути ее обретения.

5. Неподлинному существованию человека в массе Ясперс противопоставляет подлинное существование, экзистенцию . Экзистенция проявляется в подлинной коммуникации. Только в подлинном существовании возможна человеческая свобода, а значит, и проявление индивидуальности.

6. Ясперс не показывает реального примера общества, в котором существует подлинная коммуникация. Но он предлагает путь, по которому люди могли бы в это общество прийти. В основе этого пути -и ндивидуальная работа каждого человека над самим собой. Подлинная коммуникация - это сообщество людей, достигших уровня экзистенции .

7. Массовый человек в массовом обществе как раз может стать объектом исследования специальных наук, в том числе и политической науки. В нем нет свободы. В подлинной же коммуникации к человеку не относятся как к объекту исследования. Каждый человек в ней понимается как индивидуальность, которая не подвержена типизации. В подлинной коммуникации, по Ясперсу, и заключается свобода.

Ясперс К. - Истоки истории и ее цель (1978)

К. Ясперс

Перевод М. И. Левиной
Москва: АН СССР, Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН), 1978.- 210 + 211 с.

Книга Ясперса "Истоки истории и ее цель" вышла в свет в 1949 г., всего четыре года спустя после окончания второй мировой войны. Как и несколько других работ Ясперса, изданных непосредственно после войны - "Вопрос о вине", "Ницше и христианство", "Философская вера", - это исследование является откликом на сложившуюся в послевоенной Западной Германии политическую и духовную ситуацию. В нем, хотя и более косвенно, чем в "Вопросе о вине", затрагиваются темы вины и трагедии немецкого народа, истоков этой вины и возможностей ее искупления, возможностей возрождения Германии и Европы вообще, а главное возможностей взаимопонимания европейской и неевропейских культур, или, как говорит Ясперс, нового гуманизма.

СОДЕРЖАНИЕ

Философия истории Карла Ясперса (П.Д.Гайденко) 5

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. МИРОВАЯ ИСТОРИЯ 24

I. Осевое время 28
1. Характеристика осевого времени 29
2. Попытка наметить структуру мировой истории, отправляясь от осевого времени 36
3. Проверка тезиса: осевое время 39

II. Схема мировой истории 56

III. Доистория 64
1. История и доистория 64
2. Отношение к доистории 67
3. Хронологическая схема доистории 71
4. Что произошло в доисторический период? 73
5. Общая картина доистории 82
6. Проблема взаимосвязанности всех людей 83

IV. Великие исторические культуры древности 85
1. Общий обзор 85
2. Какие события непосредственно вели к началу истории? 87
3. Общность и различия великих культур древности 91

V. Осевое время и его последствия 94
1. Структурирование мировой истории осевым временем 94
2. Мировая история после прорыва осевого времени 97
3. Значение индогерманских народов 100
4. История Западного мира 102

VI. Специфика Западного мира 106

VII. Еще раз: схема мировой истории 118

ВТОРАЯ ЧАСТЬ. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ 128

I. Принципиально новый фактор наука и техника 128
1. Современная наука 129
а) Характеристика современной науки 131
б) Происхождение современной науки 138
в) Искажения современной науки и ее задачи 145
2. Современная техника 149
а) Сущность техники 154
б) Сущность труда 162
в) Оценка труда и техники 172

II. Ситуация в современном мире 190
1. Характеристика современного положения 191
2. Как возникло современное положение? 202
3. Выводы 207

III. ПРОБЛЕМА БУДУЩЕГО 5
1. Цель - свобода 22
2. Основные тенденции 50
а) Социализм 50
б) Единство мира 81
в) Вера НО

Читайте также: