Ясно понятно краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В интернете полно обзоров этих книг. Крутых, детальных обзоров. Даже презентация от Ильяхова есть.

Друзья, лучше, чем то, что уже опубликовано, я вряд ли напишу, на самом деле.

Но давайте-ка попробуем вместе сравнить эти две книги и решить какую из них стоит читать.

Для того, чтобы сравнение было нескучным (и не лонгридом), а вы не заснули сразу после этого предложения, предлагаю выделить критерии, по которым мы их и сравним.

Я бы предложила следующие:

  • О чем книга?
  • Кому полезно прочитать?
  • Основная мысль
  • Послевкусие

Если вы не против, погнали.

О чем книга?

“Пиши, сокращай” — книга о базовых приемах работы с текстом.

Это набор советов по типу “вот так не надо, а надо вот так”, но для меня книга стала откровением с точки зрения взращивания в себе компетенции правильного мышления для создания текстов. Книга о том, как не бояться убрать из текста все лишнее, оставить только суть и при этом достичь поставленных целей.

“Ясно, понятно” — книга о том, как донести мысль с помощью текста (когда уже знаешь принципы его создания).

Книга о том, как создать контекст, который усилит ваш текст, заинтресовать аудиторию, написать хороший текст без воды, правильно его подать и не фигачить картинки из Гугла налево и направо.

Кому полезно прочитать?

“Пиши, сокращай”: копирайтерам, дизайнерам, журналистам, менеджерам и всем, кто пишет по работе, ведет свой блог.

“Ясно, понятно”: тем, кто хочет своим текстом убеждать, влиять, менять картину мира, удивлять, создавать новую реальность.

Основная мысль

“Пиши, сокращай.”

Текст есть во всем, что мы делаем. И от того, как он написан, часто зависит успех нашего дела: услышат нас или нет, поймут ли нас правильно, убедим ли мы других, поверят ли они нам. Смысл важнее слов, поэтому автор рекомендует работать над смыслом так:

  • Говорить правду, даже если она неудобная.
  • Приводить факты и доказательства.
  • Рассказывать истории и приводить примеры.
  • Писать коротко.
  • Писать о пользе для других.
  • Писать, как для себя.

“Ясно, понятно”

Фокус этой книги — на результативной коммуникации. Неважно насколько ты был прав, если тебя не поняли.

Любите шаблоны текстов? Не удивляйтесь, если любой рекламный текст не будет отличаться от вашего, после замены названия продукта. Подумайте прежде, чем принимать на веру множественные шаблоны.

И еще, просто написать — недостаточно. Нужно как минимум:

  • Привести примеры.
  • Привести антипримеры.
  • Убедиться, что читатель находится в правильном контексте.
  • Опереться на правильные обстоятельства.
  • Сочинить метафору.
  • Проиллюстрировать текст (речь не только о картинках!).
  • Провести читателя “за ручку” по ключевым моментам (договор, доверенность и т.д.).
  • Быть на стороне читателя.
  • Не стесняйтесь повторяться.

Послевкусие

“Пиши, сокращай”

Благодаря этой книге я открыла для себя мир инструментов для редактирования текстов, перестала делать тексты напыщенными и стараюсь писать просто.

Ну и мне никто за это не платит, так что могу себе позволить 🙂

Я стала очень категоричной в отношении неоправданных лонгридов. Если можешь сократить и не утратить смысл, сокращай. Больше думаю о логике и навигации в тексте.

Поняла, что в школе нас учили писать грамотно, но не интересно. А жаль.

“Ясно, понятно”

Умные люди прокляты. Их проклятье проявляется в следующем: они говорят правильно, но не ясно.

В большинстве случаев они не готовы жертвовать словарным запасом и обьяснить сложные вещи простым языком, так как это может навредить их личному бренду.

Текст — это манипуляция. Это фокус, который заставляет читателя поверить в ту картину мира, которую ты создаешь с помощью слов. У каждого текста есть конкретная задача, но она может быть выполнена только тогда, когда ты позаботился о том, что стоит за текстом (контекст, подача, эмоция).

Вывод:

Ничего однозначно правильного и неправильного нет. Есть только задача текста и ваш опыт.


В книге четыре больших раздела: контекст, интерес, текст и подача. Если автор учитывает контекст, способен заинтересовать читателя, сделать текст понятным и подать так, чтобы его дочитали до конца, то его ждёт успех.

Контекст

Контекст — всё, что происходит помимо того, что сказано в тексте. Где материал увидели, что в этот момент происходило вокруг человека, какие эмоции вызвало прочтение. Один и тот же текст могут прочитать с интересом, проигнорировать или воспринять в штыки — в зависимости от контекста. Книга научит корректировать контекст, чтобы он не мешал, а помогал.

Интерес

Если читателю интересно или очень нужно, он найдет способ прочитать текст. Никто не остановит фанатов сериала, которые хотят увидеть новую серию первыми, или студента, которому завтра сдавать экзамен. Но если читателю неинтересно, то неважно, что вы будете с текстом делать.

Книга научит создавать ситуации, в которых у читателя появится интерес к вашему тексту. И в которых он будет готов бросить всё и читать ваш материал.


Текст

Когда контекст настроен, а интерес пробуждён, пора говорить о тексте. Главная ошибка — думать, что ваша задача в передаче информации. Проинформировать недостаточно, важнее — создать картинку. Чтобы у читателя в голове возник образ: как будто он взял предмет в руки, повертел перед глазами, разобрал и заглянул внутрь.

Книга научит рисовать такую картинку и доносить смысл текста через живые примеры. Чтобы читатель сам захотел получить то, что вы ему предлагаете.

Подача

Когда текст готов, нужно подать его так, чтобы читатель посмотрел на статью и почувствовал, что прочитать её легко. Когда читатель видит полотно текста, он может загрустить и уйти в соцсети: потреблять контент в удобном формате. Плохая подача — потерянный читатель.

Книга объяснит, как создать у читателя ощущение порядка и ясности. Чтобы тот, ещё не читая текст, почувствовал, что его ждёт, где главное и с чего начать. А в идеальной ситуации — понял всё без чтения.


5 коротких мыслей из книги

Рекомендуем книгу:

Ясно, понятно: Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов обложка.

Другие книги Максима Ильяхова

Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст обложка.

Простые правила сильного текста. Комплект карточек обложка.

Шаблоны текста для работы и бизнеса: Коммерческие предложения, письма сотрудникам и клиентам, пресс-релизы, продающие тексты, объявления о вакансиях, ценности и даже миссия компании — для любых отраслей (комплект карточек) обложка.

Шаблоны текста для работы и бизнеса: Коммерческие предложения, письма сотрудникам и клиентам, пресс-релизы, продающие тексты, объявления о вакансиях, ценности и даже миссия компании — для любых отраслей (комплект карточек)


В свет вышла книга Максим Ильяхова "Ясно, понятно", о том, как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов

Доброго времени суток!

Дочитала сегодня очередную нашумевшую книгу для копирайтеров и журналистов "Ясно, понятно". Первая книга из этого цикла "Пиши и сокращай", которая вышла в 2017 году в свое время произвела настоящий фурор и судя по отзывам в соцсетях для многих авторов стала настольной. Пару лет назад и я взяла оттуда много полезных советов, которые очень пригодились при работе на бирже копирайтинга etxt.


Переходим к новому изданию. Итак, купила книгу месяц назад в Читай-Городе, за 752 р. Оформление традиционное для данной серии: мягкая обложка, доминирует оранжевый яркий цвет, присутствуют схемы, оригинальные иллюстрации, опосредованно раскрывающие суть текста, шрифт крупный, основные тезисы выделены жирным. Читать - одно удовольствие. Оформление текста (исключая обложку и картинки, чем то отдаленно напоминает книгу Дейла Карнеги из 1990-х гг.).




Здесь очень удобная "навигация", можно читать по диагонали, можно выбирать для себя самое актуальное и интересное благодаря содержанию и четкой разбивке на главы и основные темы.


В отличии от первых двух книг этого цикла "Ясно, понятно" раскрывает некоторые виды манипуляций над читателями, учит мыслить автора более широко и задумываться над потребностью читающей аудитории, а также учитывать различные ситуации, исходя из которых хорошо написанный текст станет популярным или нет.

На мой взгляд книга не только про текст, здесь и психология, и взаимоотношения, и особенности эмоционального восприятия, которые необходимы в простом человеческом общении. Ни секрет, что эти важные факторы часто не учитываются, из за этого написанные тексты не решают поставленных перед ними задач.


Восхищает проницательный подход автора, доля юмора, забота о читателях. Книга наполнена примерами, антипримерами, аналогиями, метафорами, схемами, формулами, слоганами и другими полезными лайфхаками. Здесь прописаны советы по оформлению и визуальной подачи текста, которые соответствуют современным реалиям.



Есть моменты, которые запомнились особо. К примеру, название статьи об упражнениях для пресса. Автор предлагает использовать здесь мнение эксперта: "Тренировка Криса Хемсворта 10 лучших упражнений на пресс". Удачное название, ведь Крис Хемсворт красавчик, а на экране просто бог. Поэтому упражнениями от такого эксперта и я бы с удовольствием позанималась.

В издании любопытно написано про язык войны, про особенности чисел, про формулирование коротких и понятных фраз и про воздействие всех этих приемов на людское восприятие.

Отдельное внимание уделю частице "не". В сознании многих людей живет запрет на использование в речи и тексте этой частицы. Автор же, напротив, считает, что это убеждение из области эзотерики не подходит для написания текстов.

М. Ильяхов обращает внимание на важность интересного приема - рисовать картинки в сознании читателя, с примерами и антипримерами. Шансы быть услышанными в данном случае резко возрастают.


Подводя итог выскажу свое мнение:

  • книга расширяет сознание;
  • раскрывает особенности восприятия информации;
  • рассказывает о всех нюансах и обстоятельствах при которых текст может рассчитывать на успех;
  • дает дельные советы о визуальной подаче контента;
  • учит видеть потребности читающей аудитории.

Книгу рекомендую и жду новых выпусков. Действительно полезная вещь!

Но прежде чем начать.

Проклятие советчика

Неважно, что делал собеседник до этого, теперь он обречен слушать Романа. Потом на такого человека страшно смотреть — восприятие вывихнуто, отовсюду свисают порванные границы. Давать советы Рома очень любит, поэтому покалеченных слушателей у него — целый полевой госпиталь.

Но самые тяжёлые травмы ждут тех, кто с Ромой не согласен и сказал об этом вслух. Тут уж он обрушивается всей силой своего убеждения — восклицает, обвиняет, советует больше читать.

Рома может быть бесконечно прав, но какой в этом толк, если собеседник не хочет его слушать. Всё, чего собеседник теперь хочет — выдавить Роме глаз. Несмотря на то, что помыслы нашего рассказчика были чисты.

Что упускает советчик
У Ромы есть цель. Возможно, он хочет найти новых друзей или произвести впечатление на девушку. Добиться цели ему мешают проблемы нынешнего подхода:

  • Рома нарушает границы собеседника;
  • думает не о пользе, а о себе;
  • не даёт возможности сделать осознанный выбор.

В результате у слушателя нет информации о книге, а есть только чужое мнение и ожидания. Нарушенные ожидания — опасная вещь. Если собеседник прочтёт хвалёную книгу и ему не понравится — Рому запишут в брехуны. А он-то хотел дружить и быть авторитетом.

  • не бросаться на собеседника коршуном, узнать, уместно ли будет посоветовать;
  • не выдавать своё личное мнение за постулат;
  • поделиться интересным отрывком, привести пример;
  • может быть, даже достать из сумки саму книгу и показать.

В общем, помочь человеку самому решить, стоит ли ему браться за книгу. В конце такого разговора собеседник знает, о чём книга, и может сопоставить свои интересы с содержанием. Если книга ему не понравится — что ж, он знал, на что идёт. Если понравится — Рома получит кредит доверия.

В жизни мы постоянно примеряем на себя роль то Ромы, то его жертв — оказываемся источником или получателем информации. Источнику нужно донести мысль как можно точнее. Получателю важно чувствовать себя молодцом и чтобы всё было понятно без напряжения.

В рассказе про Рому, заметьте, не было вообще ничего о редактуре. Было про состояние собеседника, про пользу, про границы, про возможный результат общения.

Часто ли нам нужно, чтобы нас поняли и сделали так, как мы хотим? Да всё время. В этом суть коммуникации между людьми. А как часто вы решаете такую задачу текстом? Да каждый раз , когда пишете коллеге в рабочую почту, другу в фейсбуке или подписчикам в телеграм-канале.

Необходимость донести мысль и убедить словами есть не только у редакторов и копирайтеров. Она есть у всех.
Книга помогает не оказаться в опасной ситуации, когда слушатель или читатель не понимают нас и активно не хотят слушать.

Скептик в зале!

В глубине зала поднимается неясная фигура и берёт микрофон. Сейчас явно последуют едкие вопросы.

Просто скажи, о чём книга, не юли.
Книга о том, на что обращать внимание, чтобы вас поняли. Это не техническая литература для редакторов и копирайтеров. Даже если вы не связаны по работе с текстом, то всё равно поймёте, о чем в ней написано.

То есть вы говорите, что после прочтения я буду лучше писать?
Возможно, вы не будете сразу лучше писать. Всё-таки для письма главное навык. Но понимать, как люди воспринимают информацию и как лучше донести свою мысль, точно станет проще.

Можете быстренько пересказать? А то она какая-то толстая.
Прочесть книгу можно за пять минут. Серьёзно. В самом начале есть разворот с кратким содержанием — 15 главных тезисов книги. Это своего рода соглашение о намерениях с читателем: теперь вы знаете, что ждёт впереди. Если готовы — продолжайте.

Ну вы хоть покажите, как она выглядит, а то мы видели только обложку.
Конечно, пожалуйста.

Читайте также: